Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС

Принудительная ликвидация юридического лица – это ликвидация предприятия в судебном порядке. Осуществляется на основании иска уполномоченных органов. Обычно принудительная ликвидация юридического лица проводится в ситуации, когда это лицо уже вело какую-либо коммерческую деятельность, но в отдельных случаях возможна и ликвидация ООО с нулевым балансом.

Инициаторами принудительной ликвидации компании могут быть:

  • Регистрирующие органы (в случае неполной уплаты уставного капитала, несоответствия учредительных документов заявленным требованиям и т.д.).
  • Прокуратура (в случае, когда это необходимо для защиты прав граждан, интересов государства и общества).
  • Налоговые органы (если предприятие грубо нарушает действующее налоговое законодательство и т.д.).
  • Антимонопольный орган (в случае, когда компания ведет деятельность, направленную на ограничение конкуренции).
  • Центральный банк РФ (если предприятие осуществляет банковские операции без соответствующей лицензии).
  • Государственный орган, контролирующий деятельность негосударственных пенсионных фондов (если компания осуществляет деятельность без лицензии).
  • Любая заинтересованная организация или частное лицо (в случае, если предприятие имеет задолженность в достаточных для ликвидации размерах).

Чаще всего на практике встречается ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции. Не является исключением в данном случае и ликвидация ооо с нулевым балансом – в данном случае поводом для иска обычно становятся ошибки при регистрации.

Приостановка ликвидации юридического лица: причины и основания

На каких основаниях может начаться проверка и остановка упразднения ООО, регламентирует Гражданский кодекс. Перечислим некоторые из предусмотренных законом причин для приостановки ликвидации юридических лиц:

  • информация, поданная для регистрации, противоречит сведениям в документах у территориальных органов;
  • задействован ликвидатор, о котором в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений;
  • ликвидатор привлечен к административной ответственности за правонарушение, которое заключается в непредставлении или представлении недостоверных, заведомо ложных сведений о компании, и срок наказания еще не истек;
  • заинтересованное лицо заявило возражения относительно предстоящей процедуры.

Приостановка ликвидации юридического лица может происходить на основании заявления, поданного кредиторами. Это происходит, если у предприятия есть долги, и кредиторы способны подтвердить документально свои притязания. Впрочем, и сами владельцы ООО имеют право написать похожее заявление, если у них есть веские причины для остановки процедуры.

Затормозить упразднение бизнеса имеет право также арбитражный суд. В него следует обращаться кредиторам, если они не добились остановки процедуры через налоговые органы. В таком случае юристы готовят иск к инспекции о признании решения об упразднении ООО недействительным. Также физические лица и предприятия, перед которыми у бизнеса есть долговые обязательства, могут требовать от властей обеспечительных мер в отношении должника. К таким мерам относится, например, арест банковских счетов.

Арбитражный суд имеет право остановить процедуру из-за недобросовестности должника: подачи неверного баланса или правонарушений, сопряженных со сменой наименования ООО. Причиной может быть и тот факт, что кредиторов компании не уведомили о процедуре ее упразднения, то есть ликвидации проходит с нарушения требований закона. Если же у предприятия недостаточно денег, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна объявить о банкротстве.

Как действовать кредитору при упразднении бизнеса должника

Одна из причин для приостановления ликвидации юридического лица налоговым органом – невозможность исполнить обязательства по кредитам. Поэтому мы рекомендуем перед выдачей средств в долг проверять контрагентов: смогут ли они вернуть заем, или есть риск объявления банкротства. Тем более что учредители ООО не рискуют при банкротстве бизнеса личным имуществом.

Когда начинается процедура упразднения предприятия, кредиторы получают извещение. Комиссия публикует информацию в официальной прессе и устанавливает срок, в течение которого заемщики могут заявить требования. Этот срок не превышает двух месяцев, поэтому медлить не стоит. Кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд и потребовать остановить процедуру или взыскать убытки с ликвидаторов.

В каких ситуациях может быть подан иск о ликвидации?

Как уже отмечено, пункт 2 статьи 61 ГК РФ определяет условия как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица. Норма, определяющая основания для принудительной ликвидации юридического лица, носит общий характер и, как правило, подлежит применению в системной связи с другими законодательными актами.

1. Непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций

Данное основание является, пожалуй, наиболее распространенным в спорах о ликвидации юридических лиц. От пресловутого «балласта» в виде огромного количества фирм, длительное время не представляющих отчетность, налоговые органы пытаются избавиться путем предъявления исков о ликвидации юридических лиц. Результаты этой работы трудно назвать удовлетворительными, в чем, правда, нет вины налоговых органов, которые вынуждены практически в каждом случае представлять суду значительный объем доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации. На необходимость этого указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) в пункте 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (далее — Обзор), направленного информационным письмом от 13.01.2000 № 50.

Тем не менее, проблема ликвидации за непредставление отчетности волнует и многие работающие организации, опасающиеся, чтобы частное нарушение не послужило поводом для неприятных судебных процедур. Думается, что подобные опасения являются излишними. Законодательство предоставляет налоговым органам возможность реагировать на нарушения сроков представления отчетности, не прибегая к такой крайней мере, как ликвидация юридического лица. Показательным в этом смысле выглядит позиция, занятая Президиумом ВАС РФ при вынесении постановления от 27.02.2002 № 9216/01. При рассмотрении дела было установлено, что основанием для предъявления иска о ликвидации юридического лица послужил факт непредставления юридическим лицом бухгалтерской отчетности за 2000 год (срок — 02.04.2001), установленный актом камеральной проверки, проведенной 03.04.2001, то есть на следующий день после наступления указанного срока. Оставив в стороне этическую сторону поведения налогового органа, отметим главное: Президиум ВАС РФ, отменяя решение суда первой инстанции о ликвидации юридического лица, указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Таким образом, можно говорить о том, что формальное нарушение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации.

2. Неприменение ККТ

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) не предусматривает возможности ликвидации юридического лица за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. Тем не менее, в корреспонденции с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ Закон № 54-ФЗ не исключает возможности предъявления иска о ликвидации юридического лица, если нарушение им закона носит неоднократный или грубый характер. Правом предъявления таких исков обладают налоговые органы.

Следует особо подчеркнуть, что факт неоднократного или грубого нарушения юридическим лицом требований Закона № 54-ФЗ, являясь необходимым для предъявления иска о ликвидации, не является достаточным для удовлетворения такого иска судом. Так, Президиум ВАС РФ отмечает:

В примере, рассмотренном в информационном письме, суд отказал в удовлетворении иска о ликвидации юридического лица, допустившего неоднократное неприменение контрольно-кассовой машины, обосновав это тем, что ответчик являлся единственным торговым предприятием в населенном пункте, и ликвидация этого предприятия могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан.

3. Осуществление деятельности без лицензии

Осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, либо с нарушением условий лицензирования, принято считать одним из наиболее надежных оснований исковых требований о ликвидации такого юридического лица. Подтверждением данного обстоятельства является и позиция Президиума ВАС РФ, высказанная им в пункте 1 Обзора, доведенного информационным письмом от 13.01.2000 № 50. Вместе с тем, представляется необходимым отметить, что компетенция налоговых органов на подобные случаи не распространяется. Органы МНС России не наделены правом осуществлять контроль за соблюдением юридическими лицами условий лицензирования. Указанные контрольные функции в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляют лицензирующие органы.

4. Невыполнение нормы закона о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства

Формирование в нашей стране правовой системы, соответствующей изменяющимся экономическим отношениям, продолжалось (точнее, продолжается) не один год. Многие еще помнят такие причудливые организационно-правовые формы юридических лиц, как индивидуальное (семейное) частное предприятие, товарищество с ограниченной ответственностью и даже малое предприятие. Последнее, впрочем, никогда не являлось организационно-правовой формой, а представляло собой некую ущербную псевдоправовую конструкцию.

С введением в действие главы 4 части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 года) организационно-правовые формы юридических лиц приобрели надлежащий вид. При этом юридическим лицам, зарегистрированным до указанной даты, было предписано привести свои учредительные документы в соответствие с нормами главы 4 части первой ГК РФ (статья 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Аналогичное предписание было впоследствии дано тем юридическим лицам, которые были зарегистрированы до вступления в силу «профильных» федеральных законов. С учетом изложенного существуют следующие сроки приведения учредительных документов юридических лиц в соответствие с требованиями законодательства:

  • для полных и смешанных товариществ, зарегистрированных до 8 декабря 1994 года — не позднее 1 июля 1995 года;
  • для производственных кооперативов, зарегистрированных до 8 декабря 1994 года — не позднее 1 января 1997 года (с учетом Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»);
  • для акционерных обществ, зарегистрированных до 1 января 1996 года — не позднее 1 июля 1997 года (с учетом Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • для товариществ (обществ) с ограниченной ответственностью, зарегистрированных до 1 марта 1998 года — не позднее 1 июля 1999 года (с учетом Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • для общественных объединений, зарегистрированных до 25 мая 1995 года — не позднее 1 июля 1999 года (с учетом Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
  • для государственных и муниципальных унитарных предприятий, зарегистрированных до 3 декабря 2002 года — не позднее 1 июля 2003 года (с учетом Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Кроме того, индивидуальные (семейные) частные предприятия и другие предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основанные на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 1999 года подлежали преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

Не секрет, что многие юридические лица не выполнили в срок требования о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства. Безусловно, данное нарушение является основанием для предъявления иска о ликвидации юридического лица. Вместе с тем, как показывает судебная практика, суды исключительно взвешенно подходят к разрешению таких споров. Наиболее наглядно это выразилось в позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.1998 № 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах»:

Таким образом, можно утверждать, что предприниматели, своевременно не исполнившие требование соответствующего закона об упорядочении учредительных документов своих фирм, тем не менее, не лишены возможности сделать это даже в ходе судебного разбирательства.

5. Непредставление юридическим лицом, зарегистрированным до 1 июля 2002 года, сведений о себе в регистрирующий (налоговый) орган

Вторая половина 2002 года памятна для многих предпринимателей пресловутой «перерегистрацией», а точнее — процедурой представления юридическими лицами, зарегистрированными до 1 июля 2002 года, в налоговые органы сведений о себе. В качестве стимула к своевременному прохождению данной процедуры (не позднее 4 января 2003 года) статьей 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусмотрена ликвидация юридических лиц, не представивших в регистрирующий орган эти сведения. Право на обращение в суд с соответствующим иском предоставлено регистрирующим органам, которыми являются органы МНС России. Очевидно, что законодатель, разрабатывая указанную норму, ставил перед собой цель дать налоговым органам возможность избавиться от «балласта» — огромного количества фирм, не осуществляющих деятельность и не представляющих отчетность.

К сожалению, пессимистичные прогнозы многих специалистов сбылись: статья 26 Закона № 129-ФЗ не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Во-первых, как уже отмечено выше, право государственного органа на предъявление иска о ликвидации юридического лица еще не означает безусловной обязанности суда удовлетворить этот иск (пункт 3 Обзора, доведенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50).

Во-вторых, норма статьи 26 Закона № 129-ФЗ не содержит требования о представлении в регистрирующий орган сведений о юридическом лице в письменной форме. В связи с этим ответчик всегда может заявить суду о том, что все необходимые сведения он сообщил работникам налогового органа устно.

В-третьих, даже в случае удовлетворения иска юридическое лицо еще не считается ликвидированным. Решение суда является лишь основанием для начала ликвидационных процедур (подробнее об этом вопросе читайте здесь).

6. Уменьшение стоимости чистых активов юридического лица по сравнению с определенным законом минимальным размером его уставного капитала

Данное основание ликвидации юридических лиц является относительно новым в судебной практике. Первые судебные дела нередко получали громкий общественный резонанс. Наиболее наглядным в этом плане стало постановление Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 32/02, которым была подтверждена правомерность ликвидации юридического лица, имевшего чистые активы ниже установленного уровня (1000 минимальных размеров оплаты труда для открытых акционерных обществ и 100 — для закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью). Ряд специалистов и средств массовой информации расценивает предъявление исков о ликвидации юридических лиц по указанному основанию как средство конкурентной борьбы. Не вдаваясь в подробный анализ этой точки зрения, отметим, что заинтересованное юридическое лицо может легко обезопасить себя от неприятностей путем увеличения стоимости чистых активов, либо уменьшения размера уставного капитала.

7. Нарушение юридическим лицом законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств и психотропных веществ и осуществление юридическим лицом финансовой операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ

Правовую основу для предъявления соответствующих исков составляют статьи 51 и 52 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № 3-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона № 3-ФЗ юридическое лицо подлежит ликвидации в следующих случаях:

  • непринятие мер, указанных в предписании органа госнаркоконтроля в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях данного юридического лица;
  • иное неоднократное нарушение законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях данного юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона № 3-ФЗ юридическое лицо подлежит ликвидации при наличии достаточных оснований полагать, что оно осуществило операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.

Соответствующий иск о ликвидации юридического лица вправе предъявить орган местного самоуправления, а также любой из государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: органы прокуратуры, органы госнаркоконтроля, органы внутренних дел, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы здравоохранения.

Деятельность большинства предпринимателей не связана с оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Тем не менее, им необходимо проявлять максимальную осмотрительность при предоставлении своих помещений (прежде всего, складов) в аренду. Кроме того, следует помнить, что любая сделка, с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, рассматривается как легализация (отмывание) наркодоходов. Заведомый характер действий второго участника такой сделки делает весьма высокой вероятность не только ликвидации юридического лица, но и привлечения его должностных лиц к уголовной ответственности по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 174 Уголовного кодекса РФ. В связи с этим можно рекомендовать предпринимателям стараться избегать контактов с физическими и юриди-ческими лицами с сомнительной репутацией, так как в самой обычной, на первый взгляд, сделке в качестве средства платежа могут быть использованы «грязные» деньги.

На какой срок можно остановить процедуру

На приостановление ликвидации юридического лица налоговым органом отводится сравнительно небольшой срок: календарный месяц. Поставить процедуру на паузу на более долгий период невозможно. Решение принимают в течение 5 рабочих дней после подачи документов в налоговую.

Власти направляют решение на электронный адрес ООО, указанный в заявлении. Также информацию размещают на официальном государственном сайте. Это условие прописано в 9 статье Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

После того как завершится период, отведенный для проверки, приостановка ликвидации юридического лица налоговой автоматически считается завершенной. Государственные органы должны либо вынести решение о регистрации, либо отказать в ней.

Стоит отметить, что ООО вправе предоставить письменные пояснения в процессе приостановления ликвидации юридического лица, чтобы повлиять на проверку. При отказе в государственной регистрации компания имеет право обжаловать решение, однако сроки подачи обжалования ограничены.

При прекращении деятельности ООО следует также учитывать, что приступить к составлению промежуточного баланса нельзя, пока не закончится выездная налоговая либо таможенная проверка, пока не вступит в законную силу решение суда. Этот вопрос регулирует 20 статья Закона о государственной регистрации юрлиц и ИП.

Этапы закрытия фирмы

Порядок ликвидации юридического лица в принудительном порядке предполагает выполнение последовательных действий. К ним относится:

  • первоначально обнаруживаются веские основания для проведения процесса каким-либо надзорным государственным органом, причем обычно это происходит в результате проверки компании;
  • направляется в суд исковое заявление, в котором указывается необходимость закрытия организации;
  • к иску прикладываются документы, подтверждающие обоснованность исковых требований;
  • проводится судебное заседание, на котором изучаются все доказательства;
  • принимается решение судом относительно необходимости закрытия фирмы в принудительном порядке;
  • о принятом решении оповещаются регистрирующие органы, для чего в течение трех дней они получают письменное уведомление, так как если налоговая инспекция не будет уведомлена, то ответственные лица суда будут привлечены к ответственности;
  • после этого процесса отсутствует возможность для внесения каких-либо корректировок в уставную документацию компании;
  • назначается ликвидационная комиссия, а также ее председатель;
  • именно члены данной комиссии занимаются управлением организации до окончательного момента ее закрытия;
  • подается уведомление о ликвидации фирмы в СМИ, что дает возможность каждому кредитору узнать о планируемом процессе;
  • работники компании уведомляются в письменном виде о закрытии предприятия, после чего они официально увольняются;
  • в течение следующих трех месяцев проводятся разные проверки компании, основной целью которых выступает выявление серьезных нарушений;
  • должностные лица фирмы при необходимости привлекаются к ответственности, которая может быть не только административной, но и уголовной;
  • производятся расчеты с кредиторами, причем если для этого не хватает наличных средств, то может продаваться имущество организации;
  • если остаются после продажи какие-либо средства, то они могут конфисковаться или распределяться между учредителями;
  • описывается все имущество, принадлежащее предприятию;
  • после выполнения всех обязательных процессов формируется окончательный ликвидационный баланс, в котором не допускается наличие задолженности;
  • вносятся сведения в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.

Наиболее часто инициируется налоговым органом принудительная ликвидация юридического лица. Процедура выполняется после проведения выездной или камеральной проверки, по результатам которой выявляются многочисленные серьезные нарушения. В конце процесса выдается руководству фирмы уведомление о ликвидации юридического лица. Такой же документ отсылается в суд.

формы ликвидации юридического лица

Квалифицированная помощь при упразднении бизнеса

VALEN поможет провести процедуру ликвидации компании эффективно и в кратчайшие сроки. Мы предлагаем комплексное сопровождение предприятий, планирующих или уже начавших упразднение, помогаем с оформлением документов и их подачей в официальные инстанции.

Обращайтесь к нам, и мы подробно проконсультируем по вопросам, возникающим при приостановке ликвидации юридического лица налоговой. Чтобы связаться с нашими юристами, оставляйте заявку на сайте или набирайте номера, указанные вверху страницы!

Последствия для руководства и учредителей

Нельзя просто так бросать фирму в надежде, что налоговики её исключат из реестра, и вы сэкономите деньги или избежите оплаты долгов. Последствия для учредителей и руководителей могут быть следующие:

  • Если учредитель владел 51% доли в компании, у которой остались долги перед бюджетом, и не потрудился их оплатить, то ему запретят регистрировать новые предприятия на протяжении трёх лет;
  • Учредитель не сможет руководить другой компанией;
  • Учредителю будет запрещено становиться участником других ООО.

Идентичные последствия наступят для гендиректора, закрытого налоговым органом юридического лица. Чтобы избежать неприятностей, звоните к юристам группы МИП, которые помогут с подготовкой документов и предотвратят последствия.

Похожие услуги по теме

  • Закрытие ИП в 2020 году пошагово от лидеров
  • Заявление на закрытие ИП от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ИП в 2020 году от лидеров
  • Документы для закрытия ИП от лидеров
  • Ликвидация ИП под ключ от лидеров
  • Как закрыть ИП с долгами — помощь от лидеров
  • Этапы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Способы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • Основания и порядок ликвидации юридических лиц от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга от лидеров
  • Закрыть ИП онлайн через налоговую от лидеров
  • Помощь в закрытии ИП от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга в Щелково от лидеров
  • Ликвидация ЗАО от лидеров
  • Закрыть ИП через МФЦ — помощь от лидеров
  • Как закрыть ИП — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО без проверки
  • Ликвидация предприятия
  • Закрыть ООО в Москве
  • Закрытие ООО при отсутствии деятельности
  • Закрытие ООО с одним учредителем
  • Закрыть ООО без проверки
  • Закрытие ООО
  • Ликвидация ООО в 2020 году от лидеров
  • Закрытие организации — помощь от лидеров
  • Закрытие представительства иностранной организации 2020 — помощь от лидеров
  • Ликвидация организации — помощь от лидеров
  • Ликвидация кредитной организации от лидеров
  • Закрытие ООО, стоимость от лидеров
  • Ликвидация фирмы от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО, стоимость от лидеров
  • Сколько стоит закрыть фирму — помощь от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ООО от лидеров
  • Как закрыть ООО — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО профессионально от лидеров
  • Ликвидация ООО с долгами от лидеров
  • Ликвидация ООО через оффшор от лидеров
  • Принудительная ликвидация ООО налоговой последствия для учредителей — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО ФНС от лидеров
  • Ликвидация нулевого ООО от лидеров
  • Заявление о ликвидации ООО от лидеров
  • Прекращение деятельности ООО от лидеров
  • Отмена ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО через продажу от лидеров
  • Ликвидация ООО пошаговая от лидеров
  • Решение о ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО без долгов от лидеров
  • Порядок ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО под ключ от лидеров
  • Альтернативная ликвидация ООО от лидеров
  • Срок ликвидации ООО от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация компании от лидеров
  • Профессиональная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация фирм от лидеров
  • Ликвидация через банкротство от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров

Основания судебной ликвидации

Основания ликвидации ООО, как и других компаний, указаны в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах, при этом они разделены на группы согласно компетенции органов власти, уполномоченных обратиться в суд при выявлении позволяющих это сделать юридических фактов.

Поводами (причинами) для принудительной ликвидации могут быть следующие обстоятельства:

  1. Данные о том, что при создании и регистрации ООО были допущены нарушения закона, позволяющие признать регистрацию недействительной. Незаконное использование юридического адреса, нарушение порядка создания ООО, его учреждение не имеющим на это право лицом, представление ложных, ошибочных сведений при регистрации и другие факты могут стать причиной обращения в суд для признания регистрации компании недействительной. Получение по этому поводу положительного судебного решения становится основанием для второго судебного процесса – о принудительной ликвидации. В большинстве случаев оба процесса инициируются налоговым органом или прокуратурой, иногда первый процесс – лицом, права и интересы которого нарушены в результате создания и (или) регистрации ООО.
  2. Осуществление деятельности, в том числе отдельных ее видов, без специального разрешения, получение и наличие которого обязательны в данном случае. Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности. Инициатором иска может быть налоговый орган, прокуратура, органы следствия, местные и другие органы власти, контрольно-надзорные инстанции, компетенция которых позволяет в сложившейся ситуации предъявить иск о принудительной ликвидации ООО.
  3. Осуществление деятельности, которая запрещена законом, нарушает Конституцию РФ либо ведется с неоднократным или грубым нарушением нормативно-правовых актов. Это наиболее обширная группа оснований для подачи иска о принудительной ликвидации ООО, перечень которой в ГК РФ определяется только в общих чертах. Инициатором иска может быть орган власти в пределах своей компетенции и исходя из характера выявленного нарушения. Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований – неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов (наркотики, оружие и т.п.), другие нарушения ограничений, запретов, установленного порядка.
  4. Существенные трудности или невозможность осуществления деятельности, а в целом невозможность достижения целей, ради которых Общество было создано. Эта группа оснований – единственная, позволяющая участнику или участникам ООО предъявить иск о принудительной ликвидации компании. Правда, ее применение в отношении любых коммерческих предприятий, как правило, рассматривается лишь теоретически. При наличии указанных причин проще, быстрее и выгоднее добровольно ликвидировать фирму, чем обращаться в суд. Ликвидация ООО по решению суда, учитывая ее особенности, только всё усложнит и повлечет дополнительные затраты.

В качестве особых применительно к ООО оснований принудительной ликвидации можно отнести обстоятельства, препятствующие ведению деятельности в этой организационно-правовой форме, и не устраненные в установленном законом порядке. К ним относятся, например, положения закона о недопустимости превышения количеством участников 50 лиц или появления у ООО в статусе единственного участника другого Общества, также имеющего только одного участника (акционера). Нарушение указанных положений не влечет возникновения безусловного основания для ликвидации компании, но ставит ее перед выбором – либо устранить нарушение, в том числе путем преобразований, либо поставить себя под угрозу принудительной ликвидации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид