Оценка условий труда и аттестация рабочих мест
Сразу стоит отметить, что в настоящее время в законодательных актах такое понятие как «аттестация рабочих мест» не применяется, его заменили на «специальную оценку условий труда» еще с 01.01.2014 г. Но в обиходе до сих пор чаще используют словосочетание «аттестация рабочих мест».
По своей сути эти два понятия идентичны, и одно и другое подразумевает проведение специального комплекса мероприятий, направленного на выявление вредных и опасных факторов на том или ином рабочем месте.
В настоящее время действующий закон об аттестации рабочих мест – это Федеральный закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее Закон).
Как часто проводить аттестацию
В первый раз аттестацию следует провести сразу после того, как вновь созданная компания или вновь зарегистрированный ИП организует рабочие места для сотрудников. Также «первичная» аттестация нужна в случае, когда сданы новые производственные объекты или техника, либо внедрены новые технологии, влияющие на показатели трудового процесса. Наконец, «первичная» аттестация необходима, если компания переехала в новый офис или заняла новые помещения в прежнем офисе.
Повторная аттестация проводится на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации выявлены вредные или опасные условия труда. Если же «первичная» аттестация установила, что условия труда на рабочем месте безопасны, оптимальны или допустимы, то повторно аттестовать это рабочее место в общем случае не надо.
Кроме того, повторная аттестация необходима, если производственные факторы и работы требуют проведения обязательного медицинского осмотра работников (перечень таких факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н).
Проводить повторную аттестацию следует не позже, чем через пять лет после предыдущей.
Аттестация рабочих мест: срок действия
Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:
- Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
- Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.
Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:
- появление новых рабочих мест,
- несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
- изменения, произошедшие в технологическом процессе,
- предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.
Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.
Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет. То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2020 году.
Периодичность проведения
Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет.
Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.
Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.
Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.
Аттестация рабочих мест: кто проводит
Согласно статье 8 Закона спецоценка рабочих мест организуется работодателем при участии компании, которая имеет право осуществлять такие работы.
К привлекаемой организации предъявляется ряд требований:
- В перечне деятельности должен присутствовать код ОКПД аттестации рабочих мест: 71.20.19.130 (по классификатору ОК 034-2014).
- В штате компании должны быть трудоустроены не менее 5 сертифицированных экспертов.
- В структуру компании должна входить специальная аккредитованная лаборатория, для проведения замеров и проб.
Для того чтобы быть уверенным, что компания, которой поручено проводить проверку, соответствует заявленным требованиям, нужно проверить ее наличие в специальном списке, который находится на ]]>сайте Минтруда]]>.
Стоимость
В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:
- Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
- стоимость исследований и замеров;
- использование специальной аппаратуры;
- командировочные сторонних специалистов и т. д.
- Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
- если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
- приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
- замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
- Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.
Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.
Как проводится аттестация рабочих мест
Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение следующих мероприятий:
- Издание приказа о проведении аттестации, в котором назначается комиссия и сроки проведения.
- Определяется список рабочих мест, подлежащих спецоценке. Здесь нужно учитывать периодичность аттестации рабочих мест. Проверяются только те места, срок предыдущей оценки которых истекает.
- Проводится непосредственная работа по изучению документации, проведение замеров и взятие проб.
- Оформляется отчет, в который входит карта аттестации и сводная ведомость. В них вносятся все проведенные мероприятия и делается вывод о безопасности рабочего места с присвоением определенного класса.
С результатами спецоценки необходимо ознакомить заинтересованных работников.
Начало аттестации
Чтобы начать аттестацию, работодатель должен предпринять следующие действия: во-первых создать аттестационную комиссию, и во-вторых заключить гражданско-правовой договор с аттестующей организацией.
В аттестационную комиссию включаются представители работодателя, аттестующей организации, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный, либо сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя.
Аттестующая организация — это юридическое лицо, аккредитованное на оказание услуг по аттестации. Список таких организаций можно узнать в своей трудовой инспекции. Главное, чтобы аттестующая организация, выбранная работодателем, являлась по отношению к нему независимым лицом.
Обратите внимание: нельзя провести аттестацию своими силами, то есть без участия аттестующей организации. Также не допускается привлекать вместо аккредитованной аттестационной организации любую компанию по выбору работодателя. На это указано в определении апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 28.03.13 № АПЛ13-103 (см. «Верховный суд отказался признать недействующим существующий порядок проведения аттестации рабочих мест»).
После подписания договора на оказание услуг, аттестационная организация запросит перечень документов. Среди них приказ о создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест; перечень профессий и должностей, по которым работники получают компенсацию за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях; ксерокопии паспортов техосмотра; инструкции по технике безопасности; журнал учета вводного инструктажа и проч. Как только бумаги будут подготовлены, специалисты аттестационной организации приедут на место и начнут аттестацию.
Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств
Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).
Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.
Права и обязанности участников трудовых отношений при специальной оценке условий труда
Работодатель имеет право:
- организовать проведение спецоценки вне плана;
- обращаться в проводящую СОУТ компанию с требованием предоставления документов о ее соответствии установленным критериям, а также за обоснованием итогов процедуры;
- обращаться за обжалованием действий компании-исполнителя СОУТ.
Основные обязанности работодателя:
- обеспечение условий для осуществления СОУТ;
- подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;
- проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;
- выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;
- совершенствование условий труда.
Работник имеет право лично принимать участие в процессе спецоценки условий труда, запрашивать у работодателя пояснения по ходу данной процедуры, а также обращаться за обжалованием ее результатов.
Обязанностью работника является ознакомление с результатами СОУТ.
Сертификация рабочих мест: разъяснения декларирования
Специальная оценка рабочих мест условиям труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. (426-ФЗ, Статья 3, п. 1).
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов труда. (426-ФЗ, Статья 10, п. 1).
Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований (Приказ № 33н, Раздел 2, п. 5).
Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором. (Приказ № 33н, Раздел 2, п. 6)
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия мест условиям труда государственным нормативным требованиям охраны труда. (426-ФЗ, Статья 11, п. 1).
Специальную оценку соответствия рабочих мест по условиям труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, могут проводить независимые организации, обладающие необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами.
Как осуществить подготовку к проведению спецоценки трудовых условий
Повторим, что все условия прописаны и утверждены Федеральным Законом №426. Он предлагает конкретную схему операции по оценке условий труда. Организация, которая намерена получить документальное подтверждение, должна пройти все процедуры подготовительного этапа, включающие: — создание комиссии для организации сертификации: в неё могут войти руководящий состав компании, профсоюзный представитель или иные посредники объединений, представляющие интересы сотрудников. Нахождение в комиссии медицинского работника и специалиста по охране труда не обсуждается — оно обязательно. Списки подкрепляются приказом по организации; — формируется список рабочих мест, подверженных сертификации: в составе должно быть не меньше 20% аналогичных мест — это требование законодательства; — официальное приглашение оценщиков в статусе независимых, которые проведут оценку условий труда. В списках комиссии они не указываются, выступают в качестве незаинтересованных представителей.
Как выбрать независимых оценщиков
Итак, для проведения процедуры СОУТ, как мы выяснили, необходима не только комиссия, утверждённая в организации, но и оценщики (независимые представители оценки). Их выбор важен, в связи с чем рекомендуем ответственно отнестись к их составу.
Главные требования к предприятиям, за которыми закреплено право проводить специальную оценку трудовых условий: — аттестат аккредитации, позволяющий осуществлять проверку рабочих мест, выдавался до того, как был выпущен закон о спецоценке условий труда, и оставался действительным до 2020 года; — наличие лаборатории в реестре оценщиков, его составляет Министерство труда. Выдача сертификатов соответствия должна проводиться лабораториями, имеющими подтверждённые аккредитации. В ином случае результаты проверки могут быть аннулированы, процедура проводится заново; — обязательно наличие 5 или более сертифицированных сотрудников, которые могут проводить специальную оценку, в состав должен сходить эксперт с высшим образование врача по санитарно-гигиеническим проверкам, трудовой или общей гигиене.
Как только выбран исполнитель, в свободной форме заключается договор. Главные законодательные требования к нему — грамотно и чётко прописанные права и обязанности договаривающихся сторон. Также в документе должны отражаться данные о цене предоставленных услуг, подробно прописаны меры в случае некачественного выполнения проверки и несоблюдения общих правил и пунктов договора.
Отчёт по результатам проведения проверки: формирование отчёта, подписание
Подтверждением проведения СОУТ, а также свидетельством предоставления сведений об итогах работы выступает официальный отчёт, составляемый оценщиком. Форма отчёта определяется приказом Министерства труда 33н. Требования, представленные в нём, следует соблюдать неукоснительно.
Какие данные должен соблюдать документ?
— информацию об организации, где была выпущена процедура; — подробные сведения об оценщике; — перечень рабочих мест, ради которых проводилась проверка; — систематизированное разделение условий труда по итогам оценки.
К отчёту прикрепляется документ со списком рекомендованных мероприятий в отношении улучшения трудовых условий. Особых требований к его оформлению не подразумевается, вследствие чего его можно составлять в свободной форме.
Правила предоставления отчёта об оценке условий труда в главные контролирующие органы
Особенность процедуры СОУТ заключается в необходимости передачи официально оформленных результатов в Государственную инспекцию по труду. Причём сделать это нужно подконтрольной организацией самостоятельно, а конкретнее — независимым оценщикам. Согласно законам, они ответственны за решение проблем, касающихся документальных и бумажных формальностей. Именно данный нюансы определяют распределение ответственности: в случае своевременного назначения и проведения проверки в компании, но не вовремя поданного отчёта санкции будут предусмотрены не в отношении работодателя, а в отношении оценщика.
Сотрудников предприятия должны в обязательном порядке быть ознакомлены с итогами СОУТ
Процедура ознакомления должна произойти в течение месяца (30 календарных дней) после получения результатов. Об этом говорит Закон 426-ФЗ. Такие сроки назначены, чтобы директор компании успел донести до сотрудников итоги прошедшей проверки. В отчётный период не попадают выходные дни, плановый отпуск, внеочередные выходные, отдых между сменами, время осуществления трудовой деятельности в командировке, нахождение на больничном.
Зачем нужно сообщать персоналу полученные данные? Работы, связанные с вредными условиями труда, согласно законодательству, дают сотрудникам законное право на определённые преимущества, в числе которых: — уменьшение рабочего дня до 36 часов из расчёта рабочих часов в неделю (6-часовой рабочий день); — сотрудники данной категории могут рассчитывать на увеличение зарплаты (~4%).
Формат предоставления результатов СОУТ — ознакомительный лист. Данные подаются в свободной форме, главное условие — достоверность информации.
Проведение СОУТ: подготовка и подача декларации
Другая особенность процедура — требование подать декларацию в Государственную инспекцию согласно адресу расположения. Предусмотрены варианты личного вручения представителю или отправка почтой. Есть третий вариант, многим он покажется более лёгким, но есть и минус: вы можете подать декларацию, используя интернет, но для этого необходима электронная подпись — она есть отнюдь не у всех компаний.
Обязательное требование — отсутствие опасных и вредных рабочих мест, об этом должно быть сказано в экспертном заключении, оформленном документально. Сроки, согласно условиям, выдвигаемым законодательством, — 30 дней со времени готовности результатов СОУТ. Документ действителен в течение 5 лет. Пролонгирование возможно, если в организации у сотрудников не будет выявлено профзаболеваний или повреждений, связанных с технологическим процессом. Иной случай предполагает проведение оценки повторно и подачу новой декларации.
Успокоим вас: опыт показывает, что каждое предприятие несовершенно, и выявить множество факторов риска для рабочего состава можно без особого труда. В связи с этим условия подачи декларации остаются лишь признанным нормативным актом.
Средства, потраченные на проведение СОУТ
Закон о проведении данной процедуры определяет, куда направить средства, потраченные на оформление сертификации. Один из вариантов — отнести на страховые взносы (за травмы, полученные на рабочем месте), но закон предопределяет и сумму — не более 20% от общих затрат.
Для этого потребуется выполнить несколько следующих действий:
— Рассчитать максимальную сумму, оформляемую на страхование от несчастных случаев. — Подготовить соответствующие документы в органы соцслужбы (сам расчёт, копии приказа о сборе комиссии, договор, подтверждающий выполнение процедуры, список необходимых мероприятий по ликвидации ненормированных условий, если есть). В документе также указывается число рабочих мест, которых коснулась проверка, стоимость услуг оценщика за каждое.
Внеплановая СОУТ и её особенности
Согласно уже известному нами закону, внеплановая проверка предполагается в следующих случаях: — новые рабочие места; — травмы, полученные в ходе осуществления технологического процесса; — профессиональные болезни, если имеет место действие производственных факторов; — удовлетворение запроса контролирующих органов, которые получают информацию из собственных источников и имеют право провести проверку вне установленного графика; — внедрение новых технологий в производственный процесс, введение нового оборудования; — изменения в составе сырьевой базы (только если есть опасные факторы); — обращение профсоюзных представителей с предоставлением оснований для проверки.
Процедура аналогична традиционной проверке. Специальная оценка должна быть осуществлена не позже, чем через полгода после событий, указанных выше в перечне.
Ответственность за игнорирование требований законодательства по условиям проведения СОУТ
Для работодателей СОУТ — обязательная процедура. Игнорирование может привести к следующей форме административной ответственности: — для организаций: штрафы до 60 000 рублей, приостановка деятельности на срок 3 месяца; — для должностных лиц: денежный штраф до 10 000 рублей (минимум 5 000), отстранение от должности на 3 года в случае повторного нарушения; — для ИП: предупреждение, затем назначаются штрафные санкции — также до 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 40 000 рублей. Если и после этих наказаний требования остаются не услышанными, деятельность компании приостанавливается на не более 3 месяцев.
До начала 2020 года игнорирование требований СОУТ считалось нарушением ТК, сумма штрафов была меньше. Весомая ответственность за игнорирование требований проведения специальной оценки появилась после 1 января 2015-го.
Классификация условий труда по уровню опасности (вредности)
Все вредные и опасные факторы предполагают деление на 4 основных раздела: — 4-й класс: опасные факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье сотрудника в течение всего рабочего дня/смены; — 3-й класс: воздействие, немного выше установленного предела; — 2-й класс: допустимые условия трудовой деятельности, незначительно влияющие на здоровье работника (здоровье восстанавливается после отдыха); — 1-й класс: оптимальные условия труда, отсутствие опасных факторов, влияющих на здоровье.
Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.
В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. До 31.12.2018 года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.
В чем принципиальные различия?
Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.
За соблюдением спецоценки органы государственного надзора и контроля следят гораздо пристальнее, чем раньше за проведением аттестации рабочих мест. Повышенный контроль, в свою очередь, влечет за собой высокие штрафы за непроведение или неправильное проведение спецоценки как в отношении работодателя, так и в отношении экспертной организации.
Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.
Во-первых
, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.
На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:
- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.
Во-вторых
, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.
В-третьих
, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Что еще нового?
Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:
- оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) — в отличие от аттестации, где оценивалась обеспеченность средствами индивидуальной защиты
- возможность улучшения установленного класса условий труда при применении эффективных СИЗ
- обязанность работодателя уведомлять организацию, проводящую СОУТ, об утверждении отчета, а также опубликовать на сайте организации материалы по итогам специальной оценки условий труда.
Порядок проведения аттестации по закону
С 2014 года процедура аттестации рабочих на отсутствие негативного производственного влияния была заменена специальной оценкой условий труда.
Основные положения нового закона предусматривают следующую последовательность осуществления спецпроверки трудовой обстановки:
- Организация мероприятия по оценке рабочих мест, эту задачу выполняет работодатель. Специальная аттестация проводится каждые пять лет или в случае выявления нарушений, а также изменений в производстве, повлекших наступление оснований для внеплановой оценки;
- Образование проверочной комиссии из нечётного числа членов, одним из которых должен быть работодатель, организовавший спецоценку или его представитель. Комиссия перед началом работы разрабатывает график исследований и методику;
- Проведение мероприятий по идентификации негативных и опасных производственных факторов, среди которых следующие действия: изучение рабочей документации;
- анализ рабочего места;
- наблюдение за рабочим процессом;
- другие мероприятия в соответствии с разработанной программой и в зависимости от специфики трудового процесса;
- оформление декларации о соответствии рабочей обстановки, если не обнаружено опасного воздействия на рабочих во время трудового процесса;
Отчёт о проведении спецоценки подготавливается проверяющей организацией и должен содержать следующие сведения:
- данные об организации, которая осуществляет проверку;
- список рабочих мест, которые были обследованы, с указанием всех обнаруженных негативных факторов;
- протокол проведения исследований и измерений опасного воздействия на рабочие места;
- протокол об эффективности личных и общих защитных средств, используемых рабочими;
- протокол комиссии о наличии препятствий для проведения отдельных исследований, при существовании таковых;
- общее заключение об условиях работы;
- список действия для улучшения существующей трудовой обстановки;
- вывод эксперта проверяющей организации.
Работодатель в соответствии с законодательством обязан в течение тридцати календарных дней после утверждения отчёта о спецоценке ознакомить всех работников с его выводами и опубликовать их на своём официальном информационном ресурсе.
Как и кем устанавливаются сроки проведения аттестации?
Сроки проведения АРМ устанавливает работодатель на основании того, что все рабочие места должны проходить аттестацию один раз в пять лет. Это требование отражено в пункте 8 Приказа, согласно которому сроки очередной аттестации отсчитываются от даты окончания предыдущей, которая указывается в приказе о завершении АРМ на предприятии. Датой начала проведения новой аттестации считается дата издания работодателем приказа о проведении АРМ на предприятии. В приказе утверждается график проведения работ по аттестации и состав аттестационной комиссии. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»
Крупные компании могут составить предварительный план-график о сроках проведения аттестации с распределением работ на месяцы, кварталы и текущий календарный год. Благодаря этому, значительно уменьшается финансовая нагрузка на бюджет компании. Хотя, наиболее дальновидные компании заранее закладывают затраты на аттестацию в финансовый план.
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть проведена не позднее одного года с момента ввода их в эксплуатацию.
Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило проект изменений, касающихся этого пункта. Мы предлагаем ознакомиться с ними в материале: «Изменения в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 342н».