Расходы на благоустройство территории – основные понятия и законодательное регулирование
Под понятием «благоустройство территории» понимается ряд мер по озеленению, освещению, устройству покрытий, размещению объектов монументального искусства и малых архитектурных форм с целью улучшения эстетического, функционального, экологического и санитарного состояния участка в непосредственной близости от предприятия.
Ниже представлен перечень основных видов работ по благоустройству территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям предприятий:
- установка садовой мебели и малых архитектурных форм, а также их ремонт и покраска;
- прокладка автомобильных дорог и тротуаров, а также их ремонт;
- создание пешеходных тропок и велосипедных дорожек, их ремонт;
- оборудование стоянок для автомобилей;
- организация спортивных и игровых площадок;
- озеленение территорий (высадка растений, осуществление ухода за ранее посаженными растениями – проведение подкормки деревьев и их обрезки, сезонной стрижки кустов, вырезки поросли, уборка сорняков, прополка цветников и газонов, кошение травы, удаление засохших деревьев);
- ремонт и покраска заборов, ограждений, зданий (балконов, дверей, окон, цоколей, фасадов);
- периодически очистка территорий от мусора.
Рекомендации по подготовке правил благоустройства территорий утверждены Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр. В зависимости от того, где расположено учреждение, действуют различные порядки в отношении благоустройства территорий:
- Как следует из текста п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в городах федерального значения утверждение правил и организация благоустройства проводятся в согласии с законами городов федерального значения.
- В муниципальных образованиях порядок и периодичность проведения мероприятий по благоустройству прописан в муниципальных правовых актах, подчиняющихся федеральным законам и другим нормативным актам.
Важно!
Бухгалтеру необходимо помнить о том, что, согласно Указаниям № 65н, в целях оплаты расходов на благоустройство территорий и отражения их в бухгалтерском учете затраты относятся на соответствующие подстатьи ст. 220 «Оплата работ, услуг» и ст. группы 300 «Поступление нефинансовых активов» (в зависимости от экономического содержания понесенных предприятием затрат).
Благоустройство территории: какие расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль
Челябинским компаниям придется позаботиться о состоянии территории, прилегающей к их офисным, производственным или торговым зданиям – так считает руководство областного центра. Иными словами, организации должны самостоятельно создавать объекты внешнего благоустройства: клумбы, газоны, автостоянки, ограждения и пр.
При этом правомерность уменьшения налогооблагаемого дохода на расходы, связанные с созданием таких объектов, вызывает множество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Рассмотрим несколько ситуаций, при которых могут быть созданы объекты внешнего благоустройства территории, и проанализируем правомерность отражения затрат на такое благоустройство в налоговом учете.
Понятие объектов внешнего благоустройства
В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «благоустройство территории», поэтому на практике налогоплательщики и налоговые органы руководствуются его общепринятым значением, приведенным в разъяснениях Министерства финансов РФ. Так, в письме Минфина РФ от 4 декабря 2008 г.
№ 03-03-06/4/94 под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются затраты, не связанные с коммерческой деятельностью организации и направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.
Они не относятся непосредственно к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и могут включать в себя следующие затраты:
- на устройство дорожек, скамеек, газонов, посадку деревьев и кустарников;
- на возведение ограждения земельного участка;
- на устройство площадок для стоянки автомобилей;
- на установку фонарей уличного освещения и т.п.
В настоящее время нет однозначной позиции по учету расходов, направленных на создание объектов внешнего благоустройства. Порядок их учета зависит от ситуации, при которой создается объект. Рассмотрим отдельные ситуации более подробно.
Ситуация № 1. Обязанность создавать объекты внешнего благоустройства предусмотрена в нормативных актах
Иногда создание объектов внешнего благоустройства является обязательным в силу нормативно-правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В данном случае, по мнению чиновников, затраты, понесенные организацией, являются экономически обоснованными и учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362).
Аналогичная позиция высказана в постановлении ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16. В указанном постановлении суд исходил из того, что требования о проведении благоустройства и озеленения территории предусмотрены в нормативных актах и необходимы для сдачи в эксплуатацию объектов недвижимости и регистрации прав собственности на них.Такой же позиции придерживаются и другие арбитражные суды (см.
, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08).Таким образом, если расходы по благоустройству произведены организацией в соответствии с требованиями законодательства, то они учитываются в целях исчисления налога на прибыль организации.
Ситуация № 2.
Создание объектов на территории санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений
Для данных организаций особенно важно наличие на их территории большого количества фитозон и объектов внешнего благоустройства, таких как декоративные бассейны, фонтаны, дорожки, клумбы, беседки и пр. Очевидно, что устройство таких объектов напрямую связано с деятельностью организаций. Чем привлекательнее территория, тем больше шансов для компании увеличить количество клиентов и оказать им качественные услуги.Сотрудники финансового ведомства считают, что затраты на благоустройство территории для санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений и т.д. самым непосредственным образом связаны с получением дохода и могут учитываться при исчислении налога на прибыль (письма Минфина РФ от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94).Отметим, что суды придерживаются аналогичной позиции. Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 4 апреля 2006 г. № КА-А40/2276-06-2, ФАС Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3 суды пришли к выводу, что осуществленные организациями затраты на благоустройство соответствуют установленным п.1 ст.252 НК РФ условиям и правомерно отнесены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.Соответственно, в данном случае отражение в налоговом учете расходов на создание объектов внешнего благоустройства также является правомерным.
Расходы на благоустройство территории – приобретение малых архитектурных форм
Малые архитектурные формы – это какие-либо искусственные элементы садово-парковой композиции, полный перечень которых приведен в п. 3.11 СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий». К таковым можно отнести навесы, оборудование для обустройства детских игровых площадок, павильоны, киоски, скульптуры из живых растений, арки, скамейки, трельяжи, перголы, ротонды, беседки. Обычно объекты малых архитектурных форм соответствуют признакам основных средств и признаются таковыми исходя из указаний Инструкции № 157н.
Важно!
На этапе проектирования ландшафта, или при выборе и оплате малых архитектурных форм, следует руководствоваться каталогами сертифицированных изделий.
Бухгалтеру при постановке на учет приобретенных предприятием малых архитектурных форм следует помнить о двух моментах:
- Материальные ценности в виде МАФ отражаются на соответствующих аналитических счетах сч. 0 101 00 000 «Основные средства» (если МАФ соответствуют критериям отнесения ценностей к основным средствам).
- Расходы на покупку или изготовление малых архитектурных форм осуществляются по статье 310 «Увеличение стоимости ОС» КОСГУ и по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Расходы на благоустройство территории – устройство и ремонт дорожных покрытий
Под благоустройством территории в плане устройства дорожных покрытий понимается проведение следующих мероприятий:
- ремонт устаревших и изношенных покрытий;
- замена ранее установленных покрытий площадок и дорожек (к примеру, укладка асфальта, тротуарной плитки, шлака, щебенки и т.д.);
- создание покрытий «с нуля».
Виды дорожных покрытий
Прежде чем рассматривать тонкости бухгалтерского учета в отношении благоустройства территорий, следует разобраться, какие виды дорожных покрытий различают в целях благоустройства:
- Мягкие (не капитальные) – к таковым относятся покрытия, изготовленные из искусственных и природных сыпучих материалов (таких как резиновая крошка, песок, керамзит, щебень, гранитные высевки), которые находятся в естественном состоянии, в форме сухих смесей, уплотненных смесей или укрепленных вяжущими материалами.
- Твердые (капитальные) – к таковым относятся сборные или монолитные конструкции из природного камня, асфальтобетона, цементобетона и подобных им материалов.
Принятие к учету объектов благоустройства
Важно!
Объекты основных средств принимаются к учету по решению действующей комиссии по поступлению и выбытию активов на основании результатов работ по благоустройству территории. При принятии решения ориентироваться следует на назначение объекта-покрытия с учетом указаний СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», Инструкции № 157н и СНиП «Автомобильные дороги». По результатами рассмотрения дела комиссией составляется оправдательный документ – акт (первичный учетный документ).
Инвентарные объекты ОС должны быть приняты к учету в соответствии с требованиями ОКОФ к группировке объектов основных фондов (об этом говорится в п. 45 Инструкции № 157н). ОКОФ обязывает относить к ОС объекты вроде площадок и дорожек – такие объекты стоит отнести к «Прочим сооружениям», куда вписываются основные средства, не вошедшие в иные группы. На сегодняшний день применяется новый код ОКОФ – 220.41.20.20.90012 (ранее – 12 0001090).
Если под мероприятиями по благоустройству территории понимается проведение ремонта или реконструкции ранее созданного объекта, расходы на данные работы относятся к затратам текущего финансового года. Подобные расходы будут отражены на счете 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового года» (на соответствующем счете аналитического учета).
Созданные «с нуля» дорожки и площадки и прочие объекты благоустройства должны быть учтены в составе основных средств, с 1 января 2020 года для этого открывается счет 0 101 02 000 «Нежилые помещения» (ранее – 0 101 03 000 «Сооружения»). Если было возведено сразу несколько объектов с одинаковым сроком полезного использования и одинаковым функциональным назначением, следует рассматривать их как комплекс с одним инвентарным номером. Это не касается объектов, имеющих самостоятельную функцию (к примеру, если одна из площадок была возведена с целью организации на ней парковочных мест).
Комплекс привязывается к участку земли, на котором находится. В инвентарной карточке учета нефинансовых активов бухгалтер должен отразить сведения обо всех объектах, вошедших в комплекс, в отдельности.
Важно!
На предприятии целесообразно закрепить особенности учета объектов благоустройства в рамках формирования учетной политики.
Отражение расходов на дорожные покрытия в бухгалтерском учете
Расходы на проведение мероприятий по укладке дорожек и установке площадок должны быть отражены по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг». В зависимости от ситуации во внимание принимаются нормы:
- ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (если строительные материалы для укладки дорожек или устройства площадок закупались в рамках отдельных договоров);
- ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (если мероприятия проводились предприятием с целью улучшения функциональных характеристик ранее возведенных объектов или в целях их восстановления);
- ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (если в результате проведения работ к учету принимаются новые сооружения).
Пример отражения расходов на укладку дорожек в бухгалтерском учете
Допустим, предприятие подписало договор с подрядчиком, согласно которому тот обязуется выполнить строительные работы по обустройству новой площадки, которая будет служить парковкой. Предполагается укладка асфальтобетонного покрытия. Расходы на проведение работ составили 380 тысяч рублей, при этом предприятие выплатило подрядчику аванс в размере 25% общем стоимости работ по укладке покрытия. Оплата производится из целевых средств, выделенных на указанные цели из бюджета в форме субсидии.
Бухгалтер должен будет отразить операции на следующих счетах бухгалтерского учета:
Операция | Сумма (руб.) | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Подрядной организации переведен аванс | 95.000 (380.000 х 25%) | 5 206 31 000 | 5 201 11 000 |
Сформирована первоначальная стоимость объекта (парковки) | 380000 | 5 106 11 000 | 5 302 31 000 |
Зачтен перечисленный подрядчику аванс | 95000 | 5 302 31 000 | 5 206 31 000 |
Парковка принята к учету (после оформления акта приемки работ). Одновременно осуществляется перенос капитальных вложений с КВФО 5 на КВФО 4. | 380000 | 5 306 04 000 4 101 12 000 | 5 106 11 000 4 304 06 000 |
Произведен окончательный расчет с подрядной организацией | 285000 (380000 – 95000) | 5 302 31 000 | 5 201 11 000 |
Бухучет
Порядок отражения в бухучете расходов на благоустройство зависит от связи их с основным объектом строительства. А именно:
- благоустройство неразрывно связано с основным объектом строительства;
- в процессе благоустройства создаются самостоятельные объекты – объекты внешнего благоустройства.
Если строительство ведется за счет средств привлеченного инвестора, то результаты работ по благоустройству застройщик передает ему. При этом в учете застройщика расходы по благоустройству отражаются следующим образом.
Если расходы по благоустройству неразрывно связаны с основным объектом строительства (произведены до ввода его в эксплуатацию), относите их на увеличение расходов по строительству основного объекта:
Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76) – отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на благоустройство.
Как правило, такое благоустройство носит обязательный характер в силу закона, и без него основной объект строительства нельзя вводить в эксплуатацию. Поэтому такие расходы увеличивают капитальные вложения в основной объект (п. 8 ПБУ 6/01).
Нередко запланированное в смете благоустройство приходится вести уже после ввода объекта в эксплуатацию из-за сезонного характера работ. Например, озеленение, устройство верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданию и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установка малых архитектурных форм, а также отделка и расколеровка элементов фасадов зданий может быть перенесена на ближайший весенне-летний период. В этом случае заложенные в смету расходы для выполнения таких работ застройщик включает в стоимость строящегося объекта путем формирования оценочного обязательства по счету 96. Для создания резерва к счету 96 откройте субсчет, например «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству». Выполненные работы будут списаны за счет созданного резерва.
Эти операции в учете отразите проводками:
Дебет 08 Кредит 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству» – отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на проведение сезонных работ по благоустройству (до их осуществления);
Дебет 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству» Кредит 20 (60) – фактически осуществленные расходы на проведение сезонных работ по благоустройству списаны за счет созданного резерва.
В процессе благоустройства могут создаваться и самостоятельные объекты (объекты внешнего благоустройства). Определение объектов внешнего благоустройства в законодательстве отсутствует. Минфин России в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/203 предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Согласно этому письму под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. К ним относятся, например, устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов.
Расходы на такие объекты застройщик должен формировать обособленно по каждому объекту внешнего благоустройства. Расходы отражаются проводкой:
Дебет 08-3 субсчет «Создание объекта внешнего благоустройства» Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76) – отражены капитальные вложения в создание объекта внешнего благоустройства.
У инвестора после передачи застройщиком такие объекты учитываются в зависимости от характера их использования.
Если объекты внешнего благоустройства инвестор использует в своей основной деятельности и они отвечают определенным условиям, он учитывает их в составе основных средств:
Дебет 01 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – отражен в составе основных средств объект внешнего благоустройства.
Если полученный объект инвестор планирует сдавать в аренду (аренда не является основным видом деятельности), то такой актив учитывается как доходное вложение в материальные ценности:
Дебет 03 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – отражен в составе доходных вложений в материальные ценности объект внешнего благоустройства.
Стоимость таких активов списывается на расходы через амортизацию (абз. 1 п. 17 ПБУ 6/01). Если в налоговом учете объект внешнего благоустройства не амортизируется, при признании указанных расходов в бухучете возникает постоянная разница, приводящая к образованию постоянного налогового обязательства, сумма которого отражается:
Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – отражено постоянное налоговое обязательство.
Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.
Пример отражения в бухучете расходов по озеленению территории вокруг построенного здания. Озеленение территории произведено с целью компенсации вырубленных в ходе строительства зеленых насаждений. Расходы на благоустройство относятся на расходы по строительству основного объекта
ОАО «Производственная » (инвестор) финансирует строительство офисного центра, предназначенного для сдачи в аренду. Затраты на строительство офисного центра составили 60 062 000 руб. (в т. ч. НДС – 9 162 000 руб.), куда входят расходы на посадку 50 деревьев и кустарников – 1 062 000 руб. (в т. ч. НДС – 162 000 руб.). Денежные средства были перечислены застройщику в марте 2020 года.
В июне 2020 года строительство офисного центра было завершено. В этом же месяце застройщик приступил к обязательному озеленению территории.
Затраты на озеленение застройщик включил в расходы на строительство основного объекта (офисный центр), так как такой вид благоустройства является обязательным (требование законодательства в сфере охраны окружающей среды).
В этом же месяце застройщик передал построенный объект «Мастеру» по акту, и здание было введено в эксплуатацию.
Для отражения операций с застройщиком бухгалтер «Мастера» использует открытый к счету 76 субсчет «Расчеты с застройщиком».
В бухучете «Мастера» операции по строительству офисного центра отражены следующими проводками.
В марте 2020 года:
Дебет 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» Кредит 51 – 60 062 000 руб. – перечислены денежные средства застройщику на строительство офисного центра.
В июне 2020 года:
Дебет 08-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – 50 900 000 руб. – принят от застройщика офисный центр, включая расходы на благоустройство;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – 9 162 000 руб. – отражен НДС, предъявленный застройщиком;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 9 162 000 руб. – принят к вычету НДС по построенному зданию.
Пример отражения в бухучете расходов по благоустройству территории вокруг построенного здания. В результате внешнего благоустройства создается отдельный объект
ОАО «Производственная » (инвестор) финансирует строительство офисного центра, предназначенного для собственных нужд. Согласно проекту благоустройство территории включает строительство автостоянки. Затраты на строительство офисного центра составили 59 000 000 руб. (в т. ч. НДС – 9 000 000 руб.), расходы на строительство автостоянки – 1 062 000 руб. (в т. ч. НДС – 162 000 руб.). Денежные средства были перечислены застройщику в марте 2015 года.
В июне 2020 года строительство офисного центра было завершено. В этом же месяце застройщик передал построенный объект «Мастеру» по акту, и здание было введено в эксплуатацию.
В июле 2020 года застройщик закончил строительство автостоянки и передал данный объект внешнего благоустройства «Мастеру». В этом же месяце автостоянка введена в эксплуатацию.
Для отражения операций с застройщиком бухгалтер «Мастера» использует открытый к счету 60 субсчет «Расчеты с застройщиком».
В бухучете «Мастера» операции по строительству офисного центра отражены следующими проводками.
В марте 2020 года:
Дебет 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» Кредит 51 – 60 062 000 руб. – перечислены денежные средства застройщику на строительство офисного центра и благоустройство территории.
В июне 2020 года:
Дебет 08-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – 50 000 000 руб. – принят от застройщика офисный центр;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – 9 000 000 руб. – отражен НДС, предъявленный застройщиком;
Дебет 01 Кредит 08-3 – 50 000 000 руб. – введен в эксплуатацию офисный центр;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 9 000 000 руб. – принят к вычету НДС по построенному зданию.
В июле 2020 года:
Дебет 08-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – 900 000 руб. – принят от застройщика объект внешнего благоустройства (автостоянка);
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» – 162 000 руб. – отражен НДС, предъявленный застройщиком;
Дебет 01 Кредит 08-3 – 900 000 руб. – введена в эксплуатацию автостоянка;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 162 000 руб. – принят к вычету НДС по автостоянке.
Порядок учета расходов по благоустройству территории при расчете налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
Расходы на благоустройство территории – расходы на озеленение
Под озеленением понимается комплекс мероприятий, связанных с созданием и применением растительных насаждений. Различают 2 вида озеленения в зависимости от места расположения:
- мобильное – когда растения высаживаются в передвижные емкости (вазоны, контейнеры и пр.);
- стационарное – когда растения высаживаются непосредственно в грунт без использования передвижных конструкций.
Как правило, под мероприятиями по озеленению подразумевается организация зеленых массивов, групп, цветников, газонов, живых изгородей, кулис, боскетов, шпалеров, газонов и посадок (букетных, рядовых, аллейных и пр.). За уже произведенными посадками время от времени необходимо ухаживать, и такие работы тоже относятся к озеленению:
- обработка специальными препаратами от болезней и вредителей, замазка дупел и ран на коре деревьев;
- вырубка сухостоя и деревьев в аварийном состоянии, обрезка сухих ветвей, вырезка поломанных и сухих веток и сучьев;
- агротехнические мероприятия (скашивание травы, борьба с болезнями и вредителями, сушка, обрезка, рыхление, полив).
Оплата работ по озеленению
Произведение оплаты мероприятий, направленных на озеленение территории, будут регулироваться различными нормативными актами, в зависимости от экономического содержания договоров с организациями, специализирующимися на посадке растений. Оплата производится в согласии с положениями Указаний № 65н, отражается по КВР 244 в увязке с:
- подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (если оформляется договор на оказание комплекса услуг с целью благоустройства территории, в т.ч. на проведение работ по озеленению);
- подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (если речь идет о договорах на оказание услуг по осуществлению ухода и содержания многолетних насаждений);
- Статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (если покупаются семена, саженцы, многолетние насаждения – посадочный материал).
Бухгалтерский учет семян, саженцев, посадочного материала, многолетних насаждений
Многолетние насаждения – это объекты растительного происхождения, которые более 1 раза дают продукцию, и чей естественный рост и восстановление подконтрольны субъекту учета.
К таковым относятся:
- Культивируемые насаждения ботанических садов, учебных заведений, научно-исследовательских центров при использовании их в научных целях.
- Живые изгороди, насаждения по укреплению берегов рек и песков, снегозащитные полосы, полезащитные полосы, овражно-балочные насаждения и т.д.
- Декоративные и озеленительные насаждения на территории юридических лиц, на улицах и площадях, во дворах жилых домов, в парках, садах и скверах.
- Плодово-ягодные насаждения (любые кустарники и деревья).
Бухгалтеру необходимо знать о следующих особенностях учета расходов на озеленение территории предприятия:
- Многолетние насаждения (кроме тех, что высаживались в питомниках в качестве посадочного материала) должны быть включены в состав ОС и учитываться на счете 0 101 07 000 «Биологические ресурсы» (ранее такие объекты подлежали учету на счете 0 101 08 000 в составе прочих основных средств).
- Саженцы, семена и иные посадочные материалы должны быть включены в состав материальных ценностей и учтены на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
Пример отражения расходов по озеленению в бухгалтерском учете
Бюджетное учреждение заключило договор с питомником на проведение работ по озеленению и благоустройству участка (в рамках деятельности по выполнению госзадания). Деревья высаживались и цветники разбивались по договору со специализированной компанией за 21 тысячу рублей. С этой целью был куплен посадочный материал:
- саженцы деревьев – 55 тысяч рублей;
- семена травы и цветов – 34 тысячи рублей.
Затраты на озеленение были включены бухгалтером в состав общехозяйственных расходов в соответствии с учетном политикой. Были сделаны следующие записи:
Операция | Сумма (руб.) | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Учтены посадочные материалы, включая саженцы | 89000 (55000 + 34000) | 4 105 36 340 | 1 302 34 730 |
Отражено погашение долга перед поставщиком посадочных материалов | 89000 | 4 302 34 830 | 4 201 11 610 |
Произведено списание посеянных семян | 34000 | 4 109 80 272 | 4 105 36 440 |
Отражено формирование стоимости многолетних растений (1). Принятие многолетних насаждений к учету (2). | 55000 | (1) 4 106 31 310 (2) 4 101 37 310 | (1) 4 105 36 440 (2) 4 106 31 310 |
Произведено начисление расходов по оплате работ по озеленению специализированной компанией | 21000 | 4 109 80 226 | 4 302 26 730 |
Произведена оплата произведенных работ (после оформления акта приемки) | 21000 | 4 302 26 830 | 4 201 11 610 |
Благоустройство прилегающей территории: учет расходов
02.04.2018
Под благоустройством принято понимать комплекс проводимых мероприятий, направленных на улучшение эксплуатационных и эстетических характеристик территорий учреждений культуры. Что это за мероприятия и как отражаются в учете соответствующие расходы?
Мероприятия по благоустройству территории
На основании п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
все юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений, должны проводить мероприятия по благоустройству прилегающих к ним территорий в соответствии с законодательством.
Утверждение правил благоустройства территории относится к вопросам местного значения (пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
). На сегодняшний день их разработка осуществляется в соответствии с
Методическими рекомендациями
, где приводятся основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, применяемые при подготовке правил благоустройства в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.
Исполнение соответствующих правил возлагается на всех владельцев, пользователей имущества и земель, независимо от их организационно-правовой формы и видов осуществляемой деятельности. Напомним, что имущество государственных (муниципальных) учреждений принадлежит им на праве оперативного управления, а земельные участки предоставляются им в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 296 ГК РФ
,
пп. 2 п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ
).
Исходя изМетодических рекомендаций к элементам благоустройства относят:
– элементы озеленения; – покрытия; – ограждения (заборы); – водные устройства; – уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; – игровое и спортивное оборудование; – элементы освещения; – средства размещения информации и рекламные конструкции; – малые архитектурные формы и городскую мебель; – некапитальные нестационарные сооружения; – элементы объектов капитального строительства.
Основными видами работ по благоустройству являются:
– уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация; – озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев); – ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки); – возведение различных видов ограждений, установка беседок, скамеек, фонтанов, различных архитектурных форм, фонарей уличного освещения; – содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры; – обустройство игровых, детских, спортивных, танцевальных площадок; – ремонт памятников, обелисков и др.
Финансовое обеспечение расходов
Обязанность по благоустройству территории муниципальных образований относится к компетенции органов местного самоуправления. Учреждения, в свою очередь, несут бремя по благоустройству закрепленного за ними имущества и земель.
В первом случае финансовое обеспечение выполнения работ по благоустройству территории муниципального образования может осуществляться (письма Минэкономразвития РФ от 10.03.2017 № ОГ-Д28-2556
,
Минфина РФ от 09.12.2015 № 02-01-10/71882
):
– в пределах доведенных до органа местного самоуправления – заказчика по муниципальному контракту лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) на соответствующие цели; – за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, предоставляемой учреждению, специально созданному для осуществления функций по благоустройству территорий, в отношении которого орган местного самоуправления выступает учредителем.
Во втором случае источниками финансирования расходов, связанных с благоустройством прилегающих территорий, могут быть ЛБО, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, на цели осуществления капитальных вложений, на иные цели, а также собственные средства учреждений, полученные в рамках приносящей доход деятельности. Именно за счет этих источников осуществляется финансовое обеспечение соответствующих расходов учреждений культуры.
Учет расходов на благоустройство
Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории будет зависеть от экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом контракта (договора). Выделим основные расходы, которые имеют место быть при благоустройстве прилегающей территории учреждений культуры.
Уборка территории
Уборка прилегающей территории в зависимости от климатического сезона включает следующие работы:
– зимой – очистку территории от наледи и снега, устранение скользкости; – весной – расчищение канав для стока талых вод к люкам и приемным колодцам ливневой сети; – летом – подметание пыли и сора с поверхности покрытий, уход за газонами; – осенью – подметание и сгребание листьев, очистку от мусора территорий, на которых зимой предполагается складировать снег.
В результате проведения таких работ образуются мусор и прочие отходы, которые впоследствии вывозятся для утилизации специализированными организациями.
В соответствии с Указаниями № 65н
расходы учреждения в рамках заключенных договоров, предметом которых являются уборка территории учреждения от грязи, мусора, снега и пр., а также вывоз мусора, отходов и их последующая утилизация (размещение, захоронение), отражаются по
коду вида расходов 244
«Прочая закупка товаров, работ и услуг» и
подстатье 225
«Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
При этом в рамках отдельного договора на оказание услуг и работ по утилизации, захоронению различных видов отходов расходы отражаются по подстатье 226
«Прочие работы, услуг» КОСГУ.
Пример 1.
Автономное учреждение культуры заключило договор с подрядной организацией на выполнение комплекса работ по очистке территории от снега и наледи. В марте 2020 года работы осуществлены на сумму 15 000 руб. Их оплата произведена за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, по факту выполнения работ (на основании акта выполненных работ).
Указанные операции отражены в учете автономного учреждения в соответствии с Инструкцией № 183н
следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена задолженность перед подрядчиком за выполнение работ по уборке снега | 4 109 80 225 | 4 302 25 000 | 15 000 |
Перечислены денежные средства за выполненные работы по факту их выполнения | 4 302 25 000 | 4 201 11 000 | 15 000 |
Озеленение территории
Озеленение является элементом благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающим формирование среды с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории учреждения.
При озеленении территории проводятся работы, связанные:
– с посадкой саженцев деревьев, кустарников, цветов и т. д.; – с разбивкой газонов, цветников, клумб; – с уходом за многолетними зелеными насаждениями.
В соответствии с Указаниями № 65н расходы учреждения на приобретение саженцев многолетних насаждений, а также другого посадочного материала (семян, сеянцев, рассады, черенков и др.) следует отражать по коду вида расходов 244
«Прочая закупка товаров, работ и услуг» и
статье 340
«Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Исходя из положений п. 118 Инструкции №
157н
посадочные материалы учитываются на
счете 0 105 36 000
«Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».
Многолетние насаждения, согласно ОКОФ ОК 013-2014, относятся к такому виду основных средств, как культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию (код 520.00.00.00). Они включены в десятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 30 лет (см. Классификацию основных средств
).
Согласно п. 43 Инструкции № 157н
капитальные вложения в многолетние насаждения включаются учреждением в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Аналогичные нормы закреплены в
п. 15 СГС
«
Основные средства»
.
Для учета многолетних насаждений, достигших эксплуатационного возраста (периода плодоношения), предназначен счет 0 101 07 000
«Биологические ресурсы» (
письма Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257
,
от 15.12.2017 № 02-07-07/84237
).
К сведению:
до 01.01.2018 многолетние насаждения учитывались на
счете 0 101 08 000
«Прочие основные средства».
Что касается расходов, связанных с работами по озеленению, то согласно Указаниям № 65н они отражаются по коду вида расходов 244
«Прочая закупка товаров, работ, услуг» в увязке:
– с подстатьей 225
«Работы, услуги по содержанию имущества» – при заключении договоров на оказание услуг, связанных с уходом и содержанием многолетних насаждений (формирование крон, предупреждение появления вредителей, защита от вредителей и солнечной радиации); – с
подстатьей 226
«Прочие работы, услуги» – в рамках договоров на оказание комплекса услуг по благоустройству территории, включая работы по озеленению (посадка деревьев, кустарников, цветов и т. д., создание травянистых газонов, клумб).
Пример 2.
Бюджетное учреждение приобрело у поставщика саженцы многолетних хвойных растений для последующей посадки их на своей территории. Стоимость одного саженца составила 800 руб., всего приобретено 10 шт. Для посадки саженцев привлечена сторонняя организация, стоимость работ по договору – 5 500 руб. Все расходы осуществлены за счет средств, полученных от оказания платных услуг. При достижении хвойными растениями эксплуатационного возраста они приняты к учету в состав основных средств.
Указанные операции отразятся в учете бюджетного учреждения на основании Инструкции № 174н
следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету саженцы в составе материальных запасов | 2 105 36 340 | 2 302 34 730 | 8 000 |
Погашена задолженность перед поставщиком саженцев | 2 302 34 830 | 2 201 11 610 | 8 000 |
Произведены работы по посадке саженцев (отражены капитальные вложения в многолетние насаждения) | 2 106 31 310 | 2 302 26 730 | 5 500 |
Погашена задолженность перед сторонней организацией за выполненные работы по посадке саженцев | 2 302 26 830 | 2 201 11 610 | 5 500 |
Списаны саженцы после их высадки (отражены капитальные вложения в многолетние насаждения) | 2 106 31 310 | 2 105 36 440 | 8 000 |
Приняты многолетние насаждения в состав основных средств при достижении ими эксплуатационного возраста ((8 000 + 5 500) руб.) | 2 101 37 310* | 2 106 31 310 | 13 500 |
* На момент написания статьи Инструкция № 174н не приведена в соответствие требованиям СГС «Основные средства». Поэтому до принятия соответствующих поправок, предусматривающих учет многолетних насаждений на счете 0 101 37 000
«Биологические ресурсы – иное движимое имущество учреждения», их следует учитывать на
счете 0 101 38 000
«Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения».
Создание новых объектов благоустройства
В рамках работ по благоустройству могут возводиться (приобретаться) новые объекты: беседки, скамейки, фонтаны, ограждения, различные архитектурные формы, дорожки и др.
Согласно СГС «Основные средства» такие объекты с 01.01.2018 подлежат учету в составе основных средств на счете 0 101 02 000
«Нежилые помещения (здания и сооружения)» по первоначальной стоимости, которая формируется на
счете 0 106 00 000
«Вложения в нефинансовые активы» (см. письма Минфина РФ № 02-07-07/79257, № 02-07-07/84237).
К сведению:
до 01.01.2018 созданные объекты благоустройства территорий учитывались на
счете 0 101 03 000
«Сооружения».
Расходы на возведение (приобретение) соответствующих объектов отражаются по статье 310
«Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. При этом в зависимости от источника финансового обеспечения могут применяться следующие коды видов расходов:
– 244
«Прочая закупка товаров, работ и услуг»; –
412
«Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»; –
414
«Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности»; –
416
«Капитальные вложения на приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями»; –
417
«Капитальные вложения на строительство объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями».
Пример 3.
Казенное учреждение культуры заключило контракт с подрядчиком на выполнение работ по изготовлению и установке металлического ограждения на сумму 150 000 руб. (в том числе НДС). Условиями договора предусмотрен аванс в размере 30%. По завершении работ ограждение принято к учету в составе основных средств.
В соответствии с ОКОФ ОК 013-2014 оградам металлическим присвоен код 220.42.99.19.142. На основании Классификации основных средств такие объекты относятся к шестой амортизационной группе – имущество со сроком полезного использования свыше десяти лет до пятнадцати лет включительно.
Расчет суммы амортизационных отчислений по указанным объектам основных средств производится в соответствии с максимальным сроком полезного использования, установленным для этой группы (п. 44 Инструкции № 157н
). Значит, срок полезного использования металлического ограждения составляет 15 лет (180 месяцев).
В бюджетном учете на основании Инструкции № 162н
необходимо отразить следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс подрядчику (180 000 руб. х 30%) | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 54 000 |
Отражено формирование первоначальной стоимости ограждения | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 180 000 |
Произведен зачет ранее перечисленного аванса | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 54 000 |
Принято ограждение к учету в составе основных средств | 1 101 32 310* | 1 106 31 310 | 180 000 |
Погашена задолженность перед подрядчиком ((180 000 – 54 000) руб.) | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 126 000 |
Отражено ежемесячное начисление амортизации в течение всего срока эксплуатации ограждения (180 000 руб. / 180 мес.) | 1 401 20 271 | 1 104 32 410* | 1 000 |
* На сегодняшний день изменения, предусмотренные СГС «Основные средства», в части учета ограждений на счете 1 101 32 000
«Нежилые помещения (здания и сооружения) – иное движимое имущество учреждения», отражения амортизационных отчислений по ним на
счете 1 104 32 000
«Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) – иного движимого имущества учреждения» не учтены в положениях Инструкции № 162н. Поэтому до принятия поправок возведенное ограждение необходимо учитывать на
счете 1 101 33 000
«Сооружения – иное движимое имущество учреждения», а амортизационные отчисления – на
счете 1 104 33 000
«Амортизация сооружений – иного движимого имущества учреждения».
Восстановление дорожного покрытия
Согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с проведением работ по асфальтированию прилегающей территории, укладке тротуарной плитки (брусчатки), произведенные в целях восстановления эксплуатационных характеристик дорожного покрытия, следует отражать по подстатье 225
«Расходы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Строительные материалы, приобретенные для устройства покрытия (тротуарная плитка, щебень, песок, керамзит и т. д.) по отдельному договору, учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 34 000
«Строительные материалы – иное движимое имущество учреждения». Расходы на их покупку отражаются по
статье 340
«Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
При этом, если производится капитальный ремонт покрытия, расходы на проведение ремонтных работ, приобретение стройматериалов относятся на код вида расходов 243
«Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», а при текущем ремонте – на
код вида расходов 244
«Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Пример 4.
Дом культуры (бюджетное учреждение) заключило договор с подрядной организацией на капитальный ремонт асфальтового покрытия вблизи административного здания. Согласно условиям договора стоимость работ составила 150 000 руб. (в том числе НДС). Стоимость строительных материалов, приобретенных по отдельному договору, равна 80 000 руб. (в том числе НДС). Расходы по оплате работ, стройматериалов произведены за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета. Согласно учетной политике указанные расходы относятся к общехозяйственным.
В учете бюджетного учреждения на основании Инструкции № 174н отражены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету строительные материалы | 5 105 34 340 | 5 302 34 730 | 80 000 |
Погашена задолженность перед поставщиком материалов | 5 302 34 830 | 5 201 11 610 | 80 000 |
Выполнены работы по капитальному ремонту асфальтового покрытия | 5 109 80 225 | 5 302 25 730 | 150 000 |
Погашена задолженность перед подрядной организацией | 5 302 25 830 | 5 201 11 610 | 150 000 |
Списаны строительные материалы после окончания ремонта | 5 109 80 272 | 5 105 34 440 | 80 000 |
* * *
Учреждения культуры несут бремя по благоустройству закрепленных за ними имущества и земель. Источниками финансирования расходов, связанных с благоустройством, могут быть как бюджетные средства (ЛБО, субсидии), так и собственные средства бюджетных, автономных учреждений. Порядок отражения в учете соответствующих расходов будет зависеть от вида выполняемых работ.
Стоит отметить, что с введением в действие СГС «Основные средства» правила учета некоторых объектов благоустройства изменились. В частности, с 01.01.2018 учитывать объекты многолетних насаждений следует на счете 0 101 07 000
(ранее на
счете 0 101 08 000
), а вновь созданные объекты, такие как ограждения, беседки, скамейки, фонтаны и др., – на
счете 0 101 02 000
(ранее на
счете 0 101 03 000
).
Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Отправить другу
Расходы на благоустройство территории – расходы на ремонт фасадов зданий
Здания и прочие сооружения являются объектами недвижимого имущества учреждения. Соответственно, затраты на обновление и ремонт фасадов разрешается относить к расходам на содержание имущества. Такое указание содержится в Указаниях № 65н. Расходы должны быть отражены бухгалтером по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Пример. Бюджетное учреждение получило субсидию на проведение ремонта фасада здания. Был подписан договор с подрядной организацией на сумму 450 тысяч рублей с предоплатой в размере 25% общей цены соглашения. Бухгалтер сделает следующие проводки:
Операция | Сумма (руб.) | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Подрядной организации переведена предоплата | 112500 (450000 х 25%) | 5 206 25 560 | 5 201 11 610 |
Выполненные работы приняты учреждением на основании акта | 450 000 | 5 401 20 225 | 5 302 25 730 |
Учтен переведенный подрядчику аванс | 112500 | 5 302 25 830 | 5 206 25 660 |
Произведен окончательный расчет с подрядной организацией | 337500 | 5 302 25 830 | 5 201 11 610 |
Типичные ошибки
Ошибка:
Капитальные вложения компании в многолетние насаждения были включены в состав ОС в сумме вложений с привязкой ко времени окончания всего комплекса работ по благоустройству участка.
Комментарий:
Капитальные вложения учреждения в многолетние растения должны быть включены в состав основных средств каждый год в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям. При этом, согласно п. 43 Инструкции № 157н, не важно, когда будут закончены все работы по благоустройству участка.
Ошибка:
После того, как предприятие вложило деньги в благоустройство территории (укладку нового дорожного покрытия), стоимость земельного участка под сооружением увеличилась.
Комментарий:
При возведении новых объектов благоустройства территории или при проведении ремонта и реконструкции ранее установленных объектов расходы не принимаются за вложения в участок земли. А потому, затраты не должны приводить к увеличению его стоимости.
Направления расходования
Что именно понимается под благоустройством? Это совокупность мероприятий по освещению, озеленению, возведению новых объектов. Рассмотрим базовые направления благоустройства:
- Подготовка территории, обеспечение ее сохранности.
- Посадка растений.
- Установка ограждений.
- Сооружение малых объектов.
- Установка спортивного оборудования.
- Установка освещения.
- Монтаж рекламных и информационных стендов.
- Сооружение некапитальных объектов.
- Улучшение наружного вида имеющихся зданий.
- Создание пешеходных переходов и проездов для транспорта.
Приведем популярные работы: асфальтирование, обустройство газонов и клумб, установка скамеек и фонарей, укладка плитки. Точный перечень работ, входящих в благоустройство территории, в законе не оговорен.
Расходы по этим направлениям работ считаются расходами по благоустройству территории. По мнению Минфина (письма №03-03-06/1/35, №03-03-06/1/443 от 7 июля 2009 года), соответствующими тратами при определении налога на прибыль считаются расходы на традиционное благоустройство. То есть это усилия, направленные на организацию удобства на территории фирмы. Рассматриваемые траты не связаны с извлечением прибыли.
Ответы на распространенные вопросы о том, как учитываются расходы на благоустройство территории
Вопрос №1:
Существует ли такое понятие, как благоустройство территорий для учреждений спорта?
Ответ:
Да. Обычно подразумевается, что учреждение спорта осуществляет благоустройство территории, прилегающей к строениям и зданиям, которые им эксплуатируются (которые закреплены за спортивным учреждением на праве оперативного управления).
Вопрос №2:
Кто является ответственным за благоустройство территории лицом, и на каком основании?
Ответ:
Обязанность по благоустройству (содержанию) прилегающих к предприятию территорий ложится на лицо, ответственное за эксплуатацию здания. Данная обязанность закреплена пп. 9 ст. 55.25 ГрК РФ с 28 июня 2020 года. Согласно положениям данного нормативного акта, ответственное лицо обязуется принимать участие (в т.ч. финансовое) в содержании территорий, прилегающих к зданию, в порядке, действующем в соответствующем муниципальном образовании.