Контроль за состоянием охраны труда на предприятии. Трехступенчатый контроль за охраной труда на предприятии


Что контролирует Ростехнадзор

Что проверяет Ростехнадзор

В соответствие с Постановлением Правительства №401 от 30.07.2004 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (сокращенно – Ростехнадзор) наделена широким кругом полномочий, среди которых:

  • выдача разрешений на право использования атомной энергии, эксплуатацию гидротехнических сооружений, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • допуск потребителя к эксплуатации энергопринимающих устройств;
  • регистрация и ведение реестра опасных производственных объектов;
  • лицензирование деятельности по проведению экспертизы промбезопасности, производству маркшейдерских работ (геодезические съемки горных разработок), а также деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • проверка соблюдения требований законодательства в области экологической, технической и атомной безопасности.

Кого проверяет Ростехнадзор

Учитывая объем контрольных функций и полномочий, Ростехнадзор может явиться с проверкой практически на любое предприятие с целью мониторинга соответствия деятельности нормам действующего законодательства. При этом наибольшее внимание орган уделяет контролю деятельности предприятий атомной и энергетической сферы, а также опасным промышленным объектам.

№ п/пСфера контроля РостехнадзораКого проверяет Ростехнадзор
1Ядерная и радиационная безопасностьПод контролем Ростехнадзора находятся предприятия атомной промышленности (атомные станции, исследовательские ядерные установки), а также организации, которые выступают потребителями атомной энергии. Также орган осуществляет учет ядерных материалов и радиоактивных веществ.
2Энергетическая безопасностьВ целях осуществления контроля за соблюдением норм законодательства в сфере энергетики, Ростехнадзор вправе проверить практически любое предприятие, которое использует электроооборудование либо занимается строительством и проектировкой зданий с использованием энергетических объектов.
3 Промышленная безопасность Реализуя мероприятия по соблюдению промышленной безопасности, орган проводит проверки:
  • предприятий горной, металлургической, угольной промышленности;
  • объектов нефтегазового комплекса;
  • промышленных объектов, отнесенных к категории опасных;
  • организаций, которые в своей деятельности используют грузоподъемное оборудование и подъемные сооружения.
4Безопасность строительстваРостехнадзор контролирует деятельность застройщиков, а также архитектурных, проектных, инженерно-изыскательных организаций на предмет соответствия их деятельностью установленным требованиям безопасности строительства.

Когда Ростехнадзор проводит проверки

В целях контроля соблюдения действующего законодательства в сфере атомной, технической и энергетической безопасности, Ростехнадзор проводит проверки организаций, предпринимателей, физических лиц. По виду организации контроля проверки могут быть проведены планово и внепланово, по форме реализации контрольных мероприятий проверки могут предусматривать выезд инспектора (выездная проверка) либо подразумевать проверку документов предприятия на рабочем месте инспектора (документарная проверка).

Плановые и внеплановые проверки

Ростехнадзор проводит плановые проверки организаций и предприятий согласно утвержденному графику. Орган не вправе осуществлять плановые контрольные мероприятия чаще одного раза в 3 года. Информация о сроках проведения плановых проверок юридических лиц является общедоступной, с графиком плановых проверок на 2020 год можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы (https://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/).

Ростехнадзор вправе явиться на предприятия с внеплановой проверкой при наличии одного из следующих оснований:

  1. Жалоба от населения. Любой гражданин вправе обратиться с жалобой в Ростехнадзор на предмет нарушения организацией норм охраны труда, закона о защите окружающей среды, иных положений и норм, контроль за соблюдением которых возложен на Ростехнадзор.
  2. Проверка исполнения предписания. В случае если по результатам предыдущей проверки (плановой или внеплановой) Ростехнадзор выявил нарушения и выдал предписание об их устранении, то по истечению установленного срока инспектор вправе посетить предприятие с внеплано с целью проверки исполнения предписания.
  3. Авария на предприятии. Основанием для внепланового визита инспектора Роспотребнадзора может послужить авария на предприятии либо иное внештатное событие, которое повлекло за собой причинение вреда окружающей среде, здоровью сотрудникам, создало угрозу безопасности для проживающих рядом граждан.

В каждом из случаев документальным основанием для внеплановой проверки является соответствующее постановление, подписанное руководителем территориального органа Ростехнадзора.

Суть трехступенчатого контроля

Трехступенчатый контроль проводится не только по воле работодателя, но и его силами. Он преследует две цели:

  • привлечь трудовой коллектив к наблюдению за соблюдением безопасных условий, повысить ответственность персонала;
  • своевременно реагировать на имеющиеся или возникающие недочеты, не допуская серьезных последствий с трагическим исходом.

Суть контроля заключается в том, что сотрудники и руководители организации сами проверяют, правильно ли организована охрана труда на рабочих местах.

Что проверяет Ростехнадзор

В ходе проверки инспектор Ростехнадзора может совершать следующие действия:

  • запрашивать документы для проверки, осуществлять выемку документов для проведения последующей экспертизы;
  • осматривать производственные, офисные, складские и прочие помещения, оборудования, иные производственные объекты;
  • проводить допросы руководства и сотрудников организации.

В 2020 году Ростехнадзором введены проверочные листы, которые фиксируют список вопросов, задаваемых ответственным лицам предприятия в ходе проверки. Всего органом утверждено 50 чек-листов установленной формы, которые применяются в зависимости от сферы деятельности проверяемого предприятия.

Проверочный лист Ростехнадзора с общий списком вопросов по безопасности производства можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист Ростехнадзора (общие требования промбезопасности).

Проверочный лист Ростехнадзора для АЗС можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист Ростехнадзора для АЗС.

Ниже мы подробно рассмотрим, что именно проверяет Ростехнадзор во время плановых и внеплановых контрольных мероприятий.

Проверка документов

На начальном этапе Ростехнадзор запрашивает следующие документы для проверки:

  • уставные документы предприятия;
  • локальные нормативные акты, регулирующие порядок использования электрооборудования, грузоподъемных механизмов, прочих производственных объектов (в том числе опасных);
  • положение об охране труда;
  • сертификаты на применяемое оборудование, электроприборы, т.п.;
  • лицензии (если деятельность предприятия подлежит лицензированию);
  • документы об опасном производственном объекте (при наличии такового): регистрация в реестре, разрешение на ввод в эксплуатацию, лицензия на использование;
  • документы о проведенных мероприятиях по технике безопасности (Журнал инструктажей по технике безопасности);
  • журнал учета аварий;
  • журнал техобслуживания оборудования;
  • договор страхования риска ответственности;
  • трудовые договора с сотрудниками, которые привлечены к работе с вредными условиями труда либо на опасные производственные объекты.

В ходе проверки Ростехнадзор вправе запросить прочие документы в пределах собственных полномочий, при необходимости – произвести их выемку для последующей проверки или проведения экспертизы на подлинность.

Контроль эксплуатации опасных производственных объектов

После проверки документов инспектор осуществляет непосредственную проверку объектов, а именно:

  • производственного оборудования;
  • условий труда;
  • помещений.

Осмотр оборудования вправе осуществлять только инспектор, ФИО которого указано в приказе на проведение инспекции. Цель осмотра – удостоверение соответствия объекта установленным нормам безопасности, проверка оборудование на исправность, подтверждение правильности эксплуатации объекта.

Проверка исполнения предписаний

Если речь идет о внеплановой проверке по истечению срока действия исполнения предписания, то Ростехнадзор инспектирует предприятия не предмет устранения выявленных ранее нарушений. При этом за инспектором закрепляется право проведения дополнительной проверки иных объектов, кроме тех, по которым ранее выявлены нарушения. Также инспектор вправе запросить любые документы, в соответствие с полномочиями Ростехнадзора.

После окончания проверки инспектор Ростехнадзора составляет акт установленного образца, передает его для ознакомления представителю организации. В случае, если предприятие не согласно с результатами проверки, описанными в акте, либо считает выданное предписание о нарушениях необоснованными, то представитель организации вправе обжаловать его, оформив соответствующее заявление в Ростехнадзор.

Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах

В соответствии с Трудовым кодексом и Федеральным законом “Об основах охраны труда” в Российской Федерации функции организации за состоянием условий труда на рабочих местах возложены на работодателя.

На практике функционируют следующие виды контроля и надзора:

государственный надзор за соблюдением требований охраны труда;

общественный контроль за соблюдением требований охраны труда;

внутрипроизводственный контроль за состоянием условий и охраны труда.

Внутрипроизводственный контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях малого предпринимательства возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо.

Постоянный профилактический контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах является одним из средств предупреждения производственного травматизма и осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требования правил и норм безопасности с принятием необходимых мер по их устранению.

Основной принцип контроля – это регулярные проверки, проводимые руководителями разных уровней управления производством по определенной схеме.

По сложившейся практике контроль за условиями и охраной труда проводится в три этапа:

Первый этап – на рабочих местах, в бригадах, производственных участках. Проводится самими работниками, бригадирами, мастерами, прорабами – ежедневно по сложившейся ситуации. Обнаружившиеся недостатки устраняются немедленно. О более сложных – устранение которых своими силами невозможно, докладывается в соответствующие службы. Работа, как правило, приостанавливается до ликвидации неполадок.

Второй этап – в производственных подразделениях, цехах, филиалах. Проводится руководителями этих структур или специальными комиссиями. Участие специалиста по охране труда организации или лица, на которое возложены его обязанности, обязательно. Недостатки устраняются немедленно и составляются краткосрочные мероприятия. Периодичность этапа – как правило, ежемесячно. Разрабатываются и подводятся итоги результатов первого этапа.

Третий этап – в целом по организации возглавляет его работодатель или лицо им уполномоченное. Проверки проводятся комиссионно. Рассматривается эффективность первого и второго этапов. Результаты подводятся на общепроизводственном совещании или проводится день “охраны труда” – как итог издается приказ или распоряжение работодателя, назначаются ответственные лица, поощряются за хорошие успехи в профилактике производственного травматизма отдельные работники, специалисты или коллективы, принимаются меры к нарушителям. Периодичность ежеквартально, один раз в полугодие или по мере необходимости, по результатам проверок государственных надзорных и контрольных органов.

В зависимости от структуры организации малого бизнеса, численности работающих, их квалификации, производственной направленности или вида оказываемых услуг может быть принята схема из одного или нескольких выше приведенных этапов или их комбинации.

В соответствии с Федеральным законом “Об основах охраны труда”

общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов, иные уполномоченные работниками представительные органы и лица имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателем законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или уполномоченного работниками представительного органа.

Комитет (комиссии) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для лиц осуществляющих общественный контроль (членов комитетов) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов), обеспечивать их правилами, инструкциями, локальными приказами и распоряжениями, справочными материалами, а также в течение рабочего дня, выделять им свободное время для выполнения этих дополнительных обязанностей.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда федеральной инспекции труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекций организации всех организационно правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинированной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Государственные инспекторы труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями, Фондом социального страхования российской Федерации.

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории РФ.

Наряду с Федеральной инспекцией труда к числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, относятся Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор, Госсанэпиднадзор.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации (Госгортехнадзор Российской Федерации), который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации (Госэнергонадзор Российской Федерации).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (Госсанэпиднадзор Российской Федерации).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид