Расчет и оказание платных услуг бюджетным учреждением


При каких условиях казенные учреждения могут оказывать платные услуги?

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

Согласно действующему законодательству казенные учреждения могут оказывать платные услуги при следующих условиях. Такая деятельность закреплена в уставах учреждений, ее осуществление соответствует целям создания этих организаций и отраженным в их уставах.

Формируется перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями. В него могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными российским законодательством полномочиями органов госвласти, а также местного самоуправления.

Платные услуги включаются в названный перечень, только если федеральным законом определено, что они могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. Кроме того, отмечается, что формирование последнего для государственных (муниципальных) казенных учреждений не обязательно.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77,

8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)

Редакция (доб. 3145),

Отдел рекламы (доб. 3161), Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 22 апреля 2020 года N 11

ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА»

____________________________________________________________________ Утратил силу на основании приказа Управления гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности НАО от 19.03.2018 N 8, вступившего в силу со дня официального опубликования. ____________________________________________________________________

1. Утвердить Положение о порядке оказания платных услуг казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Поисково-спасательная служба» согласно Приложению 1.

2. Утвердить Положение о порядке формирования и установления цен на платные услуги, оказываемые казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Поисково-спасательная служба», согласно Приложению 2.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Комитета гражданской обороны Ненецкого автономного округа С.Е.БОЕНКО

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно вне рамок задания.

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях кроме выполнения государственного (муниципального) задания АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Разберемся в этой формулировке.

Словосочетание «кроме государственного (муниципального) задания» в законодательстве не уточняется. Здесь можно считать, что речь идет об услугах или работах, которые либо не входят в задание, либо входят, но их объем превышает установленные показатели. Например, если учреждение получает задание от учредителя на оказание той или иной услуги определенному числу потребителей, гражданам, выходящим за это число, АУ может предлагать ее уже на платной основе. Это относится и к услугам, которые в соответствии с законодательством должны оказываться бесплатно. Ведь обеспечение бесплатности тех или иных услуг – обязанность не самих учреждений, а органов государственной власти и местного самоуправления, то есть учредителей автономных учреждений, устанавливающих для них государственные и муниципальные задания. В частности, организация бесплатного и общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа[2].

Любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям – соответствовать тому или иному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений.

Следующий момент – услуги (работы) должны относиться к основной деятельности автономного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ ею признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано. В свою очередь, целями создания АУ являются выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Иными словами, оказываемые платные услуги (выполняемые работы) должны соответствовать полномочиям учредителя автономного учреждения – Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Эти полномочия определены в отраслевых законах (например, Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), а также в законах № 131-ФЗ и 184-ФЗ[3].

Полномочия учредителя автономного учреждения могут распространяться на разные сферы. Однако границы деятельности АУ (в отличие от бюджетного или казенного учреждения) строго очерчены. Автономное учреждение может функционировать в сферах, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ (см. выше). При этом к иным сферам относятся государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий (п. 4 ст. 49 ГрК РФ), классификация и освидетельствование морских и речных судов[4], деятельность многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг[5], государственных региональных центров метрологии[6].

Таким образом, любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям: соответствие тому или иному установленному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений. Рассмотрим для наглядности конкретную ситуацию.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей (допустим, станция юных техников) собирается оказывать населению услуги по ремонту велосипедов, скутеров и другой подобной техники. Данная услуга не является образовательной, а потому не может быть отнесена к основным видам деятельности учреждения (если считать, что оно создано в целях реализации полномочия органа местного самоуправления по организации предоставления дополнительного образования детям[7]). В этом случае «ремонт техники» просто не может присутствовать в уставе в качестве основного вида деятельности учреждения, поскольку не соотносится с целями его создания. А значит, оказание этим АУ населению названной услуги на платной основе неправомерно.

То же самое можно сказать о ситуации, когда станция юных техников решит оказывать платные услуги дополнительного образования взрослым – эти услуги нельзя соотнести с целью создания рассматриваемого учреждения, заключающейся в организации предоставления дополнительного образования именно детям. Отметим, что в отношении взрослых дополнительное образование считается профессиональным и относится не к вопросам местного значения, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ[8].

Содержание устава АУ само по себе не может быть исключительным правовым основанием для осуществления той или иной платной деятельности. Содержание это должно соответствовать требованиям законодательства.

Чтобы в приведенной ситуации учреждение могло обоснованно (с правовой точки зрения) предоставлять не только услуги дополнительного образования и не только детям, следует соотнести услугу с каким-либо иным вопросом местного значения, то есть с другим полномочием учредителя. В частности, услугу по ремонту велосипедов и прочего спортивного инвентаря можно «привязать» к таким вопросам местного значения муниципального района или городского округа, как «создание условий для организации досуга»[9] и «обеспечение условий для развития физической культуры»[10]. Однако для этого необходимо, чтобы данная связь была четко отражена в перечне видов деятельности в уставе учреждения. Например, можно применить следующую формулировку: «оказание услуг населению по ремонту спортивного инвентаря в целях создания условий для организации досуга и обеспечения условий для занятия физической культурой».

Иногда право автономного учреждения оказывать платные услуги или выполнять платные работы без «привязки» к полномочиям учредителя на практике обосновывают иначе: это допустимо в случае, когда названные услуги или работы относятся к неким иным видам деятельности учреждения, то есть выходят за рамки его основной деятельности. Да, в ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ говорится, что АУ вправе осуществлять иные виды деятельности. Но, во-первых, согласно приведенной норме такая деятельность опять же должна служить достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствовать этим целям. Во-вторых, право оказывать платные услуги и выполнять платные работы предоставлено автономному учреждению именно в отношении его основной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). То есть указанное убеждение не имеет под собой правовых оснований.

Кроме того, в силу федерального законодательства об автономных учреждениях в уставе АУ должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых создано (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 174-ФЗ). Следовательно, формулировки типа «а также иные виды деятельности, не запрещенные законом» здесь недопустимы. Поэтому при создании устава учреждения, а также при внесении в него изменений очень важно тщательно проанализировать, какими видами деятельности АУ не только занимается в настоящий момент, но и, возможно, станет заниматься в будущем. Иначе с каждым появлением дополнительного вида деятельности придется менять устав.

Вместе с тем нужно помнить: само по себе содержание устава учреждения не может быть исключительным правовым основанием для той или иной платной деятельности. Нельзя записать в устав что угодно и, прикрываясь учредительным документом, рассчитывать на то, что контрольные органы тоже отнесутся к нему как к истине в последней инстанции. Содержание устава должно соответствовать требованиям законодательства, о которых шла речь раньше, а если это не так, деятельность учреждения неправомерна.

Приложение 1

к Положению о порядке оказания платных услуг казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Поисково-спасательная служба»

от ______________ N _____ от ______________ N _____

Председатель Комитета гражданской Начальник казенного учреждения

обороны Ненецкого автономного округа Ненецкого автономного округа

(подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи)

«____» ________________ 20___г. «_____» ______________ 20___г.

Статьи по теме

Одним из источником дополнительных доходов может быть платная деятельность. Она помогает развивать материально техническую базу и выплачивать сотрудникам дополнительный доход. Читайте, как организовать приносящую доход деятельность в учреждении.

Отчетность и сроки уплаты налога в бюджет

В обязанность учреждений казенного типа входят формирование и представление деклараций по налогу на прибыль в ИФНС вне зависимости от факта получения доходов. В НК РФ установлены условия и предельные сроки представления данных. При ведении учета казенных учреждений:

  • Отчетность подается по итогам налогового и промежуточного (квартального) периода.
  • Срок подачи деклараций по итогам года установлен до 28 марта года, следующего за отчетным.
  • В течение года декларации представляются в течение 28 дней по итогам промежуточных периодов.

Исключение составляют учреждения, обеспечивающие театральную, музейную, концертную деятельность. Данные учреждения представляют только годовую отчетность. Оплата сумм налога производится в УФК по месту учета организации. Ставка налога составляет 20% от исчисленной учреждением базы – разницы доходов и расходов. Общая сумма подлежит распределению по федеральным и региональным бюджетам.

Платные услуги в государственных учреждениях

Платной деятельностью могут заниматься все государственные учреждения. Об этом — п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ. При этом они должны выполнить ряд условий:

  1. Казенное учреждение должно получить разрешение учредителя. Средства, которые они выручат, они должны в полном объеме направить в доход бюджета (п. 4 ст. 298 ГК, п. 3 ст. 161 БК).Если учредитель разрешения не дал, оно не имеет права оказывать получать доход.
  2. Бюджетники и автономщики не спрашивают разрешения у учредителя на ведение приносящей доход деятельности. Это право определяют по учредительным документам. При этомпланируемые доходы и расходы учреждения должны включаться в план ФХД.
  • нельзя оказывать платные услуги вместо бесплатных, финансируемых из бюджета;
  • нужно использовать собственные доходы только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано.

Читать дальше: Договор аренды авто между юридическими лицами образец

3 способа, как загрузить персонал работой по платным услугам в статье журнала Платные услуги учреждения.

УЧЕТ ВЫРУЧКИ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н[2], п. 92 Инструкции № 174н[3]).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Содержание операции Дебет Кредит Основание
Начислены доходы от оказания платных услуг 2 205 31 560 2 401 10 130 Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор
Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения 2 201 11 510 2 205 31 660 Выписка из лицевого счета
Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения 2 201 34 510 2 205 31 660 Приходный кассовый ордер
Сдана выручка на лицевой счет учреждения 2 210 03 560

2 201 11 610

2 201 34 610

2 210 03 660

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения
Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой 2 201 23 510 2 205 31 660 Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста
Поступила выручка на лицевой счет 2 201 11 510 2 201 23 610 Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2020 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг 2 205 31 560 2 401 10 130 146 000
Поступила выручка в кассу учреждения 2 201 34 510

17

2 205 31 660 146 000
Отражена передача денежных средств инкассатору

(146 000 руб. — (146 000 руб. x 2,5 %))

2 201 23 510

17

2 201 34 610

18

146 000
Внесены денежные средства на счет 40116 2 210 03 560

17

2 201 23 610

18

142 350
Поступила выручка на лицевой счет учреждения 2 201 11 510

17

2 210 03 660

18

142 350
Оплачены услуги банка 2 302 26 830 2 201 23 610

18

3 650
Отражены расходы на оплату услуг банка 2 109 80 226 2 302 26 730 3 650

Пример 2.

Бюджетное учреждение в августе 2020 года заключило договор на оказание платных образовательных услуг по обучению физического лица. Стоимость обучения составляет 120 000 руб. за год. В соответствии с условиями договора плату за обучение лицо обязано внести не позднее одного месяца до начала учебного процесса (до 1 сентября). Учетной политикой предусмотрено, что по итогам каждого семестра доходы будущих периодов переводятся в доходы текущего периода пропорционально объему оказанных учреждением услуг.

Доходы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 157 Инструкции № 174н, п. 301 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислены доходы по договору на оказание платных услуг, поступившие перед началом учебного процесса, на основании договора, заключенного с физическим лицом 2 205 31 560 2 401 40 130 120 000
Внесена в кассу учреждения плата за обучение 2 201 34 510 2 205 31 660 120 000
По итогам семестра (сентябрь – февраль) зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов

(120 000 руб. / 10 мес. х 6 мес.)

2 401 40 130 2 401 10 130 72 000

Пример 3.

У бюджетного образовательного учреждения имеется на балансе общежитие на 100 мест. В нем проживают 95 студентов. Плата за общежитие составляет 1 500 руб. Оплата производится студентами по квитанциям через банк, в котором осуществляется кассовое обслуживание лицевого счета учреждения по расчету с наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Как следует из п. 3 данной статьи, с каждым лицом, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством. За наем жилого помещения и пользование коммунальными услугами вносится плата.

Размер платы за общежитие определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена плата за общежитие

(1500 руб. x 95 чел.)

2 205 30 560 2 401 10 130 142 500
Внесена плата за общежитие на счет учреждения 2 201 11 510

17

2 205 30 660 142 500

Кто устанавливает стоимость услуг

Какую стоимость установить, зависит от учредителя. Учреждения культуры могут устанавливать цены самостоятельно. Об этом говоритсяв статье 52 Закона от 09.10.1992 № 3612-1.

Для медицинских учреждений порядок расчета цены устанавливаюторганы, которые осуществляют функции и полномочия их учредителя. Автономные учреждения могут устанавливать цены самостоятельно (п. 8 Правил № 1006).

Руководитель может предоставлять льготы различным категориям клиентов при условии, что они не противоречат законодательству.

Реформирование бюджетной сферы

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Оказание платных медицинских услуги в учреждениях здравоохранения

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения должны быть указаны в лицензии на осуществлении медицинской деятельности. Кроме того, нужно соблюдать следующие условия:

  • услуга должна быть предоставлена на других условиях, в отличие о тех, что предусмотрены программой государственных гарантий;
  • если пациент обращается за медицинскими услугами анонимно;
  • если пациент иностранный гражданин или лицо без гражданства;
  • пациент должен обратиться самостоятельно.

Чтобы получить от пациента деньги, медучреждение заключает с ним договор. Заказчик должен дать письменное добровольное согласие. Иначе Исполнитель не вправе ее оказывать.

Доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями нужно направить на расходы в соответствии с планом ФХД. Как правило, главной статьей расходов являются выплаты на зарплаты и страховые взносы на основной персонал. Затем они направляют доходы на расходы, которые связаны с уставной деятельностью. Например, на функциональное развитие или лечебный процесс, приобретение предметов хозяйственного пользования, оплату коммунальных и другие нужды. При этом медорганизация может самостоятельно определять направления и очередность использования полученных средств.

Облагаемые налогом доходы

Доходы, не связанные с несением государственных функций, облагаются налогом в общем порядке. Если вид деятельности не внесен в учредительные документы как государственная услуга, полученные суммы являются доходом. Одновременно виды деятельности, не относящиеся к государственным, должны быть также внесены в Устав. Ведение предпринимательской деятельности казенным учреждением, не заявленной в документах организации и при отсутствии разрешения от распорядителя бюджета, является незаконным.

При получении дохода учреждение обязано самостоятельно исчислить налог на основании учетных данных, сформировать отчетность и уплатить налог в бюджет. В составе дополнительных, облагаемых налогом, доходов учреждению могут поступать:

  • Суммы от продажи основных средств (с согласия собственника).
  • Платежи за сдачу имущества в аренду, предоставления парковки.
  • Неустойки, штрафы, выплачиваемые за нарушение условий договоров.
  • Страховые возмещения, положенные к получению при наступлении страхового случая.
  • Излишки материальных ценностей, выявленных при инвентаризации и материалов, полученных при демонтаже имущества.
  • Стоимость безвозмездно полученного имущества или добровольные пожертвования граждан либо организаций.
  • Иные доходы, полученные в рамках заключенных договоров.

Казенные учреждения не имеют возможности применить упрощенную систему налогообложения (пп17. п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При получении облагаемого дохода учреждение обязано рассчитать и уплатить налог на прибыль. Суммы обязательств перед бюджетом указываются в декларациях, представляемых в ИФНС. Читайте также статью: → «».

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Организация платных услуг в образовательных учреждениях

Образовательные учреждения должны разработать внутренний локальный нормативный документ. В нем они прописывают порядок, по которому работает платная услуга. Как правило, содержание документа не сильно отличается от правил, которые определены в постановлении Правительства от 15.08.2013 № 706. Образовательная организация может расширить его на свое усмотрение. Например, утвердить в нем форму договора и порядок расчета цены. А может прописать общие правила, что не будет нарушением.

В договоре об образовании нужно уделить внимание формулировкам. Например, в образовательных учреждениях иногда путают понятия «уровень образования», «направленность образовательной программы», «форма обучения». Также некорректно говорить об уровне образования применительно к дополнительному образованию. У допобразования нет уровня, но есть направленность. Форма обучения бывает только очной, очно-заочной и заочной. Она не может быть групповой или индивидуальной. Размер группы – это не форма обучения, а его условия.

Заказчик может отказаться от услуги в любой момент. Об этом также нужно указать в договоре. При этом он должен оплатить только фактически понесенные расходы только за оказанные услуги. Например, если студента отчислили из вуза, нужно будет вернуть оплату за все месяцы, которые остались до конца оплаченного года обучения. То, что организация уже понесла расходы для организации обучения студента до конца года, значения не имеет.

Обязательно укажите, на каких условиях заказчик и исполнитель могут расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Смотрите вебинар «Цена платной образовательной услуги» в Системе Госфинансы.

Анна Вавилова, канд. юрид.наук, зам. директора Центра правовых прикладных разработок «НИУ — Высшая школа экономики», рассказывает про платные услуги в образовании и отвечает на популярные вопросы по теме.

Ошибки, допускаемые в расчете налога на прибыль

В учете казенных учреждений могут быть допущены ошибки, приводящие к занижению базы и налога. Преимущественно неверные позиции касаются включения ряда сумм в состав доходов. В отношении расходов имеется четкая позиция законодательства об исключении затрат, финансируемых распорядителем.

Неверная позиция в учетеВерная позиция
Имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, включено в облагаемую базу по заниженной стоимостиВнесение в состав доходов стоимости актива, полученного безвозмездно, производится в сумме не ниже рыночной и остаточной стоимости
Коммунальные платежи, отдельно выделенные и компенсируемые арендатором имущества, отнесены в состав доходовКазенные учреждения не могут оказывать коммунальные услуги и имеют право только на перепредъявление счетов. Суммы в доход не включаются в связи с отсутствием экономической выгоды
Не включены в состав доходов материалы, оставшиеся после демонтажа имуществаМатериалы по демонтажу имущества, согласованного с собственником для ликвидации, принимаются на учет по рыночной стоимости
Не отражены штрафы от нарушения условий договоров при отсутствии в документе фиксированной суммы или процентной ставкиСумма санкции, при отсутствии положения о сумме в договоре, устанавливается согласно ГК РФ по ставке банка

Перечень платных услуг в учреждениях культуры

Перечень и сроки веденияуслуг учреждение культуры определяет самостоятельнои прописывает в локальный акт. Они могут решать, какие разделы и информацию в него включить на свое усмотрение.

Примеры – проведение концертов, спектаклей, реализация сувенирной продукции (открытки, календари, буклеты), организация свадеб, дней рождений, корпоративов и др. Например, основной доход театр получает от продажи входных билетов на спектакли.

Чтобы привлечь новых потребителей, все всячески пытаются экспериментировать. К примеру, выставки в музеях сопровождают различными театральными представлениями. А парки на своих территориях устраивают корпоративные праздники. При этом нужно помнить, что коммерческая деятельность бюджетных учреждений не может быть оказана взамен некоммерческой.

Как рассчитать стоимость платных услуг

Единая методика расчета цен на платных услуги помогает оптимизировать и упорядочить ценообразование. Вам будет проще планировать финансово-экономические показатели и следить за их выполнением. Сделайте методику прозрачной для персонала. Это повысит мотивацию.

Общая стоимость равна сумме прямых затрат, накладных расходов и прибыли.Основные статьи прямых затрат:

  • затраты на основной персонал;
  • стоимость материальных запасов;
  • амортизация оборудования.

Для расчета затрат можно использовать метод прямого счета или расчетно-аналитический метод. Чем они отличаются, мы показали в таблице.

Что лежит в основе

Зусл = Зучр : Фр.вр. × Тусл,

где Зусл – затраты на оказание единицы услуги;

Зучр – сумма всех затрат за период времени;

ФР.ВР. – фонд рабочего времени основного персонала за тот же период времени;

Читать дальше: Временная регистрация без согласия второго собственника

Тусл – норма рабочего времени, которое основной персонал тратит

Когда задействован весь основной персонал учреждения в равной степени и все материальные ресурсы. Метод позволяет рассчитывать на основе анализа фактических затрат в предшествующие периоды

1. Расчет средней стоимости единицы времени (человеко-дня, человеко-часа);

2. Оценка количества единиц времени (человеко-дней, человеко-часов)

Зусл = Зоп + Змз + Аусл + Зн,

где ЗОП – затраты на основной персонал;

ЗМЗ – затраты на приобретение материальных запасов;

АУСЛ – сумма начисленной амортизации оборудования;

ЗН – накладные расходы

К платной деятельности привлекают только отдельных специалистов и отдельные виды материальных ресурсов, в том числе материальных запасов и оборудования

В основе расчета затрат лежит прямой учет всех элементов затрат

Как правило, применяют метод прямого счета, поскольку в оказании задействованы не все специалисты, материальные запасы и оборудование.

Пример.

Школа организовала курсы английского языка для взрослых.

Сначала посчитаем прямые затраты. Для этого необходимо знать стоимость одного часа работы ценного педагога. Его заработная плата –15 000 руб. в месяц. При средней нагрузке на одного педагога 72 часа в месяц оплата труда за один час занятий составит 208,34 руб. (15 000 руб. : 72 ч).

Потребители услуги будут заниматься в группах по 10 человек и индивидуально. Один курс обучения включает:

  • 25 часов групповых занятий в классе;
  • 5 часов занятий в лингафонном кабинете;
  • 93 часа индивидуальных занятий;
  • 2,5 часа тестирования.

Фонд оплаты труда за курс обучения одного человека составит 20 115,23 руб. ((25 ч + 8 ч + 2,5 ч) × 208,34 руб. / 10 чел. + 93 ч × 208,34 руб.). Начисления на фонд оплаты труда – 6074,8 руб. (20 115,23 руб. × 0,302). Итого зарплата с начислениями равна 26 190,03 руб. В нашем случае это сумма прямых расходов.

Коэффициент накладных расходов примем равным 0,63. Накладные расходы составят 16 499,72 руб. (26 190,03 руб. × 0,63).

Себестоимость курса обучения для одного человека – это сумма прямых и накладных расходов. Она равна 42 689,75 руб. (26 190,03 + 16 499,72).

Прибыль при рентабельности 5 процентов составит 2134,49 руб. (42 689,75 руб. × 0,05).

Цена обучения одного человека на курсах с учетом прибыли – 44 824,24 руб. (42 689,75 + 2134,49).

Учет платных услуг в бюджетном учреждении

Раньше бухгалтеры учитывали доходы от платных услуг по одной статье КОСГУ – 130. Однако Минфин уточнил ее и ввел в нее еще шесть подстатей. Они понадобятся, чтобы вести бюджетный учет в бюджетных и автономных учреждениях. При этом дополнительную детализацию нужно будет применять только для бюджетного бухучета. При планировании дополнительную детализацию по подстатьям КОСГУ применять не нужно.

Теперь статья 130 КОСГУ называется «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат». По подстатье 131 КОСГУ теперь учитывают доходы от оказания платных услуг и работ, а также поступления от субсидии на госзадание. Но если доходы поступают из медорганизаций, тогда применяют подстатью 132 КОСГУ.

По подстатье 134 КОСГУ отражают в учете доходы от компенсации затрат. Например, плату, взимаемую с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее, в качестве возмещения затрат при их приобретении. Или доходы, которые поступили в возмещение расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек. Туда же относите доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями.

Если учреждение сдает в аренду имущество, и арендатор возмещает плату за коммунальные услуги и затраты на содержание, примените подстатью 135 КОСГУ.

Подробнее про учет доходов от платных услуг в учреждении читайте в рекомендации Системы Госфинансы.

Образец.

Положение о платных услугах в учреждениях культуры


Платные услуги и платные работы: в чем разница?

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях такие учреждения вправе выполнять работы и оказывать услуги за плату[1]. Возникает вопрос: в чем же разница?

В настоящее время эти понятия четко не разграничены. Выяснить нормативно установленные различия между ними можно лишь на основании бюджетного законодательства – по требованиям к содержанию государственного или муниципального задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). В частности, услуга отличается от работы тем, что у первой имеются конкретные потребители (физические или юридические лица), она предоставляется в определенном порядке и в отношении нее в государственном или муниципальном задании могут устанавливаться предельные цены (тарифы) для оплаты ее потребителями. Из этого можно сделать вывод, что платной работой считается деятельность АУ, оплачиваемая неким заказчиком не ради собственных нужд, а ради нужд третьих лиц или общества в целом, то есть заказчик деятельности не является ее непосредственным потребителем. Например, к платной работе можно отнести выполнение учреждением социологического исследования по заказу какой-либо организации. Если же учреждение проводит обучение гражданина, здесь речь идет о платной услуге.

Существует и еще один подход к разделению рассматриваемых понятий: работа всегда предполагает в качестве результата некий материальный продукт, а услуга – нет (тут важны сами производимые действия). В частности, создание музыкального произведения (допустим, оперы) – это работа (материальным продуктом здесь становится написанный на основе либретто нотный текст), а вот исполнение музыкального произведения – уже услуга.

Конечно, оба подхода не лишены субъективизма и неясностей, которые обнаруживаются на практике. Как определить, насколько социологическое исследование служит интересам самого заказчика (не является ли все-таки он сам непосредственным потребителем)? А если во время исполнения музыкального произведения ведется его видеозапись (то есть появляется некий материальный продукт), не становится ли подобное исполнение уже работой, а не услугой?

Увы, более подходящих трактовок – при отсутствии в действующем законодательстве определенности с названными понятиями – нет.

Отметим, что в том числе и по этой причине в базовых (отраслевых) перечнях государственных (муниципальных) услуг и работ мы встречаем описание одних и тех же процессов и как услуг, и как работ. Например, согласно базовому перечню в сфере «Культура, кинематография, туризм» (опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru) «создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» – это и услуга, и работа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]