Главная / Налоги / Что такое НДС и когда его повышение до 20 процентов? / Освобождение и льготы
Назад
Опубликовано: 23.04.2018
Время на чтение: 10 мин
0
61
Для снижения налогового бремени государство предусмотрело разнообразные льготы, в том числе по выплате НДС.
- НДС и льготы
- Реализация товаров и услуг
- Организации и предприниматели
- Операции
- Что такое коды на льготы, и какие они бывают?
- Общие условия применения льгот
- Штрафные санкции
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Задать вопрос
Применение льгот по НДС
Применять существующие льготы по НДС представляется возможным любой компании или ИП при выполнении требований, которые условно делятся на 2 группы:
- общие условия, относящиеся ко всем организациям;
- дополнительные, в зависимости от рассматриваемой льготы:
- Если деятельность компании подлежит обязательному лицензированию, для получения льготы нужно, чтобы она была. Если лицензия не получена, НДС платится на общих условиях. Сотрудники ФНС пояснили, что возможность получать льготу по НДС утрачивается с даты прекращения действия лицензии. Но если организация заранее начала процесс ее продления (если нет – льготы точно не действуют), но не успела продлить по независящим от нее обстоятельствам, при этом продолжая социально значимую работу, льгота сохраняется.
- Когда организация совмещает несколько форм заработка, на одну из которых положена льгота, она ведет учет операций, связанных с НДС, для каждой из них по отдельности.
За льготниками сохранится обязанность:
- выставлять счет-фактуру,
- заполнять регистры покупок и продаж,
- фиксировать приходящие и исходящие счета-фактуры,
- подавать в ФНС декларацию по НДС.
Особые требования к счету-фактуре:
- величина налога не обозначается,
- пишется “Без налога (НДС)”.
Операции, для которых не нужна выдача счета-фактуры:
- реализация акций (кроме услуг брокеров и посредников);
- операции из списка ст. 149 НК РФ, совершаемые банковскими учреждениями, компаниями-страховщиками и муниципальными пенсионными фондами.
Если требования не соблюсти, предприятие будет вынуждено уплатить налог. Раздел 9 декларации по НДС должен содержать информацию обо всех льготируемых операциях, включая присвоенные им специальные коды.
https://youtu.be/76bf9y2TZkI
Кому Нужно Подтверждение Дпя Получения Льгот
Напомню, что Налоговый кодекс предусматривает четыре объекта обложения НДС:
- Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, передача имущественных прав.
- Передача на территории РФ товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.
- Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
- Ввоз товаров на территорию РФ.
Согласно Пленуму ВАС РФ в п. 14 Постановления от 30.05.2014 N 33, налоговыми льготами по НДС являются (не подлежит налогообложению и уведомлению об этом налогового органа) реализация:
- продуктов питания, произведённых столовыми общеобразовательных и медицинских организаций и реализуемых для них же, включая продукты питания, произведенные для них организациями общественного питания (п. 2 пп. 5 ст. 149 НК РФ);
- в т.ч. передача для собственных нужд, предметов религиозного назначения, религиозной литературы согласно перечню Правительства РФ религиозными организациями, включая проведение культовых действий (п. 3 пп. 1 ст. 149 НК РФ);
- товаров, работ и услуг, кроме посреднических, производимых и реализуемых:
Документы, подтверждающие право на применение освобождения от НДС, представляются плательщиками по требованию налогового органа по месту постановки на учет. Если такого требования нет, подавать их вместе с декларацией по НДС не обязательно (подп. 1.11 ст. 22 НК).
Налоговая инспекция вправе истребовать у организации при камеральной проверке документы для подтверждения применения данных льгот.
На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее — Документы).
Это важно знать: Платят ли физические лица НДС
Оформление документации связано не только с законодательным регулированием их правовой состоятельности. Здесь важно понимать, что есть множество видов данных бумаг.
Но данное правило не действует в отношении одиноких пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних детей-сирот, многодетных семей (проживающих в муниципальном жилье). Основная роль документа заключается именно в фиксации чего-либо на носителе. И в таком случае осуществляется возможность передачи фактов, сведений между людьми или даже поколениями. Именно поэтому документы используют в обиходе уже много лет и пока не придумали им достойной замены.
Нюансы применения основных льгот по НДС
Основные льготы по НДС:
- на проведение операций в качестве посредника;
- на продажу товара общественными предприятиями людей с ограниченными возможностями;
- на продажу медикаментов и лечебных услуг;
- на оказание услуг в учебной сфере;
- на оформление займа.
Льготы по НДС на проведение операций в качестве посредника. При осуществлении подобных операций по отношению к товару может быть использована льгота, но сам посредник, получив за свою работу денежное поощрение, выплачивает с него НДС на общих условиях. Если только суть операции не заключалась в:
- сдаче площадей в аренду иностранцам и зарубежным компаниям, прошедшим аккредитацию в РФ;
- продаже медикаментов по закрытому списку;
- оказании ритуальной услуги, оформлении могилы или продаже ритуальных предметов по закрытому перечню;
- продаже продукции народных худ. промыслов, ценность которой доказана и образцы которой прошли регистрацию по закону (подакцизные товары не в счет).
- (Имеется в виду, что в вышеперечисленных случаях НДС не начисляется ни изготовителями, ни посредниками)
Общественные организации людей с ограниченными возможностями. Не облагается НДС непосредственно продукция, изготовленная компанией, но налог начисляется при посредничестве, работе брокера и торговле. Количество участников-инвалидов должно достигать минимум 80% всех членов организации. От предлагаемых государством льгот можно и отказаться, как и другим предприятиям.
Льгота по НДС действует и тогда, когда продукция реализуется компаниями, 100% уставного капитала которых принадлежит обществам инвалидов (требование на счет 80% участников для таких обществ сохраняется). Дополнительные требования:
- ССЧ сотрудников с ограниченными возможностями составляет минимум половину всех служащих по данным за квартал (совместители и внештатники не считаются),
- В фонде заработной платы служащим-инвалидам выделена минимум четверть.
НДС не начисляют фирмы, полноправные владельцы которых являются общества инвалидов (минимум 80% которых – инвалиды и их представители), продающие товары/услуги людям с ограниченными возможностями (в т. ч. несовершеннолетним и их опекунам) и учрежденные в целях:
- организации учебных процессов,
- культурных мероприятий,
- проведения лечебных процедур,
- организации мероприятий физкультуры и спорта,
- научных исследований,
- донесения информации,
- юридического консультирования.
Если товары подакцизные, или они включены в список необлагаемых товаров по решению Правительства.
Реализация медикаментов и лечебных процедур. Лекарства могут быть изготовлены в РФ или заграницей, но список их закрыт. Отказ от льготных условий не предусмотрен законом. Льгота по НДС распространяется на юридических лиц, ИП (даже посредников), торгующих продуктами из этого списка и оформившим лицензию. Если лекарств нет в утвержденном списке, НДС стандартный – 18%. Если мед.услугу предоставляет мед.учреждение или частный доктор, НДС тоже не начисляется. Сюда не относятся услуги косметологов, ветеринаров и санэпидемстанций (кроме спонсируемых из бюджетных средств).
Частные практики обязаны лицензировать свою деятельность, иначе НДС они начисляют на общих условиях. Если же лицензия оформлена надлежащим образом и продлевается по необходимости, отказ от льгот для них невозможен. Посредники НДС платят.
Услуги обучающего характера Льготы применимы к учреждениям образования, работающим не на коммерческой основе и занимающимся воспитанием, основным и доп. образованием, разрешенными лицензией. Также освобождаются от начисления НДС детсады, различные секции, студии и кружки. Если организация обучает за плату, НДС начисляется. Когда льгота положена компании по закону, отказаться от нее нет возможности.
Отказ от льгот
Случается так, что в интересах компании было бы лучше не применять льготу. От льгот можно и отказаться, если соблюсти некоторые требования:
- Отказываться от льготного НДС только по отношению к операциям, включенным в список пункта 3 статьи 149 НК РФ;
- Не применять льготу ко всем сделкам, не только проводимым с каким-то отдельным клиентом;
- Не использовать льготу минимум 12 месяцев, на меньший промежуток времени отказываться от нее нельзя;
- Документально оформить отказ в ФНС в свободной форме до первого числа квартала, по наступлении которого НДС перестает начисляться. Наказания за подачу заявления после этого квартала не предусмотрены, но обязательно нужно платить НДС и не нарушать условия:
- товар, услуга, работа оплачивались для проведения сделок, на которые начисляют НДС;
- они были оприходованы;
- продавец выставил счет-фактуру.
Новая методика проверки
Подробности внедряемого подхода, а также формы необходимых документов приведены в письме ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/[email protected], направленном во все территориальные инспекции.
Новая методика проверки касается деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, а также тех, в которых заявлены НДС-льготы (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2» с учетом результатов предыдущих проверок.
К факторам, определяющим, будет ли очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, помимо прочего, относятся:
- наличие или отсутствие налоговых нарушений;
- продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;
- представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (рекомендуемая форма есть в приложении 1 к письму ФНС России).
На основании информации об операциях, содержащейся в представленном компанией реестре, налоговая инспекция и должна истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения льгот. Их объем определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом. Не менее половины таких документов должны подтверждать наиболее крупные суммы.
Это важно знать: Можно ли вернуть НДС физическому лицу
Коды налоговых льгот
Налоговые льготы представлены следующими кодами:
1010811 | Продажа товаров за рубежом в соответствии со ст. 147 НК РФ |
1010812 | Продажа услуг за рубежом в соответствии со ст. 148 НК РФ |
1010200 | Операции, не облагающиеся НДС |
1010201 – 1010256 | Операции, необлагающиеся НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ |
1010271 – 1010264 | Операции, необлагающиеся НДС в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ |
1010400 | Операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС, как предписывает ст. 164 НК РФ |
1010401 – 1010416 | Операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС, как предписывает п. 1 ст. 164 НК РФ |
1010417 – 1010418 | Операции, облагающиеся по нулевой ставке НДС, как предписывает п. 12 ст. 165 НК РФ |
1011700 | Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии со ст. 161 НК РФ |
1011711 – 1011712 | Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ |
1011703 | Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ |
1011705 | Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 4 ст. 161 НК РФ |
1011707 | Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ |
1011709 | Операции, проводимые налоговым агентом в соответствии с п. 6 ст. 161 НК РФ |
1011800 | Операции с недвижимостью на основании п. 6 ст. 171 НК РФ |
1011801 – 1011805 | Операции с недвижимостью на основании абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ |
Нормативные акты по теме
Нормативные акты представлены следующим перечнем:
ст. 145 НК РФ, ст. 145.1 НК РФ | Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые полностью освобождены от обязанности исчислять и уплачивать НДС |
ст. 149 НК РФ | Список операций, не подлежащих обложению НДС |
ст. 164 НК РФ | Перечень налоговых ставок и операций, к которым они применимы |
п. 6 ст. 149 НК РФ | О правах на льготы по НДС компаниям, чья деятельность подлежит лицензированию |
Определение от 31 января 2008 г. № 1209/08 | Указание Высшего Арбитражного суда о том, что компания, находящаяся в процессе продления лицензии, имеет право на сохранение льготы по НДС, если продолжает оказывать услуги населению |
Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18 апреля 2006 г. № А50-48644/2005-А5 | Постановление о том, что фирма, не продлевающая лицензии на свою деятельность, теряет право на льготу по НДС |
ст. 122 НК РФ | О штрафовании компании, неправомерно применяющей льготы по НДС, и принуждении ее к уплате пеней |
п. 5 ст. 168 НК РФ | Об особом оформлении счета-фактуры при применении льготы по НДС |
п. 5 с. 173 НК РФ | О выплате НДС при неправильном оформлении счета-фактуры фирмой-льготником |
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2008 г. № 7541/08 | Об отказе от льгот по НДС при выполнении определенных условий |
пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ | Льгота по НДС на продукцию, произведенную общественной организацией инвалидов |
Постановление Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69 | О грамотном определении среднесписочной численности сотрудников (ССЧ) |
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 884 | О перечне товаров, реализация которых не подлежит освобождению от НДС |
пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ | О необложении НДС медицинских товаров и услуг из закрытого списка, утвержденного Правительством РФ |
Постановление Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19 | Перечень медицинских товаров и услуг, необлагаемых НДС |
пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ | О льготах по НДС на медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, мед. учреждениями и врачами – частными практиками |
п. 7 ст. 149 НК РФ | Об уплате НДС посредниками в сфере медицинских услуг |
пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ | О необложении НДС детских садов, занятий с несовершеннолетними в кружках, секциях, студиях |
пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ | О необложении НДС услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) и воспитательного процесса |
пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ | О предоставлении льгот по НДС организациям, занимающимся выдачей займов и оказанием услуг по их предоставлению |
ст. 39 НК РФ, Постановления ФАС Уральского округа от 17 января 2008 г. N Ф09-11146/07-С2, от 13 июля 2006 г. N Ф09-6017/06-С7 | О признании займов в натуральной форме реализацией и обложении их НДС |
Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 187-ФЗ | О неуплате НДС с 1 октября 2020 года организациями, которые ввозят и реализуют на территории РФ племенной крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, лошадей, птицы, яйца, а также полученные от них семя и эмбрионы |
пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ | О ставке НДС 0% для реализации на территории России макулатуры |
Федеральный закон от 2 июня № 173-ФЗ | О продлении льготной ставки НДС для услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении |
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 января 2020 г. № ЕД-4-15/
ФНС России в целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, направляет рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33 (далее — налоговая льгота).
При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:
— уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР),
— результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.
https://youtu.be/-rU300ycW2U
В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы (далее — Пояснения).
Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.
Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении N 1 к настоящему письму.
На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее — Документы).
Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении N 2 к настоящему письму.
При этом, не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.
При непредставлении налогоплательщиком Реестра, или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, не указания в реестре суммы операции), истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.
При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.
Действительный государственный советник Российской Федерации2 класса | Д.В. Егоров |
Приложение N 1
Реестр
документов, подтверждающих обоснованность применения _________________________________ налоговых льгот
(наименование налогоплательщика)
в разрезе кодов операций, к Декларации по налогу на добавленную стоимость
за _____ квартал ____________ года
Код операции | в том числе: | Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. | Наименование контрагента (покупателя) | ИНН | КПП | Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот | |||
вид (группа, направление) необлагаемой операции | Тип документа (договор, и т.д.) | N | Дата | Сумма операции, руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение N 2
Порядок определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций
Уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» | Объем Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций, % (но не более 500 Документов)*** | Условия определения объема Документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций |
1 | 2 | 3 |
Высокий | 40% | в обязательном порядке по каждому коду операции |
Средний | 40% | по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые* |
по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах | ||
не более 10% | по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборахПри отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период. | |
не более 5% | по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)**При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении четырех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период. | |
Низкий | 40% | по коду операции, по результату предыдущей проверки которого выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах |
не более 10% | по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые* | |
по коду операции, по результату предыдущей проверки которого не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборахПри отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период. | ||
не более 5% | по коду операции, по которому налоговая льгота применена впервые*, при условии представления формы типового договора (договоров)** | |
по коду операции, по результату проверки которого в предыдущем налоговом периоде не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, при условии представления формы типового договора (договоров)При отражении в налоговых декларациях по НДС налоговой льготы по конкретному коду операции в течении трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, и по которому в данных периодах не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, Документы по такому коду могут не истребоваться (не более четырех налоговых периодов подряд). При этом, Пояснения (Реестр) истребуется каждый налоговый период. |
_____________________________
* не отражение в налоговых декларация по НДС, налоговой льготы по конкретному коду операции в течении трех налоговых периодов подряд предшествующих проверяемому
** В случае, если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%
*** В случае, если количество Документов, подтверждающих совершение операций, по которым применена налоговая льгота по определенному коду операции составляет менее 30, Документы истребуются в полном объеме
Приложение N 3
Пример заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот (направляется только в налоговый орган)
Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот ООО «Барбарис» в разрезе кодов операций, к Декларации за __ квартал ______ года
Код операции | в том числе: | Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. | Наименование контрагента (покупателя) | ИНН | КПП | Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот | |||
вид (группа, направление) необлагаемой операции | Тип документа (договор, и т.д.) | N | Дата | Сумма операции, руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1010245 (Реализация услуг в сфере образования) | Основное образование | 106 672 500 | Георгин1 | 7709255073 | 770901001 | Договор | 402 | 25.07.2016 | 100 000 000 |
П/п | 125 |
Источник: https://buhpressa.ru/dlya-bukhgaltera/normativnye-dokumenty/55-prikazy-minfina-rossii/6696-pismo-federalnoj-nalogovoj-sluzhby-ot-26-yanvarya-2017-g-ed-4-15-1281
Типичные ошибки
Ошибка №1: Бухгалтер предприятия, применяющего льготу по НДС, забыл, что нужно помечать декларацию по данному налогу “Без налога (НДС)” и обозначила величину налога.
Комментарий: Даже если компания пользуется льготами по НДС правомерно, ей все равно теперь придется уплатить НДС по этой декларации. Вернуть денежные средства будет нельзя.
Ошибка №2: Когда на товар по закону не начисляется НДС, лицо, перепродающее данную продукцию, также его в бюджет не перечисляет.
Комментарий: Когда товар, не подлежащий обложению НДС, закупается с целью дальнейшей реализации, лицо, осуществляющее этот процесс, фактически занимается торговой деятельностью. При этом необложение продукта НДС на его деятельность не распространяется, то есть НДС обязан быть уплачен.
Ошибка №3: Организация, занимающаяся выдачей займов, использует льготу по НДС в отношении займов, выданных товарами.
Комментарий: Заём в таком виде признается реализацией и облагается НДС. Льготой могут пользоваться компании, выдающие займы деньгами.
Статья 146 НК РФ
Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Указанная норма вступила в силу с 01.01.2012 (ч. 2 ст. 6 Закона N 239-ФЗ).
При этом ни ст. 146, ни гл. 21 НК РФ в целом не содержат требования о документальном подтверждении правомерности применения рассматриваемой льготы. Разъяснений уполномоченных органов власти по данному вопросу на сегодняшний день также нет.
На наш взгляд, нужно учитывать следующее.
В силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее — Положение). Государственное задание по форме, содержащейся в Приложении к Положению, доводится до бюджетного учреждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).
Предоставление федеральному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с примерной формой, утверждаемой Минфином России. Это установлено п. 15 Положения.
Это важно знать: Заявление на возмещение НДС
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что документами, подтверждающими правомерность применения положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, будут:
- государственное задание, составленное по соответствующей форме;
- соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии;
- выписка из лицевого счета бюджетного учреждения.