К служебной тайне не относятся сведения особого свойства. В каком нормативном акте определен их состав и как обеспечивается их открытость, расскажем в нашем материале.
Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)
Перечень составляющих служебную тайну сведений
Сведения, доступ к которым не может быть ограничен
Способы обеспечения открытости служебной информации
Итоги
Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)
Составляющие служебную тайну сведения (ССТС) — это информация:
- полученная служащими госорганов при выполнении обязанностей;
- распространение которой ограничено законом.
В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) приведена характеристика относимой к служебной тайне информации:
- доступ к ней ограничивается госорганами;
- ограничение производится в соответствии с законодательством РФ.
Ниже приведены примеры информации с ограниченным законом доступом, которыми могут обладать госслужащие в силу исполнения обязанностей:
Какая еще информация может попасть в состав ССТС, читайте далее.
Служебная тайна с точки зрения закона
До 01.01.2008 понятие служебной тайны было отражено в ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ и означало информацию, имеющую как действительную, так и потенциальную ценность, находящуюся в ограниченном доступе и требующую сохранения конфиденциальности. Причем этим же условиям, согласно норме, отвечала и коммерческая тайна.
Сегодня относительно точное определение служебной тайны присутствует в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188: сведения, составляющие служебную информацию, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.
Более узко понятие «служебная тайна» нигде не раскрывается. Однако множество законов, а также подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов содержат нормы о недопустимости ее распространения.
Например, ст. 17 закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 № 218-ФЗ запрещает должностным лицам Банка России подвергать огласке или каким-либо иным образом распространять сведения, составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну.
Перечень составляющих служебную тайну сведений
Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):
- составляющих государственную тайну (утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203);
- конфиденциального характера (утв. указом Президента от 06.03.1997 № 188);
- подлежащих засекречиванию (письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № Д23И-3004).
В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:
- относится к работе гос. или муниципальных органов (размещенная в документах под грифом «Для служебного пользования»);
- стала известна госслужащим при исполнении обязанностей.
Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:
- должностными лицами, осуществившими госрегистрацию усыновления;
- судьями, вынесшими решение об усыновлении;
- лицами, иным образом осведомленными об усыновлении.
При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.
С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:
- «Перечень прямых расходов по налогу на прибыль»;
- «Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости».
Ответственность за разглашение служебной тайны
Поскольку служебная тайна относится к конфиденциальным сведениям, за ее разглашение должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП. За указанное деяние предусмотрен денежный штраф в размере 4 000 – 5 000 рублей.
Защита служебной тайны осуществляется и в рамках Уголовного кодекса. Например, 155-я ст. УК устанавливает ответственность за разглашение тайны усыновления должностным лицом. Ему может в т.ч. грозить штраф в размере до 80 000 рублей, арест до 4-х месяцев, исправительные работы до 1 года.
Сведения, доступ к которым не может быть ограничен
Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).
В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:
1. Законодательные акты, устанавливающие:
- правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
- права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.
2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.
3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.
4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.
5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.
6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.
7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.
Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:
- «ФНС рассказала об ограничениях на удержание НДФЛ»;
- «Период учета убытка для налога на прибыль ограничен 10 годами».
Общие сведения
Виды тайн
Тайны подразделяются на следующие виды:
— государственная;
— служебная;
— коммерческая;
— личная.
Понятие служебной тайны
Однозначного определения этого понятия законом не определено. Но суть и признаки отнесения информации к служебной тайне можно выделить, анализируя нормативные акты.
Служебная тайна — это такие данные, доступ к которым закрыт специальными органами и/или федеральными законами. Ее запрещено разглашать, если только информация не запрашивается компетентными органами.
Также интересна разница между коммерческой и служебной тайной. Согласно указу Президента России, коммерческая тайна — это данные, которые связаны с коммерческой работой, а служебная тайна — это те сведения, доступ к которым закрывается государственными органами власти.
Также в постановлении под номером 1233 разъяснена система обращения со служебными данными. С помощью этого документа происходит урегулирование всех вопросов, встающих по поводу служебных данных, а также объясняется суть грифа конфиденциальности «Для служебных нужд».
В положении говорится, что данные, имеющие ограниченный срок пользования, являются несекретными. Однако сведения, касающиеся работы компании, может не разглашаться, если в этом имеется служебная необходимость. Этот документ предписывает главам исполнительной власти назначить должностные лица, которые будут определять служебную информацию к виду ограниченного распространения и защищать ее. Это значит, что обладать служебной тайной могут все работники, которые относятся к сотрудникам государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти и структуры, подчинённые им.
В каждой компании определен порядок выполнения целей и задач, существует собственная система ведения отчётности, контроля документооборота и так далее. Сведения такого плана называют служебной тайной. Объёмы таких данных определяются руководителями.
https://youtu.be/VOCekwzWDxM
Служебная тайна актов ЗАГСа
Данные, полученные работниками ЗАГСа, тоже относятся к конфиденциальным. К этой информации должен быть ограничен доступ только теми сотрудниками, которые имеют на это право. Информация гражданского состояния не должна разглашаться. К такой информации относится рождение, смена фамилии, имени, усыновление, заключение брака, расторжение брака.
СПРАВКА! Начальство ЗАГСа имеет право предоставить такую информацию исключительно по запросам органов следствия или дознания, прокуратуры, суда.
Становится понятно, что тайна записи тоже может относиться к служебной тайне. В целом, почти все сведения и документы можно отнести к такому понятию. По сути ни один документ совершенно любой компании не должен быть доступен для посторонних.
Защита служебной тайны
Понятия служебной тайны и служебной информации являются очень близкими. К ним относятся все конфиденциальные сведения, циркулирующие в государственных структурах. Но это должно относиться и к коммерческим организациям. Они ведь тоже работают с огромным количеством документов. Они и составляют служебную тайну, которая тоже не подлежит разглашению.
Структуры, относящиеся к негосударственным, должны разрабатывать собственные положения по поводу этого понятия. Обычно для этого издается документ, в котором идёт перечисление документов, имеющих гриф «Только для служебного использования». Кроме того, отдельные подразделения могут иметь свои положения, ведь все они имеют доступ к служебной тайне различных направлений. Всё это может быть сведено в единый для предприятия перечень. Так и организовывается защита служебной тайны.
СПРАВКА! Гриф конфиденциальности используется во многих странах. К примеру, в США к тайне относят любую коммерческую информацию, попадающую к человеку во время его работы.
Документы, относящиеся к категории «служебная тайна»:
— законодательные акты в части правового статуса гос. структур, прав и собственности граждан страны, общественных объединений.
— сведения о чрезвычайных ситуациях, природных явлениях, опасных экологических процессах, эпидемиологическом положении.
— структура органов исполнительной власти, их направления, функции, формы осуществления деятельности.
— очередность рассмотрения поданных документов.
— осуществление решений по поданным документам.
— данные о бюджете и экономическом состоянии, использовании государственных ресурсов.
— бумаги, накапливающиеся в архивах и информационных сетях предприятий.
Некоторые специалисты озадачены тем что к понятию государственной и служебной тайны относится такая информация, по которой можно узнать о нарушении закона представителями государственных структур. Именно эти упущения дают чиновникам возможность полностью ограничить доступ к данным служебных расследований и другим недоработкам.
Открытость этого вопроса могла бы явиться главным стимулом хорошей работы органов власти. Из Положения следует, что руководство исполнительной власти устанавливают такую категорию должностных лиц, которая уполномочена определять документы или сведения к категории ограниченного распространения. Тем самым обеспечивается защита этой информации.
Способы обеспечения открытости служебной информации
Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.
Доступность информации обеспечивается следующими способами:
- публикациями в СМИ — размещаются тексты принятых законов и НПА, информация о госзакупках, решениях Конституционного суда;
- размещением в интернете информации о целевых программах, международном сотрудничестве, статистической и иной информации, размещать которую предписывает законодательство;
- размещением в сети общей информации о судах (наименование, оргструктура, полномочия и т. п.), судебной статистике, кадровом обеспечении суда, картотеки арбитражных дел;
- размещением в занимаемых госорганами помещениях стендов о своей деятельности (порядке работы, алгоритмах получения информации);
- посредством открытого доступа к архивным документам, подлинникам и (или) копиям из архивных фондов и библиотек;
- возможностью реализации права (в регламентированном порядке) присутствовать на заседании коллегиальных органов власти (правительства, Госдумы и т. п.) и открытых судебных заседаниях журналистам, представителям юрлиц права, госорганам и простым гражданам;
- предоставлением госорганами ответов на запросы любого человека или организации.
С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:
- «Составляем запрос в ФСС о состоянии расчетов — образец»;
- «ФНС рекомендует инспекциям обращаться с запросами в банки с отозванными лицензиями».
Правовой режим коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны
Правовой режим коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны. Вопросы для обсуждения: 1. Правовой режим коммерческой тайны. 2. Правовой режим служебной тайны. 3. Правовой режим профессиональной тайны. 4. Правовой режим банковской тайны. 5. Правовой режим налоговой тайны. 6. Персональные данные. Темы рефератов, докладов: 1. Известные судебные споры по поводу коммерческой тайны. 2. Врачебная тайна. Законодательство и практика.
№1)
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.
Режим коммерческой тайны образует совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности.
Цель режима коммерческой тайны – защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.
Правовой режим коммерческой тайны определяется нормами, устанавливающими:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
- категорирование информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну.
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:
- определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
- исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
- обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений (ст. 5 закона):
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.
№2)
Четкого определения служебной тайны в действующем законодательстве не существует, но ссылки на нее во многих нормативных правовых актах дают возможность выделить некоторые признаки отнесения информации к служебной тайне. Так, в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 в Перечне сведений конфиденциального характера служебной тайной считаются сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. Также к служебной тайне относятся сведения, конфиденциальность которых диктуется служебной необходимостью.
Служебная тайна – это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах государственного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.
Информация является служебной тайной, если она отвечает следующим критериям:
— отнесена федеральным законом к служебной информации;
— является конфиденциальной информацией третьих лиц (банковская, профессиональная тайна и др.);
— не является государственной тайной и не относится к перечню сведений, доступ к которым не может быть ограничен.
Определенные категории работников (банковские служащие, работники связи, страховые агенты) обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ при заключении трудового договора могут быть предусмотрены условия о неразглашении охраняемой законом служебной тайны.
ТК РФ предусматривает наложение дисциплинарных взысканий (в том числе увольнение работника в случае разглашения охраняемой законом служебной тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей согласно подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) аналогично ситуации о разглашении коммерческой тайны.
Угрозы служебной тайне
Отталкиваясь от принятого нами условного понятия служебной тайны, попытаемся выяснить, какие же угрозы существуют для данного вида информации и как от них защищаться. Хакеры? Ну куда же без них! Хакеры или в целом внешние злоумышленники действительно могут взломать сеть организации и добраться до информации, составляющей служебную тайну. Тем не менее гораздо более реалистичным представляется другой вариант. Как часто мы слышим в последнее время о хакерах? Достаточно часто. Однако кто же оказывается этими «хакерами» наделе? Подростки, которые залезли в Интернет под чужим аккаунтом, или юноши, наткнувшиеся в школьной сети на базу данных одноклассников. Опасность хакеров сегодня преувеличена. Особенно это касается американских СМИ, регулярно поднимающих истерию по поводу происков китайских и российских «сетевых злодеев». Даже не сбрасывая хакеров со счета, служебная тайна в ведомственных организациях может и не храниться в локальной сети, откуда есть доступ в Интернет. Для повышения защищенности, скорее всего, будут использоваться несколько не связанных между собой сегментов. И получить доступ к секретной информации можно только изнутри самой организации. А в этом случае на сцену выходят уже инсайдеры. Разумеется, отлаженный режим в подобного рода организациях позволяет до некоторой степени снизить и угрозу компрометации данных изнутри. Персонал проходит регулярные инструктажи по работе со служебной тайной, сами сотрудники достаточно лояльны, доступ в Интернет ограничен. Однако помимо халатности не стоит исключать и злого умысла.
Защита служебной тайны
Можно сколько угодно упражняться в риторике, выясняя, какую же информацию следует отнести к служебной тайне, а какую, например, к коммерческой (с последней, к счастью, уже разобрались, — что такое коммерческая тайна, прописано в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Но разве это действительно важно? Не в понятиях дело. Комплексная система защиты информации должна защищать не один определенный класс информации (например, персональные данные), а все корпоративные документы в целом. Да, безусловно, чтобы защита была наиболее эффективной, система должна знать, какая информация является конфиденциальной и кто к ней имеет доступ. Однако в данном случае правильнее будет говорить о классификации как таковой. Когда в какой-либо организации начинается процесс полноценной классификации, выясняется, что сущность информации гораздо более многолика, чем набор привычных категорий «Коммерческая тайна», «Служебная тайна», «Государственная тайна». Не совсем подходят и понятия «публичная информация», «для внутреннего использования», «совершенно секретно». Оказывается, информация может делиться, например, по географическому или функциональному признаку. Таким образом, классифицированный набор данных будет иметь сразу несколько категорий, например «персональные данные» — «сведения о зарплате» — «Челябинская область». Если какую-то из этих категорий убрать, то описание содержания информационного массива будет уже искажено.
№3)
Правовой режим профессиональной тайны (банковской и др.), пока он существует как отдельное явление правовой действительности, не может трансформироваться в служебную тайну-обязанность (в том числе и в налоговую тайну). Правовой режим служебной тайны-обязанности дополняет, а не заменяет собой режим профессиональной тайны.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что реализация правовой охраны информации ограниченного доступа зачастую характеризуется множественностью правоотношений. В реальной жизни во многих случаях реализация правовой охраны тайны-объекта характеризуется множественностью правоотношений: основное абсолютное правоотношение с необходимостью дополняется, обеспечивается относительным правоотношением, иногда даже несколькими. Причем частноправовое абсолютное отношение может быть одновременно обеспечиваемо как частным правоотношением (профессиональная тайна), так и публичным правоотношением (служебная тайна-обязанность). Весь этот комплекс правоотношений имеет единую цель -поддерживать статичность распределения информации в обществе (у ограниченного круга лиц), не допустить незаконного социального движения информации, а следовательно, обеспечить реализацию абсолютного права на информацию.
Существование этой сложной конструкции обусловливается самой природой информации, поскольку при постоянно протекающих в обществе информационных обменах информацию невозможно естественным, внеправовым образом локализовать только у ее законного обладателя, она неизбежно распределяется в обществе.
Здесь следует оговориться, что некоторые вспомогательные правоотношения не являются в полном смысле правоотношениями. В ряде случаев более точно говорить об элементах юридического содержания правоотношения — обеспечительных обязанностях не разглашать информацию, существующих в сложном «неинформационном» правоотношении.
Причем указанные правоотношения находятся в сложном взаимном сочетании друг с другом. Множественность правоотношений может быть организована по простой или сложной схеме. Простая схема строится на основе двух правоотношений: абсолютное + относительное. Сложная схема включает в себя более чем два правоотношения: абсолютное + 1-е относительное + 2-е относительное + … + N-e относительное правоотношение.
Нередко обеспечительную функцию для абсолютного правоотношения по поводу тайны-объекта выполняет не только частноправовое отношение, где реализуется режим профессиональной тайны, но и публично-правовое отношение. Речь идет о служебной тайне-обязанности. Причем такое публично-правовое отношение может существовать как в качестве обеспечительного правоотношения первого порядка (коммерческую тайну гарантирует служебная тайна-обязанность), так и в качестве обеспечительного правоотношения второго порядка:
в случае, коммерческую тайну обеспечивает профессиональная (скажем, банковская) тайна;
в случае, если информация, составляющая банковскую тайну, была получена налоговым органом; в силу этого охрану банковской тайны, в свою очередь, гарантирует налоговая тайна.
№4)
Правовой режим банковской тайны определен ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». В соответствии со ст. 857 ГК банки гарантируют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет объем информации, охраняемой банковской тайной, несколько шире. Так, кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а так же об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. Можно представить это в виде следующей таблицы:
Рассмотрим более подробно, что понимать под «иными сведениями».
Иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией
Вопрос о том, что российский законодатель имел в виду под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной организацией», входящими в объем банковской тайны не получил однозначного разрешения в литературе.
Большинство специалистов согласны с утверждением, что сведения, в отношении которых действует режим банковской тайны, должны касаться непосредственно клиентов кредитной организации. Возникает вопрос, какие дополнительные («иные») сведения подлежат охране в режиме банковской тайны. Законодательством не предусмотрены ни порядок, ни основания отнесения банком сведений к банковской тайне. Распространение на банковскую тайну норм, регулирующих коммерческую тайну, не представляется возможным ввиду существенных различий между этими видами конфиденциальной информации. При установлении перечня кредитная организация должна исходить исключительно из интересов клиента и необходимости предотвращения возможности причинения ущерба клиенту.
№5)
1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
(исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ);
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Итоги
К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Подробности
Информация, относящаяся к служебной тайне
Данные, которые относятся к служебной тайне:
- — сведения о руководстве компании и их сотрудниках. Сюда относятся профессиональные качества, опыт работы, анкетные данные, судимости, адреса проживания).
- — документы о структуре организации, методах ее управления и обучения персонала.
- — сведения о вложениях капиталов, счетах в банках, ценных бумагах.
- — информация об источниках финансирования, контрактах и сделках.
- — информация о состоянии материально-технической базы организации, ее кредитоспособность.
Если служебная тайна будет разглашена, то это способно принести огромный урон предприятию, как материальный, так и нанести вред его репутации. Именно по этой причине сохранение служебной тайны – это непременное условие работы организации. Ясно, что служебная тайна не является государственной, однако ее правой режим все равно устанавливается государственными и негосударственными органами.
https://youtu.be/1w9xvTSFjgs
Отнесение информации к категории служебной тайны
Данные относятся к служебной тайне, если подходят под следующие критерии:
— относится к служебной информации согласно федеральному закону;
— относится к конфиденциальной информации других лиц, к примеру, банковская тайна, тайна личной жизни, коммерческая тайна;
— не является государственной тайной;
— сотрудник государственной структуры получил ее для служебного пользования.
Проведя анализ правовых норм статьи 139 ГК РФ и постановления правительства 1994 года, можно выделить такое определение служебной тайны. Это конфиденциальная информация о деятельности государственных структур, которая охраняется законом и доступ к которой ограничивается вследствие служебной необходимости. Может быть и другой вариант. К примеру, служебная тайна является несекретной информацией, ограниченной в распространении из-за служебной необходимости в государственных органах.
Закон о служебной тайне
В недалёком прошлом под категорию служебной тайны подходила информация под грифом «Секретно» и за ее разглашение назначалась уголовная ответственность. На сегодняшний день эта статья убрана из УК РФ и ее прошлое толкование не применяется, потому что в 1993 году приняли «Закон о государственной тайне». Сегодня информация с грифом «Секретно» относится к государственной тайне.
ВАЖНО! Использование грифа «Секретно» запрещено для других категорий документов, кроме государственных. Об этом говорится в статье 8 вышеуказанного Закона.
Но ГК РФ, который вступил в силу в 1995 году, предусматривает такое понятие, как «служебная тайна». Это очень важно, потому что раньше этот вопрос рассматривался совсем в другом свете. В статье 139 говорится о том, что информация может становится служебной и коммерческой тайной, если она предоставляет для третьих лиц финансовый интерес. К этим сведениям нет свободного доступа и их владелец предпринимает меры для их сохранения. Помимо этого, эти данные находятся под защитой Кодекса и других законов.
https://youtu.be/DJPPcSUM7rw