Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.
Вид нарушения | Размер штрафа | Основание (статья НК) |
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | 10 000 руб. | ст. 116 |
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе | 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. | ст. 116 |
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета | 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. | ст. 119 |
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок | 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления | ст. 119 |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме | 200 руб. | ст. 119.1 |
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения | 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода); 30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода); 20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы) | ст. 120 |
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) | 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса); 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно) | ст. 122 |
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению | ст. 123 |
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога | 30 000 руб. | ст. 125 |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений | 200 руб. за каждый непредставленный документ | ст. 126 |
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями | 10 000 руб. | ст. 126 |
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения | 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения | ст. 126.1 |
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля | 1 000 руб. | ст. 128 |
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний | 3 000 руб. | ст. 128 |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации | 5 000 руб.; 20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года) | ст. 129.1 |
Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).
Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Уклонение от уплаты налогов: раскладываем по полочкам
Человеку неискушенному сложно понять правовые механизмы, которые запускаются вследствие уклонения от уплаты налогов. Но людям в бизнесе, особенно на «ключевых постах» – руководителю и главному бухгалтеру, важно знать какая ответственность «светит» юридическому лицу-налогоплательщику, а какая – лично им, и с кого взыскивается причиненный государству ущерб.
Противоправная деятельность юридических лиц в сфере экономики – явление многоаспектное. Например, сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) – противозаконное деяние, которое расположено сразу в четырех плоскостях.
а) налоговое правонарушение (ч.2 НК). Реализация товаров (работ, услуг), как правило, приносит продавцу доход, из чего вытекают налоговые обязательства (см. таблицу ниже).
Общеустановленные налоги | Упрощенный порядок налогообложения |
налог на прибыль юридических лиц, т.к. доход от реализации товаров (работ, услуг) входит в состав совокупного дохода – элемента налогооблагаемой базы этого налога ( — НК) | единый налоговый платеж, поскольку выручка от реализации товаров (работ, услуг) включается в состав валовой выручки – объекта налогообложения по ЕНП ( НК) |
налог на добавленную стоимость, т.к. продажа товаров и иного имущества признается оборотом по реализации товаров – объектом налогообложения НДС (, НК) | |
обязательные отчисления в государственные целевые фонды, т.к. чистая выручка является объектом налогообложения и налогооблагаемой базой данных платежей (, НК) | |
акцизный налог, при реализации подакцизных товаров ( НК) |
Совершение налоговых правонарушений влечет применение финансовых санкций, предусмотренных налоговым законодательством. В данном случае – это штраф в размере 20% от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Наряду с этим, на сумму сокрытой (заниженной) выручки производится начисление налогов и других обязательных платежей (доначисление).
Для справки. Сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:
- неотражение в регистрах учета суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) при документальном подтверждении факта реализации товаров (работ, услуг);
- подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (работ, услуг);
- отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные.
б) административное правонарушение ( КоАО). Умышленное сокрытие (занижение) прибыли (дохода) образует состав административного правонарушения в следующих случаях:
- если оно совершено в размере, не составляющем значительный, т.е. менее 100 ;
- если оно совершено впервые в значительном размере, т.е. в сумме от 100 до 300 .
в) уголовное преступление ( УК). Применение более строгих уголовных санкций возможно, если:
- в течение года после применения административного взыскания по КоАО вновь совершено аналогичное деяние, т.е. уклонение в размере от 100 до 300 ;
- умышленное сокрытие (занижение) прибыли (доходов) совершено в крупном (от 300 до 500 ) или особо крупном размере (500 и выше). При этом уголовная ответственность наступает без соблюдения административной преюдиции, т.е. независимо от применения ранее к виновным административных взысканий.
Важно! Штраф, как мера административного взыскания или уголовного наказания и штраф, как финансовая санкция, — не одно и то же. Первый взыскивается с должностных лиц организации-налогоплательщика (по КоАО – до 15 ; по УК – до 600 ), а второй – с самой организации (по ч.2 НК – 20% от суммы сокрытой выручки). Привлечение должностных лиц к административной или уголовной ответственности не исключает взыскания финансовой санкции с налогоплательщика-юрлица.
г) гражданско-правовой проступок (деликт). Природа налогов как элемента экономической системы государства – публично-правовая. При этом характер взаимоотношений, складывающийся между налогоплательщиком и государством, имеет и имущественную составляющую, т.к. своевременная и полная уплата налогов и других обязательных платежей – один из элементов налогового обязательства.
Вследствие причинения вреда возникают гражданские права и обязанности. В частности, потерпевшему принадлежит право требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Но государство – специфический субъект гражданских правоотношений и участвует в них через свои уполномоченные органы, в нашем случае – органы государственной налоговой службы.
Еще одна особенность состоит в том, что налоговые органы не привлекают лиц, причинивших имущественный вред государству, к ответственности (в гражданско-правовом смысле ее попросту нет). Выступая от имени государства, они принимают меры по восстановлению его нарушенных прав, взыскивая причиненный вред.
Вывод. Противоправная деятельность в виде умышленного сокрытия (занижения) выручки от реализации порождает две «ветви» последствий:
1) привлечение виновных к предусмотренной за это юридической ответственности: с налогоплательщика-юрлица взыскивается финансовая санкция плюс его должностным лицам грозит административное взыскание либо уголовное наказание;
2) взыскание причиненного государству ущерба равного сумме налогов и (или) обязательных платежей, от уплаты которых уклонились виновные. Его же могут взыскать как с самой организации-налогоплательщика, так и с ее должностных лиц, чьи противоправные действия стали причиной недоимки.
Для справки: аналогичные последствия возникают и при хранении неоприходованных товаров (за исключением случаев подтверждения их законного происхождения).
Отсюда – применение предусмотренных законом мер юридической ответственности не отменяет обязанности возместить причиненный государству ущерб.
Взыскание ущерба – когда с виновного руководства?
В законодательстве нет исчерпывающего перечня оснований для взыскания налоговой недоимки с виновных в ее образовании должностных лиц. По мнению автора, это допустимо только, когда возможности взыскания непосредственно с налогоплательщика – юрлица исчерпаны и не привели к результату либо виновные лица намерены добровольно возместить его лично (об этом ниже). В качестве примера можно рассматривать следующие ситуации.
а) исполнительное производство в отношении организации – налогоплательщика прекращено, а исполнительный документ возвращен без исполнения (, Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»).
б) на момент обращения в экономический суд организация-налогоплательщик является фактически недействующей, отсутствуют денежные средства и имущество, за счет которых могут быть удовлетворены требования.
Как правило, в процессе уголовного преследования должностных лиц предприятие перестает нормально функционировать. Особенно это характерно, когда оказавшиеся на скамье подсудимых выступают одновременно его учредителями (либо один из них является единственным учредителем), что также затрудняет «смену власти» в организации.
в) юрлицо-налогоплательщик создано без реального намерения осуществлять экономическую деятельность, а лишь для прикрытия противозаконной деятельности контролирующих его физических лиц.
Это в большей степени касается различных «однодневок», фирм по обналичиванию денежных средств и других участников незаконных финансово-экономических схем, формально отвечающим признакам самостоятельного субъекта предпринимательства.
Как в таких случаях взыскивается ущерб, причиненный государству?
Возмещение – добровольно или принудительно
Во-первых, нанесенный государству материальный ущерб может быть возмещен добровольно причинившими его должностными лицами. Законодатель стимулирует именно такую модель поведения, освобождая за это виновных от персональных административных и уголовных санкций.
Так, производство по делу об административном правонарушении по и ст. 174 КоАО не начинается, а начатое прекращается, если должностные лица субъекта предпринимательства добровольно возместят причиненный материальный ущерб в 30-дневный срок с момента его обнаружения.
В уголовном праве этот вопрос разрешается двумя способами:
1) не применяются наказания в виде ограничения и лишения свободы – при полной уплате налогов или других обязательных платежей на умышленно сокрытую, заниженную прибыль (доход). При этом предусмотренные ст. 184 УК санкции в виде штрафа и исправительных работ к виновным все же применяются;
2) полное освобождение от уголовной ответственности (наказание не применяется вообще) – если преступление совершено впервые и виновные в установленный срок[1] уплатили полностью налоги и другие обязательные платежи плюс пени и иные финансовые санкции.
Во-вторых, невозмещенный добровольно ущерб может быть взыскан по иску налоговых органов, заявленному в процессе судебного разбирательства по уголовному делу (гражданский иск в уголовном процессе) либо в гражданско-правовом порядке.
Судам при вынесении приговоров по делам этой категории необходимо разрешать предъявленный гражданский иск.
Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд должен указать в приговоре размер денежной суммы (включая суммы штрафа и пени), подлежащей взысканию с осужденного, и в зависимости от вида неуплаченного налога – наименование государственного бюджета (республиканский, местный), целевых внебюджетных фондов, а также органа государственной налоговой службы по месту учета налогоплательщика.
п. 17 постановления Пленума Верховного суда от 31.05.2013 г. № 08
«».
Если к ответственности привлекаются несколько лиц, чьими совместными незаконными действиями причинен ущерб (например, директор и главбух), обязанность по его возмещению возлагается на них солидарно. При этом в качестве меры обеспечения может быть арестовано их личное имущество ( УПК).
Налоговая также вправе подать иск в порядке гражданского судопроизводства, если:
- при рассмотрении уголовного дела в суде гражданский иск не был предъявлен либо оставлен судом без рассмотрения (ч. 5 УПК);
- уголовное дело прекращено по УПК или дело об административном правонарушении по и ст. 271 КоАО, т.е. по нереабилитирующим основаниям (в их числе – акт амнистии).
Олег Заманов.
[1] Тридцать дней со дня получения решения органа государственной налоговой службы по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Виды налоговых обязательств
Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.
Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:
- на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
- налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.
Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:
- НДС;
- на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
- акцизные сборы;
- социальный.
Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.
Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
(по состоянию на 04.05.2017)
- Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса
влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
- Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)
- Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
- Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса. (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)
Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ
Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.
Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.
Как видно из формулировки статьи, сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.
Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности налогоплательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по «косвенным» данным, а налоговый орган может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж. Следовательно, не образуется состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
Встречаются споры о праве налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, на основании данных о движении денежных средств по счету налогоплательщика, полученных от банка, в котором у организации (ИП) открыт расчетный счет.
На мой взгляд, в данном случае налоговики сами нарушают законы т.к. при отсутствии представленной в налоговые органы декларации (т.е. только на основании иных документов и сведений) является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законов, не влечет правовых последствий.
Бывают случаи, когда налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет: одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.
Надо иметь в виду, что указанной статьей налоговая ответственность не ограничивается, т.к. статьей 75 НК предусмотрена еще и пеня за просрочку уплаты налога.
Срок давности привлечения к ответственности
Согласно статье 113 НК срок давности привлечения лица к налоговой ответственности составляет 3 года. Именно в течение трех лет налоговым органом может быть вынесено решение о привлечении лица, совершившего налоговое правонарушение, к ответственности.
Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата или неполная уплата сумм налога. Например, для имущественных налогов физических лиц срок давности исчисляется со 2 ноября, а с 2020 года — до 2 октября.
В отношении налоговых агентов срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения.
Уклонение от уплаты налогов
Одним из неправомерных деяний, за которые статьей 122 НК предусмотрена налоговая ответственность, относится неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате:
- занижения налоговой базы;
- иного неправильного исчисления налога (сбора);
- других неправомерных действий (бездействия).
Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК).
Примером умышленного уклонения от уплаты налогов является сотрудничество с фирмами-однодневками.
Отсутствие состава правонарушения
Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.
Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.
Также не является налоговым правонарушением начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный МРОТ (письмо ФНС России от 19.03.2009 № 3-6-04/66). В этом случае нарушается трудовое, а не налоговое законодательство.
Ответственность по Налоговому кодексу
Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.
К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:
- «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
- некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
- уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).
То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.
Занижение налоговой базы по НДС
Чтобы рассчитать размер НДС, необходимо сначала правильно сформировать налоговую базу. Каждая компания должна делать это самостоятельно, исходя из особенностей своей деятельности. Сама по себе формула расчета налоговой базы достаточно проста. Однако рассчитать отдельные составляющие довольно сложно. Поэтому в расчеты вкрадываются погрешности, и в результате налогооблагаемая база ненамеренно занижается.
Типичные ошибки при расчете налоговой базы – это ошибочное определение объекта налогообложения; ошибочное применение ставки налога и неправомерное использование вычета «входного» НДС. Причины ошибок кроются в неверной квалификации факта хозяйственной жизни; несвоевременном учете произошедшего факта; арифметических и логических ошибках в первичных документах; опечатках; двойной регистрации одного и того же события на основании разных документов. Нередко причинами ошибок становится отсутствие оригиналов договоров, первичных документов и счетов фактур. Однако основная проблема – это недостаточная квалификация бухгалтера. Непрофессионализм сотрудника стоит дорого, а расплачиваться за него приходится руководителю.
Впрочем, и сами бизнесмены порой умышленно занижают налогооблагаемую базу с целью получения налоговой выгоды, что рано или поздно приводит к ответственности по закону.
Как рассчитывается налогооблагаемая база
Общий принцип формирования налогооблагаемой базы един для всех плательщиков НДС и рассчитывается по формуле:
НОБ = (ОбН х СтН) – НВ
НОБ – налогооблагаемая база.
ОбН – объект налогообложения. Объектами налогообложения в целях НДС являются: реализация товаров или услуг на территории России или в режиме экспорта; частичная оплата (то есть аванс) в счет предстоящих поставок; передача на территории России товаров или оказание услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в режиме импорта.
СтН – ставка налога. На сегодняшний день действуют следующие ставки НДС: 0%, 10%, 20%. Применение той или иной ставки зависит от объекта налогообложения. Определить ставку, которую следует использовать при расчете налогооблагаемой базы, можно руководствуясь статьей 164 Налогового кодекса РФ.
НВ – налоговые вычеты. Налоговые вычеты – это сумма налога, на которую уменьшается налоговая база. Как правило, эти суммы уплачиваются поставщикам в стоимости товаров или услуг.
Кодекс административных правонарушений
В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:
- с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
- с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
- с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
- с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.
Что кроме штрафов
Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.
При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.
Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.
Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения: за что и кому грозит
Правонарушение в фискальной сфере – это противоправное действие (бездействие), за которое установлена ответственность в НК РФ, совершенное налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом. Список возможных налоговых проступков приведен в гл.16 НК РФ и подразделяется на следующие основные группы:
- нарушение порядка регистрации налогоплательщика в ИФНС;
- нарушение порядка предоставления налоговой отчетности;
- ошибки в ведении учета, что привело к искажению величины налогооблагаемой базы;
- неперечисление (в т.ч. уплата не в полном объеме) страховых взносов, сборов и налогов;
- непредоставление налоговикам запрашиваемой документации или представление недостоверных данных.
Каждая группа содержит широкий ассортимент действий (или бездействий) лиц, нарушающих определенную норму права, за каждое из которых определен диапазон ответственности в зависимости от тяжести проступка.
Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений определена не только Налоговым Кодексом РФ, но и КоАП РФ, а за серьезные деяния – УК РФ. Разнообразие наказаний обусловлено таким же разнообразием нарушений, а также различной степенью их тяжести и размером нанесенного государственному бюджету ущерба.
Привлечь нарушителя за противоправные деяния в сфере фискального законодательства возможно только по решению ИФНС или суда. Наказать могут:
- организацию;
- ИП;
- физлицо, если на момент нарушения ему исполнилось полных шестнадцать лет (ст.107 НК РФ).
От категории виновного лица зависит и то, суд какой инстанции будет рассматривать дело:
- для предпринимателей и организаций – арбитражный суд;
- для физических лиц – суд общей юрисдикции.
Для того, чтобы компанию, предпринимателя или частное лицо признали виновным, должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- основание в виде актуальной законодательной базы;
- доказанный факт совершения противоправного действия;
- оформленное решение уполномоченного органа о наложении взыскания или наличие признаков налогового преступления, установленных вследствие оперативных мероприятий
Кроме того, важным условием является соблюдение срока исковой давности: привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения допустимо только в течение трех лет со дня его совершения (п.1 ст. 113 НК РФ), за исключением уголовных преступлений. При проступках, подпадающих под ст.120 (грубое нарушение правил ведения налогового учета) и 122 НК РФ (неуплата налогов, сборов, страхвзносов), трехлетний срок отсчитывается со дня, следующего за окончанием отчетного периода. Если нарушение классифицируется как уголовное преступление, то срок давности по нему может увеличиваться до десяти лет.