Что такое валовый доход: определение и формула расчета


Что подразумевает термин «валовый доход»?

Понятие «валовый доход» используют экономисты и работники бухгалтерии для оценки результатов деятельности организации. Показатель валового дохода дает возможность оценить эффективность работы коллектива посредством исчисления из него прибыли.

Валовый доход— это общая сумма выручки фирмы при реализации:

  • производимых ею товаров и услуг;
  • недвижимости и других основных средств;
  • нематериальных активов;
  • акций;
  • прав на интеллектуальную собственность.

Валовый доход включает получаемую плату от сдачи в аренду оборудования или недвижимости, а также других видов оказываемых фирмой услуг нетоварного характера. В валовый доход включают также прочие виды поступлений (пени, штрафы, безвозвратная помощь, банковские проценты и многое другое). В торговле валовый доход определяют по общей выручке от продажи товаров.

О том, что относится к доходам от реализации, см. в публикации «Ст. 249 НК РФ: вопросы и ответы».

О внереализационных доходах см. в материале «Ст. 250 НК РФ: вопросы и ответы».

Порядок расчета валового дохода закрепите в учетной политике предприятия. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы сформулировали этот пункт. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Показатель валовой прибыли как инструмент развития бизнеса

Расчет валовой прибыли нужен для анализа производственных ресурсов и определения общей рентабельности предприятия. ВП не отображает фактический доход; показатель выводится без учета расходов на рекламу, заработную плату, аренду или эксплуатацию помещения.

Важно: данные о совокупной прибыли служат не частным, а общим целям. Они нужны для выявления ближайших и дальнейших перспектив развития бизнеса.

Главная цель вычисления валовой прибыли — вскрыть слабые и сильные места в производственной и экономической структуре производства с тем, чтобы найти способы подъема производительности труда и улучшения показателей.

ВП показывает необходимость:

  1. Оптимизации ценовой политики.
  2. Избавления от лишних расходов.
  3. Повышения эффективности работы.

Важно: валовая прибыль — величина непостоянная. Верная координация в мире бизнеса позволяет предпринимателям изменить ее в лучшую сторону.

Наблюдение за динамикой развития ВП позволяет увидеть практические результаты проведенных реформ, составить график финансово-экономической результативности, определить выгодные направления и устранить помехи на пути увеличения прибыльности.

Формула расчета валового дохода

Валовый доход определяется по формуле:

Вдох = Цед × К,

где:

Вдох — валовый доход;

Цед — цена единицы товара или предоставленной услуги;

К — количество проданного товара или оказанных услуг. Расчет валового дохода позволяет планировать направления последующего его распределения, чтобы обеспечить самоокупаемость фирмы. Это, в частности, позволяет произвести и корректировку отпускных цен для получения лучших хозяйственных результатов.

При этом если учет товарных ценностей ведется по покупным ценам по количественно-стоимостной схеме, то величина валового дохода определяется автоматически как кредитовое сальдо счета 90.1 «Выручка от реализации товаров». Если же данное условие не применяется, то размер валового дохода следует исчислять по одной из представленных ниже формул.

Валовый доход в торговле

Валовый доход в торговле рассчитывают, используя утвержденные Комитетом по торговле РФ «Методические рекомендации по учету» от 10.07.96 № 1-794/32-5. В них (п. 12) приведены формулы расчета валового дохода для торговой фирмы:

  • по суммарному товарообороту;
  • с учетом ассортимента реализуемых товаров;
  • по определяемому среднему проценту;
  • с использованием ассортимента оставшихся товаров.

Каждая торговая организация вправе использовать любую из этих формул для расчета валового дохода от своей практической деятельности. Подсчитанный по формуле среднего процента валовый доход чаще всего используют в розничной торговле. Это наиболее простой расчет валового доходаиз перечисленных ранее. Для этого используют формулу валового дохода:

Вдох = (СТов × Псред) / 100,

где:

Вдох — валовый доход;

СТов — сумма товарооборота;

Псред — средний процент надбавки.

Расчет среднего процента производят путем использования величин торговой наценки по:

  • остаткам товаров на начало продаж Тно (начальное сальдо счета 42 «Торговая наценка»);
  • поступившим товарам Тнп (кредитовый оборот по счету 42 за исчисляемый период);
  • выбывшим товарам (порча, возврат) за период продаж Тнв (дебетовый оборот по счету 42).

Формула подсчета среднего процента:

Псред = (Тно + Тнп – Тнв) / (СТов + Отов) × 100,

где:

Отов — остаток товаров на дату расчета (кредитовое сальдо счета 41 «Товары» на конец расчетного периода).

Рассмотрим дополнительные формулы определения величины валового дохода от продажи товаров более детально.

Дополнительные формулы расчета валового дохода от реализации товаров

1. Формула для расчета валового дохода по суммарному товарообороту:

Вдох = СТов × РНац / 100,

где:

РНац — расчетная торговая наценка, которая исчисляется по формуле:

РНац = Товн / (100 + Товн),

где:

Товн — торговая надбавка (%)

Формула расчета валового дохода по суммарному товарообороту используется при условии, что все группы товарных ценностей имеют одинаковый процент наценки. Если же ее размер изменялся в расчетном периоде, целесообразнее использовать иные формулы.

2. Формула для расчета валового дохода по ассортименту оставшихся товарных ценностей:

Вдох = (Тно + Тнп – Тнв) – Тнк ,

где:

Тнк — наценка на конец расчетного периода (кредитовое сальдо счета 42).

3. Формула для расчета валового дохода по ассортименту проданных товаров:

Вдох = (СТов1 × Псред1 + СТов2 × Псред2….. СТовN × ПсредN) / 100,

где:

СТов(1…N) — товарооборот по определенной группе товаров;

Псред (1…N) — средний процент надбавки по каждой группе товарных ценностей.

Данный способ определения величины валового дохода используется при условии ведения учета товарных ценностей по группам товаров с одинаковым процентом наценки.

Валовый доход производственной фирмы

Фирма при производстве продукции исчисляет валовый доход по полученной стоимости от ее продажи. Валовый доход здесь также характеризует итог работы фирмы на определенную дату. Для получения большей величины валового дохода необходим анализ цен, конъюнктуры рынка и спроса на аналогичную продукцию.

В валовый доход могут войти не только доходы от реализации продукции, но и внереализационные доходы, например, от операций с ценными бумагами и других инвестиционных статей. Это могут быть доходы, полученные от долевого участия в других организациях, а также другие доходы согласно ст. 250 НК РФ.

О доходах и расходах при производстве и продаже см. в публикации «Ст. 318 НК РФ: вопросы и ответы».

Принцип анализа валовой прибыли

Анализ заключается в исследовании составных элементов валовой прибыли и поисков дальнейшего ее использования.

На первом этапе происходит изучение динамики через слагаемые ВП. Это так называемый горизонтальный подход. На следующем этапе формируют комплекс мер по изменению качественных показателей компонентов (вертикальный подход).

Подробный анализ включает тщательное исследование каждого элемента в отдельности и всех данных в совокупности. Рассмотрению подвергают составные детали и факторы влияния.

Проводки: учет валовой прибыли

Валовая прибыль отображается на счету 90 “Продажи”. Счет 90/9 закрывают каждый месяц, списывая сальдо на счет 99 “Прибыли и убытки”.

Остаток на счету 90/9 показывает валовый убыток по основным видам деятельности. Кредитовый счет 90 подтверждает валовую прибыль за месяц. По счету 90 закрывают счета второго порядка (субсчета).

Формула расчета ВП

После реализации товара при подведении итогов рассчитывают количественный показатель ВП. Денежный остаток до налогообложения выражает степень эффективности управленческой стратегии, показывает результативность ценовой политики, выводит зависимость доходности от снижения себестоимости продукции и сокращения издержек производства.

Значение определяют по формуле:

ВП = Д – (С + З);

Где ВП — валовая прибыль;

Д — количество реализованного товара;

С — стоимость продукта;

З — расходы при производстве.

Справка: Обычно валовую прибыль рассчитывают раз в год.

Вышестоящим инстанциям сведения о прибыльности или убыточности подконтрольных компаний дают повод к либерализации налогообложения, если оно препятствует интенсивности их развития.

Расчет валовой прибыли на примере

Компания выпускает электрические утюги. Расходы на производство составляют 30 000 рублей, другие издержки – 15 000. Реализация в среднем за день составляет – 500 утюгов по цене 1 000 рублей за одно изделие.

Внимание: валовая прибыль — основа планирования дальнейшей деятельности компании с учетом исправления недостатков, тормозящих увеличение доходности.

Чтобы рассчитать ВП, подсчитывают дневную выручку: число проданных утюгов умножают на стоимость одной штуки. Получают 500 000 рублей. Из этой суммы вычитают затраты на производство и производственные потери, составляющие в совокупности – 45 000 рублей. Из 500 000 вычитают 45 000, получают 455 000 рублей валовой прибыли.

Специфика расчета в зависимости от типа предприятия

Предприятие, реализующее свою продукцию, выводит валовую прибыль после вычета всех расходов. В их число кроме себестоимости входят скидки и возвраты товара. Разница между выручкой и расходами показывает валовую прибыль.

Справка: алгоритм расчета общий для всех предприятий.

Расчет валовой прибыли компании, предоставляющей услуги, производят без учета себестоимости продукции. Из дневной выручки отнимают скидки и другие подобные расходы. Остаток показывает валовую прибыль.

Итоги

Любая коммерческая деятельность создается с целью получения прибыли. Прибыль — это разница между валовым доходом и понесенными издержками. Определяется величина валового дохода по формуле. Формул для расчета валового дохода несколько, и каждая компания выбирает вариант, подходящий под ее потребности.

Источники: Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Общая характеристика и значение валовой прибыли для развития производства

Грамотное управление производственной, коммерческой деятельностью любого предприятия невозможно без регулярного отслеживания финансовых показателей.

Для наблюдения за оборотом денежных средств формируется бухгалтерская отчетность. Валовая прибыль — один из существенных показателей экономического потенциала компании.

Показатель выражает финансовый результат всех сторон деятельности компании. Величину отражают в бухгалтерском балансе.

Суммарное значение выражает влияние на успех предприятия внешних и внутренних параметров. Для удобства их разделяют на 2 группы.

Первая показывает зависимость ВП от организации внутри производства.

На ее величину влияют такие параметры как:

  1. Себестоимость продукции.
  2. Товарный коэффициент.
  3. Объем производства.
  4. Качество продукции.
  5. Степень использования производственных мощностей.

Помимо этих внутрипроизводственных причин на увеличение или снижение валовой прибыли оказывают влияние параметры внешней среды.

В их числе выделяют:

  1. Место нахождения компании.
  2. Нормативно-правовую базу.
  3. Политико-экономическое положение в стране.
  4. Окружающую природную среду.

Анализ параметров, оказывающих воздействие на величину валовой прибыли, необходим для принятия решения о целесообразности того или иного вида деятельности в том или ином регионе. С помощью этого инструмента выявляют прибыльные или убыточные сферы бизнеса, получают ориентиры на новые пути решения финансовых задач.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-гид