Свободная экономическая зона в Симферополе (Крым)

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны», в соответствии с которым Севастополь и Крым приобретают статус Свободных экономических зон (СЭЗ).

Этапы получения статуса участника СЭЗ:

  • Регистрация ООО, либо открытие ИП в Крыму;
  • Открытие расчетного счета;
  • Составление и подача инвестиционной декларации.
  • Подписание договора об участии в СЭЗ.
  • Получение свидетельства участника СЭЗ.

Самое главное: компании участники СЭЗ получают серьёзные налоговые преференции, которые дают возможность платить налоги в разы меньше, чем это сегодня позволено обычным участникам хозяйственных отношений (см. ст. 2 Федерального закона от 29.11.14 № 379-ФЗ).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СЭЗ

Налоги (сборы) РФ Республика Крым
Участники СЭЗ
НДС 18% 18%
Налог на прибыль 20%

Федеральный бюджет:

0% -10 лет

Республиканский бюджет:

2%- в течении 3 лет с момента внесения в реестр;

6% - с 4 по 8 годы;

13,5% - с 9 года;

(срок устанавливает РК)

Налог на имущество 2,2% от стоимости 0 % - 10 лет
Налог на землю 1,5 % от стоимости участка

0% - 3 года

С месяца получения права собственности на земельный участок

Амортизационные отчисления Применение ускоренной нормы амортизации с коэффициентом 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств
Страх. взносы, в т.ч.:
ПФ, ФСС, ФФОМС
30% -34%

7,6 % - для получивших статус в первые три года 2015-2017 гг., из них

Пенсионный фонд РФ– 6%

Фонд социального страхования РФ – 1,5%,

Фонд медицинского страхования – 0,1%

Транспортный налог 10-150 руб. за л.с. Льгот нет
Водный налог ежеквартально
252-678 руб. тыс.м3
Льгот нет
Резиденты РК, неявляющиеся участниками СЭЗ 6%

от «доходов»,


15%,

от «доходы минус расходы»

Патентная система

1% - 2015-2016 гг.

Упрощенная система

3% (доходы) на 2015-2016 гг.

7% (доходы – расходы) на 2015-2016 гг.

Единый сельхоз. налог

0,5% - 2015-2016 гг.



Однако для получения подобных льгот претенденты должны выполнить ряд жёстких условий. Преференции применяются только в отношении деятельности, осуществляемой непосредственно в рамках соответствующего договора, который регламентирует операции компании по СЭЗ. Все прочие операции компании подпадают под общие положения Налогового кодекса РФ. Об этом прямо говорится в п. 22 ст. 13 закона № 377-ФЗ. Раз это так, то наше внимание должны привлечь условия получения статуса участника.

Сразу отметим: только регистрации вашей компании в Крыму или в Севастополе с дальнейшей постановкой на их территории на налоговый учёт недостаточно для приобретения желанных льгот. Кроме того, статус участника не предоставляется филиалам юридических лиц, их представительствам, прочим обособленным подразделениям (в тех случаях, когда сами юридические лица не зарегистрированы в субъектах Крымского полуострова, см. п. 1 ст. 13 закона № 377-ФЗ).

Поэтому компания, желающая приобрести статус участника должна представить в правительство соответствующего крымского региона заявление на заключение договора об участии в СЭЗ. К заявлению требуется приложить инвестиционную декларацию, как того требуют п.п. 2,3 ст. 13 закона № 377-ФЗ. Этот документ должен обозначить данные о целях и видах деятельности участника проекта, а также его технико-экономическое обоснование, где указываются средняя заработная плата, предполагаемое число сотрудников, объёмы и сроки капвложений. Установлены требования по минимальному объёму капитальных вложений участников СЭЗ. За первые 3 года вы не можете внести меньше трёх млн. руб. (если вы представитель малого или среднего бизнеса), для более крупных компаний минимальные капвложения за тот же срок не могут быть меньше 30 млн. руб.

Компания, ставшая участником СЭЗ, может вести иную деятельность, выходящую за рамки проекта. Но в этом случае необходим раздельный учёт расходов и доходов. Иначе льгот вам не видать.

Ещё один немаловажный факт: в течение всего срока договора запрещается увеличивать налоговую нагрузку для участников СЭЗ. При этом исключения не делается даже в тех случаях, когда усиление налогового гнёта вводится федеральным законом. Таким образом, для участников СЭЗ предусматривается исключение из общего правила. Но если договор СЭЗ прекращается, к компании тут же применяют общие налоговые правила в соответствии с действующим законодательством (см. п. 1 ст. 16 закона № 377-ФЗ).


Судебные гарантии


П. 26 ст. 13 закона №377-ФЗ устанавливает жёсткие гарантии, защищающие права компаний, ставших участниками СЭЗ. Так, участник СЭЗ могут быть лишены всех вышеперечисленных льгот и преференций только с того момента, когда в Единый реестр участников СЭЗ будет официально внесена запись об их исключении. А в соответствии с п. 23 ст. 13 того же закона принудительно исключить участника СЭЗ из этого реестра может только суд, то есть административный порядок (например, решение налогового органа), автоматическое исключение из числа участников СЭЗ из-за нарушения каких-либо правил, инструкций, статей закона не допускается. В свою очередь суд может принять подобное решение из-за нарушения участником СЭЗ правил об объёмах и сроках капитальных вложений или ведение не предусмотренной договором об участии в СЭЗ видов деятельности (см. п. 3 ст. 14 того же закона).

Таким образом, всем, кто знаком с судебной практикой в России, становится понятно: даже после совершения указанных выше нарушений, участник СЭЗ имеет возможность ещё в течение 3 – 5 лет пользоваться всеми налоговыми и таможенными льготами и преференциями. Именно столько длятся судебные процедуры по аналогичным делам с учётом сроков на апелляцию. А чем в итоге рискует компания-нарушитель? Только лишением льгот и преференций, то есть используются право-восстановительные меры. Никаких штрафных санкций законом не предусмотрено.

Ещё один довод в пользу участия в Свободной экономической зоне на территории двух новых субъектов Российской Федерации.

Свободная экономическая зона «под ключ»

Этап I.

Подготовка пакета документов, необходимых для получения статуса участника свободной экономической зоны, составление инвестиционной декларации.

Инвестиционная декларация — это документ, в котором потенциальный участник СЭЗ указывает информацию о себе (название, дата регистрации, счета в банке и пр.) и раскрывает суть своего инвестиционного проекта, описывает почему, по его мнению, данный проект будет иметь коммерческий успех, сколько он готов потратить инвестиций на его развитие, какие и сколько ему понадобится создавать рабочие места, а так же, как скоро данный проект окупится. По своей сути, декларация является офертой от лица, потенциального участника СЭЗ, к правительству Крыма, в которой он прописывает свои основные обязательства. Указанные обязательства в дальнейшем включаются в Договор, который, в случае принятия положительного решения Министерством по делам Крыма, будет подписываться с участником.

Этап II. Подача пакета документов в контролирующий орган. Согласование текста декларации с ответственным специалистом
Этап III. Подписание договора с правительством Крыма об условиях деятельности в рамках свободной экономической зоны
Этап IV. Выдача свидетельства о включении в реестр участника свободной экономической зоны
СТОИМОСТЬ УСЛУГ – от 35.000 руб. до 50.000 руб.