Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции
Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде
Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным
Технические тонкости оформления заявления
Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд
Итоги
1-й образец: апелляционная жалоба на решение налогового органа
Другими вариантами названия документа могут быть: апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции или апелляционная жалоба в налоговую. В любом случае речь идет об одном и том же.
Апелляционная жалоба (АЖ) — это обращение лица в налоговую инстанцию с просьбой обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, которое вынесено по ст. 101 НК. При этом необходимо соблюдение двух условий:
- по мнению лица, обжалуемое решение нарушает его права;
- оно не вступило в силу.
Теперь о том, куда писать жалобу на налоговую инспекцию.
Как таковое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе (ВНО), но по п. 1 ст. 139.1 НК жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через ту инстанцию, решение которой обжалуется, поскольку именно оттуда она (со всеми прилагаемыми материалами) в течение трех рабочих дней (с момента поступления) передается в ВНО. Таким образом, прямая подача жалобы в вышестоящий налоговый орган невозможна.
Поступление АЖ для ИФНС означает, что ее решение не обретает силу, поэтому требование на уплату налога (пени, штрафа) по обжалуемому решению не выставляется.
Выше ИФНС стоят Управления ФНС по субъектам РФ. Выше этих управлений и межрегиональных ИФНС находится ФНС, чьи решения, по п. 4 ст. 139.1 НК, оспаривают уже только в суде.
Право на обжалование
Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.
Итак, согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Налогоплательщик имеет право выбора, куда жаловаться на неправомерные, на его взгляд, действия и решения налоговых инспекторов:
1) вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу);
2) в суд (ст. 137 и 138 НК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа).
Следует особо заметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
При толковании ст. 137-138 НК РФ следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в ст. 100, 101.1 (п. 1) НК РФ.
При применении ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
В случае принятия решения по жалобе налогоплательщика в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
Дополнительная проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика (гл. 20 НК РФ), т.е. разрешения налогового спора, в отличие от налоговой проверки, проводимой в рамках налогового контроля (гл. 14 НК РФ).
О способах подачи АЖ
Необходимые документы можно передать как лично, так и через представителя следующим образом:
- по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика;
- почтой;
- лично в соответствующую канцелярию или окно приема документов.
Прошение содержит:
- Персональные данные подателя (Ф.И.О. плюс место жительства для физлица или наименование плюс адрес для организации).
- Предмет обжалования (решение относительно конкретных лиц — в данном случае, в других ситуациях это могут действия, бездействие сотрудников налоговой).
- Название органа-нарушителя.
- Причины, по которым податель полагает, что его права нарушены.
- Итоговые требования подателя.
- Сведения о том, как удобно получить ответ по итогам его рассмотрения: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Дополнительными данными могут быть телефонные, факсовые номера, электронные почтовые адреса, другая необходимая информация. АЖ дополняется максимумом доказательств, свидетельствующих о правоте жалующегося, также к ней прикладывается представительская доверенность (если необходимо подать через представителя). Документ должен быть подписан подателем (его представителем).
Действия вышестоящего отделения
Ответ на жалобу
Принятое решение о необходимости привлечения к ответственности за содеянное преступление или постановление об отказе в удовлетворении такой просьбы после совершенного правонарушения подлежит обжалованию в установленном порядке посредством подачи представителем коммерческой организации заявления о пересмотре его дела.
В ситуации, когда вышестоящий орган, принимающий на рассмотрение какое-либо прошение, станет пересматривать распоряжение, утвержденное нижестоящей инстанцией, и в итоге изменит его, внесенные коррективы обязательно будут вступать в силу с даты выдачи соответствующего распоряжения.
Обжалование в судебной инстанции может проводиться исключительно после вынесения соответствующего постановления вышестоящим структурным подразделением ФНС.
О рассмотрении АЖ
Пункт 1 ст. 140 НК позволяет до разрешения претензии (в ходе ее рассмотрения) предоставлять дополнительные документы. Причем нужно будет пояснить, почему эти дополнения не предоставлялись раньше (п. 4 ст. 140 НК). ВНО рассматривает АЖ без участия подавшего ее лица. Исключениями будут случаи выявления противоречий между сведениями из материалов проверки и информацией, поступившей от налогоплательщика. При таком развитии событий податель прошения извещается о том, где и когда оно будет рассматриваться.
АЖ можно полностью или частично отозвать до ее разрешения. Также ВНО может оставить претензию без рассмотрения полностью или частично, для этого есть три причины:
- Нарушен порядок из п. 1 ст. 139.2 НК (не письменная форма, нет подписи подателя, его представителя, не указано, что именно нарушило права жалующегося).
- Лицо, подавшее претензию, заявило о ее полном или частичном отзыве до ее рассмотрения.
- АЖ по тем же основаниям уже подана.
АЖ разрешается ВНО в течение месяца после ее получения. Этот срок могут продлить максимум на месяц.
Возможных итогов рассмотрения апелляции также три:
- Требования из претензии не удовлетворяются.
- Оспариваемое решение налоговиков отменяется полностью или частично.
- Отмена сопровождается принятием нового решения по делу.
Решение по АЖ в течение трех дней после его принятия вручается (направляется) заявителю.
Сроки и порядок подачи апелляции
После того, как решение налоговой окажется на руках у заявителя, апелляцию необходимо успеть направить в течение 10 суток. Если данный срок будет упущен, то вышестоящий орган подобную жалобу рассматривать не будет.
Процедура подачи рассматриваемого документа выглядит примерно так:
- После получения налоговым органом документа, он обязательно перенаправляется со всеми имеющимися приложениями и документацией в старшую инспекцию в течение 3 суток.
- Подавать апелляцию можно в любое время, но не позже, чем данное решение налоговой вступит в законную силу. Если это произошло, то подавать нужно не апелляционную жалобу, а обычную. А если срок был пропущен, можно попробовать восстановить свои права.
- Решение по апелляции (если не было решено оставить её без рассмотрения) должно быть принято в течение 30 суток со дня получения данной бумаги. Этот срок может быть продлён ещё на 30 суток в соответствии с п. 6 ст. 140 НК РФ.
- Гражданина, который составлял заявление, в обязательном порядке оповестят о решении, принятом по его жалобе. Случится это не позднее 3 суток со дня, когда результат рассмотрения будет готов. Если этого не произошло – это серьёзное нарушение со стороны государственных органов.
Все сроки исчисляются исключительно в рабочих днях. Если апелляция была подана 1 числа месяца, в понедельник, а рассматривается в течение 30 суток, то срок будет истекать на 10 дней позже (т. к. выходные не считаются).
Апелляционная жалоба – неплохой метод заявить о нарушении своих прав. Если любое действие или бездействие, отражённое в решении налоговой, является ненормативным, то правильно поданная апелляция способна многое изменить. Учитывайте сроки, порядок и прочие нюансы подачи этого документа, чтобы в ключевой момент не последовал отказ.
2-й образец: жалоба на бездействие налоговой инспекции
Другим вариантом названия такой претензии может быть «Образец жалобы на бездействие налогового органа». Обжалуется в данном случае бездействие должностных лиц инспекции. Причем нюансы обжалования практически идентичны вышеизложенным. Правда, срок рассмотрения в данном случае равен 15 дням с возможностью продления еще на 15, а не 30, как в предыдущем варианте.
Как можно обжаловать
Существует несколько способов, как можно оспорить решения налогового органа:
Внесудебное (досудебное) обжалование
Под этим термином подразумевается подача возражений в вышестоящую налоговую. При этом законодательство разрешает плательщику самостоятельно выбирать способ защиты своих прав: либо сразу в вышестоящий орган ФНС либо сразу в суд. Однако, не во всех случаях допустимо самостоятельное обращение сразу за судебной защитой. Так в отношении решений, вынесенных по вопросу привлечения агента к ответственности за совершённое правонарушений в сфере налогообложения обратиться в суд можно только после рассмотрения вопроса в вышестоящей налоговой. Соответственно иные решения, такие как, по вопросу возврата налога, его зачёте, можно сразу обжаловать в суде.
Читать так же: Что такое CRM-системы
При этом официальном письмом орган ФНС делает обязательным наличие процедуры досудебного урегулирования вопросов только по актам, принятым после 1 января 2009 года.
Основные преимущества этого способа рассмотрения вопроса:
- отсутствие необходимости по уплате госпошлины;
- остановка исполнения акта до момента принятия итогового вердикта;
- сокращённые сроки рассмотрения материалов;
- тщательная подготовка по делу, если в дальнейшем возникнет необходимость по судебного обжалованию.
Среди недостатков можно сформулировать следующее:
- незаинтересованность вышестоящего органа в отмене решений собственных структурных подразделений;
- приостановление исполнения — это право, а не обязанность;
- срок на подачу жалобы небольшой, при этом при вероятном рассмотрении дела органом ФНС, существует вероятность пропуска срока на судебную защиту.
Обжалование решений налогового органа в суде
Этот способ своей защиты используется плательщиками, когда все иные способы исчерпаны. Условно все споры можно разделить на две большие группы:
- дела, связанные с возражениями по актам налоговой;
- дела, рассматривающие действия (бездействия) сотрудников государственной службы.
При этом инстанциями рассмотрения будут:
- арбитражный суд;
- арбитражный суд апелляционной инстанции.
Среди плюсов этого метода защиты можно назвать следующее:
- Незаинтересованность (независимость) судей по вопросу, рассматриваемом в конкретном деле;
- Всесторонность и объективность при исследовании документов;
- Высокий профессионализм лиц, рассматривающих материалы.
Недостатки следующие:
- Необходимость уплаты пошлины;
- Продолжительный срок рассмотрения.
4-й образец: жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру
Прокуратура надзирает за правильностью применения законодательства, в том числе налогового. Поэтому туда можно обращаться при любых нарушениях прав налогоплательщиков со стороны ИФНС. Нюансы таких обращений урегулированы ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.
Жаловаться нужно в прокуратуру по месту нахождения ИФНС.
Структурно претензия включает три элемента:
- Заголовок, где первоначально указывают данные о прокуратуре (полное название с адресом, а также Ф.И.О. и чин руководителя). Следующими будет персональная информация заявителя (его Ф.И.О., адрес регистрации, контакты для обратной связи). Финальными будут данные налоговой — нарушителя ваших прав.
- Информативный блок: максимально кратко и точно нужно изложить суть проблемы, описав события, которые привели к спору, нарушения, которые были допущены, а также вашу просьбу к органу прокуратуры.
- Заключение. Тут перечисляют прилагаемые к обращению доказательства. Это могут быть свидетельствующие о нарушении аудио- и видеозаписи, документы и т. д. Здесь же обращение датируют и подписывают.
Составляя жалобу в прокуратуру, следует придерживаться делового стиля и четких формулировок, без оскорблений и ненормативной лексики, с указанием только правдивых фактов.
Для подачи претензии существует несколько способов:
- по почте — заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении или описью вложения соответственно;
- через установленный в прокуратуре ящик «для обращений и заявлений граждан»;
- в канцелярию прокуратуры. Здесь на первом и втором экземплярах жалобы проставляют печать, а также отметку и подпись о принятии с присвоением документу входящего номера;
- через интернет-приемную Генпрокуратуры.
Прокуратура рассматривает поступающие претензии в порядке и сроки, которые установлены Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. Обычный срок разбора претензии — 30 дней после ее регистрации. Если не требуется дополнительная проверка и изучение поступивших материалов, их разберут за 15 дней. При необходимости обозначенное время продлевается на аналогичное. Подавший жалобу извещается о продлении.
Для заявителя возможны два итога разбора его обращения: позитивный и негативный. Последний означает, что, с точки зрения прокуратуры, ИФНС права. Соглашаться с таким вариантом или нет, решает сам налогоплательщик, его несогласие означает дальнейший поход в суд. Позитивный сценарий означает, что прокуроры выявили нарушение закона и будут принуждать налоговиков к его соблюдению, о чем обратившегося также известят.