Как уволиться с военной службы по собственному желанию? Часть 1: уважительные причины.

Главная / Трудовое право / Увольнение и сокращение / Увольнение

Назад

Опубликовано: 09.05.2017

Время на чтение: 6 мин

0

2290

Любой человек желающий отслужить в армии рано или поздно может столкнуться с тем, что ему придется уволиться с работы для подписания контракта с ВС РФ или МВД РФ и прохождения дальнейшей службы.

В нашей статье мы ответим на самые важные вопросы, которые могут возникнуть у наших читателей, и подробно опишем процесс увольнения при дальнейшем устройстве на военную службу по контракту.

  • Законодательство
  • Процедура увольнения и порядок действий
  • Выплаты увольняющемуся сотруднику
  • Сохраняется ли рабочее место за сотрудником, который устраивается на контракт?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Задать вопрос

Можно ли уволиться военнослужащему по контракту по собственному желанию

В 51 статье закона о воинской обязанности и военной службе прописано множество поводов для увольнения. В первом пункте указываются причины, которые касаются всех военнослужащих. Кроме того, конкретно для контрактников имеются пункты 2, 3 и 6. Увольнение по собственному желанию регулируется лишь шестым пунктом.

В нём указывается, что служащий может уволиться по собственному желанию при одобрении аттестационной комиссии и при наличии уважительного повода. Проблема заключается в том, что «уважительные причины» никак не расшифровываются. Это даёт командиру свободу для решения, поэтому всё зависит от его отношения.

К сведению

Для увольнения по своему желанию нужно сначала составить рапорт, где указать уважительные причины для такого решения. После этого командир направляет военного на аттестационную комиссию, которая анализирует переданные ей материалы. Вывод комиссии не является обязательным для исполнения, окончательное решение принимает командир.

Многие ошибочно полагают, что к категории уважительных причин относятся лишь семейные обстоятельства, которые описаны в пункте 3. Вот краткий их перечень:

  1. Невозможность проживания члена семьи вместе со служащим. Обычно такое бывает при службе на территории с суровым климатом или при смене места, когда супруг или супруга не может переехать с военным.
  2. Из-за необходимости ухаживать за недееспособным родственником. Проблемы со здоровьем должны быть подтверждены медицинской экспертизой. При этом обязаны отсутствовать другие родственники, способные ухаживать за членом семьи.
  3. При необходимости ухаживать за ребёнком до 18 лет, когда другого родителя (матери/отца) нет.
  4. Из-за потребности заботиться (быть опекуном) о несовершеннолетнем родном брате или сестре, когда нет других родственников, которые могли бы делать это.

Однако это не так. Данные причины не зря вынесены отдельно. Да, из-за них добиться увольнения проще всего, но в шестом подразумеваются именно другие обстоятельства, которые не вошли ни в один из пунктов статьи 51. Именно для оценки «степени уважительности» и создаётся аттестационная комиссия.

Среди аргументов военнослужащих нередко приводятся следующие доводы:

  • невозможность содержать семью на то довольствие, которое получает военный;
  • уклонение супруги от воспитания детей, когда контрактник не разводится, но при этом жена не лишена родительских прав, то есть повод для увольнения по семейным обстоятельствам недостаточный;
  • беременность супруги.

В практике есть случай, когда комиссия одобрила увольнение по той причине, что служба на должности не позволяла эффективно применять уровень образования (перевод на другую должность был невозможен).

Важно

Уважительной может считаться причина, которая не позволяет военнослужащему соблюдать условия контракта.

При этом «уважительность» поводов оценивается исходя из личности контрактника, а также его семейного и финансового положения. Поэтому одинаковые причины для одних военных могут признаваться уважительными, а для других – нет. Разумеется, комиссия должна оценивать поводы с соотнесением их с личностью военнослужащего, а не с собой или обществом.

Уважительные причины и основания для прекращения контракта

Закон № 53-ФЗ устанавливает 3 категории увольнения из ВС:

  1. Не зависящие от сторон обстоятельства: окончание срока действия контракта, предельный возраст военнослужащего, состояние здоровья, не позволяющее нести службу.
  2. Инициатива командования: утрата доверия, совершение преступного деяния и лишение свободы, приобретение иного гражданства, грубое нарушение военнослужащим контрактных условий, вынесенный судом приговор о запрете занимать воинские должности.
  3. Инициатива военнослужащего (по собственному желанию).

Уважительные причины увольнения по собственному желанию перечислены в ст. 51 Закона № 53-ФЗ: в пп. 3 и 6 — для контрактников и в п. 4 — для призывников.

Пленум Верховного суда РФ проанализировал результаты судебных разбирательств по данному вопросу и обобщил их в 2014 году своим постановлением № 8. Вескими основаниями для увольнения военнослужащего контрактной службы по собственному желанию признаются такие обстоятельства:

  1. Состояние здоровья, не позволяющее в полной мере исполнять контрактные обязанности. Доказательством служит заключение военно-врачебной комиссии.
  2. Изменение места жительства семьи (жены, детей) по объективным причинам. Основанием может стать отсутствие надлежащих условий для проживания семьи в месте несения службы, рождение ребенка и отсутствие условий для его воспитания, заключение брака и т.п.
  3. Необходимость ухода за близкими родственниками. К ним относятся жена, дети, родители. Для признания такой причины необходимо заключение медико-санитарной экспертизы.
  4. Перевод на другую должность или новое место службы с понижением.
  5. Значительное и периодическое нарушение условий контракта со стороны командования (о порядке и последствиях увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта читайте тут).
  6. Несоответствие предложенной должности полученному воинскому образованию.

При несении срочной службы в качестве веских причин признается наличие опекаемых несовершеннолетних детей, получения статуса отца-одиночки, наличие 2-х и более собственных детей или ребенка с инвалидностью в возрасте до 3-х лет.

Уважительной причиной увольнения с воинской службы признается избрание в выборные органы (местные или федеральные), получение подданства или гражданства иного государства, устройство на работу в государственные органы.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

Все действия военнослужащего при увольнении по собственному желанию регламентированы законами и Уставом. Чтобы добиться увольнения, нужно выполнить такой порядок действий:

1. Рапорт пишется в двух экземплярах. Жёстких требований к нему нет, дозволительна свободная форма.

В рапорте обязательно указывается повод увольнения по своему желанию. Причину (или причины) нужно подробно описать, дать весомое обоснование, почему служить больше нет возможности. К рапорту необходимо прикрепить копии всех бумаг, которые докажут наличие поводов для увольнения. Ими могут стать:

  • результаты медицинского обследования;
  • новая прописка супруги, если она сменила место проживания;
  • результат медицинского обследования недееспособного родственника;
  • бумаги, доказывающие наличие ребёнка, о котором нужно заботиться, и отсутствие других родственников, способных взять эту обязанность на себя.

Рапорт может выглядеть таким образом:

Пример

Командиру ___________

________________ (ФИО)

воинской части №______

Рапорт

Прошу меня _________________________________________________________________________ (написать звание, ФИО и должность) уволить или направить вышестоящему начальству ходатайство о моём увольнении из Вооружённых сил Российской Федерации. Основанием для оставления мною службы является ___________________ (расписать подробно повод увольнения, желательно даже несколько причин).

При этом я отказываюсь от врачебного обследования военно-медицинской комиссией (можно наоборот, написать, что прошу направить меня на обследование).

Должность, звание Подпись Расшифровка

Дата

Приложение с копиями всех документов, которые подтверждают наличие веской причины, должны прикрепляться к рапорту отдельно.

2. На обоих экземплярах указывается номер входящего документа и время его приёма в оборот. Всё это пишется в строевой части, а не самим служащим. Один экземпляр остаётся в архиве, второй выдаётся на руки военному.

Согласно статье 106 Дисциплинарного Устава, а также пунктов 12, 13 статьи 31 Положения о воинской службе строевая часть не может отказаться рассматривать заявление военного, не давать официального хода документу или не регистрировать его при поступлении.

Второй экземпляр рапорта пригодится для обоснования обвинения в суде. Он является доказательством факта противоправных действий со стороны руководства и будет использоваться в судебном процессе.

3. Согласно статье 116 Дисциплинарного Устава рапорт должны рассмотреть в течение 30 дней, после чего вынести решение в письменном виде и отправить его служащему.

К сведению

Срока давности у рапорта нет. Поэтому если в течение месяца ответ от командира в письменной форме не был получен, то необходимо обращаться в суд с жалобой на бездействие начальства. Решить вопрос можно также через прокурора гарнизона.

4. Командир должен предъявить рапорт аттестационной комиссии. В неё входят военные юристы и врачи, командир части и другие офицеры (в зависимости от ситуации). Вместе с рапортом нужно предоставлять прочие бумаги, которые доказывают наличие у военного веской причины.

5. В задачи комиссии входит исследование всех документов служащего, проведение расследования. Обязательно выслушиваются аргументы военного. Главная цель комиссии – установить действительно ли причины для увольнения достаточно веские. Весь процесс занимает не более 7 дней, но иногда проверка затягивается на 2 недели.

6. Аттестационная комиссия выносит решение в письменном виде. Все документы, которые участвовали в деле, должны быть подписаны командиром военного согласно Приказу МО под номером 100 от 06.04.2002.

7. Вывод аттестационной комиссии не является поводом для увольнения. Окончательное решение принимает командир служащего. Протокол комиссии – лишь перечень аргументов, которые должны учитываться начальником.

8. Окончательное решение принимает командир или вышестоящее начальство. При этом сроки никак не регламентированы, подразумевается, что решение должно выноситься в разумное время. Если военному кажется, что командир затягивает намеренно, то можно обратиться в суд или прокуратуру.

Информация

До решения об увольнении контрактник обязан выполнять приказы начальства и нести службу как обычно. Весь процесс со дня написания рапорта до получения результата может занять не один месяц, к тому же нередко начальство намеренно затягивает процесс, так что нужно набраться терпения и писать жалобы на бездействие. После увольнения полагаются выплаты, о которых рассказывается ниже.

Порядок увольнения из ВС РФ

ФЗ-53 от 28.03.1998 года предусматривает порядок увольнения с военной службы по окончании контракта, причины для этого указаны в статье 51:

  • достижение предельного возраста службы;
  • истечение контракта;
  • признание ограниченно годным к несению военной службы или не годным для этого;
  • лишение воинского звания;
  • потеря доверия;
  • лишение свободы или права занимать определенные должности на основании судебного решения;
  • избрание в законодательные органы власти в качестве депутата;
  • прекращение гражданства РФ.

Закон не позволяет иностранцам служить в ВС РФ. Однако двойное гражданство не считается основанием для увольнения. Но его наличие может помешать продолжить работу в отдельных военных частях.

Предусматривается возможность уволить военнослужащего досрочно, основываясь на положениях статьи 51 ФЗ-53. Там указан перечень причин, по которым возможно прекратить действие договора.

Процесс увольнения со службы достаточно простой, если коротко, то он сводится к следующему:

  • написание рапорта;
  • сбор необходимых документов командиром части или другим ответственным сотрудником;
  • проведение собеседования с кандидатом на увольнение;
  • предоставление документов, подтверждающих исключение из кадрового состава конкретно взятой военной части.

Не всегда увольнение связано с прекращением военной службы. Иногда невозможно перевести гражданина из одной части в другую. Например, если она относится к другому роду войск. Таким образом, необходимо сначала уволить, а потом подать документы в военкомат для подписания нового контракта.

Для этого потребуются паспорт и военный билет. Характеристика с предыдущего места прохождения службы может ускорить процесс подписания нового контракта.

Действия командования части

Необходимо предусмотреть процессуальные нормы увольнения военнослужащего по окончании контракта. Если не выполнить все должным образом, решение можно обжаловать в суде. Тогда военнослужащего должны восстановить в должности и выплатить ему деньги, положенные по договору.

  1. собрать данные о прохождении службы, сделать расчет выслуги лет и ознакомить военнослужащего с данными, чтобы уточнить, будут ли возражения. Стоит внимательно отнестись к подсчету стажа, так как служба в некоторых войсках считается 1:1,5 или 1:2. Подробнее об этом ниже;
  2. провести беседу с военнослужащим и записать основные ее моменты. Данные подписываются обеими сторонами.

Если командир части хочет продлить контракт, он должен известить о своем решении за три месяца до истечения действующего. Увольнение военнослужащего-женщины не допускается во время беременности и нахождения в декретном отпуске. Контракт автоматически продлевается на период нетрудоспособности до исполнения ребенку 1,5 лет.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

Пенсия назначается лишь при увольнении по выслуге лет. Поэтому бывшие военные, которые покинули службу по собственному желанию, могут рассчитывать на единовременное пособие, премию и материальную помощь.

Единовременное пособие

Его величина зависит от выслуги лет и других заслуг:

  • 2 месячных оклада выдаётся людям, отслужившим меньше 20 лет;
  • 7 окладов – тем, кто прослужил 20 лет;
  • ещё один оклад могут прибавить, если военный имеет награды;

Премия

Она может выплачиваться за особые заслуги или просто в качестве похвалы за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей. Размер зависит от воли командира. Обычно выплачивается 1, 2 или 3 месячных оклада. Премия не влияет на величину единовременного пособия.

Материальная помощь

В соответствии с приказом МО под номером 2700 бывшему военному может оказываться материальная помощь в виде ежегодной выплаты. Её размер должен быть не менее одного месячного оклада служащего. Величина материальной помощи зависит от звания и должности.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 «О воинской обязанности в военной службе», принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами. Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами. Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид