В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение — 10%.
По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.
Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).
Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.
Предупреждение об увольнении госслужащих
Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).
Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.
Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.
Выплаты по сокращению штата госслужащих 2020
При этом законодательство устанавливает достаточно четкий порядок действий по извещению. Во-первых, уведомление представляется в письменном виде. Во-вторых, исключительно под роспись сотрудника. Отсутствие человека на рабочем месте по уважительной причине не является основанием для отсутствия извещения о предстоящем сокращении.
Федеральный закон не исключает случай увольнения работников организации по инициативе руководителя. Сокращение штата – абсолютный метод оптимизации деятельности на любом предприятии. Законодательством предусматриваются случаи, когда наемник, занимающий ликвидируемую должность, путем перевода имеет право получить другое свободное место в организации. Существует порядок проведения процедуры сокращения штатов, который обязан соблюдать руководитель.
Интересное: Сколько Всего Вопросов В Билетах Пдд 2020 Без Повторений
Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих
Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.
Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:
- Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
- Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.
Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.
Сокращение
Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.
Важно! Последняя редакция 79 Федерального закона вступила в силу в августе 2020 года. Например, были добавлены изменения в 31 статью, которая регламентирует отношения при ликвидации или сокращении должностей в государственном органе. Все трудовые взаимоотношения с госслужащими осуществляется по 79 и 57 федеральным законам. По регламенту трудового кодекса просматриваются только те моменты, которые не были учтены в регламенте этих законодательных актов.
Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:
- уведомление сотрудника в зависимости от типа сокращения (при ликвидации или реорганизации – 3 месяца, в остальных 2 месяца) в установленный срок;
Образец уведомления о сокращении должности
- уведомление профсоюза, который регулирует трудовые взаимоотношения в организации. Этот момент обязателен и осуществляется он в одно время с уведомлением сотрудников;
- уведомление всех заинтересованных служб и органов;
- при наличии свободных вакансий предоставляется возможность перевода в соответствии с квалификацией и должностными навыками;
- за месяц до фактического сокращения при отсутствии должностей в организации начинается поиск рабочих мест в однотипных государственных учреждениях;
- проводится внеочередная аттестация, которая позволяет ряду сотрудников получить преимущественное право на получение нового рабочего места;
- осуществляется перевод в соответствии с законодательными нормами;
- если сотрудник отказывается от предоставленных вакансий, то в установленный срок с ним расторгается трудовой договор. Любой отказ или согласие должны быть правильно оформлены и иметь письменную форму. Эти документы подкрепляются к личному делу сотрудника. Если отказа не было, но госслужащий был сокращен, то он имеет право обжаловать данное решение через обращение в судебную инстанцию. Важным моментом считается правильное заполнение отказа или согласия и обаятельное присутствие подписи сотрудника;
- в крайний день работы со служащим производится расчет. Также он должен получить все необходимые документы.
Важно! Если сотрудник согласен произвести досрочное расторжение договора, то ему также положена компенсация за неотработанный период времени, которая насчитывается по общему правилу.
Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.
Читайте по теме: Особенности увольнение муниципального и госслужащего с гражданской службы по собственному желанию
Читайте по теме: Расторжение срочного служебного контракта с государственным служащим
Варианты продолжения трудовых отношений
Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:
- если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
- при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.
Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).
Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.
Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.
В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.
Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.
В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.
Прогнозы по сокращениям и предшествующий опыт
С 2014 года действует законопроект, согласно установке документа. Число государственных работников требуется существенно снизить, так как государство тратит на их содержание чрезмерное количество средств, полученных от налогоплательщиков.
Систематически в областях и регионах проводятся реорганизационные процессы, направленные на оптимизирование работы аппарата. Сокращения в первую очередь будут затрагивать тех работников, которые занимают свои должности, не имея требуемого опыта, образования или квалификации, то есть, и права занимать это рабочее место граждане не имели априори.
На данный период времени ответственные и руководящие должности могут занимать исключительно граждане, получившие научную степень специалиста или магистра. Для других работников требуется профильное образование соответствующей категории.
Компенсация при увольнении по сокращению
Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.
Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.
Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.
Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).
Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:
- из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
- из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Процедура по сокращению служащего государственного ведомства
Как только вышестоящим руководством принимается решение по урезанию штата, работодатель дает установку на вынесение внутреннего соответственного приказа по структуре. Кадровый служащий обязан правильно зарегистрировать приказ, по установленным внутренним нормам учреждения. Работник кадрового отдела обязан официально уведомить конкретных сотрудников, входящих в список сокращений о том, что через два месяца планируется сокращение его вакансии.
Важно! Сотрудник обязан оставить свою роспись в документе соответствующего приказа. Помимо этого, уведомление о сокращении устанавливает точную дату последнего рабочего дня каждого сокращенного сотрудника.
Подпись и дата считаются обязательными. С их помощью в последующем работодатель имеет право доказать факт оповещения работника, что регламентировано действующим Федеральным законодательным сводом. Трудовое законодательство не требует данной процедуры, поэтому там такого положения не стоит искать.
Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего
Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.
Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:
- должностной оклад – 5 419 рублей;
- оклад за классный чин – 1 515 рублей;
- надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
- надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
- ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.
Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.
Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).
Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 + 542 + 6 503 + 5 419 + (210 102 : 12 мес.)).
Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).
В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.
Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.
Забытая идея
О запланированной на 2020 год реформе госслужбы, подразумевающей сокращение числа чиновников, Минфин объявил еще 19 марта. Говорила об этом та же Татьяна Нестеренко, причем практически теми же самыми словами. Однако весной, видимо, одна половина СМИ и блогеров была занята обсуждением только что принятого закона о фейк–новостях, а другая затаив дыхание следила за хроникой отставки президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Так что новость проскочила практически незамеченной.
Тем более странно выглядит, что нынешнее интервью замминистра финансов, в котором она рассказала об основных параметрах реформы, вдруг решили оспорить в аппарате правительства.
Пресс–секретарь премьер–министра Олег Осипов заявил, что никаких окончательных решений все еще не принято и совещаниям, на которых будут определены «основные принципы и направления реформы», еще только предстоит состояться. Такое впечатление, что с марта по сентябрь между Минфином и премьером шла не самая простая дискуссия. И решение публично напомнить о сокращении чиновников — лишь очередной аргумент в ней. Напомним, Дмитрий Медведев подступался к теме сокращения числа госслужащих неоднократно, будучи как главой правительства, так и президентом страны — в 2010 и 2013 годах. Но оба раза до реализации дело не дошло.
Теперь же речь идет о сокращении далеко не всех чиновников, а лишь сотрудников федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Согласно данным Росстата, по состоянию на конец 2020 года в центральных аппаратах министерств и ведомств работало 38 300, а в их территориальных представительствах — 398 898 человек. На первом этапе, который запланирован на 2020–2021 годы, собираются уволить 10% центральных и 15% территориальных работников ФОИВ. Таким образом, работу потеряют около 63,5 тысячи человек. Для Петербурга реформа, анонсированная Минфином, должна в таком случае означать сокращение 2 169 работников ФОИВ. Больше могут уволить только в Москве (3 849 человек) и Московской области (2 295 человек).
Чиновники попросили увеличить размер суточных выплат в командировках Общество
Обязательные выплаты при сокращении работника 2020
Оксану И., курьера, уволили 17 января 2020 года по сокращению штата из ООО «Рим». Ее оклад составлял 10 000 рублей в месяц. В день увольнения ей выплатили зарплату, а также компенсацию за своевременно неиспользованный отпуск и выходное пособие. Чтобы определить размер выходного пособия, расчетный период возьмем с первого января по 31 декабря 2020 года. Заработок Оксаны И. за этот период 120 000 рублей (10 000 рублей в месяц × 12 месяцев). За расчетный период она фактически отработала 247 дней. Средний дневной заработок сотрудницы составил: 120 000 рублей : 247 дней = 485,83 рубля в день. В первом месяце после увольнения (в период с 18 января по 17 февраля 2020 года) было 23 рабочих дня. Исходя из этого, выходное пособие составило: 23 дня × 485,83 рублей = 11 174,09 рубля.
Каждому работнику полагается дополнительная денежная компенсация. Ее начисляют независимо от иных выплат, которые предусмотрены ст. 178 ТК, при увольнении по причине сокращения (третья часть ст. 180 ТК). Дополнительную компенсацию специалистам исчисляют пропорционально до числа увольнения, указанного в выданном уведомлении. Компенсация положена по закону со следующего дня после фактического увольнения. Расчет выплат при сокращении работника 2020 осуществляется по формуле:
26 Июн 2020 glavurist 8924
Поделитесь записью
Похожие записи
Выплаты госслужащим при сокращении в 2020 году
Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, ежегодно выделявшее более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95–97 млрд руб.
Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.