Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности


Основные выводы

  1. Иностранные инвесторы не спешат вкладывать в свободные экономические зоны Дальнего Востока: большинство резидентов – это бизнес из России. Некоторые иностранные проекты получают статус резидента, но долго не могут начать операционную деятельность, в том числе из-за высокой степени неопределенности современного российского рынка, бюрократии и отсутствия четких правил игры для инвесторов.
  2. Свободные экономические режимы на Дальнем Востоке нуждаются в разработке долгосрочной стратегии развития. Многие территории опережающего развития (ТОРы) имеют утвержденные планы перспективного развития, а для Свободного порта Владивосток (СПВ) стратегия не написана, несмотря на то что он существует уже четыре года.
  3. Зачастую местные муниципальные власти являются серьезным барьером для работы иностранных инвесторов, которые незнакомы с внутренней средой российского рынка. Многие местные власти относятся к иностранному бизнесу с недоверием, что мешает его деятельности в рамках свободных экономических зон Дальнего Востока.
  4. Российские и иностранные резиденты свободных экономических зон на Дальнем Востоке нередко сталкиваются с изменением общефедерального и регионального российского законодательства и правовых норм, которые применяются к ним в ретроспективном порядке и влияют на их операционную деятельность.
  5. Создание свободных экономических зон на Дальнем Востоке не решает общих социально-экономических проблем региона, которые в свою очередь сказываются на привлекательности Дальнего Востока для иностранных инвесторов. Федеральной власти стоит обратить внимание на проблемы с оттоком квалифицированных кадров из региона, а также на деградацию таможенной и транспортной инфраструктур на Дальнем Востоке.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот.[4][5]

По видам хозяйственной деятельности

Описание — ниже.

  • Торговая зона
    (
    ТЗ
    ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью. Основные виды: Свободные порты
  • Свободные города
  • Зоны свободной торговли (не путать с ЗСТ-интеграции!)
  • Свободные таможенные зоны
  • Магазины Duty Free
  • Промышленно-производственная зона
    (
    ППЗ
    ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды:
      Зона одной отрасли
  • Зона одного предприятия
  • Экспортно-производственная зона
  • Промышленный парк
  • Технико-внедренческая зона
    (
    ТВЗ
    ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Нацелены на разработку НИОКР и коммерциализацию результатов. Некоторые виды:
      технопарк
  • технополис
  • Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками). Основные виды:
      Зона свободных банковских услуг
  • Зона свободных финансовых услуг
  • Зона свободных страховых услуг
  • Зона свободных туристско-рекреационных услуг
  • Офшорная зона
    — отдельно, но есть отличия.
  • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии. Некоторые виды:
      Свободная зона
  • Свободная экономическая зона
  • Особая экономическая зона
  • По степени организации

    • Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды: Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны
    • Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспорто-ориентированных компаний
  • Территориально-функциональные ОЭЗ
      Бывает чаще всего, как смешанное.
  • По степени интеграции в национальную экономику

    • Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.
    • Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.

    По принципу национальности

    • Национальные В рамках одного государства
  • Трансграничные
      В рамках двух и более государств
  • Примеры: В 1950-е гг. создавали в практике ЕС (Еврорегионы), до 100 штук, в которых участвует сейчас даже Россия; «Треугольник экономического роста», «Зоны экономического роста» в рамках АТЭС. Затем такие зоны стали создаваться даже в Африке.
  • По системам льгот

    • Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %).[6]
    • Торговые, или таможенные (импорт), — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
    • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
    • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
    • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

    ТОРы, СПВ и поворот на Восток

    Дальний Восток был выделен как особый регион для социально-экономического развития в 2012 году, когда было создано профильное министерство. Начиная с 2014 года, именно в новом Министерстве развития Дальнего Востока стали активно рассуждать на тему поворота на Восток. Одной из главных составляющих поворота виделось как раз создание свободных экономических зон в Дальневосточном федеральном округе, который непосредственно граничит с ведущими рынками Азии – Южной Кореей и Китаем. Создатели свободных экономических зон не спешили ставить главной целью привлечение именно азиатских инвесторов, однако запуск подобных режимов в непосредственной близости от Восточной Азии, наиболее динамично развивающегося региона мира, не может не задавать определенную планку ожиданий.

    В 2014 году подписали федеральный закон о создании территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке. Сначала было шесть ТОРов, сейчас их число выросло до 18. В 2020 году создали Свободный порт Владивосток (СПВ), который включал только территорию Приморского края, а на сегодня охватывает 22 муниципальных образования на Дальнем Востоке.

    Если СПВ – свободная экономическая зона, которая позволяет резидентам заниматься практически любым бизнесом, то ТОРы имеют строгую индустриальную специализацию. Например, ТОР «Хабаровск» концентрируется на промышленности и логистике, ТОР «Надеждинское» сосредоточена на лесопереработке, а ТОР «Белогорск» – на сельском хозяйстве. В зависимости от специализации бизнес из России и заграницы выбирает конкретную ТОР для реализации своего проекта. Еще одно ключевое отличие ТОРов от СПВ в том, что они предоставляют резидентам основную инфраструктуру и коммуникации. Альтернативным преимуществом СПВ является то, что резиденты этой зоны вправе получить земельный участок без аукциона. Также для резидентов ТОРов и СПВ отличается изначальный объем капитальных затрат: проекты СПВ обязуются вложить 5 млн рублей в течение трех лет, а участники ТОРов должны преодолеть барьер в 500 тыс. рублей минимальных инвестиций. Остальные льготы ТОРов и СПВ примерно одинаковые: резиденты освобождаются от налогов на прибыль и на имущество в течение первых пяти лет и от налога на землю в первые три года в СПВ и в первые пять лет в ТОРах. Также резиденты особых экономических режимов Дальнего Востока имеют право создать вокруг своего предприятия свободную таможенную зону, которая позволяет беспошлинно ввозить оборудование и вывозить продукцию. Одной из наиболее привлекательных для инвесторов преференций является сниженная ставка социального налога в течение 10 лет – с 30 до 7,6 %, а также возможность привлекать иностранную рабочую силу без учета квот (однако все же есть ограничение в 20 % от всего персонала проекта).

    Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    СЭЗ — сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 — начале 1960-х годов и получившая широкое распространение в 1970-е годы. Сегодня в мире насчитывается от 400 до 2000 подобных зон. Однако термин «свободная экономическая зона» (и другие его варианты, которых известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах: в промышленно развитых странах — США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Через свободные экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.

    Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.

    Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

    Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.

    Ø Ø Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда.

    Ø Ø Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.

    Ø Ø Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.

    Ø Ø Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.

    Ø Ø Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.

    Ø Ø Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

    Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:

    · · благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

    · · развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

    · · наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

    Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

    На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:

    · · комплексные специальные зоны производственного характера;

    · · внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

    · · функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.

    Комплексные зоны

    многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

    Внешнеторговые зоны

    обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

    Отраслевые зоны

    (технологические парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

    В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.

    Анклавные

    СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города.

    Интеграционные

    зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

    Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые — оффшорные

    — зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

    Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

    Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экономические и юридические льготы. К ним относятся:

    · · упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

    · · льготный налоговый режим;

    · · понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

    · · предоставление права на долгосрочную аренду.

    Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

    Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную программу развития, т. е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равномерно участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.

    Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимы:

    · · крупное акционерное общество (с участием государства), ответственное за реализацию программы и формирующее орган управления — совет зоны;

    · · залогово-страховой инвестиционный фонд (страхового общества), привлекающий инвестиции для решения задач зоны;

    · · центральный банк зоны, формирующий бюджет зоны и контролирующий использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношение с республиканским бюджетом;

    · · зональное законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.

    Большое значение имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).

    На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990-1992 гг. были приняты решения об образовании в России свободных экономических зон: «Санкт-Петербург», «Выборг» (под Санкт-Петербургом), «Находка» (Дальний Восток), «Янтарь» (Калининградская область), «Сахалин» (Дальний Восток), «Даурия» (Читинская область), «Алтай» (Западная Сибирь), «Кузбасс» (Западная Сибирь), «Садко» (Новгород), «Технополис Зеленоград» (Московская область), «Ева» (Дальний Восток, Еврейская автономная область), «Магадан» (Дальний Восток).

    Объявленные в то время в России СЭЗ по экономико-географическому потенциалу, профилю соответствовали существующим мировым аналогам. Они должны были размещаться главным образом в центре крупных экономических районов, морских портах, железнодорожных узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром.

    Проектируемые зоны различались размером территории и численностью населения, предполагаемой специализацией.

    Радикальные изменения внутриэкономического положения страны практически прекратили работы по созданию большинства объявленных в начале 1990-х годов СЭЗ. И тем не менее формально в России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны.

    В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, в Калининградской области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.

    Создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия единого четкого законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это означает, что наличие четкого законодательства по данному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования.

    Большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ «Находка» и «Сахалин».

    Целью создания СЭЗ «Находка

    «
    является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.
    Территория СЭЗ «Находка» располагается в административных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ «Находка» имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ «Находка», предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления — административный комитет.

    СЭЗ «Находка» будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного комплекса.

    Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо решить вопрос о передаче военного аэродрома в районе г. Находки для гражданского использования. Предполагается создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны.

    Свободной экономической зоной «Сахалин» является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, «Курилы», которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.

    В настоящее время в рамках СЭЗ «Сахалин» действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, специальный государственный орган управления — администрация СЭЗ «Сахалин». В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ «Сахалин». В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.

    Свободная экономическая зона «Сахалин» должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и море-продуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

    В субзоне «Курилы» Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается строительство и реконструкция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны «Курилы» — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.

    Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных экономических зон — в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.

    Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург» формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводственных услуг. Трудности формирования свободной экономической зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному комплексу и ее включение в международное разделение труда затруднено. Кроме того, мировая практика вообще не имеет аналогов создания зон в столь крупном регионе. Для Санкт-Петербургской зоны эффективным является организация субзон, или мини-зон, различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, перепрофилирующихся в процессе конверсии, туристско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего банковского центра.

    Свободная экономическая зона «Выборг

    «
    (г. Выборг Ленинградской области) формируется на территории одноименного административного региона. Она создается с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии — Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге — 126 км, а по автомобильной -156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в России.
    Разнообразие природных условий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным туристическим центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.

    Общая стратегия развития зоны ориентируется на реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся предприятий, организацию производства импортозамещающей продукции, всемирное использование научно-технического потенциала. Предусматривается также развитие туризма на базе использования рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.

    В Новгородской области планируется создание СЭЗ «Садко

    «.
    Она должна стать научно-производственной зоной, технополисом, формирующимся вокруг высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научно-продовольственных объединений, имеющихся в области. СЭЗ «Садко» будет специализироваться на развитии наукоемких отраслей, в первую очередь на производстве видеотехники и бытовой радиотехники, на производстве продукции деревообрабатывающей промышленности и международном туризме.
    В Центральном экономическом районе наиболее эффективной формой территориальной научно-технической интеграции могут стать технополисы, технопарки или научно-технические зоны. В пределах района в административных границах г. Зеленограда формируется СЭЗ «Технополис Зеленоград

    «
    с целью создания благоприятных условий для социально-экономического развития города, расширения и диверсификации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе производимой на основе конверсии с привлечением иностранного капитала, а также увеличения экспортного потенциала предприятий г. Зеленограда и России в целом.
    Приоритетными направлениями деятельности данной СЭЗ являются разработка высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики и связи, создание материалов электронной техники, молекулярных и биотехнологических материалов, промышленной и бытовой радиоэлектронной аппаратуры и специального технологического оборудования. Для формирования и функционирования СЭЗ создан административный комитет,, а для сосредоточения необходимых финансовых ресурсов, формирования и развития инфраструктуры — некоммерческий фонд развития.

    Свободная экономическая зона «Янтарь» создается в административных границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа. Зона будет специализироваться на развитии радиоэлектроники и электронной промышленности, судостроении, производстве оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокой переработке рыбы и других морепродуктов, а также на производстве товаров народного потребления и международном туризме.

    По своему географическому положению она больше других регионов России подходит для создания СЭЗ (государственная граница, отделяющая ее от других территорий страны, выход в международные воды). Положительным фактором в пользу создания здесь СЭЗ служат и природные богатства области — на ее территории сконцентрировано 90% мировых запасов янтаря, его добыча не имеет равных в мире, добываются и другие полезные ископаемые; хорошо развиты целлюлозно-бумажная и рыбная отрасли промышленности.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение понятия «свободная экономическая зона».

    2. Какие типы зон выделяют на территории России?

    3. Охарактеризуйте основные свободные экономические зоны России.

    приложение

    Кто управляет свободными экономическими зонами Дальнего Востока

    Под цели развития свободных экономических режимов Дальнего Востока был создан целый ряд организаций, помимо профильного министерства. Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ) – управляющая компания особых экономических зон Дальнего Востока с 100 %-ным государственным участием, отвечает за операционную деятельность ТОРов и СПВ. Она оформляет статус резидента, отвечает за прием и обработку заявок, следит за исполнением обязательств со стороны резидентов и представляет их интересы в суде в случае административных споров. Федеральная власть направила в регион полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, который нередко лично решает проблемы существующих резидентов СПВ и ТОРов. В помощь ТОРам и СПВ создано Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ), у которого есть офисы в том числе в Китае и Южной Корее. Кроме того, к деятельности ТОРов и СПВ еще подключается Фонд развития Дальнего Востока, созданный при 100 %-ном участии ВЭБа. Фонд финансирует совместные предприятия и крупные проекты ТОРов и СПВ. Такое большое количество государственных ведомств, имеющих отношение к развитию свободных экономических режимов на Дальнем Востоке, вызывает путаницу у инвесторов и состояние фрустрации у чиновников на местах.

    В чём смысл особых экономических зон?

    На территориях, получивших статус СЭЗ, создаются условия, упрощающие ведение предпринимательской деятельности, предоставляются таможенные и административные послабления, устанавливаются налоговые льготы. Также возможны определённые финансовые вливания из госбюджета. Заниматься бизнесом здесь могут как российские граждане, так и заграничные бизнесмены, желающие вкладываться в экономику РФ.

    Суть их создания – освоение, а также развитие определённых территорий и/или отраслей. Предпринимательский режим в свободных зонах всегда планируется таким образом, чтобы он был привлекателен для резидентов. А они, используя плюсы этого режима, в свою очередь выполняют задачу развития определённой отрасли или территории, выпускают необходимую продукцию. Серьёзное развитие СЭЗ в России началось не так давно – в 2005-ом. Именно в этот год был принят первый законодательный акт, посвящённый данной теме.

    Иностранные инвесторы в ТОРах и СПВ

    По данным КРДВ, по состоянию на конец 2020 года количество резидентов 18 ТОРов Дальнего Востока достигло 330. СПВ, который покрывает гораздо большую территорию, насчитывает 1 057 резидентов. Однако результаты привлечения иностранных инвесторов ТОРами и СПВ пока сравнительно скромные. Пока на долю иностранных инвестиционных проектов в ТОРах приходится 9,3 % всех зарегистрированных, в СПВ цифра еще меньше – 4,7 %.

    Инвесторы из Китая, Японии и Южной Кореи пока проявляют наибольший интерес к свободным экономическим режимам на Дальнем Востоке, если судить по количеству проектов, которые уже получили статус резидента ТОРа или СПВ. Однако если многие южнокорейские и японские проекты уже стартовали, то подавляющее большинство проектов с китайским капиталом находится на подготовительной стадии разработки бизнес-плана, сбора документации для получения земельного участка (в случае с СПВ), закупки оборудования и соблюдения соответствующих формальностей.

    Наиболее активны иностранные инвесторы ТОРов и СПВ в отраслях строительства и недвижимости, сельского хозяйства и сфере услуг. Проекты в сфере девелопмента недвижимости в большей степени популярны среди иностранных инвесторов в рамках СПВ. Эта зона охватывает широкую территорию и несколько административных центров Дальнего Востока, прежде всего – Владивосток, где существует спрос на строительство жилой недвижимости. ТОРы в основном расположены в отдалении от населенных пунктов и не рассчитаны на проекты жилой недвижимости. По тем же причинам на территорию СПВ приходят иностранные проекты, связанные с услугами: они предлагают преимущественно строительство центров социального развития и гостиниц.

    В России

    Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Создание и деятельность ОЭЗ регулируется Федеральным законом ФЗ-116 от 22 июля 2005 г.[7]

    Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая , единственным акционером которого является государство.

    На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

    • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
    • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
    • Предоставляется ряд налоговых преференций
    • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

    В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

    • Промышленно-производственные зоны
      или промышленные ОЭЗ.
    • Tехнико-внедренческие зоны
      или инновационные ОЭЗ.
    • Портовые зоны
      .
    • Туристско-рекреационные зоны
      или туристические ОЭЗ.

    Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь», ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

    В Магаданской области действует ОЭЗ, условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 104-ФЗ от 31.05.1999 г..

    Согласно российскому законодательству, свободная экономическая зона (СЭЗ) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя создаётся на период в 25 лет с возможным продлением. Статус СЭЗ начал действовать с 1 января 2020 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны[8][9][10].

    Всего на 1 января 2020 года в России действовали 33 особые экономические зоны: 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 3 портовых и 15 туристско-рекреационных[11].

    Промышленные ОЭЗ

    Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

    Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2005 созданы промышленные зоны на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ «Липецк»). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года — была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область). В августе 2020 года Правительство РФ подписало Постановление № 826 о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «СТУПИНО КВАДРАТ» в Ступинском муниципальном районе Московской области.

    В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

    • Автомобилей и автокомпонентов
    • Строительных материалов
    • Химической и нефтехимической продукции
    • Бытовой техники и торгового оборудования

    Инновационные ОЭЗ

    Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода её на российские и международные рынки.

    Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

    Шесть инновационных зон располагается на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда), Дубны и Фрязино (Московская область).[12][13][14]

    Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

    • Нано- и биотехнологии
    • Медицинские технологии
    • Электроника и средства связи
    • Информационные технологии
    • Точное и аналитическое приборостроение;
    • Ядерная физика;
    • СВЧ-технологии.

    Туристические ОЭЗ

    Основная статья: Туристско-рекреационная зона

    Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

    Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

    Портовые ОЭЗ

    Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

    Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

    Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

    2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

    Условия создания

    В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

    • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ: Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые.
  • Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
  • На территории ОЭЗ не допускается
    :
      Добыча и переработка полезных ископаемых;
  • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.
  • Влияние на занятость населения России

    Значительной роли в обеспечении занятости населения особые экономические зоны в России не играют. В 2020 году оказалось, что за 11 лет существования особых экономических зон в них было создано только 21,1 тыс. рабочих мест[15].

    Экономическая эффективность

    В 2020 году оказалось, что особые экономические зоны малоэффективны. Начальник контрольно-счетного управления К. А. Чуйченко сообщил, что с 2006 года по январь 2020 года на создание 33 особых экономических зон направлено 122 млрд рублей из федерального бюджета, а поступления из зон в виде таможенных и налоговых платежей составили 40 млрд рублей[11]. В них были созданы 18 тыс. рабочих мест (вместо 25 тыс. запланированных)[11]. На 1 января 2020 года по данным Счетной палаты ОЭЗ не успели освоить 84,4 тыс. га из 214 тыс. га отведенных им земель[11]. Впрочем, невысокая эффективность ОЭЗ возможно носит временный характер и связана с невыполнением региональными властями своих обязательств по их финансированию. Регионы недофинансировали ОЭЗ на сумму в 45,7 млрд рублей[11].

    Счетная палата Российской Федерации в апреле 2020 года признала относительно эффективной деятельность только тех особых экономических зон, которые расположены в Татарстане («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге[15]. Деятельность остальных особых экономических зон была признана Счетной палатой либо неэффективной, либо вовсе не ведущейся[15].

    Наиболее заметные проекты с иностранным участием

    Один из наиболее крупных проектов, которые уже функционируют в СПВ, – это фабрика по огранке алмазов индийской компании KGK Group. Компания воспользовалась сразу несколькими преимуществами России для организации производства. Во-первых, РФ обладает крупнейшими запасами алмазов в мире: 650 млн каратов по состоянию на 2020 год. KGK Group закупает алмазы у российской , поставки сырья будут достигать до 9 тыс. каратов сырья ежемесячно. Кроме того, компания воспользуется логистическим преимуществом СПВ и близостью его портов к рынку Китая, на который приходится 8 % мирового потребления ювелирных украшений с бриллиантами. Инвестиции KGK Group в СПВ составили около 500 млрд рублей, а само предприятие обещает обеспечить до 500 рабочих мест к 2020 году.

    Еще один заметный иностранный проект на Дальнем Востоке – , дочернее предприятие австралийской Tigers Realm Coal, которое является якорным резидентом ТОРа «Беринговский» и добывает коксующийся уголь на Фандюшкинском месторождении в Чукотском автономной округе. В 2020 году компания добыла 500 тыс. тонн угля, в 2019-м планирует выйти на отметку в 750 тыс. тонн. За собственные средства австралийская компания построила 40-километровую дорогу к ближайшему порту Беринговский и своими силами создала в акватории временный пункт пропуска на экспорт. Основные покупатели угля австралийской компании – Китай, Япония и Южная Корея, которые расположены в непосредственной близости от местонахождения компании.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Бизнес-гид