Финансирование кассового разрыва: как постоянно быть при деньгах?


Кассовый разрыв: что это такое простыми словами

Кассовый разрыв — это ситуация, когда предприятие должно оплатить кредитору (одному или нескольким) поставку, но не имеет на это средств по той причине, что перед ним к моменту, когда наступил срок платежей, не рассчитался другой контрагент (один или несколько).

Или — по другим причинам. Например — чисто техническим, когда деньги в кассе (или на расчетном счету) есть, но воспользоваться ими нельзя. Так, в случае с кассой с наличными может элементарно сломаться и перестать открываться денежный ящик. В случае с расчетным счетом проблема может быть серьезнее — например, блокировка счета налоговой.

Но, как правило, основная причина кассового разрыва — все же «долговая». Когда фирма не может расплатиться с обязательствами, поскольку обязательства перед ней не были кем-то своевременно (в соответствии с ожидаемыми или установленными законом либо договором сроками) погашены.

Слово «кредитор» в данном случае следует понимать широко: это необязательно другой бизнес в статусе контрагента, а любое физическое или юридическое лицо, которому фирма что-то должна. Перед ним предприятие имеет кредиторскую задолженность. В свою очередь, те лица, кто должен предприятию — это дебиторы. Их долги — это дебиторская задолженность предприятия.

К примеру, роль «кредитора», перед которым у предприятия возникает долг, могут выполнять — наряду с контрагентами (покупателями или поставщиками товаров или услуг):

  • работники предприятия — которым нужно платить зарплату;
  • бюджет — куда нужно платить налоги и страховые взносы;
  • банки — куда нужно возвращать кредиты (оплачивать расчетные счета и другие финансовые услуги, которыми пользуется компания).

От кассового разрыва не застраховано ни одно предприятие: даже крупные платежеспособные бизнесы иногда сталкиваются с дефицитом доступных денежных средств на погашение текущих долгов.

В свою очередь, «контрагентом-должником» также могут быть разные лица — но, как правило, это, собственно, контрагенты — покупатели товаров и услуг. Иногда денежные поступления могут, конечно, ожидаться и из бюджета, и из банков по тому или иному основанию — но в общем объеме денег, которые должно получить предприятие, задолженность контрагентов — других бизнесов, обычно заметно лидирует.

Итак, задолженность предприятия перед кем-то именуется «кредиторской» (соответственно, те, кому оно должно, именуются кредиторами). А задолженность кого-то перед предприятием — «дебиторской» (те, кто должны — это дебиторы). Если сроки оплаты кредиторской задолженности наступают раньше сроков ликвидации дебиторской, то образуется кассовый разрыв.

Разрыв может быть исчислен:

  • в днях — в течение которых у предприятия нет возможности погашать кредиторские долги;
  • в сумме — которую остается погасить.

В результате кассового разрыва:

  • на размер долга могут быть начислены пени (на основании закона — как в случае с налогами, или договора — как в случае с поставками) — за каждый день кассового разрыва;
  • к предприятию могут быть применены штрафные санкции — предусмотренные законом или договором.

Деловая репутация у фирмы, конечно, тоже может пострадать. Но бывалые предприниматели обычно относятся к неплатежам контрагентов в силу кассового разрыва, как правило, с пониманием. Кто знает — вдруг и у сегодняшних кредиторов возникнут проблемы.

Вместе с тем, кассовый разрыв во многих случаях довольно легко прогнозируется, поскольку его основные причины достаточно универсальны.

Факторинг – нюансы и разновидности

Если вы хотите обезопасить свою компанию от финансовых рисков, связанных с отсроченной оплатой, воспользуйтесь факторингом – и вам не придется волноваться о кассовых разрывах и снижении товарооборота из-за отсутствия необходимых средств.

Рассмотрим процесс факторинга поэтапно. Ваша компания-поставщик продала товар или оказала услугу другой компании (дебитору). Согласно условиям договора, был выставлен счет, который дебитор обязан оплатить в установленный срок. Счет и является в данном случае будущей выручкой, которая станет действительной в тот момент, когда компания-дебитор его оплатит. При факторинге банк оплачивает этот счет раньше дебитора, являясь посредником в сделке – фактором. Помимо решения вопросов оплаты зачастую фактор также берет на себя часть ведения документооборота.

В ГК РФ договор факторинга обозначен как договор финансирования под уступку права денежного требования, основные положения которого содержит глава № 43 «Финансирование под уступку денежного требования». Стоит отметить, что с 01.06.2018 вступили в силу изменения, указанные в № 212-ФЗ от 26.07.2017 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Существует два основных варианта факторинга для поставщиков товаров и услуг – факторинг с регрессом или без него.

Факторинг с регрессом сохраняет дебиторскую задолженность на балансе поставщика, и, если покупатель не платит в срок, фактор производит обратную уступку, фактически превращая факторинг в кредит. Помимо первой выплаченной суммы поставщик будет должен выплатить фактору комиссию за его работу и пользование деньгами. Факторинг с регрессом проще получить, и он требует меньших затрат на комиссии. Вариант факторинга с регрессом удобен, если вы уверены в своем дебиторе и факторинг вам нужен исключительно для того, чтобы избежать кассовых разрывов и сохранять или повышать товарооборот.

Факторинг без регресса скорее можно сравнить со страховкой с полученным возмещением. Он обычно требует более внушительную сумму в качестве комиссии, однако в случае неоплаты дебитором счета поставщик получает свои деньги в любом случае, и они не превращаются в кредитные средства. Дебиторскую задолженность фактор выкупает на свой баланс, и получает оплату с дебитора уже без участия поставщика. Факторинг без регресса – отличная страховка от неблагонадежности поставщика или иных форс-мажорных обстоятельств.

Каковы причины кассовых разрывов

Основные причины кассового разрыва можно разделить на 2 категории:

  • преимущественно внутренние (обусловленные действиями самого предприятия);
  • преимущественно внешние (не зависящие прямо от действий предприятия).

Можно сказать, что в чистом виде «внутренние» и «внешние» причины возникновения кассового разрыва по определению выделить очень сложно. Дело в том, что речь в любом случае идет о взаимодействии фирмы с некими внешними игроками, от которых всегда что-то зависит. В свою очередь, практически нет таких сценариев, при которых полностью исключалась бы роль самого предприятия. Поэтому, отмеченные выше 2 категории причин кассового разрыва, так или иначе, правомерно рассматривать с употреблением понятия «преимущественно».

Если говорить о преимущественно внутренних причинах, то основными можно назвать:

  1. Самую очевидную — наличие чрезмерно больших по сумме обязательств у предприятия.

Если точнее — обязательств, несоразмерных тем денежным поступлениям (дебиторским долгам), которые должны прийти от контрагентов. Бывает, что предприятие берет слишком много кредитов: это типичный сценарий роста объема обязательств.

  1. Недостаточно эффективную проработку контрактов.

Например — в части установления сроков оплаты по поставкам для контрагентов-покупателей. Они не должны быть слишком длительными. В договорах поставки необходимо прописывать адекватные санкции за нарушения сроков — так, чтобы поставщики не расслаблялись, но в то же время не несли критических издержек в тех случаях, когда вынуждены просрочить платеж.

  1. Игнорирование уровня платежной дисциплины контрагентов.

Сейчас в распоряжении любого бизнеса — самые разные базы данных по контрагентам, где они ранжируются по степени надежности. Но бывает, что люди, ответственные за подписание договоров поставки, игнорируют низкие позиции контрагентов — и заключают с ними контракты по принципу «лишь бы подписали». Менеджер, заключивший контракт с ненадежным покупателем, получит свой бонус, а предприятие — головную боль в виде последующих неплатежей и кассового разрыва.

  1. Недостаточно эффективные механизмы управления финансами на предприятии.

Бывает, что у хозяйствующего субъекта, в принципе, есть достаточно денежных средств — но распределяются они совершенно неразумно, и в нужный момент — когда речь идет о погашении обязательств перед «контрагентами», возникает их дефицит. Например — если допускаются случаи необязательного совершения больших по объему трат в одно и то же время. Как вариант — одновременное:

  • перечисление работникам зарплаты;
  • перечисление начисленных на зарплату взносов в государственные фонды.

Размер соответствующих взносов достигает порядка 30% от зарплаты. У многих работодателей велик соблазн: выплатив заработную плату, тут же рассчитаться и по взносам тоже — чтобы в случае чего «не быть ни кому должными». Но есть вполне законное основание — уплатить взносы не сразу с зарплатой, а до 15 числа месяца, следующего за расчетным. В то время как может возникнуть ситуация, когда контрагент выставит срочный счет, к примеру, 10-го числа соответствующего месяца — и имеющихся денег не хватит, поскольку фирма поторопилась с перечислением взносов.

Любые крупные платежи необходимо рассредоточивать, распределять на как можно более длительные временные интервалы. Это снизит вероятность возникновения кассового разрыва в силу дефицита текущих финансовых потоков.

Один из критериев эффективности управления финансами на современном предприятии — автоматизация учета и прочих процедур, имеющих отношение к организации производства. При этом, в зависимости от функционала применяемых программ для автоматизации (как и от качества их применения, уровни такой автоматизации могут быть разными). Как и ее эффективность.

Автоматизация должна учитывать специфику каждого бизнес-процесса: ее внедрение необходимо тщательно прорабатывать вне зависимости от масштабов предприятия. Иначе издержки от ее некачественного внедрения сами по себе могут спровоцировать существенный кассовый разрыв.

В качестве примеров автоматизации для предприятий в различных сферах бизнеса можно привести такие: ПРИМЕР 1, ПРИМЕР 2, ПРИМЕР 3, ПРИМЕР 4, ПРИМЕР 5, ПРИМЕР 6.

  1. Отсутствие достаточных резервов у фирмы.

Либо — источников для оперативного пополнения таких резервов (например, в виде свободных акций, которые в любой момент могут быть проданы). Резерв — основной источник быстрой ликвидации кассового разрыва. Даже у самой маленькой компании он должен быть, не говоря о среднем или крупном бизнесе.

Важно разумно расходовать резервы. Нельзя «спускать» весь резерв до копейки на погашение случайно возникшего долга — поскольку может не хватить средств на расчеты по «системным» задолженностям — тем же зарплатным и налоговым (если, конечно, речь не идет о крупных репутационных рисках при непогашении обязательств перед контрагентами).

Как правило, оптимально расходовать резерв не на один отдельно взятый долг, а «распределять» средства по нескольким долгам: в бизнесе обычно более приемлема ситуация, при которой 2 контрагента-дебитора, увидевшие частичное погашение своих долгов, будут готовы проявить терпение и не предъявлять к фирме резких требований — в сравнении с ситуацией, когда один контрагент полностью удовлетворен, а другой не получил ничего. Второй обязательно инициирует истребование долгов — что будет, скорее всего, не слишком выгодной (особенно, с репутационной точки зрения) процедурой для фирмы.

В свою очередь, к преимущественно внешним причинам можно отнести:

  1. Технические сбои в работе банковских сервисов.

Теперь это редкость, но исключать подобные ситуации нельзя: бывает, что долгожданный платеж «завис» при переводе между банками. Или, как вариант, был заблокирован «для выяснения обстоятельств» — если контролирующие структуры что-то заподозрили.

  1. Политические события, влияющие на поведение контрагентов.

Типичный пример: санкции, а также различные «антимонопольные» штрафы, обусловленные политической ситуацией.

  1. Форс-мажор, при котором контрагент — вполне «рейтинговый» и проверенный, стал неплатежеспособным.

Например — если на его производстве произошла чрезвычайная ситуация и все силы и средства были брошены на ее преодоление.

Чем выгоден факторинг?

Факторинг – это не просто страховка от финансовых рисков и способ избежать кассового разрыва. При грамотном обращении с этим финансовым инструментом, поставщик получает весомые преимущества:

  • возможность сделать более выгодные предложения для клиентов в сравнении с конкурентами – с помощью факторинга можно подобрать более комфортные для всех сроки и условия оплаты;
  • отсутствие кассовых разрывов – оплата будет приходить в день исполнения вами обязательств по договору, и работа предприятия не окажется под риском остановки из-за несвоевременного платежа;
  • оптимизированное управление финансовыми потоками, наиболее актуальное для сезонных типов бизнеса, когда возникает необходимость привлечь средства в короткий срок, и от этого зависит значительное количество прибыли;
  • если фактор принимает на себя документооборот, вы можете сосредоточиться на других аспектах бизнеса, оставив бюрократию профессионалам;
  • проверка платежеспособности дебиторов – в интересах фактора проверить клиентов и не допустить сделки с заведомо неблагонадежными фирмами.

Как правило, решение по оказанию или неоказанию услугу факторинга осуществляется быстро, особенно в сравнении с кредитованием. Список необходимых документов может различаться в зависимости от банка, поэтому лучшим решением будет обратиться непосредственно к потенциальному фактору за консультацией.

Каковы риски при этом

Любые неплатежи по долгам способны нанести как локальный ущерб — конкретному предприятию, так и привести к цепочке кризисных явлений в целой отрасли. Но если говорить о самых скромных масштабах бизнеса, то основными рисками для предприятия будут:

  • дефицит денежных средств на текущие закупки (поскольку имеющийся капитал надо направлять на погашение долгов);
  • дефицит средств на рекламное продвижение, PR – статьи расходов, без которых бизнес может стать попросту неконкурентоспособным;
  • утрата доверия со стороны контрагентов.

Так или иначе, крупному, а часто — среднему и малому бизнесу, кассовых разрывов часто бывает не избежать. Необходимо быть к ним готовыми. Лучший способ для этого — попробовать рассчитать вероятность возникновения разрыва.

В компании рассматривают дополнительные источники финансирования и их стоимость

Займы от учредителей, кредиты банков, банковские овердрафты, товарные кредиты от поставщиков, привлечение инвесторов (займы от инвесторов или продажа доли в капитале), формы поддержки от государства и др. — каждый из этих источников имеет разную стоимость, сроки и порядок привлечения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]