Учет денежных средств. Расчетный счет. Безналичные расчеты


Введение

Хозяйственная деятельность любого предприятия неосуществима без проведения денежных расчетов. Расчеты, как правило, проводятся через расчетный счет предприятия или через его кассу.

Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью производить расчеты как внутри самого предприятия, так и вне его. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукций, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Современные предприятия и организации по всему миру постепенно отказываются от денежного оборота в бумажном варианте и переходят на банковскую систему. Учет операций по расчетному счету производится намного проще, нежели в системе наличных выплат. Помимо этого, есть и ряд других преимуществ данной системы хранения и обработки валюты. Поэтому тема учета и анализ денежных средств на расчетных счетах является актуальной.

Целью работы является изучение особенностей учета и анализа денежных средств на расчетном счету. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности учета денежных средств на расчетном счете.

2. Проанализировать основные принципы и формы безденежных расчетов.

3. Изучить аналитический учет и финансовое планирование.

Объектом является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, предметом – учет денежных средств на расчетных счетах.

Теоретическую основу работы составляют учебники и учебные пособия отечественных ученых по проблемам теории и методологии бухгалтерского учета и анализа, приказы Минфина и положения по учету.

Платежное поручение

Наиболее применяемая форма расчетов по безналу – платежное поручение. При помощи данного документа осуществляется 93% всех взаиморасчетов. Данный документ является письменным распоряжением банку о переводе средств, находящихся на расчетном, валютном, специальном счете предприятия, получателю платежа, его кредитной организации на указанный в документе счет. При помощи платежного поручения оплачиваются товарные и нетоварные платежи. К первому виду относят перечисление средств за оказанные услуги, полученные ТМЦ, авансовые перечисления, погашение кредиторской задолженности, платежи за аренду, коммунальные и т. д. Нетоварные перечисления могут производиться не только с помощью платежного поручения. Возможна инкассовая форма расчета. К нетоварным расчетам относят следующие платежи: плата в бюджеты разного уровня, внебюджетные фонды, погашение ссуд, займов, овердрафта, процентов по их использованию, перечисление средств в счет доли участия в уставном капитале организации, приобретение акций, векселей, погашение пени, неустоек и наложенных штрафов и т. д. Положительными сторонами применения данного вида расчетов является документооборот упрощенной формы, возможность оплаты нетоварных расчетов, скорость перемещения денежных средств.

Учет денежных средств на расчетном счету

Владельцем расчетного счета может стать любая законодательно зарегистрированная организация, располагающая тем или иным имуществом. Для того, чтобы организация числилась в банковских системах как юридическое лицо, в ней должна иметься четкая система управления, производиться бухгалтерский учет, иметься соответствующий пакет документации о регистрации и специфике деятельности. Существуют и другие критерии, которым должна соответствовать организация, чтобы иметь возможность производить учет операций по расчетному счету.

Организация должна предоставить сотрудникам банка соответствующее заявление о создании соответствующей учетной записи. Естественно, без полного пакета документации произведение данного действия будет невозможным. Как правило, банкам, чтобы начать учет операций на расчетных счетах, требуются нотариально заверенные копии следующих документов: ксерокопия устава предприятия, желающего получить учетную запись в банке; учредительный договор либо (при отсутствии такового) соглашение об учреждении; свидетельство о регистрации предприятия, желающего начать учет операций на расчетном счете в банке. Должны быть предоставлены образцы подписей главного бухгалтера и непосредственного руководителя предприятия, а также образец оттиска печати. Предприятие должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в Пенсионном фонде, налоговой инспекции и органах социального обеспечения и социального страхования.

После того, как регистрация будет завершена, предприятию будет присвоен соответствующий номер учетной записи, на который будут перечисляться все поступления финансов, имеющиеся в активах предприятия. В данном случае имеется в виду: прибыль организации, выделяемые заработные платы сотрудникам, полученные кредиты, прочие поступления валюты. Номер, присвоенный юридическому лицу при регистрации, размещается на всех бланках документации предприятия. Учет операций на расчетных счетах в банках осуществляется таким образом, чтобы обеспечить фиксацию полного спектра действий, производимых в отношении хранящихся в конкретном банке денежных активов. В данном случае речь идет как о расходе денег, так и поступлении их.

Общий алгоритм работы с денежными средствами на счету включает в себя следующие пункты [4, с. 283]:

1. Поступление может быть осуществлено на основании соответствующего объявления, при помощи кассы.

2. Выплата может производиться на основании предъявления чека.

3. Перечисление средств по определенному адресу может быть произведено на основании платежного поручения.

Платежное требование-поручение является документом, на основании которого поставщик услуг посредством сообщения из банка может требовать перечисление денежных средств установленным плательщиком (поставщиком услуг).

1 — Платежное поручение. 2 — Выписка банка. 3 — Платежное поручение. 4 — Платежное поручение. 5 — Выписка банка

Рисунок 1 – Расчет платежным поручением

Учет операций по расчетному счету 2014 года обеспечивает не только безопасность денежных средств предприятий и организации, но и простоту их использования.

Синтетический учет операций по расчетному счету – это фиксирование движений средств на активном расчетном счете (№ 51) предприятия и их документальное сопровождение. Благодаря четкому и систематизированному ведению проводок хозяйственной деятельности организации удается осуществлять [4, с. 286]:

  • ясный анализ источников получения средств на расчетный счет;
  • контроль целевого использования денег предприятия;
  • своевременное выполнение хозяйственных обязательств и календарных бюджетных платежей.

Положение №2 Центробанка РФ, касающееся расчетов безналичного характера, обязывает фиксирование операций, проходящих по счету фирмы с помощью журналов-ордеров, ведомости, а также расчетных документов: чеков кассовых; платежных поручений; инкассовых требований. Обязательными реквизитами расчетных документов являются:

Наименование документа, его номер и полная дата (указание числа, месяца и года, когда выписан). Реквизиты плательщика и получателя (наименования, ИИН, номера расчетных, корреспондентских и субсчетов, а также данные банков – названия и адреса). Указание цифрами и прописью перечисляемой суммы. Отдельная строка, указывающая о включении (или невключении) налога.

Графа НДС является важным обязательным элементом. В случае включения налогового вычета, прописывается сумма (в цифрах и прописью). В случае невключения – ставится отметка о необложении платежа налогом.

Все зачисления, производимые через расчетный счет, регистрируются ведомостью (№2) плюс в журналах-ордерах.

Синтетический учет операций на расчетном счете отражает оборотные дебетные движения по:

  • перечислениям клиентами фирмы (покупателями товара или заказчиками услуг);
  • получениям ссуд; свободным денежным средствам, оставшимся к началу месяца (остаткам);
  • поступлениям наличности из касс организации.

При взносе на расчетный счет наличных необходимо оформлять объявление о внесении денежных средств. Это приказ предприятия, оформленный в одном экземпляре, о принятии наличных денег через кассу с использованием корреспондирующего счета №50 и указанием источника поступления. Объявление об использовании сумм наличностью может понадобиться в случаях, когда: сдается выручка; оплачиваются банковские услуги; производятся взносы по учредительным документам; вносятся средства от депонентов и т. д. Объявление имеет три части: Верхний корешок предназначен банку. Середина, представляющая собой непосредственно квитанцию, остается у кассира. Нижняя часть является ордером, который вместе с выпиской банка, по завершению операции, также хранится у кассира.

Оборотные кредитные операции по расчетным счетам организации отражаются корреспондирующими счетами (регистрируются журналом-ордером 2).

Кредит счета показывает учет по: погашениям задолженностей перед подрядчиком, поставщиком и т. п.; выплатам социальных, пенсионных, налоговых отчислений, а также процентов по банковским кредитным договорам; выдачам сумм наличностью в кассы фирмы.

В обязательном порядке оформляется чек, подписанный главбухом и директором организации, когда появляется необходимость получить деньги с расчетного счета в кассу, с указанием целевого назначения: зарплат сотрудникам; пособий; командировочных; на расходование по хозяйству [7, с. 105].

Чековая книжка относится к строгой отчетности. Корешок чека содержит те же реквизиты, что и основная часть. Он оставляется, чтобы можно было подтвердить в учетных регистрах проведение кассовых операций.

Синтетический учет по расчетному счету часто требует оформить то или иное поручение. Указывается строка, сообщающая о том, с вычетом НДС проходит платеж или без.

Функциональными назначениями поручений могут быть указания банку перечислить средства для следующих целей: оплатить услуги поставщиков товара; рассчитаться с посредниками за оказанные услуги; произвести оплату процентов по кредитам и прочее.

Платежное требование также может содержать требования уплаты денежных средств посредством банка, согласно подписанных договоров и соглашений о поставке товаров или оказания услуг. То есть оформляется кредитором (получателем) для должника (плательщика).

Требование предусматривает: указание сроков и условий для оплаты; целевое назначение; реквизиты договора на поставку товара или оказание услуг; прилагаемые документально заверенные факты получения продукции или выполненных работ (а также их перечень и даты); графу, предусматривающую дату получения требования должником.

Документ действителен десять дней, начиная со следующего рабочего дня с момента подписания. Если операция не выходит за рамки одной кредитной организации, поручение имеет три экземпляра. В противном случае – больше.

Для учета движения безналичных денежных средств организации предназначен 51 счет бухгалтерского учета.

Его анализ показывает, что этот счет активный и всегда имеет сальдо дебета. Дебет 51 счета предназначен для того, чтобы отразить поступление безналичных средств на расчетные счета (увеличивается актив), кредит счета 51 отражает списание средств (актив уменьшается).

Основные проводки по счету 51 представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Типовые проводки по поступлению безналичных средств на расчетный счет

Дебет Кредит Наименование операции
51 62 Оплата или аванс поступают от покупателя
51 50 Взнос наличными из кассы предприятия в банк
51 75 Безналичный взнос в Уставной капитал
51 67 Получение долгосрочного (краткосрочного) кредита

Списание средств осуществляется по платежному поручению. Оно составляется в двух экземплярах и передается банку. На одном экземпляре ставится банковская отметка о том, что поручение было принято, после чего оно передается обратно. Когда деньги из кассы вносятся на расчетный счет, оформляют объявление на наличный взнос.

Таблица 2 — Типовые проводки по выбытию безналичных средств с расчетного счета

Дебет Кредит Наименование операции
60 51 Оплаты поставщику
60 51 Снятие денег в кассу со счета
75 51 Выплата дивидендов
67(66) 51 Возврат займа (кредита)

Движения по расчетному счету согласно платежных поручений происходит акцептовано или неакцептовано.

То есть у покупателя может быть срок для того, чтобы уведомить банк о своем отказе оплачивать товар или услугу. Предварительный акцепт не превышает трех дней. По истечении этого времени суммы зачисляются на р/с организации. Бесспорные списания могут производиться по инкассовым поручениям. Оформляется так же, как требование, но с указанием основания бесспорности: официальные взыскания контролирующих органов или в случае наличия права банка проводить подобные действия на расчетном счету предприятия [10, с. 224].

Порядок осуществления безналичных расчетов физическими лицами

В соответствии со статьей 861 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

При безналичных расчетах допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

На основании статьи 862 ГК РФ стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов. Общие положения, касающиеся расчетов, определены главой 46 ГК РФ. Вместе с тем, безналичные расчеты могут регулироваться также и банковскими правилами, в связи с чем следует обратить внимание на «Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», утвержденное Центральным Банком Российской Федерации 1 апреля 2003 года №222-П (далее Положение №222-П), которое действует с 1 июля 2003 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]