Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя


Законодательство об увольнении учителя

Ситуации, в которых речь идёт об увольнении, зафиксированы в статье 77 Трудового Кодекса РФ. Её положения, в частности, действительны по отношению к тем, чья профессия — быть учителем. Однако работа с детьми — дело сложное и ответственное и в процессе образовательной деятельности часто возникают сложные ситуации, в которых необходимо правильно разобраться.

Иногда родители недовольны тем, как поступает учитель, и пишут жалобы на него. Важно знать, может ли это стать причиной прекращения трудового договора с педагогическим работником. Для того, чтобы в этом разобраться, надо принять во внимание, что ТК РФ в статье 336 предусматривает дополнительные основания для увольнения педагогических работников.

Если на учителя поступила жалоба, то прежде всего необходимо разобраться в том, есть ли для неё объективные основания. Если она соответствует действительности, то это может стать причиной прекращения действия трудового договора. Если жалоба не подтвердилась, то это не должно влиять на работу учителя.

В статьях 192 и 193 ТК РФ указано, что следует понимать под дисциплинарными нарушениями, за которыми может последовать увольнение.

При выявлении нарушения может быть произведено внутреннее расследование для того, чтобы убедиться в том, что это подтверждено фактами. Основанием для такого разбирательства может быть поданная на педагога жалоба. Первым шагом в расследовании является требование руководителя учителю предоставить объяснение произошедшему.

Важно учитывать, что если нарушена процедура рассмотрения дисциплинарного взыскания, то это означает, что произошедшее нарушение теряет юридическую силу в качестве основания для наказания.

Увольнение возможно только в случае, если нарушение обоснованно квалифицировано в качестве грубого. Если это не так, то применяются более мягкие дисциплинарные меры, например, выговор или замечание.

Надо понимать, что дисциплинарные меры могут проводиться только в тех случаях, когда произошло конкретное и доказанное нарушение, разбирательство по которому было оформлено надлежащим образом.

Надо, что наказание было соразмерно степени тяжести совершенного нарушения. При этом должны быть учтены конкретные обстоятельства произошедшего.

Если от учителя требовали то, что он не был обязан делать, что не было предусмотрено уставом, трудовым договором и другими нормативными документами, то это не может рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка.

В статье 77 приведены основания для расторжения трудового договора. Они могут быть следующими:

  • по желанию сотрудника;
  • на основе соглашения, заключенного сторонами;
  • по инициативе, проявленной работодателем.

В последнем случае необходимо предъявить учителю нарушение статьи 81 ТК РФ.

Основания для увольнения по закону

Учитель, как и любой другой работник, может уволиться по собственной инициативе. Если с ним заключен бессрочный трудовой договор, то прекращение трудовых отношений возможно по его собственному желанию. При этом педагог должен поставить руководство в известность письменно за 14 дней.

Предлагаем ознакомиться Пристав не может отловить деньги у должника-организации

Если учитель был принят на работу по договору, который имеет определенный срок действия, то трудовые отношения прекращаются по истечению срока его действия. При досрочном расторжении договора необходимо согласие обеих сторон.

Учителя могут уволить и по инициативе нанимателя при следующих обстоятельствах:

  • сокращение штата;
  • закрытие учебного заведения;
  • несоответствие должности;
  • неоднократный отказ выполнять свои обязанности;
  • грубое несоблюдение трудовой дисциплины;
  • нарушение норм охраны труда, которое повлекло тяжелые последствия.

Есть еще обстоятельства, которые не зависят от воли сторон, при которых трудовые отношения прекращаются. Например, призыв в армию или стихийные бедствия.

Согласно образовательным законам РФ, кроме несоответствующего поведения, согласно уставу учреждения, которые представлены статьей 192-193 Трудового кодекса, педагог может быть уволен по другим причинам.

К ним относятся следующие условия:

  1. Достижение определенного возраста. Педагог, которому исполнилось 65 лет, должен быть переведен на более легкую рабочую должность, согласно квалификации. В противном случае следует увольнение по личной инициативе. У пожилых сотрудников количество рабочих часов нередко сокращают до минимума.
  2. Осуждение по тем статьям, которые не позволяют далее занимать определенную должность.
  3. Наличие болезни, не позволяющей работать в коллективе.

Эти нюансы рассмотрены в 331 статье ТК РФ. Трудовой договор при этом прекращается по причине, независящих от сторон.

https://youtu.be/MjfSfSdYgM8

Добровольно-принудительно увольнение

Учитель, если не хочет продолжать работу в школе, имеет право уволиться по своей инициативе. Такая процедура подробно описана в трудовом законодательстве. Однако эта формулировка может скрывать за собой другие причины ухода педагога с занимаемой должности.

На практике при работе в любом коллективе важно, чтобы все сотрудники соответствовали негласным нормам. Которые сложились в этом учреждении. В своём большинстве они не носят формального характера, однако рассматриваются в качестве важных требований к работе сотрудников.

Если педагог не соответствует неписанным правилам, рано или поздно его вызывает директор и скажет о том, что они не сработаются. При этом обычно работнику предоставляют выбор из двух возможностей: или он увольняется сам, или ему будет создана невыносимая обстановка и в итоге он будет уволен по статье.

За что можно уволить учителя по закону

Законные условия увольнения прописаны в статье 77 Трудового кодекса. Они также распространяются на сотрудников, осуществляющих свою деятельность в государственных либо коммерческих учебных заведениях. Однако, специфика подобной работы предусматривает наличие ряда других аспектов, которые могут выступать причиной для увольнения педсостава.

Так, принимая во внимание нормы закона (ст. 336 ТК), они будут следующие:

  • достижение учителем определенного возраста;
  • грубое или же насильственное отношение к ученикам;
  • действия, противоречащие уставу организации;
  • не прохождение аттестации.

Что касается возрастного фактора, то педагог, вышедший на пенсию, уволенным с занимаемой должности по этой причине быть не может. Однако переводы на другую должность на практике встречаются довольно часто.

Под превышением полномочий, касающихся насильственных действий со стороны педагога, понимают:

  • умышленное нанесение телесных повреждений ученику;
  • насильственные методы взаимодействия с детьми психологического характера;
  • необоснованная критика и завышенные требования;
  • другие действия морального давления, приведшие к ухудшению психического здоровья несовершеннолетнего.

Описанные выше случаи не могут квалифицироваться как действия, осуществляемые со стороны педагога по неосторожности или случайному стечению обстоятельств.

Нарушение или невыполнение положений устава подразумевает трудовую деятельность учителя, проводимую:

  • без соблюдения в процессе воспитательного и образовательного процесса норм, прописанных в локальных актах учреждения;
  • недобросовестное исполнение своих прямых обязанностей;
  • случаи некорректного поведения с педсоставом и учащимися.

Трудовое соглашение с сотрудником прекращается, если он не прошел аттестацию/не захотел участвовать в ней.

Уйти с места работы учитель сможет в любой период вне зависимости от графика занятий. То есть сотрудник вправе уволиться во время отпуска или же в начале, середине, конце учебного года.

Руководитель в данном случае не может отказать в увольнении, мотивируя это отсутствием кадров для замены. На поиски подходящего работника для замещения увольняющегося сотрудника у директора будет 2 недели, которые учителю выделены на обязательную отработку.

Изменение условий контракта

Когда меняются условия работы (организационные или технологические), руководство имеет право в одностороннем порядке поменять ряд условий ранее заключенного трудового договора. Не допускается производить только те изменения, которые меняют трудовую функцию работника. Например, это правило может быть использовано руководителем, для того, чтобы педагог подписал документы, налагающие на него дополнительные обязанности.

В качестве примера можно упомянуть правила оценки эффективности труда педагогических работников.

Сотрудник вправе отказаться от работы в новых условиях. Однако работодатель обязан предложить ему другое рабочее место среди тех, которые есть в организации. Это не обязательно должна быть работа по специальности. Иногда это может выражаться в возможности работы посудомойкой или уборщиком.

О том, что планируется реорганизация, сотрудника должны письменно предупредить за два месяца до ее проведения.

Если сотрудник отказался от предлагаемых вакансий, его увольняют.

Произведенные изменения не могут ухудшать положение педагога по сравнению с правилами, предусмотренными коллективным договором.

Чернобылец Могут Ли Уволить По Профнепригодности

Согласно ч. 3 ст. 73 Трудового кодекса РФ если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более 4-х месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствия у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ предусматривается возможность прекращения трудового договора в случае отказа работника от постоянного или временного (на срок более 4 месяцев) перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы.

Грубое обращение с детьми

При работе с детьми учитель действует не только убеждением или своим примером, но и вынужден применять наказания в допустимой мере. Однако иногда чувство меры может отказать педагогу, и он позволяет себе грубо обращаться со школьниками.

Далее указано, что может квалифицироваться в качестве таких поступков:

  1. Если педагог поднял руку на ученика и сделал это умышленно, то это недопустимая ситуация. Особенно плохо, когда следствием этого стали травмы ребёнка.
  2. Насилие может быть не только физическим, но и психическим. Систематическое преследование и унижение школьников, постоянные угрозы и оскорбление достоинства учеников и учениц являются проявлением грубости по отношению к детям.
  3. Иногда насилие может происходить в скрытой форме. Одним из таких случаев является предъявление к ученику явно завышенных и необоснованных требований. Часто при этом происходит систематическая критика, для которой не имеется реальных оснований.

Возможны также другие действия или слова, которые можно рассматривать как проявление грубого обращения к детям.

Рассматриваемые здесь действия педагога могут обоснованно рассматриваться в качестве дисциплинарных нарушений.

Однако нужно учитывать, что хотя физическое или психологическое насилие по отношение к детям — это отвратительно, тем не менее, меры дисциплинарного воздействия не должны применяться в тех случаях, если это произошло случайным образом или в связи с неосторожностью.

Однако окончательные выводы в связи с этим могут быть произведены после объективного служебного разбирательства.

Данное поведение при определённых обстоятельствах может стать основанием для увольнения по решению суда. Однако в этом случае для его обоснования должны быть предприняты следственные действия и представлены соответствующие доказательства.

Если процедура рассмотрения была каким-либо образом нарушена, учитель имеет право оспорить увольнение в районном суде. Если он выиграет дело, будет восстановлен в прежней должности и получит денежную компенсацию, за время, которое он не работал.

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку. Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст. 336 ТК РФ):

Аморальный проступок

Точное определение того, что представляет собой аморальный поступок учителя, в законодательстве отсутствует. Поэтому определение факта его совершения является в значительной степени субъективным. Тем не менее такое обвинение может служить основанием для увольнения.

Увольнение по данной статье очень сложно оспорить. Даже в случае, если будет организована комиссия, которая будет заниматься проверкой. Её состав и правила, которым она должна следовать при оценке ситуации нигде не регламентированы.

За что на самом деле увольняют учителей по статье «аморальное поведение», рассказывают в этом сюжете:

Увольнение по состоянию здоровья и медицинским показаниям

При увольнении по состоянию здоровья по ТК РФ, работник должен знать, какая компенсация ему полагается. Именно поэтому сотруднику стоит обратиться к профессиональному юристу, который детально проанализирует его ситуацию и предоставит пакет рекомендаций. Мало того, в случае конфликта с руководителем юридическая поддержка станет серьёзным подспорьем для обращения в суд.

Когда утрата трудоспособности вызвана профзаболеванием, то понижение в должности никак не отражается на заработной плате работника. Он получает ту же зарплату весь период восстановления. До тех пор, пока комиссия не признает за ним стойкую утрату трудоспособности (статья 182 ТК РФ).

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

В этой ситуации рекомендуется следовать таким правилам:

  1. Общение с руководством в обязательном порядке должно происходить в присутствии свидетелей.
  2. Желательно фиксировать происходящие разговоры с помощью диктофона. На это по закону у учителя имеется право.
  3. Если следуют угрозы и обещания, учитывайте, что верить можно только в тех случаях, когда они подкреплены соответствующими документами.
  4. Надо внимательно относиться к документальному обеспечению своей деятельности.
  5. Необходимо постараться получить поддержку у других учителей, а также у родителей учеников.
  6. Если от педагога требуют подписать документы, то нельзя делать этого необдуманно. Рекомендуется посоветоваться по этому вопросу с профессиональным юристом.

В рассматриваемой ситуации может помочь профсоюзная организация. Если в школе её нет, возможно самому стать инициатором её создания.

Порядок прекращения трудового договора с педагогическим работником

Порядок расторжения трудового договора с учителем частично будет зависеть от основания, которые будут рассмотрены ниже. В целом производство увольнения осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ:

  1. Возникновение общего или специального основания для увольнения.

Основание всегда оформляется документально. Если это уход с работы по собственному желанию – письменное заявление, если имело место быть одно из специальных оснований (совершено психическое или физическое насилие над учеником) – жалоба на действия педагога и доказательства его вины и т.д.

  1. Отработка.

Этот этап осуществляется лишь при подаче заявления на увольнение по собственному желанию. Отработка составляет, по общему правилу, 2 недели.

  1. Мнение профсоюза.

Если учитель является членом профсоюзной организации, то его увольнение производится только с согласия указанного органа, если речь идет:

  • о сокращении;
  • недостаточной квалификации;
  • неоднократное неисполнение обязанностей (с условием, что педагог привлечен к дисциплинарной ответственности).
  1. Издание Приказа.

Директор школы, имея основания для увольнения, издает Приказ.

Справка. Государственные учреждения не попадают под действие ч. 4 ст. 9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» и изменений, связанных с принятием указанного закона, а значит обязуются в качестве первичных документов использовать унифицированные формы.

Для Приказа об увольнении установлена форма Т-8 (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1). Данный акт должен содержать следующие сведения:

  • дату и номер трудового договора;
  • дату увольнения;
  • ФИО и должность педагогического работника;
  • основания увольнения;
  • ссылка на документ-основание;
  • дата и подпись директора с расшифровкой;
  • подпись увольняемого об ознакомлении;
  • ссылка на мнение профсоюзной организации, если оно требуется.
  1. Оформление кадровых документов.

Трудовая книжка и личная карточка учителя заполняются в отделе кадров образовательной организации и заполняется по правилам, установленным Инструкцией по заполнению указанного документа (Постановление Минтруда России № 69):

  • порядковый номер записи – гр. 1;
  • дата внесения записи – гр. 2;
  • основание увольнения со ссылкой на норму ТК РФ, подпись директора и увольняемого учителя – гр. 3;
  • ссылка на Приказ об увольнении – гр. 4.

Личная карточка заполняется по форме Т-2, а сведения об увольнении указываются в разделе 9. Прописываются:

  • основание увольнения и дата;
  • ссылка на Приказ.

Раздел подписывается сотрудником отдела кадров и учителем после того, как на руки увольняемому будет отдана трудовая книжка (п. 41 Постановления Правительства № 225 «О трудовых книжках»).

  1. Расчет с учителем.

Бухгалтерия образовательной организации составляет записку-расчет (форма Т-61). В качестве выплат, связанных с увольнением, рассчитываются остатки по заработной плате и компенсация неиспользованного отпуска. Иные выплаты устанавливаются в отдельных случаях (выходное пособие – при ликвидации учреждения или сокращении штата).

Достижение определенного возраста

Учитель, много лет проработавший в школе, рано или поздно вступает в пенсионный возраст. Конечно, в большинстве случаев он обладает уникальным опытом и знаниями, которые способны принести обществу пользу.

Однако по мере старения, педагог может задаться вопросом о том, не могут ли его уволить в принудительном порядке и отправить на пенсию. На самом деле к учителям не может применяться основание для увольнения в связи с тем, что ему исполнилось определённое количество лет.

Однако при достижении 65 лет руководитель образовательного учреждения может быть уволен со своей должности, однако он сохраняет свое право трудиться на другом рабочем месте по переводу. Если таких вариантов нет, то ему придётся уволиться.

Могут ли уволить учителя без его желания

Руководящий орган образовательного учреждения также может стать инициатором ухода своего подчиненного с занимаемой должности. В данном случае предусматриваются следующие причины (ст. 81 ТК РФ):

  • кадровые перестановки в учреждении – сокращение штата сотрудников;
  • когда работник не пришел на работу без уважительных причин;
  • отказ от выполнения своих функций;
  • закрытие образовательного учреждения;
  • профнепригодность, которая была подтверждена результатами аттестации педагога;
  • без его желания учитель может быть уволен в случае прихода на работу в нетрезвом виде (при условии медицинского подтверждения подобного факта дисциплинарного нарушения);
  • хищение материальных ценностей (если причастность к преступлению будет подтверждена судом);
  • аморальный поступок;
  • нарушение норм охраны труда.

Работник, который будет уволен вследствие нарушений норм трудового законодательства, внутренних локальных актов две недели перед увольнением, как правило, не отрабатывает.

Помимо правомерных причин, которые могут послужить причиной ухода педагога по его инициативе либо же по желанию руководства, нередкими бывают случаи, когда родители, коллеги и даже ученики просто пытаются подставить учителя. Сотруднику образовательного учреждения стоит знать, при неправомерном увольнении его с занимаемой должности директором, он вправе рассчитывать на помощь профсоюза.

Что значит «аморальный поступок», за который могут уволить учителя, рассказывают в этом видео:

Когда увольнение проходит с нарушением установленных нормативно-правовых актов, уволенный сотрудник имеет все основания оспорить решение в судебной инстанции с последующим восстановлением в должности.

Требую увольнения учителя за нарушение педагогической этики и профнепригодность.

0 людей подписали. Следующая цель: 100

Действие происходит: г. Москва, школа №1811 (корпус№7, бывшая 440), класс 3 «Ж», учитель — Быкасова Раиса Ивановна.

В конце ноября 2020 года меня вызвала к себе учитель на индивидуальную беседу. Основной претензией учителя было то, что я абсолютно не контролирую поведение ребенка в школе. Однако,по ее мнению, я обязана это делать. Поэтому мной был приобретен диктофон с возможностью постоянной записи 24 часа в сутки. Диктофон я стала вшивать ребенку в одежду (без его ведома; он не знал, что ходит с диктофоном), чтобы понять, как ведет себя ребенок в школе, и насколько обоснованы претензии учителя. В процессе прослушивания записей выяснилось, что учитель позволяет себе не только некорректные выражения в адрес детей — «Я бы сейчас как долбанула бы», «чё это за посадка», «ты мне вчера мозги парил», «сиськи смотрите, да?», «заходите, психи», «вы чё, сдурели?» и тому подобное, но и повышает голос до сильного крика. Все аудио файлы могу предоставить. Кроме того, учитель допускает множественные ошибки в процессе ведения уроков. Например, форма множественного числа от шофер — шоферА; животные покрыты шерстью, а птицы — перьями; современный календарь — Георгианский, Гаршин — современник Наполеона, царя в России свергли в 1918 году, настоящая фамилия Максима Горького — Плешаков, ударение в слове квартАл ставит на первый слог — квАртал; экономика нужна, чтобы экономить и многое другое. 15 февраля я передала заместителю директора Егорченкову М.А. аудио файлы и заявление на имя директора школы 1811 Рывкина А.А. с просьбой оценить деятельность учителя на основании предоставленных аудио файлов. Через некоторое время мне в устной форме Егорченковым М.Ю. было сообщено, что Быкасовой Р.И. были переданы для прослушивания и дальнейшего комментирования данные аудио файлы, с ней была проведена беседа, и она приняла решение об увольнении с 01 июня 2020 года. Далее, Быкасова Р.И. сообщила родителям, что ее травят и все аудиозаписи сфабрикованы, 13 апреля (пятница, последний день каникул) от родителей начали поступать угрозы в наш адрес в публичной группе Whatsapp. Данная информация также была передана Егорченкову М.А. На 19 апреля, по инициативе родителей класса, было назначено родительское собрание, темой которого было обсуждение обучения детей в 4-м классе. Однако, данное собрание превратилось в публичную порку меня и моего ребенка, меня оскорбляли в присутствии заместителя директора М.А. Егорченкова и завуча Карповой Е.В. вплоть до обсценной лексики. Далее, после того, как Егорченков вышел из класса, вошла Быкасова Р.И., которая позволила себе распространить публично ложную информацию обо мне и моем ребенке. На мои попытки пресечь ее выступление, Быкасова никак не реагировала. Все родительское собрание было зафиксировано на диктофон. По итогам родительского собрания 28.04.2018 я опять обратилась с заявлением на имя директора школы Рывкина А.А.. Далее, с подачи Быкасовой и родителей класса, была организована травля моего ребенка детьми в классе. Есть аудио записи. Дети пытались отобрать диктофон, оскорбляли моего ребенка. Дети снимали ребенка на видео без моего ведома и разрешения и размещали в публичной группе Whatsapp (более 35 человек).

10 мая был проведен педсовет с целью оценки работы Быкасовой Р.И. на основании предоставленных аудио файлов и участием родителей, администрации школы и представителей Департамента Образования г. Москвы. Работа учителя Быкасовой Р.И. была признана удовлетворительной, и ей было предложено продолжить работу в качестве классного руководителя 3 «Ж» и в следующем учебном году, о чем мне было сообщено в письменной форме от имени Рывкина А.А (ответ от 16 мая).

В понедельник, 28 мая 2020 года, я узнала, что Быкасова Р.И. отозвала свое заявление об увольнении и остается работать в школе.

Теперь я вынуждена думать о переводе ребенка в другой класс, а неграмотный и некорректный педагог продолжит свою работу.

Вопросы тестирования для аттестующихся учителей тест по теме

Тестовые задания для квалификационных испытаний педагогических работников учреждений образования.

При подготовке ответов использованы документы:

«Закон об образовании» от 10 июля 1992 года в редакции от 06.07.2006

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 в редакции от 30 декабря 2005 г.

  1. Кто несет ответственность за качество образования выпускников?

1) образовательное учреждение;

2) учитель;

3) руководитель образовательного учреждения;

4) руководитель образовательного учреждения; учителя и родители (законные представители) обучающихся.

«Закон об образовании» Статья 32. п.3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

  1. Что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является основой объективной оценки уровня образования выпускников?

1) Государственная аттестация выпускников, проводимая независимой от органов управления образованием государственной аттестационно-диагностической службой;

2) Государственные образовательные стандарты;

3) Общественно-государственный контроль деятельности образовательных учреждений;

4) Основа объективной оценки уровня образования выпускников в законе не определена.

«Закон об образовании» Статья 7. 6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

  1. Имеет ли право учитель требовать от обучающегося обязательного присутствия в музее (на выставке, в ботаническом саду и т.п.), если он решил провести там наглядное занятие по своему предмету?

1) да, если это предусмотрено образовательной программой и учебным планом;

2) да, если администрация образовательного учреждения разрешила такое мероприятие;

3) да, безусловно;

4) нет, ни при каких условиях.

  1. Если учителю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя образовательными программами (рекомендованной Минобразованием РФ; инновационной, опубликованной в печати; утвержденной образовательным учреждением), то какую из них он должен считать обязательной основой для своей деятельности?

1) Программу, рекомендованную Минобразованием РФ;

2) Инновационную программу, опубликованную в печати;

3) Программу, утвержденную образовательным учреждением;

4) Любую из перечисленных программ, по своему выбору.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» 36. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

  1. Какой метод оценки обязан применять учитель муниципального образовательного учреждения при текущем контроле успеваемости обучающихся?

1) Любой, выбранный по своему усмотрению;

2) метод, основанный на учете ошибок, рекомендованный Минобразованием РФ;

3) метод, основанный на учете индивидуальных успехов обучающихся, рекомендуемый муниципальной методической службой;

4) Зачетный метод, одобренный Педагогическим советом школы.

  1. Прав ли учитель общеобразовательной школы, считающий, что присутствие на уроке официального проверяющего (инспектора) из Минобразования РФ неправомерно?

1) Да, учитель прав, присутствие проверяющего на уроке неправомерно во всех случаях;

2) Да, учитель прав, но только в том случае, если проверяемый вопрос не входит в компетенцию Министерства или полномочия проверяющего;

3) Нет, учитель не прав, но только в случае, если присутствие на уроке проверяющего согласовано с руководством местного органа управления образованием;

4) Нет, учитель не прав, присутствие проверяющего на уроке правомерно во всех случаях.

  1. Какой нормативный правовой документ в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях учителя?

1) Устав образовательного учреждения;

2) Типовые положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

3) Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

4) Права и обязанности учителя определяются только контрактом.

«Закон об образовании» Статья 13. п.1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

  1. Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?

1) Сам учитель;

2) Образовательное учреждение;

3) Учредитель образовательного учреждения;

4) Государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации.

«Закон об образовании» Статья 32. п.2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

  1. Какая из приведенных в вариантах ответа фраз о дисциплине в образовательном учреждении принадлежит Закону РФ «Об образовании»?

1) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов»;

2) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми участниками образовательного процесса»;

3) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми доступными методами, за исключением методов физического и психического насилия»;

4) В законе ничего не говорится о дисциплине в образовательном учреждении.

«Закон об образовании» Статья 15. п.6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов

  1. На кого возлагает Закон «Об образовании» функции по воспитанию обучающихся в общеобразовательной школе?

1) Только на педагогический персонал образовательного учреждения;

2) Только на администрацию образовательного учреждения;

3) На педагогический персонал, администрацию образовательного учреждения и на родителей (законных представителей) обучающихся;

4) Закон прямо не рассматривает воспитание обучающихся как специальную функцию общеобразовательной школы.

«Закон об образовании» Статья 12. п.1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

«Закон об образовании» Статья 52. п.5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

«Закон об образовании» Статья 55. п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

  1. Как следует поступить учителю, если обучающийся только по его предмету имеет академическую задолженность по итогам года, а учитель считает, что нет необходимости оставлять этого ученика на второй год? ‘

1) Самостоятельно исправить оценку на положительную, и рекомендовать органам управления образовательным учреждением перевести обучающегося в следующий класс на общих основаниях;

2) Постараться договориться с администрацией образовательного учреждения и с ее разрешения исправить оценку на положительную;

3) Поставить вопрос об осенней переэкзаменовке обучающегося;

4) Ходатайствовать перед органом управления образовательного учреждения об условном переводе этого ученика в следующий класс.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» 51. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

  1. Законно ли требование учителя об отчислении из муниципальной школы ученика 7-го класса, достигшего возраста 13-ти лет, за то, что тот «ленится и совершенно не желает изучать его предмет»?

1) Да, такое требование вполне правомерно и администрация школы, не нарушая требований закона, может его удовлетворить;

2) Да, требование правомерно, но только в случае, если этот ученик к тому же неоднократно нарушил устав образовательного учреждения и (или) совершил противоправные действия;

3) Да, правомерно, если аналогичные требования поступают и от других учителей;

4) Нет.

«Закон об образовании» Статья 19. п.7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

  1. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом РФ «Об образовании»?

1) Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация;

2) Аттестация по результатам изучения тем, аттестация по результатам четверти, аттестация по результатам полугодия, годовая аттестация, итоговая аттестация;

3) Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;

4) Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация.

«Закон об образовании» Статья 15.п.3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

«Закон об образовании» Статья 15.п.4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

«Закон об образовании» Статья 56. п. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

  1. Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим и другим ученикам с целью получения дополнительного дохода?

1) Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

2) Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, и получив соответствующую лицензию на образовательную деятельность;

3) Да, но только с разрешения администрации образовательного учреждения, где он постоянно работает;

4) Нет.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 796, не подлежит лицензированию индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

Статья 2 ГК РФ гласит: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве».

  1. Прав ли директор муниципального общеобразовательного учреждения, не допустивший к работе учителя, который отказался от очередного, организованного и оплаченного учредителем, медицинского обследования?

1) Да, во всех случаях;

2) Да, если обязательность прохождения этого медицинского обследования установлена уставом образовательного учреждения;

3) Да, если прошло более одного года после предыдущего медицинского обследования;

4) Нет, так как такое медицинское обследование является добровольным.

«Закон об образовании» Статья 53. п. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

  1. Вправе ли администрация гимназии при наличии соответствующей вакансии мотивировать отказ в приеме на работу учителя начальных классов, имеющего среднее специальное педагогическое образование, недостаточным уровнем его образования?

1) Да, прием на работу осуществляется по усмотрению самой администрации;

2) Да, если Типовым положением о гимназии будет установлен для работы в начальных классах гимназии образовательный ценз — высшее педагогическое образование;

3) Да, за исключением случаев, когда учитель с таким образованием направлен на работу службой занятости населения;

4) Нет.

  1. Могут ли быть снижены требования к знаниям выпускника муниципальной школы, если он получал образование в семье (в семейной форме получения образования)?

1) Да, во всех случаях;

2) Да, но только, если данную форму получения образования заставили выбрать объективные причины;

3) Да, если будет представлена соответствующая медицинская ставка;

4) Нет.

  1. Имеет ли право директор общеобразовательного учреждения отказать учителю в приеме на работу, на основании того, что у него имеется судимость?

1) Да, по своему усмотрению;

2) Да, в соответствии с законом директор обязан отказать;

3) Да, но только лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные уголовными кодексами РФ и РСФСР;

4) Нет.

«Закон об образовании» Статья 53. п. 2. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР.

  1. В каком случае администрация образовательного учреждения имеет право назначить дисциплинарное расследование в отношении педагогического работника?

1) При нарушении работником трудовой дисциплины;

2) При поступлении письменной жалобы о нарушении этим работником норм профессионального поведения и (или) нарушения устава;

3) При нарушении работником трудовой дисциплины, норм профессионального поведения и (или) устава;

4) Дисциплинарные расследования в отношении педагогических работников Законом РФ «Об образовании» не предусмотрены.

«Закон об образовании» Статья 55. п.2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

  1. Ограничивает ли Закон РФ «Об образовании» верхний предел учебной нагрузки учителя общеобразовательной школы?

1) Да, 36-ю часами в неделю;

2) Да, 18-ю часами в неделю;

3) Закон предусматривает ограничение учебной нагрузки, конкретная цифра, которой должна быть определена в Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

4) В Законе речь о верхнем пределе учебной нагрузки не идет.

«Закон об образовании» Статья 55. п.6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

  1. Чье замечание (завуча, представителя методической службы, представители Минобразования РФ) по поводу применяемой методики обучения следует принять к сведению учителю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен?

1) Завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования;

2) Представителя методической службы, утверждающего, что применяемая методика в худшую сторону отличается от традиционных;

3) Представителя Минобразования РФ, утверждающего, что следует реализовывать только методики, рекомендованные министерством;

4) Ничьи.

  1. Какое основание для увольнения учителя по инициативе администрации является незаконным?

1) Повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

4) Некорректное поведение и (или) неоднократное создание конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и в отношениях с обучающимися.

«Закон об образовании» Статья 56. п.4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

  1. Какая система оценок должна быть использована при аттестации обучающихся по итогам года?

1) Десятибалльная, рекомендованная Минобразованием РФ;

2) Двухбалльная (зачет-незачет), рекомендованная органом управления образованием субъекта РФ;

3) Традиционная (четырёхбалльная), записанная в утвержденном органами местного самоуправления уставе образовательного учреждения;

4) Любая по усмотрению учителя.

«Закон об образовании» Статья 56. п.1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

  1. Прав ли учитель, протестующий против проведения в 6-ом классе контрольной работы по его предмету, которая предусмотрена фронтальной проверкой, проводимой местным органом управления образованием?

1) Да, прав, безусловно;

2) Прав, если узнал об этом только накануне ее проведения;

3) Прав, если сложность контрольной не соответствует глубине изученного обучающимися на данный момент материала;

4) Нет.

  1. Имеет ли право на длительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года учитель, проработавший в данной школе всего один учебный год, но имеющий 10-летний стаж непрерывный педагогический стаж?

1) Да, безусловно;

2) Да, если установлено учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, что этот отпуск является оплачиваемым;

3) Да, если учитель сам найдет себе замену на этот период;

4) Нет.

«Закон об образовании» Статья 55. п.5. Педагогические работники образовательного учреждения не не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

  1. Кто является работодателем для учителя общеобразовательной школы?

1) Образовательное учреждение;

2) Учредитель образовательного учреждения;

3) Руководитель образовательного учреждения;

4) Заместитель руководителя образовательного учреждения.

«Закон об образовании» Статья 56. п.1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

  1. Обязывает ли Закон РФ «Об образовании» всех педагогических работни ков перейти на контрактную форму заключения трудового договора с обусловленным в нем сроком работы?

1) Да;

2) Нет, в соответствии с законом этот вопрос должна решать администрация образовательного учреждения;

3) Нет, закон предлагает этот вопрос решать каждому региону самостоятельно;

4) Нет, Закон РФ «Об образовании» этот вопрос не регулирует, а предлагает действовать в соответствии с трудовым законодательством.

«Закон об образовании» Статья 56. п.3. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

  1. Чье мнение о дальнейшей учебе ученика 5-ого класса, имеющего две не удовлетворительные оценки по итогам года, следует считать решающим?

1) Классного руководителя этого ученика, считающего, что его необходимо оставить на второй год;

2) Завуча, считающего, что его надо перевести в класс компенсирующего обучения;

3) Педагогического совета, склоняющегося к переводу его в следующий класс условно;

4) Родителей, выразивших желание продолжить его обучения в форме семейного образования.

«Закон об образовании» Статья 28. п.4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

  1. Кто из учителей муниципальной школы может быть привлечен к реализации программы дополнительного образования?

1) Учителя, преподающие математику, русский язык и литературу физику, химию и другие основные предметы, за исключением музыки, изобразительного искусства, труда;

2) Учителя, преподающие музыку, изобразительное искусство, труд;

3) Закон не ограничивает это;

4) Ни кто.

«Закон об образовании» Статья 55. п.2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

посредством индивидуальной педагогической деятельности.

  1. Если образовательное учреждение направило учителя в качестве воспитателя в детский трудовой лагерь, то должна ли эта его работа оплачиваться сверх установленного оклада?

1) Да, во всех случаях;

2) Да, в случае, если осуществление таких работ и обязанностей не предусмотрено трудовым договором или иными нормативными правовыми актами;

3) Да, только в случае если осуществление этих дополнительных функций происходит за рамками официально установленного рабочего времени;

4) Нет, ни при каких условиях.

«Закон об образовании» Статья 54. п.1. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  1. Если учитель муниципальной общеобразовательной школы считает, что учебник по его предмету, входящий в федеральный перечень, недостаточно хорош, то вправе ли он использовать для обучения другой учебник?

1) Да, если соответствует образовательной программе;

2) Да, но только из числа тех, что допущены Минобразованием РФ;

3) Да, при согласии родителей обучающихся;

4) Нет.

«Закон об образовании» Статья 55. п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

  1. Какой документ (из числа перечисленных в вариантах ответа) не обозначен в законе в качестве документа, регламентирующего организацию образовательного процесса?

1) Учебный план;

2) Годовой календарный учебный график;

3) Расписание занятий;

4) Правила внутреннего распорядка.

«Закон об образовании» Статья 55. п.1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

  1. Начальное образование — это ступень образования или образовательный уровень?

1) Ступень образования;

2) И ступень, и уровень одновременно;

3) Образовательный уровень;

4) Ни то и ни другое.

«Закон об образовании» Статья 19. п.1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

  1. Является ли нарушением закона со стороны работников образовательного учреждения привлечение обучающихся к агитационной работе, проводимой в ходе выборов?

1) Нет;

2) Нет, если общее собрание школы приняло такое решение;

3) Да, если это осуществляется в принудительном порядке;

4) Да, во всех случаях.

«Закон об образовании» Статья 50. п.15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

  1. Какой продолжительности рабочая неделя определена в Законе РФ «Об образовании» для учителя общеобразовательной школы?

1) 40 часов;

2) Не более 36 часов;

3) 18 часов;

4) В Законе «Об образовании» длительность рабочей недели для педагогических работников не определена.

«Закон об образовании» Статья 55. п.5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

  1. Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель обще образовательной школы?

1) Любые, по своему усмотрению;

2) Только одобренные Минобразованием РФ;

3) Только одобренные Минобразованием РФ и органом управления образованием субъекта РФ;

4) Только одобренные Педагогическим советом школы.

«Закон об образовании» Статья 55. п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Закон об образовании» Статья 55. п.2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

23) выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

  1. Полагается ли учителю общеобразовательного учреждения денежная ежемесячная компенсация в целях содействия его обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, и если — да, то, в каком размере?

1) Да, в размере 100 рублей;

2) Да, равная минимальному размеру оплаты труда;

3) Да, в размере 150 рублей;

4) Нет.

«Закон об образовании» Статья 55. п.8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей — в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

  1. Законно ли поступил директор школы, уволивший учителя за появление его на работе в состоянии алкогольного опьянения?

1) Да, безусловно;

2) Да, если это его повторное появление на работе в таком виде;

3) Да, если на это получено согласие профсоюза;

4) Нет.

«Закон об образовании» Статья 56. п.4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

  1. Какое решение директора школы следует считать правильным, с точки зрения Закона, по поводу выпускника 9-ого класса, имевшего отличную успеваемость по какому-либо предмету на протяжении всей учебы, но отказавшегося сдавать его на выпускном экзамене?

1) Никак не аттестовать и выдать вместо аттестата справку об образовании установленного образца;

2) Всеми возможными и невозможными способами заставить его явиться на экзамен, так как итоговая аттестация после окончания основной школы является обязательной;

3) Аттестовать с учетом оценок промежуточных аттестаций и неявки на экзамен; (Этот ответ считается правильным. А почему не 1?)

4) Ничего не предпринимать, возложив ответственность на родителей (законных представителей) выпускника.

«Закон об образовании» Статья 56. п.3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» 52. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» 53. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

«ПОЛОЖЕНИЕ о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» п.3.8. Несовершеннолетние обучающиеся IX классов, не допущенные к государственной (итоговой) аттестации, а также, выпускники не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или получают справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

  1. Если учитель решил применять в своей деятельности новую методику, предусматривающую практические занятия, входе которых требуется выполнение обучающимися определенных трудовых функций, то каким образом он должен обеспечить внедрение этой методики?

1) Включить практические занятия в свой рабочий план и потребовать от обучающихся обязательного выполнения предусмотренных этим планом трудовых функций;

2) Согласовать этот вопрос с завучем и проводить эти практические, занятия в обычном порядке;

3) Обратиться к руководителям образовательного учреждения с просьбой о включении этих занятий в образовательную программу и учебный план, и после включения приступить к этим занятиям;

4) Получить согласие на проведение этих занятий от родителей (законных представителей) обучающихся и после этого проводить эти занятия в обычном порядке.

«Закон об образовании» Статья 50. п.14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

А Б В Г А Б В Г А Б В Г
1 14 28
2 15 29
3 16 30
4 17 31
5 18 32
6 19 33
7 20 34
8 21 35
9 22 36
10 23 37
11 24 38
12 25 39
13 26 40
27

Причины увольнения

Учитель – не просто наемный работник. Помимо общих оснований, которые дают право начальству уволить его, есть еще постановления и указы Министерства Образования, отдельные указы правительства, применимые к педагогическому составу за неэтичное отношение к ученикам.

Поскольку в последнее время случаев откровенного деспотизма со стороны педагогов стало больше, то руководители образовательных учреждений бдительно следят за любыми нарушениями со стороны сотрудников. Дело не только в том, что директора заботятся о психическом и физическом здоровье школьников, их также заботит вопрос, как избежать утраты статуса хорошей школы.

Конфликт между учителем и учеником

Любой конфликт между учеником и педагогом или ним и родителями, легче всего решить не в пользу учителя. Руководители школы всячески пытаются найти хотя бы приблизительное, устраивающее обе стороны решение проблемы. Но не всегда это удается. Если проступок не очень серьезный, но родители оберегают ребенка слишком рьяно, увольнение будет произведено на основании неоднократного нарушения устава или серьезного дисциплинарного нарушения.

Для справки! Нарушение школьного устава – неправомерное отношение к ученикам, сюда можно отнести как физическое, так и психическое насилие.

Директор, а затем органы РОНО, на основании изложенных доказательств, определяют, насколько сильно пострадал ребенок от конкретного учителя.

Конфликт в педсоставе

Бывают ситуации, в которых педагог не может продуктивно взаимодействовать с коллективом, и руководитель школы принимает решение о его увольнении.

Если в первом случае, действительно прослеживается должностное преступление, которое можно доказать, то во втором – ничего противозаконного нет. Директор скорее попросит уйти сотрудника по собственному желанию или же подождет малейшего нарушения, совершенного педагогом.

Другие причины ухода с работы

Если учитель находит общий язык с учениками и их родителями, а с коллективом у него давно дружеские отношения, уволить его могут на общих основаниях.

К общим основаниям, по которым может произойти увольнение, относят следующие:

  • сокращение численности штата;
  • ликвидация учреждения;
  • прогулы.

Нарушение правил безопасности, в результате которых произошла трагедия – еще одна из причин, по которой можно уволить не только педагога, но и любого другого работника.

Довольно популярная причина, по которой можно разорвать трудовой договор, это недостаточная квалификация. Процесс освобождения от должности при таких предпосылках долгий, изначально необходимы результаты аттестационной комиссии, а затем по закону должен быть предоставлен шанс исправить ситуацию или же предложить работающему подходящую должность. В таких случаях работника отправляют на дополнительные курсы, а затем вновь на аттестацию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]