Что такое госэкспертиза условий труда
Трудовое законодательство строго разграничивает порядок проведения экспертных процедур в отношении различных организаций. Кроме того, в законодательных актах дается объяснение этой процедуры как комплекса мероприятий по определению условий деятельности, порядка работ, а также выявления опасных или вредоносных производственных факторов на производстве.
Как должна происходить процедура
К сведению! Статьи Трудового кодекса указывает на обязательность проведения оценки в организациях из различных отраслей экономики. Это мероприятие играет важную роль в минимизации опасных или вредных факторов.
Для чего нужна госэкспертиза
Госэкспертиза имеет определенное направление и служит для выявления опасных факторов в работе. Она должна осуществляться в соответствии с региональными или федеральными нормативными актами и только при наличии определенных оснований. Проведение проверки сопровождается не только заполнением кое-каких документов, но в некоторых случаях и практическим осмотром рабочих мест. В соответствии с распоряжениями органов власти установлен особый порядок ее осуществления.
https://youtu.be/scsPcsMtM2c
Причины отказа в предоставлении госуслуги
В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда. Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг. При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:
- в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента;
- заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента;
- непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
- предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Основания проведения экспертизы
Основные направления государственной политики в области охраны труда
Нормативы закона предусматривают несколько типовых оснований, при которых проводится экспертиза:
- при наличии обращения как со стороны работодателя, так и со стороны профсоюзных организаций рабочих;
- при вынесении судебных решений;
- в случае вынесения предписаний со стороны трудовой госинспекции.
Обратите внимание! В качестве исключительных оснований служат выявленные нарушения в ходе инспекционных проверок со стороны государственных служб. Также основанием служат и различные аварийные или чрезвычайные происшествия.
Органы исполнительной власти и иные структуры, проводящие подобные процедуры
Кто инициирует ГЭУТ?
Важно! Государственная экспертиза носит исключительно заявительный характер!
Среди причин, на основании которых может быть проведена экспертиза, можно отметить:
- официальное обращение сотрудников и их представителей;
- обращение страховщиков по соглашению социального страхования;
- на основании судебного решения;
- по представлениям ГИТ при осуществлении надзорных мероприятий;
- по обращению работодателя или сотрудников ФСС.
Если инициатором выступает сотрудник, экспертиза по условиям труда проводится только на его рабочем месте. Но, если в карте СОУТ были прописаны аналогичные места трудоустройства, экспертиза автоматически распространяется и на них.
Важно! Экспертиза проводится бесплатно, если основанием выступает обращение органов исполнительной власти, решение суда или ГИТ.
Для сотрудников профсоюзов или руководителей предприятий проверка будет платной, если обращение было сделано напрямую, а не через ГИТ. Также необходимость оплаты или отсутствие ее, зависит от цели проведения операции. Довольно часто процедура проводится бесплатно, но при этом необходимые замеры и исследования опасных и внешних факторов оплачивает исключительно руководитель.
Задачи и регламент проведения мероприятий
Нормативными актами установлен специальный регламент, который включает в себя дату проведения, этапы проверки и список вопросов. Также устанавливаются список должностных лиц, эксперт, осуществляющий экспертизу и срок окончания процедуры в соответствии с законом.
Порядок действий при экспертизе
Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
Все начинается с извещения организации о предстоящей проверке, передаче документации, а также проведении практического осмотра условий трудовой деятельности.
Обратите внимание! Последним этапов экспертизы является письменное заключение.
Передача документов для проверки
Руководство организации или ответственные должностные лица обязаны при осуществлении проверки передать весь пакет необходимых документов представителям государственных органов исполнительной власти и не препятствовать осуществлению ими своих законных полномочий.
Функции экспертной комиссии
При осуществлении проверки органы проводят проверку в отношении:
- условий осуществления трудовой деятельности отдельными служащими и штатными подразделениями;
- наличия опасных или вредных условий труда, которые должны подлежать учету и обеспечиваться компенсационными выплатами рабочим;
- выявления недочетов и недостатков в документации и практическом исполнении нормативов в области охраны безопасной деятельности.
Оформление результатов экспертизы и ее последствия
Документальное оформление включает в себя написание заключения, которое оформляется в соответствии с ГОСТ и стандартами документооборота. В таком акте содержатся итоговые выводы о состоянии охраны труда на предприятии, а также предписания по устранению выявленных недочетов.
Схема осуществления процедуры в отношении различных организаций
Срок предоставления услуги
В соответствии со статьями ТК РФ проведение экспертизы ограничено определенными сроками. После рассмотрения обращения работников (если пожаловался профсоюз) в течении 30 дней и назначения определенной даты ее осуществления государственным служащим отводится 30 дней на проведение процедуры и составление итогового заключения.
Органы, осуществляющие экспертизу условий труда
Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.
По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.
Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.
Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:
- федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
- исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.
Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы). Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.
Основания для отказа в проведении
Трудовое законодательство не содержит в себе норм для предоставления отказа в проведении экспертизы организациям вне зависимости от сферы их деятельности. Установлены только мотивы нарушений при ее проведении или отсутствии проверки в установленные сроки, за которые руководство и должностные лица могут преследоваться по закону.
Обратите внимание! Исполнительные органы власти обязаны осуществлять проверки в отношении всех заинтересованных лиц.
Порядок обжалования
Для обжалования результатов проверки представители руководящего состава предприятия должны направить специальное обращение. Документ адресуется руководству учреждения, сотрудники которого осуществляли экспертизу. После этого должна пройти проверка результатов ранее проведенной процедуры. Если этого ничего не даст (решение не будет отменено), то директор предприятия имеет право подать в суд.
Подача заявления о проведении экспертизы
Чтобы начать процедуру госэкспертизы, заявитель должен обратиться в уполномоченную организацию с заявлением, которое содержит всю требуемую информацию. В том числе необходимо прописать:
- полное название предприятия;
- Ф.И.О. и адрес заявителя;
- сведения о рабочих местах на объекте;
- данные о проведенных ранее проверках.
Также к заявлению может быть прикреплён пакет иных документов. Их собирают в зависимости от цели проведения проверки.
Если проверка начата по представлению суда или трудовой инспекции, заявление должно быть обязательно зарегистрировано в уполномоченном органе. С момента регистрации заявления начинается отсчет времени на получение ответа и на проведение самой процедуры.
Если же проверка проводится для анализа качества спецоценки, то к заявлению прикладывают квитанцию об оплате госэкспертизы.
Федеральное законодательство
Федеральный орган, ответственный за реализацию политики в области охраны труда, также разрабатывает нормативные акты по части осуществления и реализации экспертиз в отношении промышленных предприятий. Эти акты имеют силу на уровне федеральных законов или постановлений Правительства. Также такие органы выполняют контрольный надзор за исполнением норм законодательства.
Порядок осуществления специальной процедуры
Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда, установленные федеральным законодательством, заключаются в улучшении и повышении общей эффективности трудовой деятельности и рабочего процесса в целом, а также соблюдения прав служащих. Для некоторых руководителей это кажется головной болью, на самом деле это важная процедура. Выполнение предписаний по решению, вынесенному комиссией в ходе проверки, возможно кому-то спасет жизнь.
Комментарий к Статье 216.1 ТК РФ
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной инспекцией труда. Положение о проведении указанной экспертизы утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
Государственная экспертиза условий труда позволяет оценить качество проведенной аттестации и обоснованность выплаты компенсаций за «вредность». Напомним: сотрудникам, которые заняты на тяжелых работах, трудятся в опасных или вредных условиях, положены доплаты к заработку и компенсации. Перечень таких работ, минимальные размеры и условия повышения заработка гражданам, занятым на «вредных» работах должно определить Правительство РФ (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Но поскольку такого документа все еще на сегодняшний день не разработано, то при назначении доплат руководствуются перечнем, который утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78.
Помимо доплат за вредность работодатели обязаны выплачивать и компенсации. Их размеры, условия и порядок выплаты также должно определить Правительство РФ. Однако для выплаты такой компенсации недостаточно, чтобы работа сотрудника была поименована в перечне тяжелых, вредных или опасных работ. Работодателю также необходимо будет провести аттестацию рабочих мест. Ее результаты или заключение государственной экспертизы подтвердят, что условия труда безопасны, компенсацию платить не нужно.
Вообще проводить аттестацию рабочих мест организации должны не реже, чем раз в пять лет. Порядок ее проведения должно разработать Минздравсоцразвития России (ст. 209 Трудового кодекса РФ). Напомним: сейчас все еще действует Положение об аттестации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12. В ходе аттестации оценивают вредные производственные факторы, травмобезопасность, обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
В свою очередь, государственная экспертиза условий труда позволяет оценить качество проведенной аттестации и обоснованность выплаты компенсаций. Сейчас ее проводят в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
Кроме того, госэкспертиза призвана оценить, насколько проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. А также фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Комментируемая статья дает ответ на вопрос, на основании чего проводится государственная экспертиза условий труда. Делается это, когда:
— судебные органы вынесли соответствующее определение;
— в случае обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, ФСС России.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
— беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей;
— запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
— проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
— составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС России;
— обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
— обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Подача заявления о проведении экспертизы
Чтобы начать процедуру госэкспертизы, заявитель должен обратиться в уполномоченную организацию с заявлением, которое содержит всю требуемую информацию. В том числе необходимо прописать:
- полное название предприятия;
- Ф.И.О. и адрес заявителя;
- сведения о рабочих местах на объекте;
- данные о проведенных ранее проверках.
Также к заявлению может быть прикреплён пакет иных документов. Их собирают в зависимости от цели проведения проверки.
Если проверка начата по представлению суда или трудовой инспекции, заявление должно быть обязательно зарегистрировано в уполномоченном органе. С момента регистрации заявления начинается отсчет времени на получение ответа и на проведение самой процедуры.
Если же проверка проводится для анализа качества спецоценки, то к заявлению прикладывают квитанцию об оплате госэкспертизы.