Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ, и каковы ограничения на малый объем закупок?

Изменения в ФЗ-44

С 1 апреля 2021 г. заработала новая редакция Закона № 44-ФЗ. При этом поправки носят скорее технический характер. Для заказчиков и участников закупок ничего не меняется.

Так, упорядочат перечень данных, которые контролирует Казначейство. Ведомство будет следить за:

  • непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения, утвержденным и доведенным до заказчика;
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.

Для контроля через ЕИС ведомство сопоставит:

  • извещения об осуществлении закупок и информацию в планах-графиках;
  • протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и информацию в извещениях;
  • условия проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, и информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Электронные магазины закупок малого объема

Апрельские изменения коснутся и п.4 и 5 ст.93 44-ФЗ. Согласно нововведениям заказчики смогут организовывать закупки посредством, так называемых, электронных магазинов. Самого термина «электронный магазин» в контрактном законодательстве нет, но он распространен среди заказчиков.

Через электронные магазины можно будет приобретать только товары (а не работы или услуги) и при условии, что цена контракта не превышает 3 миллионов. Эта возможность появится после вступления в силу ч.12 ст.93 44-ФЗ.

Из новых функций отметим то, что и заказчики, и исполнители должны будут брать наименование продукции и характеристики из каталога ТРУ.

Руководствуясь частью 12 ст.93, заказчики должны будут формировать следующий пакет документов для мероприятий до 3 млн. руб.:

  • извещение (п.3 ч.12 ст.93);
  • проект контракта (п.4 ч.12 ст.93);
  • обоснование (ч.4 ст.93).

С 01.04.2021 года, закупая товары у единственного исполнителя по п.4 и 5 ст.93, заказчики смогут выбирать форму мероприятия:

  • до 600 тысяч, не пользуясь функционалом электронных магазинов, на ЭТП (за исключением ЕАТ «Березка», региональных и муниципальных электронных магазинов);

или

  • до 3 миллионов в электронных магазинах на электронных площадках. При этом должны быть соблюдены следующие правила:
  • осуществляется закупка товаров;
  • НМЦ контракта не превышает 3-х млн. рублей;
  • годовой объем таких процедур без изменений.

А для закупок работ и услуг будет действовать старый порядок.

Что участник закупки должен будет включить в заявку

Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром.

Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта.

Также помимо сведений, которые участник предоставляет сейчас, он должен будет указать страну происхождения товара, если такое требование есть в извещении.

Порядок проведения малых закупок по 44-ФЗ

В российском законодательстве нет такого понятия, как «малая закупка». По 44 ФЗ нет разделения на малые и крупные закупки. Существуют монопольные закупки у одного поставщика (ст.93 ч1. пункт 4) на сумму не более 100 тыс.рублей за сделку и 50 млн.рублей в год. Принять участие в тендере компания или ИП может, если она подала заявку на выполнение работ или к ней обратилось государство за оказанием определенных услуг.


Составление заявки на выполнение закупки малого объема

Что изменится в рассмотрении заявок

Протокол будет только один — протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.

Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо

Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:

  • закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
  • запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
  • запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Отчет о проведении малых закупок

При «малых» закупках Закон № 44 освободил заказчиков от обязанностей:

  • обоснования в отчете невозможности (нецелесообразности) применения других методов определения поставщика, помимо закупок у единственного поставщика, а также обоснования цены и иных существенных условий контракта (статья 93, часть 3);
  • включения в расчет и обоснования цены непосредственно в тексте контракта (статья 93, часть 4);
  • отражения в отчете результатов выполнения отдельных этапов выполнения контракта, а также информации, касающейся поставленного товара (работы, услуги) (статья 94, часть 9).

Если хотите знать больше, то вам нужно пройти дистанционный онлайн-курс по теме: «Контрактная система по Закону № 44. Участие поставщиков в электронном аукционе

Теги: малые закупки, единственный поставщик,

16 мая 2016

Количество просмотров: 2013

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 0/5 — 0 голосов

Похожие статьи:

  • Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (390)
  • ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (375)
  • Участник не будет включен в РНП, если государственный заказчик нарушил процедуру расторжения контракта (345)

Комментарии ()

Контрольный орган будет проводить внеплановую проверку закупок

В срок рассмотрения обращения контрольный орган проведет внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.

Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.

Электронные малые закупки

Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят в электронной форме. Отметим, что годовой объем таких закупок остался без изменений. Полагаем, что закупки в электронной форме будут в него входить, поэтому придерживаться стоит таких лимитов:

  • 5% от СГОЗ и пятьдесят млн руб. — для закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • 50% от СГОЗ и тридцать млн руб. — для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик сможет проводить такие закупки на сумму до 3 млн руб. с учетом годового лимита.

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара, а заказчик — размещать извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. Оператор электронной площадки выберет пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу и направит заказчику. Дальнейшая процедура пройдет в упрощенном порядке.

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить, в частности:

  • наименование и характеристики товара;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения;
  • документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется нацрежим;
  • цену за единицу товара;
  • предлагаемое максимальное количество товара;
  • срок действия предложения, который не может быть более месяца с даты размещения предложения;
  • информацию об участнике;
  • документы о его соответствии требованиям законодательства;
  • декларацию о его соответствии требованиям Закона № 44-ФЗ;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение одного часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику. Если не наберется хотя бы два предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.

У заказчика есть один рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать отклонения заявок.

Заказчик заключает контракт в упрощенном порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.

Сведения о контрактах, заключенных по результатам электронных малых закупок, нужно будет направлять в реестр контрактов.

Ограничения на годовой объем малых закупок

Закупки малого объема периодически нужны каждому государственному заказчику. При этом объем закупки может быть настолько маленьким, что проведение конкурентных торгов нерационально по экономическим причинам. В связи с этим в 44-ФЗ закреплено право заказчика проводить малые закупки в неконкурентном формате.

Величина закупки малого объема может быть не более 300 или 600 тыс. р. Предельное значение в данном случае будет зависеть:

  1. От формы организации.
  2. От сферы деятельности заказчика.
  3. От годовой совокупной величины закупки.

До июля 2021 года под закупками малого объема понимались закупки в пределах 100 тыс. р. Теперь же по ст. 93 44-ФЗ допускается закупать товары и услуги на сумму в пределах 300 тыс. р. Но годовой лимит по закупкам малого объема, который должен учитывать заказчик, остался прежним. Он составляет не более 2 млн р. или 5% годового объема и не более 50 млн р. При расчете лимитов нужно учитывать контракты, подписанные до данного финансового периода и оплаченные после его наступления.

Заказчик вправе выбрать любой способ определения годовых лимитов закупки у единственного поставщика. Более выгодным для заказчика с крупными оборотами является второй вариант определения годового лимита: не более 5% от СГОЗ, тогда как для небольших заказчиков первый вариант с фиксированным лимитом в 2 млн р. является более целесообразным. Сумма в 5% от СГОЗ будет меньше, чем 2 млн р. для организаций с годовыми закупками до 40 млн р.

При искусственном дроблении закупки заказчиком на несколько малых в пределах 300 тыс. р. в целях уклонения от конкурентной закупки ему может грозить административная ответственность. КоАП по ч. 1 ст. 7.29 предусматривает ответственность для должностного лица заказчика за дробление закупки в размере 30 тыс. р.

Изменения в 44-ФЗ в отношении малых закупок также затронули п. 5 ч. 1 93-ФЗ. Согласно данному пункту, закупаются следующие организации:

  • зоопарки;
  • театры;
  • дворцы культуры;
  • музеи;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады;
  • планетарии;
  • культурные и образовательные учреждения;
  • концертные организации;
  • цирки;
  • клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • теле- и радиоорганизации, имеющие государственное и муниципальное финансирование.

Дополнительно в перечень таких организаций был включен дом народного творчества и ремесел.

Предельная сумма закупки у единственного поставщика для таких организаций возросла с 400 до 600 тыс. р. Максимальный объем таких закупок для них увеличился с 20 до 30 млн. р. Он не должен быть более 50% СГОЗ заказчика.

По новым правилам заказчику не нужно публиковать извещения о закупках у единственного поставщика в ЕИС. Также такие закупки не включаются в план на 2021 год.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]