Реформирование системы оплаты труда в бюджетной сфере МОУ ДОД ЭГО


Системы оплаты труда

Система оплаты труда по смыслу ст. 135 ТК является совокупностью правил, определенных работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства и регулирующих 3 аспекта:

  • способ соотношения труда и вознаграждения работников, на основании которого строится порядок исчисления зарплаты;
  • форму (оклад или тарифная ставка) и размер (конкретная сумма или «вилка») основной части зарплаты;
  • компенсационные выплаты в форме надбавок и доплат и стимулирующие выплаты в тех же формах или в виде премий и иных выплат в части установления условий, размера и порядка исчисления.

В узком смысле под системой оплаты понимается способ соотношения меры труда и размера вознаграждения сотрудников.

Чаще всего применяются системы расчета, связанные с 2 основными формами зарплаты:

Форма зарплаты Система расчета Порядок исчисления зарплаты
1 Сдельная, когда плата начисляется за результат трудовой деятельности: количество выполненных работ, оказанных услуг. Прямая сдельная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг
Сдельно-премиальная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг + премия
Сдельно-прогрессивная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг в пределах нормы + повышенная цена × количество работ сверх нормы
Сдельно-регрессивная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг.

За перевыполнение плана расценки не повышаются

Косвенная сдельная Заработок вспомогательного сотрудника зависит от оплаты труда основных работников
Аккордная Оплата за объем (комплекс) работ
2 Повременная, когда плата работника зависит от отработанного времени. Простая повременная Тарифная ставка × рабочее время
Оклад × рабочее время
Повременно-премиальная Тарифная ставка × рабочее время + премия
Оклад × рабочее время + премия

Существуют менее распространенные системы:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • тарифная (ст. 143 ТК);
  • нетрадиционные способы, включая бестарифную, рейтинговую и др.;
  • системы оплаты труда госслужащих (ст. 144 ТК).

Реформа оплаты труда в бюджетной сфере

Реформа оплаты труда в бюджетной сфере

По состоянию на:

10.09.2013
Журнал:
Справочник кадровика
Год:
2013
Номер:
№10
Автор:Тема:
Кадровое делопроизводство, Оплата труда, Бюджетирование и планирование
Рубрика:
Оплата и нормирование труда / налогообложение

Мне нравится

«А все-таки у нас с вами самые замечательные профессии, самые нужные! — Судя по зарплате, нет». Это диалог между героями, пожалуй, самого популярного в России художественного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». К сожалению, со времени выхода его на экраны в том, что касается уровня зарплаты врачей и учителей, все осталось по-прежнему. Периодически государством предпринимаются попытки как-то изменить эту ситуацию и сделать бюджетную сферу привлекательной для грамотных специалистов.

В этой статье мы рассмотрим основные направления реформы оплаты труда в бюджетных учреждениях, определенные на 2012-2018 гг. распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 и Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год.

Врачи, учителя, преподаватели, ученые, работники культуры и искусства, социальной сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, который, в свою очередь, является ключевым фактором повышения конкурентоспособности России и благосостояния ее граждан. Очевидно, что решение задач, возложенных на работников бюджетной сферы, во многом зависит от уровня их заработной платы и заинтересованности в результатах труда. В связи с этим назрела необходимость построить эффективную систему оплаты и стимулирования труда в бюджетном секторе экономики России.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ

НА № 10‘2008Новая система оплаты труда введена с 1 декабря 2008 г. для федеральных бюджетных учреждений постановлением Правительства РФ . С этого дня существенно изменился механизм регулирования заработной платы по следующим направлениям:

1. Фонд заработной платы федеральных бюджетных учреждений увеличен на 30%.

2. Единая тарифная сетка заменена более гибкими системами регулирования постоянной части заработной платы, которая включает базовые оклады и повышающие коэффициенты, дифференцированные по различным направлениям бюджетной сферы с учетом их специфики.

3. Руководители федеральных бюджетных учреждений получили право самостоятельно регулировать уровень заработной платы персонала и поощрять наиболее квалифицированных работников в пределах фонда оплаты труда, утверждаемого вышестоящим органом.

4. Руководители федеральных бюджетных учреждений получили право самостоятельно определять численность персонала и его структуру, конкретный размер выплат стимулирующего и компенсационного характера при условии, что вводимые выплаты будут названы в перечне, утвержденном Минтруда России.

5. В качестве источника финансирования заработной платы выступают не только бюджетные средства, но и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6. Сумма экономии фонда заработной платы может быть направлена на стимулирующие выплаты.

Несмотря на некоторые положительные изменения в уровне и механизме регулирования заработной платы, итоги 2011-2012 гг. показали, что новая система оплаты труда требует доработки.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

Так, не удалось существенно сократить отставание заработной платы в бюджетной сфере от средней по экономике.

Необоснованно высокой стала доля переменной части заработной платы, что подрывает воспроизводственную функцию тарифной части и не позволяет эффективно использовать стимулирующие надбавки.

Повысилась интенсивность труда работников бюджетной сферы, что иногда сказывается на качестве оказываемых услуг.

НА № 7‘20127 мая 2012 г. Президент РФ издал Указ № 000 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ № 000). Во исполнение этого Указа Правительством РФ (распоряжение -р) утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012- 2020 гг. (далее — Программа).

В разделе II Программы сказано, что систему оплаты труда необходимо совершенствовать для:

· сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту РФ;

· устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

· оптимизации системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;

· отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;

· определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

ПОВЫШЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Обратите внимание!Эффективная система оплаты и стимулирования труда должна обеспечивать достойную заработную плату

Одно из условий построения эффективной системы оплаты и стимулирования труда — это переход к достойной заработной плате, который предполагает кардинальное повышение ее минимальной и средней величины.

Программой предусмотрено достижение целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом № 000, с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных мероприятий.

Принятые органами власти решения о повышении заработной платы бюджетникам начали реализовываться в 2012 г.

Так, по данным Росстата, в 2012 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения вырос на 17,7%, работников образования — на 20,3%, в то время как средняя заработная плата по экономике выросла на 13,9%.

Однако при реализации отдельных положений реформы возникли серьезные проблемы.

Проблема 1.

Рост заработной платы не за счет повышения производительности труда, а за счет увеличения его интенсивности.

При снизившихся по сравнению с предыдущими годами темпах роста валового внутреннего продукта (в 2012 г. рост ВВП, по данным Росстата, составил всего 3,5% и, по уточненному в апреле 2013 г. прогнозу Минэкономразвития, в 2013 г. составит всего 2,4%) реализовать запланированные темпы увеличения реальной заработной платы работников бюджетной сферы можно преимущественно за счет повышения производительности труда. При этом существует серьезный риск того, что рост заработной платы будет происходить за счет повышения не производительности, а интенсивности труда.

Подтверждение тому — возросшая учебная нагрузка у преподавателей, увеличение числа совместителей в медицинских учреждениях и т. д., что не может не привести к снижению качества оказываемых бюджетными учреждениями образовательных, медицинских и других услуг. В этих условиях важно особое внимание уделить соблюдению обоснованных норм труда.

Кстати сказать

Указом № 000 Правительству РФ дано поручение обеспечить:
    увеличение к 2020 г размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 г. средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 г. средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2020 г. средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе. Этот же Указ призван обеспечить «повышение к 2020 г. средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе».

Проблема 2.

Соотношение заработной платы в бюджетной сфере со средней по стране.

Решая задачу повышения заработной платы бюджетников до средней по экономике, следует учитывать, что поднимать ее нужно, например, в образовании не на 29% (в 2012 г. она составила 71% от средней по экономике), а примерно на 40%, поскольку, повышая зарплату в бюджетной сфере, мы увеличиваем и среднюю по стране.

Получить полный текст

В связи с этим, возможно, корректнее было бы оценивать соотношение заработной платы в бюджетной сфере не со средней по экономике, а со средним уровнем зарплат во внебюджетной сфере.

Проблема 3.

Необоснованно низкие базовые оклады.

Минимальная базовая ставка заработной платы должна быть установлена на уровне воспроизводства рабочей силы. Для решения этой задачи Программой предусмотрено централизованное установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. И это правильный подход.

На первом этапе реформы в декабре 2008 г. право определять базовые оклады было предоставлено министерствам и ведомствам. В результате были установлены необоснованно низкие базовые оклады, в некоторых случаях ниже минимального размера оплаты труда.

Но сам факт утверждения базовых окладов Правительством РФ еще не решает проблемы их низкой покупательной способности. Важно как можно быстрее вывести минимальные базовые оклады работников бюджетной сферы на уровень не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения.

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА

Кардинальное повышение реальной минимальной и средней заработной платы является лишь условием для построения эффективной системы оплаты труда. Главная задача, которую нужно решить в рамках реформы, — это обоснованная дифференциация заработной платы работников бюджетной сферы в зависимости от квалификации, количества и качества труда, индивидуальных и коллективных результатов.

Построение эффективной системы оплаты труда должно опираться на адекватные принципы организации и развития механизма регулирования заработной платы в учреждениях бюджетной сферы.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 01.01.2001 были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год (далее — Рекомендации).

В пункте 4 Рекомендаций называются следующие принципы формирования систем оплаты труда в бюджетной сфере:

Принцип 1.

Верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории России.

Принцип 2.

Недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждении по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Словарь кадровик

Профессиональный стандарт
— характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 1951 ТК РФ)
Принцип 3.

Установление в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, включая:

Получить полный текст

· фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностеи за календарныи месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы),

· размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

· размеры выплат стимулирующего характера.

Принцип 4.

Обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.

Принцип 5.

Обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.

Принцип 6.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Кстати сказать

Постановлением Правительства РФ введены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, направленные на реализацию следующих задач:
    сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов к определению должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановка кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда,
    создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

Профессиональные стандарты применяются:

1. Работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

2. Образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ.

3. При разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Как заработная плата дифференцируется по категориям персонала?

В основе дифференциации заработной платы по категориям персонала лежит базовая ставка оплаты труда, которая устанавливается по результатам тарификации работ. При этом, как предусмотрено Программой и Рекомендациями, при тарификации должны использоваться не только квалификационные справочники, но и профессиональные стандарты. Такой подход поможет обосновать дифференциацию базовых окладов в зависимости от сложности выполняемых работ и ценности каждого рабочего места для бюджетной организации.

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ

Словарь кадровикаЭффективный контракт
— трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки
Обратите внимание!Профессиональные стандарты помогут разрабатывать более совершенные модели определения сложности выполняемых работ и ценности каждого рабочего места в бюджетном учреждении, а значит, и обоснованно дифференцировать тарифные ставки иоклады

Правительством РФ разработана примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения (Приложение к Программе).

В предложенной форме трудового договора (приложение

) прописываются:

· размер оклада;

· размер и факторы, обусловливающие выплаты компенсационного характера;

· условия, показатели, периодичность и критерии оценки эффективности деятельности, с учетом которых определяется размер стимулирующих выплат работнику.

Предполагается также выстраивать сквозные отраслевые системы оценки эффективности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация — субъект Российской Федерации — учреждение — работник». Таким образом, ставится задача установления зависимости размера заработка не только от результатов работы конкретного сотрудника, но и от результатов работы структурных подразделений и учреждения в целом, что должно обеспечить заинтересованность персонала в достижении более высоких коллективных результатов труда.

В целях совершенствования организации оплаты труда руководителей учреждений предусмотрено создание прозрачного механизма регулирования их зарплаты. Если в постановлении Правительства РФ говорилось, что оклад руководителя составляет до пяти размеров средней заработной платы основных работников учреждения, то Программой установлено соотношение не окладов, а средних заработных плат руководителя и всех работников, увеличенное до восьми раз. Чтобы исключить злоупотребления со стороны руководителей, при начислении заработной платы на 2012-2013 гг. предусмотрено формирование нормативной правовой базы по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей.

С целью усиления заинтересованности руководителей бюджетных учреждений в повышении заработной платы своих сотрудников Программой предусматривается использование «в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат соотношения средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту Российской Федерации, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 000 и от 1 июня 2012 г. № 000».

ЭТАПЫ РЕФОРМЫ

Реализация мероприятий Программы предполагает три этапа:

I этап: 2012-2013 гг.;

II этап: 2014-2015 гг.;

III этап: 2016-2018 гг.

Успеху реализации Программы должны способствовать «дорожные карты» с соответствующими мероприятиями, среди которых выделим следующие.

1. Подготовка методических рекомендаций для разработки органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности учреждений, их руководителей и работников в соответствующих сферах.

2. Разработка (изменение) показателей эффективности учреждений, их руководителей и работников.

3. Проведение мероприятий (с учетом специфики отрасли) по привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по привлечению средств от приносящей доход деятельности.

4. Разработка типовых норм труда.

5. Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения — не более 40%.

6. Актуализация квалификационных требований, предъявляемых к работникам, в том числе разработка профессиональных стандартов с учетом современных требований к качеству государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

7. Осуществление мероприятий по обеспечению соответствия работников обновленным квалификационным требованиям, в том числе на основе повышения квалификации и переподготовки работников.

Получить полный текст

8. Организация мероприятий по представлению руководителем учреждения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей.

9. Проведение мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги.

10. Проведение мероприятий по организации разъяснительной работы в трудовых коллективах, информационному сопровождению мероприятий, связанных с реализацией «дорожных карт» в части совершенствования системы оплаты труда соответствующих категорий работников. Реализация Программы позволит:

· повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);

· внедрить в учреждениях системы оплаты труда, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

· повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);

· повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере;

· создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

Таким образом, в Программе и Рекомендациях представлена развернутая программа дальнейшего совершенствования системы оплаты и стимулирования труда в организациях бюджетной сферы. Реализация этой программы в значительной степени будет зависеть от руководителей и профсоюзных организаций бюджетных учреждений, которым в пределах устанавливаемого вышестоящей организацией фонда оплаты труда предоставлены широкие права по дифференциации окладов персонала, построению эффективных систем стимулирования за индивидуальные и коллективные результаты труда.

Приложение

Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения

Понятие балльной системы расчета зарплаты

При бестарифном порядке расчета оценивается вклад сотрудников в общую деятельность. Одной из разновидностей бестарифной системы является способ балльного расчета оплаты.

Балльный порядок также предполагает прямую зависимость зарплаты трудящегося от его участия в общей деятельности. Основной единицей определения объема участия является балл. Баллы присваиваются трудящимся за соответствие ряду признаков. По ст. 132 ТК для дифференциации разрешено использовать следующие критерии:

  • квалификация сотрудника;
  • сложность работы;
  • количество труда;
  • качество трудовой деятельности.

Квалификация трудящегося оценивается исходя из опыта работы и профессиональных знаний, полученных в результате специального образования.

Оценить количество выполненной работы, ее сложность и качество трудовой деятельности работника с помощью общих показателей сложнее. Целесообразным является самостоятельное установление нанимателем таких критериев, причем полезнее будет использовать не один, а группу критериев.

Например, в общем виде количество труда воспитателя может оцениваться по совокупности отработанного в учетном периоде времена, а швеи — по количеству изготовленных вещей.

Качество труда необходимо также оценивать в совокупности с деятельностью организации. Например, качество работы швеи можно оценить по отсутствию или минимальному количеству брака. Работу офисного служащего — по положительным отзывам клиентов, в том числе касающихся соблюдения правил вежливого обращения с ними (см. письмо Минтруда «Об установлении работникам обязанности вежливого отношения с клиентами…» от 16.09.2016 № 14-2/В-888).

Аналогично устанавливаются критерии и для оценки сложности работы.

Модель балльной системы стимулирования персонала

При разработке показателей результативности каждого бизнес-процесса необходимо придерживаться следующих правил, чтобы избежать конфликтов:

  1. Следует формировать четкие требования по оценке должностей.
  2. Набор показателей должен содержать необходимое их количество для обеспечения полноценного управления бизнес-процессом.
  3. Каждый показатель должен быть измеримым.
  4. Система показателей должна быть гибкой, т.е. изменяться в зависимости от функциональных возможностей подразделения.
  5. Фонд стимулирующих выплат в подразделении должен формироваться на основе достижений стратегических задач компании, а не на основе цифр за прошлый период.
  6. Общая сумма стимулирующих выплат не может превышать размера «стимулирующего» фонда.

Чтобы оценить достигнутые сотрудником результаты, степень выполнения должностных обязанностей, качество затраченного труда, работодатель должен обеспечить контроль и учет выполненной работы. Важно, чтобы непосредственный руководитель высказывал свое мнение о качестве работы сотрудника, благодарил за хорошую работу, давал конструктивную критику, если по некоторым показателям результаты оказались ниже плановых значений. По каждому из критериев оценки должна быть разработана шкала (2-, 5-, 10-балльная и др.), в которой описаны четкие характеристики для каждого из баллов. Например, «0» ставится в следующих случаях:

  • работа (соответствующий пункт) не представлена в установленные сроки;
  • допущены ошибки в представленных документах (качество);
  • отклонение от стандарта (качество);
  • обоснованные претензии со стороны руководства.

Полученные баллы фиксируются в специальных оценочных бланках, чтобы, подводя итоги, комиссия по распределению стимулирующих выплат (балансовая комиссия) смогла определить конкретный размер бонуса. Поскольку такие задачи, как составление профессиограмм, графика отпусков, планов обучения, карьерных лестниц и/или формирование списка кадрового резерва, могут быть разовыми, следовательно, наименования работ и показатели оценки по ним формируются по мере необходимости. Причем любой сотрудник компании вправе ознакомиться с оценкой собственной профессиональной деятельности и при несогласии подать заявление на апелляцию, что делает данную систему вознаграждения справедливой.

Мнение эксперта

Валерий Чемеков, кандидат психологических наук, один из ведущих специалистов и практиков по грейдированию, оценке и развитию персонала в России и СНГ, профессиональный тренер и коуч, автор ряда статей в кадровых периодических изданиях

Подход автора к оценке вклада персонала и определению размера премий имеет право на существование. Ведь хорошо известны и широко применяются технологии KPI, основанные на объективных, а главное – измеримых критериях: объемах продаж, финансовых показателях, сроках и пр. Мы знаем, что такие показатели применимы к слою работников, которые напрямую на них влияют, – к «белым воротничкам», топ-менеджерам. А что делать с оценкой труда тех, кто «отдален» от экономических и операционных процессов компании? Так, работники бэк-офиса не имеют SMART-задач, и, в отличие от труда менеджеров, вклад «клерков» (например, бухгалтеров, кадровиков и т.п.) сложно оценивать с помощью объективных критериев. Но как же определить степень выполнения ими рутинных функций? Предложенная в статье методика позволяет оценивать качество выполнения должностных обязанностей и количество затраченного при этом труда.

Автор предлагает косвенный подход – балльную оценку, которая все чаще применяется в практике вознаграждений.

Безусловно, такая оценка субъективна, поскольку основана на экспертном мнении, однако ее объективность обеспечивается работой целого коллектива – балансовой комиссии. Кроме того, автор справедливо отмечает, что успех такой технологии зависит от включенности руководителя: его участия не только в мероприятиях по оценке, но и в постановке целей и ежедневном контроле над работником. Таким образом, методика побуждает руководителей быть заинтересованными в процессе управления и ответственнее подходить к оценке труда подчиненных. Ценно и то, что работник знает, за что ему начислены или не начислены баллы, т.е. получает обратную связь о своем труде.

Вместе с тем читателю хотелось бы видеть, каков механизм (критерии) начисления баллов, и как определяется максимальное число баллов на подразделение. Очевидно также, что не все критерии оценки имеют одинаковую временную перспективу. Так, задачи планирования и проекты – «составление профессиограмм», «составление графиков отпусков», «составление планов обучения», «формирование списка кадрового резерва» и «планирование карьерных лестниц» – могут ставиться не каждую неделю и даже не каждый месяц, а, например, ежеквартально, и тогда вознаграждение по этим критериям может быть также квартальным.

Автор указала на несколько объектов оценки, главный из них – степень выполнения должностных обязанностей, а также количество и качество труда. Если считать, что степень выполнения обязанностей и количество затраченного труда – это одно и то же, и именно это измеряется с помощью методики, то оценка качества труда остается за ее рамками. А ведь критерий качества труда очень актуален для работников, для которых этот инструмент предназначен.

В ст. 135 Трудового кодекса РФ указано: «Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Поэтому данная система подробно описывается в соответствующем локальном документе (образец см. в приложении). Положение о балльной системе премирования персонала состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Порядок установления стимулирующих выплат.
  3. Порядок лишения стимулирующих выплат.
  4. Деятельность комиссии по распределению выплат стимулирующего характера.
  5. Заключительные положения.

Оценочные бланки по каждому бизнес-процессу представляют собой табличную форму с графами: наименование должности, наименование работ, критерий оценки, баллы (планируемые и фактические). Стимулирующие выплаты распределяются балансовой комиссией, которая составляет сводную таблицу результативности работы сотрудников по итогам месяца. Высчитывается сумма баллов каждого сотрудника, затем суммируются все баллы по каждому бизнес-процессу. Стоимость одного балла (т.е. сумма стимулирующих выплат каждого сотрудника) определяется путем деления суммы стимулирующих выплат подразделения на общее количество баллов по подразделению (на число его работников). Наглядно можно представить в виде формулы:

где Sстим. сотрудника – стимулирующие выплаты на каждого сотрудника, сумма в руб.;

Sстим. – стимулирующие выплаты на подразделение, сумма в руб.;

Bбаллов – максимальное число баллов по подразделению;

Кбалл сотрудника – число набранных сотрудником баллов.

Рассмотрим пример.

Фонд стимулирующих выплат для отдела персонала – 60 000 руб.

Численность отдела: 3 человека.

Шкала с оценками 2-балльная (для простоты): 0 – не сделано, 1 – сделано без нареканий.

Максимальное число баллов по каждой должности в каждом подразделении должно быть равным; в данном случае оно составляет 14 баллов.

Руководитель отдела персонала (1) набрала 12 баллов.

Менеджер по персоналу (2) набрала 10 баллов.

Специалист по кадрам (3) набрала 13 баллов.

Максимальное число баллов по подразделению: 14 × 3 = 42 балла.

В результате, используя вышеприведенную формулу, получим сумму, которая составляет стимулирующую прибавку к должностному окладу сотрудника:

Sстим. сотрудника (1) = 60 000 : 42 × 12 = 17 143 руб.

Sстим. сотрудника (2) = 60 000 : 42 × 10 = 14 286 руб.

Sстим. сотрудника (3) = 60 000 : 42 × 13 = 18 571 руб.

Итого по подразделению (отдел персонала): 50 000 руб.

Далее эти суммы на каждого сотрудника указываются в протоколе, который подписывается всеми членами балансовой комиссии, присутствовавшими на заседании. Выплаты работникам производятся на основании приказа руководителя компании.

Если сравнивать балльную систему с популярной сегодня системой KPI’s (от англ. Key Performance Indicators), то ключевые различия этих систем состоят в следующем:

  • в балльной системе количество показателей не ограничено несколькими (обычно 3–5) ключевыми показателями эффективности;
  • балльная система опирается на показатели выполнения должностных обязанностей, а не на абстрактные KPI;
  • начисление баллов не зависит от сотрудников, занимающих высокие должности или оказывающих большое экономическое или финансовое влияние на показатели компании, поскольку баллы зачисляются не за достижение целей, а за выполнение функций. Поэтому результаты «клерков» бэк-офиса не сильно зависят от результатов «белых воротничков», которые зарабатывают деньги.

Использование балльной системы для оценки результативности работы и мотивирования персонала, несмотря на сложность и высокие требования к квалификации сотрудников, проводящих оценку, при правильном применении способствует созданию атмосферы справедливости во взаимодействии руководителя и подчиненных, стимулирует рост ответственности и самостоятельности, повышает удовлетворенность сотрудников выполняемой работой и их приверженность своей организации и подразделению. Оценивая персонал таким образом, руководитель может повысить эффективность предприятия и успешно им руководить, т.к. внедрение данной системы позволяет перейти от оценочных инструментов к системе управления персоналом.

Приложение

Состав оплаты труда при балльной системе

В письме «Об установлении равной оплаты…» от 27.04.2011 № 1111-6-1 Роструд пояснил, что в целях соблюдения ст. 3 ТК о запрете дискриминации рекомендуется устанавливать одинаковый оклад сотрудникам одноименных должностей. Соблюдение ст. 132 ТК при этом обеспечивается разным размером надтарифной части оплаты. Это означает, что размер премий, надбавок и иных доплат может быть привязан к квалификации трудящихся, сложности их работы, количеству и качеству трудовой деятельности, а поэтому может различаться.

С учетом пояснения Роструда при определении состава заработка возможны различные ситуации.

Ситуация № 1. В организации есть работники, замещающие одноименные должности.

В таком случае работодатель может поступить исходя из 2 вариантов действий:

  1. Игнорировать указание Роструда и ввести оплату, целиком зависящую от набранных баллов. Однако велик риск, что трудящийся посчитает разную зарплату дискриминацией. Это приведет к спору.
  2. Действовать в соответствии с указанием Роструда. Тогда оплата будет равна совокупности оклада и надбавки из общего фонда зарплаты, рассчитываемой по отдельной формуле. При этом очевидно смешение с повременно- или сдельно-премиальным способом.

Ситуация № 2. Организация малочисленна, все трудящиеся замещают разные должности.

В этом случае работодатель может без риска использовать формулу расчета оплаты по балльной системе.

Методы регулирования заработной платы. Оплата труда работников бюджетной сферы

Государствоиспользует меры прямого и косвенногорегулирования заработной платы идоходов. К мерам прямого регулированияотносятся:

  1. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
  2. Установление порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен.
  3. Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.
  4. Установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок к заработной плате.

ОплатаТруда В Бюджетной Сфере

работникибюджетной сферы оплачиваются за счетсредств федерального бюджета илибюджетов субъектов РФ. Оплата не зависитот результатов деятельности организации,а зависит только от размера средств,ассигнуемых из бюджета на оплату труда.

Поэтому в этой сфере сохраняетсяцентрализованное государственноерегулирование заработной платы (см.Платазаработная).Органом, устанавливающим размеры оплатытруда в бюджетной сфере, являетсяПравительство РФ.

Это касается работниковорганов государственной власти, науки,образования, здравоохранения, культуры(для оплаты их труда используется Сеткаединая тарифная).Работники органов власти и управлениясубъектов РФ оплачиваются из средствбюджетов субъектов РФ.

В качестве основыдля должностных окладов принимаютсяоклады работников федеральных органовгосударственной власти и управления.

С учетом численности населения,проживающего на территории субъектаРФ, показателей социально-экономическогоразвития региона и других факторовустанавливаются конкретные должностныеоклады работников организаций,финансируемых из бюджета РФ. Эти окладыразличны в разных регионах, но не могутпревышать окладов соответствующихработников федеральных органов.Конкретные размеры окладов устанавливаютсяорганами исполнительной власти субъектовРФ.

Системы заработной платы

Тарифныесистемы оплаты труда

–системы оплаты труда, основанные натарифной системе дифференциациизаработной платы работников различныхкатегорий. Тарифная система дифференциациизаработной платы работников различныхкатегорий включает в себя: тарифныеставки, оклады (должностные оклады),тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифнаясетка

–совокупность тарифных разрядов работ(профессий, должностей), определенныхв зависимости от сложности работ итребований к квалификации работниковс помощью тарифных коэффициентов.

Тарифныйразряд

–величина, отражающая сложность трудаи уровень квалификации работника.

Квалификационныйразряд

–величина, отражающая уровеньпрофессиональной подготовки работника.

Тарификацияработ

–отнесение видов труда к тарифным разрядамили квалификационным категориям взависимости от сложности труда.

Сложностьвыполняемых работ определяется наоснове их тарификации.

Тарификацияработ и присвоение тарифных разрядовработникам производятся с учетом единоготарифноквалификационного справочникаработ и профессий рабочих, единогоквалификационного справочника должностейруководителей, специалистов и служащих.Указанные справочники и порядок ихприменения утверждаются в порядке,устанавливаемом Правительством РФ.

Тарифныесистемы оплаты труда устанавливаютсяколлективными договорами, соглашениями,локальными нормативными актами всоответствии с трудовым законодательствоми иными нормативными правовыми актами,содержащими нормы трудового права, сучетом единого тарифноквалификационногосправочника работ и профессий рабочих,единого квалификационного справочникадолжностей руководителей, специалистови служащих, а также с учетом государственныхгарантий по оплате труда.

Тарифныесистемы оплаты труда работниковгосударственных и муниципальныхучреждений устанавливаются коллективнымидоговорами, соглашениями, локальныминормативными актами:

– вфедеральных государственных учреждениях– в соответствии с федеральными законамии иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации;

– вгосударственных учреждениях субъектовРФ – в соответствии с федеральнымизаконами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, законамии иными нормативными правовыми актамисубъектов Российской Федерации;

– вмуниципальных учреждениях – в соответствиис федеральными законами и иныминормативными правовыми актами РФ,законами и иными нормативными правовымиактами субъектов РФ и нормативнымиправовыми актами органов местногосамоуправления.

Источник: https://studfile.net/preview/1714672/page:31/

Формула расчета оплаты

Заработная плата сотрудников при использовании балльного способа исчисляется по формуле:

Зарплата = (баллы работника / общее количество баллов всех работников) × общий фонд зарплаты коллектива.

Формула может быть упрощена, если в целом общее количество баллов и расходы организации на оплату труда устойчивы. В этом случае целесообразно определить среднюю цену балла как соотношение фонда заработной платы организации к общему количеству баллов, набранному трудящимися. Тогда формула упростится:

Зарплата = Баллы работника × Средняя цена балла.

Интересно: поскольку балльная система является разновидностью бестарифной, то формулы расчета схожи. При расчете заработка по бестарифному способу используется такой порядок:

Зарплата = Процент трудового участия × Общий фонд зарплаты коллектива.

Как и кем формируются стимулирующие выплаты?

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

В бюджетных заведениях величина поощрительных выплат варьируется в зависимости от учреждения и фонда бюджетной организации.

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Пример расчета оплаты по балльной системе

Рассмотрим на примерах руководителя организации и его помощника расчет зарплаты с использованием балльного способа. Для определения их заработка необходимо действовать в следующем порядке:

Подпишитесь на рассылку

Читайте нас в Яндекс.Дзен Читайте нас в Telegram

  • определить количество баллов, набранных работниками в соответствии с таблицей баллов;
  • определить общее количество баллов, набранных всеми трудящимися фирмы;
  • определить размер фонда заработной платы организации;
  • рассчитать оплату.

Таблица баллов, принятая в фирме, для помощника руководителя такова:

Критерий оценки Работник Фактор Баллы
1 балл 3 балла 5 баллов
1 Качество работы Помощник руководителя Организационное обеспечение деятельности руководителя Отсутствие графика рабочего дня руководителя Составление рабочего графика Составление и отслеживание актуальности рабочего графика
Техническое обеспечение деятельности руководителя Допущение просрочек при составлении документации Своевременная подготовка документации, периодическое сопровождение на встречах Своевременная подготовка документации, сопровождение руководителя на всех встречах
Руководитель Организация деятельности сотрудников фирмы Отсутствие прямых указаний, подчиненные руководствуются в деятельности должностными инструкциями Постановка задач перед начальниками структурных подразделений фирмы Постановка индивидуальных задач с учетом профессиональных навыков работников
Разработка стратегических задач Отсутствие планирования деятельности фирмы на будущее Планирование на ближайшие полгода Планирование на 3 года вперед
2 Количество работы Все Рабочее время 0,5 ставки 0,75 ставки Полный рабочий день
3 Квалификация Все Опыт До года 1–3 года От 3 лет
Образование Среднее специальное Высшее профессиональное Высшее профессиональное, а также курсы повышения квалификации по профессии

В текущем месяце помощник набрал 17 баллов, руководитель — 25 баллов.

Если общее количество баллов всех сотрудников равно 100, а фонд зарплаты составляет 100 000, то зарплата для помощника будет равна 17 / 100 × 100 000 = 17 000, руководителя — 25 / 100 × 100 000 = 25 000.

Балльная система оценки труда

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2020 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Введение работодателем балльной системы

Переход на балльную систему или ее изначальное установление совершается в соответствии с указаниями Трудового кодекса по следующему алгоритму:

  1. Глава организации или иное лицо, обладающее необходимыми полномочиями, во исполнение ст. 135 ТК принимает решение о введении или переходе на балльную систему. Одновременно определяется круг лиц, которым поручается разработка проекта локального акта.
  2. Сотрудник или группа сотрудников во исполнение решения разрабатывают проект акта.
  3. Проект в соответствии со ст. 135 ТК передается представительному органу, который должен на основании ст. 372 ТК вынести мотивированное мнение по представленному проекту не позднее чем через 5 дней. Отсчет идет со дня получения проекта представительным органом.

Если профсоюзом или представителем вынесено отрицательное мнение о проекте, то представителю работодателя вменяется в обязанность в течение 3 дней провести консультации с целью урегулирования противоречий. Если и в этом случае взаимоприемлемое решение не будет найдено, проект может быть направлен на утверждение, но представительный орган имеет право обжаловать его.

Если в организации не действует профсоюз или иной аналогичный орган и нет представителя работников, то следует переходить к следующему действию.

  1. При переходе на балльную систему в соответствии со ст. 72 ТК представитель работодателя заручается письменным согласием работников.

Согласие не требуется, если:

  • система вводится в организации в качестве первой;
  • переход вызван сменой технологических или организационных условий труда, а дальнейшее применение старого порядка невозможно (ст. 74 ТК).
  1. Глава организации или иное лицо, обладающее необходимыми полномочиями, утверждает локальный акт.
  2. Работодатель в соответствии со ст. 22 ТК знакомит всех трудящихся с новым актом.

В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.

Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.

В экономической литературе понятие «заработная плата» и «оплата труда» имеют одинаковый смысл. Заработная плата – доход, который работник получает в обмен на свой труд на предприятии. Оплата труда – регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, включая оплату отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени в соответствии с трудовым законодательством и коллективными договорами.

Вместе с тем, поскольку понятие «заработная плата» связано с категорией наемного труда, оно с правовой точки зрения является более точным, так как заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного характера за работу, которую выполняет работник в соответствии с трудовой функцией, определенной в трудовом договоре. Иначе говоря, заработная плата представляет собой заработанную плату, и этим она отличается от государственных пособий, различных выплат за неотработанное время и других видов дохода. [Антонов А.Н., Морозова Л.С. Основы организации производства: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 432с.]

Оплата труда в бюджетной организации основывается на следующих единых принципах:

1) принцип обеспечения зависимости величины заработной платы от квалификации работника, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

2) принцип систематизации выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;

3) принцип единого подхода по исчислению стажа работы;

4) принцип использования различных видов поощрительных выплат за высокие результаты, надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам, а также премирования за основные результаты работы;

5) принцип сохранения единого порядка аттестации и квалификации работников;

6) принцип тарификации работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;

7) принцип обеспечения повышения уровня реальной заработной платы.

Взаимоотношения работников и работодателей бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Бюджетные ограничения накладывают отпечаток на организацию оплаты труда. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. Условия тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей, определены статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации “Установление заработной платы” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”. В этом законе говорится в частности, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки Единой тарифной сетки приведены в приложении к постановлению Правительства РФ от 02 октября 2003 года № 609. Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов, с соотношением ставок 1:4,5. В целом Единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой.

Разумеется, Единая тарифная сетка не может быть отнесена к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток — низкий уровень тарифных ставок, и прежде всего чрезмерно низкая тарифная ставка 1-го разряда.

Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Вывод. Интерес к предложенной правительством модели реформирования оплаты труда бюджетников закономерен: почти пятая часть населения страны трудится в образовании, здравоохранении, социально-культурном обслуживании и других отраслях сферы, финансируемой из бюджета. Вопросы, связанные с переходом на отраслевые системы оплаты и отказом от применения ЕТС, были рассмотрены на заседании ученого совета Научно-исследовательского института труда и социального страхования.

Сегодня практически никто не сомневается в необходимости реформирования системы оплаты труда бюджетников. Теперешнее ее состояние не устраивает ни самих работников, ни граждан, пользующихся медицинскими, образовательными и другими социальными услугами… Социальная болезненность этой темы очевидна. Ставки и оклады даже тех категорий работников, которые оплачиваются по высшим разрядам ЕТС, соответствуют лишь величине прожиточного минимума. Подавляющее же большинство специалистов-бюджетников не получают и этого. Справедливо ли, что среднемесячная заработная плата бюджетников составляет 50-70% среднего ее уровня по стране? В ряде регионов задержки с выплатой зарплаты приобрели хронический характер. Поэтому неудивителен негативизм, проявляемый как некоторыми учеными, так и «объектами» действия ЕТС по отношению к самим принципам оплаты учителей, врачей, работников науки, культуры, искусства, заложенным в ЕТС.

Глава 2. Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере

Для обеспечения существенного роста оплаты труда работников и приближения размеров минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, расширения прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установлении уровня оплаты труда работников подведомственных им организаций и учреждений бюджетной сферы требуется внесение принципиальных изменений в регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

Суть таких изменений состоит в отказе от Единой тарифной сетки и переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы.

В качестве определяющих подходов к реформированию оплаты труда и перехода к отраслевым системам ее построения для работников организаций бюджетной сферы приняты:

1. Отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы, исходя из особенностей в содержании и условиях труда в каждой отрасли, объемов бюджетных ассигнований и наличия внебюджетных средств.

2. Изменение структуры заработной платы работников в пользу основной тарифной части, поскольку результаты труда работников бюджетной сферы в меньшей степени, чем в производственных отраслях экономики поддаются прямому учету, и следовательно, главным фактором дифференциации в оплате труда выступают сложность и отклонение условий труда от нормы.

3. Обеспечение гарантий предусмотренных законодательством минимального размера оплаты труда, а также оплаты труда в повышенных размерах за работу в особых условиях.

4. Расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В основу построения отраслевых систем оплаты труда положены следующие методы:

— обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ и условий труда, уровня образования и стажа по профессии по отраслям бюджетной сферы;

— подход к тарификации работ и работников с учетом требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также Единого квалификационного справочника по должностям руководителей, специалистов и других служащих, сохранение единства тарифного нормирования;

— поэтапное приближение минимальной тарифной ставки и минимального оклада к величине прожиточного минимума трудоспособного населения по регионам страны;

— систематизация и унификация стимулирующих выплат к основной тарифной оплате, достижение принципиально единых подходов к их применению в отдельных отраслях бюджетной сферы;

— использование системы поощрения за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении индивидуальных доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к оплате по тарифу, а также разового премирования за особые достижения в труде;

— ориентация на использование при формировании фондов оплаты труда в организациях бюджетной сферы наряду с ассигнованиями из бюджета средств, поступающих от разрешенной законодательством коммерческой деятельности и из благотворительных и спонсорских фондов поддержки бюджетной сферы.

Переход на отраслевые принципы организации оплаты труда основывается на формировании отраслевой системы оплаты труда, предусматривающей дифференциацию размеров оплаты труда работников в зависимости от уровня образования, квалификации и специального стажа работников, сложности выполняемых работ и особенностей деятельности отдельных организаций.

В этой связи предусматривается утверждение схем должностных окладов и тарифных ставок (тарифной системы), упорядочение системы надтарифных выплат, совершенствование нормирования труда, создание перечней профессий (должностей), которые могут быть переведены на срочные трудовые договора, определение финансовых и иных ограничений, устанавливающих объемы финансирования из бюджетов всех уровней и других характеристик.

Отраслевые системы оплаты труда включают в себя отраслевые тарифные системы ставок и должностных окладов работников отрасли, основанные на тарификации и аттестации работ и работников, а также включающие в себя оплату труда в повышенном размере за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных. Кроме того, отраслевая система включает в себя надбавки и стимулирующие выплаты.

Тарифная система по каждой из отраслей бюджетной сферы складывается из трех частей:

1.схемы должностных окладов руководителей учреждений,

2.дифференцированных по группам оплаты труда в зависимости от объема работ и специализации учреждений;

3.схемы должностных окладов специалистов и служащих, дифференцированных в зависимости от сложности, социальной значимости труда и квалификации работников;

4.тарифные ставки (оклады) рабочих в соответствии с разрядами, отнесение к которым будет осуществляться на основе действующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Схемы разрабатываются по видам учреждений и организаций, входящим в отраслевую структуру. В этой связи, осуществляется пересмотр отраслевой номенклатуры организаций и проводится их группировка по видам в зависимости от особенностей их деятельности и состава работников.

Дифференциация размеров должностных окладов, тарифных ставок, ставок заработной платы по должностям руководителей, специалистов, служащих, профессиям рабочих устанавливаются в зависимости от особенностей деятельности отдельных учреждений, сложности труда по видам учреждений, квалификации, сложности выполняемых работ, уровня образования, специального стажа.

Для обеспечения функционирования отраслевой тарифной системы по каждой отрасли бюджетной сферы и по категориям работников потребуется утверждение нового порядка тарификации и аттестации по всем категориям персонала и подготовка соответствующих проектов нормативных правовых актов, а также разработка и утверждение:

— показателей и порядка отнесения организаций и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей;

— квалификационных характеристик и квалификационных требований к должностям работников;

— порядка аттестации и категорирования руководителей, специалистов и служащих.

На основе этих материалов формируются отраслевые разделы в Едином квалификационном справочнике руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Тарификация рабочих осуществляется в соответствии с выпусками ЕТКС. В этой связи, следует подготовить необходимые дополнения и изменения в ЕТКС по профессиям рабочих в отраслях бюджетной сферы. В дополнение к выплатам по тарифным ставкам и окладам предусматривается оплата в повышенном размере за работу в особых условиях труда и в условиях отклоняющихся от нормальных.

Повышенная оплата с применением единого для всех отраслей порядка повышения оплаты труда, устанавливается:

· на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда работникам устанавливаются повышенные должностные оклады (ставки заработной платы) и тарифные ставки (оклады);

· за работу в ночное время и в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, повышенная оплата труда устанавливается в виде доплат к должностным окладам (ставкам заработной платы) и тарифным ставкам (окладам) и относится к системе надтарифных выплат;

· работникам, занятым в неблагоприятных климатических условиях повышенная оплата труда производится посредством применения районных коэффициентов и надбавок к заработной плате в порядке и размерах, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Переход к отраслевым системам оплаты труда будет сопровождаться работой по упорядочению размеров и порядка установления указанных выплат, которая должна включать в себя:

1.) подготовку перечня подлежащих отмене надбавок, доплат, повышений тарифных ставок;

2.) разработку нового отраслевого порядка установления повышенных должностных окладов (ставок заработной платы) и тарифных ставок (окладов) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Эта работа осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Одновременно с изменением тарифной системы заработной платы работников организаций бюджетной сферы осуществляется упорядочение надтарифных выплат с целью приведения их в логичную и понятную систему, позволяющую осуществлять компенсацию работникам за труд в определенных условиях. Основой для проведения этой работы является Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым потребуется обновление законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Система надтарифных выплат включает:

— доплаты за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания, выполнение работы временно отсутствующего работника;

— вознаграждение за продолжительность непрерывной работы, ежемесячные надбавки к тарифной ставке за квалификацию и другие стимулирующие выплаты.

Вознаграждение за продолжительность непрерывной работы в организациях бюджетной сферы устанавливается работникам, состоящим в штате этих организаций, в виде ежемесячной надбавки, исчисляемой в процентах к должностному окладу, ставке заработной платы, тарифной ставке (окладу) в зависимости от стажа непрерывной работы в данной отрасли.

В настоящее время надбавки за продолжительность непрерывной работы установлены только для работников здравоохранения и социальной защиты населения. Сроки и порядок установления вознаграждения за продолжительность непрерывной работы в других отраслях бюджетной сферы будут определяться в зависимости от наличия необходимых финансовых средств.

В целях материального поощрения качественной и эффективной работы устанавливаются системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. К стимулирующим доплатам относятся ежемесячные надбавки к тарифной ставке за почетное звание, за наличие ученой степени (кандидата и доктора наук) или ученое звание (профессора и доцента).

Указанные надбавки, кроме надбавок за почетное звание, устанавливаются в организациях и учреждениях системы образования, высшей школы, науки и здравоохранения. Надбавки за почетное звание устанавливается к тарифным ставкам в соответствующих отраслях.

Размеры, порядок и условия применения других стимулирующих выплат — премий, а также надбавок отдельным работникам за высокие результаты работы определяются организациями самостоятельно и фиксируются в локальных нормативных актах или коллективных договорах.

Размеры, порядок и условия применения стимулирующих выплат руководителям организаций бюджетной сферы определяются в заключаемых с ними трудовых договорах.

В структуре заработной платы доля надтарифных выплат и стимулирующих выплат, осуществляемых за счет бюджетных средств, не должна превышать 40 процентов заработной платы работника.

Реализация методов в организации оплаты труда работников бюджетной сферы позволила сформировать отраслевые системы оплаты труда по четырем основным отраслям бюджетной сферы — образованию, здравоохранению, культуре и искусству, науке.

а) Основными принципами построения отраслевой системы оплаты труда работников образования является дифференциация ставок (окладов) в зависимости от уровня образования работников; от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений; от педагогического и научно-педагогического стажа и занимаемой должности.

Объективной количественной мерой, которая выступает в качестве измерителя базовой квалификации работника, является время общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для выполнения той или иной работы. Внутриотраслевая дифференциация ставок заработной платы и окладов педагогических работников и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений осуществляется в зависимости от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, последовательно реализующих образовательные программы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Отраслевые особенности организации педагогического труда и его оплаты отражаются посредством дифференциации ставок и окладов в зависимости от педагогического и научно-педагогического стажа и занимаемой должности. По каждому типу образовательных учреждений устанавливается пять стажевых групп. Межстажевые соотношения могут изменяться по мере необходимости и при наличии финансовых ресурсов для привлечения и сохранения квалифицированных кадров педагогических работников той или иной квалификации.

Предусмотрен механизм повышения ставок заработной платы (окладов) за почетные звания и квалификационную категорию. Наряду с общими для всей бюджетной сферы надбавками к ставкам и окладам в отрасли сохраняются надбавки за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, закрытых административно-территориальных образованиях, за работу в образовательных учреждениях при ИТК Минюста России и другие условия, предусмотренные федеральным законодательством.

б) Особенностью формирования отраслевой системы оплаты труда работников здравоохранения является дифференциация в уровнях оплаты труда работников в зависимости от профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, а также специалистов здравоохранения с высшим немедицинским образованием по разным сферам деятельности в учреждениях различных типов и видов. Организация лечебной и санитарно-эпидемиологической деятельности по оказанию медицинской помощи населению предопределяет наличие 4 типов учреждений здравоохранения и соответствующих каждому из них видов учреждений здравоохранения:

— лечебно-профилактические (общепрофильные больницы, специализи-рованные больницы, медицинские центры, диспансеры, поликлиники, родильные дома, госпитали, санатории и др.);

— учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы (центры госсанэпиднадзора, противочумные станции и др.);

— учреждения здравоохранения особого типа (патологоанатомические бюро, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями и др.)

— аптечные учреждения (аптеки, центры по контролю лекарственных средств и др.).

Схемы должностных окладов руководителей учреждений здравоохранения построены в зависимости от группы по оплате труда того или иного типа и вида учреждения (лечебно-профилактические — больница, поликлиника и др., учреждения санитарно-эпидемиологической службы центр госсанэпиднадзора и др.) и уровня квалификации руководителя. Размеры должностных окладов медицинских, фармацевтических работников и специалистов с высшим немедицинским образованием установлены с учетом социальной значимости вида медицинской помощи, квалификационной категории, ученой степени, исполнения дополнительных функций, связанных с руководством коллективом структурного подразделения.

Квалификационные категории медицинским, фармацевтическим работникам и специалистам с высшим медицинским образованием определяются в порядке аттестации. В системе здравоохранения функционируют постоянно действующие аттестационные комиссии по присвоению квалификационных категорий. Отраслевые условия оплаты труда работников учреждений здравоохранения предусматривают упорядочение действующих в настоящее время надтарифных выплат, в том числе отмену дублирующих выплат, утративших актуальность компенсационных надбавок, доплат и др.

в) Отраслевая система оплаты труда работников культуры и искусства предусматривает введение шести базовых схем должностных окладов раздельно для федеральных и региональных и муниципальных учреждений:

— руководителей и художественного персонала организаций исполнительских искусств;

— артистического персонала организаций исполнительских искусств;

— руководителей и специалистов библиотек, музеев и других учреждений музейного типа;

— руководителей, художественного персонала и специалистов культурно-досуговых учреждений;

— других специалистов и служащих общих профессий для всех видов учреждений культуры и искусства;

— высококвалифицированных рабочих, постоянно занятых на особо сложных и ответственных работах.

На федеральном уровне учреждения культуры и искусства подразделяются в зависимости от их значимости на:

— особо ценные объекты культурного наследия;

— объекты общероссийского значения;

— ведущие федеральные учреждения;

— учреждения, отнесенные к первой группе.

На региональном и муниципальном уровнях организациям культуры и искусства, определяющим культурный облик субъектов Российской Федерации и играющим особую роль в культурной жизни региона придается статус ведущих региональных организаций. Остальные государственные и муниципальные учреждения распределяются на три группы, в зависимости от значимости, объема деятельности и зоны обслуживания населения отдельно по библиотекам, музеям и культурно-досуговым учреждениям.

При этом предлагается сохранить действующий порядок отнесения региональных и муниципальных учреждений к группам по оплате труда, в соответствии с которым, решение этого вопроса передано в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

г) Отраслевая система оплаты труда работников научных организаций бюджетной сферы охватывает следующие категории работников: руководители научных организаций, руководители проектных, конструкторских и технологических организаций, научные работники, инженерно-технические работники основных подразделений проектных, конструкторских организаций и других аналогичных подразделений научных организаций. Должностные оклады предусматривается дифференцировать на две категории научных организаций:

— участвующие в реализации утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений науки, технологий и техники и критических технологий федерального уровня

— прочие научные организации.

Разделение научных организаций на категории осуществляется по решению президиумов академий, имеющих государственный статус, либо органов исполнительной власти, в ведении которых находится организация. Схемы должностных окладов предусматривают дифференциацию окладов для работников, имеющих ученые степени доктора, кандидата наук, сотрудников без ученой степени. При этом должность главного научного сотрудника может занимать только доктор наук, ведущего научного сотрудника — доктор и кандидат наук.

Должностные оклады рассчитываются исходя из возможности обеспечения их из бюджета на уровне 85 процентов бюджетного фонда заработной платы. Предусматривается наличие «вилок» должностных окладов, что позволяет руководителю организации определять оклад работника с учетом результатов аттестации. Для привлечения высококвалифицированных ученых и специалистов (особенно по решению проблем реального сектора экономики в соответствии с государственными программами) предусматривается, что дополнительные средства, получаемые из внебюджетных источников научными организациями используются в виде стимулирующих надбавок к должностным окладам и премий.

Оплата труда работников организаций образования, здравоохранения, культуры и науки производится по соответствующей отраслевой системе независимо от ведомственной подчиненности организации, в которой они работают. Так, организации образования имеются в ведении практически всех федеральных органов исполнительной власти. Оплата труда работников этих организаций будет производиться по единой, предусмотренной для них отраслевой системе.

Помимо указанных систем, вводятся отраслевые системы оплаты труда работников социальной защиты населения, спортивных и физкультурных организаций, архивной службы, бюджетных сельскохозяйственных организаций, государственной службы занятости, гидрометеослужбы, системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Министерства обороны и других силовых министерств и ведомств, а также отраслевые системы организаций ряда министерств и ведомств.

Срочные трудовые договоры.

Новая система организации оплаты труда наряду с разработкой схем должностных окладов предусматривает возможность перевода работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров. Такая организация оплаты труда предусматривается для руководителей организаций и отдельных категорий высококвалифицированных работников.

Сфера применения срочных трудовых договоров устанавливается в отраслевых системах оплаты труда, зависит от характера отраслей и особенностей труда в организациях и учреждениях отраслей.

Уровни оплаты труда (должностных окладов, ставок, компенсационных и стимулирующих надбавок, доплат и других выплат) по индивидуальным условиям предусматриваются в пределах фонда заработной платы без ограничения максимальными размерами.

Нормирование труда. Новые отраслевые системы оплаты труда создаются на основе разработки норм и нормативов по труду, которые служат основой при подготовке штатных расписаний и расчета фондов оплаты труда организаций бюджетной сферы. Создание и совершенствование норм и нормативов для регламентации трудовых процессов является наиболее трудоемкой частью разработки новых систем оплаты труда, поскольку за последние десять лет действующие нормативные материалы в организациях бюджетной сферы в значительной части устарели. Для пересмотра и совершенствования норм и нормативов по труду необходимо провести инвентаризацию действующих материалов и разработать новую полноценную нормативную базу с целью определения трудозатрат и оптимизации численности работников организаций бюджетной сферы.

Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в формировании систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы

Конституция Российской Федерации устанавливает, что вопросы трудового законодательства, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [Конституция РФ]

Введение новых систем оплаты труда предполагает разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в части оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Предусматривается расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. На федеральном уровне предусматривается установление единых принципов оплаты труда работников организаций бюджетной сферы с учетом отраслевых особенностей, сложности труда и квалификации исполнителей.

Отраслевые системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, финансирование которых производится из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти. Отраслевые системы оплаты труда, установленные на федеральном уровне, могут быть рекомендованы для применения субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. В качестве федеральной гарантии в оплате труда работников организаций бюджетной сферы сохраняется минимальный размер оплаты труда. [Журнал «Социальная политика и социальное партнерство» №4 (2006г).] Субъекты Российской Федерации определяют системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, финансирование которых производится из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, на основе принципов отраслевых систем оплаты труда, установленных на федеральном уровне и вводят их самостоятельно в сроки, установленные федеральным законом. При определении уровня ставок и окладов работников организаций бюджетной сферы субъекты Российской Федерации ориентируются на собственные финансовые возможности.

При этом размеры ставок и окладов, установленных отраслевыми системами оплаты труда на федеральном уровне, и их соотношение с аналогичными показателями в субъектах Российской Федерации учитываются при расчетах трансфертов и размеров финансовой помощи субъектам Российской Федерации. За исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляются функции по обеспечению финансирования расходов на заработную плату по бюджетным организациям субъектов Российской Федерации. Принятые в регионах уровни оплаты труда будут фиксироваться в законодательных актах субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, финансирование которых производится из местных бюджетов, если такие полномочия предоставлены по решению соответствующего субъекта Российской Федерации с передачей соответствующих финансовых ресурсов.

В результате реализации данного подхода к распределению полномочий субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления получат возможность самостоятельно определять направления расходования средств собственных бюджетов. Одновременно повысится ответственность региональных органов государственной власти и муниципальных структур за уровень оплаты труда работников бюджетных организаций на подведомственных территориях. Заработная плата работников бюджетных организаций должна выйти на новый уровень, тем самым сократив разницу между оплатой в бюджетной сфере и в отраслях промышленности. Показатели роста заработной платы на примере работников здравоохранения:

Группы работников здравоохранения:2004 – 2005гг2006г
Младший медперсонал1800-3200руб.2500-4800руб.
Средний медперсонал4000-9000руб.9000-18000руб.
Врачи и руководители6000-12000руб.10000-23000руб.

Проведя анализ роста заработной платы при введении отраслевой системы оплаты труда мы видим, что благодаря надтарифным выплатам и увеличению минимальной заработной платы, а так же корректировкам внесенных в ЕТС, заработная плата работников бюджетной сферы становится конкурентно способной по отношению оплаты труда в других отраслях экономики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид