Расходы на ГСМ могут быть учтены как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Определенного документа, нормирующего списание ГСМ в целях налогового учета, нет. Однако проверяющие строго следят за порядком оформления первичных документов по эксплуатации автотранспорта и механизмов, за экономическим обоснованием списания горючего.
В целях налогового учета рекомендуется (хотя и не обязательно — см. письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12) опираться на разработанные государственными органами нормы либо самостоятельно их устанавливать, используя контрольные заезды, наработки, актируемые сотрудниками налогоплательщика или сторонними (независимыми) лицами. Также для определения расхода ГСМ можно использовать данные различных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, автоматизированных систем контроля за топливом в баках и т.п. (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Понятие норматива ГСМ
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:
- для ведения отчетности;
- определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
- расчета налогообложения.
Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.
При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).
Кто устанавливает нормы ГСМ
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2020 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2020 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2020 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.
Обязательно ли применять нормы расхода топлива Минтранса РФ
Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2019 год — распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.
Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.
В перечень вошли такие отечественные марки автомобилей, как Lada Granta, Lada Priora, Lada Vesta, УАЗ-Patriot и другие, перечисленные в таблице 1.
Таблица 1. Новые марки автомобилей в приказе Минтранса № АМ-23-р
Изменения ввели отношении транспорта, который используют:
- в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек — норму повысили на 25%;
- в городах с населением свыше 5 миллионов человек — норму повысили на 35%.
Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать:
- в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет;
- в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.
Напомним, что расходы на топливо нормируют:
- по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля);
- по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы);
- по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
- по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС);
- по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).
Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:
- Поформулам, установленным ранее приказом № АМ-23-р
- На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 «Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности».
Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.
Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании.
Но в 2013 году позиция ведомства изменилась. В письме от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 Минфин указал, что нормирование таких расходов Налоговым кодексом не предусмотрено. Поэтому компания сама должна решить учитывать рекомендации Минтранса или нет.
Таким образом, можно без споров с инспекторами использовать те лимиты, которые фирма разработала для себя самостоятельно. Практика показывает, что при возникновении подобного споров судьи на стороне компаний. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса не требует нормировать расходы на топливо.
Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Кроме того, лимит может зависеть и от численности населения в том регионе, где будет эксплуатироваться машина. Необходимые поправочные коэффициенты также могут быть утверждены приказом по организации.
Если фирма превысит установленные лимиты и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учесть при расчете налога на прибыль нельзя.
Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут.
Надбавки к нормам расхода топлива.
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).
3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).
4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.
Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.
– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);
– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);
– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);
– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).
в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.
К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).
– свыше 5 млн. человек – до 35%;
– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;
– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;
– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;
– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.
д) работа автотранспорта при частых технологических остановках, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.
е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;
ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;
з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;
и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;
к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%
л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;
– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;
– для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;
н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;
о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%;
п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;
Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:
- в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
- частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).
Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.
Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.
Дополнительные виды нормативов
Помимо базовой нормы Минтранс вводит такие понятия, как:
- Транспортная норма. Она основана на базовом показателе использования ГСМ с учетом влияния перевозимого груза (массы, наличия прицепа или пассажиров). Примером может послужить разница в потреблении топлива груженым транспортом, везущим массивный прицеп, или же при движении порожнего самосвала.
- Эксплуатационная норма. Может быть основана как на базовых, так и на транспортных значениях с учетом особенностей эксплуатации автомобиля в данной местности, климатических условиях и т.д. Например, при движении по извилистым дорогам, «серпантинам», когда постоянно приходится притормаживать, используется намного больше горючего, чем на прямых участках трассы. Также при работе кондиционера или обогревателя требуется дополнительное горючее, что меняет показатели.
Использование этих нормативов позволяет не пересчитывать каждый раз базовые значения, а использовать скорректированные данные для определенных условий, специфики или местности. Появляется возможность сократить расчеты, исключить возможность ошибок.
При изменениях, появлении дополнительных специфических факторов, влияющих на величину потребления горючего, эти нормативы могут быть пересчитаны и подкорректированы, но все изменения должны быть экономически и технически обоснованы, иначе у работников налоговой инспекции возникнут вопросы и сомнения в достоверности предлагаемых данных.
Величина поправочных коэффициентов регламентирована Минтрансом, выражена в процентах от базового значения и утверждается приказом руководства предприятия.
Применение нормированных значений потребления ГСМ позволяет упростить отчетность, обосновать количество списанного топлива, а также — снизить риск злоупотреблений.
Существующие коэффициенты, учитывающие условия работы двигателей, наличие дополнительного оборудования, расстояния или сложность эксплуатации позволяют достаточно полно отражать существующее потребление топлива, исключая возможность нецелевых затрат или перерасхода.
Примечательно, что употреблять в отчетности нормативные значения не обязательно, разрешается использовать фактические значения, но для этого придется иметь подтверждающие документы — чеки, корешки квитанций и т.д. — то есть все документы, способные обосновать расход и списание горючего.
Для небольших фирм, не обладающих множеством автомобилей, такой вариант может оказаться более выгоден.
В любом случае, способ ведения отчетности по расходу ГСМ — выбор руководства и бухгалтера, налоговый кодекс не регламентирует этот вопрос слишком плотно. Главной задачей видится точность и обоснованность списания материалов.
От чего зависит величина показателя ГСМ
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
- вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
- конкретной марки авто;
- его пробега;
- срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
- базового расхода ГСМ;
- некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Как использовать утвержденные рекомендации
Минтранс РФ при списании топливных ресурсов рекомендует придерживаться правил:
- предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
- для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
- налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
- налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
- для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.
В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.
Что утверждает Минтранс
Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.
Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.
ФАЙЛЫ
Как отразить сведения о расходе топлива в путевом листе
Сведения о расходе ГСМ не входят в перечень обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152, однако их необходимо вносить для упрощения расчета потраченного горючего. В унифицированном бланке путевого листа содержатся 3 графы, предназначенные для отражения движения ГСМ. В них необходимо указать:
- остаток ГСМ на начало рейса;
- количество ГСМ, купленное в течение рейса;
- остаток ГСМ на конец рейса.
На основе арифметических действий с данными показателями рассчитывается расход ГСМ по нормативу и фактически. Просмотреть образец путевого листа с показаниями ГСМ можно ниже:
Если при использовании самостоятельно разработанного путевого листа не указываются показатели ГСМ, то расход топлива исчисляется исходя из норм Минтранса.
Расходы по ГСМ не нужно принимать к налоговому учету, если сотруднику выплачивается компенсация за использование личного транспорта. Об этом указано в Письме Минфина РФ от 10.04.2017 г. №03-03-06/1/21050. Такую компенсацию разрешается списывать только в пределах установленных нормативов, о чем указано в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 92. Считается, что затраты на ГСМ уже включаются в компенсацию работнику за личный транспорт, а потому повторное их использование в налоговом учете является нарушением.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
где:
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Пример конкретного расчета
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Версия для печати
Главная > Статьи > Резервуары и резервуарное оборудование >
- Версия для печати
Потери нефтепродуктов на автозаправочных станциях и нефтескладах исчисляют по «Нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приемке, отпуске, хранении и транспортировке», утвержденным Госснабом СССР от 28 марта 1986 г. № 40. Применение норм обязательно для всех организаций и предприятий. Эти нормы потерь установлены в зависимости от группы нефтепродуктов, сезона года, климатических условий и типа резервуара.
Нефтепродукты в зависимости от физико-химических свойств, обусловливающих их естественную убыль, распределены по восьми группам (табл.1).
Календарный год делится на два периода: осенне-зимний (с I октября по 31 марта включительно) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября включительно). Для применения норм в зависимости от климатических условий территория СНГ разделена на пять климатических зон (табл. 4).
Нормы естественной убыли являются предельно допустимыми и применяются только в случаях фактической недостачи нефтепродуктов.
Таблица 1
Распределение нефтепродуктов по группам
Группа | Наименование нефтепродукта |
1 | |
Бензин автомобильный, ГОСТ 2084-77 | |
Бензин автомобильный, АИ-96 «Экстра», ОСТ 38019-75 | |
2 | |
Бензин-растворитель, ГОСТ 443-76 | |
Бензин авиационный, ГОСТ 1012-72 | |
Масло вакуумное ВМ-3 | |
Топливо для реактивных двигателей Т-2, ГОСТ 10227-86 | |
Бензин авиационный, ГОСТ 3134-78 | |
3 | |
Бензин-растворитель, ГОСТ 3134-78 | |
Масло вакуумное БМ-6 | |
Топливо для реактивных двигателей (кроме Т-2), ГОСТ 10227-86 | |
Топливо РТ для реактивных двигателей | |
Керосин для технических целей | |
4 | |
Этилбензол технический, ГОСТ 9385-77 | |
Керосин осветительный | |
Топливо дизельное «Зимнее» и «Арктическое», ГОСТ 305-82 | |
5 | |
Масло АМГ-10 (МГ-15В), ГОСТ 6794-75 | |
Топливо дизельное кроме «Зимнего» и «Арктического», ГОСТ 305-83 | |
Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей, ГОСТ 1667-68 | |
Топливо нефтяное для газотурбинных установок, ГОСТ 10433-75 | |
Топливо печное бытовое ТПБ, ТУ 38 101656-76 | |
Топливо дизельное экспортное, ТУ 38 001162-73 | |
6 | |
Мазуты всех марок | |
Масла смазочные всех марок | |
Битумы нефтяные жидкие | |
Прочие нефтепродукты | |
7 | |
Смазки всех марок | |
Битумы твердые | |
Пасты разные | |
Церезин | |
Разные твердые нефтепродукты | |
8 | |
Нефти разные |
Таблица 2
Мероприятия по предотвращению и сокращению потерь нефтепродуктов на АЗС
Источники и причины потерь нефтепродуктов | Мероприятия |
Испарение нефтепродуктов из резервуаров в результате больших и малых «дыханий» | |
Газовая обвязка резервуаров в общую дыхательную систему. | |
Использование дыхательных клапанов повышенного давления. Сокращение продолжительности и частоты сливов топлива за счет параллельного слива по нескольким шлангам из большегрузных автоцистерн. | |
Увеличение среднего коэффициента заполненности резервуаров. | |
Применение системы улавливания и конденсации паров бензина, вытесняемых из резервуаров при сливе. | |
Потери нефтепродуктов при сливе из автоцистерн в резервуары АЗС | |
Применение совершенных герметических соединительных устройств. | |
Устройство металлических сливных колодцев над резервуарами. | |
Систематический контроль исправности сливного рукава и его соединений. | |
Применение индикатора полного слива из автоцистерны. | |
Потери при заправке автотранспорта | |
Использование автоматически перекрывающихся заправочных кранов. | |
Визуальный контроль оператором мест заправки. | |
Использование колонок переменной производительности. | |
Утечки нефтепродуктов из резервуаров и трубопроводов в результате нарушения их герметичности | |
Своевременнее и качественное выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию. | |
Применение вертикальных резервуаров, установленных в железобетонных колодцах. Применение управляемых, верхних приемных клапанов на всасывающем, трубопроводе. | |
Проливы и утечки при техническом обслуживании и ремонте оборудования | |
Использование специального инструмента и оснастки при работе по ТО и ТР. Устройство специальных площадок для установки автоцистерн при сливе. | |
Неполный слив нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары A3С | |
Контроль исправности дыхательных клапанов и фильтров сливных устройств. Применение специальных индикаторов слива. |
Таблица 3
Сроки хранения нефтепродуктов (лет), установленные с учетом образования фактических смол и нестабильности тетраэтилсвинца
Нефтепродукт | Способ хранения | Климатическая зона | ||
Северная | Средняя | Южная | ||
Автобензины | В наземных резервуарах | 1,5 | 1,5 | 1 |
Дизельное топливо | ||||
В подземных резервуарах | 2 | 2 | 1,5 | |
В любых резервуарах | 6 | 6 | 6 | |
Масла | В любых резервуарах | 4 | 4 | 3 |
Таблица 4
Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приёме, хранении, отпуске на автозаправочных станциях и пунктах заправки (кг/т) принятого количества (Постановление Госснаба СССР от 24.03.1986 г.)
Тип резервуара | Гр. нефтепродуктов | Климатические зоны и периоды | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
ос.- зим. | вес.- летн. | ос.- зим. | вес.- летн. | ос.- зим. | вес.- летн. | ос.- зим. | вес.- летн. | ос.- зим. | вес.- летн. | ||
Наземные стальные | |||||||||||
1 | 0,38 | 0,60 | 0,54 | 0,99 | 0,72 | 1,05 | 0,74 | 1,25 | 0,8 | 1,16 | |
5 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | |
6 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |
Наземные стальные с понтоном | 1 | 0,15 | 0,30 | 0,27 | 0,40 | 0,40 | 0,56 | 0,41 | 0,62 | 0,45 | 0,63 |
Заглубленные | |||||||||||
1 | 0,23 | 0,30 | 0,36 | 0,40 | 0,48 | 0,56 | 0,49 | 0,68 | 0,56 | 0,70 | |
5 | 0,01 | 0,02 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | |
6 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 |
Примечания: 1) нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты, принимаемые и сдаваемые по счёту (фасованная продукция); 2) в нормы естественной убыли не включены потери нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, всё виды аварийных потерь, а также потери при внутрискладских перекачках; 3) нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактических недостач. Списание нефтепродуктов в пределах естественной убыли до установления факта недостачи запрещается; 4) Тюменская область – 2 зона, Ханты-Мансийский АО – 1 зона.
Таблица 5
Зависимость месячных потерь бензина от числа циклов сливо-наливных операций, т
Вместимость резервуара, м3 | Число сливо-наливных операций в месяц | |||
10 | 20 | 30 | 40 | |
50 | 0,18/0,3 | 0,35/0,6 | 0,55/0,9 | 1,1/1,8 |
100 | 0,35/0,6 | 0,7/1,2 | 1,1/1,8 | 2,8/3,6 |
150 | 0,5/0,9 | 1,0/1,8 | 1,5/2,7 | 3,0/5,4 |
200 | 0,7/1,1 | 1,4/2,2 | 2,1/3,3 | 2,8/6,6 |
250 | 0,85/1,4 | 1,7/2,8 | 2,6/4,2 | 5,2/8,4 |
Примечания: 1) потери определены из условия содержания в 1 м3 паровоздушной смеси резервуара, зимой – 0,35 кг, летом – 0,56 кг паров бензиновых; 2) в числителе показаны потери в зимнем периоде, в знаменателе — в летнем.
Вернуться к списку статей