Как определяется день начала коллективных переговоров


Коллективные переговоры: что это такое, расшифровка понятия

Обмен мнениями до момента появления компромисса предполагается при переговорах любых типов. Переговоры с коллективом тоже попадают под действие правила. Здесь речь об общественно-социальном партнерстве, обмен мнениями тоже имеет место быть. Соглашения с коллективом и конкретные пункты документов – самый распространенный предмет для обсуждений.

Следующий набор признаков характерен для переговоров с несколькими участниками:

  1. Общая цель. Стороны должны выработать вариант решения, отвечающий интересам каждого участника.
  2. Передача инициатив между участниками. Сами инициаторы тоже бывают разными.
  3. Равноправие обеих сторон в процессе.
  4. Отсутствие ограничений по выбору предмета обсуждения.

После предложения о начале переговоров от одной стороны вторая должна дать письменный ответ не позднее, чем через две недели.

Проводят процедуру с соблюдением следующих нескольких принципов:

  1. Запрет на принятие решений, ухудшающих права работников по сравнению с теми условиями, что действовали раньше.
  2. Принимают решения добровольно, но после этого указанные правила будут обязательны к исполнению.
  3. Уважение интересов других участников тоже обязательно.
  4. Распределение полномочий между полноправными сторонами.
  5. Соответствие законодательству, действующему в РФ.

Другой комментарий к ст. 36 ТК РФ

1. Определение коллективных переговоров дается в Конвенции N 154 МОТ «О содействии коллективным переговорам» (заключена в г. Женеве 19 июня 1981 г.). Под ними понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; и (или) б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и (или) в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов в отношениях по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.

В коллективных переговорах в случаях, предусмотренных законом, могут принимать участие представители государства или местного самоуправления. В этом случае они являются полноправными участниками переговоров (см. ст. 45 ТК и комментарий к ней).

В комментируемых статьях гл. 6 ТК установлен общий порядок проведения коллективных переговоров. Он имеет общее значение и применяется для проведения переговоров любого уровня. Стороны коллективных переговоров на основании норм комментируемой главы самостоятельно определяют конкретную процедуру проведения коллективных переговоров.

2. Универсальными участниками коллективных переговоров являются представители работников и работодателей. О соответствующих представителях см. гл. 4 ТК и комментарий к ней.

Инициатором начала коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т.п.). Процедура принятия данного решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей (работодателя). Выдвижение инициативы по проведению коллективных переговоров органом или лицом, не имеющим надлежащих полномочий, не порождает у другой стороны обязанностей по вступлению в переговоры. Правом на выдвижение предложения о начале коллективных переговоров обладают также работники организации и их представители.

Предложение о начале коллективных переговоров направляется инициатором другой стороне (сторонам) в письменной форме. Письменное предложение о начале коллективных переговоров должно быть направлено способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.). Сторона, получившая указанное предложение, обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней. Вступление в переговоры осуществляется посредством назначения (выбора) лиц, участвующих в коллективных переговорах от ее имени, и направления соответствующего решения инициатору коллективных переговоров. Решение о вступлении в переговоры принимается органом, к компетенции которого отнесено принятие конкретного решения. Процедура принятия данного решения определяется соответствующими уставами и регламентами.

3. Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа, соответствующего вышеуказанным требованиям. Днем окончания коллективных переговоров является день подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

4. Комментируемая статья исключает представительство интересов работников лицами, которые представляют интересы работодателей, организациями или органами, подконтрольными работодателям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, политическим партиям. К таким организациям могут быть отнесены те из них, которые образованы при преимущественном участии работодателей или их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий либо напрямую финансируются ими. Данное правило конкретизирует нормы Конвенции N 98 МОТ «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (принята в г. Женеве 1 июля 1949 г.), согласно которой организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

О праве на представительство

Первый шаг – принятие одним из участников решения относительно необходимости коллективных переговоров. Для реализации цели приглашают нескольких представителей. Руководство представлено работодателями либо другими лицами с соответствующими полномочиями. У сотрудников с выбором могут возникнуть проблемы, если не разобраться во всех нюансах.

Проведение тайного голосования, если профсоюз в компании не организован либо когда профсоюз есть, но в нём – менее 50% от всех сотрудников. В последнем случае тайное голосование проводят с целью дать право профсоюзу назначать представителей коллектива.

Профсоюз вправе самостоятельно выбирать членов, если в него входит более 50% всех подчинённых. В компаниях с несколькими действующими профсоюзами допустим сбор единого органа, отвечающего за выражение мнений на всех подобных мероприятиях.

Коллективные переговоры – этапы ведения

Важно!

Коллективные переговоры проводятся в 2 случаях: когда коллективный договор заключается впервые, и когда подходит срок окончания действия предшествующего коллективного договора (не ранее чем за 3 месяца).

Коллективные переговоры проводятся в несколько этапов:

Этап ведения коллективных переговоровОписание
1 этап – Право на представительствоВыбираются представители сторон переговоров. Наниматель может назначить руководителя компании или уполномоченное лицо с правом подписи. А работники действуют следующим образом:
  • представитель выбирается на тайном голосовании во время общего собрания сотрудников (при отсутствии на фирме профсоюзной организации);
  • проводится тайное голосование, на котором решается вопрос наделения профсоюза полномочиями выделить представителя (если профсоюз в компании имеется, но в него входит менее половины сотрудников фирмы);
  • представитель назначается профсоюзом (если членство в профсоюзе поддерживают более 50% сотрудников фирмы);
  • формируется единый представительный орган, в котором равное число представителей от каждой профсоюзной организации (если в компании несколько профсоюзов).
2 этап – Предложение о переговорахПереговоры начинаются со следующих действий:
  1. Представитель сотрудников (или представительный орган) направляют работодателю письменное предложение о начале коллективных переговоров.
  2. Наниматель формирует ответ на предложение и выбирает своего представителя в течение 7 дней с момента получения письменного предложения, издает приказ о сборе комиссии для ведения переговоров с перечнем членов комиссии.
  3. Сотрудники получают ответ на предложение.
  4. Переговоры начинаются на следующий день после получения сотрудниками ответа от работодателя (на 8 день после отправки предложения о проведении переговоров).
3 этап – Уточнение полномочийКаждый представитель должен быть проинформирована о правах и обязанностях на переговорах. Необходимо предусмотреть:
  • вопросы взаимной ответственности между сотрудниками и работодателем;
  • обязательства о неразглашении коммерческих тайн, которые могут прозвучать в ходе ведения переговоров;
  • время и порядок предоставления сведений по запросам сторон.
4 этап – Время, место, регламентДатой окончания ведения переговоров считается день подписания окончательной версии коллективного договора по достижении согласия представителей сторон.
Место проведения переговоров и сроки должны быть согласованы сторонами заранее. Длительность переговоров не должна превысить 90 дней.
5 этап – Обсуждение проекта коллективного договораСтороны предлагают к рассмотрению волнующие вопросы, решают, какие разработать положения коллективного договора. Если решено внести корректировки в первоначальный текст договора, они фиксируются в документе. Даже если срок предшествующего коллективного договора истек, в период проведения переговоров действует старый договор.
6 этап – Заключение нового коллективного договора
либо

открытие коллективного трудового спора

Утверждается новый проект коллективного договора, когда все возникшие вопросы решены, и стороны пришли к соглашению. Обе стороны подписывают проект – со стороны сотрудников должна быть подпись каждого участника как члена представительного органа.
Если решить некоторые вопросы так и не удалось, открывается коллективный спор.
7 этап – Актуализация коллективного договораУтвержденный документ направляется в Департамент труда (в течение 7 дней после подписания проекта). Отказать в регистрации документа территориальный орган контроля труда не может.

Основные этапы проведения коллективных переговоров

После выбора представителей сторон этапы проведения переговоров можно разбить на несколько этапов (см. таблицу 1).

Таблица 1. Этапы проведения коллективных переговоров

ЭтапСодержание
Направление предложения Человек, наделённый соответствующей инициативой, выступает с предложением провести переговоры. В этом случае второму заинтересованному лицу направляют письменное обращение. На подготовку к событию и оформление ответа второй стороне дают максимум неделю.

Разрешают начинать мероприятие на следующий день после получения ответа. Последний предполагает использование приказной формы, где говорится о созыве комиссии, которая и должна контролировать процесс.

Об уточнении полномочий Отдельно договоренность между сторонами достигается относительно прав, обязанностей сторон при участии в мероприятии. Внимание уделяют вопросам, способным вызвать спор:
  • взаимное применение ответственности;
  • обязанность не разглашать тайны, способные всплыть в ходе переговоров;
  • в каком порядке, за какие сроки представляют сведения.
Время, место и регламентМесто проведение вместе со сроками согласовывается отдельно. Сам диалог попадает под действие тех же правил. Мероприятие заканчивается официально в тот же день, когда подписывают последнюю версию соглашения. Максимальная продолжительность самих переговоров – до трех месяцев.
Обсуждение проекта соглашенияЭто и есть сами переговоры. При упоминании конкретных изменений их вносят в текст документа напрямую. В этом случае старые коллективные договоры остаются действующими, даже если их срок закончился.
Заключение и актуализация нового договора Проект утверждают окончательно, когда все вопросы по его содержанию решены. Подписать документ должен каждый участник, заинтересованный и присутствующий на этом мероприятии. При отсутствии компромиссов последний этап становится трудовым спором.

Актуализацию тоже можно назвать завершающей частью. Подписанный текст направляют представителям Департамента труда. Главное – завершить процесс не позднее, чем через неделю после подписания. Отказов в регистрации не предусмотрено, это формальная процедура.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Протоколирование коллективных переговоров

Документальная и письменная фиксация для подобных мероприятий выступает в качестве обязательного требования. Процедуру сопровождают документом, включающим такие сведения:

  • подписи участников, когда всё завершается;
  • количество положительных и отрицательных голосов;
  • описание граждан, выступавших по каждому из вопросов;
  • описание повестки дня;
  • состав комиссии. Нужно указать имя каждого вместе с должностью;
  • время ведения переговоров, точная дата;
  • наименование заседания;
  • точный номер протокола.

Как протоколируются коллективные переговоры

Коллективные договоры должны фиксироваться документально, поскольку процедура их проведения регламентирована законом. Во время ведения переговоров оформляется протокол, включающий в себя следующие сведения:

  • регистрационный номер протокола;
  • название заседания;
  • время и дата ведения переговоров;
  • состав комиссии (фамилии, имена, отчества, должности);
  • повестка дня;
  • выступающий по каждому вопросу;
  • принятое решение по каждому вопросу;
  • количество голосов «за» и «против» (в случае проведения голосования) по всем вопросам в отдельности;
  • подписи участников (по окончании ведения переговоров).

Участие в переговорах и гарантии с компенсациями для заинтересованных лиц

Коллективные переговоры организуют, опираясь на статью 39 ТК РФ. Помимо самих заинтересованных сторон, процедура допускает участие посредников, специалистов и экспертов. У всех этих лиц есть право на гарантии с дополнительными компенсациями, описанными на законодательном уровне.

Следующие гарантии обеспечивают успешное проведение мероприятия в любых условиях:

  1. Сохранение заработной платы на указанный период.
  2. Освобождение от основной работы на время этой процедуры. Не больше, чем на три месяца.

Всем лицам гарантирована компенсация любых затрат, связанных с участием в переговорах. Размеры и источники компенсаций определяются на нескольких основаниях:

  • соглашение;
  • коллективный договор;
  • законодательство.

Приглашающая сторона обычно оплачивает услуги экспертов и любых посредников. Исключение – когда важные документы предусматривают другие условия.

Все работники, принимающие в процессе непосредственное участие, могут рассчитывать на оформление дополнительных гарантий. Например, представителей коллектива нельзя подвергать дисциплинарным взысканиям, пока проходит мероприятие. Запрет распространяется на увольнение, переводы на другие должности. Увольнение допустимо, только если доказано, что гражданин совершил серьезный проступок, допускающий применение наказаний.

Коллективные переговоры и цели их проведения

Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:

  • переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
  • урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.

В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:

  • определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
  • урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
  • обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.

Кому запрещено принимать участие в переговорах?

Разрешение на участие в переговорах с коллективом описано статьёй 36 ТК РФ. Это нужно, чтобы процедура проходила беспристрастно, насколько это возможно. И чтобы права трудящихся были защищены полностью. Запреты обычно распространяются на следующих лиц:

  1. Партии и представители органов исполнительной власти.
  2. Организации, которые зависят от руководителя прямо или косвенно.
  3. Трудящиеся, которые хотят участвовать от лица коллектива, но по факту представляющие интересы работодателя.

Коллективные переговоры – кто не может стать представителем работодателя

Сотрудники предприятия и работодатель должны однозначно определить своего представителя для ведения коллективных переговоров. Лица, которые выражают интересы нанимателя, не имеют права на одновременное представление интересов трудящихся.

Кроме того, в коллективных переговорах не могут участвовать:

  • политические партии;
  • представители местного самоуправления;
  • исполнительные органы власти;
  • организации, учрежденные или спонсируемые работодателем.

Какие сведения можно фиксировать в коллективных соглашениях?

Любой такой документ подчиняется принципам соответствующего регулирования. Соглашения могут состоять из следующих пунктов:

  1. По забастовкам. Если требования выполнены, предполагается отказ от них.
  2. Контроль выполнения условий документа, его изменение, внесение дополнений при необходимости.
  3. Оплата питания.
  4. Отдых членов семьи.
  5. Льготы для работников, которые совмещают учебу и труд.
  6. Экология и безопасность труда.
  7. Соблюдение прав подчиненных в процессе приватизации имущества.
  8. Улучшенные трудовые условия для отдельных категорий.
  9. Рабочее и нерабочее время.
  10. Механизм регулирования оплаты труда.
  11. Выплата пособий.
  12. Система труда в целом.
  13. Можно предусмотреть и другие нюансы, связанные с этим документом.

Область регулируемых отношений позволяет выделить несколько видов соглашений:

  • территориальные;
  • профессиональные;
  • межотраслевые или отраслевые;
  • региональные;
  • генеральные.

Документы бывают двух- и трехсторонними в зависимости от того, сколько участников заинтересованы в результатах. Уровень соглашения тоже может влиять на то, сколько участников будет в дальнейшем.

Сроки проведения соглашений, порядок оформления документов регулирует специальная комиссия, которая собирается для этого мероприятия. Это объединение также отвечает за разработку проекта самих документов по итогам договоренностей. Если положения не нарушают требований действующего Законодательства, они могут в равной степени решать трудовые и социально-экономические вопросы.

Порядок принятия коллективного договора

Коллективный договор является формой регулирования трудовых отношений. Его содержание и структура определяется сторонами: работодателем или работниками. Действие договора может распространяться как на всю компанию, так и на отдельный филиал или представительство.
В коллективном договоре могут регулироваться вопросы оплаты труда, предоставления льгот, профессионального обучения сотрудников, охраны труда, социального обеспечения и пр. Также здесь могут прописываться обязательства работников: соблюдать распорядок дня, отказываться от забастовок и пр.

Требование о заключении коллективного договора на предприятии не предусмотрено и ответственности за его отсутствие тоже. Сотрудники могут заключать такой договор по личной инициативе.

Процедуре заключения на предприятии коллективного договора и рассмотрению понятия данного документа посвящено несколько глав Трудового кодекса (гл. 6, 7, 61). Процедуру принятия коллективного договора кратко можно свести к следующим шагам:

  1. Одна из сторон трудовых отношений проявляет инициативу в части разработки и подписания коллективного договора.
  2. Инициатор направляет второй стороне предложение в письменной форме о проведении переговоров. Желательно зафиксировать факт передачи письма от сотрудников в канцелярию работодателя.
  3. У получателя предложения есть неделя на предоставление официального ответа. Согласно ст. 36 Трудового кодекса, в ответе должен содержаться перечень делегатов для участия в переговорном процессе. Работодатель не вправе отказаться от участия в переговорах, иначе его могут привлечь к административной ответственности.
  4. Создается специальная комиссия в целях разработки проекта договора.
  5. Проводятся коллективные переговоры. Их старт отсчитывается с первого дня после поступления ответа от второй стороны. Дату и место проведения переговоров стороны определяют в согласительном порядке. На переговорах сторонам следует определиться с положениями договора и выяснить, какие у них есть противоречия.
  6. По результатам переговоров составляется итоговый протокол.
  7. Все проблемные моменты фиксируются в протоколе разногласий.
  8. Стороны концентрируются на разрешении противоречий. Для этого могут назначаться новые заседания, число которых не ограничено, или использоваться положения ст. 61 Трудового кодекса.
  9. Подписывается коллективный договор. Даже если стороны не смогли договориться по всем вопросам, договор нужно подписать в течение 3 месяцев с даты старта переговоров. Об этом говорит ст. 40 Трудового кодекса.

Процессуальный аспект заключения коллективного договора достаточно важен, так как это не позволит признать документ недействительным и сохранит за работодателем право на налоговые льготы.

О коллективных трудовых спорах в законодательстве

Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:

  1. Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
  2. Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
  3. День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.

Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.

Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.

Следующие лица наделены правом представлять руководство:

  • организации профессиональных объединений;
  • руководящие сотрудники;
  • другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.

Процедура подготовки и принятия коллективного договора

В Трудовом кодексе процедура разработки коллективного договора прописана не достаточно подробно. В ст. 42 Трудового кодекса указано на возможность урегулирования данного вопроса через специальные или региональные нормативно-правовые акты. В частности, процедуре принятия коллективного договора уделяется внимание в законе «О профессиональных союзах» от 1996 года №10-ФЗ, а также в отраслевых соглашениях между местной администрацией и профсоюзами и иных муниципальных актах.

Порядок проведения переговоров по вопросу содержания коллективного договора и заседания комиссии прописан в ст. 37 Трудового кодекса. В ходе переговоров собираются различные предложения от участников и консолидируются. Участники переговорного процесса сами вправе определять условия проведения заседаний.

При проведении коллективных переговоров работодатель обязан освободить его участников от основной работы с сохранением за ними среднего заработка (согласно ч. 1 ст. 39 Трудового кодекса) и предоставлять сотрудникам полную информацию, нужную, чтобы заключить договор (по ч. 2 ст. 22). Лиц-участников переговоров работодатель не вправе подвергать взысканию, переводить на иную работу, увольнять по собственной инициативе.

Ч. 3 ст. 39 Трудового кодекса предусматривает, что затраты на участие в коллективных переговорах могут компенсироваться в порядке, установленном данным документом.

Оплата услуг привлеченных экспертов и юристов осуществляется за счет приглашающей стороны.

Стороны вправе запрашивать информацию о ходе переговоров у своих оппонентов, которым дается 2 недели на обработку запроса и предоставление официального ответа. Ход заседания комиссии и предложения сторон необходимо письменно зафиксировать.

Нередко стороны не могут прийти к соглашению на первом заседании, тогда они формируют протокол разногласий и назначают новое заседание.

Если сторонам так и не удается урегулировать спорные вопросы, то они могут прибегнуть к помощи посредника или обратиться в уполномоченную инстанцию по урегулированию трудовых споров.

Этапы переговорного процесса по вопросу коллективного договора обычно таковы:

  1. Комиссия согласует содержание коллективного договора. Обычно инициативы на данном этапе принадлежат работникам как наиболее заинтересованной стороне. При этом представитель работодателя оценивает содержание предложений на предмет соответствия локальным нормативно-правовым актам и трудовому законодательству. В коллективный договор допускается включить такие вопросы, как форма, система и размер оплаты труда; выплачиваемые пособия и компенсации; механизм регулирования оплаты труда; рабочее время и время отдыха; переобучение; экологическая безопасность и пр. Этот перечень не является исчерпывающим и обязательным. Положения коллективного договора не должны дублировать положения трудового договора и может содержать только улучшающие положения работников условия (например, дополнительные отпуска и компенсации).
  2. Определяется общая сумма финансирования предоставляемых сотрудникам гарантий. Это зависит от текущего финансового состояния компании и рентабельности работы.
  3. Устанавливаются нормы и конкретные размеры гарантий по определенным ранее позициям.
  4. Определяются обязательства работников по договору (например, отказ от забастовок при условии соблюдения работодателем условий договора).
  5. Решаются процедурные вопросы. В частности, сроки действия договора, порядок его применения, внесения изменений и заключения.

Срок действия коллективного договора не может превышать трех лет (по ч. 1 ст. 43 ТК РФ).

Подробнее о трудовых спорах с коллективами

Это явление наделено своими особенностями, как и другие виды взаимодействия между заинтересованными сторонами:

  1. Способ урегулирования.
  2. Предмет и причины.
  3. Субъектный состав.

В действиях по урегулированию такого конфликта допустимо большое количество участников:

  • органы прокуратуры;
  • судьи регионального звена;
  • Федеральный и региональный уровень органов, представляющих исполнительную власть;
  • Роструд и другие организации, выполняющие схожие функции;
  • трудовой арбитраж, действующий на временной или постоянной основе;
  • посредники;
  • примирительные комиссии.

Кто утверждает коллективный договор

Коллективный договор утверждают участники переговоров. Он подлежит регистрации в контролирующей инстанции, выбранный в регионе. Но орган исполнительной власти не занимается утверждением коллективных договоров и не вправе вносить в него правки. Он лишь может известить работодателя о допущенных в договоре нарушениях законодательства.

Отсутствие полного согласия у сторон по вопросу содержания коллективного договора не снимает с них обязанности по подписанию документа в установленные сроки хотя бы в той части, где сторонам удалось прийти к согласию. Остальные положения можно вносить в договор через подписание дополнительных соглашений.

Перед подписанием договора стороны могут обратиться к специалистам для проведения юридического анализа. В ходе такого анализа юрист обращает внимание на соответствие положений договора нормам трудового права и следит, чтобы договор не ухудшал условия труда сотрудников.

Предмет и причины для спора

Разногласия между заинтересованными сторонами – предмет для большей части переговоров. На локальном уровне такой спор может быть вызван несколькими следующими основаниями:

  1. Учет работодателем мнения сотрудников при оформлении локальных нормативных актов.
  2. Составление соглашений с коллективом, контроль по условиям. При необходимости рассматривают изменения.
  3. Установление трудовых условий, в том числе – вознаграждений за работу.

Допустимы корректировки по указанным факторам при повышении уровня взаимодействия.

О сроке действия коллективных соглашений

1-3 года – стандартное время действия для большинства документов, оформленных в результате мероприятия. Но коллективные договоры могут изменить указанное правило:

  1. Действие соглашения продлевают, если на момент коллективных переговоров основной документ перестал быть активным.
  2. При ликвидации фирмы информация остаётся актуальной, пока процедура не завершится.
  3. Договор продолжает действовать, если владелец предприятия меняется.
  4. Реорганизация тоже не влияет на соглашение и его действие.

Как определяется день начала коллективных переговоров

Особый порядок в законодательстве предусматривается и для определения сроков и дат ведения коллективных переговоров. В частности, инициировать их может любая из сторон трудовых взаимоотношений. Однако она должна направить второй стороне уведомление. На данное уведомление вторая сторона взаимоотношений обязана ответить в течение семи дней с момента получения ей письма или иного уведомления.

Непосредственно день начала коллективных переговоров определяется как следующий после дня получения рассматриваемого ответа стороной-инициатором переговоров. Нарушение означенных сроков работодателем может повлечь за собой привлечение к административной ответственности соответственно статье 5.27 КоАП РФ.

Если день, приходящийся на день начала коллективных переговоров является выходным для работодателя или профсоюза, то днем их начала считается следующий за ним ближайший рабочий день для обеих сторон.

Если работодатель отказывается от участия в мероприятии?

В законе не описаны причины, по которым руководство может отказать. Запрещены нарушения стандартного хода переговоров, продолжающего действовать во всех ситуациях. При появлении нарушений возникают последствия из статьи 54 ТК РФ:

  • отказ подписывать протокол, составленный по итогам коллективных переговоров;
  • решение принято, но подписывать корректировки отказываются;
  • Участие в самих переговорах переносится.

На работодателей накладывают штраф при выявлении таких отклонений. Размер наказаний составит от 1 до 3 тысяч рублей.

https://youtu.be/Yvt52okvC_E

Протокол

Порядок ведения коллективных переговоров четко отражается в протоколе. Протоколирование данной процедуры обязательно. Документ должен состоять из следующих данных:

  • Время и место проведения мероприятия.
  • Члены комиссии, их полномочия и обязанности, с указанием Ф. И. О. и занимаемых должностей.
  • Номер документа.
  • Тема собрания, результаты и принятые решения.
  • Результаты голосования по тому или иному вопросу.
  • Подписи всех участников собрания.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]