Налоги ИП
Размер взносов, которые уплачивает индивидуальный предприниматель без наемных работников, прописан в Налоговом кодексе РФ. Размер отчислений в 2020 году повысится:
- Обязательное пенсионное страхование — 32 448 рублей;
- Обязательное медицинское страхование — 8 426 рублей.
Итого, обязательные страховые взносы за 2020 год равны 40 874 рублям. Это фиксированная сумма, если доход за год не превышает 300 000 рублей. В случае превышения лимита, предусмотрены дополнительные отчисления в ПФР в размере 1%, но не более 259 584 рублей (32 448 х 8).
Каковы системы налогообложения малого бизнеса: преимущества и недостатки
Специальные режимы разработаны в целях упрощения учета и расчетов с бюджетом. Выбор таких вариантов освобождает плательщиков от НДС, налога на имущество. Поступления в пользу предпринимателей не облагают НДФЛ. Организациям не нужно рассчитывать налог на прибыль. Эти черты являются общими и признаются экспертами несомненными плюсами. Есть у систем и специфические характеристики.
ЕСХН
Система предназначена для производителей сельскохозяйственной продукции. Режим тесно связан с видом экономической деятельности. Расчет налога производят на основе валовой выручки, уменьшенной на коммерческие затраты. Издержки необходимо документально подтверждать со ссылкой на статью 346.5 НК РФ. Общая ставка составляет 6 %. Регионы могут ее снижать.
Достоинства:
Страховые сборы по обязательным программам включают в перечень затрат. У сельскохозяйственных компаний есть возможность уменьшить расчетную базу на издержки. Декларацию необходимо подавать 1 раз. Отчет сдают ежегодно до 31 марта. Систему разрешено совмещать с ЕНВД и ПСН. Убыток дает право не платить налог.
Недостатки:
Перейти на режим не могут бизнесмены, в торговой линейке которых присутствуют подакцизные товары. Из числа налогоплательщиков исключены организаторы азартных игр. Авансовые платежи по ЕСХН придется платить каждые 6 месяцев. Максимальная среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 300 человек. В рамках режима действует запрет на совмещение с УСН. С 2020 года помимо ЕСХН придется платить и НДС.
УСН
Порядок расчета налога зависит от объекта обложения. Если плательщик принимает к учету только доходы, УСН составляет 6 %. Фиксация коммерческих затрат обязывает начислять единый налог в 15 %. Регионы вправе снижать ставки.
Достоинства:
Отчетность плательщики сдают раз в год. Предпринимателям предоставлено время до завершения апреля. Компании обязаны направить декларацию до конца марта. Учет доходов и затрат ведут в одном журнале. Плюсом считают широкий перечень направлений деятельности. Налоги малого бизнеса уменьшают на фиксированные страховые взносы и сборы, перечисленные в фонды за работников.
Недостатки:
Если налогоплательщик применяет ставку 15 %, ему придется платить деньги в бюджет даже в случае убытка. В пользу государства потребуется перечислить минимальный взнос в 1 % от оборота.
У режима есть ограничения:
- стоимость активов – до 150 000 рублей;
- средняя численность персонала – до 100 человек;
- участие в капитале других фирм – до 25 %;
- годовой оборот — до 150 000 000 рублей.
Недостатком является невозможность использования отсрочек по онлайн-кассам.
ЕНВД
Добровольным налогообложение субъектов малого бизнеса по этому режиму стало с 2013 года. Для каждого вида деятельности регионы утверждают базовую доходность. С нее удерживают налог по ставке 15 %. Плательщики применяют корректирующие коэффициенты. Фактическую выручку во внимание не принимают.
Достоинства:
Предприниматели и компании освобождены от учета доходов и хозяйственных издержек. Налогоплательщики, не имеющие наемных работников, вправе отсрочить покупку онлайн-кассы. При приобретении техники предоставляется вычет. Режим совместим с ОСН, УСН, ЕСХН. При отсутствии физического показателя (торговой точки, транспортного средства) платить налог не придется. Индивидуальные предприниматели могут уменьшить ЕНВД на фиксированные сборы в ПФР и ФСС РФ. Обязательства перед бюджетом снижают при оплате страховых взносов по трудовым договорам.
Недостатки:
Отчетность придется сдавать каждый квартал. Уменьшить расчетную базу на коммерческие затраты не получится. Формулы начисления ЕНВД многим коммерсантам кажутся сложными. Убыток или снижение выручки не влияет на налоговые обязательства.
На режим разрешено перейти при соблюдении ряда ограничений:
- площадь торговой точки – до 150 кв.м.;
- средняя численность персонала – до 100 работников;
- отказ от участия в договорах доверительного управления или простого товарищества.
Обязательным условием является установление ЕНВД региональным законом.
ПСН
Система обложения позволяет заменить налоги на малый бизнес одним сбором. Стоимость определяется потенциальным доходом, умноженным на ставку 6 %. Регионы вправе вводить налоговые каникулы сроком на 2 года. В этот период вновь зарегистрированные коммерсанты и фирмы смогут применить ставку 0 %.
Достоинства:
Преимуществом является полное отсутствие отчетности. Осуществлять коммерческую деятельность можно сразу после приобретения патента и до его окончания. До 2020 года плательщики ПСН вправе не устанавливать онлайн-кассы. В случае их покупки они могут использовать налоговый вычет. Срок действия патента варьирует от 1 до 12 месяцев.
Недостатки:
Фиксированные страховые сборы и взносы на работников из стоимости патента не вычитают. Количество наемных сотрудников у плательщиков ПСН не должно превышать 15 человек. Не могут перейти на систему участники доверительного управления или простого товарищества. Реальный доход не влияет на обязательства перед бюджетом. Вести бизнес можно в границах четко очерченной территории. Недостатком следует считать ограничение по годовому обороту в 60 000 000 рублей и закрытый перечень направлений предпринимательской деятельности.
Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса отчасти связаны с правовым статусом. Регистрация в качестве предпринимателя не лишает граждан базовых прав и обязанностей. Если коммерсанты продают личное имущество, зарабатывают на операциях с финансовыми инструментами или получают доход из иных источников, возникает обязанность уплаты НДФЛ. Вознаграждения за рамками бизнеса облагаются налогами в стандартном порядке.
Важно! В отдельных регионах установлены торговые сборы. Правила обложения закреплены главой 33 НК РФ. О добровольности их уплаты речи не идет. Освобождение от взносов получили только обладатели патентов и сельскохозяйственные производители. В 2020 году торговые сборы введены в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге.
Отчетность индивидуальных предпринимателей без наемных работников
К этой категории налогоплательщиков законодатель отнесся достаточно лояльно, сведя до минимума обязательные отчеты. ИП разрешено не вести бухгалтерский учет при условии учета доходов, или доходов и расходов, или других объектов налогообложения и физических показателей (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
Что касается отчетности по налогам и сборам, то ИП без наемных работников по окончании календарного года (налогового периода) сдает:
- на общей системе – декларацию по НДС и декларацию по налогу на доходы физических лиц;
- на УСН — декларацию по единому налогу УСН;
- на ЕНВД — декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Больше никаких отчетов сдавать не нужно!
Льготы для плательщиков, работающих на патенте
Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Например, в отношении:
- услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
- производства кожи и изделий из кожи;
- производства молочной продукции;
- производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
- услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
- ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.
Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.
Например
, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ПО ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ
ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)
Как известно, аграрная отрасль – одно из приоритетных направлений в развитии нашей страны. Даже разработали специальный налоговый режим для сельхозпроизводителей. Недавно право использовать ЕСХН получили и те, кто оказывает этим самым производителям услуги, связанные с растениеводством и животноводством.
Среди недостатков ЕСХН – то, что доход от реализации сельхозпродукции должен превышать 70% от общего. Это ограничение заставляет многих фермеров переходить на упрощёнку по схеме «доходы минус расходы» – по налогам получается практически то же самое.
Льготы для малого бизенса
Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета, а именно:
- Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).
- Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:
- Баланс — Форма № 1 (ежеквартально);
- Отчет о прибылях и убытках — Форма № 2 (ежеквартально);
- Среднесписочная численность (ежегодно).
- При этом вся налоговая отчетностьостается в полном объеме.
Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.
Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость по статье 145 Налогового кодекса РФ, если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.
Доходы и расходы по кассовому методу
Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.
Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
- сумма выручки может быть определена;
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.
Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008
По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.
Упрощен порядок оценки финансовых вложений
По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая — финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая — финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).
Учетная политика
Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.
Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.
Исправление ошибок
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете» позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.
Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.
Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», как остальные организации, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.
Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения
Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:
- ИП или организация совершили нарушение впервые;
- не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
- не было угрозы чрезвычайной ситуации.
Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.
Это стало возможным благодаря тому, что:
- статья 3.4 дополнена частью 3 следующего содержания:
- статья 4.1 КоАП дополнена частью 3.5 следующего содержания:
«3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба»;
- КоАП дополнен статьей 4.1.1 следующего содержания:
Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
- Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
- Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
- В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
«3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса».
Особенности регулирования труда в микропредприях
Федеральным законом от 3 июля 2020 г. № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 481:
Глава 481. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям
Статья 3091. Общие положения
У работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее — работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 3092. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя — субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами
Работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Комментарий к главе 481 Трудового кодекса РФ
В связи с внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 348-ФЗ изменениями индивидуальные предприниматели и организации, относящиеся к микропредприятиям с 01.01.2017 получают право упростить свой кадровый документооборот, т.е. могут не принимать следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- график сменности.
Статья написана и размещена 17 ноября 2012 года. Дополнена — 16.02.2015, 15.03.2016, 08.04.2016, 05.07.2016, 29.08.2016
ВНИМАНИЕ!
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.