Особенности разрешения коллективных трудовых споров


Различного рода споры, зачастую возникающие между работником предприятия и работодателем, которые не могут быть урегулированы в рабочем порядке, и касающиеся применения норм законодательства о труде, колдоговора, других документов по трудовым взаимоотношениям законодательство о труде РФ считает индивидуальными трудовыми спорами.

Законодательство требует признавать относить к трудовым конфликты, имеющие место между работодателем и бывшего сотрудника предприятия, раньше состоявшего в производственных отношениях с конкретнымработодателем или же другим субъектом, желавшим подписать с ним трудовой договор.

В трудовом кодексе РФ, многих российских законах четко прописана процедура, максимально способствующая решению индивидуальных трудовых споров (ИТС). Занимаются данными видами вопросов также и судебные инстанции. Эти инстанции руководствуются процессуальными нормативными актами, которые действующими на территорииРоссии.

Предмет трудовых споров

Предметом, ставшим основой конфликта, выступают различные вопросы, касающиеся в основном:

  • оплаты выполняемых работ;
  • конфликтов по наложению дисциплинарных взысканий работодателем;
  • получения льгот и компенсаций;
  • предоставления оплачиваемого и не оплачиваемого отпуска;
  • изменения условий труда;
  • применения законодательства о труде, других НПД;
  • взыскания причиненного ущерба работодателю и др.

К трудовым относятся также служебные конфликты, возникновение которых возможно при несении государственной службы.

Одним из участников ИТС по статье 20 ТК РФ является работодатель, организация (юридическое лицо) или другой субъект, имеющий право укладывать договора с новыми работниками.

Другая сторона – работник, физлицо, пребывающее в трудовые взаимоотношения с работодателем.

Исключение составляют граждане, состоявшие прежде в трудовых правоотношениях с данным работодателем, и граждане, которые имели стремление заключить такой договор, но со стороны работодателя было отказано в таком праве.

Разделение трудовых споров и их основные принципы

руки людей на столе и документы

Классификация и принципы рассмотрения трудовых споров имеют довольно большое значение, так как позволяют рассмотреть более подробно их подведомственность, порядок рассмотрения и определить основные правила и нормы, которым руководствуются уполномоченные инстанции при их рассмотрении.

Трудовые споры и конфликты сотрудников с работодателями можно квалифицировать по следующим основаниям:

  • По субъектному составу
    . Определяются как споры, возникающие с отдельным коллективом или с индивидуальным работником.
  • По виду правоотношения
    , возникшего в силу конфликта. Здесь значение также будет иметь субъектный состав, который включает работников, работодателя, структуры, созданные внутри предприятия (например, профсоюзы), органов власти соответствующего территориального уровня.

К принципам рассматриваемых споров относятся:

  • Полное обеспечение защитой всех сторон
    трудовых правоотношений.
  • Обеспечение применения законных методов
    , правильных норм права при рассмотрении споров.
  • Равноправие сторон
    возникшего трудового конфликта.
  • Возможность обращения за защитой
    в компетентные органы.
  • Открытость
    .
  • Объективное
    изучение материалов и доказательств.
  • Отсутствие платы
    за рассмотрение споров.

«Статья 393 ТК РФ. Освобождение работников от судебных расходов

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.»

  • Обеспечение исполнения
    вынесенных решений.

Перечисленные принципы должны применяться при любом разрешении спора. В противном случае, права работников будут продолжать нарушаться.

Кем решаются трудовые споры

В соответствии с требованиями статьи 382 ТК РФ споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются специально созданными на предприятиях комиссиями (КТС). Право решать такого характера споры есть и у судебных органов.

Когда решение конфликтного вопроса не может быть принято в виде, удовлетворяющем обе стороны конфликта, дело зачастую доходит до суда. Заявление может подаваться одним из участников неразрешенной ситуации.

Такая возможность предоставляется также профсоюзам. Данная инстанция может инициировать разбирательство по возникшему спору через суд:

  • если профсоюз не согласен с решениями, принятыми КТС;
  • если работником подается заявление в судебную инстанцию, без использования им возможности обращения в КТС;
  • при подаче заявления в суд прокурором, не соглашающимся с вердиктом КТС, противоречащим требованиям законодательства о труде и другим НПА.

Варианты урегулирования коллективного трудового спора

Любые разногласия должны решаться. В некоторых случаях уже на начальном этапе возможно достигнуть соглашения – когда работники выдвигают требования, а руководитель их удовлетворяет. Другие споры нуждаются в более детальном рассмотрении. Выделяют два способа разрешения разногласий между трудящимися и работодателем:

  • создание комиссии;
  • в суде.

Применяются эти способы именно в таком порядке. Обращение в суд без локального рассмотрения невозможно.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия создается в том случае, если руководитель не согласился и не удовлетворил требования сотрудников. На создание актива определены конкретные сроки. Формирование внутреннего совета устанавливается специальным письменным документом. Это может быть:

  • приказ;
  • постановление;
  • распоряжение.

В состав комиссии включаются представители обеих сторон. Количество работников и руководителей одинаково. Ни та, ни другая сторона не вправе отказаться от участия или проигнорировать его.

Важно знать! На рассмотрение требований выделяется определенный срок. За это время стороны могут прийти к соглашению либо не достигнуть его. В завершении (независимо от итогов) составляется письменный документ.

Если решение всех устраивает, то в протоколе указываются сроки выполнения описанных обязательств. Если не устраивает, то возможно два исхода:

  • привлечение посредника;
  • арбитраж.

Фигурирование парламентера – необязательная процедура. Решение о его привлечении принимается на следующий день после подписания протокола комиссии примирения. Кандидатура посредника выбирается участвующими сторонами в определенные временные рамки. В случае необходимости они могут обратиться в местное отделение Федеральной службы по труду и занятости. Если выбрать такое лицо не удалось, то дальше переговоры ведутся в арбитраже.

Выбранный посредник может запрашивать у рабочей группы или руководствующего состава пояснения, документы и прочие сведения. Лицо должно быть не заинтересованное. По итогам комиссии с парламентером также составляется протокол.

Суд

Разрешение противоречий возможно в созданном временном трудовом арбитраже или в постоянном (при наличии). Он формируется при участии конфликтующих сторон и Федеральной службой по труду и занятости. Трудовой арбитраж имеет права и обязанности. К ним относятся:

  • рассмотрение обращений;
  • запрос сведений, документов;
  • получение пояснений;
  • принятие решения.

Заключительный документ должен содержать сроки выполнения вынесенных положений, а также сроки и способы обжалования, которое производится в вышестоящие органы власти.

Комиссии по трудовым спорам

Эти органы относятся к первичным, основной функцией которых считается принятие на рассмотрение ИТС на предприятиях, в различных коллективах. Инициаторами организации есть сами работники предприятий или их представительский орган и работодатель КТС (ст. 384 ТК РФ). В такие комиссии входит пропорциональное количество представителей обеих сторон.

При получении работодателем и представительским органом работников письменного требования о создании данного органа, они обязаны на протяжении 10 дней выбрать и направить собственных представителей в КТС. Их назначение входит в функции руководителя предприятия или ИП.

Стороной, представляющей интересы членов коллектива, выступают делегаты, выдвинутые его общим собранием или выбранные представительским органом с дальнейшим утверждением их на общем собрании коллектива. Такие органы могут создаваться непосредственно в любом подразделении предприятия с таким же основанием, что и КТС предприятия. В ведении комиссий, образованных в отдельных подразделениях, входит рассмотрение ИТС, возникших в данном подразделении.

Компетенция КТС

В соответствии со статьей 385 ТК РФ, КТС призваны заниматься поиском решений по спорам по вопросам нарушения законодательных нормативов о труде и других НПА. Комиссия собирается, если поступает жалоба работника предприятий, и в случае невозможности своими силами или с привлечением представителя устранить возникшие споры путем переговоров между сторонами конфликта.

У работника есть три месяца, на протяжении которых он может написать жалобу этой комиссии. Срок исчисляется с числа, которым ему стало известно или он мог узнать о том, что его права каким-либо образом были нарушены. При поступлении такого заявления КТС должна зарегистрировать данное обращение сотрудника организации, и рассмотреть его на протяжении десятидневного календарного срока, исчисляемого от даты, которой подано заявление.

https://youtu.be/yhsoFhA6CgY

Споры между работником и работодателем рассматриваются при непосредственном участии сотрудника, подавшего свое заявление. Если он не имеет возможности лично присутствовать на заседании комиссии, его права может представлять уполномоченный им представитель. Если ни представитель, ни заявитель не может принять участие в работе данного органа при рассмотрении поданного им заявления, он может разрешить комиссии рассмотреть спорный вопрос без его участия. Для этого нужно написать соответствующее заявление и зарегистрировать его в КТС.

Если заявитель или его представитель не явился на заседание, где должен был рассматриваться его спор, заседание должно быть отложено. При повторной неявке сотрудника, его представителя без весомых причин, КТС наделена правом снять вопрос с повестки дня. Но данный факт не лишает сотрудника возможности и права повторно обращаться с этим же спором в комиссию в соответствии со сроками, предусмотренными ТК Российской Федерации – на протяжении трех месяцев.

КТС имеет широкие права, позволяющие ей осуществлять свою деятельность в пределах своей компетенции, а именно:

  • приглашать специалистов по соответствующим характеру спора вопросам;
  • вызывать свидетелей для выяснения нюансов спора;
  • требовать от работодателя или его представителей предъявления в установленные комиссией сроки документов, касающихся конкретного индивидуального спора.

Заседание этого органа является правомочным, если на нем присутствует более 50% членов, защищающих права работника, и более 50% членов со стороны работодателя. Во время работы комиссии ведется протокол, подписываемый председателем (заместителем председателя). Документ считается правомочным, если он заверен печатью КТС.

Голосование по таким видам споров ведется тайным способом простым большинством голосов присутствующих членов КТС(ст.388 ТК РФ).

Сроки рассмотрения

Индивидуальные споры между работником и работодателем рассматриваются в суде после обращения заявителя на протяжении 3 месяцев с даты, когда он установил или должен был установить, что его права были нарушены. Если спор возник в отношении увольнения – на протяжении 1 месяца со дня, которым ему был выдан приказ об увольнении или с числа, которым он получил трудовую книжку.

Работодатель наделен правом обращаться в судебную инстанцию, если спор касается возмещения работником ущерба, нанесенного работодателю на протяжении 1 года с даты выявления им такого ущерба.

При рассмотрении в суде споров, касающихся таких отношений, связанных с невыполнением или выполнением условий, предусмотренных трудовым договором ненадлежащим образом, относящихся к гражданско-правовым делам, работники не должны платить пошлину, нести какие-либо другие расходы, связанные с судебными тяжбами.

Проведение забастовки

Если начальник не выполняет условия соглашения или он всячески игнорирует примирительные процедуры, то в этом случае работники могут организовать забастовку. При этом участие в ней является добровольным. А лица, которые принуждают работников к участию в забастовке или, наоборот, агитируют их против неё, могут понести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Для того чтобы забастовка была проведена по закону, о её проведении нужно обязательно предупредить руководителя за десять дней. Делать это следует в письменной форме, а в решении следует указать следующие моменты:

  • точная дата начала забастовки и её продолжительность;
  • подробное описание всех разногласий, из-за которых возник коллективный трудовой спор;
  • наименование органа, который будет возглавлять забастовку;
  • состав работников, которые будут принимать в ней участие;
  • перечень работ и услуг, которые будут выполняться в период проведения забастовки.

Если этот перечень не будет указан в решении, то в таком случае суд может признать её незаконной. При этом участие работника в забастовке не может послужить основанием для его увольнения. Но работодатель вправе не выплачивать заработную плату тем сотрудникам, которые в ней участвовали и не выполняли указанный в договоре минимум работ.

Так что законодательство, которое регулирует трудовые разногласия, защищает права не только сотрудников, но и работодателей.

https://youtu.be/oj28TjmipXk

Решение индивидуальных трудовых конфликтов в суде

https://youtu.be/wolRcUivnVo

К компетенции судебных органов относится также рассмотрение конфликтов при поступлении жалоб, написанных работником, касающихся:

  • восстановления данного сотрудника на работе, независимо от того, на каких основаниях он был уволен работодателем;
  • замены формулировок причин, приведших к тому, что работника уволили, изменения даты его увольнения;
  • перевода на выполнение других работ;
  • вопроса по оплате времени вынужденных прогулов работодателем;
  • выплат разницы зарплаты при выполнении работы, оплачивающейся по более низким расценкам;
  • применения незаконных действий или бездействия работодателя при обработке персональной информации работника и ее защите.

Суд занимается правовым регулированием вопросов по заявлениям, поданным работодателем, если есть необходимость возместить ущерб, нанесенный работником в случае, если иное не предусматривается законом.

Судебные органы принимают к рассмотрению заявления по ИТС, если работодатель отказывается принимать человека на работу без объяснения причин. Также эта инстанция принимает иски граждан, по мнению которых они были дискриминированы (статья 3 ТК РФ). Такие жалобы также могут предъявляться в суд гражданами, оформленными на предприятие по договорам у работодателей, являющихся физлицами (не ИП), религиозными организациями.

Трудовые споры — виды и причины

Трудовые споры — это разногласия, которые могут возникнуть между сотрудником или группой работников и начальником. Поэтому они могут носить не только индивидуальный, но и коллективный характер. Такие противоречия могут возникнуть при несоблюдении норм трудового права или когда участники правоотношения не исполняют установленные требования нормативных актов.

Если были нарушены права одного сотрудника или целого коллектива и при этом такая ситуация не была урегулирована в досудебном порядке, то тогда работникам ничего не остаётся, как отстаивать свою правоту в юридическом органе.

https://youtu.be/AUuUpy5zQJs

Разногласия между работником (работниками) и руководителем могут возникнуть по следующим причинам:

  • при задержке сотрудника на работе до полного выполнения производственного задания;
  • если не соблюдаются условия коллективного трудового договора;
  • из-за нарушения отношений, которые связаны с материальной ответственностью сторон;
  • если человек получил незаконный отказ от работодателя в приёме на работу;
  • из-за невыплаты сотруднику обязательного социального страхования.

Есть и много других моментов, по которым могут возникнуть трудовые споры. В ТК РФ, а именно в главе 60 и 61, подробно описан порядок их рассмотрения. А также в Конституции РФ указано, что работники имеют законное право на забастовку.

https://youtu.be/CbnXvU_D-Zg

Другие организации, рассматривающие ИТС

Статья 373 ТК РФ предусматривает возможность участия Государственной инспекции по труду в разрешении индивидуальных споров между работодателем и работником. Этот орган обязан на протяжении 10 дней со дня подачи жалобы на решение, которое принял работодатель о расторжении договора или при несогласии профсоюза рассмотреть данный спор. Если будет установлено, что принятое работодателем решение незаконное, Госинспекция труда обязана выдать ему соответствующей формы предписание. Данный документ является обязательным к исполнению работодателем. Работника обязаны восстановить на работе. Прогулы, являющиеся в таком случае вынужденными, должны быть оплачены работодателем.

Споры между работником и работодателем рассматриваются также, если они имеют служебный характер. Выполнение этой миссии возложено на государственную комиссию по служебным спорам. Индивидуальные нерегулированные служебные споры, имеющие местомежду нанимателем и служащим или лицом, могут возникать, если гражданин:

  • собирается поступать на службу;
  • ранее служил на службе;
  • имеет спор по применению законодательных документов, других НПД, касающихся несения гражданской службы и выполнения контрактных условий, о которых заявляется в орган, рассматривающий такие виды споров.

Споры, имеющие место между сотрудниками прокуратуры, ОВД и других инстанций подобного характера принимаются на рассмотрение вышестоящими органами.

Для ГИТ вход воспрещен, или Как распознать в трудовом споре индивидуальный характер?

В процессе трудовых отношений по объективным или субъективным причинам могут возникнуть конфликты, и чаще всего — из-за разногласий по вопросам оплаты труда. Также спровоцировать недовольство работника могут:

  • возложенные на него дополнительные обязанности;
  • несоблюдение условий трудового договора;
  • отсутствие карьерного роста и прочие поводы.

В случае отсутствия взаимопонимания с руководством недовольный работник может обратиться с заявлением (жалобой) в органы Роструда — и внеплановая проверка со всеми возможными негативными последствиями практически гарантирована!

Государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору и контролю за соблюдением работодателем норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявляет правонарушения, но не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2012 № 19-КГ12-5, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Индивидуальный трудовой спор — разновидность спора о праве (то есть существование права или его нарушение не признано обеими сторонами, не вытекает из закона и подлежит доказыванию). Признаки индивидуального трудового спора отсутствуют, если выявленные нарушения носят очевидный, бесспорный и однозначный характер.

На практике конфликты с контролирующими органами возникают по вопросу квалификации причин конфликтов — что это: очевидное нарушение трудового законодательства или трудовой спор, носящий индивидуальный характер?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СПОР

Понятие «индивидуальный трудовой спор» приведено в ст. 381 ТК РФ. Так, к такого вида спорам относятся разногласия между работодателем и работником по вопросам применения:

  • трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективного договора;
  • соглашения;
  • локального нормативного акта;
  • трудового договора (в т. ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда).

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДНО?

Действующее законодательство предусматривает, что государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, правомочен выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Очевидность нарушения означает то, что факт нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов не вызывает сомнения[1].

Принцип очевидности нарушения трудового законодательства не соблюдается, если:

  • выводы инспектора носят предположительный характер и сделаны без учета всех фактических обстоятельств дела
  • у работодателя не были запрошены и изучены все документы[2].

На основании судебной практики можно определить, как «работает» принцип очевидности нарушения трудового законодательства и по каким критериям оценивается индивидуальный характер спора:

Анализ критериев, приведенных в таблице, позволяет сделать вывод, что индивидуальный трудовой спор требует наделения одной стороны дополнительными обязанностями, прямо не оговоренными законом, корреспондирующими с правами другой стороны. Инспектор не вправе выступать арбитром между спорящими сторонами: решать вопросы о размере выплаченной заработной платы, премии, виновности лица, привлеченного к дисциплинарной ответственности, наличии оснований для увольнения и проч.

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО ВМЕШАТЕЛЬСТВО КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ НЕЗАКОННО?

Часть 2 ст. 357 ТК РФ, ограничивая право государственного инспектора труда выдавать предписания, подлежащие обязательному исполнению, учитывает разграничение полномочий органов государственной власти, особое значение судебной защиты трудовых прав и механизм исполнения судебных решений, направлена на обеспечение верховенства суда в разрешении спора о праве по существу и предотвращение злоупотребления правом на защиту от нарушения работодателем трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Иное означало бы, что государственный инспектор труда может действовать вопреки вступившему в законную силу судебному решению[3].

В случае проведения проверочных мероприятий следует учитывать, что закон наделяет проверяемое лицо (в данном случае это работодатель) правом давать пояснения в ходе проверки, предоставлять возражения по ее результатам (ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.07.2016)).

Если предмет проверки имеет признаки индивидуального трудового спора, работодатель может воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Обратить внимание контролирующих органов на тот факт, что разрешение индивидуальных трудовых споров находится за рамками их полномочий — они не вправе принимать по ним решения, разрешать споры по существу, выдавать предписания.
  2. Дать письменное обоснование своей позиции, описав трудовой спор по существу, что будет свидетельствовать о его индивидуальном характере.
  3. В случае несогласия инспектора с приведенными доводами потребовать признания его предписаний незаконными и подлежащими отмене в судебном порядке.

В целях защиты от необоснованного вмешательства контролирующих органов и правильного применения норм законодательства следует безошибочно распознавать в предмете проверке индивидуальный трудовой спор, на что указывают следующие признаки:

  • спор возник из вопроса, решение которого отнесено к исключительной компетенции работодателя и который в соответствии с законодательством должен быть урегулирован соглашением сторон;
  • для решения вопроса по существу требуется исследовать дополнительные доказательства, которые не оценивает инспектор, но вправе истребовать и исследовать суд;
  • отсутствует нарушение прямых предписаний трудового законодательства.

[1] Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28.01.2014 по делу № 2-1259/2014.

[2] Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска по делу от 26.06.2014 № 5293/2014.

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 № 2454-О.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид