Виды незаконной рекламы
Основываясь на российском законодательстве, можно классифицировать виды незаконной рекламы следующим образом:
- недобросовестная. К данной категории относятся публикации, дискредитирующие конкурентов или иных лиц, а также рекламирование товаров или услуг запрещенным способом и/или в запрещенном месте
- недостоверная. Поводом убрать афишу или объявление может стать размещение в них сведений несоответствующих действительности. К этому же виду можно отнести заведомо ложную и скрытую рекламу. Заведомо ложной является реклама, умышленно вводящая покупателя в заблуждение. Скрытая имеет место быть тогда, когда потребитель не знает, что видит перед собой рекламный контент
- неэтичная. Нарушение общепринятых норм и моральных ценностей неприемлемо в любом случае, в том числе и в рекламных кампаниях
- запрещенная. Законодательством РФ запрещена демонстрация процессов курения, употребления алкогольной продукции, использование бранных слов и выражений в рекламе какого-либо продукта, полностью запрещена пропаганда наркотиков и иных продуктов, распространение которых является преступлением на территории нашей страны
Управление страхами и паникой при помощи маркетинга
Как видим, почва для манипулирования была чрезвычайно благодатной. При стрессе человек легко возбудим, очень восприимчив и способен на принятие спонтанных решений, даже если это ему не свойственно. Этим не погнушались воспользоваться многие компании.
Те, кто производит продукты, имеющие довольно условное отношение к COVID-19, часто используют решения, лежащие на поверхности, а именно приписывают своему продукту или услуге свойства, которыми они не обладают, для того, чтобы повысить продажи на коротких временных дистанциях. От такого соблазна удержаться сложно, ведь потребитель уязвим и готов приобрести что угодно, лишь бы защитить себя от опасности.
В середине прошлого века журналист Вэнс Паккард написал книгу «Тайные манипуляторы» (The Hidden Persuaders), в которой открыл общественности многие психологические уловки и тактические приёмы маркетинга. Эта информация была шокирующей в то время и вызвала большой резонанс в обществе. Но все уловки из той книги — ничто по сравнению с уловками, которые маркетологи используют сегодня. Бизнес научился манипулировать потребителями при помощи очень тонких методов, ведь в нашем распоряжении находится гораздо больше инструментов и технологий, чем 70 лет назад. Теперь мы получаем огромное количество информации о потребителе, вплоть до его личных покупок и географических перемещений.
Маркетологи прекрасно знают о том, что страх — мощнейший стимул, и в полной мере используют его, чтобы продать любой продукт — от курсов саморазвития до презервативов. Один из наиболее показательных кейсов — рекламная кампания термосов в 50-ых годах. Слоган гласил: «Муха в молоке может довести ребёнка до могилы». Такая реклама слишком груба для современных людей, а её эффект можно сравнить с асфальтоукладочной машиной, которая проехала по полю самых нежных цветов — чувств родителей к своим детям.
Сегодня реклама и продвижение бренда стали максимально деликатными, персонализированными и интегрированными в нашу жизнь. Но маркетинг по-прежнему играет на чувствах и страхах покупателей. Вот пример: компания Logitech продвигает видеокамеры для дома. Казалось бы, в слогане, который мы видим, нет ничего злонамеренного. Но даже у тех родителей, которые полностью уверены в нанятой няне, после такой фразы появятся тревожные мысли. Потому что производитель сыграл на очень сильных родительских инстинктах.
Если разобраться, то Logitech взял стандартную ситуацию (работающие родители нанимают няню для ребенка) и вытянул из нее то, что подспудно вызывает страх (возможная недобросовестность няни и беззащитность ребенка). Родители обязательно вспомнят громкие случаи жестокого обращения нянь с детьми и захотят защитить своё чадо. Бинго! Ведь компания, которая одним только слоганом создала у клиента тревожное состояние, тут же предлагает и решение проблемы — камеру наблюдения для дома.
Теперь представьте, насколько эффективна подобная реклама прорастает в заранее подготовленной почве из тревоги и стресса. The Media Trust зафиксировали, что в Америке в четыре раза увеличилось количество рекламных кампаний, где продукту приписываются заведомо ложные свойства — с 5% до 20%.
Как составить жалобу на незаконную рекламу?
Если реклама мешает дорожному движению, размещена на доме без разрешения собственников, установлена без согласования с органами местной администрации или каким-либо иным образом нарушает Федеральный закон «О рекламе», то на нее может быть подана жалоба.
Для отправки подобного заявления потребуется совершить ряд последовательных действий:
- Зафиксировать нарушение. Для фиксации незаконно размещенных объявлений о товарах и услугах необходимо сделать несколько фотографий с привязкой к конкретной местности
- Подготовить жалобу. В «шапке» заявления указывается наименование и адрес органа, в который направлена жалоба, а также данные о заявителе. В основной части указывается суть нарушения, приводятся факты, указывающие на наличие нарушения, даются сведения о рекламодателе. В заключении указывается просьба устранить выявленное нарушение, прикладываются фотографии, подтверждающие нарушение
- Отправить жалобу. Заявление может быть отправлено в электронной форме, с помощью курьерской доставки или вручено нарочно. Основными организациями, рассматривающими подобные жалобы, являются антимонопольная служба, ГИБДД, прокуратура, различные волонтерские объединения и другие
ВНИМАНИЕ: наш адвокат может составить жалобу за Вас, также смотрите видео с инструкцией основных правил
Понятие о неэтичной рекламе
Одним из видов рекламы, которая не допускается Федеральным законом «О рекламе», является неэтичная реклама.
Определение 1
Неэтичная реклама – это реклама, в которой присутствует текстовая, визуальная либо аудио информация, не соответствующая моральным, этическим и нравственным нормам.
Примеров ее использования достаточно много. Это применение:
- визуальных образов обнаженного женского тела;
- слов, характеризующих сексуальные отношения;
- нецензурной лексики.
Самым распространенным случаем нарушения норм этики и морали в рекламе является необоснованное добавление образов обнаженного тела женщины в видеоролики. При этом неэтичной считается реклама, если рекламщик использует эротические женские изображения в рекламе, но при этом продвигает товары, которые не относятся к следующим категориям: белье, средства контрацепции, стриптиз бары, ночные клубы.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Признаки неэтичной рекламы 440 руб.
- Реферат Признаки неэтичной рекламы 250 руб.
- Контрольная работа Признаки неэтичной рекламы 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В рекламе сексуальный мотив используется давно. Еще в 1940-1950-х гг. исследования показали наличие у человека скрытых сексуальных желаний. Этим воспользовались рекламисты. Таким образом в мотивационном анализе ключевое место занял именно сексуальный мотив. Эротический элемент, который присутствует в рекламе, должен побудить «желание» купить то, что продвигают компании.
Но некоторые рекламодатели используют этот мотив неэффективно. Например, фигура полуобнаженной девушки в рекламе автомобиля отвлечет внимание потенциального покупателя от объекта рекламы – машины. Поэтому использовать сексуальный мотив следует грамотно.
Такое явление в рекламе называется «вампир». Это образ, который используется при рекламе товара, но при прочтении текста переводит внимание на себя. Таким образом, потребитель запоминает образ, а не название компании или ее продукцию. Такой эффект создает злоупотребление изображением обнаженного тела.
В законе «О рекламе» отсутствуют четкие ограничения на использование сексуальной лексики и женских образов. Отсюда огромное количество товаров, которые не имеют никакого отношения к сексуальной тематике, рекламируется с привлечением соответствующих слов и образов.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Гражданско-правовая ответственность рекламораспространителя
Гражданско-правовая ответственность в рекламной деятельности регулируется как нормами гражданского законодательства, так и рекламного. В случае если, например, незаконная афиша нарушает права и законные интересы третьих лиц, то эти лица вправе обратиться за судебной защитой. В суде можно потребовать восстановить нарушенное право путем:
- возмещения прямых убытков
- получения упущенной выгоды
- компенсации морального вреда
- публичного опровержения недостоверных сведений, указанных в рекламе
Таким образом, гражданско-правовая ответственность рекламораспространителя наступает за причинение вреда и ущерба как имущественным, так и неимущественным интересам.
Административная ответственность за ненадлежащую рекламу
Физические и юридические лица, в случае нарушения ФЗ «О рекламе», могут быть привлечены к административной ответственности. КоАП РФ предусматривает административное наказание как для рекламодателя, так и распространителя и изготовителя рекламы. Как правило, административная ответственность носит материальный характер, так как абсолютное большинство санкций, применяемых в качестве наказания, состоит из наложения штрафа на виновное лицо.
КоАП РФ установлены следующие штрафы за ненадлежащую рекламу:
- для физических лиц – от 2000 руб. до 2500 руб.
- для должностных лиц – от 4000 руб. до 20000 руб.
- для юридических лиц – от 100 000 руб. до 500 000 руб.
Исключением является статья 6.3 КоАП РФ, согласно которой, помимо штрафа, допускается конфискация изделий и оборудования, используемого для изготовления запрещенной рекламы.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» установлена гражданско-правовая и административная ответственность за нарушения законов о рекламе. Кроме того, в части 5 указанной статье речь идет о том, что федеральными законами могут быть установлены и иные меры ответственности. Под иными мерами ответственности следует понимать уголовную. Стоит отметить, что в уголовном кодексе РФ до 2003 года существовала статься, предусматривающая уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу, размещенную из коростных побуждений и причинившей значительный ущерб потерпевшему. В настоящее время ни уголовным законом, ни иными нормативно правовыми актами подобная мера ответственности не применяется, хотя, возможно, и будет восстановлена в будущем.
Какие зоны Интернета подпадают под Закон о рекламе
ФАС РФ полагает, что для целей применения Закона о рекламе под рекламой, распространенной в Интернете, понимается реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах:
- .ru;
- .su;
- .рф.
- на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах (.com, .net, .org и т.д.).
Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ряда его положений (в частности, за нарушение запрет на рекламу алкоголя в сети) несет рекламораспространитель, которым в соответствии со ст. 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Поскольку наполняет сайт информацией и обладает правами модератора размещаемой информации владелец (администратор) сайта, то именно он должен признаваться рекламораспространителем.
Установить лицо, являющееся владельцем сайта, можно обратившись к регистратору доменных имен, который осуществил регистрацию данного сайта на определенное лицо. Установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www.cctld.ru или www.кц.рф.
В зонах .com, .net, .org – через справочный сервис www.whois.net. Обратившись к регистратору, можно получить наименование и контактные данные лица – владельца сайта в сети Интернет.
ПИСЬМО ФАС РФ от 03.08.2012 № АК/24981 «О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ»
Что делать, если вас обвиняют в незаконной рекламе?
В случае обвинения в незаконной рекламе потребуется совершить ряд последовательных действий для защиты своих интересов.
- Ознакомиться с обвинением. Первое, что потребуется сделать, – это изучить документы, которые свидетельствуют о зафиксированном нарушении
- Установить наличие нарушения. После изучения документов необходимо сделать вывод об установлении факта совершенного правонарушения или его отсутствии
- Подготовить позицию защиты. В случае необоснованного обвинения позиция защиты будет заключаться в доказывании законности своих действий. При размещении незаконной рекламы защита может строиться на опровержении доводов оппонента, указания на отсутствие ущерба и т. д.
- Озвучить и отстоять свою позицию. Независимо от того, рассматривается дело в суде или административном органе, четкое изложение своей позиции по спорному вопросу может привести к положительному результату