Понятие
Для оценки квалификации подчиненного предусмотрено создание специализированных центров. Именно они смогут подтверждать и выявлять несоответствие уровня его подготовки заявленным требованиям.
Что же понимается под независимой оценкой? Итак, независимая оценка профессиональных квалификаций – это особая процедура, в ходе которой навыки специалиста (соискателя) сравнивают с имеющимся стандартом, который урегулирован законодательно. Требования к работнику предъявляют согласно профессии, в которой он хочет подтвердить свою компетентность. Проводится такая оценка не работодателем и не внутри самого учреждения. Этим занимается специализированный центр оценки профессиональной квалификации.
https://youtu.be/TtFC9vuCHxg
Нововведения закона
Порядок независимой оценки квалификации сотрудников и претендентов на вакансию прописан в Федеральном законе от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Саму оценку проводят специальные организации, у которых есть на то разрешение – центры оценки квалификаций (ЦОКи). Делают они это в форме экзамена по правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 № 1204.
Федеральный закон от 3 июля 2020 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что закон не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.
Названный закон разъясняет:
- как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
- на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
- кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.
Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.
Законодательство о независимой оценке квалификации работников
С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»:
- устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности,
- а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации;
- настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
На основании этого Федерального закона № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» были приняты еще два Федеральных закона:
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О независимой оценке квалификаций» и
- Федеральный закон от 3 июля 2020 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».
Принципы независимой оценки квалификации работников:
- добровольность и доступность процедур оценки квалификации, независимых от соискателя, конкретного работодателя этого соискателя, образовательной организации – при ведущей роли Советов по профессиональным квалификациям в организации и контроле качества;
- компетентность оценки квалификации, обеспечиваемая привлечением независимых квалифицированных экспертов, использованием единых требований, унифицированных процедур;
- открытость и достоверность информации о процедурах и результатах оценки квалификации;
- защита прав соискателей, обеспечение конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении оценки квалификации, исключение конфликта интересов и принятие пристрастных решений при оценке квалификации и по ее результатам.
Задача независимой оценки квалификации работников:
- установление соответствия опыта, знаний, умений и навыков работника требуемому уровню квалификации,
- иными словами, объективная, признаваемая профессиональным сообществом, оценка квалификации специалиста,
- обеспечение гарантии ее соответствия актуальным требованиям рынка труда.
Процесс независимой оценки квалификации проходит через профессиональный экзамен.
Независимая оценка квалификации и аттестация работника
Независимая оценка квалификации и аттестация работника — это два разных процесса:
Особенность процесса | Независимая оценка квалификации работника | Аттестация работника |
Ключевой принцип | — носит добровольный характер; — проводится по письменному заявлению работника | — носит обязательный характер; — не требует письменного заявления работника |
Область применения | — нет ограничений, в том числе по отношению к незанятым лицам; — занятым лицам, не состоящим в трудовых отношениях; — обучающимся; — иностранным гражданам и лицам без гражданства | — только в рамках трудовых отношений |
Содержательная основа или требования к квалификации | — профессиональные стандарты; — иные квалификационные требования, утверждаемые в установленном законодательством порядке | — требования конкретного работодателя |
Значимость результатов | — результаты не являются основанием для увольнения работника или внесения изменений в трудовой договор без согласия работника; — отсутствие ограничений -возможность использования результатов оценки при переходе работника к другому работодателю, т.к. обеспечивается единый методический подход к оценке кадрового ресурса в соответствии с потребностями сферы труда | — результаты являются основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ); — имеются существенные ограничения использования результатов аттестации при переходе работника к другому работодателю |
Независимая оценка квалификации работника является добровольной:
- как для работников, так и для работодателей и
- не влечет за собой никаких негативных последствий;
Итоги независимой оценки квалификации работника:
- не дают право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации,
- или внести изменения в действующий трудовой договор без согласия работника.
Кто и какие преимущества имеет от независимой оценки квалификации работников
Преимущества от независимой оценки квалификации для соискателей (работники или лица, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности):
- возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения;
- продвижение в профессии;
- повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ, конкурсам, участию в контрактах;
- расширение возможности трудоустройства;
- сокращение сроков профессиональной подготовки и обучения;
- работник, не имеющий профессионального образования, но имеющий опыт работы, успешно пройдя независимую оценку квалификации, повышает свою конкурентоспособность на рынке труда.
Преимущества от независимой оценки квалификации работников для работодателей:
- возможность расширения участия в международных и российских торгах;
- возможность подтверждения репутации компании наличием квалифицированного персонала;
- повышение уровня квалификации участников рынка труда за счет более честного контроля квалификации работников;
- выгоды от экономии на подборе персонала;
- повышение эффективности процедур управления персоналом, трудовых отношений с работником.
Преимущества от независимой оценки квалификации работников для образовательных организаций:
- подтверждение качества подготовки по своим образовательным программам;
- рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов;
- высокая репутация образовательной организации перед учредителями и контрольными органами;
- обеспечение профессионально-общественной аккредитации своих образовательных программ.
Преимущества от независимой оценки квалификации работников для органов власти:
- обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров;
- формирование программ развития отраслей в регионе с опорой на реальные данные квалификации работников, о качестве трудовых ресурсов;
- аргументированность проведения закупок;
- повышение инвестиционной привлекательности региона и страны в целом;
- база для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда.
Оплата расходов, связанных с прохождением независимой оценки квалификации работников
Услуги центра оценки квалификации должен оплачивать тот, кто обратился за их получением.
Есть два варианта оплаты расходы, связанных с прохождением независимой оценки квалификации работников:
- первый вариант — за счет средств соискателя (работника), иных физических и (или) юридических лиц, если оценка квалификации проводится по инициативе самого соискателя (работника),
- второй вариант — за счет средств работодателя, если оценка квалификации работника проводится по направлению работодателя.
Стоимость прохождения независимой оценки квалификации работников:
- не регламентирована нормативными правовыми актами и
- определяется, как правило, Центрами оценки квалификации (ЦОК), о которых речь пойдет дальше.
При этом на основании разъяснения Минтруда России от 21.04.2017 г. информация о стоимости должна быть размещена на сайте Центра оценки квалификации (ЦОК).
Информация Минтруда России от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
Гарантии и права работников при направлении на независимую оценку квалификации
В соответствии со статьей 187 «Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации» Трудового кодекса РФ
при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы:
- за ним сохраняется место работы (должность);
- за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы;
- ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Рекомендации по возмещению расходов, связанных с прохождением независимой оценки квалификации
На основании Федерального закона от 03.07.2016 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи принятием ФЗ «О независимой оценке квалификаций»:
- соискатели освобождаются от налогообложения суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации;
- соискатели имеют право на получение социальных налоговых вычетов в связи с независимой оценкой квалификации;
- направление работников на прохождение независимой оценки квалификации отнесено к прочим расходам работодателей, связанным с производством и реализацией.
Статьи 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)», 219 «Социальные налоговые вычеты» и 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» Налогового кодекса РФ
С 2020 года в декларации по форме 3-НДФЛ появилось отдельное поле для заявления нового социального вычета:
- за оплату независимой оценки квалификации.
Плата за независимую оценку квалификации работника не будет облагаться НДФЛ:
- работники, которые самостоятельно оплатят независимую оценку своей квалификации, смогут получить социальный налоговый вычет по НДФЛ;
подп. 6 п. 1 статьи 219 «Социальные налоговые вычеты» Налогового кодекса РФ
- размер налогового вычета равен сумме фактических расходов на прохождение оценки квалификации;
- величина этого налогового вычета и налоговых вычетов, предусмотренных подп. 2-5 п. 1 статьи 219 «Социальные налоговые вычеты» Налогового кодекса РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и на дорогостоящее лечение), в совокупности не должна превышать 120 тыс. рублей в год.
Суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы по налогу на прибыль.
подп. 23 п. 1 статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» Налогового кодекса РФ
Как пройти независимую оценку квалификации работников
Для того, чтобы пройти независимую оценку квалификации необходимо:
- решить, какую именно квалификацию требуется подтверждать;
- выяснить, существует ли соответствующий профессиональный стандарт. Реестр профессиональных стандартов расположен на сайте Минтруда России. Если эта профессия есть в списке, перейти к следующему шагу;
- узнать, какая организация занималась разработкой профессионального стандарта;
- если Вы нашли нужный Центр оценки квалификации (ЦОК) на сайте nok-nark.ru, то нужно узнать, аккредитован ли он соответствующим Советом по профессиональным квалификациям (СПК), и убедиться, что этот Центр оценки квалификации имеет право принимать экзамены именно по вашей специальности;
- подготовить пакет документов, необходимый для прохождения оценки квалификации и утвержденный Приказом Минтруда России от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления»;
- оплатить процедуру оценки квалификации (при этом не забывать о возможности впоследствии получить социальный налоговый вычет);
- сдать экзамен. В течение 30-ти дней после него Центр оценки квалификации выдаст свидетельство о квалификации (если экзамен сдан успешно) или рекомендации по дальнейшему совершенствованию навыков и справку о прохождении теста. При несогласии с результатом, его можно оспорить в течение месяца со дня получения информации из Центра оценки квалификации. Выданное свидетельство должно соответствовать установленному образцу (приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 725н);
- убедиться, что данные о выданном свидетельстве внесены в специальный Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации на сайте nok-nark.ru.
Помните, что ваша квалификация подтверждена, но полученный сертификат имеет срок действия, поскольку профессиональные стандарты постоянно меняются и могут устареть ещё до их утверждения.
Как проводится независимая оценка квалификации работников
Независимая оценка квалификации работников проводится в форме:
- профессионального экзамена
- с использованием утвержденных комплектов оценочных средств (КОС).
Комплекс оценочных средств:
- это комплекс заданий и критериев оценки, которые разрабатывают Советы по профессиональным квалификациям,
- а Центры оценки квалификации используют при проведении профессионального экзамена.
Каким требованиям должен соответствовать Центр оценки квалификаций работников:
- наличие организационной структуры, обеспечивающей проведение профессионального экзамена;
- наличие материально-технических и кадровых ресурсов, необходимых для проведения профессиональных экзаменов в соответствии с заявленным организацией и утвержденным Советом по профессиональным квалификациям перечнем профессиональных квалификаций и соответствующими оценочными средствами по месту осуществления деятельности по независимой оценке квалификации на праве собственности, а также (при необходимости) привлеченных на ином законном основании;
- перечень наименований профессиональных квалификаций, заявленных организацией для получения полномочий по проведению независимой оценки квалификации, должен включать все профессиональные квалификации, относящиеся к соответствующему профессиональному стандарту;
- наличие сайта с размещением на нем полной информации о деятельности Центра оценки квалификации, в т.ч. стоимость проведения независимой оценки квалификации.
Центр оценки квалификации (ЦОК) имеет право:
- создать экзаменационный центр (в случае осуществления Центром оценки квалификации деятельности по независимой оценке квалификации вне места нахождения ЦОК).
Экзаменационный центр (ЭЦ) — организация, на базе которой планируется проводить независимую оценку квалификации (вне места нахождения Центра оценки квалификации).
Документы, выдаваемые по итогам независимой оценки квалификации работников
По итогам прохождения независимой оценки квалификации:
- работнику выдается Свидетельство о квалификации;
- сведения о выданных Свидетельствах о квалификации вносятся и хранятся Национальным агентством развития квалификаций в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации на сайте nok-nark.ru;
- свидетельство о квалификации не заменяет диплом о высшем или среднем профессиональном образовании. Отсутствие Свидетельства о квалификации не может служить основанием для отказа от приема соискателя на работу;
- в случае неудовлетворительной оценки соискателю выдается Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя;
- если соискатель или работодатель не согласен с решением, принятым Центром оценки квалификации по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена вправе подать письменную жалобу в Апелляционную комиссию соответствующего Совета по профессиональным квалификациям по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей Свидетельства о квалификации.
Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.
ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ
Зачем нужна и по чьей инициативе проводится
Статья 195.3 ТК РФ говорит о том, что согласно имеющимся требованиям закона работодатели обязаны применять профессиональные стандарты. Речь идет и о небольших фирмах, предприятиях, частных коммерсантах, на чей бизнес трудятся специалисты, для которых оценка уровня квалификации является обязательной. Уровень их навыков и знаний должен соответствовать имеющимся стандартам, закрепленным в нормативно-правовых актах. Такое требование означает, что именно сами работодатели больше всего заинтересованы в проведении НОК. Также см. «Профстандарт бухгалтера: как и зачем его применять».
ПРИМЕР Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.
Таким образом, если организация занимается перевозками или транспортировкой с применением внедорожных автомобилей, то обязательно нужно проводить оценку профессиональной квалификации. Профессиональный стандарт станет здесь главным мерилом. В противном случае будут не выполнены требования законодательства. А значит, руководитель организации понесет за это административную ответственность. Также см. «Профессиональные стандарты для кадровиков в 2020 году».
Экзамены в центрах НОК
Для получения независимой оценки специалист должен пройти специальный экзамен. Для этого нужно посетить центр НОК, чтобы привести в соответствие со стандартами работу на своем предприятии. На сегодня работает порядка двух десятков таких организаций по всей России. Также см. «Профессиональные стандарты: инструкция по применению».
Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка разместил на своем официальном сайте список организаций, рекомендованных в качестве ЦОКов (ЦОК – центр оценки квалификации).
Добавим, что оценка квалификации работников может проводиться одним из следующих способов:
- непосредственно в самом центре;
- дистанционно.
Координирует весь процесс особый национальный совет при главе государства. В ведении этого органа находится система независимой оценки квалификации.
В 2020 году, как и раньше, экзамены будут проводить в центрах НОК. Все их процедурные вопросы – строго регламентированы.За работой всех центров следят надзорные органы. Если во время проверок выяснится, что имеют место какие-либо нарушения или подтасовка итогов, организация будет лишена права проводить независимую оценку квалификации персонала.
Федеральный закон от 3 июля 2020 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
Принят Государственной Думой 22 июня 2020 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2020 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;
2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;
3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;
5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);
6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;
7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации
Участниками системы независимой оценки квалификации являются:
1) национальный совет;
2) национальное агентство развития квалификаций;
3) советы по профессиональным квалификациям;
4) центры оценки квалификаций;
5) работодатели;
6) соискатели;
7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).
Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации
1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.
Статья 5. Национальный совет
1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.
2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.
3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.
4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.
Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций
Национальное агентство развития квалификаций:
1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;
2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;
3) организует формирование и ведение реестра;
4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;
5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям
1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.
2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.
4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:
1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;
5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;
6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;
проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;
9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.
5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Статья 8. Центр оценки квалификаций
1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.
2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.
3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:
1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;
2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;
3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;
4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;
5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.
5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.
6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти
1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;
2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;
3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;
4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;
5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;
утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;
9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.
Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации
1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:
1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;
2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;
5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.
3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.
4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.
Статья 11. Переходные положения
В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Информация об НОК в документах
Сотрудник или соискатель представляет в центр оценки квалификаций:
- письменное заявление с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профэкзамен, и согласие на обработку персональных данных. Образец заявления утвержден приказом Минтруда России от 2 декабря 2020 № 706н. Заявление он подает лично, через законного представителя или в электронном виде через Интернет;
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- иные документы, необходимые для экзамена в зависимости от квалификации и профстандарта. Об этом говорится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 № 1204.
Независимая оценка квалификаций
- Главная
- Департаменты НОСТРОЙ
- Департамент национального реестра специалистов и развития профессиональных квалификаций
- Совет по профессиональным квалификациям в строительстве
Федеральный закон от 03 июня 2020 г. № 238-ФЗ О независимой оценке квалификации
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации
Реестр организаций, наделенных полномочиями по независимой оценке квалификаций
Приказ Минтруда РФ от 19 декабря 2020 г. № 759н Об утверждении требований к центрам оценки квалификации и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по независимой оценке квалификации
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1204 Об утверждении правил проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена
График проверок центров оценки квалификации в области строительства (ЦОК) в 2020 году График проверок центров оценки квалификации в области строительства (ЦОК) на 2020 год График проверок центров оценки квалификации в области строительства (ЦОК) в 2020 году
При направлении заявления на получение статуса ЦОК необходимо ориентироваться на перечни квалификаций, утвержденные для Совета по профессиональным квалификациям в строительстве |
Методика определения стоимости работ по оценке квалификации
Порядок оценки (признания) квалификации эксперта центра оценки квалификаций в строительстве Порядок формирования наименований профессиональных квалификаций Форма заявки в НСПК на согласование наименований профессиональных квалификаций Алгоритм согласования перечней профессиональных квалификаций Порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации
Нормативно-правовые акты
Указ Президента Российской Федерации «О национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» от 16 апреля 2014 г. № 249 (в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 676) Распоряжение Правительства от 14.05.15 №881-р «План-график формирования сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций»
Приказ Минтруда России от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45043)
Приказ Минтруда России от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2016 № 44817)
Приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45071)
Приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2016 № 44970)
Приказ Минтруда России от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» (зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44812)
Приказ Минтруда России от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45042) Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45047)
Федеральный закон от 3 июля 2020 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»
Федеральный закон от 3 июля 2020 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»
Наверх
Новый налоговый вычет и льгота!
Закон о независимой оценке квалификации в 2020 году позволяет работодателям учитывать понесенные вследствие проведения НОК затраты. Фактически это позволит снизить размер облагаемой прибыли и, соответственно, налога.
Если же расходы по прохождению экзамена легли на самого работника, то он вправе претендовать на соответствующий новый социальный налоговый вычет. После того, как оценка профессиональной квалификации завершена, сотруднику достаточно обратиться в налоговую инспекцию, не забыв взять с собой подтверждающие расходы документы. Вот требование Налогового кодекса:
Особенности НОК
3.07.2016 г. Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон №238 «О независимой оценке квалификации», а официально действовать данный закон начал только зимой 2020 г. ФЗ РФ №238 – это базовый документ, который регламентирует порядок формирования систем оценивания квалификаций по профстандартам, которые были приняты всеобщим объединением работодателей. Эти системы оценки основываются на полном доверии работодателей и работников к качеству проводимого оценивания.
НОК является специальной процедурой, которая подтверждает соответствие знаний и навыков конкретных специалистов определённым профстандартам или профессиональным требованиям, которые были установлены согласно законам и нормативно-правовым актам РФ. Данную процедуру проводят специальные центры при полном соблюдении ФЗ №238.
По результатам успешного прохождения НОК работникам выдаются соответствующие свидетельства – документы гособразца, которые подтверждают сдачу профессиональных экзаменов по ФЗ №238. Всю важную информацию о выдаваемых «корочках» обязательно вносят в реестр.
Как проводится независимая оценка квалификации?
Основываясь на конкретных профстандартах, работники выбирают определённые квалификационные уровни для НОК. Затем они направляют в ЦОК установленный перечень бумаг, в зависимости от требований, предъявляемых конкретной организацией к выбранным уровням квалификации. После того как соискатели сдали необходимые документы, сотрудники ЦОК проводят профессиональные экзамены, которые включают в себя теоретическую и практическую часть. Последний этап – оформление и выдача соответствующего свидетельства, которое подтверждает удовлетворительные знания и навыки специалиста в конкретной сфере деятельности.
Создание и введение системы профстандартов призвано повысить качество профессиональных возможностей, улучшить профессионализм работников, обеспечить высокую конкурентоспособность и экономическую стабильность страны. Создание профстандартов осуществляется при непосредственном участии работодателей, благодаря чему они полностью соответствуют актуальным требованиям к профессиональной подготовке работников.
Процедура прохождения независимой оценки квалификационного уровня специалистов предусматривает ряд налоговых льгот. В соответствии с Федеральным законом №251 от 3.07.2016 г., некоторые льготы могут предоставляться работникам, которые проходят НОК, а также работодателям, которые направляют соискателей в соответствующие ЦОК.
Денежные средства, которые тратятся на независимую оценку, не поддаются налогообложению по НДФЛ (в соответствии с пунктом 21.1 статьи 217 Налогового кодекса России). Физическим лицам предоставляются вычеты по налогу НДФЛ, а размер этого вычета приравнивается к сумме, которая была уплачена на прохождение НОК за текущий календарный год. Все расходы, которые несут работодатели, учитываются при определении трат для исчисления налогов на доходы предприятия. Но эти расходы учитываются только при условии, если оценивание квалификационного уровня работника было проведено по договорам НОК, при этом трудовые отношения работодателя и сотрудника, который направляется в центр оценки, должны быть оформлены официально в соответствии с законодательством.
Кто оплачивает прохождение экзамена
«Инвестор» полной стоимости экзамена определяется исходя из того, кто именно был инициатором его прохождения. Напомним, возможны два варианта:
- работодатель направил сотрудника для прохождения экзамена;
- сам работник изъявил желание пройти аттестацию.
Сам инициатор и оплачивает прохождение оценки уровня квалификации. На практике это правило действует и сейчас, но в законную силу вступит только со следующего года (ст. 187 ТК РФ).
В следующем отчетном периоде работодатели смогут списать расходы по прохождению экзамена в центре НОК своими сотрудниками. Такая возможность появится у тех, кто работает на следующих системах налогообложения:
- ОСНО;
- УСН;
- ЕСХН.
Но и тут есть исключения. Если экзамен проходит лишь соискатель на должность, а не действующий сотрудник, расходы в этой части учесть не получится. Закон распространяется исключительно на тех, кто уже официально трудоустроен в организации.
Отрицательное решение по экзамену
Если официально трудоустроенный работник не прошел экзамен, то работодателю не стоит спешить его увольнять. В ТК РФ подобное основание для увольнения не предусмотрено. Потребуются более веские причины (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Если работник выполняет все свои обязанности, то несданный экзамен не будет достаточной причиной для увольнения.
Когда экзамен завалил соискатель на должность, то принять его на работу организация не имеет права. В противном случае будет нарушен закон, ведь наниматель должен следовать требованиям профессиональных стандартов. Что должен сделать руководитель? Отказать кандидату в приеме на работу.
При нарушении своих обязанностей работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ). Поэтому не стоит забывать, что система оценки квалификации наделяет участников не только правами, но и обременениями.
Пошаговые алгоритм прохождения независимой оценки квалификации в 2020 году
Далее приведем пошаговую инструкцию по направлению работников на независимую оценку квалификации в 2020 году.
Шаг | Что делать |
1 | Закрепите в локальных актах условия и порядок профэкзамена. Для этого в трудовом (коллективном) договоре или дополнительном соглашении к нему пропишите условия и порядок проведения независимой оценки квалификации. |
2 | Решите, кого отправить на независимую оценку. В общем случае на независимую оценку квалификации можно направить любого сотрудника или соискателя на вакансию. Работодатель вправе решить сам. Например, локальным актом можно утвердить перечень должностей, профессий или специальностей работников, которых будут направлять на независимую оценку квалификации. |
3 | Получите от сотрудника или соискателя согласие. Направить сотрудника или соискателя на экзамен по оценке квалификации можно только с его письменного согласия. Оформите такое согласие в произвольном виде. |
4 | Выберите ЦОК и направьте сотрудника на экзамен Для этого: заключите договор с организацией – центром оценки квалификаций. Также нужно заключить договор о независимой оценке квалификации с самим сотрудником. И издать приказ о направлении на профэкзамен. |
5 | Поясните работнику или соискателю, какие документы ему взять на экзамен. |
6 | Сделайте копию документа об экзамене. |
7 | Подайте жалобу, если итог экзамена не устраивает |
8 | Проверьте свидетельство по реестру. Сведения из свидетельства о квалификации Национальное агентство развития квалификаций внесет в реестр. |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Когда и кому надо проводить независимую оценку квалификации работников
С июля 2020 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?
Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.
Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.
Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).
Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.
Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.
Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.
Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.