Кратчайшие сроки это сколько дней в делопроизводстве

Срок в исполнительном производстве — отрезок времени, в который стороны вправе или обязаны осуществить процессуальные действия.

Наступление, окончание всегда имеет правовые последствия. Например, должнику, добровольно не исполнившему требование, пристав назначит исполнительный сбор. Обязательство не погашено, время истекло, как следствие, наложение денежного взыскания.

Знание сроков в исполнительном производстве, в каком случае, как они исчисляются и заканчиваются — важно. Взыскателю и должнику это позволит контролировать работу пристава и вовремя предпринимать предусмотренные законом действия.

Кем устанавливаются

  1. Регламентируемые законом. Федеральный закон 229 определяет временные рамки открытия производства, совершения, приостановления, отложения принудительных процессов. Характерное отличие таких сроков — неизменность. Никто, ни суд, ни пристав не вправе их увеличивать или уменьшать.
  2. Определенные судом. Указываются в судебном акте, необходимые действия должны быть совершены именно в этот период. По заявлению ответчика суд вправе отсрочить исполнение решения. Например, отложить выселение на полгода.
  3. Установленные судебным приставом. Содержатся в постановлении, которое выносит должностное лицо. Например, согласно ст. 30 ч. 12 ФЗ 229, промежуток времени, данный должнику для исполнения требований в добровольном порядке, не может превышать пяти дней с момента получения постановления. Однако, по ходатайству взыскателя или по собственной инициативе, сотрудник ФССП вправе его увеличить до 10 (38 п. 1 ФЗ 229).

Глава 3 ФЗ 229 определяет порядок исчисления, окончания, восстановления, приостановления, продления, прерывания сроков и последствия пропуска.

ВС указал, в каких случаях продлевается срок исковой давности


Фото: supcourt.ru

Вопросы продления срока исковой давности разъяснил Верховный суд РФ в новом 130-страничном обзоре судебной практики (подробнее об обзоре читайте на Legal.Report здесь).

Как указал ВС РФ, течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении). Непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30-й день либо в последний день срока, установленного договором. Правило п. 4 ст. 202 ГК РФ о продлении срока исковой давности до шести месяцев касается тех обстоятельств, которые поименованы в п. 1 ст. 202 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, корпорация обратилась в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту.

Решением суда первой инстанции с общества частично взыскана неустойка, в остальной части иска отказано в связи с пропуском срока исковой давности. Суд апелляционной инстанции признал иск поданным с соблюдением срока исковой давности, отменив решение суда первой инстанции в части отказа в иске. Постановлением арбитражного суда округа постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Судебная коллегия ВС РФ отменила принятые по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как указал ВС РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии, если иные срок или порядок не установлены законом или договором.

В силу п. 3 ст. 202 ГК РФ (в редакции закона от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ), если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке – процедура медиации, посредничество, административная процедура и т. п., – то течение срока исковой давности приостанавливается на срок, определенный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока – на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

Учитывая, что в соответствии с переходными положениями (п. 9 ст. 3 закона № 100-ФЗ) новые сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 г., п. 3 ст. 202 ГК РФ (в редакции закона № 100-ФЗ) подлежит применению в рассматриваемом деле, поскольку сроки предъявления требований по контракту не истекли до указанной даты.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2020 г. № 43, согласно п. 3 ст. 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. Пункт 3 ст. 202 ГК РФ и п. 16 постановления № 43 были истолкованы в определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 6 июня 2020 г. по делу № 301-ЭС16-537, которая заключила, что соблюдение сторонами предусмотренного законом претензионного порядка в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на этот период времени.

Незаконные запросы приставов и другие дела ВС в первом за 2019 год обзоре практики

Новости25.04.2019
4241

Из системного толкования п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30-й день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.

Довод заявителя и вывод суда апелляционной инстанции о том, что течение срока исковой давности было приостановлено на шесть месяцев с момента направления корпорацией досудебной претензии, основаны на неверном толковании положений законодательства РФ.

Правило п. 4 ст. 202 ГК РФ о продлении срока исковой давности до шести месяцев касается тех обстоятельств, которые поименованы в п. 1 ст. 202 ГК РФ и характеризуются неопределенностью момента их прекращения. Применительно к соблюдению процедуры досудебного урегулирования спора начало и окончание этой процедуры, влияющей на приостановление течения срока, установлены законом. Иной подход приведет к продлению срока исковой давности на полгода по всем спорам, указанным ч. 5 ст. 4 АПК РФ, что противоречит сути института исковой давности, направленного на защиту правовой определенности в положении ответчика.

В то же время, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд округа неправомерно посчитал, что направление истцом претензии является его процессуальной обязанностью, предусмотренной ч. 5 ст. 4 АПК РФ, и не приостанавливает течение срока исковой давности на основании п. 3 ст. 202 ГК РФ.

Законом от 2 марта 2020 г. № 47-ФЗ обязательный претензионный порядок был введен для большинства гражданско-правовых споров. С учетом положений ч. 5 ст. 4 АПК РФ до предъявления к ответчику иска о взыскании неустойки по контракту истец обязан направить ему претензию, стороны не вправе отказаться от претензионного порядка, который императивно предписан для них законодателем. Следовательно, в период соблюдения корпорацией обязательного претензионного порядка течение срока исковой давности по заявленному корпорацией требованию, согласно законодательству РФ, приостанавливалось.

Суду первой инстанции в силу п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ необходимо было исследовать юридически значимые обстоятельства, касающиеся вопросов соблюдения истцом претензионного порядка, с целью установления срока, подлежащего исключению из срока исковой давности, что не было сделано (определение № 305-ЭС18-8026).

Исчисление

Согласно ст. 15 п. 2 ФЗ 229, срок в исполнительном производстве измеряется днями, месяцами, годами. Нерабочие дни, указанные в ст. 112, 111 ТК, в расчет не берутся. Например, период для добровольного исполнения увеличится, если попадет праздничный или выходной (воскресенье).

Периоды определяются не только промежутком времени. В ряде случаев устанавливаются:

  1. На конкретную календарную дату. Например, ответчик должен к 20 мая 2020 года осуществить конкретные действия (освободить незаконно занимаемое жилье, ликвидировать самовольно возведенное строение).
  2. На момент наступления определенного события. К примеру, исполнительные действия приостанавливаются до полного выздоровления должника или демобилизации со срочной воинской службы.

Отсчет начинается на следующий день от календарной даты или с момента наступления события (15 п. 3). Например, если человек получил постановление 20 мая, время для добровольного исполнения (5 дней) начнется считаться со следующего дня, то есть 21 мая и закончится 25-м числом.

Исчисление сроков по 44-ФЗ

1. Когда срок считать в рабочих, а когда в календарных днях

По общему правилу срок определяется конкретной календарной датой или истечением периода времени, в годах, месяцах, неделях, днях или часах (ст. 190 ГК РФ). Таким образом, если в конкретной норме Закона № 44-ФЗ нет указания на то, что срок рассчитывается в рабочих днях, расчет необходимо осуществлять в календарных днях.

Например, в ч. 3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ установлен срок размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона — не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок. В этом случае высчитывайте календарные дни. А извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме следует размещать за пятнадцать рабочих дней, поскольку это прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 54.2 Закона № 44-ФЗ.

2. Как рассчитать начало срока

Начало срока может быть определено конкретной датой или событием. При расчете срока исключайте день, указанный как отсчетная точка — конкретная дата или момент совершения действия либо наступления события, предусмотренного Законом № 44-ФЗ. Считайте срок начиная со следующего дня, рабочего или календарного, в зависимости от того, в каких днях установлен срок (ст. 191 ГК РФ).

Пример расчета начала срока, установленного в рабочих днях

Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Изменения в план утверждены 15 марта 2020 г. Начало срока отсчитываем начиная со следующего рабочего дня — понедельника 18 марта.

Пример расчета начала срока, установленного в календарных днях

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Решение заказчика получено поставщиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении 5 апреля 2020 г. Первый день десятидневного срока считайте со следующего календарного дня — субботы, 6 апреля.

3. Как рассчитать окончание срока

Окончание срока обозначит наступление определенных правовых последствий либо истечение времени для произведения каких-либо действий в ходе работы по Закону № 44-ФЗ.

Важно для расчетов определить, является ли последний день срока нерабочим — выходным или праздничным. В таком случае днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ). Определите, является ли день нерабочим, сверяясь с производственным календарем на соответствующий год.

Обратите внимание, если речь идет об исполнении определенного действия в последний день срока, Гражданский кодекс РФ позволяет совершить его до 24 часов этого дня. Однако есть нюанс: если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. В связи с этим во избежание риска спорных ситуаций определяйте природу таких операций:

1) если это действия, совершаемые, например, на электронной площадке, в ЕИС, срок завершения заканчивается в 24 часа последнего дня срока;

2) если это действия, связанные с операциями в организации, например, прием платежных (расчетных) документов в Казначействе, учитывайте сроки, установленные правилами этой организации.

Пример расчета окончания срока

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик разместил проект контракта на площадке и в ЕИС 26 апреля 2020 г. Считаем пять календарных дней, начиная с 27 апреля, последний день срока выпадает на выходной день 1 мая. Участник должен подписать проект контракта до 24 часов первого рабочего дня — 6 мая 2020 г.

Окончание

Окончание зависит от способа исчисления.

Если счет производится в годах, то срок должен закончиться на соответствующую дату последнего установленного года (16 п. 1 ФЗ 229).

Если считается в днях – на последний (16 п. 3).

Исключение, когда последний день является нерабочим. В этом случае окончание произойдет на следующий рабочий.

Срок, измеряемый в месяцах, заканчивается на такую же календарную дату последнего месяца установленного периода (16 п. 2).

Бывают ситуации, когда такой даты в последнем месяце нет. Например, пристав в течение одного месяца с момента выявления имущества должен привлечь к оценке специалиста (85 ФЗ 229). Если датой обнаружения имущества окажется 31 января, то в следующем месяце — феврале такого числа не окажется. В подобных ситуациях закон предписывает считать датой окончания последнее число установленного месяца. В данном примере, это 28 или 29 февраля (в зависимости от года).

Следует отметить, время не считается истекшим, если необходимые действия были совершены до 24 часов (16 п. 6). Например, срок обжалования работы взыскания оканчивается 23 числа. Если заявитель подаст жалобу 23-го до полуночи, то время не будет упущено. Вышестоящее лицо или инстанция должны принять документ, рассмотреть и вынести соответствующее решение.

Пропуск и восстановление

Несоблюдение сроков влечет за собой возникновение ответственности и не освобождает от исполнения предъявляемого требования (17 ч. 1). Например, при нежелании ответчика добровольно в установленный постановлением отрезок освободить занимаемую жилплощадь, пристав назначит денежное взыскание и принудительно выселит несознательного гражданина (18 п. 1 ФЗ 229).

Важно соблюдать срок, подавая жалобу на ФССП. Если упустить время, указанное статьей 122 ФЗ 229, заявителю вернут документ и никаких действий при этом не предпримут (17 п. 2).

Однако, при наличии уважительной причины пропуска, срок может быть восстановлен. Для этого заявителю вместе с жалобой нужно подать соответствующее прошение (18 п. 1).

Вышестоящее лицо, которому предназначено ходатайство, вправе отказать в просьбе, если посчитает что в основе пропуска лежат несущественные обстоятельства. В этом случае заявитель получит копию постановления об отказе, которую ССП должно отправить на следующий день после вынесения решения (18 п. 3). Отказ может быть обжалован в суде (ст. 121).

Срок исполнения требования

Налоговики могут запросить документы, потребовать представить пояснения либо внести соответствующие исправления в декларацию при проведении как камеральной, так и выездной налоговой проверки.
Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На представление документов компании отводится 10 рабочих дней после даты получения такого сообщения из ИФНС (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Срок рассмотрения обращения гражданина

Рассмотрение жалобы на работу пристава вышестоящим по должности лицом не должно занимать более 10 дней (ст. 126). При этом нужно учесть, что обжалование происходит в порядке подчиненности, определённой ст. 123 ФЗ 229.

Как правило, для большей эффективности, гражданин подающий жалобу одновременно с аналогичным заявлением, обращается в суд. Если суд даст ход делу, время изучения жалобы в ССП будет приостановлено.

Время рассмотрения заявления, отправленного в ФССП по почте или электронно через официальный сайт службы, составит около 33 дней.

Три дня дается на обязательную централизованную регистрацию, которую осуществляет Управление делопроизводства согласно инструкции № 682 от 10.10.2010.

30 дней займет рассмотрение самого обращения (12 № 59-ФЗ). В особых случаях этот период может быть увеличен, еще до 30.

О продлении заявитель будет извещен.

Срок для возбуждения исполнительного производства

Процедура возбуждения производства не должна занимать более семи дней.

Три дня отводится на передачу приставу заявления и документов из канцелярии СПП (30 п. 7 ФЗ 229).

Столько же на изучение должностным лицом поступивших материалов и вынесение постановления об отказе или открытии производства (30 п. 8 Ф З229).

В расчет не берутся выходные, праздники, поэтому общее время на возбуждение производства увеличится на один день (в сумме получится семь).

Период сократится до одного дня, если исполнительный документ (ИД), предписывает незамедлительное выполнение. В этом случае заявление, материалы дела сразу же предаются приставу, который в течение суток должен принять соответствующее решение.

Промежуток, в который должник принуждается к выполнению требований ИД составляет два месяц.

Исключение:

  • случаи, указанные в ст. 36 п. 2-6.1 ФЗ 229,
  • срок установлен в ИД.

В расчет не входят ситуации, определенные ст. 36 п. 7 (приостановление, отложение принудительных мероприятий).

Налоги и Право

Очень часто по договорам подряда строители не укладываются в сроки работ. За это могут быть предусмотрены значительные санкции. Однако не всегда генподрядчик (подрядчик) признается виновным.

В Определении ВАС РФ от 15.01.2010 N ВАС-17466/09 по делу N А40-4363/09-104-30 суд удовлетворяя заявление, обоснованно учел, что содержащиеся в проектной документации неверные данные повлекли задержку исполнения обязательства подрядчиком; кроме того, заказчиком были нарушены сроки оплаты выполненных работ, что также, согласно контракту, дало истцу право на соразмерное продление сроков выполнения работ.

Статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации, препятствует исполнению договора.

При этом в договоре содержались следующие условия.

Согласно п. 8.4 контракта подрядчик (истец) имеет право (в соответствии с пунктом 20.1 (претензии подрядчика), на продление срока завершения работ, если и в той мере, в которой завершение работ для целей, указанных в пункте 10.1 (сдача-приемка работ и их частей), задерживается, ввиду любой из следующих причин:

а) изменение (за исключением случаев, когда корректировка срока завершения работ согласована в соответствии с пунктом 13.3 (порядок внесения изменений) или другое существенное изменение объема работы, включенной в контракт;

б) причина задержки, дающая право на продление срока в соответствии с каким-либо пунктом настоящих Условий;

в) исключительно неблагоприятные климатические условия;

г) непредвиденная нехватка персонала или товаров, вызванная последствиями эпидемии или правительственных действий;

д) любая задержка, помеха или препятствие, прямо или косвенно вызванная действиями заказчика, персонала заказчика или других подрядчиков заказчика на строительной площадке.

Также суд установил, что содержащиеся в проектной документации, подготовленной заказчиком, неверные исходные данные, повлекли задержку исполнения обязательства подрядчиком.

В этой связи необходимо порекомендовать подрядчику правильно формулировать условия договора и изучать внимательно проектную документацию.

Срок давности по исполнительному производству

Промежуток, в который взыскатель вправе предъявить ИД к принудительному исполнению содержащихся требований.

К ИД со сроком давности три года, относятся:

  • исполнительные листы, выдаваемые судебными органами (исчисление ведется от даты вступления в законную силу принятых решений);
  • судебные приказы.

Три месяца дается на предъявление к взысканию:

  • удостоверения комиссии по трудовым спорам. Отсчет начинается от даты получения документа;
  • исполнительного листа, чей пропущенный срок был восстановлен решением арбитражного суда.

Акты контролирующих органов (налоговая, таможенная служба, ПФР) должны быть представлены для принудительного взыскания в шестимесячный отрезок со дня вынесения (21 п. 6.1.) или возврата из банка (в случае, если на счету ответчика не оказалось достаточно денег для погашения задолженности).

ИД по административным нарушениям предъявляются не позже двух лет со дня вступления в законную силу.

Самый большой срок давности имеют ИД по взысканию периодических платежей. Принудить должника удовлетворить требование по таким документам можно в течение всего периода, когда должны осуществляться выплаты и три года спустя после истечения (21 п. 4 ФЗ).

Отсчет, как отмечалось выше, начинает происходить либо с момента получения документа (удостоверение трудовой комиссии), либо от даты вступления судебного постановления, акта в законную силу.

Но так бывает не всегда. Если суд отсрочил или рассрочил исполнение вынесенного решения, отсчет следует вести после того, когда истечет рассрочка, отсрочка (21 п. 9).

Кроме того, срок ИД может исчисляться заново, причем неограниченное количество раз.

Согласно ст. 22 п. 1, его течение прерывается, когда:

  • взыскатель дал ход ИД;
  • должник частично начал выполнять предъявляемое требование.

Время до прерывания не засчитывается и получает новую точку отсчета (22 п. 2).

Если пристав завершит производство и вернет документ взыскателю по причине невозможности исполнения, дело можно будет открыть вновь в течение трех лет с момента возвращения документа. И делать так бесконечное количество раз.

Причины и сроки приостановления или продления проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок. Практика показывает, что продление и приостановка проверки вызывают у компаний вопросы. Например, вправе ли налоговики приостановить «камералку»? Можно ли в это время допрашивать свидетелей? Нужно ли выполнять требование о представлении документов, если проверка приостановлена?

В соответствии со ст. 87 НК РФ проводятся камеральные и выездные проверки. Цель проведения этих проверок различна, и поэтому различны методы, сроки и порядок их проведения. Соответственно, различны и причины, которые могут вызвать приостановление или продление уже начатой проверки.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Закон № 294-ФЗ запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018.

Изменить срок камеральной проверки нельзя

Проведение камеральной проверки входит в служебные обязанности налоговиков в соответствии со ст. 88 НК РФ каждый раз при сдаче декларации или другой отчетности.

Для осуществления данной проверки налоговикам не требуется получать распоряжения руководителя инспекции, сообщать проверяемым организациям о начале и конце данной проверки и даже покидать стены своих кабинетов. Налогоплательщиков известят о результатах проверки в случае возникновения у налоговиков вопросов или обнаружения неточностей при заполнении декларации. Единственное условие (на основании п. 2 ст. 88 НК РФ) – это трехмесячный срок с момента подачи декларации. Если в этот период организацией или индивидуальным предпринимателем (ИП) будет подана уточненная декларация, то в соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ первая камеральная проверка прекращается, а начинается камеральная проверка по новой декларации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Условие о возможности приостановления проверки есть только в ст. 89 НК РФ, которая регулирует порядок проведения выездной проверки. В ст. 88 НК РФ, устанавливающей порядок «камералки», такого условия нет.

Пример 1.

ООО «Турбо» подало декларацию по транспортному налогу в срок, установленный законодательством, – 01.02.2016. В этот же день налоговый инспектор принял решение о начале камеральной проверки по данной декларации, которая должна будет закончиться в срок до 01.05.2016. Но 01.03.2016 ООО «Турбо» подало уточненную декларацию по данному налогу, в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый инспектор прекратил уже начатую проверку и начал новую – по уточненной декларации, срок окончания которой будет уже 01.06.2016.

То есть именно до даты окончания камеральной проверки налоговики имеют право запросить объяснения, уточнения по представленной декларации. Если прошло три месяца с момента сдачи налоговой отчетности, а налоговый инспектор не направил в адрес ООО «Турбо» никакого запроса, то данная декларация прошла камеральную налоговую проверку.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Налоговики не могут ни продлить, ни приостановить «камералку».

Даже если декларация не будет представлена в срок, камеральную проверку налоговики имеют право в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ в тот же самый трехмесячный срок провести на основании тех сведений, что у них есть на этого налогоплательщика или взять для анализа данные другой организации со схожими данными. Если все же, хоть и с опозданием, но в этот трехмесячный период налогоплательщик подаст декларацию, то начатая проверка заканчивается, начинается проверка по поданной декларации. Все полученные в ходе камеральной проверки сведения налоговики смогут использовать как при проведении выездной проверки, так и для применения в ходе других своих мероприятий.

Цель проведения камеральной проверки – выявить или не выявить такие ошибки при заполнении налоговой декларации, как:

  • несовпадение сведений в поданной декларации и декларациях, поданных ранее, или сведений, полученных налоговиками из других источников (возвращаясь к примеру 1 – ООО «Турбо» подало в первоначальной декларации сведения о транспортном средстве, поставленном на учет в 2014 г. и уже задекларированном по сроку 01.02.2015, и данные сведения совпали, но налоговики получили сведения от ГИБДД о регистрации ООО «Турбо» в 2020 г. еще одного транспортного средства, а в первоначальной декларации бухгалтер забыл указать эти данные. Если бы организация не подала уточненной декларации, то налоговый инспектор направил бы запрос на пояснение и имел право оштрафовать ООО «Турбо»);
  • арифметические ошибки расчета налогооблагаемой базы или налога при заполнении декларации;
  • несоответствие данных налоговой декларации и сведений, полученных в результате других налоговых мероприятий (то есть полученных как от самой организации из других деклараций, так и от сторонних организаций. Например, организация подала упрощенную декларацию, а в представленном в налоговую инспекцию балансе фигурирует изменение остатков на расчетном счете).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обнаружив любое несоответствие, налоговый инспектор обязан направить налогоплательщику требование о внесении исправлений в декларацию или об объяснении этого несоответствия. Для урегулирования данного вопроса налогоплательщику дается пять дней.

Продлить трехмесячный срок камеральной проверки налоговики не могут, так как НК РФ этого не предусматривает. А соответственно, и запрос на объяснение налогоплательщика, и получение этих объяснений, и принятие налоговиками решения по результатам камеральной проверки – все должно уложиться в этот самый трехмесячный срок, что и подтвердили ФАС Московского округа в постановлении от 23.05.2012 № А40-85281/2011; ФАС Поволжского округа в постановлении от 18.06.2012 № А65-26603/2011; ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19.09.2012 № А66-376/2012; ФАС Уральского округа в постановлении от 16.07.2012 № Ф09-5401/12.

Чтобы избежать дальнейших разногласий по данному вопросу, ФНС России в своем письме от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 (Минфин России высказал аналогичное мнение в письме от 19.06.2012 № 03-02-08/52) уточнила дату начала камеральной проверки – это день подачи декларации или расчета, так как декларацию налоговики могут получить и по почте, а срок окончания не может превышать 3 месяцев с даты подачи и не зависит от способа получения налоговиками данной декларации.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Инспекторы могут продлить выездную проверку, если для ее проведения нужно исследовать большое число документов.

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 № 03АП-3698/13.

Налоговики вправе приостановить уже продленную проверку

Продлить двухмесячный срок проверки проверяющие могут на основании п. 6 ст. 89 НК РФ. На данный момент выездные проверки проводятся налоговыми органами нечасто из-за возросшего количества налогоплательщиков, и поэтому проводятся по определенным показателям (например, когда налоговики уверены, что они смогут взыскать в бюджет достаточно денежных средств, чтобы «окупить» проведение проверки). В выборе налогоплательщиков для проведения выездной проверки налоговики руководствуются приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] В разделе 4 данной концепции приведены аналитические данные, на основании которых организация или ИП на УСН может предположить, что ей следует готовиться к выездной проверке.

Итак, сначала руководство налоговой инспекции принимает решение о проведении выездной налоговой проверки, потом имеет право продлить срок этой проверки с 2 месяцев до 4 или даже 6. При этом и в 2-месячный срок, и после ее продления руководство налоговой инспекции на основании п. 9 ст. 89 НК РФ имеет право приостановить выездную проверку на основании:

  • необходимости получения дополнительных документов или информации, перечисленных в ст. 93.1 НК РФ по конкретной сделке (данное основание действует только один раз на одного контрагента, у которого необходимо получить документы);
  • необходимости получения информации от госорганов иностранных держав по международным договорам РФ;
  • необходимости проведения экспертизы;
  • необходимости перевода на русский язык документов, которые налогоплательщик представил на иностранном языке.

Приостанавливать проверку налоговики имеют право несколько раз, оформляя это соответствующим решением, но общий срок таких приостановок не может быть больше шести месяцев, кроме подпункта с иностранными госорганами. По данному основанию срок приостановления налоговики могут продлить еще на три месяца.

Когда проверка приостанавливается, то, согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, и требование проверяющих по представлению им документов налогоплательщика приостанавливается, при этом налоговики обязаны покинуть территорию проверяемой организации и вернуть все документы – подлинники, которые были ранее представлены по их требованию налогоплательщиком (за исключением документов, которые налоговики сами изъяли в процессе проверки).

В случае же простого продления срока проверки сама проверка не останавливается, а просто удлиняется.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Сам по себе тот факт, что инспекторы вынесли решение по результатам проверки с опозданием, не означает, что они нарушили права налогоплательщика.

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 № Ф08-7602/2008.

Из-за самовольного продления проверки отменить решение по ней не удастся

Основания для продления проверки приведены в приложении № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Итак, продлить срок проверки налоговики могут, если:

  • они проверяют налогоплательщика из категории крупнейших;
  • выездная проверка уже идет, но получена дополнительная информация от полиции или из других госорганов о налоговом нарушении, совершенном данным налогоплательщиком;
  • форс-мажорные обстоятельства (территория налогоплательщика подверглась затоплению, пожару или другому бедствию);
  • наличие у проверяемой организации обособленных подразделений, причем если этих подразделений от 4 до 10, то срок проверки увеличивается до 4 месяцев, если же их 10 и более – до 6 месяцев. Если же их менее 4, но они настолько крупны, что их доля налогов в налоговой нагрузке в целом по налогоплательщику составляет не менее 50%, а их имущество составляет также не менее 50% от общего имущества организации, то проверку также продлят до 4 месяцев;
  • налогоплательщик не представил документы на проверку в требуемый по п. 3 ст. 93 НК РФ 10-дневный срок;
  • иные обстоятельства – данный пункт показывает, что перечень не закрытый, и проверку могут продлить, например, из-за большого документооборота фирмы, большого количества проверяемых налогов (сплошная проверка), если фирма осуществляет несколько видов деятельности, использует сложные технологические процессы или имеет слишком большую организационную структуру и т. д.

Так что найти основание для продления проверки налоговикам не составит труда, а значит, и отменить решение по данной проверке будет нельзя, что и подтверждают практически все суды. Например:

Судебная практикаРешение суда
ФАС Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17.03.2010 № А75-9464/2009 признал законным продление проверки по ряду обстоятельств
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.11.2010 № А42-10898/2009 продлил проверку из-за большого объема представленных документов
ФАС Поволжского округа в постановлении от 23.12.2010 № А57-6890/2010 обосновал продление проверки сложным технологическим процессом производства аккумуляторов
ФАС Уральского округа в постановлении от 03.08.2010 № Ф09-5923/10-СЗ признал продление проверки законным из-за большой сети контрагентов
ФАС Уральского округа в постановлении от 25.10.2011 № Ф09-6768/11решил, что раз проведение выездной проверки не мешало хозяйственной деятельности предприятия, то и не так важно, в какой срок ее провели

Правда, есть исключения, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2009 № А32-4454/2009-3/50, который не признал законным продление проверки до 4 месяцев налогоплательщика на УСН с объектом налогообложения «доходы». Данный налогоплательщик представил на проверку документы о своих доходах, но отказался представить налоговикам документы, подтверждающие его расходы. Суд признал его правоту, так как у «упрощенца» с этим объектом налогообложения нет обязанности вести учет своих расходов, а представление документов по доходам обеспечивало проверяющих полной картиной для проведения проверки.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Представление запрошенных документов в день возобновления выездной проверки исключает налоговое правонарушение компании и ответственность за несвоевременное исполнение требования.

— Постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.2013 № А12-31579/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 18.11.2013 № ВАС-15809/13).

Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки

Проверка приостанавливается с указанной в решении налоговых органов о приостановлении проверки даты, а продолжается с даты, назначенной в решении о продолжении проверки. Решение о приостановлении принимает руководитель (его заместитель) налоговой инспекции по месту регистрации проверяемой организации или по месту жительства ИП. Форма этого решения приведена в приложении № 5 к приказу № ММВ-7-2/[email protected]

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Необоснованное затягивание сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки.

Допрос свидетеля во время приостановления проверки не поможет оспорить решение

На основании п. 1 ст. 90 НК РФ налоговики имеют право по интересующим проверяющих обстоятельствам под протокол допросить любого человека в качестве свидетеля как в стенах налоговой инспекции, так и по месту его нахождения в соответствии с п. 4 ст. 90 НК РФ и на основании решения налогового органа. Форма этого протокола приведена в приложении № 11 к приказу № ММВ-7-2/[email protected] Исключением согласно п. 2 ст. 90 НК РФ являются малолетние дети и представители профессий, которые обязаны сохранять тайну по информации, полученной ими в ходе выполнения их профессиональных обязанностей (аудитор, адвокат).

Проведение допроса свидетелей осуществляется в ходе проведения выездной проверки, но бывают случаи, когда свидетеля вызывают на допрос еще в момент проведения проверки, а к моменту, когда свидетель является на допрос, уже вступает в силу решение о приостановке проведения проверки. Будет ли такой допрос законным?

Позиция Минфина России (письмо от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11) и позиция ФНС России (письмо от 13.09.2012 № АС-4-2/15309) совпадает по этому вопросу. Они считают, что согласно п. 9 ст. 89 НК РФ при приостановке проверки налоговики не имеют права осуществлять свои действия на территории проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля можно провести и в стенах налоговой инспекции, и у него дома (нужно только взять на это письменное согласие как у свидетеля, так и у лиц, с ним проживающих).

Чаще всего суды согласны с этой позицией. Решения судов приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Наименование судаДата и номер постановленияПримечание
1ФАС Дальневосточного округа20.03.2009 № Ф03-711/2009Свою позицию Минфин России в письме от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11 подкрепляет именно этими решениями
2ФАС Восточно-Сибирского округа12.01.2010 № АЗЗ-16826/2008
3ФАС Волго-Вятского округа12.10.2011 № А29-8923/2010
4ФАС Волго-Вятского округа05.03.2012 № А29-1341/2011
5ФАС Восточно-Сибирского округа05.05.2012 № А19-8142/2011Суд признал законным допросы свидетелей, полученных в результате проверки других организаций
6ФАС Северо-Западного округа20.06.2012 № А05-9429/2011Суд не нашел в ст. 90 НК РФ информации, что допрос свидетеля может быть осуществлен только в период проведения проверки
7ФАС Уральского округа16.10.2012 № Ф09-9504/12Поддержал налоговиков

Но есть и другая точка зрения, которая приведена в таблице 2.

Таблица 2.

Наименование судаДата и номер постановленияПримечание
1ФАС Поволжского округа29.07.2010 № А65-23705/2009Определением ВАС РФ от 14.02.2011 № ВАС-15622/10 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано
2ФАС Восточно-Сибирского округа24.08.2010 № А78-8715/2009Данные суды считают, что на период приостановки проверки налоговики могут только осуществлять действия в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ – требовать документы и ждать их, а допрос свидетелей в этот пункт не входит
3ФАС Московского округа06.07.2011 № А40-98225/2010

Итак, как мы видим, у судов нет однозначной позиции по данному вопросу, но рассчитывать, что допрос свидетеля во время приостановки проверки может дать налогоплательщику право на обжалование штрафных санкций налоговиков, не стоит.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Во время приостановления проверки допрашивать свидетелей могут только инспекторы, включенные в рабочую группу.

Компания представила в инспекцию истребованные документы в день возобновления проверки

В соответствии со ст. 93 НК РФ налоговики имеют право требовать документы, которые с точки зрения налоговиков им необходимы для проверки.

Для этого проверяющие направляют требование о представлении документов налогоплательщику лично, почтой или по каналам телекоммуникационной связи. Требуемые документы в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ в виде заверенных (не обязательно нотариально) копий должны быть представлены лично (либо через представителя, заказным письмом или в электронной форме) в течение 10 дней с даты получения требования. Если истребованные документы не могут быть представлены в установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок, налогоплательщик должен в течение следующего дня после получения требования уведомить налоговиков о причинах, по которым невозможно уложиться в данный срок. В ответ на это руководитель налоговой инспекции в двухдневный срок с момента получения письма налогоплательщика принимает решение: продлить или отказать.

Если налогоплательщик не представит налоговикам документы (откажется или представит позже указанного срока), то согласно п. 4 ст. 93 НК РФ за это налоговое нарушение проверяющие имеют право изъять требуемые документы (выемка – ст. 94 НК РФ) или оштрафовать налогоплательщика по п. 1 ст. 126 НК РФ из расчета 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Пример 2.

Налоговики во время осуществления выездной проверки ООО «Традиции качества» предъявили требование о передаче им документов 16.09.2011.

20.09.2011 руководство налоговой инспекции по просьбе налогоплательщика продлило срок для передачи документов до 07.10.2011.

23.09.2011 налоговики приостановили проверку и возобновили ее 02.11.2011.

02.11.2011 ООО «Традиции качества» передало налоговикам требуемые документы в полном объеме.

Налоговики решили оштрафовать фирму в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за нарушение сроков представления документов.

ФАС Московского округа в своем постановлении от 29.11.2012 № А40-54948/2012 пришел к выводу, что налоговая ответственность в виде штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ к данной организации применяться не может, т. к. то, что документы не были переданы в период, когда проверка не велась, не является правонарушением, а вот требование данных документов в этот период как раз нарушает п. 9 ст. 89 НК РФ и права налогоплательщика.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки.

Инспекторы одновременно вручили организации требование о представлении документов и решение о приостановлении выездной проверки

Бывают случаи, когда налоговики одновременно вручают требование о представлении документов и решение о приостановке выездной проверки.

Пример 3.

В ООО «Фэлтон» налоговики осуществляют выездную налоговую проверку. Руководитель налоговой службы 14.09.2015 подписал требование о представлении документов в ходе проверки, а 15.09.2015 – решение о приостановлении налоговой проверки с 15.09.2015. Оба решения проверяющий инспектор вручил лично директору ООО «Фэлтон» 16.09.2015.

Так как согласно п. 9 ст. 89 НК РФ во время приостановления выездной налоговой проверки все действия налоговиков должны быть приостановлены, то вручение налоговиками требования о предъявлении документов в этот момент является незаконным и, соответственно, данное требование можно не исполнять.

Но есть нюанс – это даты, так как решение о приостановке начинает действовать с указанной в решении даты, а требование о представлении документов согласно п. 1 ст. 93 НК РФ – с даты получения этого требования. В нашем случае, хотя решения руководством были подписаны в разные дни, но сначала начало действовать решение о приостановке проверки, и получается, что требование о представлении документов стало действовать тогда, когда налоговики уже не имели права истребовать документы.

Аналогичные ситуации были рассмотрены судами, которые также решили, что требование о документах стало действовать уже после решения о приостановке, и поэтому были приняты решения в пользу налогоплательщиков. Однако не стоит забывать, что суды могут решить и по-другому (см., например, постановление ФАС Московского округа от 29.11.2012 № А40-54948/2012, постановление ФАС Московского округа от 14.02.2013 № А40-85458/2012).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Периоды приостановления проверки не включаются в общий срок, установленный для проведения проверки.

Если проверку приостановили, срок на представление запрошенных бумаг не меняется

Но если сначала выдвинуто требование о представлении документов, а потом приостановили проверку, то в таком случае истребованные документы надо представить в срок. Данная позиция налоговиков и Минфина зафиксирована в письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected]; от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644; от 07.08.2015 № ЕД-4-2/[email protected] Кроме того, на это обратил внимание Пленум ВАС РФ в п. 26 своего постановления от 30.07.2013 № 57.

Как видите, на этих примерах мы в очередной раз смогли убедиться, что не стоит бояться обращаться в суд, когда ваши права как налогоплательщика ущемляют правоохранительные органы.

  • Назад
  • Вперёд
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]