Особенности бухгалтерского и налогового учета сделок купли-продажи объектов недвижимости

Лизинг традиционно вызывает много вопросов, особенно у лизингополучателя:

  • как показать поступление ОС в лизинг в 1С 8.3 на баланс лизингополучателя;
  • какие проводки авансового платежа по договору лизинга в 1С 8.3;
  • какие проводки при учете лизинговых платежей у лизингополучателя в 1С 8.3;
  • и многие другие.

А с изменением ставки НДС с 18% на 20 % появился еще один: как быть, если договор лизинга заключен до 2020 года, а завершается — после?

В данной статье мы пошагово рассмотрим пример приобретения авто в лизинг с разбором проводок в 1С 8.3 — и как раз рассмотрим договор, выкуп по которому предусмотрен в 2020 году. Минимум теории — максимум практики!

Перечисление аванса лизингодателю

Перечисление аванса лизингодателю оформите документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса – Банк – Банковские выписки – Списание с расчетного счета.

Проводки

Методика расчета в налоговом учете

В целях налогообложения методика определения срока полезного использования недвижимости другая.
Существуют строгие требования – необходимо выбрать для здания амортизационную группу в соответствии с Классификацией, утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002.

В соответствии с установленной группой определяется полезный срок.

Для объектов недвижимости возможно отнесение к группе с 4-й по 10-ю в зависимости от типа здания, помещения, его назначения, особенностей конструкции, материала из которой сооружение изготовлено.

Наиболее длительный СПИ определяется для зданий, попадающих в 10 амортизационную группу.

Это капитальные строения, нежилые и жилые здания, многоквартирные дома.

Собственник объекта недвижимости вправе установить любой срок из предложенного диапазона лет для конкретной группы. Если это 10 группа, то полезный срок службы может составлять любую длительность свыше 30 лет.

В налоговом учете существует только 2 способа расчета амортизации:

  1. Линейный — калькулятор расчета линейным способом;
  2. Нелинейный ускоренный.

Для зданий, сооружение можно выбрать только линейный метод расчета, при котором амортизационные отчисления рассчитываются равномерно.

Порядок расчета линейным способом описан выше, он аналогичен установленному для бухгалтерского учета.

Примеры амортизационных отчислений недвижимости

Ниже рассмотрены два примера, в первом начисляется амортизация по нежилому помещению, расположенному в кирпичном здании, во втором рассматривается квартира, которую предприятие сдает в аренду своему работнику.

Срок полезного использования в обоих случаях составляет более 30 лет.

Для нежилого помещения со сроком службы свыше 30 лет

Исходные данные:
Организация купила нежилое помещения, которое располагается в кирпичном капитальном здании.

Помещение отнесено к 10 амортизационной группе, для него установлен СПИ = 31 год (372 мес.).

Недвижимость поставлена на учет как основное средство по стоимости 5 млн.руб.

Принято решение амортизацию начислять линейным методом.

Расчет:

Норма А. = 1 / 372 * 100% = 2,67%

Годовая А. = 5 000 000 * 2,67% = 133 500.

Ежемесячная А. = 133 500 / 12 = 11125.

Каждый месяц на протяжении 31 года организация будет списывать стоимость нежилого помещения в размере 11125 руб. с помощью проводки Дт 20 Кт 02.

Для квартиры при сдаче в аренду

Имеющаяся на балансе предприятия жилая квартира может быть использована для сдачи в аренду работникам организации за плату. В этом случае учитываться такой объект основных средств будет на счете 03.

Несмотря на то, что фактически квартирой будет пользоваться работник, жилой объект будет по-прежнему числиться на балансе предприятия, организация обязана по нему начислять ежемесячно амортизацию.

Для начисления в целях бухгалтерского учета можно выбрать линейный или один из трех нелинейных методов списания стоимости. Для налогового учета – можно выбрать либо линейный, либо нелинейный.

Самый удобный способ – это начислять амортизацию линейным методом как в бухучете, так и в целях налогообложения. В этом случае расхождения будут минимальны либо будут отсутствовать.

При передаче в аренду квартиры делается внутренняя проводка Дт 03.Имущество переданное в аренду Кт 03.Имущество для сдачи в аренду.

На сумму начисленной амортизации на момент сдачи квартиры в аренду выполняется проводка Дт 02.Амортизация по ОС Кт 02. Амортизация по ОС в аренде.

Начисляемые амортизационные отчисления списываются в качестве прочего расхода проводкой Дт 91.2 Кт 02.Амортизация по ОС в аренде.

Когда квартира будет возвращена предприятию выполняются обратные проводки.

Исходные данные:

Предприятие приобрело за плату квартиру и поставило ее на баланс по стоимости 3 млн.руб.

Квартира расположена в многоквартирном доме и определена к 10 амортизационной группе, для нее установлен срок использования 35 лет (420 мес.) как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

С апреля 2020 года квартира передается в аренду работнику организации, срок договора найма – 11 месяцев. Плата за проживание 10000 руб. Деньги работник оплачивается ежемесячно в кассу.

На апрель 2020 накопленная амортизация 150000.

Расчет и проводки:

Дт 03.Переданное имущество Кт 03.Имущество для сдачи в аренду на сумму 3 млн.руб.

Дт 02.Амортизация по ОС Кт 02.Амортизация по ОС в аренде на сумму 150 тыс.руб.

Норма А. = 1 / 420 * 100% = 2,38%.

Годовая А. = 3 000 000 * 2,38% = 71 400.

Ежемесячная А. = 71 400 / 12 = 5 950.

Ежемесячно выполняется проводка Дт 91.2 Кт 02.Амортизация по ОС в аренде на сумму 5950.

Регистрация СФ на аванс от поставщика

С аванса Лизингодателю Лизингополучатель может принять НДС к вычету при обязательном наличии:

  • правильно оформленного СФ;
  • договора, предусматривающего предоплату;
  • документов на перечисление аванса.

Регистрацию счета-фактуры, выданного на аванс, можно провести из документа Списание с расчетного счета, нажав кнопку Создать на основании и выбрав Счет-фактура полученный.

Документ Счет-фактура полученный на аванс автоматически заполняется данными документа Списание с расчетного счета.

  • Код вида операции — «Авансы выданные».

Подробнее про Варианты принятия НДС к вычету по документу Счет-фактура полученный

Учет при покупке недвижимости. Начисление амортизации

Организация, купившая недвижимость, принимает ее на учет независимо от факта регистрации права на собственность. Объект недвижимости является одним из видов ОС, поэтому подлежит включению в отдельную группу амортизации. С начала следующего после покупки месяца начисляется сумма износа. Читайте также статью: → Износ основных средств: виды, особенности расчета, использование в управлении.

Для налогового учета важно соблюдение таких требований:

  1. Фирма подготовила и представила документы на госрегистрацию.
  2. Объект в работу уже введен.

Чаще всего фирма, купившая недвижимость, пользуется линейным методом начисления амортизации (см. → методы начисления амортизации основных средств в бухучете). Норма определяется за периодом полезного использования. Его уменьшают на число лет (месяцев) работы на предыдущем предприятии.

Время полезного использования ОС определяется одним из методов:

  1. С учетом срока полезной эксплуатации общего.
  2. Исходя из его остатка.

Важно! При остановке на втором варианте следует иметь в наличии документ, подтверждающий срок использования ОС предыдущим собственником. Если это невозможно, то нужно остановиться на первом варианте. Этот период организация может установить самостоятельно.

Пример № 3. (За данными примера №2). Покупатель в своем учете записывает:

ДатаДебетКредитСуммаОперации
01.03.201608601 694 916Поступило сооружение
01081 694 916Сооружение принято к учету как ОС
25.04.20161960305 084Выделена сумма НДС
6819305 084НДС к вычету принят

Поступление в лизинг в 1С 8.3: балансодержатель — лизингополучатель

На момент передачи имущества в лизинг Лизингодатель не выставляет в адрес Лизингополучателя счет-фактуру и не предъявляет сумму НДС. Следовательно, в момент передачи имущества в лизинг права на вычет НДС со стоимости лизингового имущества у Лизингополучателя не возникает.

Право на вычет НДС у Лизингополучателя возникает, когда:

  • Лизингодатель выставляет счет-фактуру на лизинговые платежи;
  • Лизингодатель выставляет счет-фактуру на выкупную стоимость в момент выкупа имущества.

Поступление лизингового имущества на баланс лизингополучателя оформите документом Поступление в лизинг из раздела ОС и НМА – Поступление основных средств – Поступление в лизинг.

В БУ лизинговое имущество, учитываемое на балансе Лизингополучателем, признается им основным средством. Его первоначальная стоимость формируется в зависимости от договора (п. 8 ПБУ 6/01, Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 N 15):

  • из суммы всех лизинговых платежей и выкупной цены, т. е. полной стоимости договора, включая НДС, — если договор один и включает в себя условия выкупа и выкупную стоимость;
  • из суммы всех лизинговых платежей без выкупной цены, т. е. полной стоимости договора, включая НДС, —– если имеется отдельный договор купли-продажи на выкупную стоимость предмета лизинга.

Проводки

Документ формирует проводки:

  • Дт 08.04.1 Кт 76.07.1 — арендные обязательства в сумме стоимости принимаемого на баланс актива;
  • Дт 76.07.9 Кт 76.07.1 — арендные обязательства в сумме НДС 18%.

Внимание! В связи с повышением в 2020 году ставки НДС до 20% обязательства в части НДС изменятся!

IV. Восстановление основных средств

26. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

27. Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

28. Исключен. — Приказ Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н.

Отражение предмета лизинга в составе ОС

Принятие к учету предмета лизинга на баланс лизингополучателя проведите в 1С 8.3 документом Принятие к учету ОС вид операции Оборудование из раздела ОС и НМА – Поступление основных средств – Принятие к учету ОС.

Вкладка Основные средства.

Вкладка Бухгалтерский учет:

  • Счет учета — 01.03;
  • Счет начисления амортизации (износа) — 02.03.

В бухгалтерском учете срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01).

Вкладка Налоговый учет.

Правила формирования первоначальной стоимости лизингового имущества в БУ и НУ отличаются!

В НУ, несмотря на то, что на лизинговое имущество до его выкупа не переходит право собственности, оно признается амортизируемым имуществом, и его стоимость определяется как сумма всех затрат Лизингодателя на его приобретение (п. 1 ст. 257 НК РФ). Стоимость лизингового имущества для налогового учета берется из справки Лизингодателя о его балансовой стоимости.

Срок полезного использования амортизируемого имущества в налоговом учете определяется той стороной, на балансе которой оно учитывается (п. 10 ст. 258 НК РФ) в соответствии с амортизационной группой, исходя из классификации ОС, утвержденной Правительством РФ (п. 2 ст. 259.1 НК РФ). В настоящее время для определения группы амортизации необходимо использовать ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.

Проводки

Документ формирует проводки:

  • Дт 01.03 Кт 08.04.1 — сформирована первоначальная стоимость в БУ (1 553 400);
  • Дт 01.03 Кт 08.04.1 — сформирована первоначальная стоимость в НУ (1 020 000);
  • Дт 01.К Кт 08.04.1 — учтена разница в стоимости ОС между бухгалтерским и налоговым учетом в НУ.

Назначение счета 01.К — учет неамортизируемой части стоимости ОС в НУ, т. е. разницы между стоимостью лизингового имущества в налоговом и бухгалтерском учете.

Особенности бухгалтерского и налогового учета сделок купли-продажи объектов недвижимости

Ежемесячный журнал «Экономико-правовой бюллетень» N 5, 2006 г.

Крутякова Т. Л.

Основные сложности бухгалтерского и налогового учета объектов недвижимости <*> обусловлены тем, что право собственности на недвижимые вещи, возникновение таких прав, их переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

При этом п. 2 ст. 8 ГК РФ устанавливает, что права на имущество, подлежащее госрегистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом. Порядок государственной регистрации определен Федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 122-ФЗ датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) <**>. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа (п. 4 ст. 2 Закона N 122-ФЗ) и проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона N 122-ФЗ). Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид