Профессиональная деятельность государственных и муниципальных служащих

Последнее обновление — 24.06.2014

В ближайшем будущем российские госслужащие, скорее всего, перестанут иметь возможность открывать счета в банках за пределами России, а также хранить ценности и денежные средства за границей. Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о запрете государственным чиновникам иметь счета в зарубежных банках. Закон, прежде всего, коснется государственных чиновников, которые участвуют в решении вопросов национальной безопасности и суверенитета страны. В 2013 году Владимир Путин подписал аналогичный закон в отношении членов правительства РФ – им было запрещено иметь иностранные счета и ценные бумаги за границей.

АиФ.ru рассказывает, что на сегодняшний день запрещено госслужащим России.

Подарки и вознаграждения

При исполнении служебных полномочий госслужащие не могут получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде:

  • подарков дороже 3000 рублей;
  • оплаты расходов на отдых, развлечения;
  • оплаты транспортных расходов;
  • оплаты расходов на мобильную связь и другие вознаграждения.

Чиновники, получившие подарки дороже 3000 рублей, должны сдавать их государству, но при желании могут выкупить их официальным путём. Презенты ниже вышеуказанной суммы чиновники могут оставлять себе без оформления.

Специфика профессиональной деятельности государственных служащих

Определение 1
Профессиональная деятельность государственных служащих – это деятельность, которую осуществляют государственные служащие, обладающие специальными навыками и знаниями, определенным уровнем образования и подготовки.

Деятельность государственных служащих регламентируется определенными принципами, в числе которых имеет место такой принцип как профессионализм. Именно этот принцип позволяет считать государственную службу профессиональной деятельностью, суть которой сводится к исполнению полномочий органов государственного управления.

Данный вид профессиональной публичной служебной деятельности направлен на выполнение совокупности специальных должностных обязанностей за то вознаграждение, которое выплачивается государством за счет средств определенного бюджета.

Государственная служба в качестве профессиональной деятельности отличается следующими особенностями:

  • во-первых, государственная служба должна выступать гарантом стабильности в государстве;
  • во-вторых, государственная служба обеспечивает согласованность интересов населения и государства;
  • в-третьих, государственная служба гарантирует поддержание порядка за счет выполнения властных функций.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Профессиональная деятельность государственных и муниципальных служащих 490 руб.
  • Реферат Профессиональная деятельность государственных и муниципальных служащих 260 руб.
  • Контрольная работа Профессиональная деятельность государственных и муниципальных служащих 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Несение государственной службы отличается публичным характером, ее задача состоит в объединении государства и человека, с одной стороны, она выражает интересы определенных групп населения, с другой стороны – органов государственного управления.

Государственная деятельность в качестве профессиональной деятельности отличается определенной неоднозначностью и противоречивостью.

Проявлением этих качеств является двойственное положение государственных гражданских служащих, которые, с одной стороны, выступают в качестве посредников между обществом и государством, обслуживая их интересы, а с другой стороны – распоряжаются реальными властными полномочиями, способными оказывать воздействие на качество жизнедеятельности общества.

Государственные служащие выступают в качестве посредника между населением и государством, или если говорить более точно, между тем, кто находится во главе государства, определяя содержание его политики в конкретных сферах человеческой жизнедеятельности, и исполнителями, которые обеспечивают воплощение этой политики. Система государственной службы находится под воздействием устаревших средств управленческой деятельности и объективных требований действующего этапа развития общества. Государственная служба осуществляется в декоративном смысле в соответствии с общедемократическими ценностями, выступающими в виде базовых ориентиров общественного развития. При этом государственная служба на практике часто отличается информационной закрытостью, непрозрачностью, высоким уровнем бюрократизма, противоречащими интересам граждан и отрицательно сказывающимися на имидже государственных служащих. Таким образом, государственная служба обладает определенным престижем, но в тоже время обеспечивает формирование у граждан негативного образа чиновников.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Указанное противоречие государственной службы отличается объективным характером, потому что государственная служба, призванная обеспечивать правовую и социальную защищенность граждан, одновременно решает задачи экономии любых видов ресурсов.

Еще одним противоречием государственной службы как профессиональной деятельности является, с одной стороны, обязательность нормативной регламентации деятельности государственных служащих, и с другой стороны, необходимость определенного творческого подхода к ее осуществлению. Противоречие государственной службы в этом случае состоит в наличии постоянного конфликта между обязанностями соблюдения формально установленных норм и правил и необходимостью принятия рискованных, творческих решений государственными служащими.

В наиболее полной мере государственное управление осуществляется федеральными органами исполнительной власти, численность служащих которых существенно превышает численность других государственных служащих.

Государственная гражданская служба как профессиональная деятельность отличаются уникальностью и неоднозначностью в отношении самореализации личности. Она основывается на жестких нравственных принципах, требует наличия личностной зрелости, инициативности и профессиональной компетентности. При этом государственная служба характеризуется определенным привилегированным статусом, наличием соблазнов.

Ограничения

Трудовой кодекс и Федеральный закон от 27.05.2004 №79-Ф3 устанавливают запрет на работу по совместительству для следующих лиц:

  • руководители предприятий;
  • лица, занимающие выборную должность в органе местного самоуправления;
  • лица, занимающие оплачиваемую должность в органе профессионального союза.

При этом служащим вышеупомянутых категорий разрешается сочетать свою основную деятельность с преподавательской, научной или творческой.

Противозаконной является организация госслужащими предприятий, имеющих целью получение дохода.

Может ли чиновник подработать?

Каждый государственный служащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе. Если свое право на педагогическую деятельность государственные служащие могут реализовать исключительно в форме сотрудничества с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, то в своей научной деятельности они вправе сотрудничать с любыми организациями, которые проводят научные исследования; организуют конференции, симпозиумы, семинары; осуществляют издание и публикацию научных работ и т.п.

В отличие от образовательной научная деятельность не лицензируется. Что касается понятия «иной творческой деятельности», то его законодательного определения, кроме сферы культуры, также не существует. Согласно ст.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Запреты, связанные с гражданской службой, установлены ст.

Помимо этого, в настоящее время продолжает действовать Положение об условиях работы по совместительству, утв.

Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 № 81/604-К-3/6-84 (далее — Положение).

Работа по совместительству с точки зрения трудового законодательства

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст.14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

Для того, чтобы устроиться на дополнительную работу, сотрудник государственного органа должен заведомо проинформировать работодателя о таком желании.

При этом, если работодатель усмотрит возможность конфликта интересов, он может

отказать подопечному в работе по совместительству на соответствующих должностях.

Конфликт интересов, в первую очередь означает, что реализация должностных функций на дополнительном месте занятости может снизить качество выполнения обязанностей на основной работе.

Работник может оспорить такое заявление в судебном порядке.

Однако в случае, если решение о возможности конфликта интересов вынесено антикоррупционной комиссией, госслужащему будет отказано в реализации права работы по совместительству.

Решение антикоррупционной комиссии оглашается работнику в течение нескольких суток после отправки им письменного запроса в комиссию своей организации.

Трудовым кодексом РФ (ст. 284) устанавливается, что длительность работы по совместительству не должна быть больше половины нормы рабочего времени для указанной должности.

Иными словами, при стандартном количестве рабочих часов занятость на дополнительной работе ограничивается четырьмя часами в день и 20-ю часами в неделю.

Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).

При этом на дополнительном месте работы заключается новый трудовой договор.

Установленные Трудовым кодексом гарантии для работников должны в полной мере соблюдаться на второй работе. Здесь сотрудник также имеет право на отдых, оплачиваемый отпуск, больничный и т. д. При этом отпуск на дополнительной работе предоставляется в то же время, что и на основной.

Как оформить ИП работающему

Процедура оформления ИП для трудоустроенных и безработных граждан идентична. Для получения законного разрешения на ведение собственного бизнеса надо собрать комплект документов.

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. ИНН заявителя.
  3. Заполненная форма Р21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины. В 2020 году для открытия ИП ее размер составляет 800 рублей. Потребуется оригинал и копия платежного документа.
  5. Заявления о переходе на УСН в 2-х экземплярах. 1 из них вернется обратно после регистрации ИП с пометкой ФНС.

Бумаги необходимо предоставить в отделение ФНС или МФЦ по месту регистрации. По истечении 3-х рабочих дней необходимо явиться в отделение для получения документов. В качестве подтверждения существования ИП выдается свидетельство о регистрации и выписка из ЕГРИП.

Предпринимательская деятельность и инвестиции в недвижимость

Давайте рассмотрим, может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью на примере инвестиций в недвижимость.

Инвестиционная недвижимость

Второй по популярности (после банковских депозитов) инвестиционный инструмент в Российской Федерации – это недвижимость. Можно утверждать, что простая покупка инвестиционной недвижимости в надежде на рост ее стоимости, не является предпринимательской деятельностью. При такой инвестиции пользования имуществом (т.е. извлечения ее полезных свойств) не происходит, т.к. собственник только владеет данным активом. Аналогичным образом, инвестиции в строительство на этапе котлована по договору ДДУ, также не будут признаваться предпринимательской деятельностью.

Следовательно, такой способ инвестиций как приобретение или вложения в недвижимость, при условии соблюдения остальных ограничений и запретов, полностью доступен государственным служащим, поскольку ни покупка недвижимости, ни инвестиции в ее строительство, не являются предпринимательской деятельностью. Единственное что стоит иметь ввиду при рассмотрении возможностей инвестиций в подобные активы – обязанность госслужащих отчитаться о своем имуществе в установленном порядке, а также, для некоторых категорий госслужащих – о своих расходах.

Арендный бизнес

Другим видом инвестиций в недвижимость является приобретение, как правило, готовой недвижимости с целью сдачи ее в аренду. Бизнес раньте собственно и состоит в целенаправленной покупке недвижимости и немедленной сдаче ее в аренду. «Профессиональные» раньте регистрируются в качестве ИП, что позволяет им законно экономить на налогах, поскольку ставка налога для ИП может быть ниже 13%.

Может ли чиновник заниматься арендным бизнесом? Будет ли являться такая деятельность предпринимательской (а, следовательно, и запрещенной)?

Исходя из запрета на предпринимательскую деятельность, государственная служба и статус ИП несовместимы, и регистрация в качестве ИП не доступна для госслужащих. Однако многие арендодатели-физические лица также не регистрируются в качестве ИП.

Признаки предпринимательской деятельности, указанные в Кодексе, носят оценочный характер и не позволяют однозначно ответить, является ли деятельность по сдаче недвижимости в аренду, предпринимательской. Ответ на данный вопрос может дать судебная практика по административным и уголовным делам, где в судебных решениях по конкретным случаям приводятся критерии, признаки предпринимательской деятельности и ее отличия от иной деятельности.

Совместительство: разновидности схемы

Согласно статье 60 ТК РФ выделяются два типа совместительства:

  1. Внутреннее. Трудоустройство на другую должность происходит в рамках одного предприятия.
  2. Внешнее. Работодатель не тот же, что на основном месте. Новая должность за пределами прежнего предприятия.

В каждом из случаев стороны должны подписать трудовое соглашение. Есть еще одно понятие со схожим смыслом – «совмещение». Это значит, что на служащего возлагаются дополнительные обязанности из другой должности, но в рамках того же предприятия.

Главная разница между совмещением и внутренним совместительством – в том, что первая ситуация предполагает выполнение новых обязанностей в процессе основной трудовой деятельности. При этом не требуется заключать трудовой договор.

Достаточно, чтобы стороны достигли взаимопонимания. Ряд отличительных черт имеется у внутреннего и внешнего совместительства. Различия связаны с процедурой оформления, внесения записей в трудовую книжку.

Если трудоустройство в том же предприятии – то просто вносится запись в трудовую книжку, последняя потом остается на сохранении у руководства. Если же совместительство внешнее – потребуется оформить дополнительную справку по поводу трудоустройства. Ее передают на основное место, где потом делаются необходимые записи.

Когда заключается соглашение по совместительству, в трудовом договоре надо обязательно сделать соответствующую пометку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]