Проводки по зарплате (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»)


Двойная запись

Бухгалтерский баланс предприятия содержит два взаимосвязанных объекта учета. Изменения, которые происходят при выполнении хозяйственных операций, отличаются двойственным характером. В связи с тем, что счета отражают движение и состояние объектов учета, представленных в балансе, каждую хозяйственную операцию следует отражать минимум по двум статьям. При этом они должны быть взаимосвязаны и показывать одинаковую сумму. Двойная запись указывает адрес этой связи. Таким образом, отражается корреспонденция счетов. Таблица дает информацию тройного содержания. Она показывает сведения:

  1. Отражающие изменение регистрируемых объектов на взаимосвязанных счетах.
  2. О происходящих операциях.
  3. Характеризующие направления перемещения объектов.

https://youtu.be/rnEbhzQzH2U

Регистрация событий

В бухучете она дублируется в контрольных целях. Операцию сначала отражают как свершившийся факт с документальным подтверждением в хронологической регистрации. Затем ее показывают в системной документации, распределяя по корреспондирующим счетам. Для отражения операций в хронологической регистрации предназначены кассовые книги, специальные журналы и прочие регистры. В системном учете они показываются на счетах бухучета. Этот процесс представляет собой разноску операций. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета, как правило, не содержит содержание события. Его заменяют ссылкой на соответствующий номер операции. Результаты событий при разноске выражают в одном денежном измерителе.

Характеристика счета 70

Синтетический сч. 70 используется в бухучете в целях отражения операций по всем существующим видам оплат за трудовую деятельность физлиц – заработная плата, пособия, премии, отпускные, надбавки, доплаты, разовые выплаты, матпомощь, алименты и т.д. Кроме того, счет 70 в бухгалтерском учете аккумулирует сведения о выдаче доходов учредителям/акционерам, являющимся работниками организации.

Аналитический учет по счету 70 ведется в разрезе каждого отдельного сотрудника. Для точного отражения информации на всех специалистов предприятия открываются индивидуальные субсчета, где формируются начисления выплат за период и выдача сумм безналичным или наличным путем. Финансовая оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 за отчетный период показывает общий размер вознаграждения (начисленный и выданный), а также остаток долга за организацией или работником. Дополнительно бухгалтера формируют расчетные и платежные ведомости, журнал-ордер по счету 70, карточку учета доходов гражданина, анализ счета 70 для составления отчетности по страховым взносам и НДФЛ.

Субсчета к счету 70:

  • 70.1 – для начислений по суммам зарплаты.
  • 70.3 – для отражения долгов по суммам зарплаты.
  • 70.4 – для отражения сумм к выдаче.
  • 70.5 – для отражения сумм, перечисляемых во вклады.
  • 70.6 – для отражения сумм округлений по зарплате.

Обратите внимание! План счетов 70 счет не разбивает на субсчета, каждое предприятие вправе самостоятельно утвердить необходимую аналитику с учетом требований приказа Минфина № 94н от 31.10.00 г.

Контроль

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета используется не только для реализации информационной функции документации. Двойная запись обладает большим контрольным значением. Корреспонденция бухгалтерских счетов позволяет проверить достоверность совершаемых операций, правильность их отражения в документации. Контроль осуществляется посредством сверки кредитовых и дебетовых оборотов и остатков. В этой связи ключевое значение имеют два требования, которые были сформулированы еще в 1494-м году Лукой Пачоли:

  1. Сумма оборота по дебету всегда тождественна показателю по кредиту одной системы счетов. Это положение выражает суть двойной записи.
  2. Сумма по дебетовым сальдо тождественна показателю по кредитовым той же системы счетов. Этим правилом выражается балансовое равенство.

Если равенство не устанавливается, это говорит о том, что при регистрации данных были допущены ошибки.

Основания для записи

Основные корреспонденции счетов базируются на методологическом, экономическом и правовом согласовании. Это означает, что каждая свершившаяся операция имеет вполне однозначное отражение. Корреспонденция счетов — взаимосвязь, которая устанавливается в соответствии с юридической и экономической характеристикой события и методологических методов регистрации. Выражение связи на основе определенной хозяйственной операции осуществляется специальной записью. При составлении такой проводки следует придерживаться установленной логической схемы:

  1. Установить счета и объекты учета, которые затрагиваются хозяйственной операцией, исходя из ее экономического содержания.
  2. Определить характер затрагиваемых статей (пассивные или активные).
  3. Установить дебетуемые и кредитуемые счета в соответствии с особенностями изменений в составе имущества либо в источниках его формирования, имеющих место при совершении хозяйственных операций, а также на основании специфики затрагиваемых счетов.

Сфера применения

План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.

Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.

Классификация

В зависимости от отражаемых данных корреспонденция счетов может быть реальной и условной. Первая указывает на связь статей для отражения данных об операциях и фактах, которые приводят к изменению в объектах. К примеру, «выдана зарплата из кассы». Условные записи появляются в результате методологии регистрации. В этом случае в действительности операция осуществлена не была, но была выполнена корреспонденция счетов.

Примеры можно взять из статьи расходов. Так, существует запись включения затрат на управление в производственные издержки. В этом случае трата фиксируется на счете общехозяйственных расходов. При включении их в производственные издержки не происходит никакой хозяйственной операции. Условная корреспонденция счетов выполняется для переноса данных с одной статьи на другую. В зависимости от способа отражения, запись может быть формульной или графической. Первые предусматривают, кроме наименования (а зачастую и вместо него) корреспондирующего счета, проставление его номера (кода). Так, может осуществляться следующая запись: «возврат в банк невыплаченных сумм зарплаты — 1000 руб.».

Простые и сложные записи

Корреспонденция счетов может быть выражена несколькими типами формул. Простейшие показываются кредитом и дебетом. В случаях, когда по свершившейся операции затронуто два счета, бухгалтерская проводка именуется простой. В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут иметь место события, при которых используется несколько статей. При этом по дебету может проходить один, а по кредиту — несколько счетов. Такие записи именуют сложными. Вне зависимости от количества счетов, которые участвую в такой проводке, сумма по дебетовому и кредитовому обороту должна быть равной (тождественной). Рассмотрим запись:

Начислена зарплата персоналу предприятия — 100 тыс. руб., в том числе:

  • рабочим на производстве продукции — 60 тыс.;
  • вспомогательному персоналу (ремонтной бригаде) — 15 тыс.;
  • работникам аппарата управления — 25 тыс.

По выполненной хозяйственной операции в этом случае может составляться три простых корреспонденции счетов. Можно также выполнить одну сложную запись. В последнем случае по дебету пройдет несколько счетов, а по кредиту — один. Сложная запись должна включать не менее трех статей.

Исходные данные представлены на рис. 16.7.

1. Перейдите на Лист 2,

щелкнув мышью по ярлыку
Лист 2,
при этом откроется новый пустой лист электронной книги.

2. На Листе 2

создайте таблицу расчета суммарной выручки по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты, как на рис. 16.7
(Формат/ Ячейки/вкладка Число/числовой
формат
Дата,
выберите тип даты с записью месяца в виде текста – «1 Май, 2004 г.»). Далее скопируйте дату вниз по столбцу автокопированием.

3. Наберите в ячейке ВЗ слова «Подразделение 1» и скопируйте их направо в ячейки СЗ и D3.

4. Выделите область ячеек В4:Е24 и задайте денежный формат с двумя знаками после запятой. Введите числовые данные.

5. Произведите расчеты в колонке «Е».

Формула для расчета

Всего за день

=
Отделение 1 + Отделение 2 + Отделение 3,
в ячейке Е4 наберите формулу =
В4 + С4 + D4.
Скопируйте формулу на всю колонку таблицы. Помните, что расчетные формулы вводятся только в верхнюю ячейку столбца, а далее они копируются вниз по колонке.

Рис. 16.7. Исходные данные для задания 16.2

6. В ячейке В 24 выполните расчет суммы значений данных колонки «В» (сумма по столбцу «Подразделение 1»). Для выполнения суммирования большого количества данных удобно пользоваться кнопкой Автосуммирование

(X) на панели инструментов. Для этого установите курсор в ячейку В24 и выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши по кнопке Х- Произойдет сложение данных колонки «В».

7. Скопируйте формулу из ячейки В24 в ячейки С24 и D24 автокопированием с помощью маркера автозаполнения.

8. Задайте линии вокруг таблицы и проведите форматирование созданной таблицы и заголовка.

9. Переименуйте ярлычок Лист 2,

присвоив ему имя «Выручка». Для этого дважды щелкните мышью по ярлычку и наберите новое имя. Можно воспользоваться командой
Переименовать
контекстного меню ярлычка, вызываемого правой кнопкой мыши.

10. В результате работы имеем электронную книгу с двумя таблицами на двух листах. Сохраните созданную электронную книгу в своей папке с именем «Расчеты».

Дополнительные задания

Задание 16.3. Заполнить таблицу, произвести расчеты и форматирование таблицы (рис. 16.8).

Формулы для расчета:

Всего по цеху

=
Заказ № 1 + Заказ №2
+
Заказ №3; Всего = сумма значений по каждой колонке.
Краткая справка. Для выполнения автосуммы удобно пользоваться кнопкой Автосуммирование

(X) на панели инструментов или функцией СУММ. В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета суммы.

Рис. 16.8. Исходные данные для задания 16.3

Задание 16.4. Заполнить таблицу, произвести расчеты и форматирование таблицы (рис. 16.9).

Краткая справка. Добавление листов электронной книги производится командой Вставка/Лист.

Рис. 16.9. Исходные данные для задания 16.4

Формулы для расчета:

Сумма надбавки

=
Процент надбавки
х
Сумма зарплаты.
Примечание. В колонке «Процент надбавки» установите процентный формат чисел.

Графическое выражение

Такая корреспонденция счетов раскрывает типизацию статей. В этой связи графические записи применяются, как правило, в процессе разработки программ по автоматизированной регистрации. В этом случае любая бухгалтерская проводка представляет собой алгоритм определенной хозяйственной операции. Взаимосвязи между статьями показывается в виде сетевого графа. Внутри него указывается код (номер) корреспондирующего счета. Стороны графа выражают саму взаимосвязь статей в соответствии с направлением стрелки. Оно содержит номер хозяйственной операции. Стрелка направляется к дебетуемому счету от кредитуемого.

Структура плана счетов бухгалтерского учета

Каждый из разделов плана содержит в себе счета двух типов:

  • Синтетические;
  • Аналитические (субсчета).

Синтетические представляют собой счета первого порядка, они состоят из двух цифр (от 01 до 99) и обязательны для заполнения.

Субсчета открываются к синтетическим по мере необходимости, чтобы подробнее раскрыть их. Обозначаются несколькими цифрами: сначала идет номер синтетического, а затем через точку номер субсчета (например, 57.3 – Переводы в пути из банка).

Схема графа

Например, можно взять проводки по з/п:

1. Начислена зарплата персоналу предприятия, в том числе:

  • рабочим производственного цеха;
  • вспомогательному персоналу;
  • сотрудникам управленческого аппарата компании.

2. Удержаны налоговые отчисления из зарплаты сотрудников.

3. Выплачена з/п персоналу предприятия.

Приведенная схема отражает логическую взаимосвязь между используемыми счетами. Она позволяет понять экономическую сущность совершаемых операций. Необходимо отметить, что бухгалтерский учет не содержит обезличенных проводок. Они не допускаются в документации, поскольку в таком случае потеряется экономический смысл самих хозяйственных операций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]