Основные права работника
При приеме на работу, гражданин заключает с работодателем трудовой контракт. Это соглашение, в котором отражены существенные и дополнительные условия. Без существенных условий договор не может быть признан законным, поэтому их отражение в его тексте является обязательным. Существенными условиями являются:
- срок;
- оплата труда;
- выполняемые работником функции;
- место осуществления трудовой деятельности.
Отсутствие дополнительных условий по правовым последствиям не приводит к незаконности сделки. Но, как правило, ни все же включаются в текст, поскольку помогают лучше понять суть отношений между сторонами. Основные права и обязанности работника определены ст. 21 ТК РФ:
- заключение, изменение, расторжение контракта с работодателем;
- получение заработной платы полностью, иных выплат, не входящих в ее состав;
- рабочее место, обговоренное условиями соглашения;
- отпуск;
- достоверная, актуальная информация, касающаяся условий оплаты труда;
- участие в профсоюзах, их создание в организации;
- защитатрудовых прав;
- обязательное страхование;
- возмещение вреда, причиненного работодателем.
Этот перечень прав (незакрытый) относится к работникам организации.
Задачи нормирования труда
Собственно, для чего предприятия внедряют различные виды норм труда? Как отмечают эксперты, такая практика направлена, прежде всего, на то, чтобы работник мог эффективным образом реализовывать свой потенциал. В общем случае это означает, что при минимальных затратах по времени человек должен обеспечивать выпуск как можно большего объема продукции при достаточном качестве изделий. Также нормирование труда важно с точки зрения защиты работников от чрезмерных трудовых нагрузок. Предполагается, что выполнение норм труда в оптимальных объемах предполагает рациональную и разумную интенсивность участия человека в производственных процессах.
Часто бывает, что предприятие испытывает дефицит кадров на том или ином участке работы. Это не такой уж и редкий случай, когда вакансий может быть больше, чем претендентов. Бывает, что несколько предприятий непосредственным образом конкурируют за право нанять того или иного сотрудника с нужной квалификацией. Комплектование штата кадрами — также одна из важнейших задач для любого предприятия.
И в этом случае одним из конкурентных факторов может стать не столько обеспечение реализации потенциала специалиста, сколько создание привлекательных условий работы в компании для него. Существует такое понятие, как социальные нормы труда. В одной из трактовок оно может пониматься, как определение критериев, направленных на обеспечение стимулирующей поддержки сотрудников согласно установленным на предприятии показателям, которые в том случае, если два предприятия конкурируют за одного сотрудника, могут стать дополнительным фактором лояльности специалиста к своему работодателю.
Таким образом, предприятие должно быть готовым соблюдать не только нормы условий труда, установленные на уровне законов или отраслевых стандартов. В ряде случаев задачи, связанные с комплектованием кадрового состава, могут требовать внедрения широкого спектра корпоративных программ поддержки сотрудников, предусматривающих как финансовое стимулирование, так и, например, поддержание психологического комфорта в процессе работы.
Основные обязанности работника
Если работник наделен правами, значит у него существуют и обязанности. Ими являются:
- соблюдение законодательства вобласти трудового права;
- соблюдение норм поохране труда;
- добросовестное исполнение трудовых обязанностей;
- исполнение норм труда;
- бережливое отношение к имуществу, принадлежащему работодателю.
Кроме того, обязанностью работника в области трудового права является соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
2.4. Труд и игра
Труд — это деятельность, которая отличает человека от животных. Именно труд, по мнению Ф.Энгельса, способствовал становлению человека как социального существа.
Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В выходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.
Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов. В экономической сфере непроизводительный труд связан с оказанием услуг: перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.
И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышленной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свалки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?
Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном производстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физический.
Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помощью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли животные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.
С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся умственным. Доля работников, занятых умственным трудом, постоянно увеличивалась. Это — ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии умственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.
Это важно знать: Приказ о назначении старшего экипажа
В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.
Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить способы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.
Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы в данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долго копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение нескольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наиболее эффективные способы воздействия на объект труда, т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный —технологическим процессом.
Чем более совершенные орудия труда и более правильная технология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.
Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных операций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле — от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уровень технической оснащенности труда, но это не исключает использования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.
Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллективной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые операции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между отдельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследовательском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся индивидуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое положение называется специализацией, или разделением труда. Для более эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается информация, происходит координация совместной деятельности.
Понятие «труд» — синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа — это разновидность трудовой деятельности.
Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальностью. Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математики и т.д.
Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалификацией. Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабочих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.
Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высокое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний руководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невозможно предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют инициативой.
Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, требует выполнения особых правил. Одни из них связаны с технологическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие основаны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем известно, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключены от электросети, разводить костры вблизи деревянных строений, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблюдение норм эксплуатации оборудования и правил по технике безопасности может навредить здоровью других людей.
Большую роль в процессе трудовой деятельности играют условия труда. К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваемость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы и даже гибель людей.
В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возникало чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегуманизации труда.
В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных творчески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повысить уровень культуры труда, т.е. усовершенствовать все составляющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать особенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.
Это важно знать: Нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность инвалидов
Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время называют временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды человек ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по Дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают совершение активных действий. Одно из таких действий представляет игра.
Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из ритуальных плясок древних людей, а может быть, были способом обучения молодого поколения.
Сторонники теории биологического происхождения игры считают, что игры свойственны многим животным и в их основе лежат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных усваивают образцы поведения представителей своего вида, а брачные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра — это специфическая деятельность человека.
Если рассматривать игру как разновидность человеческой деятельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С помощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, развивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрезмерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последствиям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.
Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возрасте, наиболее проявляется в ее двуплановости. Играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в процессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.
Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ролей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.
Реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участников. В игре могут быть использованы различные предметы, символы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные ситуации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.
Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью приложения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», — говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофессионально.
1. Как труд повлиял на процессы антропо- и социогенеза?
2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудо вая деятельность?
3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного труда?
4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум ственного и физического труда?
5. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?
6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?
7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.
8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио нализмом? Приведите примеры профессионализма.
9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?
10. В чем состоит проблема гуманизации труда?
11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?
12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях:
А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».
И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».
Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».
И.П.Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял «голову с руками»».
Правила внутреннего трудового распорядка
Охрану правил внутреннего трудового распорядка осуществляет работодатель. Согласно 189 ст. ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка — это нормативный акт локального назначения, который подчиняется ТК РФ, иным ФЗ.
Правила внутреннего трудового распорядка – документ, который регламентирует порядок приема, ухода с работы сотрудников организации, их полномочия, ответственность, режим отдыха и работы, поощрения, взыскания, а также иные вопросы, связанные с трудовыми отношениями.
Как правило, этот документ является приложением к коллективному трудовому договору, реже — к контракту отдельно взятого работника. Положение о наличии этих правил у работника при заключении им договора не является обязательным положением. Но с правилами должен быть ознакомлен каждый работник, трудящийся на предприятии.
Мотивация
В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.
Это важно знать: Приказ о запрете курения на территории предприятия (образец 2020)
На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.
Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.
На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.
Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:
- физиологическую;
- безопасность;
- принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
- признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
- самореализация (познавательность и эстетика).
Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.