Под охраной труда понимается ряд мер, направленных на предоставление трудящимся оптимальных условий выполнения ими должностных функций, которые не несли бы опасности для здоровья и жизни работников предприятий. Данная задача представляет собой особую важность, а потому входит в компетенцию правительства. Предлагаем разобраться, в чем заключается управление охраной труда, для чего понадобилось государственное управление охраной труда, как распределяются полномочия и функции властей.
В чем заключается государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой
. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:
- утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
- разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
- формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
- поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.
Зачем державе руководить трудоохранными процессами
Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:
- обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
- разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
- проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
- экспертная оценка производственной среды;
- принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
- способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
- помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
- выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
- финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
- обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
- работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
- систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
- введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
- установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
- усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.
Для чего нужно государственное управление охраной труда
Целью принятия законодательных актов, касающихся обеспечения охраны труда работников предприятий, является соблюдение прав трудоустроенных лиц на выполнение трудовых обязанностей и защита интересов работодателей и подчиненных. Государственное управление охраной труда реализуется путем выполнения правительственными структурами следующих задач:
- заимствование положительного опыта заграничных предприятий в сфере охраны труда;
- обеспечение первоочередного значения сохранности здоровья трудящихся и сбережения их жизни;
- утверждение порядка обеспечения сотрудников компаний приемлемыми санитарно-бытовыми условиями, выдачи защитных и профилактических средств трудящимся, предоставления им медицинского обслуживания;
- разработка, утверждение и публикация нормативных актов и целевых программ, целью которых является улучшение условий труда и оптимизацию деятельности по охране труда;
- разработка порядка налогообложения, стимулирующего работодателей на обеспечение работникам максимально безопасных и комфортных условий осуществления трудовой деятельности;
- осуществление проверок соблюдения законом, правил и предписаний, касающихся охраны труда;
- систематизация сведений, относящихся к улучшению производственной среды и охраны труда;
- проведение экспертной оценки рабочих мест;
- анализ статистических данных по несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, выплаченным компенсационным суммам;
- организация мероприятий по оценке рабочих мест;
- обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
- обеспечение мер по профилактике несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций;
- оказание финансовой поддержки мероприятий по охране труда;
- выплата компенсаций и оказание поддержки сотрудникам и членам их семей, если здоровье работника пострадало из-за выполнения трудовых обязанностей;
- проведение расследований и учет несчастных случаев на производстве.
Ключевые мероприятия
- Инструктирование всех сотрудников предприятия на регулярной основе (не реже 1 раза в 6 месяцев); ;
- Проведение предрейсового (предсменного), предварительного и периодического медосмотров;
- Разработка максимально безопасных маршрутов перемещения по производственным цехам и помещениям;
- Установка и оформление знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026 — 2015;
- Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной и коллективной защиты от вредных и опасных главных неблагоприятных факторов;
- Тестирование любого оборудования, используемого в производственных процессах, на соответствие требованиям безопасности.
Кто осуществляет государственное управление охраной труда
Во главе федеральных органов исполнительной власти стоит Правительство РФ, занимающее также лидирующую позицию при решении вопросов безопасности и охраны труда. Правительство РФ отдельные функции выполняет непосредственно силами властей, а на выполнение других задач предоставляет полномочия Министерству труда и иным федеральным органам.
Таким образом, Правительство РФ:
- занимается распределением полномочий в сфере охраны труда между ветками федеральных властей;
- закрепляет в нормативных актах положения, регулирующие деятельность федеральных органов в области охраны труда и уточняющие подконтрольность и взаимодействие государственных органов между собой.
Федеральные органы, получившие полномочия от Правительства РФ в сфере охраны труда, вправе выполнять перечисленные функции: разрешительные, координирующие, надзорные, исполнительные, контрольные и другие. Федеральные исполнительные власти осуществляют руководство охраной труда на территории всех регионов России в пределах переданных им полномочий.
Однако, отдельные полномочия они вправе передавать органам местного самоуправления, но только если такие действия не нарушают нормы действующего законодательства (федерального и местного).
Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Ветки в структуре государственного управления охраной труда
В структуре государственного управления охраной труда можно выделить следующие 2 ветки:
- Правительство РФ с федеральными органами исполнительной власти, занимающиеся обеспечением функционирования государственной политики в сфере охраны труда.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ, реализующие принятые на муниципальном и региональном уровне решения и обладающие полномочиями по осуществлению деятельности в сфере охраны труда, переданными им федеральными органами власти.
Нормативная база
Основы управления охраной труда определяет статья №216 ТК РФ, где указано, что оно может осуществляться как правительскими, так как уполномоченными федеральными органами. Все решения, которые принимаются на месте, должны быть согласованы с вышестоящей инстанцией.
Также исполнение контрольных, надзорных и регулирующих функций может быть прерогативой органов местного управления, которые соблюдают законы местных субъектов. Однако эти органы могут действовать только в рамках своих полномочий.
Структура государственных органов, занимающихся охраной труда
На территории РФ действует следующая иерархия государственного управления охраной труда на российских предприятиях:
Ступень иерархии госуправления | Функции |
Федеральный уровень (общегосударственный уровень) | Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управление деятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе. |
Региональный уровень (уровень субъекта РФ) | Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ. |
Муниципальный уровень (местный уровень) | Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах. |
Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень) | Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов. |
Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».
В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:
- Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
- Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
- Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
- Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
Контролирующие государственные органы по охране труда
Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:
- Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
- Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
- Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
- Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
- органы местного самоуправления;
- профессиональные союзы работников и их объединения;
- интеграции работодателей;
- другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.
Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:
- Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.
Теги: охрана труда, сотрудники Сохранить: Скопировать урл:
- Редактор Мария Власова 9 января 2020 в 13:24 Весь декрет делится на 2 периода:
- отпуск по беременности и родам (по больничному листу) — 140 дней. Рассчитывается…
Перенос года на начисления пособий
- lyudmila 9 января 2020 в 12:28 Почему нельзя, я же проработала год и оклад другой сравнению 2013 ,2014 Перенос года на начисления пособий
- Редактор Мария Власова 8 января 2020 в 21:00 Часовая или дневная производительность определяется как количество продукции, произведенной в… Производительность труда
- levseverov 8 января 2020 в 12:09 Мы дарили косметику, коллектив мужской . Подарки партнерам на НГ
- Григорий Б. 6 января 2020 в 15:26 Вопрос-то в чём? Тарифные ставки горнорабочих подземных в Кузбассе на 2020 год
- Редактор Мария Власова 5 января 2020 в 12:25 Вы можете опираться на ст. 72.1 ТК РФ, а именно «По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может… Не дают уведомления о переходе на другую работу
Ассистентус — электронный журнал для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
- Производительность труда8 января
- Тарифные ставки горнорабочих подземных в Кузбассе на 2020 год6 января
- Закупка через ИП — есть смысл?2 января
на форуме Акты, Ведомости, Заявления, Доверенности, Должностные инструкции, Журналы, Отчёты, Письма, Приказы, Протоколы, Справки, Уведомления и другие. Всего 784 документа.
- Калькулятор страхового стажа и еще 8 калькуляторов.
- Производственный календарь 2020 и еще 3 для регионов.
- МРОТ, прожиточный минимум, КБК, ОКВЭД и другое.
Контролирующие госорганы в сфере охраны труда
Органы управления в сфере охраны труда подчиняются приведенной ниже иерархии:
Контролирующий орган | Функции |
Прокуратура РФ | Высший надзорный орган РФ. Занимается обеспечением исполнения законодательных актов в сфере трудовой охраны со стороны подчиненных веток исполнительной власти (и должностными лицами) и слежением за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам государственного права. Региональные прокуроры подконтрольны Генеральному прокурору РФ. |
Роструд | Орган контроля, подведомственный Минтруда и социальной защиты и специально уполномоченный для слежения за исполнением законов в сфере охраны труда. Руководитель Роструда, выполняющий функции главного инспектора, может быть назначен или снят с должности только представителем Правительства РФ по рекомендации Минтруда РФ. |
Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) | Органы, посредством которых федеральная служба по охране труда осуществляет административный контроль. |
Муниципальные структуры по охране труда | Органы, через которые Роструд осуществляет взаимодействие с работодателями. К таким структурам могут относиться интеграции работодателей, органы местного самоуправления, профсоюзы работников и их объединения, прочие организации, упомянутые в ст. 365 ТК РФ. |
Госуправление: что оно предполагает
Госуправление предполагает соответствующую деятельность со стороны органов, которые уполномочены исполнять специальные функции разрешения, контроля и надзора, направленные на осуществление общегосударственной политики. Также уполномоченные инстанции могут заниматься реализацией гарантирующих безопасность сотрудников норм закона, проводить профилактику вероятных нарушений и устранять обнаруженные недочеты.
Инструкция по охране труда – нормативный документ для всех предприятий РФ
В чем суть системы
Цели реализации госполитики в сфере охраны труда:
- создание должных, не несущих опасности здоровью, жизни условий трудовой деятельности на предприятиях разных форм;
- защита прав, интересов работников;
- предотвращение непредвиденных ситуаций, несчастных случаев, производственных травм.
Также централизованное урегулирование гарантирует эффективное взаимодействие, плодотворное сотрудничество объектов социальных и трудовых отношений.
Типичные ошибки
Ошибка:
Работодатель совершает нарушения в сфере охраны труда, когда убежден в том, что контролирующие органы не обнаружат при проверке никаких правонарушений.
Комментарий:
Меры наказания будут применены не только в отношении работодателей, нарушения которых были обнаружены контролирующими органами в ходе проведения выездных проверок. Сотрудники имеют право в любое время подать жалобу на нанимателя в территориальные органы трудовой инспекции, прокуратуру и суд.
Ошибка:
Работодатель не обеспечивает сотрудников защитными и профилактическими средствами, тогда как вид осуществляемой на предприятии деятельности относится к категории опасных производств.
Комментарий:
На законодательном уровне установлен перечень разновидностей деятельности предприятий, при осуществлении которых работники должны быть обеспечены спецодеждой, защитными и профилактическими средствами. Нарушение данного требования строго наказуемо.
Виды нарушений охраны труда
Следует различать два вида нарушений правил охраны труда.
Первый – это когда правила техники безопасности нарушает рабочий без ведома руководителя и даже вопреки его требованиям.
Второй – это когда правила техники безопасности нарушает руководитель, создавая условия, при которых рабочий вынужден нарушать технику безопасности либо давая указания, которые могут привести к чрезвычайной ситуации на предприятии.
Ответы на распространенные вопросы про государственное управление охраной труда
Вопрос №1:
Согласовывают ли федеральные органы исполнительной власти свои действия в сфере трудовой охраны с другими уполномоченными органами власти?
Ответ:
Да, федеральные органы исполнительной власти согласовывают принятые ими решения с Министерством труда и социального развития РФ.
Вопрос №2:
В чем разница между государственными трудовыми инспекциями и муниципальными структурами по охране труда?
Ответ:
Государственные инспекции по труду – это территориальные представительства Роструда, посредством которых федеральная трудоохранная служба осуществляет администрирование и контроль. А муниципальные структуры необходимы для того, чтобы данный контролирующий орган мог осуществлять взаимодействие с частными работодателями регионов.
Цели
К задачам, которые предусматривает государственный контроль над охраной труда, относятся:
- формирование и осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах производства;
- составление планов улучшения ОТ, при этом речь идет как об общероссийских, так и о местных программах;
- содействие в защите прав сотрудников во время выполнения трудовых обязательств;
- устранение всех нарушений, имеющих отношение к ОТ.
https://youtu.be/jtSTz9RLJG8