Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.


Поощрительное производство: общая характеристика

УДК 342.9

Страницы в журнале: 33-37

В.В. ВОЛКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия

Рассматривается общая характеристика поощрительного производства как совокупность стадий поощрения, целью которого является публичное признание заслуг государственного служащего. Сделан вывод, что совершенствованием локального правового регулирования является восполнение пробелов в процедурных правилах реализации прав и обязанностей субъектов поощрительных правоотношений.

Ключевые слова: поощрение, стадии производства, принципы, государственный служащий, административное право, трудовое право.

Production of encouragement: common description

Volkova V.

This article is devoted to common description of production of encouragement. It is totality of stages of encouragement. The purpose of this production is public confession of services of employee, respect for his efficient and just service. The conclusion of the article is that the perfection of local law regulation is filling gaps in procedure rules of subjects rights and obligations in encouragement relations.

Keywords: encouragement, stages of production, principles, employee, administrative law, labour law.

Поощрительное производство совершенно не вписывается в представления о процессе как юридической категории, сформировавшиеся под влиянием научных характеристик давно существующих и официально признанных процессов — гражданского и уголовного.

А.А. Гришковец объясняет это так: административный процесс в середине 1960-х годов рассматривался как своего рода слепок с процессов уголовного и гражданского[1]. Из процесса гражданского ведет свою «родословную» процедура рассмотрения споров в сфере государственного управления, а из уголовного — производство по делам об административных правонарушениях.

Государственное управление — поле деятельности системы органов исполнительной власти Российской Федерации — это многообразная организационно-властная деятельность, в ходе осуществления которой постоянно используются функции применения мер убеждения, в том числе и юридических, предусмотренных законодательством различных уровней в Российской Федерации. В процессе своей деятельности органы государственной власти просто обязаны в надлежащих случаях использовать различные средства поощрения граждан, отмечая тем самым их положительные действия. Деятельность этого плана является, несомненно, юридической, потому что, во-первых, компетентные государственные органы и должностные лица официально применяют не любые меры поощрения, а только те, которые устанавливаются специальными нормативными актами (прежде всего указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ)[2], а во-вторых, сам порядок применения этих мер регулируется правовыми нормами, относящимися к административно-процессуальному праву.

Примерно такими соображениями руководствовались, когда впервые предложили в конце 1960-х годов включить в систему производств административного процесса и производство по делам о поощрении. Как и ожидалось, последовала крайне негативная реакция, и прежде всего со стороны специалистов в области гражданского и уголовного процессов[3]. Не согласились с идеей и сторонники «юрисдикционной» концепции.

Несомненным свидетельством юридического характера данного производства являются многочисленные нормативные правовые акты материального и процессуального характера, регулирующие основные стороны названной процедуры.

Поощрительное производство представляет собой совокупность стадий поощрения, целью которого является публичное признание заслуг государственного служащего, оказание ему почета и уважения за эффективную и добросовестную службу на должностях в государственных органах. Процедуры, связанные с поощрением, не являются типичными для организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Они могут быть чрезмерно сложными либо, напротив, упрощенными. Тем не менее поощрение требует поэтапного соблюдения определенного порядка, отступление от которого может повлечь нарушение материальных прав и обязанностей.

Особенность поощрительных процедур заключается в том, что они регламентируют порядок поощрения наемных работников[4]. Каждая процедура включает в себя определенные этапы, которые устанавливаются либо нормативно, либо в индивидуальном порядке по соглашению сторон.

По мнению В.Н. Протасова, нормативная модель процедуры должна определять: целевое назначение и тип основных отношений, круг участников, акты поведения, которые они могут и должны совершить, последовательность их совершения, сроки и место осуществления как отдельных действий, так и процедуры в целом, средства, обеспечивающие ее функционирование[5].

Трудовой кодекс РФ и законодательство о поощрении госслужащих не содержат всех элементов такой модели. Таким образом, можно сделать вывод, что процессуальная сторона применения поощрительных норм еще достаточно не исследована.

На наш взгляд, можно выделить особенности поощрительного производства.

1. Поощрительному производству присущ определенный процессуальный режим, который позволяет более ответственно, справедливо, компетентно добиться результата, т. е. поощрения госслужащего.

2. В структуру указанного режима входят нормативная правовая основа поощрения; материальные и процессуальные поощрительные нормы; цели, задачи, функции, принципы поощрительного производства; соблюдение гарантий по достижению положительного эффекта и т. д.

3. Процессуальный поощрительный режим и поощрительное производство можно рассматривать через философские категории «содержание», «форма», где под первым подразумевается поощрительный режим, а под второй — поощрительное производство.

Думается, можно выделить также основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие, которые вытекают из общих принципов функционирования публичной исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.

Обоснованность означает, во-первых, наличие заслуги, во-вторых, соответствие ее награде. Явная несоразмерность меры поощрения ее фактическому основанию может вызвать у поощряемого и окружающих не радость, а огорчение и даже чувство несправедливости. Принцип соответствия нарушается и тогда, когда за небольшие заслуги даются большие премии (чины, награды).

Гласность поощрительной деятельности важна и для того, кто отличился, и для окружающих. Она повышает авторитет поощренного, улучшает отношение к нему окружающих. И вместе с тем положительно влияет на многих из тех, кто узнал, кого и за что поощрили.

Принцип разнообразия обусловлен огромным множеством заслуживающих поощрения действий, реагировать на которые администрация должна неодинаково, используя большой арсенал поощрительных мер. Кроме того, эти действия могут быть неоднократными и даже многократными. Многократное поощрение одного субъекта права не должно быть однообразным. Стимулирующая роль неоднократных благодарностей, премий и т. д. в силу особенностей человеческой психики постепенно снижается.

Поощрение лучше воздействует на поощренного и окружающих, если оно производится оперативно, своевременно.

ТК РФ устанавливает следующие процедуры. Законодатель, закрепив исключительное право поощрения за работодателем, тем самым предоставил ему право самостоятельно определять порядок поощрения, в то время как в ст. 132 ранее действовавшего Кодекса законов о труде было установлено применение поощрения работодателем совместно или по согласованию с соответствующим выборным органом. Такой порядок, как альтернатива единоличному применению мер поощрения, применяется в настоящее время в основном в крупных организациях.

Статья 372 ТК РФ предусматривает процедуры проведения консультации работодателя выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого соглашения о поощрении (относительно кандидатуры и меры поощрения). Такие дополнительные консультации проводятся по инициативе работодателя и в случае несогласия выборного профсоюзного органа с проектом локального нормативного акта, регламентирующего виды и основания поощрения[6].

Соглашаясь с В.Н. Протасовым в том, что нормы, устанавливающие материально-правовые процедуры, должны быть максимально приближены к системе законодательства, к тем регулярным нормам, реализацию которых они обеспечивают, необходимо отметить, что процедурные нормы, предусматривающие порядок реализации поощрения, следует закрепить в тексте того нормативного правового акта, в котором получила свое закрепление мера поощрения. Аргументом, подтверждающим данную позицию, является то, что процедурные нормы опосредуют «нормальную, позитивную реализацию регулятивных норм правоотношений», «которые вообще не могут быть реализованы без помощи надлежащей процедуры». Кроме того, «возникновение основных норм, осуществлению которых процедура служит, и процедурных норм должно быть синхронным»[7].

Законодатель, по-видимому принимая во внимание многообразие форм и видов поощрения, счел целесообразным возложить бремя процедурного регулирования на локальное нормотворчество[8]. На практике процедуры, связанные с реализацией специальных мер поощрения, закрепляются в тексте того нормативного правового акта, которым они установлены.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии нормативного закрепления основополагающих принципов процедурного регулирования, общих и специальных требований к поощрительному производству, к его системе, регламентации очередности действий участников поощрения.

В условиях несовершенства локального процедурного регулирования и усиления «хозяйской» власти работодателя представляется необходимым ограничение излишней формализованности процедуры, так как своевременное поощрение немаловажно.

Работодатели пользуются предоставленными им правами по своему усмотрению, и небезуспешно, допуская случаи субъективного подхода в определении круга поощряемых и размеров материального поощрения, а также в других вопросах. Вместе с тем отсутствие процедуры может сделать невозможным оспаривание применения (неприменения) поощрения, результатов, завершающих правоприменительные процедуры[9].

Во избежание подобных случаев на уровне процедурных норм необходимо регламентировать порядок предварительной оценки трудовых заслуг работников, представляемых к поощрению непосредственно руководителем или уполномоченным лицом структурного подразделения, куратором, органом, представляющим интересы работников. «Внутриколлективный характер распределительных связей позволяет, используя механизм представления к премированию, не прибегать к применению санкций со стороны работодателя. В этом случае нерадивые работники могут быть вообще не представлены к премированию, для чего не требуется приказа администрации, а достаточно решения коллектива…»[10]

Изменение поощрения возможно на начальной стадии развития поощрительной процедуры, до издания акта о поощрении, когда она изменяется или вообще завершается, не порождая прав и обязанностей. Работодатель в случае возникновения обстоятельств, влияющих на его первоначальное волеизъявление, вправе пересмотреть свою позицию относительно поощрения конкретных лиц, а также меры поощрения или размера. В этой ситуации поощрение следует рассматривать несостоявшимся.

Отмена поощрения возможна в случае выявления обстоятельств, при которых поощрение не состоялось бы (недостоверность сведений, ошибка, недобросовестность работника), и предполагает собой аннулирование приказа, исключение записи о поощрении из трудовой книжки, лишение работника предоставленных поощрением благ и наступление других последствий, связанных с недействительностью поощрения.

Признать недействительным поощрение в таком порядке можно лишь при условии возникновения у работника субъективного права на поощрение, о чем свидетельствует как издание приказа работодателем, так и вручение поощрения либо публичное обещание награды (если работник не оспаривает оснований, влекущих его). В противном случае в дело вступают процессуальные нормы.

Выплаченные же работнику в результате необоснованного поощрения денежные средства (премии) удержанию не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст. 137 ТК РФ, когда сумма премии необоснованно выплачена работнику вследствие счетной ошибки, а также в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда.

В отличие от отмены, лишение поощрения связано с виновным поведением работника, выразившимся в совершении противоправных действий (бездействия), послуживших основанием для такой отмены и ставших известными после издания приказа о поощрении (сообщение недостоверных сведений, подлог документов). Данная процедура преследует цель не столько наказания работника за проступок, сколько устранения всех неблагоприятных последствий его виновного поведения. По условиям применения она схожа с применением мер дисциплинарного воздействия (при наличии проступка, вины и причинной связи).

Бывают случаи лишения почетных званий за нарушение трудовой и производственной дисциплины: ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, прогулы, появление на рабочем месте в нетрезвом виде, систематические опоздания, преждевременные уходы с работы и другие нарушения правил внутреннего трудового распорядка, режима (хищение, умышленное ненадлежащее оформление документов), — а также за нарушение общественного порядка, за проступки в быту, вследствие привлечения к уголовной или административной ответственности.

Лишение звания как мера дисциплинарного воздействия предполагает издание соответствующего приказа руководителем. Если звание присвоено на основании решения коллегиального органа, то им же может быть принято решение и о лишении права. При этом работник лишается и всех преимуществ, связанных с присвоением звания[11]. Иногда процедурными нормами регламентирован порядок представления материалов на работника, опорочившего почетное звание.

Ряд локальных правовых актов предусматривает возможность применения такой меры ответственности, как лишение почетного звания, присвоенного работнику за трудовые заслуги в организации, что явно ухудшает его положение по сравнению с трудовым законодательством, которым установлен исчерпывающий перечень мер дисциплинарного воздействия за нарушение трудовой дисциплины. Исключениями являются случаи, когда лишение звания непосредственно предусмотрено действующим законодательством. Так, в статьях 43 и 45 УК РФ указано на возможность применения наряду с основным дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград к лицам, признанным виновными в совершении преступления по приговору суда[12].

В связи с этим возникает вопрос о восстановлении в правах на поощрение. В отсутствие соответствующей процедуры требуются реализация процессуальных норм и судебная защита. Когда основанием к лишению звания послужил приказ о наложении дисциплинарного взыскания, его отмена работодателем либо признание недействительным судом является основанием для восстановления нарушенных прав.

Насколько обоснованны установление требований к ежегодному подтверждению звания и его лишение на том основании, что работник отказался от прохождения этого формального мероприятия? Поскольку возложение на работника дополнительных обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, возможно только с согласия работника, а принятие поощрения еще не является согласием на принятие дополнительных обязательств, то и отказ от их выполнения не является поводом для применения к работнику санкций со стороны работодателя, основания для которых строго регламентированы законом[13].

Иногда процедура необходима, например при установлении доплаты или индивидуальной надбавки работнику, удостоенному почетного звания. В этом случае издается приказ, поскольку это влечет изменение существенных условий оплаты труда, требующих соответствующего оформления и защиты при возникновении разногласий.

Непосредственную связь с поощрением имеют также процедуры, касающиеся формирования фондов материального поощрения. Их наличие свидетельствует о реальности финансовых возможностей работодателя и его намерении поощрять добросовестный труд.

Таким образом, основной задачей, стоящей на пути совершенствования локального правового регулирования, является восполнение пробелов в процедурах реализации прав и обязанностей и защита законных интересов субъектов поощрительных правоотношений.

Исходя из нецелесообразности загромождения закона процедурными нормами, перенесение законодателем бремени правового регулирования поощрения на локальное нормотворчество вполне обоснованно, однако основные виды процедур и предъявляемые к ним требования, средства обеспечения должны найти свое отражение в ТК РФ, что обеспечило бы соблюдение принципов оптимальности и гарантированности поощрения.

Следует согласиться с предложением о возможном фиксировании основных принципов правового регулирования трудовых процедурных отношений: демократизма правового регулирования; многообразия систем и отдельных видов процедур, процессуальных форм, способов и средств; сохранения возможности оспаривания результатов, завершающих правоприменительные процедуры, а также последующих актов и действий, основанных на этих результатах[14].

С нормативной фиксацией принципов связана возможность наступления неблагоприятных последствий для работодателя в случае нарушения им требований поощрительной процедуры или ее игнорирования.

Установление разных по содержанию и назначению процедурных правил в законодательном порядке или на уровне локальных нормативных актов должно быть направлено на то, чтобы с разных сторон и в различных условиях обеспечить реализацию прав и обязанностей субъектов поощрительных правоотношений.

Библиография

1 См.: Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учеб. курс. — М., 2003. С. 431.

2 См., например, указы Президента РФ от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу»; от 18.02.2005 № 177 «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания»; постановление Правительства РФ от 21.09.2000 № 708 «Об утверждении Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации»; приказ МВД России от 20.02.2007 № 174 «О выплате ежемесячного денежного поощрения отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России».

3 См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество // Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова: Пер. с англ. — М., 1992. С. 77.

4 См.: Трудовое процедурно-процессуальное право: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Скобелкина. — Воронеж, 2002. С. 139.

5 См.: Протасов В.Н. Юридическая процедура. — М., 1991. С. 51.

6 См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Л.Н. Анисимова. — М., 2006. С. 261.

7 Протасов В.Н. Указ. раб. С. 51.

8 См.: Ухова Л.Д. Поощрительные процедуры в трудовом праве // Трудовое право. 2006. № 6. С. 18.

9 См.: Трудовое процедурно-процессуальное право. С. 51.

10 Молодцов М.В., Шахов В.Д., Якушев В.С. Права предприятия. — Свердловск, 1989. С. 121.

11 См.: Ухова Л.Д. Указ. раб. С. 19.

12 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — М., 2005. С. 89.

13 См.: Ухова Л.Д. Указ. раб. С. 19.

14 См.: Трудовое процедурно-процессуальное право. С. 56.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 169353

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид