Глава 25.2. Водный налог (ст. 333.8-333.15)


Статья 333.8. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

https://youtu.be/NvBrFBC357U

Статья 333.9. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Виды федеральных налогов и сборов

Для начала хотелось бы уточнить, чем налоги отличаются от сборов. Тут все просто: налоги уплачиваются безвозмездно, а при уплате сбора лицо получает взамен определенную услугу, предоставить которую вправе только государственный орган (например, регистрация юридического лица).

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

На текущий момент в НК РФ закреплены следующие федеральные налоги и сборы

:

Налог на добавленную стоимость (НДС)

От производителя до конечного потребителя товар может пройти несколько стадий, и на каждой из них при реализации возникает добавленная стоимость, часть которой и взимается в бюджет. НДС — это налог на потребление, а поступления от него не исчезнут, пока существует торговля.

Акцизы

Данный вид налога представляет собой определенную сумму, которая включается в стоимость товара. После оплаты товара потребителем акциз взимается в бюджет. В России подакцизными товарами считаются алкоголь, табачные изделия, топливо и автомобили.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Физическое лицо, которое получает определенный доход, должно отдать его часть государству. В большинстве случаев деньги, подлежащие уплате в бюджет, даже не доходят до физического лица — его работодатель сам делает отчисления. Только когда налогового агента (работодателя) у получившего доход гражданина нет, он самостоятельно составляет декларацию и уплачивает налог.

Налог на прибыль организаций

Коммерческие организации создаются с целью получения прибыли. Когда в результате их деятельности доходная часть превышает расходную, цель считается достигнутой. Но частью прибыли приходится делиться с государством. Так же как и доходы физлиц, прибыль организации подлежит налогообложению.

Налог на добычу полезных ископаемых

Предприятия, которые ведут разработку недр, облагаются дополнительным налогом. Размер такого налога зависит от стоимости добытых полезных ископаемых. А саму стоимость определяет добытчик в соответствии с действующими на рынке ценами.

Водный налог

Лица, которые в своей деятельности пользуются водными объектами, должны вносить за это плату в виде уплаты водного налога. Размер налога зависит от вида водного объекта и от той глубины, из которой забирается вода.

Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Речь идет об охоте и рыбалке. За всех добытых или выловленных животных, рыбу и других водных обитателей устанавливается свой размер сбора. Причем сухопутные животные считаются поштучно, а в отношении водных обитателей ставка налога установлена на тонну.

Государственная пошлина

При обращении в государственный или муниципальный орган гражданин за выдачу ему документов или совершение юридически значимых действий должен заплатить определенную сумму. Цена на каждую услугу устанавливается в НК РФ, и только им может изменяться. Также в кодексе перечислены случаи освобождения от уплаты госпошлины.

Статья 333.10. Налоговая база

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Для каждого вида федеральных налогов и сборов

устанавливается свой круг налогоплательщиков. Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора. Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ. В нем же указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет. Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет. Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

На примере акциза это выглядит следующим образом. Если организация хочет ввезти в РФ мотоцикл с мощностью двигателя 150 лошадиных сил, тогда для расчета акциза используются следующие величины:

  • налоговая база (в данном случае мощность двигателя) — 150 л. с.;
  • налоговая ставка: за одну лошадиную силу уплачивают 31 рубль;

Расчет налога происходит по формуле:

налоговая база * налоговая ставка (т. е. 150 * 31) = 4 650 рублей.

Каждый вид федерального налога или сбора

считается по своим правилам. Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ. Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС. На официальном сайте ведомства представлена подборка брошюр по вопросам налогообложения.

Статья 333.12. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Экономический районБассейн реки, озераНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной
из поверхностных водных объектовиз подземных водных объектов
1234
СеверныйВолга300384
Нева264348
Печора246300
Северная Двина258312
Прочие реки и озера306378
Северо-ЗападныйВолга294390
Западная Двина288366
Нева258342
Прочие реки и озера282372
ЦентральныйВолга288360
Днепр276342
Дон294384
Западная Двина306354
Нева252306
Прочие реки и озера264336
Волго-ВятскийВолга282336
Северная Двина252312
Прочие реки и озера270330
Центрально-ЧерноземныйДнепр258318
Дон336402
Волга282354
Прочие реки и озера258318
ПоволжскийВолга294348
Дон360420
Прочие реки и озера264342
Северо-КавказскийДон390486
Кубань480570
Самур480576
Сулак456540
Терек468558
Прочие реки и озера540654
УральскийВолга294444
Обь282456
Урал354534
Прочие реки и озера306390
Западно-СибирскийОбь270330
Прочие реки и озера276342
Восточно-СибирскийАмур276330
Енисей246306
Лена252306
Обь264348
Озеро Байкал и его бассейн576678
Прочие реки и озера282342
ДальневосточныйАмур264336
Лена288342
Прочие реки и озера252306
Калининградская областьНеман276324
Прочие реки и озера288336

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

МореНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды
Балтийское8,28
Белое8,40
Баренцево6,36
Азовское14,88
Черное14,88
Каспийское11,52
Карское4,80
Лаптевых4,68
Восточно-Сибирское4,44
Чукотское4,32
Берингово5,28
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)5,64
Охотское7,68
Японское8,04;

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

Экономический районНалоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
Северный32,16
Северо-Западный33,96
Центральный30,84
Волго-Вятский29,04
Центрально-Черноземный30,12
Поволжский30,48
Северо-Кавказский34,44
Уральский32,04
Западно-Сибирский30,24
Восточно-Сибирский28,20
Дальневосточный31,32
Калининградская область30,84;

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

МореНалоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
Балтийское33,84
Белое27,72
Баренцево30,72
Азовское44,88
Черное49,80
Каспийское42,24
Карское15,72
Лаптевых15,12
Восточно-Сибирское15,00
Чукотское14,04
Берингово26,16
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)29,28
Охотское35,28
Японское38,52;

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моряНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии
Нева8,76
Неман8,76
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень9,00
Прочие реки бассейна Балтийского моря8,88
Северная Двина8,76
Прочие реки бассейна Белого моря9,00
Реки бассейна Баренцева моря8,76
Амур9,24
Волга9,84
Дон9,72
Енисей13,70
Кубань8,88
Лена13,50
Обь12,30
Сулак7,20
Терек8,40
Урал8,52
Бассейн озера Байкал и река Ангара13,20
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря8,52
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей10,44
Прочие реки и озера4,80;

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моряНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава
12
Нева1 656,0
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень1 705,2
Прочие реки бассейна Балтийского моря1 522,8
Северная Двина1 650,0
Прочие реки бассейна Белого моря1 454,4
Печора1 554,0
Амур1 476,0
Волга1 636,8
Енисей1 585,2
Лена1 646,4
Обь1 576,8
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях1 183,2.

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

3. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Статья 333.15. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

2. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

‹ Глава 25-1 НК РФРаздел 8Глава 25-3 НК РФ ›

Какие налоги и сборы относятся к региональным и местным

На территории каждого субъекта РФ могут устанавливаться свои налоги и сборы, в таком случае они носят название региональных. При этом регулируются они как НК РФ, так и законами этих субъектов. Кодексом определяются основные принципы налогообложения по каждому из видов налога. Например, в кодексе устанавливаются пределы налоговой ставки, а субъект федерации уже по своему усмотрению, но в установленных рамках озвучивает действующий размер ставки налога на своей территории.

К региональным налогам НК РФ относит:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

Муниципальные образования также наделены полномочиями устанавливать местные налоги и сборы. Тут работает тот же механизм, что и с региональными налогами: основу налогообложения диктует НК РФ, а конкретизируется налог уже местными актами.

К местным налогам НК РФ относит:

  • земельный налог;
  • торговый сбор;
  • налог на имущество физических лиц.

Региональные, местные, федеральные налоги и сборы

составляют трехуровневую систему налогообложения России. Но кроме этого налоговым законодательством предусмотрена возможность установления дополнительных видов налогов и сборов в рамках специальных режимов налогообложения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]