Квотирование рабочих мест
Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.
Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.
Любопытная информация
Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.
Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.
ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями. На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум.
Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.
В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений
Размер штрафа | Ответственное лицо |
от 100 до 300 руб. | для граждан |
от 300 до 500 руб. | для должностных лиц |
от 3000 до 5000 руб. | для юридических лиц (ст.19.7 закона № 195-ФЗ 30.01.01г.) |
Есть ли штраф за не сдачу информации о наличии свободных рабочих мест?
установлена квота для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек. Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (, ).
Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, согласно Распоряжению Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 27.02.2014 N 40-р «О представлении информации по квоте» (см. в доп. материалах) информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, в
Рекомендуем прочесть: Перераспределение земельных участков постоянное бессрочное пользование
Об ответственности за непредставление сведений о выполнении квоты или о вакансиях для инвалидов
№1032-1 «О занятости населения в РФ», работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Часть 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей:
- за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
- за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также
На основании ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным
Правовое регулирование
К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:
- Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
- ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года). Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
- Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.
Подробно о том, как принять на работу инвалида 3 группы узнайте по ссылке https://otdelkadrov.online/4482-usloviya-truda-prava-na-rabote-dlya-invalidov-3-gruppy
Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:
- предприятий, обязанных предоставлять квоту;
- точного количества вакансий для инвалидов;
- создания специальных условий на рабочем месте;
- периодичности составляемой отчетности.
Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.
Как оформить прием сотрудника на работу
Сведения для службы занятости
Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:
1.об имеющихся вакансиях;
2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;
3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Ответственность
Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.
А именно к штрафу:
от 30 000 до 50 000 руб. — для организаций;
от 3000 до 5000 руб. — для должностных лиц, например руководителя.
Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.
Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).
Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.
Организации
Любопытная статистика
Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний.
Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181).
Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.
Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.
Обязательному квотированию мест для инвалидов не подвергаются:
- Общественные объединения инвалидов.
- Товарищества, общества и другие организации с уставным капиталом, образованным из средств объединения инвалидов.
При квотировании рабочих мест не принимается во внимание вид деятельности фирмы, ее форма собственности, правовая форма. Государственная также как и коммерческая организация имеют одинаковые обязанности по приему инвалидов.
Что такое квотирование
Процесс подразумевает резервирование определенного количества рабочих мест. Они прописываются в федеральных и локальных законах, а так же внутренних актах компании. Что подразумевает трудоустройство?
- Выделяются определенное количество вакансий.
- На места претендуют льготные слои населения. В данном случае инвалиды.
- Рабочие места оборудуются под задачи и потребности конкретной категории людей.
- Новым работникам предоставляются специальные условия и привилегии, которые компании прописывает во внутренних документах.
В целом, это и есть суть квотирования. Причем, все условия работы создаются с учетом условий труда, действующего законодательства и особенностями производства.
Общая схема квотирования рабочих мест для инвалидов выглядит следующим образом:
- Организация определяет, требуется ли резервировать места, ссылаясь на местное и федеральное законодательство.
- Исходя из численности работников на предприятии, выделяется определенное количество квот.
- Оформляется специальный внутренний акт о нормах квотирования.
- Организация встает на учет в центре занятости.
- Ежеквартально компания сдает отчет в центр занятости.
Величина квоты
Некоторые факты
Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г., который действителен и сегодня.
Приказ № 181н от 30 апреля 2013 г.; ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г. предписывают устанавливать квоту в пределах:
- 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
- 2–3%, если работников от 35 до 100.
Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона. В Москве и Московской области величина квоты составляет 2%, в Воронежской области — 3%, в Ростовской — 4%.
Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.
О том, можно ли работать при 1 группе инвалидности узнайте тут.
Законодательная база
Обратимся к Федеральному закону №181 «О социальной защите Российской Федерации» от 24 ноября 1994 года. В нем сказано, что работодатель обязан создавать или выделять места для инвалидов и других незащищенных слоев населения. Есть два главных нюанса:
- если в организации официально трудоустроены более 100 человек, то количество мест должно быть не меньше 3-х процентов от общего числа работников.
- если в организации официально трудоустроены от 35 до 100 человек, то количество мест варьируется от 2 до 4 процентов.
Форма собственности (ИП, ООО, ЗАО и т.д.) не имеет значения в распределении вакантных мест. Не говоря о крупных, международных корпорациях.
За несоблюдение правил руководство организации несет административную ответственность. Организации с меньшей численностью предоставляют места для инвалидов по желанию. Исключение составляют так же предприятия с вредным производством и организации, которые осуществляют специфическую деятельность.
ВНИМАНИЕ! Это могут быть физическая работа при низких температурах или создание микроэлектроники (чипов, схем и т.д.) Дополнительно от выделения квот освобождаются компании с уставным капиталом, которым владеют инвалиды или их объединения.
Еще один документ, который регулирует отношения между работодателем и людьми с ограниченными возможностями — закон №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения Российской федерации».
Отчетность
Согласно п. 3 ст. 25 Закона № 1032 — 1 раз в месяц или квартал (зависит от региона) организации должны предоставлять отчет по квотированию рабочих мест для инвалидов в службы занятости. Его форма и порядок предоставления устанавливаются региональным центром занятости (ст. 7.1-1 ФЗ № 1032-1). Приблизительное содержание отчета должно включать следующие сведения:
Дополнительная статья
Пенсия по инвалидности – это пособие, которое выделяется государственным бюджетом гражданам, имеющим 1, 2 или 3 группу инвалидности. Как оформить пенсию по инвалидности узнайте в этой статье.
- Наименование организации, ее адрес.
- Содержание локальных нормативных актов.
- Количество сотрудников.
- Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
- Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
- Требуемая профессия, квалификация.
- Образование, опыт работы.
- Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
- Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
- Продолжительность рабочего дня.
- Размер заработной платы.
- Социальные гарантии.
В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности. В Москве организации подлежат становлению на учет в госучреждении «Центр квотирования» (куда впоследствии и будут отправляться отчеты по форме № 1). Данная процедура должна быть осуществлена не позднее, чем через месяц после регистрации в налоговой службе.
Подробно о квотах для приема на работу инвалидов рассказано в видео
Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов
Квотирование рабочих мест
Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов
Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:
1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.
На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).
Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).
Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально — не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .
Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.
Ответственность
Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции. В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции. По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ).
Нарушения | Максимальная сумма штрафа (р.) |
Несвоевременная подача отчета или его отсутствие | 5000 |
Невыполнение квоты | 10000 |
Отказ инвалиду в приеме на работу (при наличии свободного места по квоте) | 10000 |
Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.
Как оформляется отчет
В законе №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения Российской федерации» сказано, что работодатель обязан предоставлять данные о местах для инвалидов в Центр занятости.
Что интересно какой-либо специальной формы для этого не предусмотрено. Он может незначительно отличаться в зависимости от организации, которая контролирует квотирование. В нашем случае это Центр занятости того или иного региона.
ВНИМАНИЕ! Однако для Москвы создан специальный Центр квотирования. Данные могут быть отправлены в электронном виде через личный кабинет на сайте Цента занятости.
Какие данные должны быть учтены в отчетности о квотировании вне зависимости от субъекта РФ? Это может быть и Москва, и Ульяновская область и т.д:
- Полное официальное наименование организации и ее юридический или фактический адрес.
- Количество мест, которое создано или оборудовано для работников.
- Общая численность сотрудников.
- Название вакансии для инвалида, его должность, специальность, образование и общий опыт работы.
- Режим работы: постоянное трудоустройство, сезонная работа, совмещение.
- Характер и график работы: свободный, вахтовый и т.д.
- Заработная плата и количество часов в день.
- Льготы, которые предоставляет предприятие.
Следует учитывать, что коррективы может вносить не только Центр занятости, но органы местного самоуправления. Каких либо особых правил при составлении формы отчетности не существует.
ВАЖНО! Отчет сдает любой сотрудник кадровой службы. Он может сдаваться ежемесячно или ежеквартально.
Налоги
Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.
Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:
- количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
- на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.
Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.
Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест для инвалидов
Если количество работающих на предприятии меньше 100 человек, но больше 35, региональным законом может быть определена квота мест для работы лиц с инвалидностью, однако ее размер не должен превышать 3% от общего числа сотрудников.
- Название организации и адрес ее нахождения;
- Сведения из нормативных актов локального характера;
- Численность работников;
- Сколько мест было специально создано или переоборудовано для работников-инвалидов;
- Вакансии для инвалидов;
- Специальность, квалификация;
- Образование и наличие опыта работы;
- В каком режиме осуществляются трудовые функции (вахтовый метод, свободный или сменные графики, стандартный);
- К какому виду относится работа: сезонные работы, по совместительству, на постоянной основе;
- Заработная плата;
- Сколько часов составляет рабочий день;
- Гарантии социального характера.
Интересное: Можно ли конфисковать машину если она кредитная
Поиск сотрудников
В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе. В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии — 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.
Как рассчитать квоту: формула, пример
Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.
При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.
Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:
СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.
Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2020 году составила 115 человек.
Согласно региональному нормативному акту, обязательства по созданию (выделению) рабочих мест для несовершеннолетних присваиваются работодателям (организациям и ИП) с численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты составляет 1%.
Рассчитаем среднесписочное количество работников по итогам января 2020 года.
Кол-во сотрудников | Период работы в течение месяца (в календарных днях) | Расчет среднесписочного количества | |
Сотрудники, которые отработали полный месяц | 115 | 31 день | 115 * 31 день = 3565 |
Сотрудники, принятые на работу в течение отчетного месяца | 8 | 4 дня | 8 * 4 дня = 32 |
Уволенные сотрудники | 2 | 8 дней | 2 * 8 дней = 16 |
ИТОГО средняя численность работников за месяц | (3565 + 32 + 16) / 31 = 116,54 |
Среднесписочное количество сотрудников организации округляется до целого числа по математическим правилам (117 человек).
Рассчитаем количество рабочих мест, которые обязан выделить «Альтаир» для обеспечения квоты 1%:
117 чел. * 1% = 1,17 (1 человек).
В соответствие с расчетом, в феврале 2020 года «Альтаир» обязан трудоустроить минимум 1-го несовершеннолетнего работника.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг |
Квоты: когда они устанавливаются
Введение системы квотирования для претендентов занять вакансии обязывает работодателей не отказывать в трудоустройстве инвалидам и людям, не достигшим совершеннолетия.
Подобный механизм регулирует также возможность трудоустройства граждан других стран на российские предприятия. Таким образом, квотированию подлежит прием на работу:
- представителей молодежи, не достигших совершеннолетия;
- людей с ограниченными возможностями;
- иностранных граждан.
Квотирование применяется на рынках трудовых ресурсов каждой развитой страны.
Russian Disability NGO «Perspektiva»
(в ред. от 30.04.2014 N 20)
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве
Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
Статья 2. Условия квотирования рабочих мест
1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
3. Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) считается:
1) в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 3. Порядок установления квоты
1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей
1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона
Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Статья 6. Экономическая поддержка работодателей
Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
Статья 7. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 «О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве».
Мэр МосквыЮ.М. ЛужковМосква, Московская городская Дума22 декабря 2004 годаN 90
Квотирование рабочих мест в Москве: штрафов нет, но закон соблюдается
— Вообще-то, все отделы квотирования очень удобно расположены и бухгалтерам несложно привозить отчет самим. Но документ можно отправить и по почте. Если у нас возникают вопросы насчет отчетов, пришедших по почте, мы вызываем бухгалтеров к себе и выясняем все уже на месте.
— Финансовая помощь оказывается строго на конкурсной основе. Участвовать в конкурсе вправе организации любых форм собственности. Хотя, конечно, существуют и ограничения. Работодатель не допускается к конкурсу, если он, например, имеет задолженность перед московским бюджетом, в том числе и по платежам квотирования, задолжал своим сотрудникам заработную плату, получал средства из Фонда квотирования в течение последних двух лет.