Возможен ли эффективный контракт с контрактным управляющим

Понятие эффективного контракта появилось в обиходе госучреждений шесть лет назад вместе с Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, в котором принята «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» (Программа). Согласно разделу VI, данная Программа сейчас находится на последнем, III этапе (2016-2018 годы) и предписывает завершить работы по заключению с работниками таких трудовых договоров, которые обеспечат эффективную работу. Это означает, что со всеми сотрудниками государственных организаций до 2020 года обязательно должны быть заключены такие контракты, и контрактные управляющие (КУ) не являются исключением.

Отраслевая специфика

Для отдельных сфер деятельности разработаны и приняты свои нормативные документы, регламентирующие порядок его внедрения, например, для:

  • медицинских организаций — приказ Минздрава РФ № 421;
  • образовательных организаций — письмо Минобрнауки РФ № АП-1073/02;
  • учреждений культуры — приказ Минкультуры РФ № 920;
  • организаций социального обслуживания — приказ Минтруда РФ № 287.

Разработаны планы мероприятий («дорожные карты») для соответствующих сфер. Например, для сферы образования и науки «дорожная карта» введена Распоряжением Правительства РФ № 722-р.

https://youtu.be/yQPHCNbjUR0

Показатели эффективности

Что касается показателей эффективности, положения о них разработаны государственными органами, имеющими в своем ведении образовательные организации. Например, Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» утверждены перечни целевых показателей эффективности работы бюджетных учреждений, находящихся в его ведении и реализующих программы:

  • основных общеобразовательных;
  • специальных профессиональных училищ;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Согласно Методическим рекомендациям Минобрнауки[1] при разработке показателей эффективности деятельности органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимо обеспечить коллегиальность и привлекать организации, осуществляющие государственно-общественное управление в сфере образования, трудовые коллективы, профсоюзные организации.

К сведению:

Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах этих организаций в Интернете.

На основании утвержденного перечня показателей эффективности локальными актами муниципалитета (учредителя) и образовательной организации определяются механизм и процедура распределения стимулирующего фонда для руководителя и педагогических работников. При этом принятие решений по распределению данного фонда с учетом утвержденных показателей эффективности также должно осуществляться с привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.

Как организовать работу по переводу сотрудников на ЭК

Способ заключения договора зависит от того, состоит ли лицо уже в отношениях с работодателем или только собирается вступать в такие отношения.

В случае продолжающихся трудовых отношений следует заключить допсоглашение к действующим соглашениям с внесением изменений в порядке ст. 74 ТК (п. 6 Приказа № 167н). Эти действия возможны по соглашению сторон и оформляются в письменной форме (ст. 72 ТК РФ). Работодатель обязан информировать сотрудника в письменной форме за два месяца до планируемых изменений и о причинах, их вызвавших (ст. 74 ТК РФ).

В случае отказа сотрудника можно изменить условия существующего соглашения в одностороннем порядке. Для этого работодатель должен указать причины и обосновать их как неотвратимые. В частности, работодателю следует сослаться на изменения нормативной базы по системе оплаты труда и введение системы эффективного контракта. Если работник отказывается работать в новых условиях, трудовой договор с ним прекращается.

Обязательная для применения программа вводит новые показатели и критерии оценки деятельности работников, и это приводит к изменениям условий оплаты труда и уточнению должностных обязанностей. Эти факты свидетельствуют о неотвратимости изменения трудового соглашения.

Если сотрудник впервые принимается на работу, с ним подписывается договор в формате рекомендованных в Распоряжении № 2190-р форм.

Основные нововведения, по сравнению с условиями трудового соглашения — это:

  • корректировка условий оплаты труда (установление компенсационных и стимулирующих выплат);
  • уточнение обязанностей сотрудника, приведение их в соответствие с вводимыми профессиональными стандартами;
  • включение установленных мер соцподдержки сотрудников.

Положения контракта должны основываться на нормах ст. 57 ТК РФ и содержать все указанные в данной статье позиции.

Показатели эффективности в дошкольном учреждении

Как правило, эффективность работы государственных учреждений (в том числе дошкольного образования) и их руководителей оценивается по трем направлениям:

1. Основная деятельность учреждения.

2. Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина учреждения.

3. Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами.

При этом, например, согласно Приказу ФАНО РФ от 16.06.2015 № 19н[2] для данных показателей эффективности в дошкольных учреждениях установлены следующие критерии оценки.

Показатели эффективности Критерии оценки эффективности работы руководителя
Основная деятельность федерального государственного бюджетного учреждения Численность воспитанников в расчете на одного педагогического работника (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)
Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общем числе дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)
Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина учреждения Соблюдение сроков и порядка представления в ФАНО бюджетной и бухгалтерской отчетности, статистических форм отчетности
Отсутствие замечаний структурных подразделений ФАНО в части представления учреждением информации по запросам
Размещение информации об учреждении в Интернете на bus.gov.ru
Актуальность информации об образовательной организации в Интернете согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами Доля педагогических и руководящих работников учреждения, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждения (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)
Доля молодых педагогов до 35 лет со стажем работы в общем числе педагогов (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)
Отношение среднемесячной зарплаты педагогических работников к средней зарплате в общем образовании соответствующего региона (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)

А вот Примерными направлениями для разработки показателей эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений, утвержденными Распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.09.2013 № 2119‑р[3], по должности «воспитатель» установлены направления деятельности и показатели эффективности, и некоторые из них приведены ниже.

Направления деятельности Показатели эффективности
Динамика индивидуальных образовательных результатов воспитанников (по результатам контрольных мероприятий, измерений, мониторингов) Освоение воспитанниками государственных образовательных стандартов.

Положительная динамика достижений воспитанников по результатам независимой оценки качества образовательного результата

Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты воспитанников, социальные проекты, др.) Качество творческих, исследовательских, проектных и других работ воспитанников, выполненных под руководством воспитателя.

Участие воспитателя в совместной работе со школой по вопросам преемственности образования воспитанников

Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями воспитанников Обеспечение условий для социального взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Доля родителей, положительно оценивающих деятельность воспитателя по результатам опроса, в общей численности родителей группы.

Качественный уровень мероприятий, способствующих взаимодействию с родителями воспитанников

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Организация системы мер по охране жизни и укреплению здоровья и физического развития воспитанников:

– реализация системы комплексных мероприятий оздоровительной и спортивной направленности;

– внедрение передового педагогического опыта, опыта семейного оздоровления и др.;

– анализ заболеваемости воспитанников;

– разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости;

– использование в работе новых направлений в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом их образовательных потребностей

На практике помимо критериев, связанных с образовательными процессами, устанавливают такие критерии, как посещаемость воспитанников, отсутствие травм во время образовательного процесса, отсутствие жалоб на воспитателей.

Порядок действий

Порядок действий при введении эффективного контракта может состоять из следующих мероприятий:

  1. Провести анализ действующих трудовых соглашений с работниками на предмет их соответствия требованиям ст. 57 ТК РФ и приказу Минтруда РФ № 167н.
  2. Внести изменения в положение об оплате труда.
  3. Уточнить трудовую функцию и условия оплаты труда сотрудника.
  4. Разработать форму договора (допсоглашения к действующему) с работниками на базе формы примерного трудового договора с использованием показателей и критериев результативности деятельности работников учреждения.
  5. Утвердить измененные должностные инструкции.
  6. Уведомить работников об изменении условий действующего договора.
  7. Заключить с сотрудниками допсоглашения.
  8. С вновь принимаемыми на работу лицами заключать договоры по разработанным формам.

Соблюдение формальностей, описанных в статье, при переходе на эффективный труд в бюджетных учреждениях позволит избежать трудовых споров, в том числе в судебных инстанциях, а также быстрее перейти на новые способы оплаты.

Внедрение эффективного контракта в образовании

Одна из отраслей, где сейчас активно вводятся данные изменения – это учебные учреждения. Переход на эффективный контракт в образовании предполагает проведение нескольких обязательных мероприятий.

План мероприятий по переходу на эффективный контракт

Для начала разрабатывается и утверждается план мероприятий для перехода на новый контракт. В нем указывают, что необходимо сделать для того, чтобы иметь возможность включить в форму нового договора обязательные требования. К ним могут относиться:

  • Разработка положений о начислении стимулирующих надбавок и критериях их расчета.
  • Необходимость разработать бланк контракта или дополнительного соглашения для уже работающих и т.д.

В плане должны быть указаны конкретные сроки и ответственные за выполнение мероприятий.

Приказ о переходе на эффективный контракт: образец

После того, как все необходимые положения сформулированы и утверждены, издается приказ о переходе на эффективный контракт в образовании. Составляется он в свободной форме и может:

  • Утверждать трудовой договор – образец эффективного контракта, который будет использоваться в дальнейшем.
  • Регулировать порядок заключения дополнительных соглашений.
  • Регулировать порядок уведомления работников и их ознакомления с новыми локально-нормативными документами и т.д.

Как правило, работников нужно предупредить о предстоящих нововведениях, то есть ознакомить с приказом не меньше, чем за два месяца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]