Для кого обязательна постановка на учет ККМ (контрольно-кассовой машины) в налоговом органе?
НК РФ в ст. 11 называет обособленным подразделение, расположенное на территории, отличной от места нахождения головной организации, с самостоятельными рабочими местами, оборудованными не менее чем на месяц. Открытие обособленного подразделения предусматривает обязательную постановку его на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения. Для этого заполняется сообщение по форме СО-09-3-1.
Кассовый аппарат в таком подразделении необходимо регистрировать далеко не всегда. Так, согласно п. 2. ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, возможно проведение денежных расчетов и использование пластиковых карт без использования ККМ при условии выдачи покупателю документа для подтверждения расчета:
- плательщиками единого вмененного налога на доходы (ЕВНД), которые не занимаются розничной торговлей и не оказывают услуг общественного питания;
- организации и ИП на ОСНО или УСН, оказывающие услуги (кроме услуг общепита);
- при продаже билетов в общественном транспорте .
Однако такая возможность существует только до 01.07.2019. Далее этой категории налогоплательщиков придется озаботиться приобретением и регистрацией ККМ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Также освобождены от обязанности использовать ККТ организации и предприниматели, оказывающие отдельные виды услуг и занимающиеся установленными видами деятельности, например:
- продажей ценных бумаг;
- торговле мороженым в киосках;
- ремонтом обуви и др.
При этом занятие такой деятельностью — не безусловное основание для отказа от контрольной техники. Принимаются во внимание также особенности местонахождения.
Перемещение имущества: бухгалтерский учет
При перемещении ТМЦ, основных средств и денег между головным и остальными подразделениями способ ведения бухгалтерского учета зависит от того, есть ли у ОП выделенный баланс.
Важно! Все подразделения ведут бухгалтерский учет согласно учетной политике «головы».
Отдельного баланса нет
В этом случае при перемещении, например, оборудования (ОС) следует провести внутреннюю переброску в аналитике.
Пример №3: передает подразделению «А-1» токарный станок, первоначальной стоимостью 150000 и начисленной на момент перемещения амортизацией в сумме 54000:
- Д 01 «А-1» К 01 «А» — 150000, проведено перемещение.
- Д 02 «А» Д 02 «А-1» – 54000, перенесена амортизация по переданному станку.
Аналогично следует поступить с другими ТМЦ. Денежными средствами, когда подразделение не имеет отдельного баланса, оперирует центральная бухгалтерия, расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся через нее. В этом случае выполняются обычные проводки.
Пример №4: Организация «Б» передает подразделению «Б-2» материалы, предназначенные для ремонта помещения, в котором расположено ОП, стоимостью 20000 рублей. Для их перевозки «Б» нанимает транспортную компанию (ТК), ее услуги обходятся в 3000 рублей:
- Д 10.8 материалы на складе в «Б-2» К 10.8 материалы на складе «Б» – 20000, переданы материалы в ОП «Б-2».
- Д 23 (23, 25, 20, 44) К 76 – 3000, отражены затраты на перевозку материалов для ремонта.
- Д 76 К 51 – 3000, оплачены услуги ТК.
Отдельный баланс есть
В этом случае используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» для перемещения имущества и денежных средств.
При передаче основных средств в учете головного офиса необходимо провести следующие проводки (используем данные из примера № 3):
- Д 79-1 «А-1» К 01 «А» — 150000, отражена передача оборудования.
- Д 02 «А» Д 79-1 «А-1» – 54000, передана амортизация по станку.
Проводки при передаче ТМЦ и оплате расходов на их доставку (используем данные примера № 4): Д 79-1 «Б-2» К 10-8 – 20000, переданы материалы для ремонта. Далее проводки зависят от наличия у подразделения расчетного счета.
Счета нет (услуги заказаны и оплачены центральной бухгалтерией):
- Д 23 (…) К 76 – 3000, расходы на перевозку.
- Д 76 К 51 – 3000, оплата транспортной компании.
Счета нет (заказ услуг сделан ОП, а оплата головной организацией):
- Д 79-2 К 76 – подразделение передало задолженность перед ТК «голове». В учете самой обособки проводки будут такими: Д 23 (…) К 76 – 3000, затраты по транспортировке, Д 76 К 79-2 – передан долг ТК в головной офис.
- Д 76 К 51 – оплачены услуги ТК
Счета нет (ОП самостоятельно заказало и оплатило услуги):
- У подразделения «Б-2»: Д 23 (…) К 76 – 3000, отражены расходы на перевозку, Д 76 К 51 – перечислена оплата ТК.
- ОП может предварительно получить средства на расходы, тогда в проводках «Б-2» будет проводка Д 51 К 79-2 – поступили денежные средства от центральной бухгалтерии на расчеты. При этом в БУ «головы» отразится проводка Д 79-2 К 51.
В большинстве случае проводки выглядят зеркально, как вы, вероятно, заметили. Понесенные затраты передаются в центральный офис проводкой Д 79-2 К 20, 25, 23, 44. Обратная проводка, соответственно, у головной бухгалтерии.
Подробно о налогообложении в обособленном подразделении можно прочитать здесь.
Как осуществляется постановка ККМ на учет?
В соответствии со ст. 4.2 закона № 54-ФЗ заявление о регистрации ККМ организации может подаваться в любой налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Однако попытка регистрации ККТ в налоговом подразделении по месту регистрации головного офиса не имеет смысла, т. к. в приеме заявления будет отказано. В соответствии с п. 21 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н, контрольно-кассовая техника обособленного подразделения регистрируется по месту его нахождения.
Пакет необходимых для этого документов включает:
- заявление о регистрации ККМ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/[email protected]
- паспорт ККМ;
- договор о техническом обслуживании ККМ с сервисным центром.
Все документы, кроме заявления, будут возвращены заявителю вместе с карточкой регистрации техники. Налоговому органу отводится 5 рабочих дней с момента принятия документов для внесения необходимых сведений в книгу регистрации контрольно-кассовой техники.
Обращаем ваше внимание на то, что невозможно зарегистрировать кассовый аппарат без предварительной подачи сообщения об открытии обособленного подразделения по форме СО-09-3-1. Дело в том, что теперь при регистрации инспектор не имеет возможности ввести адрес вручную, т. к. он выдается программой автоматически на основе внесенных сведений об адресах, зарегистрированных для предприятия.
Подпишитесь на рассылку
Читайте нас в Яндекс.Дзен Читайте нас в Telegram
Надо – не надо: не гадайте на ромашке
Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно. Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание.
Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:
- Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.
- Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.
- Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
- Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.
- Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их позиция – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
- Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.
Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест.
Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.
Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.
Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.
А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.
Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.
После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.
Можно ли уклониться от регистрации по адресу обособленного подразделения?
Некоторые предприниматели осуществляют торговлю с использованием одного аппарата в нескольких местах или просто не хотят впоследствии его перерегистрировать и ищут способы обойти указание адреса при регистрации. Рассмотрим некоторые из таких «способов».
Регистрация ККМ под выездную торговлю
Бытует мнение, что это возможно, если в строку адреса в заявлении ввести фразу «выездная торговля». Однако это не соответствует действительности. Популярность такого мнения обусловлена неверной трактовкой письма УМНС по Москве «О применении ККМ…» от 17.04.2002 № 29-12/17513, которое разъясняет порядок использования ККМ исключительно при выездной торговле (то есть письмо попросту неприменимо для других видов продаж).
Существует довольно узкое определение самого понятия выездной торговли, которое можно найти в ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст. Согласно данному документу, под развозной торговлей понимается мелкорозничная торговля вне стационарной торговой сети при условии использования оборудованного транспорта и специального мобильного оборудования, подлежащего использованию исключительно в транспортном средстве.
Это существенно сужает круг возможностей, при котором такая регистрация будет оправдана и законна. В частности, если предприниматель использует такой аппарат в офисе, имеет место нарушение закона. Ведь способ приемлем лишь в том случае, если торговля осуществляется непосредственно с использованием автотранспорта.
Однако нужно признать, что закон действительно не ограничивает количества чеков, которые могут быть выданы в одном месте, и такое решение вполне может подойти тем, кто осуществляет торговлю на постоянной основе с использованием транспорта (даже если во время осуществления продаж он не передвигается). При этом сама ККМ должна иметь возможность работы от аккумулятора, то есть быть мобильной.
Регистрация ККМ как резервной
Второй вариант — регистрация ККМ как резервной. Действительно, в соответствии с разъяснениями, данными в письме УФНС по Москве от 11.02.2005 № 22-12/9705, возможна регистрация запасного ККМ с пометкой «резерв» в строке адреса. При этом не указывается, что обязательно нужно регистрировать основную ККМ, прежде чем ставить на учет резервную.
Однако есть один нюанс: в соответствии с п. 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 29.06.2012 № 94н, ККМ подлежит применению на территории обслуживания зарегистрировавшего ее налогового подразделения. Это значит, что если ККМ будет использована вне этой территории, то организация рискует подвергнуться наказанию в виде штрафа по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Таким образом, считать это способом избежания регистрации по адресу подразделения не стоит.
Порядок регистрации ККТ
Разделы:
- История вопроса
- Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
- Современные требования
- Требования к фискальным документам
- Порядок регистрации
- Порядок использования ККТ
- Порядок перерегистрации и снятия с учета ККТ
- Кто освобожден от применения ККТ
Andrey_Popov / .com
Регистрация или перерегистрация ККТ в налоговых органах производится бесплатно, в соответствии с порядком, закрепленным в ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ. Кроме того в части, не противоречащей положениям Закона № 54-ФЗ применяются Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (прекратит свое действие с 1 июля 2020 года), Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – Административный регламент) и Приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/[email protected] «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».
Для начала работы по новым правилам налогоплательщикам необходимо приобрести кассовый аппарат, соответствующий требованиям, предъявляемым к онлайн-кассам, либо модернизировать имеющийся. Приобрести новую ККТ необходимо только тем пользователям, которые используют оборудование, несовместимое с новым программным обеспечением и на которое невозможно установить фискальный накопитель (ФН). Информацию о возможности модернизации ККТ можно получить непосредственно у ее производителя, или у уполномоченного центра технического обслуживания ККТ (ЦТО).
Если ККТ можно модернизировать, то сначала ее необходимо снять с регистрационного учета в налоговой инспекции.
Прежде чем обращаться в налоговую инспекцию для постановки кассового аппарата на регистрационный учет, пользователь контрольно-кассовой техники должен сперва решить некоторые технические задачи. Для того чтобы начать работу с онлайн-кассой, налогоплательщикам необходимо заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных (ОФД) и обеспечить подключение кассового терминала к Интернету. Отметим, ОФД не вправе отказаться от заключения такого договора с пользователем (п. 6 ст. 4.6 Закона № 54-ФЗ). Новый порядок применения ККТ не требует при регистрации кассового аппарата обязательного представления договора о технической поддержке подлежащей регистрации контрольно-кассовой техники с центром технического обслуживания.
Нужна электронная подпись? Удостоверяющий центр ГАРАНТ поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.
После заключения договоров с интернет-провайдером и ОФД можно приступать непосредственно к регистрационным процедурам.
Ранее порядок регистрации ККТ требовал физического присутствия предпринимателя в налоговой инспекции. Причем посещать налоговый орган приходилось не один раз. Так, при регистрации кассы необходимо было сначала представить ее для осмотра. Потом, после заполнения необходимых документов, нужно было снова идти в налоговую, чтобы получить карточку регистрации ККТ. Более того, через год нужно было опять принести кассовый аппарат в инспекцию в связи с заменой ЭКЛЗ. Сейчас все необходимые регистрационные действия можно осуществить через кабинет ККТ на сайте nalog.ru, без необходимости являться в налоговую инспекцию лично. Однако для этого пользователю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Доступ к кабинету ККТ можно получить через личные кабинеты организаций и ИП на сайте ФНС России (nalog.ru).
Между тем зарегистрировать или снять с учета ККТ можно в том числе и классическим способом – непосредственно в налоговой инспекции, причем в любой, а не только в «своей», как раньше (п. 1, п. 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Порядок регистрации кассовой техники закреплен в ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ.
Если пользователь решит зарегистрировать онлайн-кассу дистанционно, ему необходимо будет направить посредством кабинета ККТ в адрес налоговой инспекции электронное заявление о постановке ККТ на регистрационный учет.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, независимо от формы его представления в налоговый орган (электронной или бумажной) должны быть указаны следующие сведения:
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество ИП- пользователя;
- ИННа пользователя;
- адрес (при расчете в Интернете – адрес сайта пользователя) и место установки (применения) ККТ;
- наименование модели ККТ и ее заводской номер;
- наименование модели ФН и его заводской номер;
- номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов);
- сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме (в случае применения такого режима);
- сведения о применении регистрируемой ККТ только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для БСО);
- сведения о применении регистрируемой ККТ только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
- сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента или платежного агента, при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности) (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Одновременно, пользователь, не позднее одного рабочего дня после подачи заявления, должен посредством ККТ записать в ФН:
- полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ;
- полное наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество ИП-пользователя;
- сведения о ККТ, в том числе о ФН.
После получения электронного заявления специалисты ФНС России в течение одного рабочего дня проведут проверку указанных в заявлении серийных номеров фискального накопителя и ККТ на их наличие в реестрах и направят пользователю регистрационный номер ККТ, который будет неизменен в течение всей жизни кассового аппарата. Отметим, что ККТ, сведения о которой отсутствуют в реестре ККТ, а также ККТ, имеющая установленный и незарегистрированный в реестре фискальных накопителей ФН, постановке на учет не подлежат.
ФОРМЫ И БЛАНКИ Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники
Другие документы
Этот номер, а также иные определенные законом сведения пользователь при помощи непосредственно самого кассового аппарата или компьютерно-кассовой системы, в состав которой входит ККТ, должен записать в фискальный накопитель и сформировать отчет о регистрации, который будет направлен ККТ в налоговый орган. Отчет можно передать также и на бумаге. Все это владельцу онлайн-кассы надлежит проделать в срок не позднее одного рабочего дня с момента получения им регистрационного номера ККТ. А датой подачи отчета в электронной форме при этом считается дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных. В результате сведения о конкретном кассовом аппарате и его пользователе будут отражены в журнале учета ККТ ФНС России (п. 3, п. 13 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Сведения, представленные пользователем в заявлении о регистрации ККТ сотрудники налоговой инспекции внесут в журнал учета и карточку регистрации ККТ (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
В завершение регистрационных действий с ККТ налоговый орган направит в адрес пользователя электронную карточку регистрации ККТ. Этот документ формируется в виде подписанного электронной подписью документа и направляется налоговым органом в адрес пользователя в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации через кабинет ККТ или посредством ОФД (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Пользователь, получивший карточку регистрации ККТ в форме электронного документа, вправе получить в налоговом органе соответствующую карточку на бумажном носителе (абз. 2 п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Таким образом, уже сейчас все регистрационные действия можно произвести дистанционно – без посещения непосредственно налоговой инспекции.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»
- Приказ Минфина РФ от 29 июня 2012 г. № 94н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации»
- Приказ Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/[email protected] «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»
Каков штраф, если касса не зарегистрирована?
С 01.02.2017 в случае обнаружения нарушений, связанных с использованием незарегистрированной ККМ или несоблюдением порядка ее использования, применяются нормы ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Нормы этой статьи предусматривают ответственность в виде штрафа в размере:
- 1500–3000 руб. — для должностных лиц;
- 5000–10 000 руб. — для юридических лиц.
В качестве альтернативы штрафу норма дает возможность сотрудникам налоговых органов ограничиться предупреждением в отношении нарушителя. Однако применяется такая мера обычно только при первом обнаружении правонарушений и только в том случае, если это является единственным выявленным нарушением. Представляется, что эти меры должны стимулировать предпринимателей своевременно регистрировать ККМ.
***
Итак, регистрация ККМ обособленного подразделения проходит в территориальном органе по месту регистрации самого подразделения, при этом уклоняться от нее не стоит, т. к. за нарушение правил регистрации предусмотрена административная ответственность.
Общие положения о представительстве, являющемся структурным подразделением
Гражданское законодательство России устанавливает право каждой организации РФ иметь и создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ).
Ни одно структурное подразделение не может физически и юридически находиться по адресу основной организации. Адрес в любом случае должен отличаться от головной компании. У такой структуры должны быть рабочие места, срок действия которых превышает 30 дней (ст. 11 НК РФ). Структурным подразделением компании выступает филиал, представительство или же иное обособленное подразделение (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ