Что грозит за вмешательство в личную жизнь и распространение личной информации


Какие данные имеют статус персональных?

Сведения, имеющие отношение к конкретному человеку, представляют собой персональные данные физлица (субъекта ПД), и делятся на четыре типа:

  • общего характера (данные паспорта, прописка, дата и место рождения, ИНН, СНИЛС, номер телефона, образование и прочее);
  • специального назначения (расовая принадлежность, национальность, состояние здоровья гражданина, вероисповедание и т.д.);
  • биометрические (дактилоскопия, группа крови, ДНК);
  • обезличенные (не принадлежащие конкретным лицам, например, оклад госслужащего).

Состав персональных данных работника

На основании п. 2 ст. 86 ТК РФ объем и содержание персональных данных работника определяются работодателем в соответствии с Конституцией РФ, Трудового кодекса и иными федеральными законами. Как правило, деятельность любой организации предполагает использование работодателем в документообороте два основных вида документов:

  1. Документы, которые предоставляются работником при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). К данной категории относятся документы, содержащие фотоизображение работника, ФИО, сведения о месте и дате рождения, гражданстве, семейном положении, месте регистрации, образовании, специальности (паспорт, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, военный билет и т.д.).
  2. Документы, которые формируются работодателем самостоятельно (первичная учетная документация по учету труда и его оплаты). Данная категория включает в себя приказы или распоряжения о приеме работника, расторжении трудового договора, поощрении работника, личная карточка, документы по оплате труда.

Законодательное регулирование

Основную нормативную базу составляют:

  1. ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных»;
  2. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
  3. Методические материалы Роскомнадзора, ФСТЭК и ФСБ России;
  4. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» — КоАП РФ;
  5. Трудовой кодекс РФ;
  6. Уголовный Кодекс РФ (ст. 137 – о нарушении неприкосновенности частной жизни).

Что такое персональные данные с точки зрения УК РФ

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ персональными данными признается любая информация, так или иначе относящаяся к физическому лицу и позволяющая идентифицировать его. Иными словами, это может быть все что угодно — от фамилии человека до его антропометрических особенностей.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 информация о частной жизни гражданина отнесена к сведениям конфиденциального характера, следовательно, разглашению и несанкционированному сбору не подлежит.

Уголовно-правовая защита такого рода сведений реализована в ст. 137 УК РФ. Название нормы позволяет распространить ее на все виды сведений о фактах, обстоятельствах и событиях частной жизни гражданина.

Таким образом, к понятию «частная жизнь», неприкосновенность которой охраняет ст. 137 УК РФ, можно отнести следующую информацию о человеке:

  • данные непосредственно о самой личности, включая реквизиты удостоверяющих документов, сведения о месте пребывания (проживания) человека и его жилище;
  • данные о родственниках и иных близких людях;
  • сведения, составляющие иную тайну, охраняемую законом (информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях, об усыновлении, содержание телефонных переговоров, переписки (в том числе электронной), телеграфных сообщений, факт составления и содержание завещания и т. д.).

Кроме того, в эту же категорию входят сведения, отнесенные к налоговой, адвокатской, врачебной тайне, информация, полученная в ходе исповеди (тайна исповеди). Интересную статью о категориях персональных данных предлагает к прочтению КонсультантПлюс. Оформить доступ к системе КонсультантПлюс можно бесплатно здесь.

Сбор таких сведений и тем более разглашение без согласия их носителя возможны только в случаях, прямо предусмотренных законом. Например, в рамках расследования или рассмотрения уголовного дела, в ходе исполнения судебного решения и т. д.

В иных ситуациях сбор и распространение данных о частной жизни есть прямое нарушение ст. 23–24 Конституции РФ. Лицо, допустившее такое нарушение, рискует подвергнуться уголовному преследованию.

Чтобы случайно не разгласить чужие персональные данные, ознакомьтесь с порядком обработки персональных данных.

Важно! На разглашение некоторых сведений, отнесенных к тайне, могут распространяться иные, более узкие нормы УК РФ. Так, например, ответственность за нарушение тайны усыновления должностным лицом, обязанным сохранять ее конфиденциальность, наступает по ст. 155 УК РФ.

В каком случае разглашение персональных данных не несет опасности со стороны закона?

Все личные данные могут требоваться различным инстанциям, в которые обращается гражданин, для чего оформляется согласие на обработку ПД в письменном виде. Примерами организаций могут послужить:

  • поликлиники, собирающие данные о больных, прикрепленных к ней;
  • работодатели;
  • туристические и сотовые операторы;
  • управляющие компании;
  • транспортные, страховые агенты, обрабатывающие массивы данных клиентов.

Что такое персональные данные по закону?

Персональные данные — информация, относящаяся к идентификации физического лица, который выступает в роли субъекта. Персональные данные обрабатываются без нарушения законодательства. Основным законом, регулирующим защиту личных сведений, является Федеральный закон №152 «О персональных данных», который был принят 8 июля 2006 года, а одобрен 14 июля того же года. Также в это время вносились корректировки в ФЗ 152. Подробнее об этом тут:

Основные положения закона:

Ст 2

В статье 2 описываются цели настоящего Федерального закона. Основная цель — обеспечение сохранности прав и свобод гражданина РФ и человека без гражданства или с иностранным гражданством в случае обработки его личной информации. Это касается и неприкосновенности частной, личной и семейной жизни.

Ст 5

В статье 5 описываются основные принципы, на основе которых персональные данные будут обработаны. Личная информация обрабатывается и сортируется на законных основаниях. Обработка осуществляется лишь в конкретных и законных целях. Если цели обработки не совместимы с действительностью, это действие запрещается законом.

Личные данные хранятся до момента, пока субъект не будет определен, но не дольше. Затем сведения уничтожаются или ликвидируются.

Ст 6

В статье 6 перечисляются условия по обработке персональных данных. Их обработка осуществляется в связи с:

  • гражданским;
  • конституционным;
  • административным;
  • уголовным судопроизводством.

Информацию можно обрабатывать при исполнении определенных действий федеральных органов исполнительной власти. Обработка сведений требуется для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных или по которому субъект будет являться поручителем или выгодоприобретателем.

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут:

Обработка персональных данных требуется для защиты здоровья, жизни и других важных интересов, если получить согласие гражданина не предоставляется возможным.

Ст 7

В статье 7 описывается конфиденциальность личной информации. Операторы или другие лица, которые получили личную информацию, обязаны ее использовать непосредственно для обслуживания этого клиента и не передавать третьим лицам, если другое не предусмотрено законодательством.

Ст 11

В статье 11 говорится о данных биометрического характера. Биометрическая информация может быть обработана только после письменного согласия гражданина или человека. Если действие происходит согласно международному договору РФ в связи с правосудием и исполнением судебных актов, согласие гражданина на обработку персональных данных не требуется.

Ст 13

Государственные и муниципальные органы используют свои должностные полномочия для создания информационной системы или информационной базы персональных данных. В муниципальных и государственных учреждениях могут быть учтены особенности обработки личных данных в информационных системах. Права и свободы человека и гражданина не ограничиваются при обработке персональных данных. Государственный реестр населения создается как раз для того, чтобы права субъектов личных данных в связи с их обработкой и сортировкой были соблюдены.

Признаки разглашения

Разглашение персональных данных без согласия гражданина запрещено, а правонарушения могут быть классифицированы по признакам совершения следующим образом:

  1. Незаконное распространение ПД должностным лицом с использованием служебного положения (например, раскрытие тайны клиента его адвокатом);
  2. Раскрытие информации, касающегося несовершеннолетнего лица и его близких (родителей, опекунов и т.д.), на которых оно отразилось;
  3. Нанесение ущерба по причине разглашения ПД, выражающееся в виде морального, материального вреда и т.д.

Первые два пункта регулируются ст. 137 УК РФ, а привлечение к ответственности осуществляется с учетом прямого или косвенного умысла.

Характеристика

Разглашение персональных данных 137 УК РФ представлено законодателем в форме собирания либо распространения сведений, которые затрагивают частную жизнь человека. Сбор производится незаконно.

Применение данной нормы относится к случаям, когда:

  • собраны или распространены сведения, относящиеся к тайне семьи, либо носят личный характер;
  • пострадавший не давал согласие, чтобы распространять сведения;
  • распространитель использовал СМИ.

Редакция кодекса предусматривает, что в данной ситуации к виновному применяется штрафная санкция. Размер установлен до 200 тысяч рублей. Решение суда может основываться на уровне дохода виновного. Период закреплён, равный 18 месяцам. Ст. 137 УК РФ также предусматривает применение работ обязательного характера. Срок установлен в размере 360 часов. Исправительные работы устанавливаются на 12 месяцев.

В качестве дополнительной меры предусматривается ограничение виновного в правах занимать должность или деятельностью. Срок равен трём годам. Злодеяние наказывается также арестом на 4 месяца либо виновное лицо лишается на два года свободы.

Если коллектор или иное лицо воспользовалось своим служебным положением для совершения указанного посягательства, то имеет место изменение наказания в большую сторону. КоАП аналогичных положений не закрепляет. Размер штрафа возрастает и составляет от 100 до 300 тысяч рублей. Нарушителя могут лишить права занимать должность или деятельностью. Срок в этом случае варьируется от 2 до 5 лет. Применяются работы принудительного характера на 4 года. Кроме того, виновного могут арестовать на полгода или лишить свободы на 4 года.

Если неправомерное распространение связано с использованием СМИ, публичных выступлений и прочих аналогичных форм и затрагивает интересы несовершеннолетнего, то применяются положения части 3 рассматриваемой нормы. Стоит обратить внимание, что указанные сведения касаются уголовного дела с участием ребёнка либо отражают полученные им страдания, которые повлекли тяжкие последствия. Выражаться они могут в психическом или физическом проявлении.

При рассмотрении дела судом виновный будет получать штрафные санкции. Размер их установлен в пределах от 150 до 350 тысяч рублей. 137 УК РФ нарушение неприкосновенности частной жизни предусматривает лишение виновного права занимать определённую должность или деятельностью. Законодатель срок устанавливает для этой меры от 3 до 5 лет. Применимы работы принудительного характера, которые установлены на пять лет. Виновного арестовывают на полгода либо лишают на пять лет свободы.

Ответственность и штрафы

Наказание может быть назначено в зависимости от обстоятельств правонарушения.

За первый тип нарушений тайны ПД предусмотрены:

  • штраф до 200 000 руб. либо эквивалент оплаты труда до 18 мес.;
  • работы в обязательном порядке на период до 15 суток;
  • исправительные работы на период до 1 года;
  • арест сроком до 4-х месяцев;
  • лишение свободы – до 2-х лет.

Можно ли вести фото- и видеосъемку в магазине, прочитайте здесь.

За правонарушения в соответствии с п. 2 статьи 137 УК:

  1. штраф до 300 000 руб.;
  2. принудительные работы длительностью до 4-х лет;
  3. арест до 5 мес.;
  4. лишение свободы – до 5 лет.

За нарушения по части 3 предусмотрены следующие наказания:

  • штраф до 350 000 руб.;
  • лишение свободы (либо принудительные работы) до 6 лет;
  • арест на полгода.

Уголовная ответственность не наступает при незначительных правонарушениях, которые не несут опасности для общества.

Какую закон регламентирует ответственность за распространение персональных данных

Незаконное распространение персональных данных уже рассматривалось выше. Предусмотрено два вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная.

Что касается распространения по административному законодательству, то в данной ситуации предусмотрена более мягкая ответственность в виде штрафа или же предупреждения. Уголовная ответственность предполагает наложение более строгих санкций и ограничений.

Помимо административного и уголовного взыскания законом предусмотрена дисциплинарная и гражданская ответственность. Дисциплинарная, в большинстве своем, влечет за собой возникновение таких негативных последствий, как увольнение.

Гражданская ответственность предполагает взыскание и возмещение причинённых убытков. Допускается также и возмещение причиненного морального вреда.

Административная ответственность за обработку персональных данных без согласия, штрафы

Это правонарушение влечет за собой административную ответственность. Это статья 13.11 КОАП РФ. В зависимости от того, кто именно является нарушителем, предусмотрен и различный размер штрафных санкций.

Если закон нарушил гражданин, то он обязан уплатить штраф в казну государства в размере до трех тысяч рублей. Если это юридические лица – до пятидесяти тысяч рублей. В случае, если нарушение закона исходило от должностного лица, то возникает обязательство уплаты штрафа в размере до десяти тысяч рублей. Юридическим же лицам за нарушение закона о неразглашении придется уплатить до семидесяти пяти тысяч рублей.

https://youtu.be/fZi4gt2R6e4

Конкретного термина «распространение» в кодексе об административных правонарушениях нет, однако есть термины и понятия, косвенно затрагивающие незаконное распространение.

Непосредственное распространение личной информации раскрывается в рамках уголовного законодательства, о чем будет сказано ниже.

Уголовная ответственность за нарушение закона о персональных данных

Одной из основных статей, осуществляющих защиту персональных данных, является статья 137 УК РФ. Она предусматривает ответственность (наказание) за нарушение неприкосновенности частной (личной) жизни, куда и входит незаконное собирание и распространение частных сведений.

Здесь может применяться ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, а также иные меры ответственности, в том числе и исправительные, принудительные работы, арест или лишение свободы.

Еще одной статьей, защищающей персональные, частные сведения, является статья 140 УК. Она регулирует правоотношения в сфере отказа в предоставлении уже собранных частных данных лица, когда такое предоставление обязательно в соответствие с законодательством. Здесь субъектом ответственности является должностное лицо. На него может быть возложен штраф в размере до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, нельзя собирать и обрабатывать персональные данные гражданина без его согласия. Получение и передача таких сведений должна происходить в рамках законодательства РФ о защите персональных данных. Для правонарушителей незаконные действия грозят как административной, так и уголовной ответственностью.

Куда обратиться?

При нарушении конфиденциальности личных данных возможно обратиться в несколько инстанций для восстановления справедливости.

Роскомнадзор

В эту организацию следует жаловаться на операторов мобильной связи, провайдеров сети Интернет, СМИ и прочие компании, предоставляющие услуги связи. Сделать это можно несколькими способами:

  1. направить обращение через онлайн-сервис (электронная приемная);
  2. оформить жалобу письменно и передать ее в Роскомнадзор лично либо почтой, заказным письмом с уведомлением.

Полиция

Обратиться в правоохранительные органы следует с целью привлечения виновного лица к административной либо уголовной ответственности, а также установления степени его вины.

Прокуратура

Данный орган, являющийся надзорным во всех сферах права, рассмотрит дело и передаст его в суд.

Передать документы можно следующим образом:

  • путем обращения в прокуратуру по месту жительства;
  • направить жалобу почтой – заказным письмом с уведомлением;
  • на личном приеме помощника прокурора.

Суд

В суде рассматриваются дела при нанесении ущерба гражданину, чьи персональные данные были разглашены, и который он намерен компенсировать.

Персональные данные работника

В гражданском законодательстве РФ существует понятие о персональных данных работника, которое предполагает общие сведения о физическом лице, необходимые работодателю в связи с возникновением трудовых правоотношений. Также, как и защита чести, достоинства и деловой репутации, защита персональных данных работника регулируется статьями действующего ГК РФ, и может рассматриваться несколькими аспектами:

  1. Гарантии – совокупность норм и правил, которыми регулируются отношения, касающиеся персональных данных работника.
  2. Комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на реализацию законодательных актов в целях выражения политики работодателя.
  3. Обеспечение субъективного права работника на защиту личных персональных данных.

Право на защиту своих персональных данных имеет каждый работник (п. 9 ст. 86 ТК РФ).

В соответствии со ст. 89 Трудового кодекса РФ свое право на охрану и защиту ПДн каждый работник может реализовать посредством следующих действий:

  • свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, в том числе получение копии любой записи, в которой содержатся ПДн работника;
  • определение личного представителя для защиты своих персональных данных;
  • получение полной информации о ПДн и их обработке;
  • выставление требований об исключении или исправлении персональных данных, содержащих неверную информацию либо, если они были обработаны с нарушением требований законодательства;
  • обжалование в суде неправомерных действий работодателя, а также его бездействии при обработке и защите ПДн.

Содержание заявления о разглашении

Заявление составляется в произвольной форме, но если за правонарушение следует уголовное наказание, то оно должно быть составлено строго по правилам ГПК.

Необходимо ссылаться на законодательные акты и доказательные документы.

В заявлении необходимо указать следующие сведения:

  1. данные заявителя;
  2. о лице либо организации, что разгласили персональные данные;
  3. описание правонарушения;
  4. доказательства (фото- и видеоподтверждение, скриншоты, переписка и т.д.).

Скачать заявление в Роскомнадзор о распространении персональных данных можно здесь.

Чем полнее будет доказательная база, тем выше вероятность отстоять свою правоту с помощью закона.

Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных работника

В связи со сбором персональных данных работников в организации работодателя необходим контроль за правомерностью действий владельцев информации.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 90 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность за нарушение норм, l°59J регулирующих обработку и защиту персональных данных работника

На лицо, ненадлежащим образом относящееся к хранению и сбережению подобных сведений, может быть наложено дисциплинарное взыскание. Возможно наложение дисциплинарного взыскания на лицо, обязанное должным образом хранить и беречь информацию, касающуюся персональных данных работника, но в результате ненадлежащего хранения допустившее ее порчу или утрату.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена трудовым законодательством (ст. 192-195 ТК РФ). За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (в т. ч. обязанности соблюдения установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера), работодатель вправе применить одно из предусмотренных ст. 192 ТК РФ дисциплинарных взысканий в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ.

За разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей, может последовать расторжение трудового договора (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, может быть возложена обязанность возместить причиненный этим ущерб (п. 7 ст. 243 ТК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий обязан соблюдать установленный порядок работы со служебной информацией, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него может быть наложено дисциплинарное взыскание (ст. 14): замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Согласно Указу Президента РФ от 01.06.98 № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» федеральные государственные служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел (формирование их копий) упомянутых в наименовании Указа лиц, могут привлекаться в соответствии с законодательством РФ к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также и за иные нарушения порядка ведения личных дел, установленных этим Указом (п. 7).

Административная, гражданская и уголовная ответственность за несоблюдение установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5. 39 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), может быть наложено административное взыскание. Нарушение данной нормы влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:

  • на граждан — от 3 до 5 МРОТ;
  • должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ;
  • юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет за собой наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан — от 5 до 10 МРОТ;
  • на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ.

ГК РФ предусматривает защиту нематериальных благ граждан, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, деловую репутацию и др. Соответственно устанавливаются формы гражданско-правовой ответственности в виде денежной компенсации за причиненный моральный вред, обязанности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (работника) (ст. 150, 151, 152 ГК РФ) и т. д.

Особое внимание следует обратить на криминализацию правонарушений в области работы с персональными данными, в связи с чем Уголовным кодексом РФ предусматривается уголовная ответственность:

  • за злоупотребления и незаконные действия с информационными данными о частной жизни (ст. 137 УК РФ);
  • за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении до кументов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, если эти деяния причинили вред правам и за конным интересам граждан (в т. ч. работникам) (ст. 140 УК РФ).

Так, согласно ст. 137 УК РФ незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 4 месяцев.

Если эти деяния совершены лицом с использованием его служебного положения, то согласно ч. 2 ст. 137 УК РФ оно наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Ограничения в сфере частной детективной деятельности и в работе органов федеральной службы безопасности

В соответствии с Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон от 11.03.92) в целях сыска согласно ст. 3 разрешается предоставление следующего вида услуг:

  • сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с уча стниками процесса;
  • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, вы явление некредитоспособных или ненадежных деловых партне ров;
  • установление обстоятельств разглашения сведений, составляю щих коммерческую тайну;
  • выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных договоров и др.

Согласно ст. 5 Закона от 11.03.92, в ходе частной сыскной деятельности в действиях частных детективов допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев) и др.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписей, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В то же время ст. 7 Закона от 11.03.92 установлены ограничения в сфере деятельности частных детективов. Так, им запрещается:

  • выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
  • собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политически ми и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  • прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
  • совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
  • разглашать собранную информацию, использовать ее в каких- либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц и др.

В этой же статье установлено, что проведение сыскной деятельности, нарушающей тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанной с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответ-1 ственность. В данном случае речь идет, разумеется, об ответственности по ст. 137 УК РФ, вытекающей из ответственности за разглашение персональных данных, охрана и защита которых предусмотрена трудовым законодательством.

Соответствующие запреты на противоправный сбор, хранение, обработку, распространение информации, связанной с персональными данными работника, и ответственность за подобные действия зафиксированы и в иных федеральных законах. Так, ст. 6 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 03.04.95 № 40-ФЗ предусматривает соблюдение прав и свобод граждан органами федеральной службы безопасности в своей деятельности. В частности, лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности или их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов или должностных лиц в вышестоящие органы-феде-ральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

Государственные органы, предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения прав и свобод. Эти же субъекты правоотношений вправе требовать от органов федеральной службы безопасности компенсации морального вреда и возмещения материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами этой службы кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае нарушения сотрудниками органов ФСБ прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа ФСБ, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством России.

Должностные лица органов ФСБ, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, также несут ответственность по российским законам, в т. ч. по ст. 137 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, согласно ст. 140 УК РФ влечет наложение штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

В ст. 14 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

Владелец документальной информации о гражданине обязан предоставить ее бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

В ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 № 144-ФЗ определены требования по соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Так, лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (кстати, преступление может быть совершено и в процессе исполнения трудовых обязанностей), т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе требовать от органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, предоставления сведений о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.

В процессе рассмотрения того или иного дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении конкретному лицу сведений, в т. ч. в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всестороннего рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организационно-преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Если решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю будет признано необоснованным, судья можем обязать указанный орган предоставить заявителю соответствующие сведения, предусмотренные законом.

Неправомерный отказ в предоставлении документов и материалов в данном случае означает противоречащее законам и другим нормативным правовым актам нежелание предоставить информацию, затрагивающую права и свободы гражданина, несмотря на то, что виновный располагает такой информацией и был обязан ее предоставить.

Что касается предоставления неполной информации, то это означает ознакомление заинтересованного лица не со всеми документами и материалами, существенно затрагивающими его права и свободы, либо сообщение ему не всех сведений, имеющих принципиальное значение для соблюдения его прав и законных интересов.

Под предоставлением заинтересованному лицу заведомо ложной информации понимается сообщение ему не соответствующих содержащимся в документах и материалах сведений, о чем достоверно известно лицу, предоставившему такую информацию.

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении заинтересованному лицу информации наступает при условии причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Такой вред может быть имущественным (например, в виде недополученной гражданином заработной платы) или моральным (например, при незаконном увольнении или переводе на другую работу).

Ответственность лица, выполняющего управленческие функции

Ответственность за указанные преступления (ст. 140 УК РФ) несет должностное лицо, уполномоченное на предоставление гражданину соответствующей информации.

Руководитель коммерческой или иной организации (разумеется, выполняющий управленческие функции), виновный в неправомерном отказе гражданину в информации, затрагивающей его права и свободы, в случае причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организации либо охраняемым законом интересам общества или государства, подлежит ответственности по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями.

Следует подчеркнуть, что преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом: виновный осознает, что неправомерно отказывает гражданину в предоставлении информации, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда его правам и законным интересам и желает или сознательно допускает причинение такого вреда либо безразлично относится к его наступлению.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины. Подобные обязанности состоят в принятии решений, которые влекут правовые, организационные и иные последствия и подлежат обязательному исполнению другими работниками коммерческой или иной организации.

Организационно-распорядительные функции могут включать распределение обязанностей между подчиненными лицами, обеспечение условий труда и контроль за ними.

Процедура принятия организационно-распорядительных решений определяется либо законами, регламентирующими деятельность организаций определенной организационно-правовой формы (например, Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), либо подзаконными актами.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Административно-хозяйственными признаются обязанности, которые также закреплены нормативно и состоят в реализации полномочий по управлению имуществом.

Согласно ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, т. е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло за собой уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до 2 лет (ч. 1). То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 2 лет, либо исправительными работами на срок от одного года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет (ч. 2).

Л.Н. Анисимов, проф. юридического факультета МГСУ, ст. советник юстиции, заслуженный юрист РФ Источник: Журнал «Справочник кадровика»

Судебная практика

Случаи из судебной практики говорят о том, что суд может встать на любую из сторон в зависимости от полноты доказательной базы.

Разглашение персональных данных банком

Как говорят случаи судебной практики, при заключении кредитных договоров граждане дают свое согласие на обработку персональных данных, пункт о котором присутствует наряду с разрешением на распространение личной информации, передаваемой банку.

Это дает право последнему передавать сведения о заемщике коллекторам, если возникает задолженность по выплатам по кредиту.

Таким образом банк сокращает свои затраты на взыскание долга.

Раскрытие личной информации должностным лицом

Разглашение ПД должностным лицом – уголовно наказуемое правонарушение (ст. 137 УК), что касается административной ответственности, то как минимум, руководитель либо другое должностное лицо может лишиться занимаемой должности.

При подписании согласия на обработку при трудоустройстве необходимо уточнить, а требуется ли вообще ему конкретно эта информация.

Разглашение персональных данных. Объект и предмет преступления

Уголовно наказуемое разглашение ПД посягает на отношения по обеспечению гарантированного конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни.

При этом разглашение ПД наказуемо по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ лишь при условии, что эти данные соответствуют описанию предмета преступления, а именно:

  • являются сведениями о частной жизни;
  • относятся к семейной или личной тайне.

Определение понятия «частная жизнь» можно найти в судебной практике, согласно которой частной жизнью (в противовес общественной) признается жизнедеятельность индивида в сфере межличностных, семейных, интимных, бытовых отношений, неподконтрольных государству и обществу (определение КС РФ от 9.06.2005 № 248-О). Кроме того, в целях гражданско-правовой охраны частной жизни ст. 152.1 ГК РФ определяет, что информацией о ней являются сведения о личной и семейной жизни человека, его месте пребывания/жительства и происхождении.

Понятия «личная тайна» и «семейная тайна» являются оценочными. Наука уголовного права толкует их следующим образом:

  • к личной тайне следует относить любой факт биографии лица, который он не желает обнародовать (состояние здоровья, принадлежность к политическим движениям, род деятельности, материальное положение и т. д.);
  • семейная тайна отличается от личной по кругу носителей (сведения о внутрисемейных отношениях, образе жизни семьи, бытовых условиях и т. п.).

С 2013 года ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, предусматривающей особый предмет — данные, указывающие на личность потерпевшего по уголовному делу в возрасте до 16 лет, либо описание полученных таким потерпевшим моральных и физических страданий. Данные такого рода также относятся к ПД, так как по ним можно идентифицировать личность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид