Государственная служба устанавливает особые условия взаимодействия между нанимателем и наемным работником. В отличие от обычных трудовых договоров, которые могут заключаться на неопределенный срок, здесь может четко устанавливаться период, когда нанятый служащий будет выполнять свои обязательства. Срочный контракт на госслужбе имеет установленную на уровне законодательства структуру и наполнение.
Срочный контракт — что это
Что такое срочный контракт на госслужбе
Законодатель определил, что государственные служащие могут наниматься на работу двумя основными способами:
- На неопределенный срок (обычно до наступления пенсионного возраста).
- На конкретный период (в этом случае продолжительность труда будет регулироваться условиями конкретного контракта).
Срочный контракт – это письменное соглашение между нанимателем (в этой роли выступают уполномоченные руководители государственных структур) и служащим, по которому сотрудник берет на себя обязательства выполнять определённую работу в четко оговорённый период, а наниматель — создать определённые условия для этого и обеспечить выплату заработной платы.
Обычно, если это срочный контракт, период его действия не должен превышать 5 лет. Важно отметить, что не все государственные служащие обязаны подписывать срочные трудовые соглашения. К перечню таких лиц на законодательном уровне отнесены:
- граждане, намеревающиеся занять должность руководителя либо же советника в государственной структуре;
- лица, принимаемые на службу по замещению действующего служащего, что в конкретный момент по уважительной причине не имеет возможности самостоятельно выполнять свои обязанности;
- выпускники учебных заведений, что по целевому направлению должны отработать на государственной службе определенный период;
- граждане, которые направляются на работу в дипломатические и консульские учреждения, расположенные за пределами России;
- лица, поступающие на службу в государственную организацию, созданную для выполнения конкретных задач на определённый срок;
- граждане, замещающие временно отсутствующих лиц по временной должности на государственной службе на период такого замещения;
- служащие, достигшие предельного возраста нахождения на государственной службе, но продолжающие полноценно выполнять возложенные на них обязательства;
- сотрудники, принимаемые на работу с особыми условиями оплаты их труда;
- служащие, замещающие других служащих в порядке ротации;
- другие категории граждан, если это предусмотрено федеральными законами.
Помните, подписать с гражданином срочный контракт наниматель имеет право только в том случае, если эта норма предусмотрена действующим законодательством. Во всех остальных случаях, даже на гражданской службе, действуют общие нормы трудового законодательства.
Общие основания прекращения служебного контракта
Основаниями для прекращения договора, освобождения служащего от занимаемой должности являются:
- соглашение сторон;
- истечение срока действия контракта;
- инициатива служащего – по собственному желанию;
- инициатива представителя нанимателя;
- перевод по просьбе служащего и с его согласия на другое место службы;
- отказ служащего в связи с изменением существенных условий контракта;
- отказ от перевода на другую должность в связи с состоянием здоровья либо при отсутствии аналогичной должности на новом месте службы;
- обстоятельства, не зависящие от воли служащего;
- нарушение правил служебного контракта, неисполнение обязанностей;
- смена гражданства;
- несоблюдение ограничений, обязательств согласно договору;
- нарушение запретов — появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения подтвержденных медицинской экспертизой;
- разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- совершение хищения по месту службы;
- совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
- принятие руководителями необоснованных решений, влекущих за собой тяжелые последствия, траты;
- предоставление ложных сведений.
Прекращение отношений между нанимателем, служащим оформляется в письменной форме актом государственного органа.
Сейчас читают: Отправляют ли срочников в горячие точки в 2020 году?
К обстоятельствам, не зависящим от воли служащего, относят:
- Призыв гражданского служащего на военную службу, направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
- Восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность по решению суда.
- Избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.
- Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой.
- В иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.
К случаям, ведущим к прекращению контракта, относят:
- осуждение к наказанию по приговору суда;
- признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
- признание недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда;
- достижение служащим предельного возраста – 65 лет.
При незаконном расторжении контракта по инициативе нанимателя, решение может быть обжаловано в суде. После признания действий неправомерными, наниматель обязан восстановить служащего на прежней должности.
Испытательный срок
Испытательный срок в срочном контракте на госслужбе
Когда подписывается распоряжение и заключается срочный контракт с государственным служащим, наниматель вправе предусмотреть испытательный срок для такого работника. Период такого испытания может длиться от трех месяцев, но не должен превышать больше одного года. Отсутствие такой нормы в распорядительном документе о зачислении на работу и в срочном контракте означает, что сотрудник принят на службу без испытания.
Как произвести выплаты при расторжении контракта
Финансовая служба госоргана на основании приказа оформляет записку-расчет и начисляет госслужащему денежные выплаты.
Срок выплат
Рассчитаться с госслужащим нужно в последний день службы. Исключения составляют случаи, когда госслужащий фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность). Например, при увольнении служащего в период отпуска по уходу за ребенком (ч. 4 ст. 256 ТК РФ) днем увольнения будет дата, указанная госслужащим в заявлении об увольнении. При этом должен быть соблюден срок предупреждения об увольнении.
Если госслужащий берет перед увольнением отпуск, выдать расчет нужно в последний служебный день перед уходом в отпуск.
На это указано в ч. 3, 4 ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ, ч. 1 и 5 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе.
Какие выплаты положены служащему
При увольнении госслужащему полагается:
- денежное содержание за отработанный период (ч. 1 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе);
- выплаты (компенсации, возмещение расходов) в рамках основных и дополнительных госгарантий (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе);
- выплаты, которые установлены федеральными законами или законами субъектов РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ или субъектов РФ (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе). Например, госслужащим г. Москвы предусмотрено возмещение стоимости проезда к месту отдыха и обратно, а также компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку (п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3);
- компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания без выплаты выходного пособия, которая выплачивается в определенных случаях;
- денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе);
- пособие по временной нетрудоспособности, если госслужащий уволен в период временной нетрудоспособности либо он заболел в течение 30 календарных дней со дня увольнения (ч. 2 ст. 5 Закона N 255-ФЗ).
Какие выплаты положены при сокращении госслужащего
При сокращении должностей служащему положены выплаты, указанные выше, а также дополнительные компенсации:
- при увольнении служащего с его письменного согласия ранее срока, указанного в уведомлении об увольнении. Размер компенсации в этом случае равен содержанию госслужащего, которое исчислено пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе);
- при увольнении из госорганов, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Такая компенсация может быть выплачена только при определенных условиях (ч. 3.2 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе).
Базовые условия контракта
Базовые условия контракта на госслужбе
Контракт – это двухсторонний документ между нанимателем и служащим, который фактически устанавливает для сторон «правила» игры на весь период действия такого документа. Кроме традиционных разделов, регулирующих права и обязательства, сюда также в обязательном порядке включаются такие позиции:
- четкое наименование организации, а также должности, что занимает гражданин на государственной службе;
- дата, когда сотрудник начинает выполнять свои должностные функции;
- должностной регламент, полномочия и обязательства служащего, на которого возложены эти обязанности;
- все виды, а также конкретные условия страхования, полагающиеся гражданскому служащему по этой должности;
- полномочия и мера ответственности нанимателя относительно служащего;
- что полагается работнику во время выполнения служебных обязанностей, все доступные компенсации, льготы за работу в сложных, тяжелых, опасных, вредных условиях;
- общий режим работы учреждения, а также конкретный режим для служащего (если он отличается от того, какой установлен в этой организации);
- условия социального страхования по конкретной должности;
- подпадает ли эта должность под перечень должностей, где предусматривается ротация.
Дополнительно в служебных контрактах могут предусматриваться и другие ключевые позиции. Здесь все зависит от условий прохождения службы, сложности и ответственности за выполняемую работу. В частности, к таким дополнительным условиям относят:
- необходимость введения испытательного срока;
- обязательство не разглашать коммерческую, служебную или государственную тайну (если по своей должности работник будет сталкиваться с такими сведениями);
- обязательство гражданина отработать определённый срок после окончания учебного заведения, где он проходит учебу за бюджетные деньги по целевой программе;
- личные показатели конкретных достижений в процессе работы, когда служащему будет насчитываться дополнительная поощрительная оплата труда;
- другие условия, благодаря которым позиция служащего в процессе выполнения трудовых функций может улучшаться.
Помните, в дальнейшем любой спор между администрацией и работником будет рассматриваться исключительно исходя из условий заключённого им контракта.
Поэтому здесь необходимо учитывать все ключевые условия, которые в дальнейшем могут стать основанием для полноценного выполнения работником возложенных на него функциональных обязанностей.
Какие документы нужны для расторжения контракта
Документы, необходимые для расторжения контракта, зависят от основания увольнения. Например, при расторжении служебного контракта:
- по соглашению сторон — подготовьте дополнительное соглашение (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе, п. 22 Примерной формы служебного контракта, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159);
- по инициативе госслужащего — получите от него заявление за две недели до дня увольнения. Исключения составляют отдельные случаи, например выход госслужащего на пенсию (ч. 1 и 2 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе);
- по инициативе представителя нанимателя, например при сокращении должностей, — подготовьте и вручите уведомление об увольнении и получите от госслужащего письменный отказ от предложенных вакантных должностей в этом же и в других госорганах (при наличии таких вакансий) (ч. 2, 5 и 6 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе).