Учет материалов. Учет основных средств и нематериальных активов. Учет процесса производства (учет затрат). Учет продаж, страница 3


Характеристика счета

Отражение начисленной величины амортизации происходит в рамках БУ по кредиту 02 в корреспонденции со счетами, связанными с учетом производственных затрат. Организация, выступающая в роли арендодателя, производит отражение начисленной величины износа по ОС, сданным в арендное пользование по Дт 91 Кт 02, если прочие доходы формируются посредством ренты.

В случае выбытия ОС (в ходе реализации, списании, ликвидационного процесса, безвозмездной передачи) сумма начисленной амортизации подлежит списанию в Кт 01. Аналогичная проводка строится в случае, если происходит списание величины начисленной амортизации по недостающим или использованным основным средствам.

Бухгалтерский счет 02: характеристика

При определении природы рассматриваемой статьи возникают определенные затруднения. Некоторые специалисты расценивают ее как регулирующий, контрактивный, другие – как фондовый счет. В первом случае счет 02 рассматривается только в качестве кредитового оборота сч. 01. К примеру, автомобиль был приобретен за 120 тыс. руб. и будет эксплуатироваться 10 лет. Данная покупка не рассматривается как расходование денег, поскольку ее цена капитализируется, однако каждый год уменьшается на 12 тыс. руб. При этом восстановительная (или первоначальная) стоимость сохраняется на дебете сч. 01.

После списания в последний год, если эксплуатация будет продолжена, сальдо может сохраниться. Однако его стоимость будет «обнулена» равной суммой по счету 02. Амортизация основных фондов во втором случае трактуется как часть себестоимости реализуемых либо вырабатываемых изделий. Следовательно, она представлена в доходах организации, поступивших в процессе хозяйственной деятельности. На счет 02, таким образом, переносятся суммы, составляющие часть необлагаемой налогом прибыли.

01 02 счета

Специфика использования

Счет 02 предназначен для сведения материалов об износе, накопленном за время использования основных активов. Сумма, которая была начислена, отображается в соответствующих проводках. Есть несколько разновидностей объектов, по которым начисление амортизации не осуществляется:

  • элементы, относящиеся к жилищному фонду (жилые сооружения, общежития, квартирная собственность);
  • благоустройство внешнего характера;
  • лесное хозяйство;
  • дорожные работы;
  • участки земли;
  • природопользование;
  • фонд библиотечного значения, музейные, художественные ценности;
  • модели макетов и прочих пособий, пребывающих в кабинетах и научных лабораториях;
  • архитектурные и культурные памятники.

Субсчета по счету 08

Приобретение внеоборотных средств сопровождается появлением записи Дт 08 – Кт 60. В зависимости от вида и характеристик приобретаемого объекта, полученный актив учитывается на следующих субсчетах:

СубсчетПредназначение
08-1приобретение участков земли
08-2поступление объектов природопользования
08-3строительство ОС
08-4приобретение отдельных активов — этот субсчет используется наиболее часто, предназначен для формирования информации о поступивших активах (оборудовании, машин, станков, офисной мебели и прочих)
08-5поступление нематериальных активов (НМА) -здесь учитываются покупки компьютерных программ, приобретение каких-либо прав
08-6используются сельскохозяйственными предприятиями для учета молодняка скота -учитываются затраты по выращиванию животных
08-7предназначен для учета поступления взрослого стада
08-8расходы по выполненным научно-исследовательским работам, которые впоследствии могут пополнить НМА организации либо быть списаны на прочие расходы

Нормативно-правовые акты

Регулирование операций, связанных с данным счетом, осуществляется посредством специальной инструкции, а также федерального и регионального законодательства. Оно устанавливает правила распоряжения основными средствами, а также создает различные издания касательно рационального использования счета. К подобным документам можно отнести:

  • договоры и соглашения;
  • акты и нормативы;
  • приказы;
  • постановления;
  • правительственные распоряжения.

Это далеко не весь перечень документов, которые обеспечивают регулирование процесса, но они являются основными.

Для чего предназначен

Практически каждая организация использует в своей хозяйственной деятельности различные инструменты, оборудование, приборы, машины, может иметь на балансе здания, участки земли, обладает правами на ряд лицензионных программ. Те активы, которые заняты в производстве более одного цикла, относятся к основным средствам (ОС).

Вся затраты по приобретению, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию ОС учитываются с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Здесь сконцентрирована первоначальная информация о стоимости купленных или полученных объектов.

Субсчета

Счет 02 имеет два субсчета, которые выглядят следующим образом:

  • 02-1 – «АОС собственного характера»;
  • 02-2 – «износ арендуемых основных и лизинговых объектов».

На первом субсчете происходит учет движения амортизации основных средств, принадлежащих организации. На втором осуществляется учет амортизации ОС, которые досрочно арендуются организаций, а также объектов ОС, которые получены на баланс получателя лизинга, если, согласно договору, объекты числятся на его счету.
По завершении срока действия аренды объекты передаются лизингодателю, и накопленная по ним величина списывается с 02-2 и поступает в корреспонденцию 01 счета.

Если же происходит выбытие объектов ОС (в связи с реализацией, частичной или полной ликвидацией, безвозмездной передачей), сумма начислений подлежит отражению по Дт 02 Кт 01-11. Аналогичная проводка формируется в процессе списания суммы начисленной АОС по недостающим или испорченным ОС.

Ведение аналитического учета по данному счету осуществляется по отдельным объектам и группам, которые подлежат учету на соответствующих субсчетах 01 счета. Посредством рационального построения аналитических учетных операций можно обеспечить получение сведений об амортизации по параметрам, которые нужны для управления компанией.

Практические примеры

Выше уже была несколько затронута тема практических примеров в вопросе амортизирования имущества. Здесь мы остановимся немного подробнее на проводках.

Общая сумма начисленного износа по выбывшему имуществу отражается следующим образом:

Дт 02

Кт 01

Списание начисленного износа по средствам, перемещаемым внутри структурных подразделений предприятия, следует оформить следующими проводками:

Дт 02

Кт 01

Изменение учитываемой суммы, вызванное переоценкой имущества либо его дооценкой, будет выглядеть таким образом:

Дт 83

Кт 02 или

Дт 02

Кт 91/1

Начисление амортизации по имуществу, которое было применено во вспомогательном производстве:

Дт 23

Кт 02

По административным объектам начисление износа оформляется такими проводками, как:

Дт 26

Кт 02

Применение амортизации и порядок начисления

Законодательство, связанное с особенностями и порядками начисления амортизации, претерпело несколько изменений. Предполагается, что если начало фактического использования объекта не совпадает с моментом его принятия в БУ, то начисление стартует исключительно с месяца, который следует за периодом начала фактического пользования.

Что касается момента окончания начисления АОС, то он может быть определен с учетом определенных норм закона, а также в случае реорганизации предприятия.

Проводки Дт 02 и Кт 02, 01 (нюансы)

Ниже приведены типовые проводки, отражающие расходы, относимые к затратам основного производства. Аналогично формируются проводки, отражающие расходы вспомогательных производств.

Ошибки, вызывающие неадекватное поведение документа «Расчеты по налогу на прибыль», найти нелегко. Проводки здесь возможны следующие: Дт 08 Кт 05, 10, 11, 60, 66, 69, 70, 76. Поскольку срок службы ОС довольно большой, списание в затраты всей его стоимости в момент покупки будет ошибкой.

Всерьез рассчитывать на обе эти справки для поиска причин некорректного расчета налога я на практике никому не рекомендую.

Типовая корреспонденция

Рассматриваемый счет на практике часто корреспондирует со следующими строками плана.

По дебету:

  • 01 – «ОС»;
  • 02 – «АОС»;
  • 03 – «Инвестиционные отчисления в активы материального характера»;
  • 79 – «Расчеты внутрихозяйственного типа»;
  • 83 – «Капитал добавочного характера».

По кредиту:

  • 02 – «АОС»;
  • 08 – «Инвестиционные средства в активы, находящиеся вне оборота»;
  • 20 – «Основной производственный процесс»;
  • 23 – «Вспомогательное производство»;
  • 25 – «Общие производственные издержки»;
  • 26 – «Расходы общехозяйственного типа»;
  • 29 – «Обслуживающие хозяйственные направления»;
  • 44 – «Затраты на реализацию»;
  • 83 – «Капитал добавочного значения»;
  • 91 – «Прочие поступления и затраты»;
  • 97 – «Издержки, относящиеся к будущим периодам».

Проводки

Начисленная на счет 02 амортизация отражается по кредиту. При этом он корреспондирует со статьями, отражающими производственные/реализационные расходы. Предприятие-арендодатель переносит суммы на счет 02 в кредит и дебетует их. Эта проводка составляется, если плата за предоставление во временное пользование активов признается в качестве операционных доходов. При списании, продаже, безвозмездной передаче, частичной ликвидации и прочем выбытии сумма переносится в кредит сч. 01. Аналогичным образом составляется запись при списании начислений по полностью испорченным либо недостающим ОС. Аналитический учет амортизационных отчислений целесообразно осуществлять на тех же регистрах, где ведется аналитика по основным средствам. Если финансовая политика предприятия предусматривает две нормы начислений, то специалист выполняет, соответственно, 2 вида расчета.

Аналитический учет Кт 84 и Дт 84

Выбор способа амортизации в бухучете и налоговом учете должен быть закреплен в соответствующих разделах учетной политики. При этом предоставляемое в аренду имущество и начисленную по нему амортизацию учитывают обособленно от прочих объектов ОС, которые используются в других видах хоздеятельности компании.

Завершив плетение косы, аккуратным и быстрым движением перекиньте закрепленные на конце волосы через голову.

Также с ней есть одна неприятная проблема — по виду учета «Основные средства» справка-расчет не показывает счета 03 и 02.02, хотя в расчете отложенных налогов они участвуют.

ВАЖНО: в конфигурации «Бухгалтерия предприятия» документ «Расчеты по налогу на прибыль» также делает движения по вспомогательным регистрам, по которым в дальнейшем можно строить нормальные человеческие справки-расчеты. Кто раньше внедрял или пользовался БП 2.0 или 3.0, знайте — в УПП и КА этого полезного функционала нет и, боюсь, уже не будет.

Порядок расчетов по налогу на прибыль в УПП (по ПБУ 18/02)

Вариантов масса, среди них можно найти тот, который идеально устроит. Лучше всего растут в пластиковой вертикальной конструкции пеларгонии, настурция или бадан, петуния. Если вы садовник без опыта, то лучше начать с самых неприхотливых растений.

К активным счетам в Плане счетов бухучета — который фирмы должны использовать обязательно в силу закона — можно отнести:

  • 01 (на нем учитываются транзакции с основными средствами фирмы);
  • 04 (он учитывает операции с нематериальными активами);
  • 10 (на нем учитываются транзакции с материалами);
  • 20 (он фиксирует операции, связанные с основным производством);
  • 41 (на нем учитываются операции с товарами).

Счет 91 в бухгалтерском учете используется юридическими лицами для сбора сведений по доходам и расходам компании, не относящимся к обычным видам деятельности.

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

https://youtu.be/fv7WKbQxNC0

Обороты пассивных счетов по дебету отражают увеличение объема капитала предприятия в рамках отчетного периода. Те, что фиксируются по кредиту, отображают уменьшение соответствующих активов.

Можно отметить, что существуют счета, имеющие признаки как активных, так и пассивных. На них, таким образом, могут фиксироваться цифры, отражающие как операции по имуществу, так и по обязательствам компании. К таковым можно отнести счета:

  • 60 (на котором отражаются операции по расчетам фирмы с поставщиками);
  • 68 (на нем фиксируются операции по расчетам фирмы с бюджетом);
  • 69 (он учитывает транзакции по расходам фирмы в области социального страхования);
  • 75 (на нем отражаются операции по расчетам с владельцами фирмы);
  • 76 (он учитывает расчеты по долгам компании).

Расчеты с бюджетом и фондами включают в себя перечисление денежных средств в счет погашения налогов и страховых взносов. Ниже приведены типовые бухгалтерские проводки, отражающие в учете данный вид расчетов.

Чтобы заполнить эту финансовую проверку необходимо зарегистрироваться. После этого можно испытать бесплатную заполнения.

Дт91.02 Кт08 – вложения во внеоборотные активы признаны прочими расходами в связи с их списанием, продажей или частичной ликвидацией.

Если рыночная стоимость получилась выше балансовой, первоначальная цена ОС и сумма начисленной по нему амортизации увеличиваются — отражается дооценка. В противоположном случае происходит уценка имущества путем уменьшения до рыночной его первоначальной цены и амортизации. Если вы все сделаете правильно, можете приступать к посадке растений. Для этого делаем надрез на пакете сквозь ячейку сетки, после чего закапываем в грунт семена. Результаты появятся уже через 2-3 недели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид