Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ и в управляющих компаниях
Управляющая компания работает, регулируя различного рода вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, текущим и капитальным ремонтом. В основном многоквартирные дома находятся под ведением именно таких организаций. Специфические требования, нюансы для налогового, бухгалтерского учета в ЖКХ, ряд таких особенностей включает структуру расходов, особенности расчетов с потребителями и поставщиками коммунальных услуг, сферу деятельности компании, ведущей контроль за объектами учета.
Особенности организации учета на предприятиях ЖКХ (в управляющих компаниях)
Деятельность предприятий сферы ЖКХ чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жильцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.
Учетная политика организаций ЖКХ формируется ими самостоятельно после проведения серьезной аналитической работы. Учетная политика должна быть сформирована с учетом особенностей работы в сфере ЖКХ, договорных обязательств, грамотной организации налогового учета на предприятии.
Организации ЖКХ, являющиеся коммерческими организациями, ведут бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь общими принципами и правилами бухгалтерского учета, а также отраслевыми рекомендациями.
Так, при ведении бухгалтерского учета в ЖКХ проводка, к примеру, по начислению выручки от реализации услуг ЖКХ отражается в общем порядке бухгалтерскими записями (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): Дебет 62 — Кредит 90.
Бухгалтерия в ЖКХ для начинающих: от А до Я
Работа бухгалтером имеет ряд нюансов, и человеку необходимо пройти обучение, чтобы стать специалистом в этой сфере. При работе в УК важно понимать базовые вещи, с которыми работнику придется постоянно иметь дело.
Учетная политика
Учетная политика несет в себе учет зарплаты, расходов компании, доходов, налогов, а также содержит сведения о расчетах с организациями, осуществляющими поставку ресурсов. Разрабатывается политика согласно налоговому кодексу и положению о бухгалтерском учете. Нюансы, которые не регламентированы законодательством, разрабатываются самостоятельно управляющими компаниями. Обязательным условием при разработке учетной политики является указание в ней системы налогообложения.
Учет доходов
Управляющая компания в ЖКХ, как и другие коммерческие организации, имеет определенные доходы, по которым необходимо вести бухгалтерский учет. К ним относятся:
- средства, поступающие на счет компании от потребителей ЖКУ;
- оплата от предприятий или организаций, получивших услуги;
- государственные субсидии гражданам, нуждающимся в поддержке;
- дотации;
- возврат средств согласно предоставленным льготам.
Учет расходов
Кроме средств, поступающих на счета, у компании есть также и расходы. К ним относятся:
- средства, потраченные на заработную плату работникам;
- затраты на содержание территории и многоквартирного дома;
- расходы на канцелярию.
Отчет перед налоговой
Управляющие организации могут самостоятельно выбирать метод уплаты налогов. Делать это можно как в обычном порядке, так и по упрощенной системе. Компании оплачивают два налога: на добавленную стоимость и на прибыль.
Внимание! Сдавать отчет по упрощенной системе могут только небольшие организации со штатом сотрудников не более 100 человек.
Для проведения учета бухгалтерии ЖКХ законодательством не предусмотрены особые правила. УК имеют право самостоятельно решать, как будет проводиться учет. Права и обязанности сотрудника прописываются в должностной инструкции, которая в разных организациях может незначительно отличаться.
В этом видео, профессор кафедры экономики и предпринимательства Фельдман И.А. подробно расскажет о том, как производится бухучет коммунальных платежей:
Учет оплаты за коммунальные услуги собственниками
Собственники помещений могут вносить оплату за ЖКУ тремя основными способами:
— по договору, который организация ЖКХ заключает с ресурсоснабжающими предприятиями. Платежи в данном случае начисляются собственной бухгалтерией предприятия ЖКХ. Организация при реализации этого способа использует свои расчетные счета для приема коммунальных платежей, после чего осуществляются взаиморасчеты с ресурсоснабжающими предприятиями. Этот вариант оплаты на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью;
— по договору, который предприятие заключило с ресурсоснабжающей организацией и единым расчетно – кассовым центром (далее — ЕРКЦ). В этом случае именно ЕРКЦ занимается ежемесячным начислением необходимых сумм к оплате, а также рассылкой квитанций собственникам помещений. Тут возможны две ситуации: платежи жильцов отправляются на расчетный счет банковской организации, который указывается в соглашении с расчетным центром. Банк после этого направляет полученные средства на расчетный счет предприятия ЖКХ, чтобы оно погасило задолженность перед организациями поставляющими ресурсы; владельцы квартир оплачивают потребленные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям, что допускается в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
— по прямым договорам, которые собственники помещений заключают с поставщиками услуг. В такой ситуации платежи за коммунальные услуги собственники производят муниципальным унитарным предприятиям и прочим поставщикам самостоятельно, и эта оплата коммунальных услуг никак не отображается в бухгалтерском учете предприятия ЖКХ. Для предприятия ЖКХ такой способ является наиболее удобным, потому что ему не требуется заниматься обработкой регулярно поступающих средств. Однако он пока не получил большого распространения. Это отчасти объясняется тем, что товарищества собственников жилья (как и управляющие компании) не имеют права отказаться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Также эта норма прописана в части 12 статьи 161 ЖК РФ.
Источники средств товарищества собственников жилья
Для начала определимся с характером поступлений ТСЖ. Средства ТСЖ состоят из (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):
- обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
- доходов от хозяйственной деятельности товарищества;
- субсидий (на обеспечение эксплуатации общего имущества, ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и др.);
- прочих поступлений.
Средства обязательных платежей и (или) взносов ТСЖ направляет на оплату расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на оплату коммунальных услуг (п. 5 ст. 155 ЖК РФ). Доходов они не образуют.
На заметку
ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД, а также трудовые договоры со специалистами, ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов (постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57).
Перечень видов хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься ТСЖ, носит закрытый характер. Это:
- обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в МКД;
- строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в МКД;
- сдача в аренду, внаем части общего имущества в МКД.
Доходы от такой деятельности используются для оплаты общих расходов или направляются в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ).
Важный нюанс: ТСЖ осуществляет управление домом в целом и для этого собирает денежные средства со всех собственников помещений. Между тем не все они являются членами ТСЖ (ст. 143 ЖК РФ). Такие лица вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Эти средства относятся к прочим поступлениям.
Как видно, в ТСЖ поступают средства различного характера. Классификация поступлений определяет учетную политику.
Налогообложение управляющих компаний
Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (далее — ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (далее — УСН) при выполнении необходимых условий. И в том, и в другом случае налогооблагаемой базой в целях исчисления соответствующих налогов, является разница между доходами и расходами.
При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.
Предприятия сферы ЖХК, используя систему налогообложения в виде УСН не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный налог в связи с использованием упрощенной системы налогообложения. Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения и составляет 6% или 15%.
Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн. руб., а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.
Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХ
Отражение в бухгалтерском учете организации-арендодателя коммунальных платежей, оплачиваемых отдельно от арендной платы.
Дебет
Кредит
Содержание операции
Бухгалтерские проводки при отражении коммунальных услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями
Списана стоимость потребленных коммунальных услуг без НДС на издержки производства (расходы на продажу)
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Учтен (начислен) НДС по оказанным коммунальным услугам энерго– снабжающей организации
68 субсчет «Расчеты по НДС»
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Принят к вычету из бюджета НДС в полной сумме по оказанным коммунальным услугам энергоснабжающей организации
Бухгалтерские проводки при оплате коммунальных услуг
Оплачена энергоснабжающей организации стоимость потребленных коммунальных услуг
Бухгалтерские проводки при отражении доли арендатора в коммунальных расходах арендодателя
Отражены коммунальные расходы арендатора, подлежащие компенсации арендодателю
Отражение в бухгалтерском учете организации-арендодателя расчетов по коммунальным платежам, в случае, если организацией-арендодателем за отчетный период оплачены поставщику коммунальные услуги, потребителем которых является организация-арендатор, арендодатель предоставляет услуги арендатору за дополнительное вознаграждение и согласно договору аренды коммунальные платежи не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно.
Дебет
Кредит
Содержание операции
Бухгалтерские проводки при оплате коммунальных расходов отчетного периода
Отражена оплата коммунальных услуг отчетного периода
Бухгалтерские проводки при начислении задолженности арендатора по оплате коммунальных расходов отчетного периода
Отражены коммунальные расходы арендатора за отчетный период
Начислено вознаграждение арендодателя за предоставление услуг арендатору. Вознаграждение арендодателя по предоставлению услуг установлено в процентах от стоимости коммунальных услуг
68 субсчет «Расчеты по НДС»
Отражен НДС с суммы вознаграждения
Бухгалтерские проводки при погашении задолженности арендатором
Отражена оплата коммунальных расходов за отчетный период с учетом вознаграждения арендодателя за предоставление услуг арендатору
Отражение в бухгалтерском учете организации-арендатора расходов на оплату коммунальных услуг.
Дебет
Кредит
Содержание операции
Бухгалтерские проводки при начислении задолженности по компенсации коммунальных расходов
Начислены коммунальные платежи без НДС
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Учтен (начислен) НДС с коммунальных платежей
68 субсчет «Расчеты по НДС»
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Принят к вычету из бюджета НДС с коммунальных платежей
Бухгалтерские проводки при погашении задолженности по коммунальным платежам
Оплачена организацией-арендатором задолженность перед арендодателем по текущим коммунальным платежам
Материал из AutoPark
Перейти к: навигация, поиск
- Ваша организация — арендодатель, при этом ваша организация не производит тепло, электричество и т.п. Иначе говоря, ваша организация не оказывает так называемые коммунальные услуги.
- Договоры аренды устроены так, что стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг не включается в стоимость аренды, а подлежит возмещению арендатором.
Типичная консультация заключается в следующем:
- Арендодатель не должен включать в свои расходы стоимость потребленных арендаторами коммунальных услуг.
- Арендодатель не должен принимать к вычету весь входной НДС, а только его часть — ту, которая связана со стоимостью услуг, потребленных собственно покупателем (арендодателем). Оставшуюся часть входного НДС, покупатель (арендодатель) должен включить в стоимость услуг и предъявить ее к возмещению арендаторами.
- Во входящих документах вашей организации по сделке покупки услуг необходимо выделять отдельной строкой (строками) ту часть услуг, которая использована арендаторами. Потому что разный способ «Распределения НДС». И с этим ничего поделать нельзя.
- Разного рода консультанты рекомендуют, а некоторые и настаивают, чтобы при отражении покупки коммунальных услуг, часть стоимости, возмещаемая арендаторами, проводилась «прямой проводкой» вида д76 (арендатор) к60 (поставщик услуг). В то время, как часть стоимости услуг, которые потреблены собственно покупателем, следует проводить, например, так — д26 к60. Решить эту проблему можно двумя способами:
- Принять во внимание, что всю входящую стоимость услуг можно провести на транзитную
СДР и, далее, выполнить перераспределение оборотов по транзитной СДР на несколько других СДР. - Полагать, что консультанты правы, потому что они консультанты. В этом случае следует оформить дополнительные ручные проводки непосредственно во ВхА.
Объекты
ОМУ Номенклатура может быть как расширенной (электроэнергия, тепло, вода и т.п.), так и обобщенной (коммунальные услуги) — это по вкусу. Далее употребляется термин «Коммунальные Коммунальные Коммунальные Чужие расходы» в категории «Доходы/расходы ‘чужие’». Обратите внимание, эти ОМУ не облагаются НДС — следует оформить свойство ОМУ «Специальное отношение к НДС». Статьи доходов и расходов Минимальная номенклатура: «Коммунальные Коммунальные Коммунальные услуги к распределению» Транзитная СДР для использования во входящих документах покупки. Рекомендуем вести учет на счете 76 (если выбран вариант 2 решения проблемы 2, то СДР не нужна) ДоговорыПокупки Ваша покупка услуг у поставщика. Возмещения (или аренды) С каждым арендатором. В зависимости от договора аренды, операция возмещения стоимости коммунальных услуг может проводиться как по собственно договору аренды, так и по отдельному договору. Виды операций Стандартные ВО покупки и продажи.
Учет расчетов с поставщиками и потребителями в управляющей компании (ЖКХ)
Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей предприятие ЖКХ заключает договора о возмездном характере оказанных услуг (договор поставки, договор оказания услуг по содержанию жилищного фонда и др.). Средства, поступившие от собственников имущества, относят к доходам предприятия, а стоимость услуг и материалов по счетам поставщиков – к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.
Бухгалтерские проводки, используемые предприятиями ЖКХ, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с собственниками многоквартирного дома.
Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 20 Кредит 60 – приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;
Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
Дебет 68 Кредит 19 – принят к вычету НДС;
Дебет 60 Кредит 51 – на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;
Дебет 62 Кредит 90-1 – собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;
Дебет 90-2 Кредит 20 – отражена себестоимость оказанных услуг;
Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС;
Дебет 51 Кредит 62 – на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;
Дебет 60 Кредит 62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов .
Предприятия ЖКХ обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.
В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму предприятия получают из бюджетов. Так, например, в нашей стране, практически во всех регионах, действуют льготы на теплоэнергию и отопление, кроме того на льготных условиях государство софинансирует потребление холодной и горячей воды.
При получении предприятием ЖКХ из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, для их учета используется счет 86 «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:
Дебет 51 Кредит 86 — получены целевые денежные средства из бюджета.
Дебет 20 Кредит 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
Дебет 86 Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.
Предприятия ЖКХ часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (далее — ЕРКЦ). ЕРКЦ — это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.
Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76 открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных .
Учет целевых поступлений
Получение из бюджета средств на определенные цели отражают на сч. 86 «Целевое финансирование». Бухгалтерские записи таковы:
Д/т | К/т | Операции |
50,51 | 86 | Поступления из бюджета |
20 | 10,60 | Списание сырья/услуг при исполнении целевых работ |
86 | 20 | Расходы отражаются в структуре целевых средств |
Поскольку обязанность формировать фонд капремонта (по сути являющийся целевым) сегодня возложена на жильцов МКД, то УК должна учитывать ежемесячно поступающие средства, как целевые. Согласно ст. 251 НК РФ взносы на капремонт не входят в налоговую базу по прибыли и учитываются обособленно. Обычно для этого используют субсчета к сч. 51 и 86. Аккумулирующиеся средства по капремонту не должны отвлекаться на другие цели. Если нецелевой расход произошел, то ИФНС посчитает сумму затрат выручкой, и она войдет в налогооблагаемую базу.
УК вправе переложить обязанность по сбору платежей, например, на ЕРКЦ, заключив с ним агентский договор. Принятую от плательщиков сумму ЕРКЦ распределяет между ресурсопоставляющими предприятиями и УК. Для учета взаимоотношений с ЕРКЦ применяют сч. 76-5 «Расчеты с ЕРКЦ». Отражение в бухучете следующее:
Д/т | К/т | Операции |
51 | 76-5 | Поступление средств от ЕРКЦ в УК |
76-5 | 62 | Платежи по ЖКУ от населения |
62 | 90-1 | Выручка |
Если поставщики ресурсов предъявляют УК счет предоставленным услугам, а ЕРКЦ уже оплачивает их, то неизбежно проведение взаимозачета между компаниями.
Бухгалтерия отражает операцию так:
Д/т | К/т | Операции |
20 | 60 | Поступили счета на ЖКУ |
60 | 76-5 | Взаимозачет на сумму проведенной оплаты ЕРКЦ поставщику ЖКУ |
76-5 | 62 | |
62 | 90-1 | Выручка |
90-2 | 20 | Списана себестоимость услуг |
Учет затрат в ЖКХ
Формирование затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
Исходя из существующей практики на предприятиях сферы ЖКХ затраты формируются уже много лет по одной и той же схеме. В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ, в состав себестоимости включают затраты на работы, за которые по договору предприятия ЖКХ несут ответственность. Таким образом, объектом калькулирования в сфере ЖКХ является конкретный вид работ, закрепленный договором. Исходя из этого, типовая смета расходов ЖКХ, включает в себя:
— основные расходы, предусмотренные действующим законодательством РФ;
— дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией жилого фонда;
— расходы, связанные с оказание коммунальных услуг и содержанием придомовой территории .
При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 20 Кредит 60 — получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.
Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС
Дебет 26 Кредит 60 — получены счета от ЕРКЦ за услуги по начислению и сбору денег от населения, а также прочие общехозяйственные расходы
Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС
Дебет 76-6 Кредит 90 — отражено начисление жилищно-коммунальных услуг населению по справке ЕРКЦ
Дебет 50, 51 Кредит 76-5 — получена оплата от населения
Дебет 76-5 Кредит 51 — ЕРКЦ перечислил платеж поставщикам жилищно-коммунальных услуг (за вычетом вознаграждения)
Дебет 90 Кредит 68 начислен НДС
Дебет 90 Кредит 20,26 — списаны расходы
Дебет 90 (99) Кредит 99 (90) — отражен финансовый результат.
За несвоевременную оплату услуг ЖКХ договорами с потребителями могут предусматриваться пени. Даже если потребитель не взаимодействует напрямую с предприятиями ЖКХ, а получает перевыставленные счета, к примеру, от арендодателя, возникающая ответственность за нарушение условий договоров по оказанию услуг ЖКХ подлежит компенсации. Данная ответственность в виде пени отражается в общем порядке как санкция за нарушение условий хозяйственного договора в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Соответственно, проводка на пени за услуги ЖКХ будет выглядеть следующим образом: Дебет 91 — Кредит 76
Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухгалтерского учета в ЖКХ. В обязанности штатного бухгалтера предприятия ЖКХ входят:
— учет материальных ценностей и их передачи подотчетным лицам;
— расчет и начисление заработной платы работникам организации;
— учет денежных средств, которые поступают на счет компании;
— организация учета расчетов с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные ресурсы (тепло, вода, электроэнергия);
— формирование и предоставление отчетов в фискальные и контролирующие органы;
— формирование отчетности по своим участкам бухгалтерского учета.
На этом список обязанностей не заканчивается, полный их перечень может быть различным и зависит от конкретно организации.
Бухгалтерские проводки при отражении расходов на оплату коммунальных услуг
Отражение в бухгалтерском учете организации-арендодателя коммунальных платежей, оплачиваемых отдельно от арендной платы.
Дебет
Кредит
Содержание операции
Бухгалтерские проводки при отражении коммунальных услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями
Списана стоимость потребленных коммунальных услуг без НДС на издержки производства (расходы на продажу)
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Учтен (начислен) НДС по оказанным коммунальным услугам энерго– снабжающей организации
68 субсчет «Расчеты по НДС»
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Принят к вычету из бюджета НДС в полной сумме по оказанным коммунальным услугам энергоснабжающей организации
Бухгалтерские проводки при оплате коммунальных услуг
Оплачена энергоснабжающей организации стоимость потребленных коммунальных услуг
Бухгалтерские проводки при отражении доли арендатора в коммунальных расходах арендодателя
Отражены коммунальные расходы арендатора, подлежащие компенсации арендодателю
Отражение в бухгалтерском учете организации-арендодателя расчетов по коммунальным платежам, в случае, если организацией-арендодателем за отчетный период оплачены поставщику коммунальные услуги, потребителем которых является организация-арендатор, арендодатель предоставляет услуги арендатору за дополнительное вознаграждение и согласно договору аренды коммунальные платежи не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно.
Дебет
Кредит
Содержание операции
Бухгалтерские проводки при оплате коммунальных расходов отчетного периода
Отражена оплата коммунальных услуг отчетного периода
Бухгалтерские проводки при начислении задолженности арендатора по оплате коммунальных расходов отчетного периода
Отражены коммунальные расходы арендатора за отчетный период
Начислено вознаграждение арендодателя за предоставление услуг арендатору. Вознаграждение арендодателя по предоставлению услуг установлено в процентах от стоимости коммунальных услуг
68 субсчет «Расчеты по НДС»
Отражен НДС с суммы вознаграждения
Бухгалтерские проводки при погашении задолженности арендатором
Отражена оплата коммунальных расходов за отчетный период с учетом вознаграждения арендодателя за предоставление услуг арендатору
Отражение в бухгалтерском учете организации-арендатора расходов на оплату коммунальных услуг.
Дебет
Кредит
Содержание операции
Бухгалтерские проводки при начислении задолженности по компенсации коммунальных расходов
Начислены коммунальные платежи без НДС
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Учтен (начислен) НДС с коммунальных платежей
68 субсчет «Расчеты по НДС»
19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»
Принят к вычету из бюджета НДС с коммунальных платежей
Программы для учета на предприятиях ЖКХ
Наиболее распространенной программой бухгалтерского учета, применяемой на предприятиях ЖКХ, является 1С: Бухгалтерия. Программа для предприятий ЖКХ является дополнением к типовому продукту 1С: Бухгалтерия 8. К базовым функциям (банк, касса, покупка, продажа, склад и так далее) в данном случае добавляется вкладка под названием «Учет в ЖКХ». В меню в связи с этим появляется специальный блок, в котором на разных вкладках присутствуют отдельные функции подсистемы учета в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Основным объектом бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ являются здания и сооружения. Справочник зданий устроен по принципу единого окна, из него можно получить доступ ко всей сопутствующей информации о подъездах, помещениях, действующих начислениях и установленных счетчиках.
Таким образом, специфика организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ обусловлена особенностью приобретения ресурсов у ресурсопостовляющей организацией, их перепродажей и взаимозачетом между конечными потребителями и поставщиками этих ресурсов.
Бухгалтерский учет для ТСЖ и ЖКХ.
Формирование проводок.
Сумма попадет в Книгу Доходов и Расходов для организаций на УСН и в Декларацию по налогу на прибыль для организаций на ОСН. НКО/ Начисление 51.1 76.7 Поступление средств от населения НКО/ Поступление 76.94 60.2 Начислена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оприходование – указываем счет 76.94 60.2 51 Погашена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оплата 20.1 (26) 60.2 (71) Текущие расходы ТСЖ на целевую деятельность (начисление и оплата расходов на услуги сторонних организаций, покупка канц.товаров и т.д.- в том числе при оплате подотчетными лицами) Учет покупок/ Оприходование 60.2 (71) 51 Оплата текущих расходов ТСЖ Учет покупок/ Оплата 26 51 Комиссия банка Банк/ Расходы/ Услуги банка (при включенной настройке Сведения об организации/ Некоммерческие организации) 20.1 (26) 70.1 (69) Начисление заработной платы сотрудникам
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Далеко не все жители домов могут полностью оплачивать коммунальные услуги. Для тех, кто не может осилить платежи самостоятельно, существуют субсидии.
Следует отметить, что, кроме субсидий, в нашей стране существует другая форма компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, ветераны войн и боевых действий, инвалиды и некоторые другие группы граждан имеют право на получение единой денежной компенсации на оплату расходов за жилищно-коммунальные услуги в размере 50 % от их величины.
Статья 159, Статья 160, Жилищного кодекса РФ
Рассмотрим именно субсидию, предоставляемую любому гражданиру, который тратит значительную часть своих доходов на платежи за ЖКУ.
Какие условия должны выполняться для того, чтобы возникло право на получение субсидии?
- Размер платы за жилищно-коммунальные услуги, исчисленный расчётным способом и указанный в нормативно-правовом акте субъекта РФ, превышает максимально допустимую долю в совокупном семейном доходе или в личном доходе отдельно проживающего гражданина. Максимально допустимая доля определяется также субъектом РФ.
- Размер жилой площади, приходящейся на гражданина, составляет не более определенного регионального стандарта. В случае если размер приходящейся на гражданина жилой площади больше регионального стандарта, субсидия может быть предоставлена на площадь регионального стандарта.
- У гражданина (или семьи) нет задолженности по оплате ЖКУ или же заключено соглашение о порядке погашения этой задолженности.
Все эти условия должны соблюдаться одновременно!
Кто имеет право на субсидию?
- Пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
- Наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде.
- Члены жилищного или жилищно-строительного кооператива.
- Собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Случается, что граждане надолго отсутствуют в своих квартирах. Это может быть и служба в армии, и (такова жизнь!) нахождение в местах лишения свободы. Более того, они могут быть признаны без вести пропавшими или же находиться на принудительном лечении по решению суда. Во всех этих случаях право на субсидию у членов их семей (которые живут в их квартире) сохраняется.
Какие документы нужно представить для получения субсидии?
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, договор социального найма — словом, любой документ, который подтверждает, что вы имеете право жить в этой квартире.
- Квитанции об оплате ЖКУ за последний месяц, из которых ясно: у вас нет задолженности по платежам.
- Копии документов, которые подтверждают ваше право (или право членов вашей семьи) на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате ЖКУ. Если копия не заверена у нотариуса, вам потребуется предъявить и оригинал.
- Если вы — гражданин иностранного государства, с которым у России заключен международный договор, предоставьте документы, подтверждающие ваше гражданство (нотариально заверенные копии или копию плюс оригинал).
- Копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи — если имеются разногласия между заявителем и проживающими вместе с ним лицами о том, принадлежат ли они к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает их в качестве членов семьи заявителя.
Если гражданин, имеющий право на субсидию, выбыл с постоянного места жительства, а за субсидией обращаются члены его семьи, им потребуется дополнительно представить документы, которые объяснят причину, по которой гражданин уехал из квартиры. Кроме того, документы должны подтвердить: до своего отъезда (или переезда) человек постоянно жил в этой квартире с этими членами семьи.
Субсидию предоставляют на 6 месяцев (после этого свое право на её получение снова надо подтверждать). На одно жилое помещение может предоставляться только одна субсидия. Информацию о том, будет вам предоставлена субсидия или нет, уполномоченный орган должен дать в течение 10 рабочих дней после получения всех документов.
Размер субсидии исчисляют раз в месяц, он зависит от того, насколько траты семьи на ЖКУ превышают максимально допустимый процент от дохода, укладывается ли семья в определенный регионом метраж и т. д. Обязательно узнайте, какие существуют региональные стандарты в вашей области, республике, крае.
Как определить совокупный доход семьи?
Для этого нужно вывести среднее арифметическое из семейных доходов за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления на субсидию. Например, если вы планируете подать заявление в ноябре, вам нужны справки о доходах за май-октябрь.
Независимо от того, вместе или раздельно вы живете, ваш доход считается общим с:
- а) супругом или супругой; б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Получение права на субсидию вовсе не гарантирует, что в течение полугода вам её будут предоставлять. Существует ряд условий, при которых выплату субсидий могут приостановить, либо вовсе прекратить если вы:
- не платите за ЖКУ 2 месяца.
- не сообщили о смене места проживания.
- не сообщили об изменении состава семьи.
- не сообщили об изменении своих доходов.
- не сообщили о смене гражданства.
В каких случаях выплату субсидий приостанавливают?
- Вы не платите за ЖКУ в течение двух месяцев.
- Вы не выполняете условия соглашения по погашению задолженности за ЖКУ.
- Вы вовремя не извещаете уполномоченный орган о том, что у вас поменялось место жительства, состав семьи, гражданство (ваше или членов вашей семьи), основания проживания, доходы (если изменения доходов влекут за собой утрату права на получение субсидии). Если причины такого «поведения» у вас вполне уважительные (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), вам продолжат начислять субсидию, причем её дадут и за тот месяц, на который выплаты приостанавливались.
В каких случаях выплату субсидии прекращают?
- Изменяется место постоянного жительства получателя субсидии.
- Изменяются основание проживания, состав семьи, гражданство, размер доходов.
- Выясняется, что получатель субсидии (или члены его семьи) предоставили заведомо ложную информацию о метраже квартиры или своих доходах, составе семьи.
- В течение месяца после приостановки выплаты субсидии гражданин не предоставляет документы, подтверждающие, что у него есть уважительные причины.
- Гражданин (или семья) не погашает задолженность за ЖКУ.
В любом случае, если вы уверены в своей правоте, а уполномоченный орган не предоставляет вам субсидию, вы имеете полное право подать на него в суд.
8
Акт фактического проживания и другие меры против недобросовестных жильцов
Институт прописки, который всегда так ругали россияне, до сих пор остается необходимым, если речь идет о коммунальных платежах. Сегодня далеко не во всех домах стоят счётчики на воду, газ, электричество. При этом нередки случаи, когда люди проживают в квартире без регистрации.
В квартире может быть зарегистрирован один человек, а проживать — четверо. Понятно, что они потратят за месяц больше горячей и холодной воды, газа, электричества, чем израсходовал бы один человек. Но если в квартире не стоят счётчики, платить за коммунальные услуги люди будут по нормативу, который рассчитывается исходя из количества зарегистрированных — то есть на одного человека.
Чтобы такого избежать, исполнители могут составить акт фактического проживания потребителей коммунальных услуг.
После этого исполнители коммунальных услуг продолжают начислять жителям плату по нормативу, но с учётом временных жильцов квартиры.
Если потребитель не передает показания в течение нескольких месяцев, ему продолжают начислять показания по среднемесячным расчётам
Жить «по нормативу» с каждым годом будет всё блее невыгодно. Чтобы россияне как можно скорее устанавливали в своих домах счётчики, правительство страны постановило: каждое полугодие норматив увеличивается на повышающий коэффициент.
Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ: а есть ли реализация?
Бухгалтеры ТСЖ сталкиваются в своей работе со специфической проблемой. С одной стороны, финансисты и налоговики настаивают на том, что деятельность ТСЖ подразумевает оказание (реализацию) услуг его членам и иным лицам. С другой стороны, эксперты и судьи, анализируя нормы гражданского и жилищного законодательств, указывают, что никакого оказания (реализации) услуг тут нет.
Вопрос этот весьма принципиален, поскольку влияет на порядок отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете.
«Философский» вопрос о форме и содержании
Одним из обязательных требований к системе бухгалтерского учета, соблюдение которых должно быть обеспечено при формировании учетной политики в любой организации, является приоритет содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[1]).