Срок ввода действия налога
Одна из причин ввода нового налога – перераспределение обязанностей по сбору средств с организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
До 2020 года обязанность по сбору относилась к профильному ведомству – Росприроднадзору. Государственный орган, у которого получение платежей не входило в основные задачи, достигал менее половины необходимого объема по получению компенсаций за нанесенный окружающей среде вред.
Передача обязанностей Федеральной налоговой службе, имеющей необходимый опыт по взысканию задолженностей и организации оплаты обязательных платежей, должна привести к увеличению поступлений средств в бюджет. Теоретически это позволит получить новые ресурсы для защиты окружающей среды. Все собранные средства уйдут в общий бюджет, из которого затем будут выделяться деньги на экологическую защиту.
Кроме изменений адресата платежей, поменялся и сам вид оплаты: экологический сбор стал налогом. Новые положения законодательства во многом дублируют содержание действующего федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (статья 16). По задумке составителей, экологический налог должен сохранить статус-кво для организаций, осуществляющих выплаты. Изменения затронут только недобросовестные предприятия, которые обязаны совершать платежи, но не делают этого. С 2020 года они будут отвечать перед налоговой.
С 1 января по 1 марта 2020 года будет переходный период, в течение которого в Федеральную налоговую службу Росприроднадзор передаст данные по организациям, оказывающим отрицательное действие на окружающую среду. В течение ближайших 10 лет (до 31 декабря 2029) будет действовать пониженная штрафная процентная ставка в 10% для неплательщиков. Ожидается, что изменения в Налоговом кодексе вступят в силу с 1 января 2020 года.
Как рассчитывать и платить экологический налог?
Периодом для уплаты экологического налога является 1 год.
Периодом для уплаты экологического налога является 1 год. Его размер рассчитывается для каждого объекта посредством умножения налогооблагаемой базы, предусмотренной ставки и соответствующих коэффициентов. Полученные результаты по каждому объекту суммируются.
Законодатель обязывает в течение года вносить авансовые платежи по экологическому налогу. От этой обязанности освобождаются субъекты, применяющие спецрежимы. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере 25% от уплаченного налога за предыдущий период. По итогам периода доплачивается разница фискального сбора между периодами (текущим и предыдущим).
Уменьшить размер налога можно на размер затрат, которые пошли в связи с мероприятиями, целью которых было уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Эти расходы обязательно подтверждаются документально.
Налогоплательщики экологического налога
Основной принцип, по которому будут определяться налогоплательщики, – нанесение вреда окружающей среде. Прежде всего под налогообложение попадают индивидуальные предприниматели и организации. Другое условие – учитывается категория объекта, на котором ведется деятельность. Налог распространяется только на первые три категории.
Условия | Налогоплательщики |
Негативное влияние на окружающую среду | Организации, ИП |
Образование отходов, кроме ТКО | Организации, ИП |
Работа с ТКО | Региональные операторы |
Деятельность на стационарных объектах 1-3 категории | Организации, ИП |
Производство или импорт товаров и упаковок, которые утилизируются после использования | Организации, ИП |
Производство или ввоз колесных транспортных средств или шасси | Организации, ИП |
Приобретение транспортных средств у лиц, которые не заплатили сбор по утилизации | Организации, ИП |
Например, транспортные компании, использующие грузовики, налогом не облагаются, потому что транспортное средство не является стационарным источником выбросов.
Каждое облагаемое налогом лицо обязано встать на учет в местном отделении налоговой службы за 30 дней с момента постановки на государственный учет. Росприроднадзор в течение 10 дней передает в ИФНС данные по новым объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду. Разделение по учету следующее:
- Росприроднадзор учитывает объекты;
- ФНС – налогоплательщиков.
Для видов деятельности, относящихся к 4 категории, необходимо получение соответствующего подтверждения. Общее число объектов в России, оказывающих негативное влияние на экологию, – более 250 тысяч.
Экологический налог — изменение названия или содержания?
Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, являлся темой круглого стола, который прошел 31 октября 2020 г. в рамках Всероссийского налогового форума в Торгово-промышленной палате РФ. В заседании приняли участие представители Минфина России, Минприроды России, Минэкономразвития России, Конституционного суда, Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, а также представители бизнес-сообщества.
Поводом для проведения круглого стола послужил разработанный Минфином России проект федерального закона, вводящего в НК РФ новую главу «Экологический налог». Он размещен на едином портале правовой информации и в настоящее время находится на стадии публичных обсуждений текста законопроекта и его антикоррупционной экспертизы. В разъяснении от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге» финансовое ведомство пояснило, что никакие новые экологические платежи не вводятся. Экологический налог должен прийти на замену действующей сейчас платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2020, № 33.
Участникам круглого стола было предложено рассмотреть возможность одобрения ТПП РФ трансформации платы за загрязнение окружающей среды в экологический налог при выполнении ряда принципиальных условий, а именно:
- реальное обеспечение целевого использования аккумулируемых средств путем создания специальных экологических бюджетных фондов различных уровней;
- снятие барьеров для реализации законного права природопользователей учитывать затраты на природоохранные мероприятия;
- правильное распределение функций и задач между ФНС России и Росприроднадзором;
- переходный период в администрировании — не менее 10 лет;
- недопустимость повышения совокупной административной нагрузки природопользователей;
- признание плательщиками экологического налога всех природопользователей, независимо от источников финансирования;
- исключение возможности параллельно требовать возмещения вреда окружающей среде, не считаясь с фактом уплаты экологического налога;
- исключение взимания экологического налога за образование отходов, поскольку негативное воздействие на окружающую среду возникает в результате размещения отходов, а не их образования;
- выделение бюджетных ассигнований природоохранной направленности не только на государственные закупки конкретных работ или оборудования, но и на государственно-частное партнерство;
- установление правил отбора проектов природоохранной направленности, осуществляемых за счет бюджетов или с применением государственной поддержки.
Свои соображения по поводу законопроекта высказали участники круглого стола.
Минфин России
Представитель ведомства отметил, что цель введения экологического налога — сделать систему взимания экологических платежей более прозрачной и понятной, в том числе и в плане администрирования. А налоговики администрируют платежи очень хорошо.
При разработке законопроекта не ставились задачи увеличить налоговую нагрузку на предприятия или ее ужесточить. Она должна остаться прежней и не приводить к ухудшению положения предприятий. А все спорные моменты, которые возникают, можно «настроить» в рамках Налогового кодекса.
Минприроды России
По мнению ведомства, являющегося сейчас единственным администратором экологического платежа, законопроект пока очень «сырой». В целом Минприроды России поддерживает курс на предсказуемость и прозрачность экологических платежей. Но проект нужно доработать, чтобы избежать увеличения нагрузки на компании и чтобы плата из стимулирующего платежа не превратилась в фискальный.
Сбор экологического налога должен быть направлен не на пополнение бюджета, а на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому конечной целью должна быть нулевая собираемость налога. Это будет означать, что все нормативы предприятиями выполняются и негативного воздействия на окружающую среду не оказывается.
Конституционный суд
Положительным моментом введения экологического налога является то, что он устранит имеющуюся сейчас путаницу в экологических платежах. В перспективе должен быть единый комплексный платеж, включающий в себя все публичные платежи, связанные с воздействием на окружающую среду. Иначе бизнес-сообщество окончательно запутается, кто за что платит. При этом важно, чтобы не получилось, что большая часть налога будет уходить на его администрирование.
В законопроекте сохранена возможность уменьшить сумму экологического налога на расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Однако, по мнению представителя Конституционного суда, важно не допустить, чтобы эти вычеты полностью «съедали» обязанность по уплате налога. В бюджет все равно должны поступать средства. Ведь природоохранные мероприятия не молниеносно восстанавливают окружающую среду. В связи с этим Конституционный суд поддерживает заложенное в законопроекте 70-процентное ограничение на вычет.
По мнению представителя судебного органа, нельзя освобождать от уплаты экологического налога по виду финансирования. Должно быть равенство плательщиков публичного платежа. Кроме того, нельзя говорить о том, что уплата налога может заменять собой возмещение вреда, которое является мерой гражданско-правовой ответственности. А налог к ответственности никакого отношения не имеет. Государство не должно отказываться от возмещения вреда в интересах граждан, проживающих на территории, которой нанесен вред.
Еще один момент, на который обратил внимание представитель Конституционного суда, касается переходных положений. В законопроекте упор сделан на взыскание недоимки по экологическим платежам в переходный период, но ничего не говорится о возврате переплаты. А с этим, как показала практика перехода администрирования страховых взносов к налоговым органам, могут быть проблемы.
Минэкономразвития России
Ведомство поддерживает позицию: «Все, что налог, должно быть в Налоговом кодексе». Но экологический налог очень сложный. По нему трудно установить налоговую базу, адекватную налоговую ставку, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку. Поэтому Минэкономразвития России считает, что начинать перевод платежей в налоги с такого сложного платежа нельзя.
Кроме того, пугает уголовная ответственность, которая грозит неплательщикам налога. Есть опасения, что все крупные плательщики строем пойдут судиться с налоговыми органами.
Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии
Представители комитета отметили, что для налога должна быть четко определена налоговая база. А то, как она определена в законопроекте (объем или масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, объем или масса фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления), этому критерию не соответствует. Для такой налоговой базы нужен хороший инструментальный контроль, которого пока нет.
Положительным моментом от введения налога будет то, что появится более жесткая ответственность. Сейчас ее фактически нет. В настоящее время, чтобы не платить экологические платежи, можно взять справку, что ты сам перерабатываешь отходы. Эти справки обычно покупаются.
Нужно четко понимать, куда идут собранные деньги. Сейчас за этим слабый контроль. По действующему законодательству экологические платежи поступают: 5% — в федеральный бюджет, 40% — в субъекты РФ и 55% — в местные бюджеты. При этом трата собранных средств осуществляется по усмотрению субъектов РФ и местных органов власти. То есть деньги могут быть направлены, например, на зарплату врачам и учителям, а не на природоохранные мероприятия.
Недоработкой (или ошибкой) законопроекта является включение в число плательщиков экологического налога физических лиц. Выходит, что каждому дворнику и каждому дачнику придется получать лицензию на обращение с отходами.
Представители бизнес-сообщества
Выступающие на круглом столе отметили важность целевого использования экологического налога. Необходимо, чтобы компании знали и видели, что уплаченные деньги идут на восстановление экологии на их территории. Также важно контролировать, чтобы субъекты РФ и местные органы власти направляли на экологию не меньше средств, чем получили в качестве платежей.
Представители бизнес-сообщества согласились с тем, что есть проблемы с определением налоговой базы, поскольку на это влияет огромное количество факторов.
Отдельные выступающие говорили о том, что государство рассматривает экологический налог как пополнение бюджета. Об этом, в частности свидетельствует система авансовых платежей. Ведь вне зависимости от того, какое негативное воздействие на окружающую среду компания оказала в текущем году, заплатить нужно четверть от того, что платили в прошлом году. А прошлый год мог быть и неудачным в плане экологии. Кроме того, согласно заявлениям разработчиков законопроекта, экологический налог направлен на реализацию природоохранных мероприятий. Однако конкретной программы таких мероприятий нет. Поэтому получается, что главная задача введения экологического налога — собрать деньги.
В законопроекте предусмотрен возврат до 70% платежей. Но у компаний могут быть очень эффективные затраты по снижению негативного воздействия на окружающую среду, которые полностью исключат негативное воздействие. Но вернуть уплаченные деньги в полном объеме компании не смогут. В связи с этим появляется дестимулирование предприятий на внедрение высокоэффективных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Объекты налогообложения
В качестве объектов налогообложения выделяется деятельность, относящаяся к негативной для окружающей среды.
Под действие экологического налога
не попадает:
- деятельность, финансируемая из бюджета любого уровня;
- объекты, не оказывающих отрицательного действия на среду;
- упаковки и товары, используемые повторно;
- экспортные товары, произведенные на территории Российской Федерации;
- использование горных пород и отходов производства черных металлов (4-5 класс опасности) для заполнения полостей при рекультивации;
- скопление сырья для последующей утилизации или проведения обеззараживания в течение 11 месяцев после появления;
- выбросы на объекте 4 категории;
- старые транспортные средства (более 30 лет) при сохранении оригинального состояния.
Остальные производственные действия предприятия облагаются налогом, если оказывают отрицательное воздействие:
- выбросы в атмосферу на стационарных источниках;
- сброс в сточные воды;
- обработка отходов любого класса опасности.
Кроме деятельности в роли объекта выступают предметы:
- отработавшие товары и упаковки;
- транспортные упаковки (используются для упаковывания нескольких единиц);
- транспортные средства согласно перечню.
Налоговая база
При подсчетах значения налога в качестве базы используется несколько показателей, связанных с объемом и массой:
- атмосферные выбросы;
- сбрасывание в воду;
- размещаемые отходы.
Дополнительные характеристики способны поднять или опустить итоговый показатель:
- повторная переработка отходов (понижает);
- превышение норм, установленных Росприроднадзором (повышает).
Учитываются все виды отходов, обращаемых и вырабатываемых на предприятии. Данные собираются с каждого стационарного источника по результатам экологического контроля на предприятии. Все используемые значения основаны на договорных отношениях самой организации, которая заключает соглашения на вывоз и утилизацию мусора.
Как будет определяться налоговая база для экологического налога?
Именно в механизмах самые главные отличия нового налога от старой платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Налоговая база определяется налогоплательщиком на основе данных производственного экологического контроля по каждому объекту для каждого стационарного источника в отношении каждого загрязняющего вещества, согласно строго определённому классу опасности этого вещества.
При определении налоговой базы учитываются:
- объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
- объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);
- объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;
- лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Ставка налога
Ставка налога отличается для каждого вида отходов или сырья.
Для развесных товаров используется расчет относительно каждой тонны, для штучных – за единицу. Кроме того, спецификой товара обуславливается применение коэффициентов.
К специфическим характеристикам относятся некоторые данные для транспортных средств, например:
- год выпуска;
- мощность двигателя;
- количество осей.
За каждый товар или упаковку значение ставки налога будет аналогично нынешнему экологическому сбору. Размер состоит из 4 характеристик:
- масса реализованных в России в течение года товаров;
- коэффициент;
- масса повторно использованных товаров;
- ставка.
Значение ставки для некоторых товаров:
Товар или отход | Размер ставки, руб. |
Самоходные машины и прицепы | 172 500 |
Другие виды транспорта | 150 000 |
Свинцовые аккумуляторы | 27 320 |
Колесные транспортные средства (категория M1, G) | 20 000 |
Хлор | 181,6 |
Диоксид азота, карбонат натрия, аммиак | 138,8 |
Правила расчета начислений
Каждый налогоплательщик рассчитывает размер экологического налога самостоятельно, учитывая каждый источник негативного воздействия на среду, классы опасности, деятельность 1-3 категории опасности. Спустя год с момента вступления закона в силу начнет применяться коэффициент, отражающий смену потребительских цен.
Для мотивации к снижению выбросов и образованию отходов будут применяться соответствующие повышающие коэффициенты:
Значение | Условие применения |
100 | Превышение установленной массы, отсутствие результатов по программе снижения объема выбросов |
25 | В пределах временно разрешенного превышения |
Для расчета налога используется формула, аналогичная вычислениям размера экологического сбора:
С = К * М * Н, где
С – размер налога или сбора,
К – коэффициент,
М – масса на утилизацию за вычетом переработанного сырья,
Н – норма.
Можно ли уменьшить размер экологического налога и получить льготу, какие документы для этого нужны?
Уменьшение размера экологического сбора возможно для плательщиков на величину, равную расходам, связанным с реализацией мероприятий по снижению уровня отрицательного воздействия на окружающую среду. Будут определяться лимиты, в пределах которых будут начислять сумму сбора в отношении каждого вещества, загрязняющего природу и атмосферу.
Обязательно плательщик должен будет предоставить документационное подтверждение того, что он проводил мероприятия, связанные со снижением уровня негативного воздействия, и предусмотренные органами по охране окружающей среды.
Документы, которые понадобятся для уменьшения размера экологического налога:
|
Важно:
Размер такого налогового вычета не может составлять более 70% от начисленной суммы налога.
Сумма расходов, на которую может быть уменьшен размер сбора за экологию, может быть учтена в следующем налоговом периоде. То есть, сумму можно разбить на несколько частей, которые плательщик оплатит в разные налоговые периоды.
Уменьшение размера платежа
Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.
Ключевое условие использования понижающего коэффициента – нововведения должны снизить негативное воздействие или уменьшить объемы уничтожаемого мусора. Например, если отходы 3 класса опасности после обработки стали относиться к менее опасному 4 классу, то такая работа поощряется понижением размера платежа.
Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:
Значение | Условие применения |
0,3 | При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов |
0,33 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
0,49 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса |
0,5 | Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности |
0,67 | Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
При внедрении наилучших технологий, оплаченных предприятием, в области защиты окружающей среды может применяться нулевой коэффициент, обнуляющий всю сумму налога. Ситуации, при которых предприятие может легально не оплачивать экологический налог:
- достижение нормативов после внедрение технологий на объекте, оказывающим негативное влияние на экологию;
- накопленные отходы использованы повторно в собственных нуждах или переданы для этого другой организации.
Порядок и срок уплаты налога
В качестве периода налогообложения используются данные за 1 календарный год.
Все расчеты должны быть произведены до 25 марта следующего года за отчетным. Применяется схема авансовых платежей, которые принимаются после отчетного периода: 1-3 кварталы года. Новые налогоплательщики начинают выплаты с 1 января следующего года после постановки на учет в ФНС.
Для оплаты экологического налога используется авансовая схема, кроме предприятий малого и среднего бизнеса. Всего платеж состоит из 4 частей:
- 3 авансовых оплаты, равняющихся четверти суммы за прошлый год, – за первые 3 квартала;
- оплата остатка.
Срок финальной оплаты – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Квартальные платежи выплачиваются не позднее 20 числа первого месяца следующего квартала.
Как осуществить уплату экологического сбора
Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:
- производителей;
- импортеров.
При этом указанный платеж начиная с 2020 года (т. е. с платежа за 2020 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.
О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.
Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2020 год, можно увидеть здесь.
Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.
Представляемая отчетность
Заполнение налоговой декларации происходит только в электронном виде. Налогоплательщик предоставляет и учитывает следующие данные:
- объем и класс отходов по каждому источнику;
- ставку и коэффициенты.
Первый показатель определяется путем экологического контроля, а также на основании актов приема-передачи отходов на утилизацию третьим лицам. Все предоставляемые данные, связанные с обращением отходов, должны быть подтверждены контролирующим органом – Росприроднадзором. При заполнении электронной формы указывается место подачи декларации – местное отделение ИФНС.
Порядок заполнения декларации
Форма не заполняется для экспортируемых товаров и упаковок. Включаются в декларацию товары и упаковки, произведенные в России, странах ЕАЭС, третьих странах (после прохождения таможенных процедур).
Декларация производителей заполняется на основании учетных документов, импортеров – таможенных и транспортных. Учитывается каждое наименование и каждая единица товара, а также вес с расхождением от фактического не более килограмма.