Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что представляет собой социальная защита престарелых
  • Какие законодательные акты регулируют вопросы в сфере социальной защиты престарелых
  • Является ли социальная защита престарелых платной
  • Как получить социальную защиту престарелым людям? Кому могут отказать в социальной защите престарелых

Самые незащищенные слои населения больше других нуждаются в государственной поддержке. К ним, например, относятся престарелые люди, сироты, малоимущие. В российском законодательстве есть Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Он регулирует оказание государственной социальной помощи обозначенным выше категориям граждан. В статье мы поподробнее остановимся на том, как осуществляется социальная защита престарелых.

Организация пенсионного обеспечения

В России каждый гражданин имеет право на получение пенсии по достижении им определенного возраста.

Каковы законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан в части пенсионного обеспечения?

  • Закон гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на начисление ему базовой пенсии, размер которой не зависит от его трудового стажа и величины заработной платы. Ее определяет Правительство РФ и Пенсионный фонд. Базовая часть пенсии в 2019 году составляет 5334,19 руб. Это тот минимум, который могут получать все граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии регулярно индексируется. Задачей Правительства является увеличение размера базовой пенсии до размера прожиточного минимума.
  • Пенсия имеет также страховую часть. Размер страховой части пенсии у всех граждан индивидуален, он рассчитывается по определенной формуле, которая включает такие показатели, как величина трудового стажа и заработной платы, наличие льгот (к примеру, надбавки получают люди, имеющие несколько лет трудового стажа сверх установленной государством нормы, ветераны или участники ВОВ, инвалиды и т.п.).
  • Кроме того, существует третья часть пенсии – накопительная. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

Итак, у большинства пожилых людей в наши дни пенсия формируется их двух частей: базовой и страховой. У некоторых граждан размер пенсии несильно превышает базовую ставку. Это связано с незначительным размером страховой пенсии, на который может влиять небольшой трудовой стаж, низкий уровень заработной платы в прошлом или же отсутствие документов, которые подтверждали бы наличие большого стажа. К примеру, нередки случаи, когда людям, всю свою жизнь проработавшим в советских колхозах, выплачивается критически маленькая пенсия. А все потому, что они не смоги подтвердить свой стаж документами: в силу определённых экономических и политических обстоятельств, сложившихся в то время, когда они работали, зарплата на селе выплачивалась не деньгами, а, к примеру, продовольственным пайком. Кроме того, она могла быть сильно занижена.

Понятно, что базовый размер пенсии не может обеспечить нормальный уровень жизни. Эти деньги не закрывают даже основные потребности человека. Таким людям и требуется социальная защита.

На сегодняшний день государству необходимо работать по нескольким направлениям для обеспечения престарелым гражданам нормального уровня жизни: повышать размер пенсий, усовершенствовать систему пенсионного обеспечения, а социальная защита инвалидов и престарелых граждан в целом должна базироваться на их реальных потребностях. Важно делать упор на обслуживании стариков в домашних условиях, увеличивать число пансионатов и интернатов, осуществляющих уход за ними, а также повышать качество их работы.

Рекомендуем

«Что представляют собой социальные учреждения для пожилых и инвалидов и как туда попасть» Подробнее

Особенности социальной защиты пенсионеров

Осуществление пенсионных выплат – это одно из главных направлений в общей системе социального обеспечения. В целом, все социальное обеспечение пенсионеров относится именно к пенсионному праву, поэтому на него распространяются универсальные законы и нормы. Есть и те специалисты, которые относят пенсионное право к общности институтов права, а есть и те, кто считает их подотраслью права социального обеспечения. Тем не менее, все специалисты отмечают, что сегодня пенсионное право является одним из наиболее распространенных, и имеет ряд особенностей, когда речь идет о защите такой социальной категории, как пенсионеры.
Сегодня социальное обеспечение и социальная помощь пенсионерам – это приоритетное направление, которое определено социальной политикой государства. Безусловно, эта помощь не всегда может быть оказана нуждающимся гражданам в полном объеме, но это направление постепенно развивается, а благодаря реформам удалось достичь действительно значимых результатов в указанной области. По-прежнему специалисты высказывают надежду на то, что количество граждан, чей уровень жизни будет расти, также увеличится, и Россия займет достойное место в мировой классификации социально защищенных стран, и уровень бедности будет неуклонно падать.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальное обеспечение пенсионеров 450 руб.
  • Реферат Социальное обеспечение пенсионеров 230 руб.
  • Контрольная работа Социальное обеспечение пенсионеров 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Помощь, которую получают пенсионеры, может быть разного вида: это и льготы, и услуги, или денежные выплаты. Согласно законодательству, если пенсионер отказывается от денежного эквивалента стоимости набора некоторых льгот или услуг, то он имеет возможность получить:

  1. Некоторые жизненно необходимые лекарственные препараты или медицинские средства, за которые может не платить из собственных средств;
  2. Санаторное или курортное лечение в соответствии с тем, какие заболевания у него имеются, и какое заболевание является основным;
  3. Бесплатный проезд на пригородных электричках и всех видах муниципального транспорта на территории Российской Федерации, а также оплачиваемые поездки к месту лечения (например, проезд в поликлинику или стационар).

В России очень развита государственная поддержка пенсионеров как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральными льготниками признаются ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, вдовы или вдовцы ветеранов Великой Отечественной войны. Сюда же относятся и работающие пенсионеры, а остальные категории следует объединить в одну общую группу – региональные пенсионеры.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 1

Адресную материальную помощь могут получить абсолютно все пенсионеры, которые по тем или иным причинам оказались в трудной жизненной ситуации. Но, в зависимости от места проживания пенсионеров, величина адресной помощи может в значительной степени отличаться.

Предоставляемые услуги в виде одежды и обуви, продуктов питания и медицинских препаратов определяются исключительно на местном уровне.

Что полагается пенсионерам в рамках социальной защиты престарелых

Престарелые люди в силу состояния здоровья зачастую не могут самостоятельно сходить в магазин за продуктами, купить лекарства, сделать уборку в доме. Если такой гражданин не хочет отправиться жить в дом престарелых, соцзащита должна обеспечить его помощью социальных работников. Что именно может входить в обязанности соцработников:

  • помощь в бытовых вопросах;
  • приготовление пищи;
  • покупка продуктов и товаров первой необходимости (в том числе лекарств);
  • организация досуга;
  • уборка;
  • стирка;
  • проведение косметического ремонта;
  • топка печи (если нет системы центрального отопления);
  • подвоз питьевой воды (если нет водопровода);
  • оплата коммунальных услуг и иных счетов;
  • вызов доктора;
  • сопровождение к местам отдыха и др.

Соцработники совершают покупки и оплачивают счета из личных средств пожилого человека.

Особое внимание уделяется инвалидам, которые не могут сами за собой ухаживать. При работе с такой категорией граждан в обязанности соцработников входит:

  • сопровождение престарелого человека в медицинские учреждения;
  • проведение гигиенических и иных процедур;
  • поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе в сборе и подаче необходимых документов;
  • юридическое консультирование.

В муниципальных образованиях существуют центры социального обслуживания: муниципальные и частные. Сегодня забота о престарелых людях может быть передана специализированным организациям или индивидуальным предпринимателям, их деятельность финансируется государством, а значит, они должны обладать лицензией. На официальных сайтах муниципальных образований можно ознакомиться с перечнем таких организаций. Согласно законодательству РФ каждый регион самостоятельно занимается организацией поддержки престарелых граждан.

Всю информацию относительно помощи престарелым можно узнать:

  • в организациях социальной защиты;
  • в многофункциональных центрах.

В рамках сотрудничества между организацией и гражданином заключается договор. Порядок его оформления описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. В договоре прописывают:

  • время действия (от трех месяцев до года);
  • перечень услуг и их объем;
  • желаемый результат;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок изменений;
  • основания прекращения действия.

Заявление на предоставление социальной помощи подает сам гражданин, который в ней нуждается. Государственный орган принимает решение в течение 10 дней. В случае если необходимо уточнить какие-то моменты (например, условия проживания гражданина), срок может увеличиться до 1 месяца.

По закону организация, оказывающая помощь престарелым гражданам в рамках социальной защиты, имеет право самостоятельно выбирать подопечных. Однако есть категории граждан, которые должны обслуживаться в обязательном порядке:

  • женщины старше 60 лет;
  • мужчины старше 65 лет;
  • инвалиды любого возраста.

Помимо престарелых людей социальная помощь оказывается сиротам, малоимущим, опекаемым и опекунам и иным категориям граждан.

Рекомендуем

«Престарелые родители: особенности ухода за пожилыми людьми» Подробнее

Законодательно-правовая база социальной работы с пожилыми гражданами.

⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 48Следующая ⇒

По Конституции РФ(ст.7) пожилым людям гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Ст. 41 пожилые люди наряду со всеми имеют право на охрану здоровья и бесплатную помощь в государственных и муниципальных медецинских учреждениях, ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных учреждениях. Ст. 44 отмечает право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Ст.51 право на квалифицированную юридическую помощь. Ст 33 — право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Трудовое законодательство РФкаких-либо ограничений для граждан старшего поколения не содержит. Хотя, некоторые законодательные акты России допускают частичные ограничения в связи с возрастным цензом, Н-р, существует предельный возраст для тех, кто находится на государственной службе, — 60 лет. Подобные нормы существуют для военнослужащих офицерского состава Российской Армии и сотрудников силовых структур.

Согласно Закону «О занятости населенияРФ» граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости или выслуге лет, не могут быть безработными, а значит им не выплачивается пособие по безработице.

С 01.01.2002г. вступил в силу пакет из четырех законов, принятых в развитие пенсионной реформы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»от 15.12.2001г. № 166-ФЗ; «О тудовых пенсиях в РФ»от 17.12.2001г. № 173-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»от 15.12.2001г. № 167-ФЗ и «О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»от 04.03.2002г. № 2 1-ФЗ. Новые законы распространяются не на всех граждан, т.к. пенсионная программа начала работать лишь со второй половины 2003г.. Эти изменения меньше всего повлияли на пенсионное обеспечение граждан, которым на момент принятия нового пенсионного законодательства исполнилось 50 лет. Однако эта категория граждан вправе рассчитывать на улучшение пенсионного обеспечения за счет индексации пенсий, проводимых Правительством не реже 1 раза в квартал.

ФЗ’ «О ветеранах»от 12.01.1995г. (в ред. от 02.01.2000г. и 04.05.2000г.) устанавливает правовые гарантии соц.защиты ветеранов РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Гарантирует соц. защиту пожилым гражданам и предоставляет дополнительные права и и льготы по пенсионному обеспечению, налогооблажению, оплате коммунально-бытовых услуг, медицинскому обслуживанию и др.

ФЗ «О соц.защите инвалидов в РФ»(15.11.1995г.) имеет прямое отношение к пожилым людям — инвалидам.

В «Основах законодательства РФ по охране здоровья граждан»(22.07.1993г.) ст. 26 закрепляет право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, соц. защиты населения, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию — бесплатно или на льготных условиях.

ФЗ «О государственной соц. помощи»(17.07.1999г.) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной соц. помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.

Формы соц. обслуживания граждан, их права, гарантии этих прав предусматривают ФЗ «Об основах соц. обслуживания населения в РФ»(10.12.1995г.), «О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»(02.08.1995г.)

Немаловажное значение в соц.работе с пожилыми людьми имеет блок общих законов, который содержит нормы, регулирующие образование, занятия спортом и досуговую деятельность граждан старшего поколения. Это — «Об образовании», «О физической культуре и спорте в РФ», «Основы законодательства РФ о культуре» и др.

На разрешение первоочередных задач соц. поддержки пожилых людей нацелены также и другие законодательные и подзаконодательные акты, в частности: Гражданский, Семейный, Жилищный кодексы РФ,Законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и др.

Законодательно-правовая база социальной работы с молодежью.Правовой основой соц. работы с молодежью являются федеральнве законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией РФ.

Закон СССР «Об общих началах гос.молодежной политики в СССР» (апрель 1991г.) изменил саму концепцию соц. работы с молодежью. Упор стали делать не на предоставление помощи, а на минимальной стартовой поддержке, стимулируя развитие способностей молодых людей через сеть соц. центров. Однако этот закон с распадом СССР прекратил свое действие.

В июле 1993г. принято постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях ГМП в РФ».В нем определены направления ГМП, а также предусмотрено формирование у молодых граждан чувства патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Законодательно-нормативное обеспечение ГМП осуществляется на основании ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» от 28.06.1995г. № 98-ФЗ. Он определяет гарантии, общий принципы, содержание и меры гос. поддержки молодежи.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»от 24.07.1998г. № 124-ФЗ регулирует правоотношения младшей возрастной группы молодежи, устанавливает гос. минимальные соц. стандарты основных показателей качества жизни детей, определяет объем соц. услуг, включенных в этот стандарт.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»от 24.06.1999г. № 120-ФЗ устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с этим законом Правительство РФ приняло 27.11.2000г. постановление, в которм утвердило Примерное положение о: социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; соц. приюте для детей; центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В нем определен порядок деятельности данных учреждений, условия приема и содержания в них несовершеннолетних, кадровое обеспечение, управление, имущество, средства.

Основные правовые аспекты соц. работы с

молдежью отражены в ФЗ: «О физической культуре и спорте в РФ», «О выборах депутатов ГОс. Думы Федерального Собрания РФ», «О занятости населения в РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в реыерендуме граждан РФ», «О льготах на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» и др.

Во второй половине 1990-х годов была проведена большая работа по подготовке проекта Закона РФ «Об основах ГМП в РФ». В этом проекте были определены принципы ГМП, пути реализации, прописан процесс формирования и реализации ГМП в РФ. Проект был принят Гос. Думой и одобрен Советом Федерации, но 25.11.1998г. Президент РФ отклонил его. Т.о., на федеральном уровне в настоящее время отсутствует какой-либо законодательный акт, устанавливающий базовые нормы, а также приоритеты и механизмы гос. поддержки различных категорий молодежи.

Существенное значение для организации деят-ти соц. Учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как Постановление Минтруда об утверждении методических рекомендаций для Центров соц. Помощи семье и детям (июль 1999г.; июль 2000г., №№32,52,53,54).

Мин.образования России направило инструктивные письма: «О создании и функционировании учреждений соц.обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» (30.09.2002г., №3), «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» (01.11.2002г., №5) и др.

Совместное письмо Минобразования РФ и Минтруда РФ «О нормативно-правовом обеспечении учреждений соц.обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов РФ» от 08.01.2002г. №15-52-04 ин/15-01-21, которое разъясняет содержание соц. работы с молодыми гражданами.

Соц.деятельность по поддержке молодой семьи определяют: постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ» от 03.04.1996г. №387; Указ Президента РФ «Об основных направлениях гос-ой семейной политики» от 14.05.1996г. №712; распоряжение Госкомитета РФ по молодежной политике «Об утверждении концепции реализации гос.семейной политики по становлению и-стабилизации молодой семьи» от 28.03.2000г. №21; постановление Правительства РФ «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. от 28.08.2002г. №638. В этих док-ах подчеркивается, что госполитика в отношении молодой семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, она направлена на создание условий для активного участия семьи в жизни российского общества.

В целом создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовывать на практике соц.работу с молодежью.

Ряд нормативных законов направлены на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

⇐ Предыдущая38Следующая ⇒

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Кому могут отказать в соцзащите престарелых граждан

Есть несколько категорий граждан, которым по закону можно отказать в предоставлении социальной защиты и помощи. Во-первых, это люди с психическими отклонениями, склонные к агрессивному поведению. Во-вторых, это граждане:

  • имеющие инфекционные заболевания, в том числе венерические;
  • больные туберкулезом в открытой форме;
  • имеющие алкогольную или наркотическую зависимость.

Отказать в помощи могут также по причине занятости всех сотрудников организации.

Человека, не способного самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой, могут поместить в стационар. Для этого нужно согласие самого человека и его родственников (при наличии) либо решение суда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]