Письмо Минтруда России от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268


Разъяснения Минтруда России и Роструда по вопросам применения трудового законодательства. Часть 2

О заработной плате

В письме от 5 июня 2020 г. N 14-0/10/В-4085 специалисты Минтруда России пришли к выводу, что при работе в режиме неполного рабочего времени при повременной (повременно-премиальной) системе оплаты труда заработная плата начисляется работнику пропорционально отработанному времени, но не ниже МРОТ в пересчете на полную месячную ставку. В этом же письме чиновники оценили правомерность действий работодателя в ситуации, когда в течение года работнику заработная плата выплачивается в размере менее МРОТ, а в дальнейшем накопившаяся разница компенсируется выплатой годовой премии. Разъяснено, что заработная плата работника в каждом месяце должна быть не менее МРОТ, при этом годовая премия будет учитываться только в том месяце, в котором она начислена.

В письме от 14 марта 2020 г. N 14-1/ООГ-1874 специалисты Минтруда России ответили на несколько вопросов о премировании работников.

Во-первых, в ответ на вопрос о выплате премий при увольнении работника в ведомстве указали, что если премия начислена работнику согласно приказу о премировании, принятому до его увольнения, то она должна быть выплачена. Если же приказ о премировании работников предприятия был издан после увольнения данного работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях.

Во-вторых, специалисты ведомства высказались по вопросу о возможности лишения работника премии в случае привлечения его к дисциплинарной ответственности. По их мнению, в положении о премировании работников в качестве основания лишения или уменьшения премии может быть определено наличие дисцинарного взыскания. Также отмечено, что в трудовом законодательстве порядок оформления лишения или снижения премии не установлен. Поскольку сама система премирования регулируется на уровне локальных нормативных актов, лишение или снижение премии тоже должно опираться на положения соответствующих локальных актов, поэтому в приказе о премировании не требуется указывать данные о том, на каком основании конкретному работнику не начислена премия или снижен ее размер.

О правах и обязанностях работодателей в области премирования высказывался и Роструд. В информации от 10 декабря 2020 г. специалисты ведомства напомнили, что установление порядка и размеров выплаты премий, а также условий лишения или снижения премиальных выплат является исключительной прерогативой работодателя. При этом законодательство не обязывает работодателя выплачивать работникам премии. Вместе с тем чиновники отметили, что, если работодатель все же закрепил премирование в системе оплаты труда, он должен исполнять взятые на себя обязательства. Нарушение положений локальных нормативных актов, устанавливающих обязанность по выплате премии, может повлечь наступление административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. При этом работодателем могут быть закреплены условия полного лишения премии или снижения ее размера, например в зависимости от наличия дисциплинарного проступка.

Минтруд России в письме от 24 мая 2020 г. N 14-1/ООГ-4375 ответил на вопрос о том, как нужно оплачивать период простоя, вызванного ремонтом в организации. Как следует из разъяснений ведомства, само по себе данное основание для приостановки работ не позволяет определить виновного в простое, а значит, и выбрать надлежащий способ его оплаты. Работодателю следует исходить из причин, вызвавших необходимость ремонта. Если проведение ремонта потребовалось из-за нарушений, допущенных работником, то и вина за простой лежит на нем, а значит, оплате для него в соответствии с частью третьей ст. 157 ТК РФ простой не подлежит. Если ремонт носит плановый характер, то время его проведения можно отнести к простою по вине работодателя и оплачивать в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (часть первая ст. 157 ТК РФ). Если же в организации сложилась аварийная ситуация, то это, по мнению чиновников, следует квалифицировать как простой по причинам, не зависящим от сторон, который оплачивается в размере двух третей тарифной ставки, оклада (часть вторая ст. 157 ТК РФ).

В письме от 4 сентября 2020 г. N 14-1/ООГ-7353 специалисты Минтруда России осветили некоторые вопросы, касающиеся порядка оплаты сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни.

Во-первых, в ведомстве напомнили о постановлении КС РФ от 28 июня 2020 г. N 26-П, согласно которому оплата за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день должна включать в себя все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Во-вторых, в ведомстве указали, что, если работник за календарный месяц отработал меньше месячной нормы рабочего времени, установленной ему трудовым договором, то выплаты уменьшаются пропорционально. В то же время если в течение месяца работник отработал больше нормы рабочего времени, то выплаты должны быть увеличены.

Во-третьих, в ведомстве отметили, что, когда условия труда отклоняются от нормальных, применяется повышенная оплата труда по каждому виду отклонения от нормальных условий. Если работник привлекался к работе сверхурочно и при этом в ночное время, такая работа должна оплачиваться и как сверхурочная, и как работа в ночное время.

В-четвертых, в письме затронут вопрос соотношения МРОТ с совокупностью образующих заработную плату выплат. По мнению чиновников, поскольку сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата не включается в МРОТ. Аналогичного подхода следует придерживаться при учете иных выплат компенсационного характера. Если работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время осуществлялась в пределах рабочего времени, то оплата за нее учитывается в составе МРОТ.

В письме Минтруда России от 2 ноября 2020 г. N 14-1/В-872 указано, что труд работников в выходные и нерабочие праздничные дни должен оплачиваться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, даже если это не предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

В письме от 23 октября 2020 г. N 14-1/ООГ-8448 специалисты Минтруда России рассмотрели вопрос об обращении работника к работодателю с просьбой направлять часть его заработной платы на погашение кредита. В качестве ответа в ведомстве процитировали ст. 137 ТК РФ, содержащую основания для удержания из заработной платы работника, среди которых удержание по просьбе работника не указано. Из чего можно сделать вывод, что такое удержание чиновники законным не считают.

В письме от 23 октября 2020 г. N 14-1/ООГ-8459 специалисты Минтруда России отметили, что обязанность по выдаче расчетных листков возлагается на работодателей в том числе и в случае перечисления заработной платы на банковские карты. Это связано с тем, что ТК РФ (в том числе ст. 136 ТК РФ) не содержит каких-либо исключений в отношении представления работникам расчетных листков в зависимости от способа выплаты заработной платы.

В письме от 3 сентября 2020 г. N 14-3/В-718 представители Минтруда России пришли к выводу, что удержание из заработной платы осужденных к исправительным работам должно осуществляться из полной суммы заработной платы. В письме отмечается, что ст. 44 УИК РФ не содержит специальной оговорки о том, что исчислять удержания нужно из суммы заработной платы, оставшейся после удержания НДФЛ, как, например, оговорено в ч. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве. Аналогичную позицию в 2020 году высказывали специалисты Минюста России (письмо от 03.07.2018 N 04-88128/18) и ФСИН России (письмо от 09.06.2018 N ог-19-21048).

В письме от 12 ноября 2020 г. N 14-1/ООГ-8602 Минтруд России ответил на вопрос о том, может ли работодатель выплачивать заработную плату ранее установленных для этого дат. Согласно части шестой ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. По мнению Минтруда России, данная норма носит для работника защитный характер и направлена на уменьшение разрыва между выполнением работы и ее оплатой. Таким образом, если работодатель выплачивает заработную плату раньше установленного срока, это не ухудшает положение работника.

Методические материалы

Письмо Минтруда России от 11 апреля 2020 г. N 18-0/10/В-2574361 КБ667
Письмо Минтруда России от 11 апреля 2020 г. N 18-0/10/В-257472 КБ680

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 30 марта 2020 г. проведено инструктивно-методическое совещание с представителями подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов и организаций на тему «Анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверка их достоверности» (далее — совещание).

Направляем согласованные Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции решения, сформулированные по результатам совещания.

Просим довести указанные решения до ответственных лиц государственного органа, организации и использовать их в практической антикоррупционной деятельности.

Заместитель Министра труда

и социальной защиты Российской Федерации

А.А. Черкасов

Приложение

Минтруд России 30 марта 2020 г., Москва

По итогам проведенного в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации инструктивно-методического совещания с представителями подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, уполномоченных структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений организаций на тему «Анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверка их достоверности»:

1. Выразить благодарность федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, организациям за активное участие в его проведении и надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

2. Рекомендовать подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов, государственным органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, уполномоченным структурным подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений организаций:

занимать проактивную позицию в профилактике коррупционных и иных правонарушений, руководствуясь в целях выявления данных правонарушений не только информацией, поступающей от иных государственных органов, организаций, но и используя внешнюю доступную информацию (открытые источники);

принять меры по повышению информированности служащих (работников) о требованиях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и неотвратимости наказания за их нарушение;

в своей деятельности особое внимание уделять ситуациям конфликта интересов и соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции лицами, замещающими должности, связанные с высокими коррупционными рисками, исполнение обязанностей по которым предусматривает, в частности, осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений, хранение и распределение материально-технических ресурсов.

3. Рекомендовать подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов, государственным органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, уполномоченным структурным подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений организаций представить в Минтруд России информацию:

о мерах, принятых в целях повышения эффективности проводимого анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах), представляемых служащими (работниками);

о количестве установленных фактов конфликта интересов (аффилированности), а также несоблюдения иных антикоррупционных запретов, обязанностей и требований при осуществлении указанного анализа, а также о мерах, принятых по итогам рассмотрения данных ситуаций;

о мерах, принятых в целях повышения качества (результативности) проводимых проверок достоверности и полноты сведений о доходах, контроля за расходами, основаниями которых является анализ представленных сведений о доходах;

об участии антикоррупционных подразделений в осуществлении мониторинга закупок товаров, работ и услуг для нужд данных государственных органов, организаций и подведомственных им структур на предмет возможного совершения коррупционных правонарушений, конфликта интересов (аффилированности) должностных лиц.

Срок: 1 февраля 2020 года.

4. Рекомендовать подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов, государственным органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, уполномоченным структурным подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений организаций представить в Минтруд России предложения по совершенствованию положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Срок: 31 мая 2020 года.

4. Рекомендовать подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов, государственным органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, уполномоченным структурным подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений организаций информировать Минтруд России о возникающих проблемах при проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, контроля за расходами.

5. Рекомендовать подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов, государственным органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, уполномоченным структурным подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений организаций проинформировать Минтруд России о мерах, принятых в целях:

налаживания эффективного межведомственного взаимодействия с федеральными государственными органами, обмен информацией с которыми осуществляется в рамках проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, контроля за расходами;

выделения необходимого ресурсного обеспечения на указанное взаимодействие.

Срок: 1 февраля 2020 года.

6. Рекомендовать МВД России, МЧС России, ФНС России, Росреестру, Росморречфлоту, Росавиации, в том числе их подведомственным организациям, продолжить работу по созданию, развитию и бесперебойному функционированию сервисов предоставления информации, необходимой государственным органам и организациям для проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, контроля за расходами.

7. Минтруду России совместно с иными федеральными государственными органами продолжить работу по методическому сопровождению вопросов профилактики коррупционных и иных правонарушений, в том числе обеспечить подготовку методических рекомендаций по проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах.

ПИСЬМА РОСТРУДА И МИНТРУДА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ В СПОРНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПИСЬМА РОСТРУДА И МИНТРУДА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ В СПОРНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дата: 04.09.2017
Роструд и Минтруд России вправе, как и другие ведомства, принимать различные письма для разъяснения отдельных положений законов по своей компетенции. Однако следует учитывать, что такие письма не являются нормативными актами и носят рекомендательный характер. В них отражается позиция ведомства по конкретному вопросу, которую суды часто принимают во внимание при разрешении спорных ситуаций и обосновании доводов сторон в процессе.

Приведем некоторые из таких писем. 1. По вопросу удержаний из заработной платы работника

Письмо Минздравсоцразвития России от 16.11.2011 г. № 22-2-4852: размер удержаний работодатель исчисляет из суммы, которая осталась после вычета налогов. Письмо Роструда от 01.10.2012 г. № 1286-6-1: счетная ошибка – это ошибка при арифметических подсчетах. То есть, ошибка при вводе данных в бухгалтерскую систему не является счетной и в таком случае излишне уплаченные деньги работнику не подлежат возврату. Аналогичная позиция отражена и в Определении Верховного суда РФ от 20.01.2012 г. № 59-В11-17.

2. По вопросу выплаты суточных

Письмо Минтруда России от 05.09.2013 г. № 14-2/3044898-4414: работодатель обязан выплачивать работнику суточные за каждый день пребывания в командировке, в том числе, за выходные, праздники и дни нахождения в пути.

3. По вопросу выплаты компенсации за отпуск

Письмо Роструда от 31.10.2008 г. № 5921-ТЗ: в этом письме говорится о пропорциональной компенсации за отпуск. Такой принцип применяется, если работник отработал неполный год и уволился. За каждый месяц в таком случае работнику полагается 2,33 дня отдыха. Такое количество получается при делении 28 дней отпуска на 12 месяцев. Письма Роструда от 09.08.2011 г. № 2368-6-1 и от 04.03.2013 г. № 164-6-1: работник, который проработал в компании от 5,5 до 11 месяцев получает полную компенсацию за неиспользованный отпуск в случае, если увольнение происходит вследствие ликвидации предприятия, сокращения численности или штата, реорганизации, поступления на действительную военную службу и т.д. (п.28 «Правил об очередных и дополнительных отпусках», утв. НКТ СССР от 30.04.1930 г.). Письмо Роструда от 24.12.2007 г. № 5277-6-1: работодатель не обязан продлевать отпуск работнику, который заболел во время отпуска с последующим увольнением. Эта позиция также подтверждается ст. ст. 124, 127 ТК РФ и определением Конституционного суда РФ от 25.01.2007 г. № 131-О-О. Однако следует помнить, что за время болезни в период отпуска с последующим увольнением работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

4. По вопросу материальной ответственности

В соответствии с частью 2 статьи 244 ТК РФ договоры о полной материальной ответственности можно заключать с работниками из специального перечня. Данный перечень утвержден постановлением Минтруда России от 31.12.2002 г. № 85 (письмо Роструда от 19.10.2006 г. № 1746-6-1). Если должности нет в перечне или работа из перечня не входит в трудовую функцию работника, то договор признают неправомерным.

5. По вопросу исчисления пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Письмо Минтруда России от 03.08.2015 г. №17-1/ООГ-1105: замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая. То есть, если в 2013-2014 гг. заявительница находилась в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2020 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 гг.

6. По вопросу расчета отпускных

Письмо Минтруда России от 15.04.2016 г. № 14-1/В-351: нерабочие праздничные дни должны быть учтены при расчете средней заработной платы, и, соответственно, продолжительность отпуска увеличивается только за счет нерабочих праздничных дней, выпадающих на период отпуска. На период отпуска за работником сохраняется его средний заработок, порядок исчисления которого установлен статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922. В соответствии с пунктом 5 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, в том числе, если за работником сохранялся средний заработок, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством. Таким образом, из расчетного периода исключаются дни отпуска, когда за работником сохранялась средняя заработная плата, а не нерабочий праздничный день.

7. По вопросу прохождения предварительного медосмотра

Письмо Минтруда России от 28.04.2017 г. № 15-2/ООГ-1224: в случае, если работник был уволен (с расторжением трудового договора), а затем принят на ту же работу, на него распространяются все требования трудового законодательства, в том числе в части прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра (ст. 69, ст. 213 ТК РФ). Такая ситуация может возникнуть, к примеру, когда перезаключается срочный трудовой договор. Поэтому прежде чем подписать новый трудовой договор, работодатель должен направить работника на предварительный медосмотр, который осуществляется за счет работодателя.

8. По вопросу выплаты зарплаты с учетом компенсационных выплат

Письмо Минтруда России от 18.04.2017 г. № 11-4/ООГ-718: компенсация за сверхурочную, ночную работу, в выходные и праздничные дни, а также за совмещение (профессий) должностей является частью заработной платы, поэтому начислять ее нужно каждые полмесяца (ст. 129 ТК РФ). Конкретные даты устанавливают в ПВТР, коллективном или трудовом договоре. Например, в ПВТР указано, что зарплату начисляют 5 и 20 числа, тогда оплатить работнику сверхурочную работу за 7 и 8 августа необходимо 20 августа. Также в этом письме Минтруд напомнил, что районные коэффициенты и процентные надбавки начисляют на фактический месячный заработок работника. В него входят: оклад, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, компенсации, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, другие выплаты, установленные системой оплаты труда в организации.

Также можно отметить особую роль писем Минтруда России, в которых предлагается работодателям присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению (ОТС). Напомним, что эти письма публикуются в обязательном порядке в «Российской газете» и работодатель в течение 30 дней должен направить в Минтруд России письменный мотивированный отказ от присоединения к ОТС. Если отказа не поступило, то действие ОТС распространяется на работодателей автоматически.

Законодательная база Российской Федерации

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено письмо от 20.09.2006 N 56. Сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами.

Материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих условий: противоправного поведения (действий или бездействия) причинителя; причинной связи между противоправным действием и материальным ущербом; вины в совершении противоправного действия (бездействия).

Согласно статье 238 Кодекса работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для него произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа.

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает два вида материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю: ограниченную и полную материальную ответственность.

Ограниченная материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб, но не свыше установленного законом максимального предела, определяемого в соотношении с размером получаемой им заработной платы.

В соответствии со статьей 241 Кодекса таким максимальным пределом является средний месячный заработок работника.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть возложена на работника лишь в случаях, прямо определенных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Перечень случаев полной материальной ответственности работников установлен статьей 243 Кодекса.

Договоры о полной материальной ответственности заключаются по правилам, установленным статьей 244 Трудового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденным Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85. Названный перечень должностей и работ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Начальник Правового управления
Федеральной службыпо труду и занятости И.И.ШКЛОВЕЦ\r\n

Письмо Минтруда от 24.03.2020 N 14-2/В-293

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 марта 2020 г. N 14-2/В-293

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение от 25 февраля 2020 г. N НП-08-12/4089 по вопросу необходимости представления сведений о трудовой деятельности в отношении руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), осуществляющими деятельность без заключения трудовых договоров, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в вашем письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом, а лишь содержит мнение специалистов. Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Главой 43 Кодекса установлены особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций. Вместе с тем в части 2 статьи 273 Кодекса прямо определены случаи, когда действия названной главы не распространяются на отношения, возникающие между руководителем и управляющей организацией. В частности, Кодекс не регулирует данные отношения, если руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. В основе данной нормы лежит невозможность заключения договора с самим собой, поскольку нет иных участников (членов, учредителей) у организации. Подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и работодателя трудовым законодательством не предусмотрено. Единственный участник общества своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа — директора, генерального директора, президента и т.д. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового. На отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Таким образом, нормы трудового законодательства о заработной плате, режиме рабочего времени, отпуске, ведении трудовой книжки, о коллективном договоре и другие на руководителя организации, который является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, не распространяются. В этом случае следует руководствоваться нормами Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», учредительными документами. Учитывая, что сведения о трудовой деятельности формируются на всех зарегистрированных лиц, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения, то сведения о трудовой деятельности в отношении единственных участников (учредителей), осуществляющих деятельность без заключения трудовых договоров, не представляются в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.

Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства М.С. МАСЛОВА

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Письмо Минфина РФ от 12.04.2018 N 03-03-06/1/24220 Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль амортизируемого имущества,…
  2. Письмо Минфина РФ от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40 …
  3. Апелляционное определение Омского облсуда от 30.05.2019 по делу N 33-3120/2019 ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 30 мая 2020 года…
  4. Письмо Минфина РФ от 06.06.2019 N 03-03-06/2/41359 …

Письмо Роструда России от 16 сентября 2012 г. № ПР/7156-6-1

Вопрос: В соответствии со статьями 2, 5 и 7 Закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» просьба разъяснить следующий вопрос.

Индивидуальным предпринимателем нанимаются на работу сотрудники по трудовому договору (контракту). Соответственно, в рамках и на условиях заключенного трудового договора им начисляется и выплачивается зарплата. По письменным заявлениям некоторых сотрудников часть их зарплаты им не выдается, а перечисляется третьим лицам. В частности, банкам – на погашение банковских кредитов, страховым организациям – на медицинское страхование. Перечисления осуществляются в тех суммах и по тем реквизитам, которые указали сотрудники в своих заявлениях.

По мнению ряда специалистов, любые удержания из зарплаты возможны лишь в порядке и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (например, по исполнительным листам, в возмещение материального ущерба и т. д.). При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможности удержания из зарплаты сотрудников каких-либо сумм даже по их письменным заявлениям.

Правомерны ли такие удержания? Нарушается ли трудовое законодательство, если из зарплаты сотрудников удерживаются те или иные суммы по их письменным заявлениям и в тех размерах, которые в данных заявлениях указаны?
08.11.2012
Ответ:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 16 сентября 2012 года № ПР/7156-6-1

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрен запрос-обращение. Сообщаем следующее.

Работодатель вправе производить ежемесячные удержания из заработной платы работника только в случаях, перечисленных в статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Никакие другие дополнительные вычеты из заработной платы решению работодателя не допускаются.

Согласно статье 138 Кодекса общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

В названных статьях речь идет об удержаниях из заработной платы, которые производятся независимо от волеизъявления работника с целью погашения задолженности работника перед работодателем или иными лицами.

В ситуации, изложенной в запросе, речь идет не об удержании, а о волеизъявлении работника распорядиться начисленной заработной платой.

С нашей точки зрения, работник может распорядиться своей заработной платой по своему усмотрению, в том числе путем погашения кредита, представив соответствующее заявление в бухгалтерию работодателя. При этом положения статьи 138 Кодекса в данном случае не применяются.

НачальникПравового управленияА.В. Анохин

Разместить:

Комментарии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид