Регионы, в которых в 2020 введен инвестиционный вычет по налогу на прибыль

Налоговое законодательство предусматривает инвестиционный вычет по налогу на прибыль. Регионы, которые приняли соответствующий закон на 2020 год, являются местом, где можно уменьшить налог на прибыль на такой вычет. Список субъектов – в статье.

Также см.

  • Изменения по налогу на прибыль 2020
  • Все изменения в НК РФ с 2020 года.

Есть в НК

Налоговый кодекс разрешает единовременное уменьшение налога на прибыль и авансовых платежей по этому налогу за счет расходов на приобретение или сооружение основных средств и затрат на их реконструкцию, модернизацию, достройку или дооборудование. Это и есть инвестиционный налоговый вычет (ст. 286.1 НК РФ).

Применять его можно далеко не по всей стране. Регионы, в которых можно применять инвестиционный вычет по налогу на прибыль, внесли соответствующие изменения в свое законодательство.

Восстановление ИНВ

В случае реализации (иного выбытия) объекта ОС (кроме ликвидации), в отношении которого был применен ИНВ, если срок полезного использования данного основного средства еще не истек, организация будет обязана перечислить в бюджет часть НП, не доплаченную ранее на размер вычета, и дополнительно уплатить пени.

Размер пеней рассчитывается, начиная со дня, следующего за днем конечного срока, установленного НК РФ для уплаты налога на прибыль.

Обратите внимание: речь идет не об авансовых платежах по налогу, а о НП, подлежащему уплате в бюджет по истечении налогового периода.

Ханты-Мансийский автономный округ

В этом субъекте вычет возможен по расходам на основные средства третьей–седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет могут применять организации, которые занимаются следующими видами деятельности:

  • растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
  • лесоводство и лесозаготовки;
  • рыболовство и рыбоводство;
  • обрабатывающие производства, кроме разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа;
  • забор, очистка и распределение воды;
  • сбор и обработка сточных вод;
  • сбор, обработка и утилизация отходов

Соответствующие нормы содержатся в статье 2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.09.2011 № 87-ОЗ.

Карелия

Вычет применяется в отношении расходов на основные средства третьей–седьмой амортизационных групп. Он включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет вправе применять организации, которые занимаются следующими видами деятельности (ст. 12.1 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК):

  • производство биологически активных добавок к пище;
  • производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

Где уже действует вычет

Первым инвестиционный налоговый вычет разрешил применять Парламент Карелии, приняв закон от 04.04.2018 № 2225 — ЗРК, направленный на повышение инвестиционной привлекательности субъекта РФ.

Начиная с 1 января 2020 года, организации имеют право на вычет в отношении основных средств, приобретенных для:

  • изготовления биологически активных добавок и медицинских препаратов;
  • изготовления/приобретения медицинских приборов, ответственных за изготовление медицинских препаратов;
  • в иных медицинских целях.

В соответствии с этими целями налог на прибыль организациями Карелии может быть уменьшен с 17% до 8,5%.

В других регионах также ожидается принятие соответствующих законов. Сможете ли вы уменьшить прибыль на текущие расходы по ОС, уточните в своей налоговой инспекции или на официальном сайте ФНС России на страницах региональных ФНС.

Амурская область

Вычет возможен по расходам на основные средства третьей–седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.
Вычет вправе применять организации, у которых одновременно соблюдены два условия:
  • доля доходов от основного вида деятельности по ОКВЭД «обрабатывающие производства» (ОК 029-2014) по итогам предыдущего налогового периода не менее 70 процентов от общей суммы доходов;
  • организация включена в перечень приоритетных инвестиционных проектов (Порядок, утв. постановлением правительства Амурской области от 04.04.2011 № 217)
5 процентов

См. статью 1.1 Закона Амурской области от 04.10.2010 № 389-ОЗ.

Вологодская область

Вычет вправе применять организации, которые включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов (Порядок, утв. постановлением правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1114). Исключение — организации, которые применяют пониженную ставку налога по статье 1 Закона Вологодской области от 30.04.2002 № 781-ОЗ.

Если расходы организации превысили предельную величину вычета, их можно учесть в течение пяти последующих налоговых периодов с даты, когда:

  • ввели в эксплуатацию объект;
  • изменили первоначальную стоимость объекта

Такие правила установлены статьей 5 Закона Вологодской области от 30.04.2002 № 781-ОЗ.

Когда применяется ИНВ?

ИНВ применяется к налогу, исчисляемому за тот налоговый (отчетный период), в котором:

  • соответствующий объект ОС введен в эксплуатацию;
  • изменена первоначальная стоимость объекта в результате достройки, дооборудования и т.д.

Согласно формулировкам закона, если ИНВ не получается применить полностью в периоде ввода объекта в эксплуатацию (по причине превышения ИНВ его предельной величины), это можно сделать в последующих периодах. Причем субъектам РФ дано право запретить такой перенос ИНВ.

Еврейская АО

Вычет по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет вправе применять организации, которые занимаются следующими видами деятельности (ст. 1 Закона Еврейской автономной области от 17.12.2008 № 490-ОЗ):

  1. обрабатывающие производства;
  2. деятельность санаторно-курортных организаций;
  3. забор, очистка и распределение воды;
  4. сбор и обработка сточных вод

Калужская область

Вычет возможен по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп, кроме легковых автомобилей. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет вправе применять организации, которые включены в реестр программ обновления и модернизации основных средств предприятий.

Если расходы организации по итогам года превысили предельную величину вычета, их можно учесть в течение трех последующих налоговых периодов (ст. 5.5 Закона Калужской области от 29.12.2009 № 621-ОЗ). Продолжаем перечислять, в каких регионах введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.

Полномочия регионов по ст. 286.1 НК РФ

У региональных властей в отношении ИВ широкие полномочия. Компания сможет воспользоваться ИВ в том случае, если:

  • в регионе ее нахождения принят закон, устанавливающий право на ИВ;
  • компания не входит в категорию налогоплательщиков, в отношении которых в указанном законе ограничено право на ИВ (при наличии таких ограничений).

Кроме того, региональным властям предоставлена возможность:

  • конкретизировать категории основных средств, в отношении которых предоставляется или не предоставляется ИВ;
  • утвердить свою величину ИВ (в рамках норм, установленных в ст. 286.1 НК РФ);
  • запретить или разрешить перенос остатка ИВ на последующие налоговые периоды;
  • установить другие условия и ограничения (к примеру, свою длительность периода, по истечении которого можно снова применять ИВ после отказа от него).

Когда региональные законы могут влиять на обязанности налогоплательщиков и/или размеры налоговых обязательств, узнайте здесь.

Отдельным категориям налогоплательщиков ИВ не доступен вне зависимости от регионального законодательства. «Запретительный» перечень указан в п. 11 ст. 286.1 НК РФ. Если вы найдете себя в нем, можете не утруждаться изучением регионального закона об ИВ — права на вычет вы лишены. Кто попал в этот список, узнайте далее.

Ямало-Ненецкий АО

Вычет действует только в отношении сооружений «220.00.00.00.000 СООРУЖЕНИЯ» (OК 013-2014), которые создали в рамках инвестиционных проектов. Вычет распространяется на расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет вправе применять организации, которые добывают высоковязкую нефть из нефтяных оторочек нефтегазовых залежей, где нефть в подгазовых зонах подстилается подошвенной водой.

Общая сумма вычета не может превышать 10 процентов от полной стоимости инвестиционного проекта. Если по итогам года расходы превысили предельную величину вычета, их можно учесть в течение трех последующих налоговых периодов.

См. статью 1.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2008 № 77-ЗАО.

Механизм применения вычета

Сразу о налогового периода весь расчет фактически выполняется каждый раз заново, так как сумма налога (авансовых платежей) считается нарастающим итогом.

Шаг 1. Определяем сумму расходов, включаемых в состав вычета

Эта сумма будет равна сумме расходов на приобретение (сооружение и т.п.) и (или) модернизацию (реконструкцию) и т.п. основных средств, в отношении которых возможно применение ИНВ, за отчетный (налоговый) период. Далее будем называть эту сумму «суммой инвестиционных расходов».

Шаг 2. Определяем сумму, которая относится на уменьшение «федерального» налога на прибыль

Эта сумма составляет 10 % величины расходов, определенных в шаге 1, но не более суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Разница между суммой, на которую фактически уменьшен налог на прибыль, и 10 % суммы инвестиционных расходов не может быть использована в следующих налоговых периодах.

Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2020 год составила 3 млн ₽. По итогам года налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, определен в сумме 270 тыс. ₽. В этом случае сумма вычета, уменьшающая налог в «федеральной» части, составит лишь 270 тыс. ₽. Вычет в размере 30 тыс. ₽ (3 млн ₽ × 10 % – 270 тыс. ₽) использовать не удастся, эти расходы «пропадут» для налога на прибыль.

Шаг 3. Определяем предельную сумму вычета для «регионального» налога на прибыль

Для налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, предельная величина вычета определяется так:

Предельная величина вычета (ПВВ) = Налог по ставке, установленной НК РФ Налог по ставке 5 %

Отметим, что субъект РФ при введении инвестиционного налогового вычета может установить иное (отличное от 5 %) значение ставки налога для расчета предельного размера вычета.

Шаг 4. Определяем сумму вычета, которая относится на уменьшение «регионального» налога на прибыль

Величина, которая уменьшает налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, составляет 90 % суммы инвестиционных расходов. К этой величине также добавляется сумма вычета (в «региональной» части), перенесенная с прошлых периодов. При этом налог может быть уменьшен не более чем на ПВВ.

Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2020 год составила 5 млн ₽. По итогам года налоговая база составила 30 млн ₽, ПВВ = 30 млн ₽ × 17 % – 30 млн ₽ × 5 % = 3,6 млн ₽. «Региональная часть» ИНВ составит 90 % инвестиционных расходов, то есть 5 млн ₽ × 90 % = 4,5 млн ₽.

Значит, в 2020 году сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, будет уменьшена на 3,6 млн ₽ и составит 1,5 млн ₽ (30 млн₽ × 17 % – 3,6 млн ₽). Остаток «регионального вычета» в сумме 4,5 – 3,6 = 0,9 (млн ₽) может быть перенесен на 2020 и последующие годы применения вычета.

Пример расчета

ООО «Бета» в октябре 2020 года приобрело и ввело в эксплуатацию производственную линию (4-я амортизационная группа) стоимостью 15 000 тыс. ₽. Срок ее полезного использования — 61 месяц. В феврале 2019 года приобретен станок стоимостью 2 500 тыс. ₽. Его срок полезного использования — также 61 месяц. Иных инвестиционных расходов в 2020 году и в I квартале 2020 года не было.

В субъекте РФ, в котором зарегистрировано ООО «Бета», принят закон, позволяющий применять инвестиционный налоговый вычет. Предельная величина вычета (для «регионального» налога) рассчитывается с применением ставки в размере 5 %. Общество исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли.

Налоговая база определена организацией в следующих размерах:

  • за январь — сентябрь 2020 года — 43 000 тыс. ₽;
  • за январь — октябрь 2020 года — 46 000 тыс. ₽;
  • за январь — ноябрь 2020 года — 51 000 тыс. ₽;
  • за 2020 год в целом — 58 000 тыс. ₽;
  • за январь 2020 года — 2 000 тыс.₽;
  • за январь — февраль 2020 года — 16 000 тыс.₽;
  • за январь — март 2020 года — 23 000 тыс.₽.

Расчет суммы инвестиционных расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и суммы налога (авансовых платежей) к уплате в каждой из его частей за названные периоды приведен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Налоговая база, суммы налога и инвестиционные расходы, тыс. ₽

Таблица 2. Расчет расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и сумм налога (авансовых платежей) к уплате, тыс. ₽

Дадим краткие пояснения.

За период январь — сентябрь 2020 года инвестиционных расходов не было. Это значит, что суммы авансовых платежей (нарастающим итогом) за период составят, соответственно, 1 290 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 3 %) в федеральный бюджет и 7 310 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 17 %) в бюджет субъекта РФ.

За период январь — октябрь 2020 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 15 000 тыс. ₽. Из них на 1 500 тыс. ₽ можно уменьшить налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, и на 13 500 тыс. ₽ — налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Фактически же налог уменьшается только в сумме, не превышающей предельную величину.

Таким образом, налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет по итогам 10 месяцев 2020 года, уменьшается на 1 380 тыс. ₽ — до нуля. Все ранее уплаченные в 2020 году авансовые платежи становятся излишне уплаченными (и могут быть возвращены или зачтены в общем порядке). Расходы в размере 120 тыс. ₽ в этом отчетном периоде использовать для уменьшения федерального налога не удастся.

Налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в региональный бюджет, по итогам 10 месяцев 2020 года уменьшается на 5 520 тыс. ₽ и составит 2 300 тыс. ₽. Расходы в размере 7 980 тыс. ₽ остаются неиспользованными.

За период январьноябрь 2018 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но увеличивается налоговая база, а значит, и возможная величина уменьшения налога (авансовых платежей). По итогам этого отчетного периода расходы в «федеральной» части будут использованы полностью — в сумме 1 500 тыс. ₽, а налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 30 тыс. ₽ (1 530 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог (авансовый платеж) в региональный бюджет уменьшится на 6 120 тыс. ₽ и составит 2 550 тыс. ₽ (8 670 тыс. ₽ – 6 120 тыс. ₽).

За 2020 год в целом сумма инвестиционных расходов остается той же, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога (инвестиционные расходы в федеральной части уже использованы полностью). По итогам года (налогового периода) налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 240 тыс. ₽ (1 740 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог в региональный бюджет уменьшится на 6 960 тыс. ₽ и составит 2 900 тыс. ₽ (9 860 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽). Не использованная в 2020 году сумма инвестиционных расходов в размере 6 540 тыс. ₽ (13 500 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽) переносится на следующие налоговые периоды.

За первый отчетный период (январь) 2020 года инвестиционные расходы у ООО «Бета» отсутствуют. Поэтому налог (авансовый платеж) в федеральный бюджет подлежит уплате в полной исчисленной сумме — 60 тыс. ₽. А вот в региональной части авансовый платеж можно уменьшить на инвестиционные расходы, перенесенные с прошлого года, но опять же не более чем до минимального размера, определенного законом. Таким образом, «региональный» налог (авансовый платеж) уменьшается на 240 тыс. ₽ и составляет 100 тыс. ₽.

За период январь — февраль 2020 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 2 500 тыс. ₽. Поэтому «федеральный» авансовый платеж уменьшается на 250 тыс. ₽ и составляет 230 тыс. ₽ (в «федеральной» части инвестиционные расходы будут использованы полностью). «Региональный» авансовый платеж уменьшается на 1 920 тыс. ₽ и составляет 800 тыс. ₽, при этом использовать перенесенные с прошлого года расходы по итогам этого отчетного периода в целом (поскольку налог исчисляется нарастающим итогом) не удастся.

В этой ситуации возможна и иная логика (в таблице мы эти значения отметили *). Поскольку в предыдущем отчетном периоде часть «перенесенных» расходов уже использована, то уменьшать эту использованную часть оснований нет. Однако в этом случае сумма расходов текущего периода, уменьшающих налог (авансовый платеж), уменьшится на ту же величину, то есть сумма налога (авансового платежа) к уплате в любом случае не будет менее 5 % налоговой базы, а неиспользованная сумма все равно будет перенесена на будущее. Иными словами, итоговый результат при любом варианте рассуждений будет одинаковым, разным будет лишь распределение использованного вычета между конкретными основными средствами, которое важно при досрочном выбытии ОС.

Конкретный порядок использования инвестиционных расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.

Тем не менее представляется, что более корректным является именно тот вариант, который отражен в таблице: по аналогии с переносом убытков на будущее сначала используются все инвестиционные расходы текущего периода, а лишь затем — остаток вычета, перенесенный с прошлых лет.

За период январь — март 2020 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога. Авансовый платеж к уплате в федеральный бюджет составит 440 тыс. ₽ (690 тыс. ₽ – 250 тыс. ₽). Расходы, принимаемые в уменьшение «регионального» авансового платежа, составят 2 760 тыс. ₽, в том числе 2 250 тыс. ₽ расходов текущего периода и 510 тыс. ₽ из суммы, перенесенной с 2018 года. Таким образом, авансовый платеж, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ по итогам отчетного периода, составит 1 150 тыс. ₽.

Свердловская область

Вычет по расходам на основные средства вправе применять организации со статусом участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма (Закон Свердловской области от 31.12.1999 № 51-ОЗ), если (ст. 4-5 Закона Свердловской области от 06.12.2018 № 145-ОЗ):

  • доля доходов по видам деятельности, указанным в пункте 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 06.12.2018 № 145-ОЗ, по итогам предыдущего налогового периода не менее 70 процентов от общей суммы доходов;
  • нет задолженности по налогам, сборам и страховым взносам за период предоставления вычета;
  • основные средства созданы или приобретены в рамках регионального инвестиционного проекта, но не в результате реорганизации или у взаимозависимых (аффилированных) лиц

О применении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль

В своем письме Минфин разъяснил некоторые тонкости использования инвестиционного вычета по налогу на прибыль.

Если компания решила воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль, то она уже не может применять к одним и тем же ОС и инвестиционный вычет, и амортизацию. Использовать инвестиционный налоговый вычет или отказаться от него можно только начиная с очередного налогового периода по налогу на прибыль. При этом нужно помнить: если вы решили применять вычет, то отказаться от него можно будет только через три года. А если отказаться от применения вычета, то новое право на получение вычета можно будет получить тоже только через три года. Но и при отказе от вычета право на амортизацию ОС не вернуть.

Инвестиционный налоговый вычет – что это?

Напомним, что инвестиционный налоговый вычет представляет собой стоимость приобретения объектов основных средств и также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Он уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам исчисленный налог. Уменьшать можно налог, который перечисляется как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.

Фирма может применить вычет как по адресу регистрации головного офиса, так и по адресу своих обособленных подразделений, филиалов и представительств (п. 1 ст. 286.1 НК РФ).

Право на использование инвестиционного вычета по налогу на прибыль устанавливают субъекты РФ.

Условия для инвестиционного вычета

Чтобы применять инвестиционный вычет по налогу на прибыль, нужно, чтобы выполнялись условия:

  • в регионе, где расположена компания или ее обособленное подразделение принят закон, устанавливающий инвестиционный налоговый вычет (п. 6 ст. 286.1 НК РФ);
  • компания ввела в эксплуатацию объекты основных средств;
  • для уже введенных в эксплуатацию объектов была изменена их стоимость в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;
  • вышеперечисленные объекты относятся к III-VII амортизационным группам, т. е. срок их полезного использования – свыше 3 до 20 лет включительно (абз. 1 п. 8 ст. 286.1 НК РФ);
  • вышеперечисленные объекты учтены на балансе самой компании или ее обособленного подразделения, расположенных в субъекте РФ, где принят закон об инвестиционном вычете (п. 4, 5 ст. 286.1 НК РФ);
  • в налоговой учетной политике компании закреплено решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

Пример 1. Когда можно воспользоваться инвестиционным вычетом

ООО «Тайга» и ООО «Сказка» планируют инвестировать в 2019 году крупные суммы в имущество. В регионах, где они расположены, приняты законы о введении инвестиционного налогового вычета. ООО «Тайга» покупает дорожный тягач для полуприцепов, ООО «Сказка» – грузопассажирский подъемник. «Тайга» работает на общем режиме налогообложения, «Сказка» – на УСН.

Воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль вправе только ООО «Тайга»: оно является плательщиком налога на прибыль, а приобретаемое имущество относится к IV амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет.

ООО «Сказка» инвестиционный налоговый вычет использовать не вправе: оно не является плательщиком налога на прибыль, а имущество относится ко 2 амортизационной группе со сроком полезного использования от 2 до 3 лет.

Минфин напомнил, что если организация решила использовать инвестиционный вычет по объектам ОС, списать на расходы амортизацию по ним будет нельзя. Не получится учесть через амортизацию и затраты по реконструкции, модернизации и прочим улучшениям объектов ОС.

Также нельзя включать в текущие расходы амортизационную премию.

Ограничения при расчете инвестиционного вычета

На инвестиционный налоговый вычет уменьшается налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет.

Максимальная сумма, на которую можно уменьшить региональный налог, составляет 90% от расходов на приобретение объектов ОС или расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС.

При уменьшении на инвестиционный вычет регионального налога минимальный налог, который должен быть уплачен в бюджет, составляет 5% от налоговой базы по налогу на прибыль.

Величина налога, на которую можно уменьшить федеральный налог, составляет 10% от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС. Минимальный налог, который должен быть уплачен в федеральный бюджет, не установлен. То есть в результате применения инвестиционного налогового вычета федеральный налог может быть уменьшен до нуля.

Рассмотрим, как рассчитать инвестиционный вычет.

Пример 2. Когда можно уменьшить налог на прибыль

В учетной политике на 2020 год компания предусмотрела право на применение инвестиционного налогового вычета. В законе субъекта РФ установлены общие правила применения инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 НК РФ. Региональная ставка налога на прибыль – 17%.

18.01.2019 фирма ввела в эксплуатацию основное средство первоначальной стоимостью 1 000 000 рублей и включила его в IV амортизационную группу. За I квартал 2020 года налоговая база без учета стоимости основного средства составила 6 000 000 рублей.

Определим сумму инвестиционного налогового вычета, который компания может применить в I квартале 2020 года. 90% от расходов на приобретение объекта составляют 900 000 руб. (1 000 000 руб. × 90%).

Условный минимальный налог, который должен быть уплачен в региональный бюджет, исходя из ставки 5%, составляет 300 000 руб. (6 000 000 руб. × 5%).

Расчетная сумма налога, которая была бы уплачена в бюджет, если бы вычет не применялся, составляет 1 020 000 руб. (6 000 000 руб. × 17%).

Разница между минимальным и расчетным налогами равна 720 000 руб. (1 020 000 – 300 000).

На 720 000 руб. может быть уменьшен налог в бюджет субъекта РФ за I квартал 2020 года. В результате применения инвестиционного налогового вычета в региональный бюджет компания заплатит 300 000 руб. (6 000 000 руб. × 17% – 720 000 руб.).

На следующие отчетные (налоговые) периоды будет перенесен налоговый вычет в размере 180 000 руб. (900 000 – 720 000).

Рассчитаем величину платежа в федеральный бюджет.

Максимальная сумма налога, на которую можно уменьшить федеральную часть налога, составляет 100 000 руб. (1 000 000 руб. × 10%).

Сумма налога, который пришлось бы уплатить в федеральный бюджет без учета инвестиционного вычета, равна 180 000 руб. (6 000 000 руб. × 3%).

Ограничений на уменьшение федеральной части налога при применении инвестиционного налогового вычета нет. Поэтому в федеральный бюджет по итогам квартала нужно будет заплатить 80 000 руб. (180 000 – 100 000).

Закон субъекта РФ, вводящего на своей территории инвестиционный налоговый вычет, может предусматривать (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

  • иной размер налогового вычета, но не более 90%;
  • конкретные категории налогоплательщиков, которым вычет положен или не разрешается;
  • определенные категории объектов ОС, по которым вычет предоставляется или не положен;
  • запрет на перенос не использованного в отчетном (налоговом) периоде инвестиционного вычета на следующие периоды (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).

Минфин в комментируемом письме отметил, что в подсчет налоговой базы по налогу на прибыль не включается разница между максимальным размером инвестиционного вычета (90%) и той ставкой, которую установил субъект РФ.

Отказ от вычета

Не исключены случаи, когда фирма начала применять вычет, но решила от него отказаться. Финансисты не обошли вниманием и эту ситуацию.

Принятое в текущем году решение об использовании вычета применяется с 1 января следующего года. Если компания приняла решение использовать вычет или отказаться от него, изменить свое решение она сможет не ранее, чем через 3 года.

Как разъяснил Минфин, если организация использовала свое право на применение инвестиционного вычета в отношении ОС в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов на их приобретение или модернизацию, то при отказе от использования этого вычета начислять амортизацию по таким ОС запрещено. Даже если инвестиционный вычет был использован не в полном размере, к примеру, при получении убытков. Ведь в этом случае нет налога на прибыль, который можно уменьшить на инвестиционный вычет (см. письмо Минфина от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18609).

Если объект ОС выбыл

Напомним также, что если объект ОС, по которому компания применила инвестиционный налоговый вычет, выбывает (например, продается), а срок его полезного использования еще не истек, фирме придется рассчитать сэкономленный из-за использования вычета налог и уплатить его вместе с пенями (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). Пени начисляются со дня, установленного для уплаты налога за период применения вычета.

Кроме того, перемещение актива между структурными подразделениями юрлица, расположенными в разных субъектах РФ, также расценивают как выбытие. Восстановить налог и заплатить пени придется и в том случае, если ОС передали из одного обособленного подразделения в другое.

Московская область

Вычет возможен по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет не распространяется на легковые автомобили со средней стоимостью от 3 млн руб. по перечню из пункта 2 статьи 362 НК; мотоциклы, а также спортивные, туристические и прогулочные суда.

Право на вычет имеют две категории (Закон Московской области от 19.07.2019 № 162/2019-ОЗ).

Категория 1.

Организации с видами деятельности:

  • производство лекарств и медицинских материалов; машин и оборудования; автотранспорта, прицепов и полуприцепов; прочего транспорта и оборудования;
  • предоставление мест для временного проживания.

Такие организации имеют право на вычет при условиях:

  • капвложения в приобретение и модернизацию основных средств за предшествующий календарный год — не менее 25 млн руб.;
  • обновление основных фондов — 15 процентов за предшествующий календарный год или 45 процентов за три предшествующих года (по методике, утв. в приложении 10 к приказу Росстата от 21.02.2013 № 70).

Категория 2.

Другие организации по перечню из приложения 1 к Закону Московской области от 19.07.2019 № 162/2019-ОЗ. В частности, с видами деятельности: автомобильный грузовой транспорт и услуги по перевозкам, грузовые железнодорожные перевозки, прочий сухопутный пассажирский транспорт, транспортная обработка грузов

Инвестиционный вычет для граждан

Право на инвестиционный вычет по налогу на доходы возникает у граждан, если они инвестируют в сферу ЦБ, паев, торгуют на фондовой бирже. Вычет призван стимулировать вложения частных капиталов в указанную сферу. Выплату регулирует НК РФ, статья 219.1.

В законодательстве отражены их различные виды:

  1. Вычет определяется величиной положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами. Гражданин должен иметь в собственности имущество в виде ценных бумаг свыше трех лет.
  2. Вычет рассчитывается по объему взносов, денег, аккумулированных физлицом на индивидуальном инвестиционном счете — ИИС — за определенный период.
  3. Вычет исчисляется от доходной части ИИС физлица за период. Фактически налогоплательщик получает свою прибыль в полном объеме, без обложения налогом.

Понятие ИИС содержит ФЗ №39 от 22-04-96 г., охватывающий сферу рынка ценных бумаг. Такой счет физическое лицо может открыть в управляющей (брокерской) компании. Счет, как правило, имеет более высокую доходность, в сравнении с обычным депозитным, открытым в банке. Срок действия счета – 3 года.

Для получения вычетов ФНС рекомендует придерживаться определенного порядка действий и помнить некоторые важные моменты.

Вычет, связанный с продажей ЦБ:

  • предоставляется с 2020 г., по декларации за год;
  • дается на основании копий подтверждающих документов (отчеты брокеров, подтверждающие период владения ценными бумагами, расчеты доходов по ним);
  • к документам прилагается справка 2-НДФЛ, если гражданин работает;
  • требует предоставления ф. 3-НДФЛ (декларация о доходах).

Пакет документов вместе с заявлением на вычет передается в налоговую по месту жительства гражданина.

Размер вычета ограничен предельной величиной. Она рассчитывается как сумма лет нахождения в ЦБ собственности и значения, равного 3 млн руб.

Внимание! Если расчет вычета гражданин поручил налоговому агенту или нескольким, то на основании информации от них гражданин обязан сам определить свою максимально допустимую величину налогового вычета и доплатить налог, если это необходимо.

Вычет, связанный с доходами на ИИС:

  • вычет действует с 2020 г.;
  • при расторжении договора на использование ИИС физлицом раньше 3-х лет оно обязано восстановить НДФЛ и уплатить пени;
  • ИИС у физлица должен быть только один.

Пакет документов на получение вычета в целом аналогичен приведенному выше. Кроме подтверждающих наличие ИИС документов, декларирования по ф. 3-НДФЛ и пр. необходимы, также и копии банковских, кассовых, иных платежных документов как подтверждение внесения средств. Предельный размер вычета — 400 т. руб. в год.

Вычет, связанный с суммой взносов на ИИС:

  • вычет нельзя получить ранее чем истекут 3 года использования ИИС;
  • в вычете будет отказано, если гражданин уже пользовался другим его видом – с суммы внесения на ИИС.

Поручить исчисление индивидуального вычета этого вида можно и налоговому агенту. Будут необходимы в этом случае справки из налоговой, что гражданин:

  • не пользовался вычетом с суммы внесения счет;
  • не имеет других ИИС.

Справки предоставляются в течение 30-дневного срока. Гражданин обязан предоставить справку ИФНС в бухгалтерию организации-участника рынка ЦБ, с которой он находится в деловом контакте. Справка служит основанием не удерживать НДФЛ. Предельная величина по вычету отсутствует.

Удмуртия

Вычет возможен по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп, созданные в рамках инвестиционных проектов. Вычет включает все виды расходов из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет вправе применять организации, которые (ст. 5.1 Закона Удмуртской республики от 05.03.2003 №8-РЗ):

  • расположены в Удмуртии и заключили там специальный инвестиционный контракт, соглашение о государственно-частном партнерстве или концессионное соглашение;
  • не применяют льготу по статье 2 Закона Удмуртской Республики от 05.03.2003 № 8-РЗ

Изменения с 2020 года

С января следующего года вступят в силу некоторые поправки, касающиеся инвестиционного налогового вычета.

Расширен перечень объектов ОС, к которым можно применить инвестиционный вычет. По действующему законодательству он включает только объекты из 3-7 амортизационных групп. С 2020 года будут добавлены основные средства 8-10 амортизационных групп

(оборудование, машины, транспортные средства), кроме сооружений, зданий и передаточных устройств.

С нового года в состав инвестиционного вычета можно дополнительно включать:

  • до 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры;
  • до 80% суммы затрат на создание объектов социальной инфраструктуры.

Это правило действует для объектов, создание которых было предусмотрено договором о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья.

Инвестиционный вычет можно будет применять как ко всем категориям ОС, соответствующим условиям, так и в отношении отдельных объектов.

Поправки заработают с 2020 года и будут действовать до конца 2027 года.

Сахалинская область

Вычет возможен по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет вправе применять организации с видами деятельности:

  • производство пищевых продуктов;
  • производство солода;
  • производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;
  • добыча угля;
  • производство изделий из бетона для использования в строительстве;
  • производство гипсовых изделий для использования в строительстве;
  • производство товарного бетона;
  • производство строительных металлических конструкций и изделий;
  • добыча декоративного и строительного камня, известняка, гип.са, мела и сланцев;
  • распиловка и строгание древесины;
  • производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве;
  • строительство жилых и нежилых зданий.

Права на вычет нет по расходам на основные средства, которые организация приобрела за счет:

  • субсидий или бюджетных инвестиций на возмещение затрат;
  • заемных средств, полученных в организациях с долей участия Сахалинской области

Челябинская область

Вычет по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК , кроме расходов на ликвидацию.

Вычет вправе применять организации (Закон Челябинской области от 04.09.2019 № 940-ЗО):

  • участники промышленного кластера Челябинской области (по. реестру);
  • участники национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Вычет не вправе применять организации, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.

Вычет по расходам в виде пожертвований, которые организация перечислила:

  • государственным и муниципальным учреждениям из области культуры;
  • некоммерческим организациям и фондам на формирование их целевого капитала

Кемеровская область

Вычет возможен по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Условия применения вычета (Закон Кемеровской области от 18.07.2019 № 52-ОЗ):

  • организация занимается видами деятельности, перечисленными в статье 1 Закона Кемеровской области от 18.07.2019 № 52-ОЗ;
  • удельный вес доходов от этих видов деятельности не менее 70 процентов от общей суммы доходов;
  • нет задолженности по налогам, сборам и взносам.

Права на вычет нет у организаций:

  • из перечней инвестиционных или инновационных проектов или товаропроизводителей по Закону Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ;
  • участников зоны экономического благоприятствования по реестру.

Предельная величина вычета

В пункте 2.1 ст. 286.1 НК РФ сказано, что размер инвестиционного вычета текущего налогового (отчетного) периода в совокупности по всем видам вышеназванных расходов не может быть более предельной величины инвестиционного вычета. Алгоритм расчета предельной величины следующий.

1. Сначала компания рассчитывает сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет субъекта РФ за налоговый (отчетный период), без учета инвестиционного вычета. Здесь, по общему правилу, применяется ставка 17%, если законами субъектов РФ не предусмотрена пониженная ставка.

2. Дальше рассчитывается сумма регионального налога за налоговый (отчетный) период, также без учета инвестиционного вычета, но по ставке 5%. Субъект РФ может установить другой процент. В письме от 01.03.2019 № 03-03-05/13582 специалисты Минфина России отметили, что региональные власти могут установить и ставку в размере 0%.

3. Затем организация находит разницу между рассчитанными суммами. Это и есть предельная величина инвестиционного налогового вычета.

В письме от 09.11.2018 № 03-03-20/80821 специалисты Минфина России разъяснили порядок применения п. 2.1 ст. 286.1 НК РФ. По их мнению, под расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в региональный бюджет, определяемой без инвестиционного вычета, следует понимать исчисленную сумму налога, подлежащую зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ, которая в последующем подлежит уменьшению на инвестиционный налоговый вычет.

Данная позиция объясняется тем, что положениями ст. 286.1 НК РФ в целом определяется порядок уменьшения суммы налога на прибыль в части регионального бюджета, а не расчет налоговой базы. Поэтому расчетная сумма налога в целях исчисления предельной величины инвестиционного вычета определяется без учета амортизации по объектам основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение вычета.

Пример

В субъекте РФ в 2020 г. было принято решение о введении механизма инвестиционного налогового вычета. Компания решила воспользоваться правом на вычет в отношении своего обособленного подразделения, находящегося в данном регионе.

Величина налоговой базы, приходящейся на это подразделение, составляет 1 234 546 руб. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет региона, — 17%. Для расчета предельной величины вычета в регионе установлена ставка в размере 5%. В 2020 г. в обособленном подразделении была проведена реконструкция объектов, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам на сумму 612 324 руб.

Сначала необходимо рассчитать предельную величину вычета в части налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ:

1) определяем сумму налога на прибыль по ставке 17% без учета инвестиционного вычета:

1 234 546 руб. х 17% = 209872,82 руб.;

2) рассчитываем сумму регионального налога также без учета инвестиционного вычета, но по ставке 5%:

1 234 546 руб. х 5% = 61727,3 руб.;

3) находим предельную величину вычета:

209872,82 – 61727,3 = 148145,52 руб.

Как мы помним, размер инвестиционного вычета в отношении расходов на улучшение основных средств составляет 90%. Таким образом, сумма вычета, на которую можно уменьшить долю налога на прибыль, относящуюся к региональному бюджету, равна 551091,6 руб. (612 324 руб. х 90%). Данный показатель получился больше предельной величины. Следовательно, в 2020 г. компания может уменьшить налог на прибыль в части регионального бюджета на 148145,52 руб.

Далее. Компания имеет право получить инвестиционный вычет за счет налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Его размер составляет 10% от суммы понесенных расходов на реконструкцию основных средств.

Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет за 2020 г. составит:

1 234 546 руб. х 3% = 37036,38 руб.

Определяем сумму инвестиционного вычета:

612 324 руб. х 10% = 61232,4 руб.

Налог на прибыль в части федерального бюджета может быть снижен до нуля. Таким образом, в 2020 г. уменьшаем налог на 37036,38 руб.

В результате получается, что обособленное подразделение компании в 2020 г. имеет право уменьшить начисленный налог на прибыль на инвестиционный налоговый вычет в размере 185181,9 руб. (148145,52 руб. + 37036,38 руб.).

Оставшаяся сумма расходов на реконструкцию в размере 427142,1 руб. (612 324 руб. – 185181,9 руб.) будет использована для вычета в последующих налоговых периодах.

Воронежская область

Вычет возможен по расходам на основные средства третьей—седьмой амортизационных групп, кроме легковых автомобилей. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию основных средств.

Вычет вправе применять организации, которые реализуют особо значимые инвестиционные проекты. Исключение — организации, у которых пониженная ставка налога на прибыль по статье 1 Закона Воронежской области от 10.06.2014 № 91-ОЗ (Закона Воронежской области от 22.05.2019 № 70-ОЗ).

Кто не может применять ИНВ?

ИНВ запрещено применять тем налогоплательщикам, в отношении которых гл. 25 НК РФ предусмотрены иные налоговые преференции. Это:

  • организации – участники региональных инвестиционных проектов;
  • организации – резиденты ОЭЗ;
  • организации – участники ОЭЗ в Магаданской области;
  • организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении;
  • организации – участники СЭЗ;
  • организации – резиденты территории опережающего социально-экономического развития либо свободного порта Владивосток;
  • организации – участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном ;
  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Кроме того, ИНВ нельзя применить к сумме налога (авансового платежа), исчисленного в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]