Что относится к расходам на оплату труда в налоговом учете

Представители швейной индустрии называют следующие факторы риска, связанные со своей деятельностью:

1. Снижение покупательской способности населения.

2. Падение темпов роста выручки.

3. Рост стоимости изделий.

4. Рост стоимости ткани и материалов вследствие роста курса валют.

5. Необходимость снижения заработной платы.

6. Увольнение персонала.

7. Сокращение объемов выпуска продукции.

8. Сокращение объемов инвестирования в производство.

9. Усиление надзора контролирующих органов.

Часть из указанных рисков напрямую касается персонала (пп. 5, 6), поэтому анализ средств на оплату труда является важной составляющей по управлению рисками и обеспечению функционирования предприятия.

ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

Выясним удельный вес расходов на оплату труда в затратах на производство. Для этого воспользуемся табл. 1.

Таблица 1. Затраты на производство
№ п/п Показатель 2016 г. 2015 г. Отклонение Изменения 2020 г. к 2020 г., %
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %
1 Материальные затраты 90 300 21,5 94 700 23,0 –4400 –1,5 –4,6
2 Расходы на оплату труда 176 700 42,1 176 400 42,8 300 –0,7 0,2
3 Отчисления на социальные нужды 52 290 12,5 51 940 12,6 350 –0,1 0,7
4 Амортизация 6980 1,7 8700 2,1 –1720 –0,4 –19,8
5 Прочие затраты 93 160 22,2 80 140 19,5 13 020 2,8 16,2
Итого 419 430 100 411 880 100 7550 0,0 1,8

В 2020 году затраты на производство выросли только на 7550 тыс. руб. (1,8 %) по сравнению с 2020 г., что объясняется строгим режимом экономии. Расходы на оплату труда остались на прежнем уровне — 42,8 % от общих затрат в 2020 г. и 42,1 % в 2020 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Расходы на оплату труда всегда имеют значительный удельный вес в затратах на производство

Малый удельный вес материальных затрат (90 300 тыс. руб., или 21,5 % от общего объема) при высокой стоимости ткани, фурнитуры и прочих материалов объясняется структурой выпускаемой продукции:

  • 20 % от общей мощности компании — выпуск и реализация собственной продукции под собственной торговой маркой;
  • 80 % от общей мощности — услуги контрактного производства (работа на материалах заказчика).

3) Группировка затрат в зависимости от объема продукции

В зависимости от изменения объема производимой продукции различают такие виды затрат:

  • переменные;
  • постоянные (условно-постоянные) расходы.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.

К ним относятся затраты сырья, материалов, топлива и электроэнергии на технологические нужды, заработная плата рабочих-сдельщиков.

Постоянные (условно-постоянные) затраты либо не изменяются, либо изменяются незначительно в связи с изменением объема производства.

К ним относятся затраты топлива на отопление зданий, другие коммунальные услуги, электроэнергия на освещение помещений, заработная плата рабочих-повременщиков, административно-управленческого персонала, амортизация и др.

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Для лучшего понимания производственной ситуации рассмотрим показатели табл. 2.

Таблица 2. Показатели, связанные с оплатой труда персонала
№ п/п Показатель Расчет 2016 г. 2015 г. Отклонение
абсолютное относительное, %
1 2 3 4 5 6 7
1 Кредиторская задолженность перед персоналом по оплате труда, тыс. руб. 8220 9520 –1300 –13,7
2 Резерв на оплату отпусков, тыс. руб. 6930 10 400 –3470 –33,4
3 Объем выпуска продукции, тыс. руб. 265 000 265 500 –500 –0,2
4 Выручка от продажи собственной продукции (услуг), тыс. руб. 422 870 418 900 3970 0,9
5 Валовая прибыль от продажи собственной продукции (услуг), тыс. руб. 166 600 156 800 9800 6,3
6 Прибыль от продаж собственной продукции (услуг), тыс. руб. 20 480 12 430 8050 64,8
7 Платежи в связи с оплатой труда работников, тыс. руб. 263 130 252 800 10 330 4,1
8 Среднесписочная численность, чел. 695 695
9 Численность работающих на конец года, чел. 680 710 –30 –4,2
10 Среднемесячная зарплата работников за январь-декабрь 2020 г. по текстильному и швейному производству (государственная статистика), тыс. руб. 16,9
11 Выпуск изделий, ед. 250 700 265 800 –15 100 –5,7
12 Производительность персонала (в год), тыс. руб./чел. стр. 3 / стр. 8 381,3 382,0 –0,7 –0,2
13 Производительность персонала (в год), ед./чел. стр. 11 / стр. 8 360,7 382,4 –21,7 –5,7
14 Движение денежных средств, приходящееся на одного работника в месяц, тыс. руб./чел. стр. 7 / стр. 8 / 12 31,6 30,3 1,2 4,1
15 Выручка на одного работника, тыс. руб./чел. стр. 4 / стр. 8 608,4 602,7 5,7 0,9
16 Валовая прибыль на одного работника, тыс. руб./чел. стр. 5 / стр. 8 239,7 225,6 14,1 6,3
17 Прибыль от продаж собственной продукции на одного работника, тыс. руб./чел. стр. 6 / стр. 8 29,5 17,9 11,6 64,8
18 Кредиторская задолженность перед персоналом по оплате труда в расчете на одного работника, тыс. руб./чел. стр. 1 / стр. 9 12,1 13,4 –1,3 –9,8
19 Резерв на оплату отпусков на одного работника, тыс. руб./чел. стр. 2 / стр. 9 10,2 14,6 –4,5 –30,4
20 Эффективность средств, вложенных в расходы на оплату труда производственного персонала
20.1 по выручке стр. 4 / стр. 2 (табл. 1) 2,39 2,37 0,02 0,78
20.2 по валовой прибыли стр. 5 / стр. 2 (табл. 1) 0,94 0,89 0,05 6,07
20.3 по прибыли от продаж собственной продукции стр. 6 / стр. 2 (табл. 1) 0,12 0,07 0,05 64,48

В строках 1–11 табл. 2 отражены общие финансово-экономические показатели компании, в стр. 12–20 — показатели эффективности, связанные со средствами на оплату труда персонала и самим персоналом.

Среднесписочная численность на протяжении двух лет одинаковая — 695 чел. При этом на конец 2020 г. численность персонала составляет 680 чел., что на 30 чел. (4,2 %) меньше показателя предыдущего года.

Кредиторская задолженность перед персоналом по оплате труда на конец 2020 г. уменьшилась по сравнению с 2020 г. на 1300 тыс. руб. (13,7 %), резерв на оплату отпусков — на 3470 тыс. руб. (33,4 %). Темпы снижения этих двух показателей выше, чем темпы снижения численности персонала, что говорит о падении уровня оплаты труда, увеличении численности малоопытных работников с низкой зарплатой, скрытых простоях (бесплатные отпуска, неполная рабочая неделя).

Кредиторская задолженность перед персоналом в расчете на одного работника (стр. 18) на 01.01.2017 составляет 12,1 тыс. руб., что ниже показателя платежей, связанных с оплатой труда (31,6 тыс. руб.), на 19,5 тыс. руб., или более чем в два раза (сумма из расчета заработной платы за половину декабря, поскольку аванс за данный месяц уже выплачен). Поэтому показатель кредиторской задолженности по зарплате не критичен.

Платежи, связанные с оплатой труда (показатель из отчета о движении денежных средств), возросли на 10 330 тыс. руб. (4,1 %). Соответственно, движение денежных средств, приходящееся на одного работника, в среднем составляет 31,6 тыс. руб. в месяц. Данный показатель отражает суммы заработной платы, отпускных, премий, не содержит зарплатных налогов. Условно можно считать, что 31,6 тыс. руб. — это среднемесячная зарплата одного работника компании.

Согласно государственной статистике среднемесячная заработная плата работников за январь-декабрь 2020 г. по текстильному и швейному производству составляет 16,9 тыс. руб. Показатель по компании превышает среднеотраслевой на 14,7 тыс. руб. (87 %). Это важный положительный фактор в преодолении риска увольнения персонала.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Рассмотрим группу показателей эффективности из расчета на одного работника (стр. 15–17 табл. 2). Для расчета данных показателей взят весь персонал (среднесписочная численность по компании), а не только основные рабочие или вообще рабочие.

Замечания

  1. В современных условиях производственный рабочий не сможет выполнять свои функции без наладчиков оборудования, программистов, технологов, учетного, управленческого и коммерческого персонала.
  2. В сложных экономических условиях возрастает роль работников предприятия, которые не входят в категорию рабочих: важно найти и подписать выгодный контракт с заказчиком контрактного производства, обеспечить заданный объем продаж в точках продаж собственной продукции, заказать материалы по выгодной цене, сэкономить на других издержках, грамотно рассчитать и заплатить налоги и т. д.
  3. Продукция, которая изготовлена рабочими и лежит на складе сама по себе, поступление финансовых средств не обеспечит.

Важная деталь: при необходимости экономист может рассчитать идентичные показатели (стр. 12–20) и для основных рабочих (швей, закройщиков и т. д.), как это принято в классическом анализе.

В компании наблюдается интересная положительная динамика. В 2020 году по сравнению с предыдущим годом:

  • выручка от продажи собственной продукции в расчете на одного работника увеличилась незначительно — на 5,7 тыс. руб. (0,9 %);
  • валовая прибыль на одного работника выросла на 14,1 тыс. руб. (6,3 %);
  • прибыль от продаж собственной продукции увеличилась на 11,6 тыс. руб. (64,8 %) и составила 29,5 тыс. руб. на человека.

Вывод: один работник приносит компании в год 29,5 тыс. руб. прибыли.

Положительная динамика, когда темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки, является результатом:

  • сокращения коммерческих расходов (в компании введен режим экономии, закрыты нерентабельные точки продаж);
  • уменьшения расходов, связанных со снижением курсовой разницы.

Теперь рассмотрим показатели эффективности средств, вложенных в расходы на оплату труда производственного персонала (20.1-20.2 табл. 2). Каждый рубль, вложенный в расходы на оплату труда производственного персонала (176 700 тыс. руб.), принес в 2020 г.:

  • 2,39 руб. выручки — практически уровень 2020 г.;
  • 0,94 руб. валовой прибыли — превышает уровень 2020 г. на 0,05 руб. (6,07 %).

В сложных условиях рост на 6,07 % — положительный результат, который свидетельствует об эффективном расходовании средств на оплату труда персонала.

Показатель по валовой прибыли превышает показатель по выручке (6,07 к 0,78 %), что говорит не только об эффективном расходовании средств на оплату труда, но и об оптимизации коммерческих, управленческих и других расходов. Отсутствие роста показателей эффективности по выручке объясняется ограниченными объемами производства.

4) Группировка затрат другими способами

В зависимости от периода возникновения и отнесения на себестоимость:

  • расходы текущего периода;
  • расходы будущих периодов.

По степени целесообразности:

  • производительные расходы;
  • непроизводительные расходы (потери) – это расходы, связанные с изготовлением бракованной продукции и последующим исправлением брака.

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА

Расходование средств на оплату труда нужно анализировать в сопоставлении с объемами выпуска готовой продукции (табл. 3).

Таблица 3. Выпуск продукции
Показатель 2016 г. Отклонения Выполнение плана, %
факт план ед. %
Выпуск изделий — всего, ед. 250 700 265 750 –15 050 –5,7 94,3
Выпуск изделий под собственными торговыми марками, ед. 57 850 54 300 3550 6,5 106,5
Доля собственной продукции 23,1 20,4 2,6 12,9 112,9

В 2020 году работа компании была спланирована так: 20 % — собственная продукция, 80 % — контрактное производство. Всего планировалось выпустить 265 750 изделий, в том числе 54 300 изделий под собственной маркой (женский деловой костюм).

В течение 2020 г. производственную программу компания корректировала неоднократно. Причина: заказчик контрактного производства (ООО «Фэшн-Стиль») не выполнил договорные обязательства по обеспечению заявленных к выпуску мощностей. Компания-заказчик недопоставила сырья на 31 600 единиц женских деловых костюмов, что равноценно 1,5 месяца простоя производственных мощностей швейного предприятия.

Благодаря мероприятиям, предпринятым руководством, персонал был дозагружен на 25 тыс. ед. В результате план по выпуску не выполнен на 15 тысяч женских костюмов из-за неукомплектованности кадрового состава и отсутствия рабочих по причине нахождения на больничных.

По итогам работы в 2020 г. швейное предприятие выпустило 250 700 женских деловых костюмов. Это 94,3 % к плану. План по выпуску костюмов под собственной торговой маркой перевыполнен на 3550 ед. (6,5 %). Доля собственной продукции в общем объеме выпущенной продукции — 23,1 %.

В 2020 году было выпущено 265 800 женских деловых костюмов, что на 15 100 единиц больше, чем в 2020 г. Падение в выпуске (5,7 %) объясняется нарушением договорных обязательств ООО «Фэшн-Стиль». В условиях продолжающегося уменьшения спроса на женский деловой костюм в среднем ценовом сегменте такой процент падения выпуска не критичен. Можно считать, что уровень загрузки персонала сохраняется при неблагоприятных макро- и микроэкономических условиях.

Вывод: необходимо заключать договоры на услуги по пошиву с альтернативными заказчиками, что увеличит загрузку персонала и повысит эффективность расходования средств на оплату труда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид