Что такое дисквалификация
Дисквалификация первого лица компании крайне нежелательное событие, но вполне вероятное с учетом сложившейся судебной практики по административным правонарушениям. Данный вид наказания направлен на повышение эффективности административной ответственности руководителей Российских компаний (ООО, ПАО и АО).
Основными причинами дисквалификации руководителя являются нарушения трудового законодательства, к примеру: не выплата заработной платы, а также доведение компании до банкротства в совокупности с не возмещением причиненного ущерба. В большинстве случаев дисквалификация наступает, если нарушение совершается повторно.
Дисквалифицировать директора может только суд (решение суда), оспаривается подобное решение можно в вышестоящей судебной инстанции.
Вопрос видов ответственности рассмотрен в статье: Ответственность директора.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.
Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.
Дисквалификация лица как вид административного наказания
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ), судам следует иметь в виду, что самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.
Такие решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.
При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.
Порядок и сроки дисквалификации
Конкретная процедура дисквалификации и сроки привлечения спортсмена к ответственности законодательством не регламентированы и устанавливаются спортивными федерациями самостоятельно.
Так, согласно Приказу Минспорта РФ от 02.10.2012 N 267 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» (далее — Правила) после выявления у спортсмена запрещенных средств результаты передаются на рассмотрение Дисциплинарного антидопингового комитета. В отношении дела комитет проводит слушания, срок которых не должен быть более трех месяцев с момента уведомления спортсмена о нарушении им правил. Если спортсмен не возражает против того, что нарушил правила, слушания могут не проводиться.
Решение Дисциплинарного антидопингового комитета передается в орган РУСАДА, осуществляющий руководство текущей деятельностью, который высылает свое решение в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта для применения санкции на основании и во исполнение данного решения.
К сведению.
Если в ходе расследования нарушения антидопинговых правил РУСАДА станет известно о возможном нарушении антидопинговых правил персоналом спортсмена, то РУСАДА обязана сообщить о данном факте в федеральный орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях в указанной сфере.
О решении, принятом общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта на основании и во исполнение решения РУСАДА, общероссийская спортивная федерация по соответствующему виду спорта информирует международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, РУСАДА, Минспорт, органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ в разумные сроки.
Согласно Правилам срок дисквалификации в связи с нарушением антидопинговых правил может быть от одного года до пожизненного. Срок дисквалификации отсчитывается с даты, установленной решением соответствующей спортивной федерацией. При этом он может быть уменьшен, если выяснится, что нарушение совершено при незначительной вине спортсмена или его небрежности, но не более чем вдвое относительно минимального срока, предусмотренного за данное нарушение. Если срок пожизненный, то уменьшенный срок не может быть менее восьми лет.
Примечание.
Решения, принимаемые в соответствии с Правилами, могут быть обжалованы в установленном ими порядке.
Дисквалификация спортсменов-футболистов регламентирована ст. 16 Дисциплинарного регламента РФС, согласно которой дисквалификация налагается на матчи, дни или месяцы, годы. Если не оговаривается иное, она не может превышать 24 матчей или двух лет.
Если дисквалификация наложена на определенное число матчей, то в счет ее реализации идут лишь матчи, сыгранные командой дисквалифицированного лица. Если матч не доигран до конца, а результат матча аннулирован или если одной из команд будет присуждено поражение, дисквалификация считается реализованной. Если будет назначена переигровка матча, дисквалификация не считается реализованной.
Если дисквалификация сочетается со штрафом, она продлевается до тех пор, пока штраф не будет выплачен в полном объеме.
Все дисквалификации (включая автоматические), не реализованные в текущем сезоне, переносятся на следующий сезон.
Регламентом, например, предусмотрена дисквалификация за грубую игру, наказываемую удалением, — на три матча, за нанесение тяжелой травмы другому игроку, повлекшей стойкую или временную потерю трудоспособности, — не менее чем на семь матчей (ст. 35), за драку до, во время или после окончания матча — не менее чем пять матчей (ст. 37) и т. д.
Порядок дисквалификации директора
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Срок административной дисквалификации генерального директора
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 (шести) месяцев до 3 (трех) лет.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей
Дисквалификация может быть применена не ко всем работникам, а только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Что следует учитывать
При прекращении трудового договора по указанному основанию необходимо учитывать следующее:
- постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации вступает в силу по истечении срока на его обжалование (вступление в законную силу), либо после вынесения определения судом апелляционной или кассационной инстанции об оставлении этого постановления в силе. Отмена постановления о дисквалификации работника в порядке судебного надзора является основанием для восстановления работника на работе;
- увольнение применимо только к работнику, занимающему должность, которая указана в постановлении о дисквалификации;
- увольнение допускается лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Справочно: Как сменить директора.
§ 4. Дисквалификация руководителя организации
В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалифицированное лицо лишается права заниматься не полностью предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством.
Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
За административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, к административной ответственности могут привлечь не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
В сфере, контролируемой налоговыми органами, дисквалификация предусмотрена за:
— невыполнение в установленный срок законного решения, постановления налогового органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);
— представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Дисквалификация как санкция за нарушение законодательства о государственной регистрации является альтернативой штрафу в размере 5 тыс. руб.
Заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения для включения в государственный реестр, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Заметим, что за непредставление или несвоевременное представление, представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотрено вынесение предупреждения или штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), но дисквалификация виновника не предполагается.
Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.
Представление недостоверных сведений в регистрирующий (налоговый) орган характеризуется отсутствием умысла лица в предоставлении недостоверных сведений, что обусловливает меньшее административное наказание по сравнению с санкцией за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Следует отметить, что ст. 170.1 УК РФ также предусматривается такой состав, как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Вместе с тем указанное преступное деяние следует отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает только в случае получения дохода в крупном размере или причинения крупного ущерба.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.
Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.
Термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла. Лицо знает, осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения.
Представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений возможно, например, при представлении сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества (выявление фактов неоплаты уставного капитала), адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении), о паспортных данных физического лица.
Должностным лицом регистрирующего органа (налоговой инспекции) при обнаружении данных о совершении административного правонарушения, в том числе по основанию, установленному ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, немедленно после выявления совершения правонарушения должен быть составлен протокол об административном правонарушении.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, к административной ответственности привлекается должностное лицо юридического лица.
По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административных правонарушениях. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения, данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в частности, должен быть подписан должностным лицом юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента его составления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 318 АПК РФ постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ).
Сотрудник (в том числе руководитель), подвергшийся дисквалификации, должен быть уволен (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 8 ч. 1 ст. 83, 84 ТК РФ). Как определено ст. 83 ТК РФ, прекращение трудового договора допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Учет дисквалифицированных лиц ведется ФНС России в специальном реестре.
Нарушителя исключают из реестра только по окончании срока дисквалификации.
Обратите внимание: при приеме на работу гражданина на должность руководителя или специалиста работодатель обязан проверить, не дисквалифицирован ли претендент (ст. 32.11 КоАП РФ).
Заинтересованные лица могут получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Предоставление выписки (справки) осуществляется в Порядке, установленном Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц».
Также следует помнить, что за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб. с него самого, а за заключение с таким руководителем договора на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия на юридическое лицо налагается штраф в размере до 100 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП РФ).
Выше мы указали основания, по которым директор может подвергнуться дисквалификации по инициативе самой налоговой службы, однако дисквалификация как вид административного наказания предусмотрена и за множество других нарушений.
По мере получения из судов копий соответствующих решений налоговая служба формирует реестр лиц, дисквалифицированных за совершение, в частности, следующих административных правонарушений:
— нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права о труде и об охране труда, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
— незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 5.53 КоАП РФ);
— нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (ч. 2 ст. 7.23.1 КоАП РФ);
— нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (ч. 2 ст. 7.23.2 КоАП РФ);
— осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
— нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1 КоАП РФ);
— нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива (ст. 9.17 КоАП РФ);
— нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт, повлекшее полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической и (или) тепловой энергии потребителями более чем на три календарных дня (ст. 9.18 КоАП РФ);
— нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 4 ст. 13.19.1 КоАП РФ);
— продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ);
— завышение (занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги (ч. 1, 2 ст. 14.6 КоАП РФ);
— фиктивное банкротство (ч. 1 ст. 14.12 КоАП РФ);
— преднамеренное банкротство (ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ);
— сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);
— неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний (ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ);
— неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ);
— незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации (ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ);
— неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ);
— нарушение организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах (ч. 3 ст. 14.24 КоАП РФ);
— воспрепятствование организатором торговли проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок (ч. 4 ст. 14.24 КоАП РФ);
— нарушение ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности (ч. 5 ст. 14.24 КоАП РФ);
— незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 14.29 КоАП РФ);
— злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ);
— заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ч. 1 и 2 ст. 14.32 КоАП РФ);
— непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ);
— нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства (ч. 1 — 3 ст. 14.47 КоАП РФ);
— представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции (ст. 14.48 КоАП РФ);
— грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ);
— нецелевое использование бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ст. 15.14 КоАП РФ);
— нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 и 2 ст. 15.19 КоАП РФ);
— неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ст. 15.21 КоАП РФ);
— нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1, 2 ст. 15.22 КоАП РФ);
— нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ч. 1 — 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ);
— незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 15.24.1 КоАП РФ);
— неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3, 4 ст. 15.27 КоАП РФ);
— нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов (ч. 1 — 7, 9, 10, 10.2, 11 ст. 15.29 КоАП РФ);
— манипулирование рынком, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ст. 15.30 КоАП РФ);
— нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (ч. 1, 4 ст. 15.35 КоАП РФ);
— грубое нарушение головным исполнителем или исполнителем государственного оборонного заказа правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (ст. 15.37 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа (ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа (ч. 2.1 — 2.3, 2.6, 2.7 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа (ч. 3 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов (ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания (ч. 13, 14 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии (ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (ч. 18, 19 ст. 19.5 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля (ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ);
— неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму (ст. 19.5.1 КоАП РФ);
— непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (ч. 3 ст. 19.7.1 КоАП РФ);
— непредставление в предусмотренных законом случаях информации в Банк России, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 19.7.3 КоАП РФ);
— непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса (ч. 2 ст. 19.8.1 КоАП РФ);
— нарушение правил производства, продажи, передачи, хранения, перевозки, экспонирования или учета оружия и патронов к нему (ч. 2, 3, 6 ст. 20.8, ст. 20.10 КоАП РФ);
— нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 20.30 КоАП РФ).
За все эти правонарушения может быть назначено наказание в виде дисквалификации на различные сроки, информацию о факте дисквалификации и ее причинах можно получить в реестре, который ведет налоговая служба, куда поступают копии вступивших в силу соответствующих постановлений судов.
Общедоступный реестр дисквалифицированных лиц размещен на интернет-портале ФНС России https://service.nalog.ru/disqualified.do.
Кроме этого, ФНС России дает возможность проверить, не входят ли в состав исполнительных органов любого интересующего вас юридического лица дисквалифицированные лица (https://service.nalog.ru/disfind.do).
Учитывая, что проблемные контрагенты зачастую могут стать причиной не только потерь в бизнесе, но и привлечь к организации пристальное внимание налоговых органов, порекомендуем еще несколько интернет-сервисов, которые позволяют проверить контрагента и его руководителя на предмет добросовестности:
— https://egrul.nalog.ru — Единый государственный реестр юридических лиц (можно узнать, зарегистрировано ли юридическое лицо, не исключено ли из реестра);
— https://service.nalog.ru/uwsfind.do — сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации;
— https://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr — сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые должны публиковаться в соответствии с законодательством РФ;
— https://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83 — сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц;
— https://service.nalog.ru/addrfind.do — реестр адресов массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими фирмами). Если такой адрес у контрагента, это зачастую признак так называемой фирмы-однодневки;
— https://service.nalog.ru/svl.do — сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке;
— https://service.nalog.ru/baddr.do — сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует;
— https://service.nalog.ru/zd.do — сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчетность более года;
— https://fssprus.ru/iss/ip — банк данных исполнительных производств ФССП России;
— https://rnp.fas.gov.ru — реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков);
— https://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 — проверка по списку недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина РФ, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан РФ;
— https://kad.arbitr.ru — база данных судебных дел арбитражных судов РФ.
Содержание
Последствия дисквалификации директора и что делать
С момента вступления в законную силу решения суда о дисквалификации, руководитель организации обязан немедленно прекратить управление организацией. Также подобная обязанность возникает у работодателя (учредителей) на основании ст. 3.2 КоАП РФ .
Судебное постановление вступает в силу
- (если) оно не обжаловалось — по истечении 10 (десяти) дней со дня, когда директор получит копию постановления;
- (если) обжаловалось — в день вынесения районным судом решения по жалобе.
Ответственность за не освобождение от должности
Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать
- директора на 5 000 руб.,
- а организацию на сумму до 100 000 руб.
Согласно части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
Подписание договоров не возможно
Заключенные и подписанные договоры дисквалифицированным директором, являются сделками заключенными лицом без полномочий, а договор признается не заключенным.
Внимание!
- Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в гос. органах) по доверенности, выданной новым руководителем фирмы.
- Если директор дисквалифицирован в одной фирме, то это накладывается на другие организации, где он является директором.
Если директор продолжает занимать должность
Если гендиректор продолжит выполнять свои полномочия после дисквалификации, то:
- компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.,
- директора оштрафуют — до 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП). Такая же ответственность наступит, если дисквалифицированный директор устроится в другую компанию.
В трудовую книжку дисквалифицированного директора вносят специальную запись:
«Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ».
Спортивная дисквалификация
Понятие спортивной дисквалификации спортсмена раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон N 329-Ф3). Это отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта, или положений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями.
Если спортсмена дисквалифицировали, он может быть уволен, но не по п. 8 ч. 1 ст. 83, а по ст. 348.11 ТК РФ, которой предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом:
— спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев;
— нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации.
Итак, сделаем выводы:
1. Спортивная дисквалификация заключается в отстранении спортсмена от участия в соревнованиях.
2. Дисквалифицировать спортсмена имеет право международная или общероссийская спортивная федерация по соответствующему виду спорта.
3. Основанием дисквалификации спортсмена является нарушение:
— правил вида спорта или положений (регламентов) спортивных соревнований;
— антидопинговых норм;
— норм, утвержденных международными или общероссийскими спортивными организациями.
4. Если спортсмен нарушил антидопинговые правила и дисквалифицирован менее чем на шесть месяцев, он может быть уволен по п. 2 ст. 348.11 ТК РФ. Если же спортсмен был дисквалифицирован на срок шесть и более месяцев, основанием увольнения будет п. 1 ст. 348.11.
5. Поскольку в силу ст. 192 ТК РФ увольнение спортсмена по основаниям, установленным ст. 348.11 ТК РФ, относится к дисциплинарным взысканиям, при увольнении должна соблюдаться процедура, установленная ст. 193 ТК РФ.
Разберемся во всем по порядку.
Практика и особенности дисквалификации по налоговым правонарушениям
Основная часть нарушений в рамках которых была применена дисквалификация приходится:
- Предоставление заведомо ложных сведений, в т.ч. при регистрации юридических лиц, Это самая распространенная причина для дисквалификации директора (ч. 5 ст. 14.25 КоАП). Здесь налоговики проверяют, находится ли компания по заявленному адресу. Если ее по адресу нет, то инспекторы запросят достоверную информацию или обратятся в суд. Судьи обычно выносят решение о дисквалификации генерального директора на срок от 1 до 3 лет. Три года — максимальный срок дисквалификации директора. Советы а. Запросите и проверьте документы, которые подтверждают права на помещение у собственника или арендатора; б. арендуйте помещение, где действительно будут работать сотрудники компании (как минимум секретарь); в. проверьте выбранный адрес на предмет массовой регистрации на онлайн-ресурсе ФНС (https://service.nalog.ru/addrfind.do). г. представьте доказательства реальности своего адреса, если налоговики уже обратились в суд (документы, фотографии, протокол нотариального осмотра, показания свидетелей).
- Отсутствие движений по счетам Если в течение года не было отчетности в налоговую и не проводились операции по счетам, компанию признают недействующей и исключают из ЕГРЮЛ. Если у компании на момент исключения был долг перед бюджетом, то директор в течение последующих 3 лет не сможет зарегистрироваться руководителем в других компаниях. Такую ответственность нельзя назвать дисквалификацией, но последствия она имеет те же. И эта мера применяется к директору без суда. Советы а. Периодически проверяйте почту, которая приходит на юрадрес компании, даже если она не работает. Туда может прийти письмо от налоговиков с запросом достоверной информации о фирме или требованием погасить задолженность. б. Подайте в налоговую инспекцию нулевую отчетность, чтобы подтвердить деятельность компании. В этом случае кроме штрафа за просрочку декларации ничего не будет. в. Убедитесь, что долг погашен, а документы приняты инспекцией и дополнительная информация не требуется. г. Проверьте данные в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте. д. Удостоверьтесь, что новый директор внес информацию о смене руководителя в реестр дисквалифицированных лиц, получив бесплатную выписку из ЕГРЮЛ на компанию через онлайн-сервис (https://egrul.nalog.ru). В случае проблем ответственность ляжет на директора, указанного в реестре.
- Повторное нарушение трудового законодательства, в т.ч. прав трудящихся. Другая распространенная причина дисквалификации директора — повторное нарушение трудового законодательства (п. 2 ст. 5.27 КоАП). Например, в компании нарушают порядок ведения трудовых книжек, неверно составляют график отпусков. — если нарушение выявили впервые, то директора только оштрафуют (п. 1 ст. 5.27 КоАП); — если то же нарушение обнаружат снова, то директора дисквалифицируют на 1 — 3 года. Суд дисквалифицирует директора только за аналогичные нарушения. Но при этом не важно, совершил директор одинаковые нарушения в одной компании или в разных организациях. Советы а. Оспаривайте первое постановление, даже если это был небольшой штраф за нарушение трудовых норм, если привлекают к административной ответственности. Второе нарушение грозит уже дисквалификацией. б. Оспаривайте уже принятое судом решение о дисквалификации директора, ссылаясь на отсутствие аналогичных нарушений.
- Работа без ККТ Если компания не использует ККТ и это повторное нарушение, то суд дисквалифицирует директора на срок до 2 лет. При условии, что сумма расчетов без ККТ составила 1 млн. руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП). При первом нарушении компанию только оштрафуют (ч. 2 ст. 14.5 КоАП). Советыа. Всегда оспаривайте первый и повторный штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение никогда не дисквалифицируют, поэтому отсутствие штрафов Вас защитит. б. Саму дисквалификацию тоже можно оспорить. Чтобы обжаловать такое решение, ссылайтесь и на то, что сумма расчетов без применения ККТ была меньше 1 млн. руб.
- Нарушения при банкротстве,
- Нарушения порядка раскрытия информации.
В 85% из 100% санкция дисквалификации была применена к руководителю организации (директору, генеральному директору, заведующему и т.п.), что говорит о том, что дисквалификация является мерой воздействия на управленцев, работающих в хозяйственной сфере.
Основания дисквалификации
Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.
Таблица
Причина дисквалификации | Основание |
Нарушение законодательства о труде и охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение | Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ |
Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю | Статья 5.53 КоАП РФ |
Фиктивное или преднамеренное банкротство. Речь идет о заведомо ложном объявлении руководителем организации о несостоятельности, в том числе его обращение в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Наказание также предусмотрено за умышленное создание или увеличение неплатежеспособности | Статья 14.12 КоАП РФ |
Неправомерные действия при банкротстве. Предусмотрены различные составы правонарушения, например сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др. | Статья 14.13 КоАП РФ |
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения | Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ |
Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий | Статья 14.32 КоАП РФ |
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг | Статья 14.33 КоАП РФ |
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор | Статья 19.5 КоАП РФ |
Незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет | Статья 14.29 КоАП РФ |
Рассмотрим подробно ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.
Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например, представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.
Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.
Как проверить на дисквалификацию будущего директора?
Статья 32.11 КоАП установила для работодателя обязанность запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией. Впрочем, само по себе нарушение этой обязанности никакой ответственности для компании не сулит, административная ответственность возникнет, только если на указанную должность будет принято дисквалифицированное лицо. Но об этом ниже.
Организация до назначения на должность генерального директора, формирования исполнительного органа управления, избрания члена совета директоров (наблюдательного совета), назначения управляющего должна запросить информацию о дисквалификации в отношении этих лиц.
С 1 января 2012 года ведением Реестра дисквалифицированных лиц занимается ФНС России.
ФНС ведет реестр дисквалифицированных лиц (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/disqualified_persons/). При обращении с соответствующим запросом выдается выписка о дисквалифицированном лице или об отсутствии такой информации в реестре.
а также
Запрос по форме, утвержденной приказом ФНС, подается в любой территориальный налоговый орган, независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Запрос можно подать непосредственно в ИФНС, по почте или через сайты ФНС или Госуслуг. Но для подачи через интернет необходимо заверение запроса усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.
Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, – 5 дней с даты получения соответствующего запроса.
Если в Реестре содержится информация о гражданине, в отношении которого подан запрос, то выдается выписка из Реестра, если нет – справка.
Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Для всех остальных (кроме органов государственной власти и местного самоуправления) – за пошлину в размере 100 рублей.
Ответственность ООО за директора
Организацию признают виновной и в том случае, если о дисквалификации соискателя не было известно. Компания обязана самостоятельно проверить информацию о директоре, когда заключает контракт (ч. 2 ст. 32.11 КоАП).
Какие сведения хранятся в реестре
Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.
В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:
- фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
- в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
- дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
- срок дисквалификации;
- даты начала и истечения срока дисквалификации.
После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.
Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.