Отстранение как мера процессуального принуждения
Временное отстранение от должности может быть особой мерой процессуального принуждения. Применяться она может к работникам разных организаций или даже государственным служащим. В этом случае процедура обладает следующими особенностями:
- применяется данная мера в уголовных и административных процессах;
- она является репрессивным методом принуждения;
- для ее использования нужно не только решение, принимаемое следователем или оперативником, но и решение суда;
- отстранение от должности генералов или губернаторов может осуществляться на основании решения, принимаемого Президентом;
- данный процесс заключается в том, что человек не может далее справляться со своими трудовыми обязанностями, поэтому теряет свой заработок;
- в качестве компенсации выступает специальное пособие, предлагаемое государством и равное прожиточному минимуму, установленному в конкретном регионе;
- данное пособие выплачивается каждый месяц до того момента, пока не будет снято ограничение.
Применяется такая мера только к людям, которые занимают высокие должности. Это обусловлено тем, что во время реализации своих трудовых обязанностей они имеют возможность злоупотреблять властью. Например, никогда не встречается отстранение от должности какого-либо кассира или просто рядового продавца. Поэтому данная принудительная мера применяется только к людям, наделенным определенной властью. Например, в истории встречаются случаи отстранения Президента от должности другими лицами или всем народом.
Заполнил по памяти
Решение о временном отстранении на срок расследования уголовного дела принял 12 марта Басманный суд по ходатайству Главного следственного управления СК РФ. С этого момента Арашуков вместо зарплаты сенатора должен получать только пособие в размере прожиточного минимума.
Впрочем, мандат за самым молодым членом Совета Федерации — 32 летним Рауфом Арашуковым пока формально сохраняется. По закону он может лишиться мандата только после обвинительного решения суда по его делу.
На прошлой неделе председатель комиссии Совфеда по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе сенаторов, вице-спикер Юрий Воробьев заявил, что верхняя палата в мае примет решение, лишать ли Арашукова полномочий из-за не сданной в срок декларации. Молодой сенатор оказался единственным, кто не успел подать декларацию в срок.
«По закону это очень строгая норма. Если член Совета Федерации или депутат Госдумы не сдал своевременно сведения о доходах — до 1 апреля, он лишается статуса. Но это решение может осуществляться только на пленарном заседании Совета Федерации. Наша комиссия должна подготовить это решение и доложить пленарному заседанию все обстоятельства дела», — заявил Воробьев.
По данным адвоката Рауфа Арашукова, он отправил декларацию в Совфед еще в конце марта
По его словам, сроки подготовки комиссией рекомендаций палате по этому вопросу зависят от того, как быстро рабочая группа получит объяснения Арашукова и проведет анализ ситуации и всех документов. Юрий Воробьев сообщил, что направил письмо Арашукову с просьбой разъяснить, почему тот не представил декларацию в срок.
В свою очередь адвокат Анна Ставицкая сообщила информагентствам, что Арашуков заранее обратился в Совет Федерации с просьбой прислать ему справку 2-НДФЛ для заполнения декларации, но когда ему так и не пришел ответ, он отправил из СИЗО приблизительную информацию по памяти о своих доходах.
По словам Ставицкой, Арашуков отправил декларацию в установленный законом срок, но когда ее отправила администрация СИЗО «Лефортово» — неизвестно.
По данным следствия, отстраненный от должности сенатор может быть причастен к убийствам заместителя председателя общественного молодежного движения «Адыгэ-Хасэ» Карачаево-Черкесской Республики Аслана Жукова и советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова, а также избиению свидетеля убийства Жукова. Кроме того, следствие полагает, что Рауф Арашуков входил в преступное сообщество, организованное его отцом Раулем Арашуковым. Старшего Арашукова обвиняют в организации преступного сообщества и хищениях у «Газпрома» на сумму более чем в 30 млрд рублей. В настоящий момент кроме старшего и младшего Арашуковых по этому делу арестованы еще семь фигурантов. Это их родственники и друзья, руководившие газовыми компаниями.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Причины отстранения работников в трудовых отношениях
Основания отстранения от должности могут быть представлены в следующих видах:
- руководитель компании лишается своих полномочий в рамках реализации процедуры банкротства, когда назначается временный управляющий, занимающийся управлением организации;
- работник, который не может далее справляться со своими обязанностями по состоянию своего здоровья, первоначально отстраняется от должности, а после переводится на новое место труда;
- используется процедура в отношении работников, приходящих на рабочее место в состоянии опьянения, которое может быть алкогольным или наркотическим;
- не допускаются к работе специалисты, не обладающие нужными знаниями в области охраны труда;
- в некоторых ситуациях отстраняются от труда сотрудники, которые по разным причинам отказались от прохождения медосмотра или психологического осмотра;
- отстраняются от труда специалисты, которые теряют право на выполнение какого-либо специфического вида труда.
В некоторых ситуациях даже при отсутствии необходимости справляться со своими трудовыми обязанностями, за гражданином сохраняется его средний заработок, так как соответствующее решение принимается руководителем организации.
Если же отстранение от занимаемой должности осуществляется по вине непосредственного наемного специалиста, то он теряет не только право на труд, но и свой официальный заработок.
Отстранение от должности или работы
Отстранение от должности — этот термин подразумевает, что работник прекращает выполнять свои обязанности по требованию нанимателя. Такая мера является временным решением, за которым следует либо продолжение трудовых отношений, либо увольнение работника.
Основанием для такого решения нанимателя могут стать действия работника (совершенные или предполагаемые), обстоятельства непреодолимой силы или отсутствие необходимых знаний, навыков и документов.
В большинстве случаев, отстранение от должности не должно превышать двухмесячного срока и закончиться по устранению причины для недопуска работника к выполнению обязанностей. Наниматель на свое усмотрение может продлить этот период еще на месяц. По окончании этого периода, если причина не устранена, то необходимо решить вопрос о продолжении трудовых отношений или увольнении.
В ТК РФ отсутствует, как таковой, перечень оснований для отстранения сотрудников от должности.
Этот термин заменен в трудовом законодательстве причинами, по которым наниматель может отстранить персонал от работы (ст. 76):
- появление в состоянии опьянения;
- отсутствие инструктажа по ОТ и ТБ;
- несвоевременное прохождение медосмотра;
- наличие противопоказаний к выполнению работы из-за состояния здоровья;
- отсутствие необходимых разрешений, лицензий или специальных прав;
- необходимость выполнения требований контролирующих и иных ведомств, а также судебных решений.
Вместе с тем, другие законы трактуют эти причины для отстранения от работы, как обоснование для отстранения сотрудников от должности. Так, закон о госслужбе (№ 79-ФЗ) напрямую указывает, что опьянение, непройденный инструктаж по охране труда или требование какого-либо госоргана является основанием для отстранения госслужащего от должности.
Потребовать временного отстранения могут и сотрудники силовых ведомств (УПК РФ, ст. 114), в том случае, если у них есть обоснованные подозрения, что обвиняемый по уголовному делу, продолжая выполнять должностные обязанности, уничтожит доказательства или будет препятствовать расследованию. Этот временный запрет оформляется судебным постановлением, которое наниматель обязан выполнить.
Арбитражный суд может отстранить от должностей руководителей компаний-банкротов, если они не выполняют требование законодательства о банкротстве, препятствуют деятельности управляющего или их действия наносят ущерб имуществу фирмы либо интересам кредиторов.
Отсутствие специального права или окончание срока его действия становится причиной для отстранения от должности только в том случае, когда без этого документа выполнение служебных обязанностей невозможно.
Например, изъятие ГИБДД водительского удостоверения у менеджера по сбыту не отразится критически на его должностных обязанностях. Посещать контрагентов компании он может и на такси или служебном транспорте. А вот для водителя выполнение работы без разрешения на управление машиной становится невозможным.
Особенности процесса по ст. 114 УПК
Наиболее часто отстранение от должности осуществляется в рамках ведения какого-либо уголовного дела. В этом случае инициатором процесса выступают представители государственной власти. Основной целью процедуры является прекращение работы специалиста, который злоупотребляет своими полномочиями, нарушая требования законодательства.
Основные сведения о том, как происходит отстранение обвиняемого от должности, содержатся в ст. 114 УПК. Выполняться процесс может даже в рамках предварительного расследования какого-либо уголовного дела. Ходатайство может подаваться дознавателем или следователем. Для этого предварительно придется получить разрешение от руководителя организации, если не он является обвиняемым, а также нужно согласие прокурора.
Судья принимает решение относительно отстранения руководителя от должности в течение двух суток. Если данное решение является положительным, то соответствующее постановление направляется в компанию, где работает подозреваемый. Отменить этот документ может не только судья, но и даже следователь, если в определенный момент времени исчезает необходимость в этой мере.
Если требуется отстранение от должности какого-либо должностного лица субъекта России, то этот человек должен обвиняться действительно в серьезном преступлении. Предварительно Генеральному прокурору РФ придется направить специальное письмо президенту. Именно он выносит окончательное решение в течение двух суток.
Комментарий к статье 114 УПК РФ
1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.
2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).
3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:
а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;
б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями <1>;
——————————— <1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 15-О-О.
в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.
4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.
5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).
6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.
7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.
8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.
9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.
10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.
11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.
Как оформляется процедура?
Если процесс реализуется в рамках уголовного дела, то порядок временного отстранения от должности заключается в выполнении следующих действий:
- первоначально следователь убеждается в необходимости применения данной меры, что позволит пресечь дальнейшее нарушение со стороны какого-либо должностного лица;
- им составляется специальное ходатайство, передающееся в суд;
- в течение двух суток судья принимает решение;
- если оно является положительным, то формируется специальное постановление, на основании которого определенное должностное лицо временно отстраняется от реализации своих должностных обязанностей;
- данный документ направляется в организацию, где работает подозреваемый;
- документация вручается руководителю предприятия, который далее должен привести указание в исполнение;
- по указанию директора человек должен сразу оставить свое рабочее место, после чего отправляется домой.
В течение действия данной меры человек может получать пособие от государства, так как он не сможет рассчитывать на заработную плату от работодателя.
Как происходит временное отстранение (процедура)
Эта мера используется по отношению к должностным лицам. К ним относятся следующие категории граждан:
- осуществляющие функции представителя власти или организационно-представительские функции на время или по полномочию;
- выполняющие административные функции в госорганах или учреждениях;
- служащие в войсках РФ.
Постановление о временном отстранении от должности утверждается судом, после чего отправляется на место работы самого гражданина. Оно должно быть вручено его непосредственному руководителю, обязанному привести в исполнение это указание.
По его распоряжению гражданин обязан оставить немедленно свое рабочее место и отправиться домой. В период исполнения этой меры он имеет право на получение денежных средств от государства, так как не будет получать свою зарплату.
Условия
Необходимость использования подобной меры появляется, если есть основания предполагать, что должностное лицо:
- будет пытаться препятствовать расследованию дела, используя свое влияние на тех свидетелей, которые находятся у него в подчинении;
- попытается уничтожить документы или прочие доказательства, имеющие отношение к делу;
- каким-то иным способом использовать свое служебное положение для того, чтобы мешать следователю проводить свое расследование;
- будет противодействовать исполнению приговора военного суда.
Также у следствия должны иметься веские причины подозревать, что это лицо может быть виновно в совершении злодеяния.
В Приказе МВД № 630 порядок временного отстранения от должности описан для тех случаев, когда нужно отстранить от своих служебных обязанностей сотрудника правоохранительных органов. Для этого существуют уже несколько иные причины:
- если его заметили на работе в нетрезвом виде или под действием наркотического опьянения;
- в случаях, когда уже закончился период его допуска к гостайне;
- если он не прошел необходимую профессиональную переподготовку по применению физической силы или спецсредств.
Порядок (постановление)
Согласно ст. 114 УПК РФ, следователь или дознаватель должны ходатайствовать в суде об использовании подобной меры. Судья уже принимает решение исходя из тех оснований, которые были перечислены в прошении этих лиц. Также он обязан убедиться, что имеются причины подозревать гражданина в том, что он может быть преступником.
К самому ходатайству должны быть приложены следующие документы:
- документ, подтверждающий инициирование дела в уголовном порядке;
- бумаги, которые могут подтвердить получение лицом статуса подозреваемого;
- процессуальные бумаги, обосновывающие необходимость использования меры.
Особенности. Рассмотрение прошения может происходить как единолично самим судьей, так и в процессе судебного заседания. В нем может участвовать и само лицо, в отношении которого планируется применить эту меру. Однако это не его обязанность, а право.
Во время заседания судья обязан выслушать мнения всех участников процесса, после чего он уходит, для того чтобы принять окончательное решение.
В случае положительного решения он распоряжается об оформлении постановления. В нем должны быть указаны причины, по которым возникла необходимость применения подобной меры.
Такой документ составляется в 5 экземплярах:
- 1-й подшивается к материалам дела;
- 2-й — в судебно-контрольное производство;
- 3-й отправляется прокурору, контролирующему процесс расследования дела;
- 4-й посылается на место работы гражданина;
- 5-й вручается ему самому для ознакомления.
Условия применения
Порядок отстранения от должности по УК должен реализоваться при учете некоторых важных условий. К ним относится:
- применяется данная мера только при наличии веских оснований, например, если следователь уверен, что должностное лицо будет пользоваться разными способами, позволяющими препятствовать расследованию, или будет влиять на свидетелей, находящихся в подчинении;
- нередко целью применения отстранения выступает предотвращение ситуации, когда обвиняемый сможет уничтожить важные документы, являющиеся доказательством его вины;
- чтобы суд принял положительное решение, у дознавателя должны иметься подтверждения того, что конкретное должностное лицо действительно виновато в тех или иных противозаконных действиях;
- допускается выполнить процесс даже в отношении работников правоохранительных органов, но для этого нужно следовать требованиям, которые приводятся в Приказе МВД № 630.
Специалисты правоохранительных органов отстраняются от своей работы, если они приходят на службу в нетрезвом виде или если заканчивается срок, в течение которого они допускаются до сведений, являющихся государственной тайной.
Какие документы передаются судье?
Дознаватель должен подготовить множество документов, чтобы судья принял положительное решение по его ходатайству. С помощью такой документации он сможет доказать, что действительно имеется острая необходимость в реализации данной меры. К таким документам относится:
- непосредственное ходатайство, где следователь просит об отстранении какого-либо должностного лица, являющегося подозреваемым или обвиняемым в определенном серьезном преступлении;
- документ, который подтверждает, что в уголовном процессе было инициировано соответствующее дело;
- бумаги, доказывающие, что конкретное должностное лицо получило статус подозреваемого в преступлении;
- процессуальные документы, выступающие основанием для использования вышеуказанной меры.
Документация рассматриваться судьей, причем иногда это осуществляется в рамках проведения судебного заседания. К этому заседанию может привлекаться обвиняемый.
ПОЗИЦИЯ ИСТЦА
Ч. работала в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования на должности и. о. доцента, заведующего кафедрой бухгалтерского учета и финансов.
Приказами она была временно отстранена от работы по представлению следователя по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета. Данное представление было вынесено по расследуемому в отношении истицы уголовному делу.
Ч. не согласна с отстранением, поскольку в соответствии со ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) только суд может вынести и направить по месту работы постановление о временном отстранении от работы подозреваемого или обвиняемого работника.
Истице предъявлено обвинение в совершении преступления небольшой тяжести, что исключает в силу абзаца 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ ее отстранение от работы.
В связи с этим она считает приказы об отстранении от работы незаконными и необоснованными, а также полагает, что имеет право на денежную компенсацию за время вынужденного прогула. Ч. просила суд признать приказы об отстранении ее от работы незаконными, восстановить на работе, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.
Особенности составления постановления
Если судья принимает решение отстранить конкретного человека от должности, то им составляется постановление. В этом документе содержится информация о причине использования меры.
Формируется постановление в пяти экземплярах, так как один документ направляется обвиняемому, другой подшивается к материалам дела, а третий остается у судьи. Дополнительно одно постановление вручается прокурору, который контролирует процедуру расследования. Руководитель предприятия, где работает обвиняемый, должен получить последний экземпляр.
Какие права имеются у гражданина?
Если человек был временно отстранен от реализации своих трудовых обязанностей, у него все равно сохраняются определенные права. Они заключаются в следующем:
- обвиняемый имеет право на свободное передвижение и общение с родственниками, друзьями или коллегами;
- он получает ежемесячное пособие, равное МРОТ, так как в течение всего периода отстранения ему не будет выплачиваться официальная зарплата;
- из получаемого пособия не удерживается НДФЛ, а также по решению суда выплата может значительно увеличиваться, для чего учитывается средний заработок гражданина на месте работы;
- если отстраняется от должности работник правоохранительных органов, то он отдает свое табельное оружие и удостоверение.
Но при этом гражданин не может посещать место работы или получать доступ к официальной документации. Процедура отстранения не выступает аналогом увольнения, поэтому если гражданин не будет признан виновным по какому-либо делу, то он возвращается к реализации своих должностных обязанностей.
Если человек не может обеспечить материально свою семью с помощью получаемого пособия, то он имеет право заняться бизнесом или найти подработку.
ВРЕМЕННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ ОБВИНЯЕМОГО ОТ ДОЛЖНОСТИ
Ф. БАГАУТДИНОВ Ф. Багаутдинов, кандидат юридических наук. Законодатель в УПК РФ существенно изменил и дополнил статью об отстранении обвиняемого от должности. В отличие от УПК РСФСР, в ст. 114 УПК РФ подчеркнут временный характер этой меры принуждения. Она может быть применена только к обвиняемому и только после предъявления ему обвинения. При отстранении обвиняемого от должности ограничивается его право на выбор профессии и место работы. Тем самым ограничивается закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию. Однако важно подчеркнуть два момента: ограничение носит временный характер и применяется в целях обеспечения установленного в УПК РФ порядка уголовного судопроизводства. В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает соответствующее ходатайство перед судом по месту производства предварительного расследования. Судья рассматривает ходатайство в течение 48 часов с момента его поступления в суд — удовлетворяет его или отказывает в удовлетворении. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа. Временное отстранение обвиняемого от должности отменяется на основании постановления следователя, дознавателя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. Иной порядок отстранения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В случае привлечения его к уголовной ответственности и предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом. Временно отстраненный от должности обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, и это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу. Из анализа положений ст. 114 УПК РФ возникает ряд вопросов. Во-первых, в каких случаях и при наличии каких оснований следует применить отстранение обвиняемого от должности? В Законе речь идет об отстранении должностного лица. Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК — должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, отстранение от должности применимо лишь к ограниченной категории обвиняемых — должностных лиц и только за совершение должностных преступлений. Руководители АО, ООО, банков, других коммерческих, акционерных и иных предприятий под это понятие не подпадают, и к ним, соответственно, нельзя применить эту меру процессуального принуждения. Думается, такая позиция законодателя не совсем обоснованна. Например, руководителю крупного акционерного общества предъявлено обвинение в присвоении имущества предприятия. Как можно успешно расследовать уголовное дело, если он продолжает руководить этим предприятием и оказывает давление на свидетелей — своих подчиненных? Кроме этого, в Законе следовало хотя бы в общей форме раскрыть специальные основания для применения к обвиняемому меры принуждения в виде отстранения от должности. К ним, вероятно, можно отнести, например, следующие: преступление, за которое привлекается должностное лицо, совершено по месту его работы либо связано с деятельностью предприятия или организации, где он работает; в уголовном деле в качестве обвиняемых, подозреваемых либо свидетелей участвуют подчиненные ему по работе лица; должностное лицо, используя свое служебное положение, препятствует расследованию: оказывает воздействие на свидетелей и потерпевших, состоящих в его подчинении; скрывает или уничтожает необходимые для следствия документы. Возникает и другой вопрос: возможно ли и необходимо ли одновременное избрание в отношении обвиняемого, временно отстраненного от должности, меры пресечения? Закон этого не запрещает. Исходя из обстоятельств дела, следователь, дознаватель, прокурор могут одновременно избрать в отношении обвиняемого должностного лица: меру пресечения — залог и меру процессуального принуждения — временное отстранение от должности; соответственно подписку о невыезде и временное отстранение от должности; соответственно, домашний арест и временное отстранение от должности (в последнем случае исходим из того, что можно руководить государственным предприятием, и находясь под домашним арестом). Необходимо ли выносить постановление о временном отстранении обвиняемого от должности в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу? На первый взгляд, в условиях изоляции от общества человек теряет возможность использовать свое служебное положение. В комментарии УПК РФ под редакцией В. Лебедева и В. Божьева (М.: Спарк, 2002) указано, что отстранение от должности применяется только в отношении обвиняемого, который находится на свободе. Однако жизнь показывает, что сегодня это уже не так и вряд ли можно согласиться с подобной точкой зрения. Можно привести немало примеров, когда руководители, должностные лица, находясь за решеткой, формально продолжают оставаться на своих должностях и, более того, активно используют их, препятствуя расследованию. Поэтому принятие решения о временном отстранении обвиняемого от должности возможно и даже необходимо и при заключении его под стражу. Тем более, такое решение будет основанием для назначения другого лица исполняющим обязанности по должности временно отстраненного обвиняемого. В Законе не указано, на какой период возможно отстранение обвиняемого от должности. Очевидно, что речь идет о периоде следствия и суда, до вынесения приговора. По крайней мере, на практике вопрос решается именно так. Поэтому в Законе следовало бы сделать оговорку о том, что следователь, дознаватель в постановлении о временном отстранении от должности указывает: обвиняемый отстраняется от должности на период расследования. После передачи дела в суд, при назначении дела к слушанию судья, среди прочих вопросов, должен обсудить и принять решение о сохранении (либо отмене) на период судебного рассмотрения действия этой меры процессуального принуждения. Далее, почти все составы преступлений из гл. 30 УК (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) предусматривают в качестве основной или дополнительной меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого на прежней должности или на других должностях окончательно разрешается в приговоре суда. С другой стороны, иногда после возбуждения уголовного дела, отстранения от должности обвиняемый увольняется с работы по собственному желанию. Тогда теряет смысл дальнейшее действие постановления о его отстранении. Компенсируется ли обвиняемому, временно отстраненному от должности, разница между ежемесячным государственным пособием и его заработной платой по месту работы, если размер зарплаты превышал размер пособия? Очевидно, что если отстранение от должности было произведено в соответствии с законом, уголовное дело в отношении отстраненного от должности лица направлено в суд и он осужден, приговор вступил в законную силу, то нет оснований ставить вопрос о компенсации. Но в других случаях, например в случае прекращения уголовного дела в отношении данного лица за отсутствием состава или события преступления, по другим реабилитирующим основаниям, у такого лица возникает право на реабилитацию и соответственно на возмещение причиненного ему вреда, в том числе и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 133 УПК РФ, которая устанавливает, что право на возмещение вреда в порядке реабилитации имеет любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу. Такие иски могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства. ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) Законность, N 4, 2003
РАБОТОДАТЕЛИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
Комментарии к законам »
Когда отменяется?
Отменяется отстранение от должности, если снимаются подозрения с конкретного должностного лица. После этого он восстанавливается в своей должности, поэтому может работать в организации, получая прежний размер зарплаты.
Дополнительно необходимость в этой мере отсутствует, если выносится обвинительный приговор в отношении данного гражданина. После этого выбирается наказание в зависимости от совершенного нарушения или преступления. Гражданин будет уволен с прежнего места работы, причем у него отсутствует возможность занять эту должность в будущем.