Статья 29. Представители работников
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективных договоров, а также соглашений, при осуществлении контроля за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров важную роль играют представители соц партнерств
. В ТК им посвящена Глава 4.
Представителями работников яв-ся:
— профессиональные союзы и их объединения,
— иные профессиональные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предус-х ТК.
Интересы работников организации во взаимоотношениях с работодателем представляют первичная профсоюзная организация
или
иные представители
, избираемые работниками.
Такие представители должны быть:
1) избраны на общем собрании (конференции) работников, а также избраны тайным голосованием;
2) уполномочены на соответствующие действия для представительства интересов работников.
Если в организации есть работники, не являющиеся членами профсоюзов
, то они вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных ТО-ий и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установ-х данной первичной профсоюзной организацией.
При отсутствии первичной профсоюзной организации или при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников
, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представлять свои интересы данной профсоюзной организации либо иному представителю (представительному органу).
Наличие иного представителя не должно препятствовать
осуществлению профсоюзной организацией своих полномочий. Во всех случаях работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников в соответствии с ТЗ-ом, коллективным договором, соглашениями (ст.32 ТК). Интересы работников, выходя за рамки организации на всех уровнях системы соц партнерства,
представляют только соответ-ие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.
Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, яв-ся руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные им лица, в соответ-ии с ТК, др ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов МСУ, учредительными документами ЮЛ и локальными НА.
На всех остальных уровнях соц партнерства
интересы работодателей представляют
объединения работодателей
. Ст.33 ТК:
объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами гос власти и органами МСУ.
Представлять работодателей
– гос и мун предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут ОИВ, ОМСУ, уполномоченные на представительство законом или работодателем.
Таким образом, в системе представительства работников главную роль играют профсоюзы.
В целях более действенного развития соц- партнерских отношений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются такие органы соц партнерства, как комиссии, в которые входят представители сторон, наделенные полномочиями.
На федеральном уровне
образуется постоянно действующая
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
Трехсторонние комиссии могут образовываться в субъектах РФ, их деятельность осуществляется на основании законов субъектов. На территориальном уровне трехсторонние комиссии регулируются законами субъектов, а также положениями , утвержденными ОМСУ. Отраслевые трехстор комиссии могут образовываться на фед уровне и на уровне субъектов, тк отраслевые соглашения принимаются на фед и иных уровнях.
На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей
Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).
На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя. На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.
О том, как государственные органы участвуют в работе 3-сторонней комиссии, читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон. Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.
Статья 31. Иные представители работников
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Как работает представительный орган работников?
Представительный орган работников очень важен для больших предприятий, которые не только работают на повышение прибыли и экономического роста компании, но и заботятся о своих подчиненных. При этом организация подобных объединений требует знаний в законодательной отрасли, потому что именно этот орган должен принимать участие в составлении некоторых нормативных актов предприятия.
Каждое предприятие заинтересовано в отсутствии контролирующих органов на своем пороге.
Проведение различного рода проверок, начиная от пожарной безопасности и заканчивая бухгалтерской отчетностью, предполагает возможное выявление умышленных и неумышленных несоответствий с законодательными нормами.
Внутренние документы, которые разрабатываются предприятием самостоятельно, в некоторых вопросах обязаны учитывать мнение сотрудников в лице представительных органов. При условии, что такой орган в компании существует.
Сущность представительского органа
Представительский орган часто называют профсоюзом, в сущности это может быть представитель трудового персонала или объединение представителей, возможно, с разных отделов или подразделений.
На законодательном уровне деятельность профсоюзных организаций, их права и обязанности регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Иногда представительский орган и профсоюз отождествляют, но это не совсем верное понимание. Профсоюзы представляют интересы всех работников в целом по предприятию, а представительский орган создается при отсутствии первого или когда профсоюз не выражает интересов всех работников. В последнем случае возможно существование двух органов.
При этом в разных статьях Трудового кодекса прописаны нормы, которые содержат учет мнения именно профсоюза или представительского органа либо на выбор того и другого. Но данные органы работников не являются взаимозаменяемыми, при том что профессиональные союзы имеют больше полномочий.
Работники предприятия самостоятельно решают, создавать подобное объединение или нет. В случае использования трудовым коллективом права на создание профсоюза необходимо следовать определенной процедуре.
Важным является первый этап, предполагающий организацию общего собрания, на которое должны явиться все работники или большая их часть, чего будет достаточно для кворума.
Для больших предприятий будет достаточно присутствия представителя филиалов или подразделений на таком собрании.
Важно, чтобы выбранные сотрудники присутствовали на собрании в количестве не менее 2/3 от избранных представителей.
На собрании выдвигается кандидатура, которая будет приемлема для трудового персонала и сможет отстаивать его интересы перед руководством компании. Далее происходит тайное ание за одного из кандидатов. После подсчета побеждает кандидатура, набравшая стандартно 50% + 1 голос. Процесс ания и его результат обязательно протоколируется, для чего предварительно избирается секретарь.
Статья 33. Представители работодателей
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
Полномочия совета трудового коллектива
Совет трудового коллектива обладает определенными полномочиями, делегированными ему работниками предприятия при проведении общего собрания и выборе такого представительного органа. При этом сами сотрудники определяют базовый перечень полномочий совета в целом, однако эти полномочия не могут быть шире, чем предусмотренные непосредственно Трудовым кодексом и иными общими законодательными нормативами Российской Федерации. К базовым полномочиям советов трудовых коллективов можно отнести следующие права:
- Представление интересов отдельных работников или всего коллектива в целом при переговорах с работодателем и его представителями.
- Внесение работодателю на рассмотрение пожеланий, претензий, предложений, замечаний и другой информации.
- Ведение переговоров о принятии коллективного договора в рамках предприятия или внесении изменений в уже действующий коллективный договор.
Как можно понять, полномочия совета трудового коллектива в контексте обеспечения эффективной защиты прав трудящихся и предоставления им дополнительных социальных гарантий — достаточно малы. При желании работодатель имеет полное право игнорировать предложения и требования советов трудовых коллективов, не рискуя при этом быть привлечённым к ответственности. Однако в случае взаимной инициативы и заинтересованности в улучшении коммуникации и повышении эффективности трудовой деятельности и социального обеспечения трудящихся, совет трудового коллектива может оказаться крайне полезным для всех участников взаимоотношений органом.
Статья 34. Иные представители работодателей
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.