Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет


Какие налоги относятся к экологическим?

В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.

  1. Транспортный налог. В 2020 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
  2. Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
  3. Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
  4. Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
  5. Земельный.


back to menu ↑

Порядок оплаты налогов за воздействие на окружающую среду

Обязанность по перечислению денежных средств в бюджет государства лежит на руководстве организаций, работающих в сфере природопользования. А также экологический налог в 2020 году платят фирмы, арендующие оборудование, которое наносит вред окружающей среде.

Расчёт денежной суммы экологического налога в 2020 году осуществляется самостоятельно руководством, на основании:

  1. Постановления Правительства РФ №344 от 2003 года, 12 июня.
  2. Постановления Правительства РФ №632 от 1992 года. Этим же документом руководствуются при заполнении налоговой декларации.

back to menu ↑

Сроки сдачи отчетности и внесения платежей

Напомним о сроках сдачи отчетности и внесения платежей по экосбору:

Срок Форма
01.04.2019 Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров
15.04.2019 Расчет суммы экологического сбора и уплата суммы экосбора в бюджет Российской Федерации

Кто платит сбор за мусор?

Иногда обязанность по перечислению денежных средств за мусор в России лежит даже на тех, кто использует упрощённую систему налогообложения. Как и заполнение налоговой декларации.

Общее правило гласит, что плата за мусор взимается, когда размещаются отходы потребления и производства. Размещение – это не только складирование отходов в мусорные баки.

Но и содержание в специальных объектах для последующего захоронения. Если фирма занимается только этим – она складирует отходы, а не размещает их.

Другое дело – если предприниматель ведёт деятельность, и сам заключает договор со специальной фирмой по вывозу мусора (работающей по лицензии).

Выплата налогов тогда определяется условиями договора. Например, если по договору право собственности на отходы принадлежит фирме – тогда экологический сбор становится обязательным.

back to menu ↑

Общие правила уплаты экологического сбора

Экологический налог в России официально был введён только в 2015 году законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ, являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.

Но экологический налог в 2020 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.

Перечень товаров и других предметов, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств в России, указывается в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 за номером 1886-р.

Расчётные коэффициенты по каждому виду товара и упаковки помогут разобраться в том, должен ли тот или иной предприниматель платить налог.

Со ставками можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 N 284.

Потому важно запомнить несколько правил.

  1. Если фирма производит товары, указанные в перечне, то она и утилизировать их может самостоятельно.
  2. А можно воспользоваться услугами сторонней организации.
  3. Но экологический налог в 2020 году придётся заплатить, если не было утилизировано нормативное количество отходов.

Предполагается, что импортёры и производители сами будут отчитываться по вопросам выполнения нормативов, либо отклонения от них. Но пока нет единой формы, с помощью которой это можно было бы сделать.

back to menu ↑

Кто должен отчитаться по экосбору в 2020 году

С отчетности за 2020 год по экосбору должны отчитываться производители и импортеры 54 групп товаров и упаковки.

Важно, что также за экосбор должны отчитываться:

  • производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации, — например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты (нужно отчитаться за упаковку);
  • импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации, — например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре (нужно отчитаться за стеклянную тару).

Как рассчитать налоги тем, кто не занимается утилизацией?

Общая сумма экологического налога в 2020 году вычисляется отдельно, по всем видам товаров, которые требуют утилизации. Формула будет такой:

Иногда в формулу подставляется масса готового товара, а иногда – количество единиц, для которых необходима утилизация.

Нормативы утилизации вместе со ставками экологического сбора помогут понять, какой показатель надо использовать для того или иного вида товара.

back to menu ↑

Как отчитываться за экологический сбор в 2020?

В январе 2020 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2020 год. В данном письме было, в частности, сказано, […] Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2020 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р). При подаче в 2020 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год. В 2020 году за отчетный 2020 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р. В 2020 году за отчетный 2020 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2020 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. N 1293). Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2020 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2020 год, и за 2020 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, и уплата экологического сбора за 2020 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2020 году экологический сбор за 2020 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации. Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2020 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р. […]

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

[…] В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2020 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2020 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2020 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности совсем не понятно, как отчитываться в апреле 2020 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2020 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? Ждем дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

Сроки и отчётность

Согласно действующему законодательству, экологический налог в 2016 году перечисляется до 20 числа месяца, который следует за отчётным периодом. А сам отчётный период – это календарный квартал.

Как уже сказано выше, все расчёты вместе со ставками организация проводит самостоятельно, в зависимости от объёма загрязнений, возникающих по причине осуществления деятельности. Декларация расчёта по подобным платежам состоит из нескольких частей:

  1. Начинается с титульного листа, согласно кодексу по налогам.
  2. Далее идёт общая сумма, которую нужно перечислить в бюджет.
  3. Потом Раздел 1. Он посвящён выбросу вредных веществ в атмосферу стационарными объектами.
  4. Раздел 2. То же самое, только по объектам передвижным.
  5. Раздел 3. С информацией по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты.
  6. Раздел 4. Посвящён размещению отходов от производства и потребления.

В расчёт уплаты со ставками надо включить только те разделы, которые действительно необходимы организации. В зависимости от того, какое негативное воздействие на окружающую среду она оказывает. Например, не нужно прикладывать и заполнять 1-й раздел, если отсутствуют стационарные объекты, которые выбрасывают вредные вещества в окружающую среду.

Есть несколько способов для предоставления декларации вместе со ставками:

  • В электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи, или же на магнитных носителях.
  • На бумажных носителях. Заказным письмом с уведомлением, или через представителя организации.

В электронном виде декларации и расчёты должны иметь формат XML, как говорит налоговый Кодекс РФ.

В электронном виде декларацию можно не представлять, если плата составляет менее 50 тысяч рублей. В противном случае это требование обязательно для выполнения.

back to menu ↑

Экологический налог: Новая глава НК РФ

Статья 1. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками экологического налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду, признаваемое объектом налогообложения в соответствии пунктом 1 статьи 3 настоящей главы Кодекса.
При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

2. Не являются плательщиками налога организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели:

— осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории1 при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;

— в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Статья 2. Учет налогоплательщиков и их постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога.

1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика экологического налога (далее в настоящее главе – налог) по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. При этом в целях настоящей главы местом нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, признается территория субъекта Российской Федерации.

2. Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщика налога определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 3. Объект налогообложения.

1. Объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ2 (далее — выбросы загрязняющих веществ);

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ3. (далее — сбросы загрязняющих веществ);

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

2. Не признается объектом налогообложения:

— негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации4.;

— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов;

Статья 3.1. Налоговая база.

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому объекту налогообложения в соответствии со статьей 3 настоящей главы для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в налоговый период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ5, каждого класса опасности отходов производства и потребления6.

2. Налоговая база определяется как:

— объем или масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;

— объем или масса сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта.

— объем или масса фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.

Налоговая база определяется на основе данных производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды7 :

— для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в налоговый период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждаемый Правительством Российской Федерации8;

— в отношении каждого класса опасности отходов.

При определении налоговой базы учитываются:

а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);

в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

При исчислении налога налогоплательщиками, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории9, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)10.

3. При определении налоговой базы по объекту налогообложения, в отношении которого установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения.

Статья 4. Налоговые ставки.

1. Налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления устанавливаются в следующих размерах:

(рублей)

Наименование загрязняющих веществСтавки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)
2020 год
I. Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
1.Азота диоксид138,8
2.Азота оксид93,5
3.Азотная кислота36,6
4.Аммиак138,8
5.Аммиачная селитра (аммония нитрат)20
6.Барий и его соли (в пересчете на барий)1108,1
7.Бенз(а)пирен5472968,7
8.Борная кислота (ортоборная кислота)275
9.Ванадия пятиоксид2736,8
10.Взвешенные частицы РМ1093,5
11.Взвешенные частицы РМ2,5182,4
12.Взвешенные вещества36,6
13.Водород бромистый (гидробромид)56,1
14.Водород мышьяковистый (арсин)2736,8
15.Водород фосфористый (фосфин)5473,5
16.Водород цианистый547,4
17.Гексафторид серы0,3
18.Диалюминий триоксид (в пересчете на алюминий)442,8
19.Диоксины (полихлорированные дибензо-п-диоксины и дибензофураны) в пересчете на 2,3,7,8-тетрахлордибензо-1,4-диоксин13400000000
)
20.Диэтилртуть (в пересчете на ртуть)18244,1
21.Железа трихлорид (в пересчете на железо)1369,7
22.Зола твердого топлива15,1
23.Зола ТЭС мазутная (в пересчете на ванадий)2214
24.Кадмий и его соединения14759,3
25.Карбонат натрия (динатрия карбонат)138,8
26.Кислота терефталевая5473,5
27.Кобальт и его соединения (кобальта оксид, соли кобальта в пересчете на кобальт)4428
28.Никель, оксид никеля (в пересчете на никель)5473,5
29.Никеля растворимые соли (в пересчете на никель)27364,8
30.Магния оксид45,4
31.Марганец и его соединения5473,5
32.Медь, оксид меди, сульфат меди, хлорид меди (в пересчете на медь)5473,5
33.Метан108
34.Метилмеркаптан, этилмеркаптан54729,7
35.Мышьяк и его соединения, кроме водорода мышьяковистого1823,6
36.Озон182,4
37.Пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния в процентах:
выше 70 процентов109,5
70 — 20 процентов56,1
ниже 20 процентов36,6
38.Ртуть и ее соединения, кроме диэтилртути18244,1
39.Свинец и его соединения, кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец)18244,1
40.Сероводород686,2
41.Сероуглерод1094,7
42.Серная кислота45,4
43.Серы диоксид45,4
44.Теллура диоксид10947
45.Тетраэтилсвинец136824,2
46.Углерода оксид1,6
47.Фосген1823,6
48.Фосфорный ангидрид (дифосфора пентаоксид)109,5
49.Фториды газообразные (гидрофторид, кремния тетрафторид) (в пересчете на фтор)1094,7
50.Фториды твердые181,6
51.Фтористый водород, растворимые фториды547,4
52.Хлор181,6
53.Хлористый водород29,9
54.Хлоропрен2736,8
55.Хром (Cr +6 )3647,2
56.Углеводороды предельные C1 — C5 (исключая метан)108
57.Углеводороды предельные C6 — C100,1
58.Углеводороды предельные C12 — C1910,8
59.Циклогексан3,2
60.Амилены (смесь изомеров)3,2
61.Бутилен6,7
62.1,3-Бутадиен (дивинил)6,7
63.Гептен93,5
64.Пропилен1,6
65.Этилен1,6
66.Альфа-метилстирол138,8
67.Бензол56,1
68.Диметилбензол (ксилол) (смесь мета-, орто- и параизомеров)29,9
69.Изопропилбензол (кумол)392,5
70.Метилбензол (толуол)9,9
71.Растворитель мебельный (АМР-3) (контроль по толуолу)9,9
72.1,3,5-Триметилбензол (мезитилен)56,1
73.Фенол1823,6
74.Этилбензол275
75.Этиленбензол (стирол)2736,8
76.Нафталин1823,6
77.Бромбензол182,4
78.1-Бромгептан (гептил бромистый)547,4
79.1-Бромдекан (децил бромистый)547,4
80.1-Бром-3-метилбутан (изоамил бромистый)547,4
81.1-Бром-2-метилпропан (изобутил бромистый)547,4
82.1-Бромпентан (амил бромистый)547,4
83.1-Бромпропан (пропил бромистый)547,4
84.2-Бромпропан (изопропил бромистый)547,4
85.Дихлорэтан10,8
86.Дихлорфторметан (фреон 21)21,6
87.Дифторхлорметан (фреон 22)0,5
88.1,2-Дихлорпропан47,5
89.Метилен хлористый2,2
90.Тетрахлорэтилен (перхлорэтилен)93,5
91.Тетрафторэтилен13,4
92.Трихлорметан (хлороформ)181,6
93.Трихлорэтилен10,8
94.Трибромметан (бромоформ)45,4
95.Тетрахлорметан (четыреххлористый углерод)9,9
96.Хлорбензол56,1
97.Хлорэтан (этил хлористый)29,9
98.Эпихлоргидрин29,9
99.Гидроксиметилбензол (крезол, смесь изомеров: орто-, мета-, пара-)275
100.Спирт амиловый547,4
101.Спирт бутиловый56,1
102.Спирт изобутиловый56,1
103.Спирт изооктиловый36,6
104.Спирт изопропиловый9,9
105.Спирт метиловый13,4
106.Спирт пропиловый20
107.Спирт этиловый1,1
108.Циклогексанол93,5
109.Диметиловый эфир терефталевой кислоты547,4
110.Динил (смесь 25% дифенила и 75% дифенилоксида)547,4
111.Диэтиловый эфир16
112.Метилаль (диметоксиметан)36,6
113.Моноизобутиловый эфир этиленгликоля (бутилцеллозольв)20
114.Бутилакрилат (бутиловый эфир акриловой кислоты)365,8
115.Бутилацетат56,1
116.Винилацетат36,6
117.Метилакрилат (метилпроп-2-еноат)442,8
118.Метилацетат80,1
119.Этилацетат56,1
120.Акролеин181,6
121.Альдегид масляный365,8
122.Ацетальдегид547,4
123.Формальдегид1823,6
124.Ацетон16,6
125.Ацетофенон (метилфенилкетон)1823,6
126.Метилэтилкетон56,1
127.Растворитель древесноспиртовой марки А (ацетоноэфирный) (контроль по ацетону)46,5
128.Растворитель древесноспиртовой марки Э (эфирноацетоновый) (контроль по ацетону)80,1
129.Циклогексанон138,8
130.Ангидрид малеиновый (пары, аэрозоль)106,8
131.Ангидрид уксусный181,6
132.Ангидрид фталевый56,1
133.Диметилформамид181,6
134.Эпсилон-капролактам (гексагидро-2H-азепин-2-он)93,5
135.Кислота акриловая (проп-2-еновая кислота)138,8
136.Кислота валериановая547,4
137.Кислота капроновая1094,7
138.Кислота масляная547,4
139.Кислота пропионовая365,8
140.Кислота уксусная93,5
141.Кислота муравьиная45,4
142.Гидроперекись изопропилбензола (гидроперекись кумола)365,8
143.Пропилена окись69,4
144.Этилена окись181,6
145.Диметилсульфид69,4
146.Анилин181,6
147.Диметиламин1094,7
148.Триэтиламин40,1
149.Нитробензол686,2
150.Акрилонитрил181,6
151.N, N1-Диметилацетамид934,5
152.Толуилендиизоцианат275
153.Бензин (нефтяной, малосернистый в пересчете на углерод)3,2
154.Бензин сланцевый (в пересчете на углерод)109,5
155.Керосин6,7
156.Минеральное масло45,4
157.Скипидар6,7
158.Сольвент-нафта29,9
159.Уайт-спирит6,7
II. Ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
1.Акрилонитрил (нитрил акриловой кислоты)73553,2
2.Алюминий18388,3
3.Алкилбензилпиридиния хлорид849960
4.Алкилсульфонаты1192,3
5.Аммоний-ион1190,2
6.Аммиак14711,7
7.Анилин (аминобензол, фениаламин)5950387,4
8.Ацетат натрия1842,3
9.Ацетальдегид1982,9
10.Ацетон (диметилкетон, пропанон)14711,7
11.Ацетонитрил850
12.Барий850
13.Берилий1983592,8
14.Бенз(а)пирен73553403
15.Бензол и его гомологи1473,8
16.Бор43267,4
17.Борная кислота43267,4
18.Бромдихлорметан19835,3
19.Бромид-анион667,5
20.Бутанол19835,3
21.Бутилацетат1982,9
22.Бутилметакрилат735534,3
23.Ванадий735534,3
24.Винилацетат73553,2
25.Винилхлорид74380032
26.Висмут7355,9
27.Вольфрам743800,3
28.Гексан1473,8
29.Гидразингидрат1983592,8
30.Глицерин (пропан-1,2,3-триол)736,9
31.Дибромхлорметан19835,3
32.1,2-Дихлорэтан7355,9
33.1,4-Дигидроксибензол (гидрохинон)735534,3
34.2,6-Диметиланилин19835,3
35.Диметиламин (N-метилметанамин)147117
36.Диметилмеркаптан (диметилсульфид)73553403
37.2,4-Динитрофенол7355340
38.Диметилформамид1982,9
39.о-Диметилфталат (диметилбензол-1,2-дикарбонат)1190,2
40.1,2-Дихлорпропан14711,7
41.Цис-1,3-дихлорпропен147117
42.Транс-1,3-дихлорпропен73553,2
43.2,4-Дихлорфенол (гидроксидихлорбензол)7355340
44.Додецилбензол7355340
45.Дихлорметан (хлористый метилен)73,7
46.Железо5950,8
47.Кадмий147106,3
48.Калий16,6
49.Кальций3,2
50.Капролактам (гексагидро-2H-азепин-2-он)73553,2
51.Карбамид (мочевина)9,9
52.Кобальт73553,2
53.Кремний (силикаты)73,7
54.о-Крезол (2-метилфенол)198352,8
55.п-Крезол (4-метилфенол)183882,9
56.Ксилол (о-ксилол, м-ксилол, п-ксилол)14711,7
57.Лигнинсульфоновые кислоты736,9
58.Лигносульфонаты736,9
59.Литий7436,9
60.Магний14,9
61.Марганец73553,2
62.Медь735534,3
63.Метанол (метиловый спирт)7355,9
64.Метилакрилат (метилпроп-2-еноат, метиловый эфир акриловой кислоты)735534,3
65.Метантиол (метилмеркаптан)3679260
66.Метилацетат1982,9
67.Метол (1-гидрокси-4-(метиламино) бензол)991727,3
68.Молибден612946,6
69.Моноэтаноламин73553,2
70.Мышьяк и его соединения14711,7
71.Натрий6,7
72.Нафталин183882,9
73.Нефтепродукты (нефть)14711,7
74.Никель73553,2
75.Нитрат-анион14,9
76.Нитрит-анион7439
77.Нитробензол73553,2
78.Олово и его соединения5313,6
79.1,1,2,2,3-пентахлорпропан735534,3
80.Пентахлорфенол73553,2
81.Пиридин73553,2
82.Полиакриламид7436,9
83.Пропанол1982,9
84.Роданид-ион5950,8
85.Рубидий7355,9
86.Ртуть и ее соединения73553403
87.Свинец99172,1
88.Селен297518,4
89.Серебро14711,7
90.Сероуглерод736,9
91.АСПАВ (анионные синтетические поверхностно-активные вещества)1192,3
92.КСПАВ (катионные синтетические поверхностно-активные вещества)1192,3
93.НСПАВ (неионогенные синтетические поверхностно-активные вещества)1192,3
94.Скипидар3679,3
95.Стирол (этенилбензол, винилбензол)7355,9
96.Стронций1488,2
97.Сульфат-анион (сульфаты)6
98.Сульфиды119007,4
99.Сульфит-анион313,2
100.Сурьма14711,7
101.Таллий7355340
102.Теллур198352,8
103.1,1,1,2-Тетрахлорэтан73553,2
104.Тетрахлорэтилен (перхлорэтилен)3676,6
105.Тетрахлорметан (четыреххлористый углерод)735534,3
106.Тетраэтилсвинец73553403
107.Тиокарбамид (тиомочевина)736,9
108.Тиосульфаты198,3
109.Титан9916,6
110.Толуол1473,8
111.Трилон-Б (этилендиаминтетрауксусной кислоты динатриевая соль)1473,8
112.Триэтиламин736,9
113.Трихлорбензол (сумма изомеров)735534,3
114.1,2,3-Трихлорпропан147117
115.2,4,6-Трихлорфенол7355340
116.Трихлорэтилен73553,2
117.Уксусная кислота73553,2
118.Фенол, гидроксибензол735534,3
119.Формальдегид (метаналь, муравьиный альдегид)7355,9
120.Фосфаты (по фосфору)3679,3
121.Фторид-анион982,6
122.Фурфурол73553,2
123.Хлор свободный, растворенный и хлорорганические соединения73553403
124.Хлорат-анион14711,7
125.Хлорбензол735534,3
126.Хлороформ (трихлорметан)147117
127.Хлорфенолы7355340
128.Хлорид-анион (хлориды)2,4
129.Хром трехвалентный8499,6
130.Хром шестивалентный29751,8
131.Цезий736,9
132.Цианид-анион14711,7
133.Циклогексанол735534,3
134.Цинк73553,2
135.Цирконий8499,6
136.Этанол73553,2
137.Этилацетат2976,5
138.Этилбензол735534,3
139.Этиленгликоль (гликоль, этандиол-1,2)2942,3
140.Альдрин (1,2,3,4,10,10-гексахлор-1,4,4а, 5,8,8а-гексагидро-1,4-эндоэкзо-5,8-диметанонафталин)73553403
141.Атразин (6-хлоро-N-этил-N’-(1-метилэтил)-1,3,5-триазины-2,4-диамин)147106,3
142.Гексахлорбензол735534,3
143.Гексахлорциклогексан (альфа-, бета-, гаммаизомеры)73553403
144.2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота и производные)7369,2
145. Дильдрин(1,2,3,4,10,10-гексахлор-экзо-6,7-эпокси-1,4,4а,5,6,7,8,8а-октагидро-1,4-эндо, экзо-5,8-диметанонафталин)73553403
146.Диоксины73553403
147.Каптан (3а, 4, 7, 7а-тетрагидро-2-[(трихлорметил)тио]-1н-изоиндол-1,3(2н)-дион)991727,3
148.Карбофос (диэтил (диметоксифосфинотионил)ти обутандионат)73553403
149.4,4′-ДДТ (п,п’-ДДТ, 4,4′-дихлордифенилтрихлорметил этан)73553403
150.4,4′-ДДД (п,п -ДДД, 4,4 -дихлордифенилдихлорэтан)73553403
151.Прометрин (2,4-Бис(изопропиламино)-6-метилтио-симм-триазин)14711,7
152.Симазин (6-хлор-N, N’-диэтил-1,3,5-триазины-2,4-диамин)367926
153.Полихлорированные бифенилы (ПХБ 28, ПХБ 52, ПХБ 74, ПХБ 99, ПХБ 101, ПХБ 105, ПХБ 110, ПХБ 153, ПХБ 170)73553403
154.Трифлуралин (2,6-динитро-N, N[-дипропил-4-(трифторметил) анилин)2451780,9
155.ТХАН (трихлорацетат натрия, ТЦА)21015,6
156.Фозалон (O,O-диэтил-(S-2,3-дигидро-6-хлор-2-оксобензоксазол-3-илметил)-дитиофосфат)24517803,7
157.БПК полн.243
158.Взвешенные вещества977,2
159.Сухой остаток0,5
Примечание.Ставка налога за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
III. Ставки налога за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
1.Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)4643,7
2.Отходы II класса опасности (высокоопасные)1990,2
3.Отходы III класса опасности (умеренно опасные)1327
4.Отходы IV класса опасности (малоопасные)663,2
5.Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности1,1
перерабатывающей промышленности40,1
прочие17,3

В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета образования отходов, сумма налога определяется исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.

2. С 2021 года налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи, умножаются на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

3. В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, налоговые ставки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

4. При осуществлении налогоплательщиком мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении налога к налоговым ставкам, установленным пунктом 1 с учетом положений пункта 3 настоящей статьи, применяются следующие коэффициенты:

коэффициент 0:

— в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

— в отношении объема или массы отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами1;

— при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

коэффициент 1:

— за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

— за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 25:

— за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

— за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленный за соответствующие налоговые периоды налог за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Статья 5. Налоговый период.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Статья 6. Порядок исчисления и уплаты налога. Авансовые платежи по налогу.

Примечание

Статья 6 главы НК РФ содержит информацию о порядке исчисления и уплаты экологического налога и авансовых платежей. В ней приведены многочисленные формулы по которым необходимо производить рассчеты соответствующих показателей. С целью упрощения примения вышеуказанной информации ст. 6 приводится в формате PDF.

Статья 6 гл. НК РФ (в формате PDF).

Статья 7. Порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду

1. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на фактически произведенные в этом налоговом периоде расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в пределах исчисленной суммы налога отдельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

2. В целях настоящей главы затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы налогоплательщиков налога на финансирование мероприятий, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды 1 и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

3. При корректировке размера налога расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа, фактически произведенные налогоплательщиком подтверждаются следующими документами:

а) планы снижения выбросов и сбросов, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;

б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;

в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;

г) заверенная налогоплательщиком пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

В случае если налогоплательщик осуществлял в отчетном периоде корректировку суммы налога расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информация о наименовании и реквизитах (номер, дата) документов, указанных в настоящем пункте (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа), указывается в налоговой декларации.

4. Затраты, указанные в пункте 2 настоящей статьи и не учтенные при исчислении налога в налоговом периоде, могут быть учтены в последующие налоговые периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

5. Предельная величина налогового вычета не может превышать 70% от исчисленной за налоговый период суммы налога.

Статья 8. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

1. Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.

2. Налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивает квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего налогового периода, в размере одной четвертой части суммы налога, уплаченной за предыдущий год.

Статья 9. Налоговая декларация.

1. Налоговая декларация по экологическому налогу представляется в налоговые органы по месту нахождения организации, осуществляющей негативное воздействие на окружающую среду, в сроки, определенные для уплаты налога.

2. Данные налоговой декларации об объемах произведенного негативного воздействия на окружающую природную среду должны быть подтверждены территориальным органом, уполномоченным в области охраны окружающей среды.

3. Территориальные органы, уполномоченные в области охраны окружающей среды, ежегодно представляют в налоговые органы сведения об объемах воздействия на окружающую среду по тем видам воздействия, по которым налогоплательщик исчисляет налог, по форме установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Куда сдавать отчёт, перечислять деньги?

В настоящее время, согласно текущему законодательству, доходы в бюджет по негативному воздействию окружающей среды могут принимать только территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Коротко такая организация называется Росприроднадзором. Она и определяет, кто платит взносы.

В такие территориальные органы отчётность сдаётся только в скреплённом печатью ООО или , прошитом и пронумерованном виде. Документ подаётся по адресу нахождения стационарного объекта загрязнения, а также там, где проходила государственная регистрация объекта передвижного.

Отдельный расчёт уплаты сдаётся по каждому источнику загрязнения, даже если их несколько. Если несколько объектов загрязнения эксплуатируется на территории одного объекта, уплата отражается по ним в виде единого расчёта. Но лист заполняется отдельно, по каждому из муниципальных учреждений.

back to menu ↑

Экологический сбор: Куда направляются средства?

Средства, полученные в виде сбора, направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий на мероприятия региональных программ по обращению с отходами. Причем приоритетно субсидии расходуются на утилизацию в рамках региональных программ тех самых отходов, которые не утилизированы производителями/импортерами и за которые уплачен сбор, во вторую очередь финансирование направляется на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации отходов.

Согласно пояснениям разработчиков, которые готовили подзаконные акты в данной сфере, только за 2 года уплаты сбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отходов, 261 комплекс по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

При условии фактической реализации такого финансового инструмента государство могло бы в короткие сроки обновить объекты утилизации и обработки отходов, а также снизить количество свалок и полигонов захоронения отходов, внедрить раздельный сбор и т.д. К сожалению, на данный момент в РФ лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные – либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

Проконсультироваться сейчас

О некоторых особенностях расчёта

По каждому загрязняющему веществу и отходу суммы платежа учитываются отдельно. Это касается и каждого вида топлива, на котором работают передвижные объекты. Рассчитывая уплату за экологические выбросы, надо учитывать несколько факторов:

  1. Дополнительные коэффициенты 2 и 1,2.
  2. Коэффициент экологической значимости для региона.

Выбросы так же требуют определения сразу нескольких показателей:

  • Коэффициент для взвешенных веществ.
  • Дополнительный коэффициент 2.
  • Экологическая значимость региона.

Наконец, когда считается плата за отходы, опираются на:

  • Коэффициент месторасположения объекта, где размещаются отходы.
  • Дополнительный коэффициент 2.
  • Экологическая значимость.

Коэффициент с учётом инфляции может добавляться ко всем перечисленным выше схемам. Он устанавливается в Федеральных бюджетах на очередной календарный год.

back to menu ↑

Ставки по экологическому налогу

Здесь же устанавливаются размеры налоговых ставок по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки рассчитываются в рублях на 1 тонну загрязняющего вещества. Например, ставка за выброс аммиака в воздух равняется 138,8 рублям за 1 тонну, а за метан – 108 рублей, сероводород – 686,2 рублей. Ставки определены в статье 4 данной главы.

Загрязняющее вещество В воздух за 1 тонну (руб.) В воду за 1 тонну (руб.)
Аммиак 138,8 14711,7
Борная кислота 275 14711,7
и т.д

По отходам определены следующие налоговые ставки:

Отходы 1 класса опасности (чрезвычайно опасные) 4643,7
Отходы 2 класса опасности (высокоопасные) 1990,2
Отходы 3 класса опасности (умеренно опасные)
Отходы 4 класса опасности (малоопасные)
Отходы 5 класса опасности (практически неопасные): 0
добывающей промышленности 1,1
перерабатывающей промышленности 40,1
прочие 17,3

Расчёт платы и сопутствующие документы

Нормативные документы, которые действуют сейчас, не предусматривают дополнительного пакета документов к текущей отчётности. Но территориальные органы могут выдвинуть свои требования к предоставлению дополнительных бумаг.

  • Документы для подтверждения фактического использования отходов.
  • Приёмосдаточные акты.
  • Договор на передачу отходов.
  • Нормативные документы, включающие лимиты на размещение, ПДС, разрешения ПДВ и заключения.
  • Договор аренды, свидетельство на то, что помещение находится в собственности.

Такая информация особенно важна, если дело касается крупных плательщиков. Иногда хватает лишь одной справки о производственной деятельности предприятия.

У каждого территориального органа свои правила сотрудничества. Лучше заранее об этом узнать, посетив соответствующий офис.

back to menu ↑

Малое и среднее предпринимательство. Как они платят за отходы?

Согласно законодательству, представители малого и среднего бизнеса также должны составлять отчёт об использовании товаров и отходов.

А затем, согласно действующим нормам, проводить утилизацию. Отчётность направляется представителям территориальных органов Росприроднадзора, до 15 января года, следующего за отчётным периодом.

При этом отчётность должна быть подтверждена не только договорами со сторонними организациями, но и лицензиями этих организаций.

Иначе все документы просто утратят силу. Если документы или подтверждения отсутствуют, к налогу применяют повышающий коэффициент до 0,5 единиц.

back to menu ↑

Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности

  1. Производители упаковки, реализующие ее для упаковки продукции другим производителям. Например, завод, который продал бумажные пакеты кондитерской.
  2. Производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд. Например, завод, который производит или импортирует коробки, чтобы транспортировать в них детали из одного цеха в другой.
  3. Экспортеры товаров и упаковки.
  4. Компании, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах не менее предусмотренных на отчетный год, освобождены только от уплаты экосбора, однако не освобождаются от сдачи отчетности по экосбору!

Нужно ли офисам платить за отходы?

Может показаться, что деятельность офисов никак с этим не связана, поскольку их деятельность не влияет на окружающую среду. Но это не так.

Росприроднадзор ждёт, что платежи должны поступать от любых организаций и предприятий. Это касается и тех, кто связан с так называемым офисным бизнесом.

Ведь отходы потребления образуются всегда, включая отработанные лампы накаливания или люминесцентные лампы, мусор, картриджи от оргтехники и так далее.

Но надо учитывать, что экологический сбор должен платить тот, кому отходы принадлежат. И здесь всё снова определяется тем, как заключён договор с организацией, выводящей мусор.

Если он находится в собственности организации – она и платит налог. Если нет – то платить должны те, кто занимается вывозом.

back to menu ↑

Кто будет платить экологический налог?

Налогоплательщиками экологического налога будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду.

В результате их деятельности образуются отходы, которые делятся на 2 вида:

  • Собственно отходы (3 видов),
  • Твёрдые коммунальные отходы.

Экологический налог за образование твёрдых коммунальных отходов будут выплачивать региональные операторы по обращению с твёрдыми и просто коммунальными отходами.

О платежах за загрязнение воздуха автомобилями

Раздел 2 в отчётности заполняют те организации, у которых есть передвижные источники загрязнения. Не важно, находятся ли они в собственности, или были арендованы.

Для транспортных средств отдельно не устанавливают предельный уровень выбросов в атмосферу. Зато есть технические нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

При проведении техосмотра специалисты проверяют, насколько то или иное транспортное средство соответствует указанным требованиям.

Запрещается эксплуатировать транспорт, если он выделяет количество вредных веществ больше, чем указано в действующих нормативах. Или запрет накладывается до тех пор, пока не будут устранены нарушения.

Масса выброса загрязняющих веществ не определяет нормативы по плате. Здесь определяющим фактором выступает разновидность используемого топлива, его вид.

Нормативы нужно умножать на количество топлива, которое было фактически израсходовано. Первичные бухгалтерские документы по учёту помогут точно рассчитать, сколько топлива ушло в том или ином случае. В объёмных единицах топливо учитывается у тех, кто ведёт путевые листы.

Но за тонну топлива отдельно устанавливаются базовые нормативы платы. Литры переводятся в тонны для тех, кто заинтересован в точных расчётах. Для этого объём материала умножаем на плотность.

back to menu ↑

Предупреждения руководителям и бухгалтеру

Если на предприятии образуются отходы 1-4 классов опасности, то паспорта необходимо иметь на каждый из них. Это касается и несортированного мусора, относящегося к бытовым помещениям. Иначе организации грозит штраф за то, что она не выполняет экологические требования. Размер штрафа доходит до 100 тысяч рублей.

Материальные расходы в пределах утверждённых лимитов – вот в какой раздел включают экологические платежи, чтобы правильно рассчитать налог на прибыль. Но при расчёте налога не должны учитываться выбросы, которые выходят за пределы норматива.

Для единого налога на УСНО действуют аналогичные правила. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду способны уменьшить налоговую базу.

Можно сказать, что экологические платежи – это такие же обычные налоговые сборы, требующие отражения в отчётности.

Но при расчётах налогов их включают лишь в том случае, если они уплачены за предельно допустимые сбросы и лимиты.

Всё остальное – это прочие расходы, которые просто не учитываются для налогообложения. Контролирующие органы могут запросить информацию по отходам, если на предприятии эксплуатируется транспорт, но плата за него не вносится.

При отсутствии реакции на запрос возникает опасность серьёзного штрафа.

back to menu ↑

Порядок расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в Беларуси значительно упрощен

Что будет, если не платить экологический сбор

Если организация, обязанная уплачивать экологический сбор, не предоставляет его расчет или не производит оплату в установленные законом сроки, то территориальный орган Росприроднадзора может взыскать задолженность через суд. При этом в качестве предупреждения о несвоевременной или неполной уплате экологического сбора, организации направляется требование о добровольной уплате задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней, данное требование не выполняется, то задолженность будет взыскана в судебном порядке. Кроме того, Росприроднадзор разъясняет (письмо от 09.01.2018 № АС-10-02-36/156), что непредставление или несвоевременное представление Декларации, а также недостоверные сведения в Декларации расцениваются как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и, следовательно, являются административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ. Более того, МПР подготовило поправки к ст.8.2 КоАП, по которым штраф за неуплату экосбора планируется определять в размере двойной суммы экосбора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]